Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6330
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шитова Татьяна Викторовна, Пчелкина Галина Игоревна

В статье анализируются вопросы сущности, содержания гарантий социально-экономических прав граждан через призму законодательной классификации. Стоит признать, что перечень гарантий социально-экономических прав граждан продуктивно проводить посредством их соотношения с социально-экономическими правами человека в целом. Авторы признают, что анализ множественности аспектов понимания социально-экономических прав позволяет увидеть их качество и процедурные особенности реализации, при этом при соотношении понятий «социально-экономические права человека» и «социально-экономические права граждан» устанавливается их характерная специфика и динамика развития. Подчеркивается сущность и содержание социально- экономических прав, приобретаемых и реализуемых гражданами, а также особенности реализации гарантий указанных прав. Исследование опирается, главным образом, на общественные отношения, регулируемые нормами статей 7-9, 34-44 Конституции РФ. Авторы исследования указывают на то, что социально-экономические права являются доктринально-правовым явлением, базирующимся на нормах Конституции РФ общего характера - статьи (7-9) и особенного характера - статьи 34-44, при этом на текущий момент существует множественность подходов к пониманию социально-экономических прав, однако наиболее «жизнеспособным» из них является научно-правовой, поскольку лишь рассматривая социально-экономические права в данном аспекте, возможно понять их значение и особенности претворения в правовую жизнь. В рамках проведенного анализа подчеркивается необходимость разграничения категорий социально-экономических прав граждан и социально-экономических прав людей в контексте современных тенденций конституционного-правового, организационного и информационного развития. Стоит признать важность и продуктивность формирования современной концепции прав человека с учетом возникновения новых экономических и финансовых реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шитова Татьяна Викторовна, Пчелкина Галина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITIZENS’ SOCIO-ECONOMIC RIGHTS: CONTENT FEATURES

The paper analyzes the issues of the essence, content of guarantees of the socio-economic rights of citizens through the prism of legislative classification. It is worth recognizing that the list of guarantees of the socio-economic rights of citizens is productively carried out by means of their correlation with the socio-economic rights of a person, in general. The authors acknowledge that the analysis of the multiplicity of aspects of understanding socio-economic rights allows us to see their quality and procedural features of implementation, while the relationship between the concepts of “socio-economic human rights” and “socio-economic rights of citizens” establishes their characteristic specificity and dynamics of development. The essence and content of socio-economic rights acquired and exercised by citizens, as well as the peculiarities of the implementation of guarantees of these rights are emphasized. The research relies mainly on social relations regulated by the norms of Articles 7-9, 34-44 of the Constitution of the Russian Federation. The authors of the study point out that socio-economic rights are a doctrinal and legal phenomenon based on the norms of the Constitution of the Russian Federation of a general nature - Articles (7-9) and, of a special nature - Articles 34-44, while at the moment there is a plurality of approaches to the understanding of socio-economic rights, however, the most "viable" of them is scientific and legal, since only considering socio-economic rights in this aspect, it is possible to perceive their meaning and features of their implementation in legal life. The analysis emphasizes the need to distinguish between the categories of "socio-economic rights of citizens" and "socio-economic rights of people" in the context of modern trends in constitutional, legal, organizational and informational development. It is worth recognizing the importance and productivity of the formation of a modern concept of human rights, taking into account the emergence of new economic and financial actuals.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ»

УДК 340.1*342.7 DOI: 10.36718/2500-1825-2021-2-54-63

Татьяна Викторовна Шитова

Красноярский государственный аграрный университет, доцент каф. теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, доцент, Красноярск, Россия, e-mail:tgp_law@mail.ru Галина Игоревна Пчелкина

Красноярский государственный аграрный университет, аспирант кафедры теории и истории государства и права, Красноярск, Россия, e-mail: pch0lkin2010@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ

В статье анализируются вопросы сущности, содержания гарантий социально-экономических прав граждан через призму законодательной классификации. Стоит признать, что перечень гарантий социально-экономических прав граждан продуктивно проводить посредством их соотношения с социально-экономическими правами человека в целом. Авторы признают, что анализ множественности аспектов понимания социально-экономических прав позволяет увидеть их качество и процедурные особенности реализации, при этом при соотношении понятий «социально-экономические права человека» и «социально-экономические права граждан» устанавливается их характерная специфика и динамика развития. Подчеркивается сущность и содержание социально-экономических прав, приобретаемых и реализуемых гражданами, а также особенности реализации гарантий указанных прав. Исследование опирается, главным образом, на общественные отношения, регулируемые нормами статей 7-9, 34-44 Конституции РФ. Авторы исследования указывают на то, что социально-экономические права являются доктринально-правовым явлением, базирующимся на нормах Конституции РФ общего характера - статьи (7-9) и особенного характера - статьи 34-44, при этом на текущий момент существует множественность подходов к пониманию социально-экономических прав, однако наиболее «жизнеспособным» из них является научно-правовой, поскольку лишь рассматривая социально-экономические права в данном аспекте, возможно понять их значение и особенности претворения в правовую жизнь. В рамках проведенного анализа подчеркивается необходимость разграничения категорий социально-экономических прав граждан и социально-экономических прав людей в контексте современных тенденций конституционного-правового, организационного и информационного развития. Стоит признать важность и продуктивность формирования современной концепции прав человека с учетом возникновения новых экономических и финансовых реалий.

Ключевые слова: социально-экономические права человека, социально-экономические права граждан, законодательство, имущественные права, социальные права, культурные права, гражданское общество, экономика.

Tatiana V. Shitova

Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: tgp_law@mail.ru

© Шитова Т.В., Пчелкина Г.И., 2021

Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2021. № 2. С. 54-63-

Galina I. Pchelkina

Krasnoyarsk State Agrarian University, Postgraduate Student at the Department of Theory and History of State and Law, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: pcholkin2010@mail.ru

CITIZENS' SOCIO-ECONOMIC RIGHTS: CONTENT FEATURES

The paper analyzes the issues of the essence, content of guarantees of the socioeconomic rights of citizens through the prism of legislative classification. It is worth recognizing that the list of guarantees of the socio-economic rights of citizens is productively carried out by means of their correlation with the socio-economic rights of a person, in general. The authors acknowledge that the analysis of the multiplicity of aspects of understanding socio-economic rights allows us to see their quality and procedural features of implementation, while the relationship between the concepts of "socio-economic human rights" and "socio-economic rights of citizens" establishes their characteristic specificity and dynamics of development. The essence and content of socio-economic rights acquired and exercised by citizens, as well as the peculiarities of the implementation of guarantees of these rights are emphasized. The research relies mainly on social relations regulated by the norms of Articles 7-9, 34-44 of the Constitution of the Russian Federation. The authors of the study point out that socio-economic rights are a doctrinal and legal phenomenon based on the norms of the Constitution of the Russian Federation of a general nature - Articles (7-9) and, of a special nature - Articles 34-44, while at the moment there is a plurality of approaches to the understanding of socio-economic rights, however, the most "viable" of them is scientific and legal, since only considering socioeconomic rights in this aspect, it is possible to perceive their meaning and features of their implementation in legal life. The analysis emphasizes the need to distinguish between the categories of "socio-economic rights of citizens" and "socio-economic rights of people" in the context of modern trends in constitutional, legal, organizational and informational development. It is worth recognizing the importance and productivity of the formation of a modern concept of human rights, taking into account the emergence of new economic and financial actuals.

Key words: socio-economic human rights, socio-economic rights of citizens, legislation, property rights, social rights, cultural rights, civil society, economics.

Введение. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством. В ч. 1 ст. 8 Конституции формализованы положения относительно гарантий свободы экономической деятельности и некоторых иных ценностей, в совокупности образующих экономические права. Особой актуальностью для исследователей прав гражданина выступают социально-экономические правомочия граждан, вопросам сущности, содержания и гарантий которых необходимо уделять больше внимания. В целом развитие прав человека, а также сопутствующие им другие правовые категории, их состояние обуславливают актуальность настоящего исследования.

Цель исследования. Установление сущности, содержания (через призму законодательной классификации социально-экономических прав), перечня гарантий их осуществления.

Задачи исследования: анализ множественности аспектов понимания социально-экономических прав; формулирование сущности и содержания социально-экономических прав, приобретаемых и реализуемых гражданами, а также установление перечня и особенностей реализации гарантий указанных прав; установление

основных направлений развития социально-экономических прав с учетом современного экономического и финансового развития государства.

Методы исследования обусловлены спецификой и направлениями исследования и включают: анализ, синтез, аналогия, сравнение, абстрагирование, описание, индукция, дедукция; системный, содержательный, структурно-функциональный; формально-юридический, правоинтерпретационный; исторический и социологический.

Результаты исследования. Социально-экономические права (далее - СЭП) реализуются в рамках действующего механизма правового регулирования. Полагаем, что анализ юридических категорий следует проводить посредством установления разграничительных линий между тем или иным аспектом их понимания. В противном случае будет утрачена научная ценность проведенного исследования, что отразится при рассмотрении институтов конституционного права, тесно взаимодействующих с положениями теории права [1, с. 4].

Следует выделить следующие аспекты дефиниции СЭП: 1) СЭП - доктриналь-но-правовая категория; 2) СЭП - правоприменительная категория; 3) СЭП - учебно-правовая категория. Примечательно, что все они базируются на нормах Конституции РФ и относимости российской правовой системы к романо-германской правовой семье. Следует заметить, что предпосылками принятия Конституции РФ являлось состояние общественных отношений, находящихся в непрерывном развитии, их кардинальное изменение (переход к частной собственности, рыночным отношениям и иным формам демократизации), а также данные правоприменительной практики.

По мнению Д.О. Сытникова, СЭП образуют особую группу основных прав человека и гражданина, сущностью которых является то, что они отражают такие важнейшие сферы жизни человека и гражданина, как здоровье, образование, собственность, трудовые отношения, социальное обеспечение, материнство и детство, и направлены на реализацию других социально значимых потребностей и интересов личности [2, с. 3]. Согласно мнению О.М. Гвоздевой, под СЭП понимаются гарантированные международными правовыми актами по правам человека, Конституцией Российской Федерации возможности пользоваться материальными и духовными благами для удовлетворения своих потребностей и интересов [3, с. 8]. О.И. Ижаев под СЭП понимает совокупность прав человека и гражданина, установленную Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами, позволяющую реализо-вывать потенциал человека в сфере экономических отношений, а также притязать при определенных условиях на материальное обеспечение со стороны общества в лице государства и пользоваться результатами деятельности человечества в культурной и духовной сферах в целях создания условий для достойной жизни человека [4, с. 72-73].

В целом все перечисленные понятия СЭП имеют рациональный характер, поскольку в них отражена их природа и назначение. Авторское понятие СЭП будет отражено в резолютивной части исследования.

Стоит отметить, что рассматриваемая категория не в полной мере закреплена в Конституции РФ, ее нормативно-правовой аспект не имеет самостоятельности. В данном контексте следует обратить внимание на ряд деталей.

Во-первых, правоприменитель уже активно использует СЭП, а также смежные с ними категории (социально-экономический статус гражданина) [5]. Например, в официальных источниках указывается, что «реализация социально-экономических прав, обеспечивающих достойную жизнь и гармоничное развитие человека и общества в целом, имеет особое значение в условиях современной России... Ключевую роль в реализации социально-экономических прав граждан должно играть государство, располагающее для этого системой институтов, а также необходимыми полномочиями...» [6].

Во-вторых, СЭП состоит в тесной связи со смежной правовой категорией как «социально-экономическое развитие», которое определяется как «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России в условиях глобальной экономической конкуренции, обеспечивающей реализацию конституционных прав граждан» [7].

В-третьих, у правоприменителя имеются основания использовать категорию СЭП, поскольку: 1) это не вступает в противоречие с нормами Конституции РФ; 2) этому есть доктринально-правовые предпосылки; 3) суд или иной правоприменительный орган вправе апеллировать выработанными им на основании нормы закона категориями. Прежде всего, при осуществлении правосудия, сопряженного с индивидуализацией наказания, когда закон не располагает соответствующим понятийным аппаратом и признаками формализованных правовых категорий (например, правовой статус участников судопроизводства). Отдельные аспекты исследуемых вопросов затрагиваются в межотраслевом аспекте [8, с. 110].

Конституционно-правовые нормы, регулирующие СЭП, условно можно разделить на общие положения и нормы, обладающие специальным характером, посредством которых осуществляется детализация норм Конституции РФ [9].

Характеризуя экономические права, следует заметить, что они свойственны как гражданам, так и иным физическим лицам в условиях развития современной экономики. Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Одновременно с этим в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ говорится о том, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Другими словами, граждане, иные лица и их объединения вправе иметь в собственности земельный участок или его часть, поскольку они, наряду с иной недвижимостью, могут составлять право собственности любого лица (один из аспектов правопонимания земли) [10, с. 454], если законом не предусмотрено иное. Например, исходя из смысла ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, иностранные граждане и апатриды могут иметь право собственности на землю, за исключением отдельных случаев, установленных российским законодательством.

Права граждан являются неограниченными в отличие от прав иных физических лиц. Земельный кодекс РФ устанавливает обширный перечень ограничений относительно реализации права собственности на землю: земельный участок должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ); образование земельного участка, принадлежащего нескольким собственникам, должно быть согласовано между ними (ч. 5 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ); земельный участок, при наличии соответствующих оснований, может быть обременен сервитутом (ч. 6 ст. 23 Земельного кодекса РФ); соблюдение требований, вытекающих из порядка предоставления земельных участок и т.д.

Часть 1 ст. 40 Конституции РФ устанавливает право на жилище гражданам, находящимся на территории РФ. Вместе с этим, согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, жилище может быть предоставлено бесплатно гражданам при наличии установленных российским законодательством оснований. К примеру, такие основания предусмотрены в ст. 49 Жилищного кодекса РФ. Между обозначенными частями ст. 40 Конституции РФ нет противоречия, поскольку иные физические лица могут иметь жилище, приобретя его в собственность, заключив договор аренды и пр. Аналогично проводится соотношение применительно к ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, предполагающей оказание гражданам бесплатной медицинской помощи, вместе с тем иностранное лицо, бипатрид и апатрид могут воспользоваться соответствующими услугами в возмездном порядке, что вытекает из данной нормы: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

Таким образом, право граждан иметь в собственности землю не только не исключает, но прямо предполагает возможность приобретения и реализации данного правомочия другими субъектами права, а именно: иностранный гражданин, бипат-рид. Более того, на них распространяется особый порядок, предполагающий наличие определенных ограничений возникновения и осуществления права собственности на землю.

СЭП граждан является специфической доктринально-правовой категорией, имеющей самостоятельную сущность и содержание. Дальнейший анализ СЭП нуждается в обращении к категории сущности права, раскрывающей действительную природу и содержание права - его конкретизацию [11, с. 95-971-

Говоря о сущности СЭП, обратимся к позиции О.А. Ижаева, который считает, что «под юридической природой прав следует понимать наиболее важные, сущностные характеристики и свойства прав человека как явления юридической жизни. Она отражает такие качества, присущие основным правам, как их естественный и субъективный характер, наличие государственных гарантий их обеспечения и защиты, и, следовательно, нормативное значение и обязательную юридическую силу» [4, с. 43]. Следует разделить мнение ученого в части природного дуализма СЭП, заключающегося в факте запросов общества по отношению к государству и сути возникающих в связи с этим обязательств последнего перед первым.

В конституционно-правовой науке нет единства мнений относительно отдельных аспектов природы СЭП, в частности применительно к их относимости или невозможности таковой естественным и субъективным правам. М.В. Баглай полагал, что естественное право включает совокупность прав и свобод, исторически признанных человечеством как неотъемлемо присущие каждому человеку от рождения. Эти права и свободы не зависят от воли государства и не являются даром с его стороны [12, с. 31].Рассматривая вопросы естественно-позитивного права, В.М. Шафиров отмечал, что естественно-позитивное право по своей сущности есть возведенная в закон (иные официальные источники) воля большинства людей, провозглашающая права и свободы человека и гражданина как высшую ценность [11, с. 97-99]. Выводы ученых являются ключевыми для отнесения СЭП к числу естественных прав.

СЭП граждан имеют правовую природу. «Каждый вправе иметь имущество в собственности... Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю...», т.е. самой Конституцией РФ предусматривается особый порядок возникновения и реализации СЭП гражданина, вместе с этим это не отрицает существование аналогичного особого порядка применительно к иным физическим лицам, регулируемого федеральным законодательством, если он им предусматривается; 2) в то же время особый порядок возникновения и обеспечения СЭП гражданина регламентируется исключительно Конституцией РФ в отличие от СЭП иных физических лиц, регулируемых лишь федеральным законодательством.

Вопросы содержания социально-экономических прав целесообразно рассматривать через призму конституционно-правовых норм, формирующих законодательную классификацию СЭП, к которой относятся такие виды прав, как имущественные, экономические, трудовые, социально-обеспечительные и социально-страховые, жилищные, здравоохранительные, образовательные и культурные правомочия (классификация, вытекающая из анализа ст. 34-44 Конституции РФ; данные правомочия являются элементом механизма правового регулирования соответствующих сфер жизни общества и государства).

Право частной собственности. Данные правомочия регулируются в порядке, определенном в статьях 35 и 36 Конституции РФ, согласно которым:

1) право частной собственности находится под защитой государства. Данное положение находит свою детализацию в такой норме, как ст. 12 Гражданского кодекса РФ, регулирующей вопросы избрания способов защиты нарушенного права. Схожие

нормы есть и в Земельном кодексе РФ. Гражданско-правовая охрана имеет своим целевым назначением восстановление нарушенного права в той степени и в том виде, насколько это возможно в законном порядке.

2) право частной собственности предусматривает право владения, пользования и распоряжения, свободно реализуемые лицом или лицами. Владение - фактическое господство над вещью или иным объектом гражданских прав, пользование -процесс извлечения полезных свойств вещи или иного объекта гражданских прав, распоряжение - изменение правовой судьбы вещи или иного объекта гражданских прав. Данная норма детализируется в т.ч. п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, где лица могут посредством заключения сделок приобретать любые из указанных прав;

3) право частной собственности может быть ограничено в судебном порядке, причем Конституция РФ указывает на единственную, известную ей форму такового -принудительное изъятие имущества для государственных нужд. Подобное ограничение может состоять в применении к виновному в уголовном преступлении, лицу меры уголовно-правового воздействия: как наказание (гл. 9 Уголовного кодекса РФ), так и конфискация имущества (ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ). В числе первых активно ограничивает право частной собственности такая мера, как штраф, которая вынуждает преступника претерпевать негативные материальные последствия, ибо деньги, согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ, также являются вещью или же имущественным правом. Нередко лицо фактически становится собственником вещи во время совершения преступления, будь то предмет, средство, орудие как созданные им для реализации преступного умысла или же добытое в ходе такового путем изъятия у потерпевшего супротив его воли;

4) отдельное внимание в ч. 4 ст. 35 Конституции РФ уделено такой форме реализации права частной собственности, как наследование, однако оно является таким лишь наполовину, поскольку сопряжено лишь с порядком наследования по завещанию, в то время как наследование по закону реализуется вне участия наследодателя, вследствие его смерти, тем не менее законодатель решил формализовать возможность наследования именно в ст. 35 Конституции РФ, вероятно, в силу того, что всякое завещание предполагает наличие определенного имущества либо имущественных прав, хотя наследовать можно помимо них, возможно, и долги умершего перед кредиторами (ст. 1175 Гражданского кодекса РФ);

5) право частной собственности не является абсолютным правом, оно предполагает наличие определенных ограничений, вытекающих из специфики объекта гражданских прав. Так, ч. 2 ст. 36 Конституции РФ земля и природные ресурсы должны использоваться собственником без нанесения ущерба окружающей среде и иным лицам.

Экономические права. Данные правомочия формализованы в ст. 34 Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. С возвращением отечественному государству рыночной экономической модели законодатель закрепил и принцип свободы предпринимательства, тем самым государство делегировало часть своих полномочий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся коммерческой деятельностью в части обеспечения государства конечными продуктами производства, создания рабочих мест и т.д. Вместе с тем учтены недостатки перехода государства к рынку, сопряженные с возможностью монополизации и иных форм недобросовестной конкуренции относительно отдельных сфер жизни государства, отданных под контроль «частников», закрепив прямой запрет такой монополизации и конкуренции в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ.

Трудовые права, предусмотренные ст. 37 Конституции РФ, включают в себя следующие положения:

1) свобода труда, заключающаяся в возможности лица свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и невозможности привлечения лица к принудительному труду (ч. 1, 2 ст. 37 Конституции РФ). Принцип свободы труда, который с объективной точки зрения является достаточно спорным, поскольку всякий человек нуждается в обеспечении жизни, здоровья, достойном имущественном положении себя и близких, чему единственным законным путем является реализация трудовой функции;

2) безопасность, социальная терпимость, гарантии работы и ее оплаты, в т.ч. минимальной (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ): а) так, ст. 209 Трудового кодекса РФ предусматривается порядок стандартизации безопасности труда; б) согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ, всякая дискриминация запрещена; в) в соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ работник имеет право на отдых, состоящее в соблюдении работодателем и работником режима рабочего дня, выходных и праздничных дней, оплаты отпуска.

СЭП гражданина предполагают наличие большего перечня правомочий, которые могут реализовывать субъекты правоотношений, хотя на них и распространяются предусмотренные законом ограничения. В частности, граждане, в отличие от иных физических лиц, могут иметь в собственности землю, которую невправе иметь последние; граждане, вправе претендовать на жилище на основе безвозмездности или соразмерной их материальному положению возмездности в отличие от иных физических лиц; граждане, имеющие полис ОМС, пользуются основными услугами сферы здравоохранения бесплатно, в отличие от иных физических лиц. То есть у граждан больше гарантий нормальной жизнедеятельности, нежели иностранных граждан, бипатридов, апатридов. В этом плане, по мнению Е.В. Гулина, гарантии реализации прав человека и гражданина - это условия и средства, обеспечивающие возможность человека и гражданина пользоваться правами, установленными конституцией и другими законами того или иного государства [13, с. 120].

Понятие «гарантии» неоднократно упоминается в Конституции РФ, в т.ч. применительно к СЭП. Например, ч. 4 ст. 35 гарантирует право наследования; ч. 1 ст. 39 гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и т.д.; ч. 1 ст. 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования; ч. 1 ст. 44 гарантирует свободу литературного, художественного и других видов творчества, преподавания [14, с. 19].

По своей правовой природе гарантии СЭП являются неоднородными. Во-первых, гарантия наследования сводится лишь к формализации статей 1110-1185 Гражданского кодекса РФ, тем не менее указанный порядок, с момента принятия третей части Гражданского кодекса РФ и до текущего момента, активно реализуется. Во-вторых, собственно социальные гарантии детализируются в обширном перечне федерального и регионального законодательства и подзаконных нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ.Среди федеральных актов можно выделить Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и иные акты федеральных органов государственно власти. В-третьих, образовательные гарантии обладают еще большим перечнем нормативных актов, посредством которых осуществляется регулирование отношений в сфере образования, в т.ч. локальными нормативными актами образовательных организаций. В этом контексте С.В. Навальный обратил внимание на существенную проблему, сопряженную с рассматриваемой сферой: «.стоит

признать, что качество высшего юридического образования является проблемой государственной важности, где решаются вопросы создания условий и обеспечения процессов реализации качественного образования, формирования востребованных для общества юристов» [15, с. 115-116].

Выводы. В ходе проведенного исследования было установлено следующее. Социально-экономические права являются доктринально-правовым явлением, базирующимся на нормах Конституции РФ общего характера. Под социально-экономическими правами гражданина понимаются правомочия, предусмотренные ст. 34-44 Конституции РФ, реализуемые им в различных сферах жизни гражданского общества и государства. К их числу относятся имущественные, трудовые, жилищные, образовательные и культурные. На текущий момент существует множественность подходов к пониманию социально-экономических прав, однако наиболее «жизнеспособным» из них, является научно-правовой анализ.

Литература

1. Александрова А.П. Защита социально-экономических прав и свобод: общетеоретический анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Казан. гос. ун-т. Казань, 2002. 27 с.

2. Сытников Д.О. Обеспечение органами местного самоуправления конституционных социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Моск. ун-т МВД РФ. Хабаровск, 2012. 25 с.

3. Гвоздева О.М. Конституционные основы обеспечения реализации социально-экономических прав граждан на уровне субъекта Российской Федерации: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. Омск, 2008. 27 с.

4. Ижаев ОА. Конституционно-правовые основы судебной защиты социально-экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. М., 2017. 208 с.

5. Решение по гражданскому делу № 2-755/2018 от 28 мая 2018 г. Клинцовского городского суда Брянской области. URL: https://bsr.sudrf.ru (дата обращения: 13.06.2021).

6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год // Российская газета. 2006. № 126. 15 июня.

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС «КонсультантПлюс».

8. Юсубов Э.С., Макарцев АА. Конституционное право России: учеб. пособие. Т. 1. Общая часть. Томск: Изд. дом Томск. гос. ун-та, 2015. 336 с.

9. Скокова А.Н., Вороненко ОА., Копылов Н.К. Социально-экономические права как элемент системы конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: сб. науч. ст. Курск, 2020. С. 220-223.

10. Толстиков В.А., Машинистова ДА. О возможности выделения категории «преступления, совершенные организованной группой в сфере земельных отношений» в доктрине отечественного уголовного права // Вопросы российской юстиции. 2020. № 10. С. 439-457.

11. Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: введение в теорию: монография. Красноярск, 2004. 260 с.

12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. б-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.

13. Гулин Е.В. Права человека: учеб. пособие. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. i74 с.

14. Гвоздева О.М. Гарантии конституционных социально-экономических прав граждан Российской Федерации: теория и практика II Вестник Омской юридической академии. 20i7. Т. i4. N° 3. С. i8-22.

15. Навальный С.В. Государственная научно-образовательная политика: новые реалии II Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. W 2. С. ii3-l22.

References

1. Aleksandrova A.P. Zashchita sotsial'no-ehkonomicheskikh prav i svo-bod: obshcheteoreticheskii analiz: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: l2.00.0l I Kazan. gos. un-t. Kazan', 2002. 27 s.

2. Sytnikov D.O. Obespechenie organami mestnogo samoupravleniya konstitutsionnykh sotsial'no-ehkonomicheskikh prav i svobod cheloveka v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: l2.00.02 I Mosk. un-t MVD RF. Khabarovsk, 20l2. 25 s.

3. Gvozdeva O.M. Konstitutsionnye osnovy obespecheniya realizatsii sotsial'no-ehkonomicheskikh prav grazhdan na urovne sub"ekta Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: l2.00.02 I Omsk. gos. un-t im. F.M. Dostoevskogo. Omsk, 2008. 27 s.

4. Izhaev O.A. Konstitutsionno-pravovye osnovy sudebnoi zashchity sotsial'no-ehkonomicheskikh prav cheloveka i grazhdanina v Rossiiskoi Federa-tsii: dis. ... kand. yurid. nauk: l2.00.02 I Mosk. gos. yurid. akad. im. O.E. Kutafina. M., 20l7. 208 s.

5. Reshenie po grazhdanskomu delu W 2-755I20l8 ot 28 maya 20l8 g. Klintsovskogo gorodskogo suda Bryanskoi oblasti. URL: https:IIbsr.sudrf.ru (data obrashcheniya: 13.06.2021).

6. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii za 2005 god II Rossiiskaya gazeta. 2006. W i26. i5 iyunya.

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot i7.ii.2008 W i662-r (red. ot 28.09.20i8) «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 godA» (vmeste s «Kontseptsiei dolgosrochnogo sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 godA») II SPS «Konsul'tanTPlyuS».

8. Yusubov Eh.S., Makartsev A.A. Konstitutsionnoe pravo Rossii: ucheb. posobie. T. 1. Obshchaya chast'. Tomsk: Izd-ii Dom Tomsk. gos. un-ta, 2015. - 33б s.

9. Skokova A.N., Voronenko O.A., Kopylov N.K. Sotsial'no-ehkonomicheskie prava kak ehlement sistemy konstitutsionnykh prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossiis-koi Federatsii II Aktual'nye problemy konstitutsionnogo, munitsipal'nogo i mezhdu-narodnogo prava: sb. nauch. st. Kursk, 2020. S. 220-223.

10. Tolstikov VA., Mashinistova D.A. O vozmozhnosti vydeleniya kategorii «prestupleniya, sovershennye organizovannoi gruppoi v sfere zemel'nykh otnoshenil» v doktrine otechestvennogo ugolovnogo prava II Voprosy rossiiskoi yustitsii. 2020. W i0. S. 439-457.

11. Shafirov V.M. Estestvenno-pozitivnoe pravo: vvedenie v teoriyu: monografiya. Krasnoyarsk, 2004. 2б0 s.

12. BaglaiM.V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii: ucheb. dlya vuzov. 6-e izd., izm. i dop. M.: Norma, 2007. 784 s.

13. Gulin E.V. Prava cheloveka: ucheb. posobie. 2-e izd. M.: RIOR: INFRA-M, 2020. 174 s.

14. Gvozdeva O.M. Garantii konstitutsionnykh sotsial'no-ehkonomicheskikh prav gra-zhdan Rossiiskoi Federatsii: teoriya i praktika // Vestnik Omskoi yuridicheskoi akad-emii. 2017. T. 14. № 3. S. 18-22.

15. Naval'nyi S.V. Gosudarstvennaya nauchno-obrazovatel'naya politika: novye realii // Sotsial'no-ehkonomicheskii i gumanitarnyi zhurnal Krasnoyarskogo GAU. 2020. № 2. S. 113-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.