Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / обучение / педагогика / кадры / потенциал / социология / рынок труда / экономика / управление / потребность. / education / training / pedagogy / personnel / potential / sociology / labor market / economy / management / need.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидова Мадина Хамидовна

Развитие экономики и растущая конкуренция на рынке труда Узбекистана заставляют специалистов системы образования в корне пересмотреть подходы к подготовке кадров. В условиях конкуренции высшие учебные заведения вынуждены совершенствовать свою деятельность, предлагая рынку более качественные образовательные программы, в число которых входит дистанционное обучение. Данная форма обучения с каждым годом привлекает в Узбекистане все большее внимание и это продиктовано целым рядом социально – экономических приоритетов, результаты исследования которых изложены в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC PRIORITIES OF DISTANCE LEARNING FOR THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Economic development and growing competition in the labor market of Uzbekistan are forcing specialists in the education system to radically revise approaches to training personnel. In a competitive environment, higher education institutions are forced to improve their activities, offering the market better educational programs, which include distance learning. This form of training attracts more and more attention in Uzbekistan every year, and this is dictated by a number of socio-economic priorities, the research results of which are presented in this article.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Саидова Мадина Хамидовна.

доцент кафедры «Бухгалтерский учёт и аудит" Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, кандидат экономических наук, доцент

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УДК: 378.316.331

САИДОВА М.Х. МАСОФАВИЙ УЦИТИШНИНГ УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ УЧУН ИЖТИМОИЙ-ИЦТИСОДИЙ УСТУВОРЛИКЛАРИ

Ик,тисодиётнинг ривожланиши ва Узбекистан мех,нат бозорида рак,обатнинг усиши таълим тизими мутахассисларини кадрлар тайёрлашга ёндашишини тубдан кайта куриб чикишни талаб этмокда. Ракобат шароитида олий таълим муассасалари бозорга масофавий утишни уз ичига камраб олган мукаммал таълим дастурларини таклиф этиб, узларининг фаолиятини ривожлантиришга мажбур-дирлар. Ук,итишнинг ушбу шаклига Узбекистонда йилдан йилга купрок, эътибор к,аратилмок,да ва бу бир катор ижтимоий-иктисодий устуворликларга эга булиб, уларнинг тадк,ик,от натижалари ушбу маколада келтирилган.

Таянч суз ва тушунчалар: таълим, ук,итиш, педагогика, кадрлар, салохият, ижтимоий, мех,нат бозори, ик,тисод, бошк,арув, талаб.

САИДОВА М.Х. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Развитие экономики и растущая конкуренция на рынке труда Узбекистана заставляют специалистов системы образования в корне пересмотреть подходы к подготовке кадров. В условиях конкуренции высшие учебные заведения вынуждены совершенствовать свою деятельность, предлагая рынку более качественные образовательные программы, в число которых входит дистанционное обучение. Данная форма обучения с каждым годом привлекает в Узбекистане все большее внимание и это продиктовано целым рядом социально - экономических приоритетов, результаты исследования которых изложены в настоящей статье.

Ключевые слова и понятия: образование, обучение, педагогика, кадры, потенциал, социология, рынок труда, экономика, управление, потребность.

SAIDOVA M.KH. SOCIO-ECONOMIC PRIORITIES OF DISTANCE LEARNING FOR THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Economic development and growing competition in the labor market of Uzbekistan are forcing specialists in the education system to radically revise approaches to training personnel. In a competitive environment, higher education institutions are forced to improve their activities, offering the market better educational programs, which include distance learning. This form of training attracts more and more attention in Uzbekistan every year, and this is dictated by a number of socio-economic priorities, the research results of which are presented in this article.

Key words and concepts: education, training, pedagogy, personnel, potential, sociology, labor market, economy, management, need.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 1(86)

Введение.

В современной педагогической литературе существует множество определений феномена дистанционного образования, но его суть сводится к тому, что в рассматриваемой системе обучения преподаватель и обучающийся отделены друг от друга и пространство между ними преодолевается посредством соответствующих технологий. В понимании многих людей дистанционная форма отождествляется с заочной формой обучения, что искажает её объективные возможности. В заочной форме студент не контактирует с преподавателем или с другими участниками образовательного процесса. Здесь же имитируются все виды очного обучения, но свойственными себе формами.

С теоретической точки зрения «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» часто употребляются как синонимы. По мнению российской учёной Н.Панариной, обучение - это целенаправленный, организованный процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся. Термин же «образование» представляет собой результат обучения, воспитания и развития личности, классифицируется по назначению (общее и специальное), по уровню (начальное, среднее, высшее), по области знаний (гуманитарное, естественно-научное, техническое), по отраслям и т.д., но не по расстоянию до обучающегося. Из приведенных определений рассматриваемых терминов следует, что данные термины обозначают разные понятия, и предпочтительным представляется использование термина «дистанционное обучение»1.

Дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при этом составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе

1 Панарина Н.А. Дистанционное обучение: к вопосу об основных понятиях // Социологические исследования. 2004. № 4. с. 116-121.

комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем через средства связи, а также очно.

В системе образования дистанционное обучение отвечает принципу гуманности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.

Система образования в Республике Узбекистан направлена на обеспечение свободного и открытого доступа к образованию своих граждан на протяжении всей их жизни, исходя из их интересов и способностей. Принятая государством многоступенчатая система образования способствует решению задач равноправности и непрерывности образования. «Закон об Образовании» Республики Узбекистан закрепляет правовые основы обучения и определяет обязательность «внедрения в учебный процесс прогрессивных форм обучения и новых педагогических технологий, технических и информационных средств обучения»2. Это подтверждает наличие потенциальных возможностей развития дисстанционного обучения в стране.

Актуальность темы.

Вопрос качества рабочей силы, а также обеспеченности экономики страны квалифицированными и молодыми кадрами сегодня остро стоит в Узбекистане, как и во всём мире. Главной проблемой рынка труда Узбекистана является несбалансированность спроса и предложения, дефицит квалифицированных рабочих и специалистов.

Согласно информации, предоставленной Центру «Стратегия развития», в настоящее время более 100 ВУЗов страны готовят высококвалифицированные кадры. В Узбекистане успешно работают филиалы ведущих университетов США, Великобритании, Италии, Южной Кореи, России, Сингапура и Индии. Кроме того, ряд проектов в сфере высшего образования успешно осуществляется в сотрудничестве с финансовыми учреждениями и развитыми странами. За последние

2 Статья 26 Закона РепсблЬки Узбекистан «Об образовании» от 29.08.1997 года №464-1 // https://www.lex.uz/ docs/15622

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 1(86)

два года в стране было создано 5 новых высших учебных заведений и 12 филиалов иностранных университетов1.

Несмотря на это, серьезной проблемой остаётся несоответствие системы образования потребностям экономики. Согласно исследованию Всемирного банка, 35% компаний Узбекистана сталкиваются с трудностями при поиске квалифицированных специалистов с высшим образованием. Дефицит достигает почти 50% на промышленных предприятиях. Основной причиной затруднения, как сообщают работодатели, является «недостаточное количество специалистов» на рынке труда2.

Охват населения студенческого возраста системой высшего образования в Узбекистане составляет около 9,5% и является низким по региональным и международным меркам, резко контрастируя с положением на начальном и среднем уровне образовательной системы, в которых обеспечен практически 100-процентный охват населения. Если общемировой тенденцией является повышение охвата населения высшим образованием, в Узбекистане наблюдается обратный процесс: сокращение в течение последних 25 лет на 9%. Для сравнения: охват высшим образованием в Республике Корея составляет 95%, в Китае — 39%, в России — 79%, в Казахстане — 46%3.

На наш взгляд, причинами такого положения на рынке труда Узбекистана является ряд немаловажных проблем социального характера.

Во-первых, коммерциализация системы высшего образования, сопутствующая с ростом цен, существенно ограничили её доступность для среднего слоя населения;

Во-вторых, в силу географических особенностей, в Узбекистане большое количество потенциальных слушателей проживают в регионах, отдалённых от крупных образовательных центров (население Узбекистана на 1 октября 2019 года составило 33 724 500 человек, из них 50,5 % — городское и 49,5 % — сельское)4.

1 https://strategy.uz/index.php?news=751

2 https://www.gazeta.uz/ru/2018/07/13/education-strategy/

3 Проблемы образования и пути решения-в проекте стратегии инновационного развития / https://www. gazeta.uz/ru/2018/07/13/education-strategy/

4 https://stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-кот^а/7429-34634634634634

В третьих, современный рынок труда Узбекистана, развитие производств и технологий, предъявляют новые требования к квалификации специалистов. Сложившийся в республике недостаточный уровень научного потенциала педагогов, работающих в высшей школе, не в состоянии удовлетворить эти требования. В Узбекистане в структуре педагогического состава доля кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) составляет лишь 37,9%, остальные 62,1% - это преподаватели, не имеющие ученых степеней. Тенденцией последних лет является старение научно-педагогических кадров, имеющих ученые степени и звания, при одновременном сокращении притока молодежи. Педагоги предпенсионного и пенсионного возраста составляют 31,3% от общего числа специалистов высшей квалификации.

Вышеуказанным можно обосновать актуальность кардинального улучшение качества обучения посредством внедрения современных образовательных программ, педагогических и smart-технологий в учебно-воспитательный процесс путём формирование электронных модулей и программ дистанционного обучения.

Постановка проблемы.

Опираясь на многолетний опыт научно-педагогической работы автора статьи в системе высшего образования, можно отметить следующие проблемы развития дистанционного обучения кадров в Узбекистане:

- отсутствие нормативных актов и стандартов, регламентирующих дистанционную образовательную деятельность и механизм сертификации выпускников;

- неоднородная оснащенность регионов техническими средствами и качественными Интернет-каналами;

- нехватка преподавателей, специализирующихся на дистанционном преподавании дисциплин, а также специалистов по дистанционному обучению (модераторов, тьюторов, координаторов).

- негативное отношение преподавателей традиционной школы обучения к дистанционному обучению, и, как следствие, недостаточно высокий статус сертификатов дистанционных курсов;

- отсутствие у потенциальных слушателей стимула обучаться дистанционно, так как статус

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 1(86)

Таблица 1. SWOT анализ социально-экономических аспектов дистанционного обучения в Узбекистане

(--N

О

m

О

Положительные стороны (Strengths) Недостатки (Weaknesses)

Географическая независимость. Главным и бесспорным плюсом дистанционного обучения является возможность получать образование в любой точке мира, где есть доступ к Всемирной сети. Отсутствие стандартов. Для успешного функционирования дистанционного обучения, как системы, необходимо наличие нормативно-правовой базы и стандартов, регламентирующих процесс и качество дистанционного образования.

Эффектная визуализация. Дистанционное обучение проводится с использованием электронных ресурсов, выполненных по самым современным визуальным технологиям. Отсутствие официального статуса. Дистанционное обучение может сделать эту форму образования непривлекательной для потенциальных клиентов.

Экономия средств. Обучение на дистанционных курсах не требует расходов слушателя на транспорт и проживание, что дает существенную экономию затрат обучаемого на образование. Отсутствие юридического статуса. Если дистанционные технологии упоминаются в образовательном законодательстве, но не закреплены юридически, то это становится препятствием для определения статуса выпускников дистанционных курсов и обоснованности выдачи им сертификатов.

Рациональное использование времени. В условиях дистанционного обучения слушатель имеет возможность эффективно распределять свое время за счет отсутствия необходимости посещать удаленные учебные помещения согласно расписанию. Отсутствие очного общения. Отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем является психологическим фактором и может негативно сказаться на восприятии учебного материала.

Индивидуальность. Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер, чем традиционное. Обучение в любое время в любом месте позволяет слушателям не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. Постоянный доступ к Интернет. Слушателю и преподавателю необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого необходима хорошая техническая оснащенность, но не все потенциальные слушатели имеют такую возможность.

Социальное равноправие. Дистанционные курсы обеспечивают равноправный доступ для слушателей из всех слоев и социальных групп населения вне зависимости от социального статуса, материального положения, состояния здоровья обучаемого, половой принадлежности и его географического положения. Нехватка электронных ресурсов. Детально разработанные учебные программы и курсы требуют значительного времени и средств на их подготовку, поэтому зачастую подменяются обычными лекциями в виде электронных текстов. Это существенно снижает эффективность дистанционного обучения.

Доступность. Дистанционное обучение доступно для огромной категории слушателей, для которых обучение в очной форме было не возможным. Это большая категория работников, не имеющих возможности отрыва от основной работы, руководители разных рангов, военнослужащие и женщины, имеющие детей (при условии наличия у перечисленной категории слушателей доступа к Интернету). Нехватка специалистов. Для ведения дистанционных курсов нужны координаторы и преподаватели, обладающие специальными профессиональными навыками организации обучения через Интернет. Рынок таких специалистов еще не сформирован, поэтому возникает необходимость в организации курсов по теории и практике дистанционного обучения для преподавателей.

Кадровый дефицит. Лучшие преподавательские кадры, как правило, концентрируются в крупных населенных пунктах, в то время, как региональные центры испытывают нехватку квалифицированных преподавателей. В условиях дистанционного обучения этот фактор не играет никакой роли, и слушатель имеет возможность обучаться у ведущих специалистов в данной предметной области. Недостаток практических занятий. Как правило, при обучении дистанционно, слушатель не имеет возможности практиковаться по изученному материалу из-за отсутствия материальной базы для проведения практических занятий. В отдельных предметных областях, где практическая часть может быть выполнена письменно, в форме творческой работы, этот фактор не играет существенной роли.

> П

О

е >

□о

>

сг1 Ь

&

S

п

—I

>

X J= S

о

о

СП

>

UJ

О

□о >

i_n

Таблица 1. Продолжение

Современные технологии.

Как современная, и формируемая в наши дни образовательная технология, дистанционное образование непременно использует самые современные технологии, как информационные, так и педагогические.

Ограничение интерактивности.

Не смотря на широкий спектр возможностей интерактивного общения в системах дистанционного обучения, данная возможность используется редко из-за возможной пассивности преподавателя или слушателя.

Оперативность.

У преподавателя есть возможность быстро отправить задание слушателю, а у слушателя - получить скорейший ответ и комментарии к выполненной работе. Такое взаимодействие дает значительное преимущество дистанционных форм перед традиционными.

Модульность.

Разделение всего дистанционного образовательного процесса на отдельные этапы (модули), завершенность образования на каждом этапе с выдачей соответствующего документа, обеспечивает возможность непрерывного профессионального роста обучаемого.

Потенциальные возможности (Opportunities)

Потенциальные угрозы (Threats)

Доступность зарубежного опыта.

В Узбекистане успешно работают филиалы ведущих университетов США, Великобритании, Италии, Южной Кореи, России, Сингапура и Индии, которые имеют опыт в области дистанционного обучения. Есть возможность внедрения их опыта в практику национальных высших учебных заведений

Отсутствие визуального контроля.

Это одна из самых сложных и трудно решаемых проблем дистанционного обучения. Если слушатель не выходит на интерактивный контакт с преподавателем, то у последнего практически нет рычагов воздействия на него. Такие слушатели, как правило, не заканчивают курс и попадают в определенный процент неизбежного брака, снижающий общие показатели результативности дистанционного курса.

Широкий охват молодёжи

Молодежь в Узбекистане по численности составляет самую значительную часть общества. В настоящее время в республике проживает 10 млн. 400 тыс. молодых людей и девушек до 18 лет, или около 40% от всего населения страны. А в возрасте до 30 лет - более 17 миллионов человек, что составляет 64% населения1.

Необходимо наличие у слушателя способности к самообразованию и высокой мотивации к учебе. Этот показатель невозможно выявить при поступлении на обучение, потому слушатель без такого навыка, как правило, не заканчивает дистанционный курс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большой спрос в кадрах

По состоянию на 1 июля 2019 года в республике насчитывается 66,6 тысячи предприятий разных отраслей, которые испытывают большой спрос в национальных кадрах высокой квалификации2.

Достоверность проверки знаний.

Наиболее часто используемые в ДО формы контроля знаний - это тестовые задания и курсовые индивидуальные работы. Если у преподавателя нет возможности проверить, выполнено ли задание самим слушателем, то оценка этих работ не является объективной.

Совершенствование информационно - коммуникационных технологий Согласно рейтингу Speedtest Global Index, в котором содержатся данные по скорости интернета в мире, Узбекистан показал уверенный рост по скорости фиксированного Интернета, прибавив с января по июнь 2019 года 14 позиций вверх со 130 места до 116 места среди 180 стран мира3.

1 https://stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-komiteta/7429-34634634634634

1 https://ru.wikipedia.org

3 http://infocom.uz/2019/08/02/internet-v-uzbekistane

документа, выдаваемого по окончании обучения, невысок. Это значит, что сертификат об окончании дистанционного курса не может конкурировать с документом государственного образца, выдаваемого по окончании очного обучения;

- неподготовленность преподавательского состава. В большинстве случаев преподаватели не знакомы с основами дистанционного обучения, как с новой образовательной технологией, и переносят на дистанционный курс схемы, принятые для очных занятий. Такие формы в дистанционных курсах не приводят к желаемому образовательному результату;

- отсутствие квалифицированного технического персонала для обслуживания, поддержки и развития сайта дистанционного обучения.

Целью настоящей статьи является разработка рекомендаций по совершенствованию системы дистанционного обучения в Республике Узбекистан на основании изучения существующих социально-экономических проблем.

В процессе работы над статьей были использованы методы статистики (сбор и обработка информации) и экономического анализа.

Научная значимость статьи заключается в том, что:

1. Социально - экономические факторы рассмотрены как критерии развития дистанционного обучения;

2. На основе изучения социально-экономических факторов определены потенциальные возможности и риски развития дистанционного обучения в нашей стране;

3. Разработанные рекомендации универсальны для всех направлений и специальностей подготовки кадров.

Основная часть.

В целях поиска путей преодоления факторов торможения развития дистанционного образования в Узбекистане нами проведён SWOT анализ, результаты которого приведены в таблице 1.

Основные результаты.

По результатам SWOT анализа социально-экономических аспектов дистанционного обучения в Узбекистане можно увидеть, что положительных сторон у данной формы обучения больше, чем недостатков, и в стране имеется ряд потенциальных возможностей для её развития.

Выводы и предложения.

Изучение автором статьи проблемы развития дистанционного обучения в Узбекистане показало, что современное её состояние не отвечает сегодняшним требованиям людей, желающих учиться по этой форме.

Эту проблему на наш взгляд можно разрешить путём создания системы дистанционного обучения, только при условии подключения к процессу квалифицированных преподавателей и методистов.

Для создания качественной системы дистанционного обучения, отвечающей всем требованиям учебного процесса необходимо тесное сотрудничество администрации высшего учебного заведения, преподавателей и программистов.

Для полного соответствия системы дистанционного обучения требованиям, предъявляемым к учебному процессу, необходимо осуществление следующих организационно-технических мер:

• оснащение техническими средствами преподавателей для создания полноценных электронных курсов, включающих в себя различные виды подачи материала (видео, аудио, текст, интерактив) и тестовые задания;

• разработка для студентов учебных курсов, организация электронной библиотеки, обратной связи с преподавателем и обмена учебными материалами, обратной связи с методистом, создание портала для общения между студентами, портал для внеучебных мероприятий;

• организация работы электронного деканата, который позволял бы осуществлять организацию, учёт и хранение результатов учебного процесса.

Как и при традиционной системе обучения, связка «преподаватель - студент - методист» должна поддерживаться и при дистанционной системе обучения.

Кроме того, все элементы этой системы должны быть простыми, доступными и согласованными между собой. Система обучения не должна быть случайным набором различных компьютерных программ, как предлагает сегодня рынок дистанционных технологий.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 1(86)

Список литературы:

1. Статья 26 Закона Республики Узбекистан «Об образовании» от 29.08.1997 года, № 464-1 // https://www.lex.uz/docs/15622

2. Панарина Н.А. Дистанционное обучение: к вопросу об основных понятиях // социологические исследования. 2004. № 4. с. 116-121.

Интернет-ресурсы:

1. https://strategy.uz/index.php?news=751

2. https://www.gazeta.uz/ru/2018/07/13/education-strategy/

3. https://stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-komiteta/7429-34634634634634

4. https://ru.wikipedia.org

5. http://infocom.uz/2019/08/02/internet-v-uzbekistane

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 1(86)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.