Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНТРАКТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черных Антонина Борисовна, Кобелева Лидия Сергеевна

Статья посвящена описанию cоциально-экономических, организационных аспектов заключения трудового договора с государственным служащим исключительно в правовом смысле. Точное соблюдение норм по мнению авторов могут обеспечить эффективность государственного и муниципального управления, строго очертив круг правовых операций при заключении трудового договора (контракта) с кандидатом, претендующим на должность в органах государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черных Антонина Борисовна, Кобелева Лидия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ный результат, но уступают в своей осведомленности людям, назвавшим себя атеистами и агностиками. Из тех респондентов, что назвали себя православными, около 30% ориентируются в основах христианского учения и знакомы с Библией. Анализируя полученные данные, мы можем предположить, что имеющиеся сведения о религиозности, полученные через самоидентификацию респондентов, возможно скорректировать с применением маркеров осведомленности в вопросах веры. Полученный результат будет втрое ниже.

Библиографический список

1. Великий пост и религиозность // Левада-центр [веб. сайт]. -URL: https://www.levada.ru/2020/03/03/velikij-post-i-religioznost.

2. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. -Москва: Новое издательство, 2011. - 464 с.

3. Православная вера и таинство крещения. Аналитический обзор // ВЦИОМ [веб. сайт]. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analit-icheskii-obzor/pravoslavnaya-vera-i-tainstvo-kreshheniya.

4. Религиозность // Левада-центр [веб. сайт]. - URL: https ://www. levada.ru/2017/07/18/religioznost.

5. Ценности: религиозность: Сколько россиян верят в Бога, посещают храм и молятся своими молитвами? // ФОМ [веб. сайт]. - URL: https://fom.ru/obshchestvo/10953.

УДК 35.07

Антонина Борисовна Черных, Лидия Сергеевна Кобелева

Социально-экономические, организационные и правовые аспекты заключения трудового договора с государственным служащим в целях обеспечения эффективности

государственного и муниципального управления

Аннотация. Статья посвящена описанию социально-экономических, организационных аспектов заключения трудового договора с государственным служащим исключительно в правовом смысле. Точное соблюдение норм, по мнению авторов, могут обеспечить эффективность государственного и муниципального управления, строго очертив круг правовых операций при заключении трудового договора (контракта) с кандидатом, претендующим на должность в органах государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: трудовой договор, государственное и муниципальное управление, контрактация.

Понятие «контракт» впервые было использовано в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г. Но в документе нет определения договора. Существует специальное понятие «контракт на оказание услуг». В современном русском языке слова «договор» и «соглашение» являются синонимами. Закон «О государственной службе» (ст. 23) гласит, что договор на оказание услуг - это соглашение о приеме гражданина на работу. Договор о прохождении государственной службы определяет права и обязанности сторон.

Нанимающая сторона представлена руководителем, заместителем или представителем нанимателя и обеспечивает возможность прохождения государственной службы, своевременного и полного замещения определенной должности в соответствии с законом, а также предоставляет социальные гарантии. Работодателем государственного служащего является Российская Федерация или соответствующий субъект Федерации. Поэтому представитель нанимателя не является стороной договора на оказание услуг, а действует от имени государственного органа.

Служебный договор не может быть причиной ухудшения условий государственной службы и ущемления прав работника. Нанимаемая сторона выполняет свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией и соблюдает регламент работы. Нанимающая сторона обязана ознакомить государственного служащего при приеме на работу с внутренними документами, положениями и иными документами, относящимися к должностным обязанностям заключенной службы. Государственный служащий получает свидетельство о прохождении службы по установленной форме. В договоре может быть предусмотрен испытательный срок для проверки соответствия занимаемой должности, который может варьироваться от трех месяцев до одного года. Если в договоре не указан испытательный срок, работник принимается на работу без испытательного срока.

Закон рассматривает испытательный срок как чисто договорное условие [1]. Правильное определение было бы следующим: «контракт на оказание услуг предусматривает испытательный срок для проверки соответствия работника занимаемой должности». Отсутствие такого условия в контракте означает, что работник был принят на работу без испытательного срока».

Если работник переводится на другую должность по причине, предусмотренной законом, и продолжает работать на той же государственной должности, или на другой государственной должности, или в

другом месте, где находится государственная должность, требуется письменное согласие работника.

Если работник в результате медицинского осмотра представит документы, подтверждающие его неспособность выполнять свои служебные обязанности по состоянию здоровья, ему предоставляется другая должность государственной службы. При отказе работника от предложенной должности или ее отсутствии договор прекращается, государственный служащий увольняется с должности и освобождается от должности. Об этом говорится в статье 33 Закона «О государственной службе» [2]. Если работник переводится на другую должность, но его служебные обязанности не меняются, это не является переводом на другую должность и согласие работника не требуется.

Если условия профессиональной деятельности существенно изменяются по инициативе нанимающей стороны, государственный служащий, продолжая свою деятельность, может потребовать изменения условий договора об оказании услуг. Если государственный служащий не согласен с изменением условий договора, нанимающая сторона вправе освободить его от должности и уволить с государственной службы.

Если государственный служащий письменно отказывается принять предложенную должность из-за изменения условий работы, договор расторгается. Основания и последствия расторжения договора о государственной службе рассматриваются в главе 6 Закона о государственной службе [2].

Расторжение трудового договора и увольнение с работы оформляется приказом государственного органа. Трудовой договор прекращается в любое время с согласия сторон, при этом работник увольняется с должности и снимается с государственной службы. Правила расторжения договора о государственной службе определяются статьей 35 Закона о государственной службе [2].

Если срок действия договора истекает, он расторгается при условии письменного уведомления работника за семь дней. Если договор был заключен на выполнение определенного задания, он расторгается после выполнения этого задания. Если договор на оказание услуг был заключен на время замены отсутствующего работника, то договор расторгается по факту ухода работника с работы. Если срок полномочий государственного служащего категории «руководители» или «помощники (советники)» истек, государственный служащий назначается на ранее занимаемую должность, если он не совершил каких-либо виновных действий и это условие было оговорено в договоре об оказании услуг. Государственный служащий может также расторгнуть договор

по собственному желанию, письменно уведомив об этом нанимателя за три дня. До тех пор, пока срок уведомления о расторжении договора об оказании услуг не истек, работник имеет право отозвать свое заявление. Освобождение от должности не производится до тех пор, пока на должность не будет приглашен другой государственный служащий. Если срок предупреждения об увольнении истек, работник имеет право не выполнять свои служебные обязанности

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Доступ из Справ.-прав. системы Консультант Плюс.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Доступ из Справ.-прав. системы Консультант Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.