Научная статья на тему 'Социально-экономические предпосылки формирования трудового потенциала в АПК Алтайского края'

Социально-экономические предпосылки формирования трудового потенциала в АПК Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломонова Вера Васильевна

Формирование трудового потенциала в АПК Алтайского края представляет сложный процесс, который находится под влиянием факторов внешней среды. Для эффективного формирования и использования трудового потенциала необходимы определенные социально-экономические условия. Решению этих задач способствует кадровая политика государства, которая опирается на стратегию и принципы рыночных отношений, осуществляется на всех уровнях с учетом форм развития организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social-economic preconditions of formation of labour potential in the agricultural industry complex of the Altai region

Formation of labour potential in the agricultural industry complex of the Altai Region represents complicated process, which is affected by the factors of external environment. Effective formation and use of labour potential require certain social-economic conditions. Solution of those problems is promoted by personnel policy of the state, which is based on strategy and principles of market relations, and is carried out at all levels with consideration of the forms of development of organizations.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические предпосылки формирования трудового потенциала в АПК Алтайского края»

УДК 338.431:331.108(571.15) В.В. Соломонова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Формирование трудового потенциала предприятия представляет собой открытую систему, которая находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, являющейся источником формирования человеческих ресурсов организации, потребителем результатов их деятельности, а также средой обитания, существования и развития работников. Одновременно система формирования трудового потенциала испытывает прямо или косвенно воздействие многих факторов организационного окружения, сила влияния которых становится все более ощутимой и значимой в достижении эффективности и конкурентоспособности современной организации. Поэтому умение выявлять определяющие факторы в окружении, своевременно реагировать на внешние изменения, находить рациональные способы приспособления к ним является одной из важнейших и актуальных задач кадрового менеджмента организаций.

Практическое осуществление концепции формирования трудового потенциала возможно лишь в определенных условиях социально-экономической среды при реализации комплекса обусловливающих факторов.

Главное условие — это рыночная структура производства, предполагающая существование и функционирование предприятий как объектов товарно-денежных отношений, обладающих экономической самостоятельностью и полностью отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности. При этом деловые организации выполняют наряду с экономическими функциями свои социальные роли, заключающиеся в удовлетворении запросов потребителей в конкретных товарах и услугах, личных социальных потребностей собственных работников [1, с. 172].

Рыночная экономика ставит ряд принципиальных задач, важнейшей из которых является максимально эффективное формирование и использование трудового потенциала. Для того чтобы этого достигнуть, нужна четко разработанная кадровая политика государства.

Под «кадровой политикой государства правомерно понимать формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение научных принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных исторических условиях того или иного периода развития страны» [2, с. 184].

Кадровая политика нашей страны должна опираться на стратегию и принципы рыночных отношений, демократизацию общества и осуществляться на федеральном, региональном, местном уровнях с учетом форм развития организаций — основного звена управления народным хозяйством.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60% сельских жителей имеют средний денежный доход и 35% — доход ниже прожиточного уровня.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.

Задача развития агропромышленного комплекса страны отнесена Президентом Российской Федерации к числу приоритетных национальных проектов.

В стране принят ряд важнейших документов, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

Федеральные законы:

• «О развитии сельского хозяйства»;

• «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Федеральные целевые программы:

• «О развитии сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»;

• «Развитие агропромышленного комплекса»;

• «Социальное развитие села до 2010 года».

Алтайский край на протяжении многих десятилетий являлся одним из самых крупных производителей сельскохозяйственной продукции в стране, отличаясь высокотоварным производством зерна, животноводством и продукций их переработки. По многим причинам эти позиции стали ослабевать.

В последние годы в крае принят ряд важнейших законов, постановлений и других нормативных документов, направленных на создание благоприятных экономических условий для восстановления развития АПК, в том числе на совершенствование системы госзаказа, поддержку лизинговой и инновационной деятельности, развития племенного дела и личных подсобных хозяйств, восстановления системы трудового соперничества и кадровой работы в АПК.

Разработаны и реализуются целевые, краевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года», «Стабилизация и развитие сельскохозяйственного производства Алтайского края на 2005-2007 годы», «Техническое перевооружение сельского хозяйства Алтайского края на 20062010 годы» (о развитии свеклосахарного производства на 2006-2010 гг.), «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы» (по развитию племенного животноводства в крае, поддержке горных районов, кадровому обеспечению АПК).

Реализация этих программ позволит хозяйствам края решить проблему обеспечения энергонасыщенности техникой,

кадровые вопросы, внедрить современные технологии в отраслях сельского хозяйства.

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Социально-экономическая система

сельскохозяйственного предприятия является основой для формирования трудового потенциала в АПК. Социально-экономические предпосылки формирования трудового потенциала в АПК Алтайского края по их улучшению отражены в целевых программах «Социальное развитие села до 2010 года», «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 20082012 годы».

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.

В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

Уровень заработной платы в сельском хозяйстве на протяжении многих лет остается самым низким среди отраслей экономики края, не превышая величины прожиточного минимума. В 2006 г. среднемесячная начисленная заработная плата одного работника сельского хозяйства составила лишь 48,4% от общего уровня среднемесячной заработной платы [3, с. 83]. Даже с учетом поступлений от личных подсобных хозяйств доходы сельских жителей в 1,2 раза ниже, чем у жителей городов. В 2006 г. среднемесячная заработная плата одного работника сельского хозяйства составила 2977 руб., в 2007 г. — 3824 руб.

В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопровод имеется в 51,8% сельских жилых домов, центральное отопление — в 69,5, канализация — в 38,5, горячее водоснабжение — в 4,5% жилых домов.

За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 31 единицу и на сегодняшний день составляет 102 больницы, число фельдшерско-акушерских пунктов увеличилось на 5 (за счет перепрофилирования участковых больниц) и составляет 1022. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,8 раза по сравнению с городским населением.

Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 68 единиц при одновременном сокращении численности учащихся в них на 33,9 тыс. человек. В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25%, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов — до 75 ч в год.

Более 4,3 тыс. км воздушных электрических линий и 1265 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30% линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находятся в ветхом, технически непригодном состоянии.

В сельской местности эксплуатируется 517,903 км распределительных газовых сетей, газифицировано природным газом 6164 домов (квартир).

Протяженность водопроводных сетей на селе составляет 9326,8 км, в том числе 8112,8 км — внутрипоселковые и 1214 км — групповые. Централизованное водоснабжение имеется в 610 сельских населенных пунктах (38% от общего количества сельских поселений Алтайского края).

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 54% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 8% — в полном восстановлении. В результате 62%

сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам [4, с. 6-7].

Значительная часть сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует, более половины имеющихся учреждений социальной сферы не телефонизировано.

Телефонная сеть в сельских поселениях изношена. Около 15% абонентов не имеют автоматического доступа к междугородным телефонным станциям.

Более 13% дорог общего пользования между сельскими поселениями — грунтовые. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, снижения сроков службы автопарка, создает дополнительные трудности в организации автобусного сообщения. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгового и других видов сервиса. Негативно влияют на обеспечение кадрами сельскохозяйственных предприятий снижение рождаемости, сдвиги в возрастной структуре населения, растущее число пенсионеров, увеличение числа женщин среди работающих, повышение смертности [1, с. 74].

В 2004 г. численность трудовых ресурсов в крае составляла 1618,9 тыс. чел., увеличившись за пять лет на 9%. В 20062010 гг. будут происходить противоположные процессы: общая численность

трудовых ресурсов уменьшится почти на

20 тыс. чел., так как в трудоспособный возраст вступит на 11,6 тыс. меньше граждан, родившихся в период низкой рождаемости конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия, одновременно на 7,2 тыс. увеличится численность граждан, достигших пенсионного возраста. Данный факт отразится на формировании контингента учащихся и студентов учреждений профессионального образования, что приведет к уменьшению выпуска специалистов в учебных заведениях.

Сократилась доля оплаты труда в издержках производства [5, с. 60].

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объек-

тов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Исходя из задач социально-экономической политики Алтайского края и страны в целом на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села с 2003 г. в крае реализуется целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года».

Цели программы:

• развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и обеспечение доступности базовых социальных услуг для сельского населения;

• создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований;

• создание условий для завершения передачи предприятиями и организациями объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в ведение органов местного самоуправления;

• улучшение экономической ситуации на селе, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

• повышение престижности проживания в сельской местности.

Программа осуществляется в два этапа. Первый этап Программы (20032006 гг.) — общий объем финансирования мероприятий составляет 845,31 млн руб., второй этап Программы (2007-2010 гг.) — общий объем финансирования мероприятий составляет 2980,54 млн руб.

Реализация Программы позволит к 2010 г.:

• улучшить жилищные условия более 4,5 тыс. сельских семей;

• обеспечить жильем 1663 молодые семьи и молодых специалистов; сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслужи-

вания, а также механизм их рефинансирования;

• привлечь средства внебюджетных источников финансирования;

• ввести в действие сельские общеобразовательные учреждения на 1853 ученических места;

• ввести в действие сельские районные и участковые больницы на 79 коек, амбулаторно-поликлинические учреждения — на 250 посещений в смену, приобрести

21 единицу санитарного транспорта;

• реконструировать и провести техническое перевооружение сельских электрических сетей: ВЛ 0,38 кВ, ВЛ 6-10 кВ — 496,2 км, ТП 6-10/0,4 кВ — 435 единиц;

• ввести 273,1 км внутрипоселковых газовых сетей, газифицировать 2793 дома (квартиры) в сельской местности;

• построить 250,5 км локальных водопроводов;

• увеличить емкость телефонной сети в сельской местности на 3526 номеров, довести плотность телефонов до 18 на 100 жителей;

• привести в нормативно-техническое состояние 53,9 км сельских автомобильных дорог, ввести в действие 21 км автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты жизнеобеспечения.

Заключение

Выполнение этих задач поможет решить проблему формирования трудового потенциала в АПК края, тем самым способствуя развитию экономики сельского хозяйства в целом.

Принимаемые государством и регионом меры по формированию трудового потенциала в АПК Алтайского края стали более системными с комплексным (программно-целевым) подходом к управлению происходящими процессами в данной сфере. В области сельского хозяйства периодически принимаются федеральные законы, целевые программы, нормативные документы, осуществляется государственная финансовая поддержка. Социально-экономическая система сельскохозяйственного предприятия является основой для формирования трудового потенциала. Поэтому реализация этих программ будет способствовать обеспечению АПК высококвалифицированными кадрами. Происходит определенное увеличение темпов развития сельскохозяйственного производства, но положение в регионе продолжает оставаться сложным.

Социально-экономические предпосылки формирования трудового потенциала АПК недостаточны, требуют более интенсивного и высокого уровня развития, всестороннего подхода, увеличения объемов финансирования. Проблемы формирования и использования трудового потенциала в сельском хозяйстве региона, проявившиеся в последние годы, приобрели особую актуальность в связи с необходимостью устойчивой конкурентоспособности предприятий за счет развития систем качества сельскохозяйственной продукции, которое в свою очередь основывается на высокой квалификации работников, их мотивации и вовлеченности в совершенствование производства.

Библиографический список

1. Макарова И.К. Управление персоналом: учебник / И.К. Макарова. М.: Юриспруденция, 2002. 304 с.

2. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2004. 638 с.

3. Труд и занятость в Алтайском крае. 2002-2006 гг.: стат. сб. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2007. 104 с.

4. Закон Алтайского края «О внесении изменения в приложение к закону Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Барнаул, 2004.

5. Агропромышленный комплекс Алтайского края: стат. сб. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2007. 122 с.

6. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов / под ред.

проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 608 с.

+ + +

УДК 338.109.4 А.М. Гаджимагомедов,

М.С. Атаев,

Б.К. Кагерманов

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ И КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

НА ОСНОВЕ КООПЕРАЦИИ

Введение

Актуальность определяется тем, что проводимые в России реформы привели к изменению экономической среды функционирования АПК. Появились различные формы предпринимательской деятельности, в том числе крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства (КФХ и ЛПХ). Однако опыт их функционирования, независимо от избранных организационно-правовых форм хозяйствования, свидетельствует о том, что выбор формы предпринимательства лишь опосредованно затрагивает сам процесс производства и, в основном, влияет на распределение полученных доходов.

В изменившихся социально-экономических условиях проблемы формирования и эффективного функционирования лично-

го подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства в Республике Дагестан исследованы недостаточно и требуют новых подходов к обоснованию теоретических основ и практических предложений по их дальнейшему развитию в условиях перехода к рыночным отношениям.

Чрезвычайно важным в современных условиях является изучение рыночной специфики формирования и повышения эффективности функционирования личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Актуальность исследования малых хозяйств возрастает также в связи с тем, что в последние годы наметилась тенденция к сокращению общественного производства, в то время как потребность в сельскохозяйственной продукции растет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.