ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2017. № 1
Георгий Юрьевич Филимонов,
доктор политических наук, профессор, директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН (Россия), e-mail: filimonov@ isip.su
Никита Сергеевич Данюк,
аспирант кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН (Россия), e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»
Настоящая статья посвящена анализу социально-экономических причин «цветных революций», а также последствий, с которыми столкнулись государства после успешно реализованных в них государственных переворотов. Авторы отмечают, что наличие внутренних неразрешенных проблем в государствах, прежде всего экономического характера, на самом деле не является определяющим фактором при реализации сценария «цветной революции», так как большая часть «цветныхреволюций» проходила в странах, которые не были абсолютно отсталыми в экономическом отношении, а наоборот — демонстрировали стабильный экономический рост. При этом после успешно совершенных государственных переворотов произошло ухудшение большинства ключевых макроэкономических показателей. Авторы приходят к выводу, что в случае постсоветского пространства волна «цветных революций» была вызвана синтезом интересов национальных финансово-промышленных групп (олигархов) и внешних сил, которые с помощью демонтажа неугодного политического режима могли решить свои геополитические и геоэкономические задачи.
Ключевые слова: «цветная революция», государственный переворот, «арабская весна», экономика, СНГ, Ливия, Украина, Грузия, Киргизия, Египет, геоэкономика.
Georgii Yurievich Filimonov,
Doctor of Political Science, Professor, and Director, Institute for Strategic Studies and Forecasts, Russian Peoples' Friendship University (Russia), e-mail: [email protected]
Nikita Sergeevich Danyuk,
Graduate student, Program on Theory and History of Internationa! Relations,
Humanities and Social Sciences Department, Russian Peoples' Friendship
University, and Deputy Director, Institute for Strategic Studies and Forecasts,
Russian Peoples' Friendship University (Russia), e-mail: [email protected]
THE SOCIO-ECONOMIC PRECONDITIONS AND CONSEQUENCES OF "COLOR REVOLUTIONS"
This article addresses the underlying socio-economic causes of "color revolutions" and the consequences that states have had to endure after coups d'état had been effectively carried out on their territory. The authors point out that in reality unresolved domestic problems —first of all economic — do not constitute a determining factor in the implementation of a "color revolution" scenario: most of the "color revolutions" took place in states that showed sustained economic growth rather than in countries with backward economies. After the coups, those countries saw a decline in most key macroeconomic indicators. The authors conclude that in the case of the post-Soviet space, the series of "color revolutions" came about as a result of a synthesis of interests pursued by national financial and industrial groups (oligarchs) and the interests of external actors who could achieve their geopolitical andgeoeconomic objectives by dismantling "inconvenient"political regimes.
Key words: "color revolution," coup d'état, Arab spring, economics, CIS, Libya, Ukraine, Georgia, Kyrgyzstan, Egypt, geoeconomics.
С момента распада Советского Союза и социалистического блока установившееся абсолютное доминирование США как единственной сверхдержавы в мире привело к образованию на короткий срок однополярной системы международных отношений. Лидерство американских компаний в области развития высоких технологий, инновации финансовых инженеров транснациональных и инвестиционно-банковских холдингов, а также традиционные преимущества в виде географической удаленности от мировых точек нестабильности привели к тому, что США стали одним из главных реципиентов прямых и портфельных иностранных инвестиций со всего мира. Это одна из главных причин сохранения экономического могущества этой страны. При этом наличие возможности контролировать эмиссию доллара, как основной мировой резервной валюты, дает беспрецедентные возможности американскому политическому истеблишменту оказывать влияние на многие сферы международной торговли. Показательным примером служит глобальная торговля нефтью, когда объемы торгов напрямую зависят от курса доллара: чем крепче доллар — тем меньше обороты нефтяной торговли1.
1 Столков Д.С., Корчагин С.А. Иракский кризис и другие результаты внешней политики США в контексте геополитики доллара // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 10. С. 36-42.
Однако бурный экономический рост и практически полное снятие каких-либо ограничений деятельности для американского финансового сектора в периоды президентства Б. Клинтона, Дж. Буша-мл. и Б. Обамы привели к образованию серьезных структурных дисбалансов в американской экономике. Наиболее ярким показателем этого является отношение государственного долга к ВВП, хронический дефицит торгового баланса, износ инфраструктуры и колоссальная переоцененность многих лидеров американского фондового рынка. Указанные факторы в конце прошлого десятилетия, ознаменовавшегося наступлением глобального экономического кризиса, который был спровоцирован финансовым коллапсом в США в 2008 г., способствовали ускорению процесса формирования многополярной системы международных отношений.
В подобных условиях поиск различных механизмов, способных поддержать и укрепить пошатнувшееся положение США на мировой арене, становится одним из главных внешнеполитических приоритетов Вашингтона. Как один из внешнеполитических инструментов сохранения глобального доминирования США следует рассматривать прокатившуюся в разных регионах мира за последние 17 лет волну «цветных революций». Страны, в которых был реализован государственный переворот, совершили последующую геополитическую и геоэкономическую переориентацию государства. При этом «цветные революции» были реализованы именно в тех странах, которые на тот момент попадали под прицел «политических ястребов» Вашингтона.
«Цветные революции» на постсоветском пространстве — в Грузии (2003), на Украине (2004) и в Киргизии (2005), попытки организовать подобное в других странах, в том числе и в России, события «арабской весны» 2011-2012 гг. в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, а также антиконституционный государственный переворот на Украине в 2013-2014 гг. имеют одной из главных первопричин вмешательство внешней управляющей силы во внутренние дела суверенных государств с целью дестабилизации общественно-политической ситуации и реализации сценария государственного переворота и последующего изменения внешнего и внутреннего политического курса государства. Использование инструмента «цветных революций» вписывается в используемую Западом стратегию «управляемого хаоса».
Необходимо подчеркнуть, что наличие внутренних неразрешенных проблем в государстве, прежде всего экономического характера, на самом деле не является определяющим фактором при реализации сценария «цветной революции», а, скорее, умело используется западными политтехнологами с целью мобилизации протестных
народных масс и подрыва социально-политической стабильности «государства-мишени». Министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу в одном из выступлений отметил специфику использования внешними силами «цветных революций»: «Социально-экономические и политические проблемы отдельных государств используются для замены национально ориентированных правительств режимами, которые контролируются из-за рубежа. Они, в свою очередь, обеспечивают своим покровителям беспрепятственный доступ к ресурсам этих государств»2.
Эмпирические исследования, проведенные рядом отечественных и зарубежных ученых — экономистов и политологов в отношении стран, где состоялись «цветные революции», выявили интересный парадокс. Согласно их наблюдениям, большая часть «цветных революций» проходила в странах, которые не являлись абсолютно отсталыми в экономическом отношении. Доктор исторических наук, профессор МГУ А.В. Коротаев отмечает, что между подушевым ВВП и интенсивностью антиправительственных демонстраций корреляция носит не обратный, а U-образный характер. Это свидетельствует о том, что «цветные революции», начинающиеся с антиправительственных выступлений, происходят в странах с не самым низким и не самым высоким ВВП на душу населения, а со средним. Один из основных выводов, вытекающих из подобного наблюдения, заключается в том, что антиправительственные выступления не зависят от типа политического режима, функционирующего в той или иной стране, ставшей эпицентром революционных событий3.
При этом государственные перевороты происходят преимущественно не в экономически отсталых государствах с авторитарным режимом правления, где возможно жесткое подавление любых вне-правовых акций и антиправительственных выступлений, что может вызвать рост недовольства и увеличение протестного потенциала, а в странах, где имеются предпосылки для стабильного экономического развития и существует открытость к внешнему воздействию. Как правило, там активно функционирует сеть так называемых демократических институтов (оппозиционные СМИ, иностранные НПО, НКО и иные фонды, имеющие зонтичную структуру управления и координируемые заинтересованной внешней управляющей силой).
2 Шойгу С.К. [Тезисы выступления на пленарном заседании конференции по международной безопасности] // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). 2014. 23 мая. URL: http://function.mil.ru/news_page/country/ more.htm?id=11929740%40egNews
3 Коротаев А.В., Билюга С.Э., ШишкинаА.Р. ВВП на душу населения, уровень протестной активности и тип режима: опыт количественного анализа // Сравнительная политика. 2016. № 4 (25). С. 72-94.
Такие зарубежные организации зачастую выступают инструментом реализации сетецентричных деструктивных политических технологий, к тому же через них осуществляется финансирование внутренней оппозиции и организуются различные семинары и «подготовительные лагеря» для обучения активистов.
Это видно на примере постсоветских республик, в частности Грузии, Украины, Киргизии, где власти предпринимали попытки демократизации политических институтов, демонстрировали безоговорочную приверженность европейским стандартам и одобряли вестернизацию политической элиты и определенной части населения (в основном молодежи, подверженной «мягкосиловому» западному влиянию), что сделало эти страны уязвимыми перед организованным давлением извне.
Анализ социально-экономического положения стран СНГ, в которых произошли «цветные революции», полностью подтверждает указанное выше наблюдение. Так, к моменту начала волны «цветных революций» на постсоветском пространстве большая часть государств СНГ показывала стабильную динамику роста ВВП. Недавнее исследование Международного валютного фонда (МВФ), посвященное экономическому развитию стран бывшего Варшавского пакта и республик СССР, показывает, что начиная с 1995 г. динамика роста ВВП во всех странах постсоветского пространства была стабильно положительной. Данные показывают, что со второй половины 1990-х гг. в странах постсоветского пространства поступательно снижался уровень инфляции, а с начала 2000 г. во многих из них начала расти доля внутренних сбережений населения.
Рис. 1. Динамика ВВП стран бывшего социалистического лагеря за последние
25 лет*
Источник: Roaf J., Atoyan R., Joshi B., Krogulski K. et al. 25 Years of Transition: Post-communist Europe and the IMF. Washington International Monetary Fund, 2014. * CIS — СНГ.
Так, средние реальные темпы роста ВВП Грузии к периоду начала «революции роз» в Тбилиси и свержения президента Э. Шевар-надзе составляли 5,5 %. На Украине перед «оранжевой революцией» 2004 г. средние реальные темпы роста ВВП в год составляли порядка 8 %. Страна демонстрировала хорошие показатели в динамике роста доходов на душу населения. К моменту начала Майдана в Киеве в украинской экономики сформировалась разветвленная экспортная сеть поставок продукции сырья из донбасского региона, что приносило значительный валютный доход в бюджет государства. Интенсификация использования кооперационных связей, сложившихся в годы СССР с Россией в части взаимных поставок комплектующих, обеспечивала рост оборотов взаимной торговли Украины с российским государством. Темпы роста экономики Киргизии в 2003 г., т.е. за два года до «тюльпановой революции», составили 6 % в год4.
Рис. 2. Динамика ВВП Грузии, Украины и Киргизии в 1994-2010 гг., %
Источник: Real GDP Growth. Georgia, Ukraine, Kyrgyz Republic // International Monetary Fund. URL: http://www.imf.0rg/external/datamapper/NGDP_RPCH@WEO/ GEO/UKR/KGZ
Анализ экономической ситуации стран постсоветского пространства, где были успешно реализованы сценарии «цветной революции», показывает, что после совершенных государственных переворотов в большинстве случаев произошло ухудшение большинства ключевых макроэкономических показателей. В Грузии одним из основных источников пополнения средств государственного бюджета стало заимствование на внешнем рынке. Если в 2007 г.
4 Masetti O., Körner K., Forster M., Friedman J. Two Years of Arab Spring. Where are we now? What is next? Frankfurt am Main: Deutsche Bank, 2013. URL: http://www. dbresearch.in/PROD/DBR_INTERNET_EN-PROD/PROD0000000000300328/Two+ye ars+of+Arab+Spring%3A+Where+are+we+now%3F+What%E2%80%99s.PDF
внешний долг страны составлял около 4 млрд долл., то при его перманентном росте в конце 2016 г. соответствующий показатель составлял уже порядка 15 млрд долл.5 Снижение доли государства в экономике и открытие внутреннего рынка привели к увеличению дефицита внешней торговли со странами Европейского союза. Начиная с 2003 г. дефицит счета текущих операций, за исключением периода 2008-2013 гг., постоянно демонстрирует отрицательную динамику6. Схожие данные и по торговому балансу страны7. Вырос уровень безработицы. В итоге Грузия после «Революции роз» только укрепила свой статус «аграрной страны» с незначительной долей сектора услуг в структуре ВВП.
С наиболее драматичными и негативными экономическими последствиями «цветной революции» столкнулась Украина после второго Майдана 2013-2014 гг. Политические силы, которые при поддержке США и их европейских союзников пришли к власти в результате антиконституционного государственного переворота, практически сразу совершили геополитическую и геоэкономическую переориентацию украинского государства в сторону Запада. При этом подписание президентом П.А. Порошенко в 2014 г. Договора об ассоциации с Европейским союзом, ставшего формальным поводом к началу Евромайдана и свержению В.Ф. Януковича, нанесло колоссальный урон украинской экономике. Всего за два года золотовалютные резервы страны упали до почти минимальных исторических значений и к апрелю 2017 г. составляли 15 млрд долл.8 Наблюдается перманентное падение производственных мощностей при продолжающемся росте тарифов на газ и электроэнергию. Официальные статистические органы Украины фиксируют тенденцию колоссального падения уровня жизни населения, вызванного снижением заработных плат и пенсий в реальном выражении. Разрыв кооперационных связей с Россией и рынком ЕАЭС и одновременно отсутствие предоставления обещанного доступа к рынкам сбыта в Европе, по сути, уничтожили промышленность Украины, в результате чего страна быстрыми темпами превращается в аграрную экономику с доминированием продукции низкого передела. Наиболее
5 Pietschmann I., Kapsos S., Bourmpoula E. et al. Key Labor Markets Indicators: Analysis with Household Survey Data. Geneva: World Bank Group, 2016. URL: http:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publica-tion/wcms_519717.pdf
6 Georgia Current Account, 2000-2017 // Trading Economics. URL: https://trading-economics.com/georgia/current-account
7 Georgia Balance of Trade, 1995-2017 // Trading Economics. URL: http://www. tradingeconomics.com/georgia/balance-of-trade
8 Золотовалютные резервы (ЗВР) Украины // Минфин: Финансовый портал. 2017. 20 мая. URL: http://index.minfin.com.ua/index/assets/
ярким примером в данном случае может служить катастрофическое положение в прошлом гордости украинской промышленности, авиастроительного предприятия «Антонов» и ракетостроительного гиганта «Южмаш»9.
В этой связи целесообразно проанализировать состояние торговых отношений Украины и Европейского союза. По данным аналитического портала "Zerohedge", в результате подписания упомянутого договора об ассоциации торговый дефицит Украины с Европейским союзом к апрелю 2017 г. составлял 3,43 млрд долл., при соответствующем показателе в 2016 г. в 1,2 млрд долл. Это свидетельствует о том, что украинские предприятия не готовы к конкуренции с европейскими компаниями10.
Одним из наиболее ярких примеров, свидетельствующих об ухудшении экономического положения Украины, стали сведения о незаконной продаже в Европейский союз чернозема из западных областей страны для нужд европейских фермеров. При этом выдачу очередного кредитного транша Украине МВФ увязывает с требованием к Киеву либерализовать земельное законодательство
страны11.
Схожая ситуация наблюдалась в странах Северной Африки и Ближнего Востока, ставших в период 2011-2013 гг. эпицентрами событий так называемой «арабской весны». Волна «цветных революций», прокатившаяся по указанному региону, началась с символического акта — самосожжения Мухамеда Буазизи, уличного торговца в Тунисе. Последовавшая за этим волна беспорядков в Тунисе привела к государственному перевороту и отстранению от власти действующего президента Зин эль-Абидина Бен Али. Пример Туниса спровоцировал выступления населения соседних арабских стран против местных властей с антикоррупционными лозунгами, а также требованиями социально-экономического характера. В регионе поочередно произошли массовые народные волнения, приведшие в результате к отстранению от власти лидера Ливийской Джамахирии Муаммара Каддафи и египетского президента Хосни Мубарака. При этом в случае Ливии было не просто вмешательство извне, а военная интервенция.
9 Дудчак А. Как майдан похоронил ведущие предприятия Украины // Украина: Информационно-аналитический мониторинг. 2017. № 1-2 (125-126). С. 5. URL: http://materik.ru/upload/iblock/3d5/3d57cda3224f0fd078a6db203b30c4c6.pdf
10 Durden T. Ukraine Has Lost Billions on the Trade Agreement with the EU in Year One // ZeroHedge. 2017. March 7. URL: http://www.zerohedge.com/news/2017-03-06/ ukraine-has-lost-billions-trade-agreement-eu-year-one
11 Рогов В. Украинский чернозем тысячами вагонов вывозится в Европу // Телерадиокомпания «Звезда». 2017. 14 апреля. URL: https://tvzvezda.ru/news/ vstrane_i_mire/content/201704141323-tqju.htm
Необходимо отметить, что существовавшие объективные трудности в виде неравномерного экономического развития регионов, консервации правящих элит, разрыва поколений и отсутствия стабильного функционирования социальных лифтов для молодежи действительно негативным образом влияли на общественно-политическую стабильность в указанных странах. Проблема с обеспечением занятостью молодежи в регионе, средний возраст населения которого составляет 25-28 лет, являлась одним из наиболее серьезных негативных факторов, послуживших толчком к росту протестной активности. Согласно данным Международной организации труда, кумулятивный уровень безработицы среди молодежи в общем уровне безработицы по региону Северной Африки составлял в 2010 г. 31 %12.
Однако анализ макроэкономических показателей таких стран, как Ливия, Египет и Сирия, перед началом реализации в них «цветных» сценариев, которые впоследствии трансформировались и в гражданские войны, показывает, что эти страны развивались достаточно стабильными и устойчивыми темпами. Согласно данным Всемирного банка, до начала беспорядков в Каире египетская экономика росла в среднем на 8 % в год. Большие средства приносили доходы от туристической отрасли, формировавшие в период правления Х. Мубарака до 40 % государственного бюджета13. В свою очередь, Ливия времен правления Муаммара Каддафи была одной из наиболее развитых стран Африки. Богатые залежи нефтяных ресурсов и грамотная распределительная политика центра при населении в 6 млн человек позволяли проводить масштабную социально ориентированную внутреннюю политику. В Ливии было гарантировано получение бесплатного образования, средние заработные платы составляли 1000-1500 долл. Практически полностью был решен вопрос с получением жилья. Образование и стажировка за рубежом финансировались полностью за счет государства14. За исключением кризисных 2008-2009 гг., рост ВВП Ливии в среднем составлял 5,1 %.
12 Pietschmann I., Kapsos S., Bourmpoula E. et al. Key Labor Markets Indicators: Analysis with Household Survey Data. Geneva: World Bank Group, 2016. URL: http:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publica-tion/wcms_519717.pdf. P. 96.
13 Egypt GDP, 1960-2017 // Trading Economics. URL: http://www.tradingeconom-ics.com/egypt/gdp
14 Беляев Д. Жизнь в Сирии до войны // Дмитрий Беляев: Блог. 2011. 5 сентября. URL: https://dbelyaev.ru/p/390/
20 10 0 -10 -20 -30 -40 -50 -60 -70
13 11,9 ..••.. 4,5 .........
-1,8 -1/............................................ZI -3,1
3,7 4,5 6,5 6,4 2,7 2,5
-64,2
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 3. Динамика роста ВВП Ливии в период 2000-2011 гг., %
Источник: Real GDP Growth. Libya // International Monetary Fund. URL: http:// www.imf.org/external/datamapper/NGDP_RPCH@WEO/GEO/UKR/KGZ
Подобные социально-экономические показатели значительно контрастируют с теми, которые продемонстрировал регион после «арабской весны». Проведя комплексный анализ влияния, которое было оказано «арабской весной» на экономическое положение стран Северной Африки и Ближнего Востока, инвестиционно-банковский холдинг "Deutsche Bank" пришел к самым неутешительным выводам. За период 2010-2013 гг. самым серьезным образом пострадала туристическая отрасль, приносившая доход в бюджеты всех без исключения «революционных» стран. Рынки туристических услуг Египта и Туниса, являвшихся одними из основных мировых центров туристического отдыха, сократились на 33 и 31 % соответственно. Волнения в соседних странах отразились и на Ливане, рынок туризма которого в 2013 г. сократился на 24 %. При этом в Египте практически полностью было остановлено и без того небольшое промышленное производство. Вслед за падением темпов роста ВВП в регионе был зафиксирован один из самых массовых оттоков прямых иностранных инвестиций за последние 10 лет, что привело к повсеместному ослаблению курсов национальных валют по отношению к доллару США15. Это, в свою очередь, привело к значительному снижению темпов торговли всех стран с другими регионами. Помимо этого, начавшиеся гражданские войны в Ливии и Сирии оказали воздействие на мировые товарно-сырьевые рынки, прежде всего на рынок нефти. Как следствие, негативное влияние было оказано на доходы жителей региона. ВВП на душу населения сократился во всех без исключения странах, ощутивших на себе «революционную волну».
15 Masetti O., Körner K., Forster M., Friedman J. Op. cit.
14 000 12 000 10 000 8000 6000 4000 2000 0
11 933
4509
8763
7045
Ливия Ливан
■ 2008 ¡32009 Ш 2010 □ 2011 И 2012 Ш2013 И 2014 Ш2015
Рис. 4. ВВП на душу населения в Ливии и Ливане в 2008-2012 гг., тыс. долл. США
Источник: Lebanon GDP per Capita, 1988-2017 // Trading Economics. URL: https://tradingeconomics.com/lebanon/gdp-per-capita; Libya GDP per Capita, 19992017 // Trading Economics. URL: https://tradingeconomics.com/libya/gdp-per-capita
Таким образом, анализ экономического положения стран до и после «цветных революций» показывает, что антиправительственные протестные акции не сильно зависели от экономического состояния того или иного государства. Однако практически во всех странах наблюдалось ухудшение социально-экономического положения после волны беспорядков, осуществления государственного переворота и смены внешнеполитического курса. Дестабилизация общественно-политической ситуации в «революционных странах» помимо фундаментальных причин внутреннего характера также связана с деятельностью внешних сил. Низкие темпы роста национальной экономики и невысокий уровень дохода населения не являются основополагающими причинами начала антиправительственных действий, которые впоследствии выливаются в государственный переворот. Причины народных волнений в описанных выше странах имели в своей основе иные фундаментальные факторы политического и социального характера.
Так, в отношении СНГ стоит отметить, что после развала СССР образовался целый комплекс внутренних причин для недовольства, которые были использованы внешними силами для устранения неугодных им политических режимов. Переход от плановой к рыночной экономике и начавшийся с 1996 г. бурный экономический рост в республиках бывшего СССР сопровождался интенсивным возвышением одних социальных групп и резким падением уровня жизни других. Группы, получившие гораздо большие преимущества при раундах приватизации, проводившихся в этих странах, во многом стали ориентироваться в своих взглядах на Запад. При
этом власть в постсоветских республиках продолжала оставаться в руках представителей старой советской партийной номенклатуры. Так было в Грузии времен правления Э.А. Шеварнадзе и Киргизии при А.А. Акаеве. В результате произошло разделение национальной элиты на старую властную и новую финансово-промышленную. При соответствующем росте благосостояния обеих указанных групп и параллельном обнищании большей части народных масс создавались объективные предпосылки для социального протеста.
При этом появившийся новый класс сверхбогатых людей стремился обезопасить свои капиталы от возможной экспроприации. В этих целях образовавшаяся финансово-промышленная элита постсоветских стран начала выстраивать стратегические отношения с западным истеблишментом, что в дальнейшем с легкостью было использовано при организации «цветных революций». Население в данном случае выступало разменной монетой, его недовольство использовалось как внутренними, так и внешними акторами.
Ошибки и просчеты государственной политики являются очень удобной платформой для мобилизации протестных масс. Однако одним из решающих факторов для успешной реализации «цветной революции» является участие внешней управляющей силы. Так, регион СНГ еще в начале 2000-х гг. оказался в сфере национальных интересов США, несмотря на то что страны, в которых в дальнейшем произошли «цветные революции» и демонтаж старых политических режимов, в то время интенсифицировали сотрудничество и восстанавливали кооперационные связи с Российской Федерацией. Например, летом 2003 г. в целях оптимизации работы энергораспределительной сети Грузии Э.А. Шеварнадзе передал контроль над ней российским компаниям — Газпрому и РАО ЕЭС16. Балансирование между Западом и Россией президента Украины Л.Д. Кучмы при восстановлении кооперационных связей с Россией в начале 2000-х гг. привело к возвышению роли «донецкого клана» в украинской политической элите, который начал позиционироваться как пророссийский17.
Сформированные на тот момент З. Бжезинским и Г. Киссинджером геополитические концепции в отношении государств постсоветского пространства были реализованы на практике, в том числе с помощью подготовки нового политического истеблишмента указанных стран, который исповедовал либерально-демократическую
16 ФилимоновГ.Ю., Карпович О.Г., Манойло А.В. Технологии «мягкой» силы на вооружении США: ответ России. М.: Юнити-Дана, 2015.
17 Кобылянская Л. Экономические отношения России и Украины // Экономический портал. 2009. 20 марта. URL: http://institutiones.com/general/997-ekonomicheskie-otnosheniya-rossii-i-ukrainy.html
идеологию, что особенно ярко прослеживается на примере Грузии18. По мнению А.В. Прокофьева, этот фактор был благоприятно воспринят финансово-промышленными кругами постсоветских стран, которые тяготились высокой ролью государства в экономике19.
Волна «цветных революций», прокатившаяся по странам постсоветского пространства, служила интересам национальных финансово-промышленных групп (олигархов), поддержанных деструктивной оппозицией и внешними силами, которые с помощью демонтажа неугодного политического режима могли решить свои геополитические и геоэкономические задачи. Социально-экономические проблемы выступали лишь удобным поводом для мобилизации протестных масс, с последующим переводом ситуации в русло антигосударственной борьбы с действующим политическим режимом.
При этом стабильный экономический рост в условиях глобализации, а также притягательность либеральной идеологии для молодежи повысили уровень требований к действующей власти. Указанный парадокс был интерпретирован в ходе соответствующих наблюдений известного исследователя в области социологии и политологии Т. Гарра, который утверждал, что по мере роста благосостояния населения увеличиваются его ценностные ожидания20.
Рис. 5. Изменение ценностного восприятия граждан по мере роста их благосостояния
18 Мосаки Н. Образовательный бэкграунд властной элиты Грузии и российско-грузинские отношения // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 9. С. 93-104.
19 Прокофьев А.В. Причины и условия протекания «цветных» революций на постсоветском пространстве // Ученые записки Казанского государственного университета. 2008. Т. 150. Кн. 7. С. 31-48.
20 Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер, 2005.
ЛИТЕРАТУРА
Беляев Д. Жизнь в Сирии до войны // Дмитрий Беляев: Блог. 2011. 5 сентября. URL: https://dbelyaev.ru/p/390/
Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер, 2005.
Дудчак А. Как майдан похоронил ведущие предприятия Украины // Украина: Информационно-аналитический мониторинг. 2017. № 1-2 (125-126). С. 4-5. URL: http://materik.ru/upload/iblock/3d5/3d57cda3224f0fd078a6db203b30c4c6.pdf
Золотовалютные резервы (ЗВР) Украины // Минфин: Финансовый портал. 2017. 20 мая. URL: http://index.minfin.com.ua/index/assets/
Кобылянская Л. Экономические отношения России и Украины // Экономический портал. 2009. 20 марта. URL: http://institutiones.com/general/997-ekonomi-cheskie-otnosheniya-rossii-i-ukrainy.html
Коротаев А.В., Билюга С.Э., Шишкина А.Р. ВВП на душу населения, уровень протестной активности и тип режима: опыт количественного анализа // Сравнительная политика. 2016. № 4 (25). С. 72-94.
Мосаки Н. Образовательный бэкграунд властной элиты Грузии и российско-грузинские отношения // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 9. С. 93-104.
Прокофьев А.В. Причины и условия протекания «цветных» революций на постсоветском пространстве // Ученые записки Казанского государственного университета. 2008. Т. 150. Кн. 7. С. 31-48.
Рогов В. Украинский чернозем тысячами вагонов вывозится в Европу // Телерадиокомпания «Звезда». 2017. 14 апреля. URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/ content/201704141323-tqju.htm
Столков Д.С., Корчагин С.А. Иракский кризис и другие результаты внешней политики США в контексте геополитики доллара // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 10. С. 36-42.
Филимонов Г.Ю., Карпович О.Г., Манойло А.В. Технологии «мягкой» силы на вооружении США: ответ России. М.: Юнити-Дана, 2015.
Шойгу С.К. [Тезисы выступления на пленарном заседании конференции по международной безопасности] // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). 2014. 23 мая. URL: http://function.mil.ru/news_page/country/ more.htm?id=11929740%40egNews
Durden T. Ukraine Has Lost Billions on the Trade Agreement with the EU in Year One // ZeroHedge. 2017. March 7. URL: http://www.zerohedge.com/news/2017-03-06/ ukraine-has-lost-billions-trade-agreement-eu-year-one
Masetti O., Körner K., Forster M., Friedman J. Two Years of Arab Spring. Where are we now? What is next? Frankfurt am Main: Deutsche Bank, 2013. URL: http://www. dbresearch.in/PR0D/DBR_INTERNET_EN-PR0D/PR0D0000000000300328/Two+y ears+of+Arab+Spring%3A+Where+are+we+now%3F+What%E2%80%99s.PDF
Pietschmann I., Kapsos S., Bourmpoula E. et al. Key Labor Markets Indicators: Analysis with Household Survey Data. Geneva: World Bank Group, 2016. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/ publication/wcms_519717.pdf
REFERENCES
Beliaev, D. "Zhizn' v Sirii do voiny," Dmitrii Beliaev: Blog, September 5, 2011, URL: https://dbelyaev.ru/p/390/
Dudchak, A. "Kak maidan pokhoronil vedushchie predpriiatiia Ukrainy," Ukraina: Informatsionno-analiticheskii monitoring, No. 1-2 (125-126), 2017, pp. 4-5, URL: http:// materik.ru/upload/iblock/3d5/3d57cda3224f0fd078a6db203b30c4c6.pdf
Durden, T. "Ukraine Has Lost Billions on the Trade Agreement with the EU in Year One," ZeroHedge, March 7, 2017, URL: http://www.zerohedge.com/news/2017-03-06/ ukraine-has-lost-billions-trade-agreement-eu-year-one
Filimonov, G. Iu., Karpovich, O. G., and Manoilo A.V. Tekhnologii "miagkoi" sily na vooruzhenii SShA: otvet Rossii. Moscow: Iuniti-Dana, 2015.
Gurr, T. R. Pochemu liudi buntuiut. St. Petersburg: Piter, 2005. Kobylianskaia, L. "Ekonomicheskie otnosheniia Rossii i Ukrainy," Ekonomicheskii portal, March 20, 2009, URL: http://institutiones.com/general/997-ekonomicheskie-otnosheniya-rossii-i-ukrainy.html
Korotaev, A. V.; Biliuga, S. E., and Shishkina, A. R. "VVP na dushu naseleniia, uroven' protestnoi aktivnosti i tip rezhima: opyt kolichestvennogo analiza," Sravnitel 'naia politika, No. 4 (25), 2016, pp. 72-94.
Masetti, O.; Körner, K.; Forster, M., and Friedman, J. Two Years of Arab Spring. Where are we now? What is next? Frankfurt am Main: Deutsche Bank, 2013, URL: http:// www.dbresearch.in/PR0D/DBR_INTERNET_EN-PR0D/PR0D0000000000300328/T wo+years+of+Arab+Spring%3A+Where+are+we+now%3F+What%E2%80%99s.PDF Mosaki, N. "Obrazovatel'nyi bekgraund vlastnoi elity Gruzii i rossiisko-gruzinskie otnosheniia," Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia, No. 9, 2015, pp. 93-104.
Pietschmann, I.; Kapsos, S.; Bourmpoula, E. et al. Key Labor Markets Indicators: Analysis with Household Survey Data. Geneva: World Bank Group, 2016, URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/ publication/wcms_519717.pdf
Prokof'ev, A. V. "Prichiny i usloviia protekaniia 'tsvetnykh' revoliutsii na postsovetskom prostranstve," Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta, Vol. 150, No. 7, 2008, pp. 31-48.
Rogov, V. "Ukrainskii chernozem tysiachami vagonov vyvozitsia v Evropu," Teleradiokompaniia "Zvezda", April 14, 2017, URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_ mire/content/201704141323-tqju.htm
Shoigu, S. K. "Tezisy vystupleniia na plenarnom zasedanii konferentsii po mezhdunarodnoi bezopasnosti," Ministerstvo oborony Rossiiskoi Federatsii (Minoborony Rossii), May 23, 2014, URL: http://function.mil.ru/news_page/country/ more.htm?id=11929740%40egNews
Stolkov, D. S., and Korchagin, S. A. "Irakskii krizis i drugie rezul'taty vneshnei politiki SShA v kontekste geopolitiki dollar," Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniia, Vol. 2, No. 10, 2016, pp. 36-42.
"Zolotovaliutnye rezervy (ZVR) Ukrainy," Minfin: Finansovyi portal, May 20, 2017, URL: http://index.minfin.com.ua/index/assets/