Научная статья на тему 'Социально-экономические ориентиры развития пищевой отрасли (региональные аспекты)'

Социально-экономические ориентиры развития пищевой отрасли (региональные аспекты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / FOOD INDUSTRY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / SOCIO-ECONOMIC GUIDELINES / ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ / FOOD PRODUCTS / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / КАЧЕСТВО / QUALITY / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Донскова Людмила Александровна

В условиях формирования современной экономической системы определение ориентиров социально-экономического развития предприятий пищевой промышленности, как желаемых характеристик развития отрасли, очевидны. Учитывая специфику отрасли и то, что производимая в этом секторе экономики продукция продовольствие, является основой жизнеобеспечения населения, главным социальным вектором ее развития должно стать производство продуктов качественных и безопасных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Донскова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC GUIDELINES OF FOOD INDUSTRY DEVELOPMENT (REGIONAL ASPECTS)

In the conditions of formation of the modern economic system, the definition of guidelines for food industry socio-economic development, as desirable characteristics of industry development is obvious. Taken into account the industry specificity and the fact that produced products in this sector food, which is basis of population survival, the main social vector of its development should be the production of quality and safe products.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические ориентиры развития пищевой отрасли (региональные аспекты)»

УДК 338.436.33

Л. А. Донскова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ ОТРАСЛИ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ», ЕКАТЕРИНБУРГ

L. A. Donskova

SOCIO-ECONOMIC GUIDELINES OF FOOD INDUSTRY DEVELOPMENT

(REGIONAL ASPECTS)

FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «URALS STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS», YEKATERINBURG

Аннотация. В условиях формирования современной экономической системы определение ориентиров социально-экономического развития предприятий пищевой промышленности, как желаемых характеристик развития отрасли, очевидны. Учитывая специфику отрасли и то, что производимая в этом секторе экономики продукция - продовольствие, является основой жизнеобеспечения населения, главным социальным вектором ее развития должно стать производство продуктов качественных и безопасных.

Ключевые слова: пищевая промышленность; социально-экономические ориентиры; пищевые продукты; здоровье; качество; безопасность.

Людмила Александровна Донскова

Lyudmila Aleksandrovna Donskova кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

cafedra@list.ru

Введение. Пищевая и перерабатывающая промышленность является системообразующей сферой агропромышленного комплекса Свердловской области, она тесно связана с сельским хозяйством как поставщиком сырья, с отраслями, обеспечивающими АПК средствами производства, с логистикой товародвижения, с торговлей как средством сбыта готовой продукции. Пищевая и перерабатывающая промышленность Свердловской области включает в себя 10 отраслей, объединяющих более 500 действующих предприятий, на которых занято 28,9 тыс. человек, она является основой для формирования агропродовольственного рынка и обеспечивает продовольственную безопасность региона [1]. Потенциал предприятий по производству пищевых продуктов позволяет удовлетворить потребности в продуктах питания населения области, а также поставлять их в другие регионы. Предприятия пищевой индустрии Свердловской области производят практически весь ассортимент продукции, включая социально значимые продукты питания, товары диетического, профилактического и лечебного питания. Уровень обеспече-

Summary. In the conditions of formation of the modern economic system, the definition of guidelines for food industry socio-economic development, as desirable characteristics of industry development is obvious. Taken into account the industry specificity and the fact that produced products in this sector - food, which is basis of population survival, the main social vector of its development should be the production of quality and safe products.

Keywords: food industry; socio-economic guidelines; food products; health; quality; safety.

ния потребности населения Свердловской области за счет собственного производства по мясу скота и птицы составляет 61 % от рациональной нормы потребления, по молоку - 47 %, по овощам - 32 % [1]. При этом не стоит забывать, что Свердловская область является промышленным регионом и лишь 16 % населения проживают в сельской местности. Несмотря на достаточно динамичное развитие в пищевой отрасли, взятый курс на реализацию социально-экономического развития страны требует пересмотра и моделей управления на предприятиях пищевой промышленности. Финансово-экономические показатели предприятий как критерий эффективности их деятельности не отражают объективную картину в целом, социально-экономическая роль предприятий пищевой индустрии требует расширения целевых ориентиров, среди которых в научной литературе рассматриваются укрепление партнерских отношений, позитивное влияние на общество, например, улучшение экологической ситуации, развитие кадрового потенциала, а также улучшение отношений внутри коллектива и др. [2; 3]. Выбор системообразующего социально-экономического ориентира развития пищевой отрасли является одним из главных и принципиальных вопросов. Декларируемый курс социально-ориентированной экономики предприятий пищевой промышленности должен быть методически и организационно подкреплен, в связи с чем и возникла необходимость разработки данного направления применительно к пищевому сектору одного из крупнейших регионов.

Методика. Основными методами явились системный, междисциплинарный и абстрактно-логический подходы, статистический, ситуационный анализ. Теоретическую базу исследования составили исследования оте-

Вестник Курганской ГСХА № 4, 2016 Экономические науки 11

чественных ученых по проблемам развития социально-рыночной экономики, работы российских авторов в области уровня и качества жизни, нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, официальная информация контролирующих служб и др. Объектом исследования явилась пищевая отрасль Свердловской области, предметом исследования - процессы, обусловливающие необходимость выявления социально-экономических ориентиров развития и функционирования предприятий в современных условиях.

Результаты исследований. В документах, регламентирующих социально-экономическое развитие Российской Федерации и регионов-субъектов, ставится цель повышения качества жизни населения. Разработанные и заложенные основы развития Свердловской области на ближайшие пятнадцать лет в Стратегии 2030 предусматривают выстраивание единства трех составляющих - человека, инноваций и науки. И первое - человеческий фактор: современный, здоровый, образованный человек, мотивированный на повышение квалификации, создание семьи, творчество и развитие. С позиций комплексного подхода необходимо развитие всех компонентов, способствующих формированию задекларированного фактора - уровень доходов населения, обеспеченность услугами сферы здравоохранения, образования и др. Основной же компонентой является удовлетворение потребностей граждан и, прежде всего, в продуктах питания.

Доказано, что основой развития и формирования человеческого фактора является питание. Это одна из центральных проблем, решение которой составляет предмет постоянных забот человечества. Благодаря пищевой промышленности осуществляется производство всех необходимых продуктов питания для людей, удовлетворяющих жизненно важные потребности организма человека, предназначенных для обеспечения его жизнедеятельности и формирования внутренней среды за счет усвоения их питательных веществ. Предприятия пищевой промышленности осуществляют производство порядка 95 процентов всего потребляемого в России продовольствия, на которое население тратит примерно % своих доходов. Призвание предприятий пищевой промышленности - обеспечение населения продуктами питания в необходимом количестве и соответствующего качества и безопасности, что соответствует в целом концепции социально-ориентированного курса развития страны. Именно питание определяет одну из характеристик важнейшего аспекта общества как социального организма - здоровье населения, показателя изменений, происходящих в обществе, которое определяет среду его формирования. Значимое влияние на здоровье населения оказывает качество питания. На международном уровне сложилось единое мнение о том, что факторами риска развития определенных видов заболеваний является некачественное и несбалансированное питание, употребление зачастую потенциально опасных продуктов. В этом плане чрезвычайное значение приобретают вопросы качества и безопасности пищевых продуктов, их сбалансированность с учетом медицинских норм. Неоптимальная структура питания при потреблении пищевой продукции с низкими потребительскими характеристиками является при-

чиной снижения качества жизни и развития ряда заболеваний населения [4]. По данным ФАО/ВОЗ, через пищевые продукты распространяется более 200 болезней и ежегодно регистрируется 1-1,2 млрд кишечных заболеваний в мировом сообществе [5].

Создание коммерческого продукта с минимальными издержками, обеспечивающего высокую и стабильную прибыль бизнесу - цель, которая преследуется в настоящее время производителями продуктов питания, отодвигает на второй план вопросы качества и безопасности. Такие технологические приемы как увеличение выхода готового продукта за счет повышения доли вносимой воды, сокращения доли основного сырья путем замены его более дешевым, использование пищевых добавок и их композиций с целью имитации свойств, характерных для традиционных продуктов, привели к тому, что пищевые продукты становятся потенциально опасными. Рецептуры и композиции пищевых ингредиентов и добавок при производстве продуктов не всегда отличаются продуманностью, а производители, зачастую из-за экономических соображений, позиционируют указанную продукцию как натуральную.

Загрязнение продуктов питания, отклонение от норм потребления продуктов питания наряду с другими факторами являются приоритетными показателями, формирующими здоровье человека. Ориентировочная доля населения, наиболее подверженного воздействию данных факторов, составляет 89,08 млн человек или 60,9 % населения страны. Причем это в большей степени характерно для населения, проживающего в различных регионах, в том числе и в Уральском округе, включая Свердловскую область. Проведение лабораторных исследований пищевых продуктов, производимых товаропроизводителями Свердловской области и ввозимых из-за пределов Свердловской области, в том числе импортных, в рамках системы мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения Свердловской области свидетельствует о постоянном снижении качества и безопасности и увеличении потребления некачественных и опасных продуктов на одного жителя. В таблице представлены данные, характеризующие потребление некачественных и опасных продуктов в год на одного жителя.

Структура выявленных нарушений при проведении лабораторных испытаний практически остается неизменной на протяжении последних лет. И если в таких нарушениях, как реализация пищевых продуктов с просроченными сроками хранения, выявление несоответствия по микробиологическим показателям может быть установлена вина продавцов или логистических компаний или потребителей продукции, то несоответствие продукции предъявляемым требованиям по маркировке, требованиям нормативных документов по качественным показателям и показателям безопасности, производство пищевых продуктов и их ингредиентов из генетически модифицированных источников полностью возлагается на производителей. Особую тревогу вызывает проблема подлинности и идентичности пищевых продуктов, которая в условиях рыночной экономики естественным путём перешла в проблему фальсификации [7].

Таблица - Информация о потреблении некачественных и опасных продуктов [6]

Группа Годовое потребление продукции на 1 жителя, кг Годовое потребление некачественных и опасных продуктов на 1 жителя, кг

продукции 2013 г. 2014 г.

Молочная продукция 244 22,4 58,1

Мясная продукция 69,1 12,2 13,1

Рыбная продукция 19,3 2,3 2,9

Хлебобулочные изделия 95,5 12,0 15,4

Кондитерские изделия 11,8 2,3 3,1

Выводы. Таким образом, в условиях становления и развития социально-ориентированной экономики базовой частью ее структуры и, прежде всего, для предприятий пищевой промышленности должны явиться социально-экономические ориентиры, направленные на формирование ответственности предприятия перед потребителями, связанные с защитой их здоровья и безопасности. К приоритетам экономического разви-

тия пищевой и перерабатывающей промышленности и в решение обозначаемых проблем в их развитии должны быть органично вписаны социальные ориентиры, и, прежде всего, - ответственность за качество и безопасность выпускаемой продукции. Качество продуктов питания, их безопасность должны стать национальным приоритетом не только для страны, но и для каждого предприятия пищевой отрасли.

Список литературы

1 Копытов М. Приоритеты развития агропромышленного комплекса Свердловской области - в модернизации и продовольственной безопасности региона // Нива Урала. Спец. выпуск. - 2015. - С. 2-6.

2 Разгулина Е. Д. Крупный бизнес как ориентир региональной экономической политики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 2 [Электронный ресурс]. - ики ИНр://екопот1ка.эпаика. ги/2014/02/3729 (дата обращения: 14.11.2015).

3 Шамков Ю. В., Маслов А. В. Особенности разработки и оценки социально-ориентированной стратегии развития предприятия // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 8 (299). Экономика. - Вып. 40. - С. 119-122.

4 О мерах по обеспечению защиты прав потребителей, качества продуктов питания и контроля за их безопасностью // Аналитический вестник. Москва. - 2016. - № 16 (615). - 114 с.

5 Питание и здоровье в Европе: новая основа для действий. / Под ред. Aileen Robertson, Cristina Tirado, Tim Lobstein, Marco Jermini, Cecile Knai, ^rgen H. Jensen, Anna Ferro-Luzzi и W.P.T. James. Региональные публикации ВОЗ, Европейская серия, No 96. - 2005.

- 525 с.

6 Официальный сайт Управления Роспотребнадзо-ра по Свердловской области [Электронный ресурс]. -URL: http://www.66.rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 17.09.2016).

7 Донскова Л. А., Криштафович В. И. Фальсификация мяса и мясных продуктов в системе менеджмента безопасности: идентификация опасностей и определение рисков // Товаровед продовольственных товаров.

- № 7. - 2013. - С. 52-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.