Научная статья на тему 'Социально-экономические преобразования первых лет советской власти и толстовское движение'

Социально-экономические преобразования первых лет советской власти и толстовское движение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
478
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические преобразования первых лет советской власти и толстовское движение»

В.Т. ПЕТУХОВА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВЫХ ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И ТОЛСТОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В отечественной исторической науке до настоящего времени сохранился взгляд на последователей религиозно-философского учения Л.Н.Толстого как на лиц, враждебно настроенных к первым социалистическим преобразованиям и стремящимся всячески противодействовать им [1].

Первые мероприятия советской власти не могли вызвать недовольство в толстовской среде. Декреты советского государства о земле, о мире, о праве наций на самоопределение, об отделении церкви от государства, первая советская Конституция были одобрены толстовцами. Я. Д. Драгуновский в письме семье Чертковых от 6 апреля 1920 г. писал по этому'поводу: «Они сначала пошли было хорошо, стали распускать армию, заключать мир, издавать много хороших декретов» [2]. Главное столкновение с интересами государства произошло из-за методов, которыми проводилась политика продразверстки. Хотя реквизиции продовольствия, возможно, были единственным способом спасти городское население от голода, толстовцы не могли принять революционного насилия над крестьянами.

Своеобразно восприняв Октябрьскую революцию и считая себя полноправными участниками революционного процесса в России, толстовцы не остались в стороне от социалистических преобразований. Например, на I Всероссийский съезд земотделов комбедов и коммун б декабре 1918 г. от Астраханской губернии был командирован толстовец Хабаров как член губернского комбеда [3]. Последователи Л.Н. Толстого не имели детальной программы социально-экономических преобразований. Они считали, что в этом нет необходимости, так как в области экономической жизни «народ, предоставленный самому себе, не понукаемый штыками, устроится так, как ему

ГТР.Т.Т! "" ТТТГТТТТТ<5 ТУ Л ■ | V» отло ГИТ О ТГТ ГЛГРГ\ Л? гт»тг л»п*отгл>»я»тт» Л^.ГТГТ'Ч

ичллсллх^ 1. ^у -ХЛЛЛ\* XX А1Р(ли^^ VЧ^// иС1ЛП Ч/Ир^ДСЛ^ГШ ЧЛЛАДПО

принципы решения насущных вопросов экономического и социального развития страны. Свою задачу толстовцы сводили к переходу городского населения на землю, к жизни в колониях, носящих самопотребляющий характер [5].

В советское время произошло изменение социальной базы толстовства. Как отмечал В.Ф. Булгаков в 1923 г., «толстовское движение в современной России является, по преимуществу, крестьянским движением» [6]. Среди людей, разделявших, так называемое свободно-религиозное мирозоазрение, преобладала середняцкая прослойка: «Мы все члены нашего общества малограмотные мужички с кулацкими взглядами па жизнь и только теперь

1ТаТТ!?ТТ2£М ^ иПТЛЛПЛТТГ ТТЛИД лгг*глтт»лттг»таг »«г т ллдя.ггжл г^мп/чтг ггтг/х\\ Г71

А1и ж.ч/рделл и хпишеа^а аУЮл ч/^иДППи 1Д>ЛЛ^// / _].

Хотя толстовцы не разделяли крестьянство на беднейшее и кулацкое, их

представления о развитии экономической жизни будущего общества ориентировались на интересы успешно работающего на земле хозяйственного мужичка. Разрешение аграрного вопроса после Октябрьской революции, по мнению последователей Л.Н. Толстого, должно было произойти мирным путем но системе американского политэконома Генри Джорджа. Толстовцы приветствовали систему Генри Джорджа, так как надеялись, что единый налог позволит перераспределить землю в интересах тех, кто ее перерабатывает. Главный минус в системе Генри Джорджа толстовцы усматривали в том, что активную роль в ее проведении играет государство. Но так как, по их представлениям, государство имело временный характер, и должно было отмирать по мере изменения сознания людей, проект считался вполне приемлемым.

Первостепенное значение в деле переустройства крестьянской жизни на началах добра и справедливости, по мнению последователей Л.Н. Толстого, могла сыграть кооперация. В этом вопросе толстовцы в теории мало расходились с большевиками, однако практический подход был различен. Толстовцы считали кооперацию «одной из лучших деятельностей, которой могут посвятить себя ищущие приложения своих сил молодые люди, желающие служить народу» [8]. В.Г. Чертков дал свое определение кооперации, как единственно возможного средства для практического применения в жизни основ равенства и братства. Он предлагал под кооперацией подразумевать «объединение лиц, поставивших перед собою целью взаимопомощь, или, вернее, взаимодействие в одной какой-либо практической области» [9]. Для толстовцев кооперация имела не только хозяйственное, но и воспитательное значение. Посредством ее «люди, воспитанные на началах обособленной эгоистической жизни, могут постепенно идти к общей братской жизни» [10]. Главным в деятельности объединений толстовцы считали свободу и добровольность. В.Г. Чертков утверждал, что «никакое насилие в кооперации недопустимо. Как только насильственное или принудительное начало вводится в кооперацию, так кооперация теряет свое основное лицо и превращается в полугосударственный аппарат» [11]. Именно это и происходило с российской кооперацией в первые послеоктябрьские годы. Е.И. Зеленская указывала, что в результате ленинских декретов о развитии потребительской кооперации от 20 марта 1919 г. и 27 января 1920 г., она «прекратила свое существование как независимая организация, став придатком к государственным органам распределения - Наркомпрода» [12]. Глазной трудностью для толстовцев было согласовать свое жизнепонимание с политической окраской кооперации. На 1-м Тульском кооперативном съезде В.Г. Чертков требовал «указать те способы защиты, какие потребуются со стороны представителей кооперации, если ядастъ будет трактовать декрет неправильно» [13]. Это позволипо представителям государственных органов обвинять толстовцев в создании сети обособленной сектантской кооперации.

На деле В.Г. Чертков выступал за сотрудничество, а не за конфронтацию с государственными органами. По вопросу об отношении к курсу партии в деревне в толстовской среде намечаются те же направления, которые имелись в общей крестьянской массе в то время. Индивидуалистические настроения деревни выражали в толстовской среде С. Семенов и М.П. Новиков. Они доказывали, что уничтожение права работника на результаты его труда привело к снижению личной инициативы, стремления много и хорошо работать. Опора на беднейшее крестьянство, провозглашенная большевистской партией в мае 1918 г., с точки зрения единомышленников Л.Н. Толстого, привела к тому, что «негодные элементы города и деревни ... теперь у власти». Большой бедой для деревни, по мнению толстовцев, были разнообразные отряды - по трудовой и гужевой повинностям, продовольственные, посевкомные, по ловле дезертиров, заградительные. Последователи Л.Н. Толстого видели вред их в том, что для карательных мер отвлекалась значительная масса людей, которйе могли бы заняться производительным трудом.

Другая часть толстовцев, более лояльно относившаяся к сотрудничеству с советской властью, также негативно воспринимала метод революционного насилия, применяемый к крестьянству. Но в их миропонимании были сильнее выражены стремления немедленно продвинуть жизнь ближе к своему идеалу. Они считали вполне приемлемым для себя участие в коллективном строительстве вместе с коммунистами). Во главе этого направления стояли И.М. Трегубов, П.й. Бирюков, К.С. Шохор-Троцкий.

20 июля 1919 года И.М. Трегубов выступил со своей известной статьей «Сектанты-коммунисты)), в которой предложил использовать сектантов для того, чтобы доказать «всем русским рабочим и крестьянам, боящимся коммунизма, превосходство коммунизма перед частновладельческим хозяйством» [14]. В конце 1920 г. М.П. Бирюков и И.М. Трегубов обратились в Наркомзем с докладной запиской «О желательном отношении Советской власти к сельскохозяйственным коллективам пусских сектантов», в котооой

» » ' ж

они отмечали, что крестьянство признает Советы, ко отвергает «коммунию», что правительству нужно обратить свой взор к сектантам: последние представляют собой социальный элемент, который покажет пример новой жизни.

Таким образом, есть все основания констатировать, что опыт социально-экономических преобразований первых лет Советской власти был активно воспринят толстовцами, как в общетеоретическом плане, так и в области практической деятельности. Идея коммунистического преобразования общества была для них конкретной практической задачей, которую они согласны были осуществить под определенным контролем государства, но на основе собственного миропонимания и приемлемыми для них средствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Избранные атеистические произведения. М, 1973 и др.

2. Отдел рукописей Российской государственной бибилиотеки (ОР РГБ). Ф. 435. К. 55. Ед. 36.

3. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 478. Оп.1. Ед.15.

4. ОР РГБ. Ф. 435. К. 55. Ед. 19.

5. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф.122. Оп. 3. Ед. 34.

6. Булгаков В.Ф. К характеристике духовного облика русского народа // Крестьянская Россия. Вып. IV. Прага, 1923. С. 14.

7. ОР РГБ. Ф. 435. К. 97. Ед. 29. Л. 1 об.

8. РГАЛИ. Ф. 122. Оп.З. Ед.34. Л. 11.

9. РГАЛИ. Ф. 122. On. 1. Ед.34. Л. 11.

10. ОР РГБ. Ф. 345. К. 5. Ед. 3. Л. 32-34.

11. РГАЛИ. Ф. 122. Оп. 3. Ед. 34. Л. 11.

12. Зеленская Е.И. Из истории советской кооперации в годы НЭПа// Кооперация. Страницы истории. Вып. 3. М,, 1993. С. 165-166,

13. ОР РГБ. Ф. 435. К. 97. Ед. 30. Л. 163.

14. «Правда». 20 июля 1919 г. N 158. С. 2.

Петухова Татьяна Владимировна - кандида?п исторических наук, доцент кафедры

«История и культура» УлГТУ. Окончила Карагандинский государственный университет. Имеет публикации по истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.