Научная статья на тему 'Социально-экономические потребности общества в развитии высшего образования'

Социально-экономические потребности общества в развитии высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / США / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / НЕРАВЕНСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические потребности общества в развитии высшего образования»

восприимчивы к ценам; 4) влияние ограничений по пропускной способности на крупные и средние рестораны различается: общая величина качественных инвестиций, потребительского излишка и общественного излишка больше в тех случаях, когда с ограничением по пропускной способности сталкиваются мелкие рестораны.

Список литературы

1. Chen Y., He Q., Paudel K. Quality competition and reputation of restaurants: the ейе^ of capacity constraints // Economic research-ekonomska istrazivanja. -2018. - Vol. 31, N 1. - Р. 102-118.

2. Cingoski V., Petrevska B. Making hotels more energy efficient: The managerial perception // Economic research-ekonomska istrazivanja. - 2018. - Vol. 31, N 1. -Р. 87-101.

3. Ivandi N., Sutalo I. The contribution of tourism to the Croatian economy: An IO approach // Ekonomski pregled. - 2018. - Vol. 69, N 1. - P. 20-42.

2019.01.040. Б.Г. ИВАНОВСКИЙ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. (Обзор).

Ключевые слова: Евросоюз; США; высшее образование; рынок труда; неравенство; устойчивое развитие.

Появление информационно-коммуникационных технологий и развитие общества знаний требуют глубокой перестройки всей системы высшей школы с учетом потребности в специалистах, обладающих новыми профессиональными навыками.

Политика в области высшего образования в западных странах сосредоточена, прежде всего, на расширении доступа к нему населения. В настоящее время в 32 странах Европы функционирует около 2,5 тыс. высших учебных заведений, где обучаются свыше 17 млн студентов (7). При этом высшее образование рассматривается как политический инструмент преодоления социальноэкономического неравенства. Однако достичь этой цели довольно сложно из-за конфликта интересов между различными группами населения, а также из-за институциональных проблем, затрудняющих включение в систему высшего образования наиболее уязвимых слоев населения. Рыночный подход к организации высшего образования делает его менее доступным для людей с ограничен-

ным материальным достатком, что противоречит установкам политики в области образования (10).

Цели и роль высшего образования в современном обществе являются объектом острых дискуссий с серьезными политическими и практическими последствиями. В настоящее время предметом обсуждений выступают две неоднозначные теоретические позиции. Первая направлена на то, чтобы помочь людям занять определенное место на рынке труда и, следовательно, увеличить их доход. Вторая сфокусирована на понимании роли высшего образования в рамках онтологических и эпистемологических принципов. В последнем случае делается упор на развитии индивидуальных способностей, творчества и эмансипации, что

противоречит современным институциональным установкам, связанным с властным доминированием. Этот концептуальный конфликт может увековечить или революционизировать сложившиеся социальные классовые отношения (14).

Образование, по мнению Р. Вольфа и Д. Барсамиана (14), нельзя считать в полной мере чисто рыночным процессом, а вузы -это не просто учреждения, предлагающие уже готовый продукт, дополненный дипломом, который имеет свою ценность на рынке труда. Приобретенные в колледже или университете знания, подтвержденные полученными дипломами, не являются ни достаточным, ни необходимым условием для получения рабочего места. Кроме того, растущие издержки высшего образования, прежде всего из-за его интернационализации, а также увеличение несоответствия между полученной квалификацией и требованиями работодателей, создают довольно мрачную картину нынешней ситуации, при которой хорошо оплачиваемые рабочие места предоставляются представителям обеспеченных слоев общества. В то же время неимущие студенты находятся в менее благоприятном положении по сравнению со своими состоятельными сокурсниками в связи с различиями в предыдущем образовании и образовании их родителей, а также из-за сохранения некоторых традиций. Поэтому расширение охвата высшим образованием широких масс населения ведет к его коммерциализации, а также к коммерциализации его целей. Следовательно, включение высшего образования в экономически ориентированную модель предполагает определение денежного эквивалента и достижение опреде-

ленных финансовых результатов. И этот подход, по мнению авторов, сохранится и будет превалировать в будущем, что не способствует росту доходов населения и снижению социально-экономического неравенства.

В мае 2017 г. Еврокомиссия в рамках «Новой молодежной инициативы по развитию школьного и высшего образования» (New Youth Initiative on Schools and Higher Education) начала реализацию стратегии перехода на высококачественное, всеобъемлющее и ориентированное на будущее образование (strategy for high quality, inclusive, and future-oriented education). Акцент сделан на воспитании детей младшего возраста, инвестициях в непрерывное образование профессорско-преподавательского состава, развитии сотрудничества между различными участниками образовательного процесса в сочетании с исследованиями и инновациями, а также на улучшении управления учебными заведениями. Вместе с тем стратегия чересчур ориентирована на коммерциализацию и оценку деятельности образовательных учреждений по этому критерию, что может препятствовать здоровой конкуренции между ними и осуществлению принципов равенства, сотрудничества и взаимодействия (4).

Образование является ключевым фактором сокращения социально-экономического неравенства, которое продолжает увеличиваться в большинстве стран ЕС. На саммите ЕС по вопросам образования, состоявшемся в январе 2018 г., особое внимание уделялось проблемам справедливости и доступности школьного образования, а также социальной инклюзии. Однако проблемы интеграции мигрантов здесь не рассматривались. Между тем признание права мигрантов на образование и обеспечение им доступа к нему являются фундаментальной предпосылкой полной интеграции данной социальной группы в европейское общество. Это особенно актуально в условиях затяжного спада в экономике, когда наблюдается сокращение бюджетных расходов на образование, которое оказывает прямое воздействие на качество обучения. В итоге в рекомендациях для стран - членов ЕС, принятых на саммите, проблема инклюзии в образовательный процесс учащихся, независимо от страны происхождения, упоминается только в сноске, относящейся к высшему образованию (5).

Традиционно образование понимается как важный элемент прогресса и социальных изменений в соответствии с меняющимися общественными потребностями. Однако, если определенные меры предосторожности не будут приняты, образование может дать возможность людям стать более активными разрушителями Земли. Чтобы противостоять этому процессу, необходимо создавать новую модель образования (8).

Образование, направленное на достижение целей устойчивого развития (education for sustainable development, ESD), должно стать основой для пересмотра и переоценки значения высшего образования. ESD включает новые формы познания, обеспечивающие развитие человеческой деятельности в меняющихся условиях. Часто бывает недостаточно действовать согласно сложившейся традиции, т.е. воспроизводить существующую социальную систему. Успех в достижении целей устойчивого развития, как указывалось на саммите на высшем уровне по устойчивому развитию, состоявшемся в Йоханнесбурге в 2002 г., предполагает: осознание возникающих проблем, добросовестное принятие решений, понимание коллективной ответственности и формирование конструктивного партнерства, вера в достоинство всех без исключения людей (15). Эти принципы развития человечества подразумевают реализацию идей доклада Делора (Delors report)1, в котором указаны четыре основы образования: учиться приобретать знания, учиться делать, учиться жить вместе и учиться жить. В контексте концепции ЮНЕСКО «Образование для устойчивого развития» в 2008 г. предложено включить пятую основу - учиться изменять себя и общество.

Во многих европейских странах в связи с демографическими изменениями наблюдается снижение доли трудоспособного населения, что вынуждает их привлекать иностранных специалистов. Вместе с тем на протяжении последних десятилетий кардинальным образом изменилось размещение производственных мощностей в мире. Согласно рейтингу 500 крупнейших мировых компаний по версии американского журнала Fortune (Fortune Global 500), раньше примерно 95% компаний были расположены в разви- 1

1 Имеется в виду доклад президента Международной комиссии по проблемам образования в XXI в. Жака Делора «Образование: Сокрытое сокровище», представленный в ЮНЕСКО в 1996 г.

тых странах. Однако к 2010 г. их доля снизилась до 83%, а к 2014 г. - до 69%. Если эта тенденция сохранится, то к 2025 г. этот показатель снизится до 54%. Приведенные данные свидетельствуют о перемещении деловой активности в нетрадиционные с точки зрения развития бизнеса страны (2).

В связи с быстрым экономическим развитием стран Азиатско-Тихоокеанского региона прогнозируется, что в ближайшем будущем большинство населения планеты будет относиться к среднему классу, для которого высшее образование имеет центральное значение. Это означает, что произойдет рост спроса на высшее образование. Как следствие, количество студентов, обучающихся в вузах, вырастет с 4% мирового населения в 2012 г. до 10% к 2040 г. (9).

Теоретически образование способствует расширению прав и возможностей людей, которые овладевают навыками принятия решений и способностью эффективно действовать в соответствии с этими решениями. Оно направлено на развитие не только личных, но и социальных качеств. По существу, этим открывается диалог между общественными и личными интересами, между правами и обязанностями. Установлена также положительная корреляция между развитием образования и экономическим ростом. Так, американский ученый Р. Барро рассматривает человеческий капитал как ключевой фактор роста экономики и богатства нации. На базе показателей большого числа стран Барро выполнил статистический анализ взаимосвязи среднего уровня образования населения и ВВП. Он доказал, что темпы экономического роста страны и ВВП на душу населения были тесно связаны с образованием (3).

В то же время, согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в. (World declaration on higher education for the 21st century), в связи с необходимостью обеспечения устойчивого развития человечества перед высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие его самого радикального обновления.

Речь идет, во-первых, о повышении роли наднациональных организаций (таких как ЮНЕСКО) в продвижении перспективных проектов (например, по созданию электронных и партнерских сетей между вузами); во-вторых - о всемерном поощрении между-

народного сотрудничества учебных заведений с целью распространения знаний за рамками национальных границ (6, с. 130).

Модернизация высшего образования подразумевает в первую очередь внутренние изменения в вузах, направленные на совершенствование управления ресурсами (человеческими, экономическими и т.д.) и на углубление внутривузовской демократии (13). Вузы должны продолжать свою образовательную миссию и проводить научные исследования, основываясь на принципах автономии и ответственности.

Обновление образовательной модели предполагает внедрение новых подходов к обучению с целью развития критического и творческого мышления. Процесс обучения должен более активным и связанным с реальной жизнью. При этом в ходе обучения важно учитывать особенности личности каждого студента (13, с. 5). Кроме того, изменения должны быть направлены на расширение использования потенциала информационных технологий для создания и распространения знаний.

Экономические исследования подтверждают вывод о том, что и общественные, и частные инвестиции в образование являются полезными как для отдельных личностей, так и для государства в целом (11). В экономической литературе эта взаимозависимость рассматривается на макро- и микроэкономическом уровнях.

На макроэкономическом уровне выделяются:

А) взаимосвязь между уровнем образования и размером заработка. Результаты исследования показывают, что каждый дополнительный год обучения способствует росту заработка на 10%;

б) взаимосвязь между совокупным уровнем образования в стране и ростом ВВП. Более быстрый рост ВВП достигается в странах, где население в среднем имеет более высокий уровень образования. Как показывают расчеты, если период обучения мужчины в возрасте от 25 лет и старше на этапе среднего специального или высшего образования возрастет на 1 год, то экономический прирост составит почти 0,5% (11, с. 9).

На микроэкономическом уровне изучается взаимосвязь между количеством лет обучения и уровнем заработной платы. Обнаружено, что люди, которые проходят обучение в течение длительного периода, являются более производительными и, соответственно,

имеют более высокий заработок. Однако существует много трудностей с проверкой этой гипотезы (12, с. 12).

Университеты выполняют жизненно важные функции как в качестве учреждений по подготовке высококвалифицированных кадров, так и в качестве генераторов знаний, поскольку ведут научно-исследовательскую деятельность. Причем две эти функции взаимосвязаны, и когда они реализуются эффективно, вузы вносят значительный вклад в развитие экономики. Однако главной миссией вузов остается подготовка квалифицированных кадров, хотя по мере роста наукоемких отраслей значение университетских научных исследований для развития экономики возрастает. Выступая основным поставщиком таких ресурсов, как квалифицированные специалисты и знания, вузы способствуют поддержанию конкурентоспособности национальной экономики.

Список литературы

1. Высшее образование в Европе. - 2017. - Режим доступа: http://www.spbstu.ru/ upload/inter/higher-education-europe-2017.pdf

2. Кулен Р. Для чего нужна интернационализация образования? // Международное образование. - 2016. - № 83. - Режим доступа: https://ihe.hse.ru/article/ view/2975/2713

3. Barro R. Economic growth in a cross section of countries // Quarterly j. of economics. - Oxford, 1991. - Vol. 106, N 2. - Р. 407-443.

4. Boivin P. Adapting European education systems to meet society's challenges in an ever changing world / European civil society for education Lifelong Learning Platform. - 2017. - 6 p. - Mode of access: http://lllplatform.eu/lll/wp-content/ uploads/2017/09/Statement-schools-and-higher-education-initiatives.pdf

5. Bonesmo K. Income inequality in the European Union. - P.: OECD Publishing, 2012. - (OECD. Economics department working paper; N 952). - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1787/5k9bdt47q5zt-en

6. Environmental citizenship / Ed. by A. Dobson, D. Bell. - Cambridge, Mass.: MIT Press, 2006. - 296 p.

7. European tertiary education register (ETER). Database of higher education. European Commission. - 2018. - Mode of access: https://www.eter-project.com/#/home

8. Granados J. The challenges of higher education in the 21 st century // Global uni-

versity network for information (GUNi). - Barcelona, 2015. - 10.26. - Mode of access: http://www.guninetwork.org/articles/challenges-higher-education-21st-

century

9. Kharas H. The unprecedented expansion of the global middle class. - Wash.: Brookings institution, 2017. - 32 p. - Mode of access: https://www.brookings.edu/ wp-content/uploads/2017/02/global_20170228_global-middle-class.pdf

10. Kromydas T. Rethinking higher education and its relationship with social inequalities: Past knowledge, present state and future potential // Palgrave communications. - 2017. - Vol. 3, N 1. - Mode of access: https://www.nature.com/ articles/s41599-017-0001-8

11. Miller R. Education and economic growth: From the 19 th to the 21 st century. -Amsterdam: Cisco Public., 2010. - 19 p.

12. O'Carroll C., Harmon C., Farrelli L. The economic and social impact of higher education / Irish Universities Association. - 2006. - 30 p.

13. Prensky M.H. Sapiens digital: From digital immigrants and digital natives to digital wisdom // Innovate: J. of online education. - 2009. - Vol. 5, N 3. - Mode of access: http://digtechitalia.pbworks.com/wZfile/fetch/88168028/Prensky%202009.pdf

14. Wolff R., Barsamian D. Occupy the economy: Challenging capitalism. - San Francisco: City lights publishers, 2012. - 190 p.

15. World summit on sustainable development. - Johannesburg, 2002. - Mode of access: https://sustainabledevelopment.un.org/milesstones/wssd

2019.01.041. ОН. ПРЯЖНИКОВА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ХАБЫ: ОПЫТ СТРАН ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. (Обзор).

Ключевые слова: Восточная и Юго-Восточная Азия; образовательные хабы.

Страны Восточной Азии (ВА) и Юго-Восточной Азии (ЮВА) проводят последовательную политику, направленную на повышение конкурентоспособности и усиление регионального сотрудничества, делая ставку на развитие образования как ключевого фактора роста экономики и создание региональных и международных образовательных хабов. Проекты образовательных хабов реализуются в Сингапуре, Тайване, Малайзии, Гонконге, Южной Корее.

Сингапур осуществляет проект создания образовательного хаба, который принято называть «Глобальное образование» (Global schoolhouse) и «Бостон Востока». В вузы Сингапура поступают студенты, приезжающие из разных стран ВА и ЮВА. Ведущие мировые и сингапурские вузы организуют совместные образовательные и исследовательские программы, а также открывают в Сингапуре филиалы своих кампусов (3).

Важный вклад в развитие образовательного хаба внесло создание кластера бизнес-школ и консалтинговых фирм Nepal Hill, который представляет собой центр подготовки лидеров для круп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.