Научная статья на тему 'Социально - экономические и политико-правовые основы государства Имамат'

Социально - экономические и политико-правовые основы государства Имамат Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
335
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Имамат / Шамиль / Дагестан / социальное не-равенство / государство / Imamat / Shamil / Dagestan / social inequality / State

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанова Айнар Мугачировна, Тилакаева Хасбат Омаровна

В статье систематизированы данные об осно-вах социально-экономического, политиче-ского и правового устройства государства имама Шамиля, возникшего на территории Дагестана в первой половине XIX века. На основе архивных документов и научной ли-тературы дан краткий анализ политической структуры государства и действовавшей в нем правовой системы. Охарактеризованы основные направления внутренней политике руководителя Имамата, в том числе его уси-лия по уничтожению социального неравен-ства, сословных различий и увеличению экономического благосостояния своих под-данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic and Political-legal Basics of the structure of the State of Imamat

The article systematizes data on the foundations of the socio-economic, political and legal organization of the state of Imam Shamil, which arose on the territory of Dage-stan in the first half of the 19th century. Based on archival documents and scientific literature, a brief analysis of the political structure of the state and the legal system op-erating in it is gives. The main directions of the domestic policy of the head of the Imamat are described, including his efforts to elimi-nate social inequality, class differences and increase the economic well-being of his sub-jects

Текст научной работы на тему «Социально - экономические и политико-правовые основы государства Имамат»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию Т.2, № 2, 2019

СОЦИАЛЬНО

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА ИМАМАТ *

Гасанова Айнар Мугачировна аспирант

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ.

Тилакаева Хасбат Омаровна аспирант

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. ЬаБЬа^988 @уаМех.ги

Аннотация:

В статье систематизированы данные об основах социально-экономического, политического и правового устройства государства имама Шамиля, возникшего на территории Дагестана в первой половине XIX века. На основе архивных документов и научной литературы дан краткий анализ политической структуры государства и действовавшей в нем правовой системы. Охарактеризованы основные направления внутренней политике руководителя Имамата, в том числе его усилия по уничтожению социального неравенства, сословных различий и увеличению экономического благосостояния своих подданных.

Ключевые слова:

Имамат, Шамиль, Дагестан, социальное неравенство, государство

Aynar M. Gasanova Postgraduate,

The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation

Khasbat O. Tilakaeva Postgraduate,

The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation hasbat1988@yandex.ru

Annotation:

The article systematizes data on the foundations of the socio-economic, political and legal organization of the state of Imam Shamil, which arose on the territory of Dagestan in the first half of the 19th century. Based on archival documents and scientific literature, a brief analysis of the political structure of the state and the legal system operating in it is gives. The main directions of the domestic policy of the head of the Imamat are described, including his efforts to eliminate social inequality, class differences and increase the economic well-being of his subjects

Keywords:

Imamat, Shamil, Dagestan, social inequality,

State

Одной из особенностей исторического развития Дагестана в XIX веке стало сформированное в военных условиях на основе шариатских норм государство Имамат. Безусловно, его существование было вызвано к жизни исключительно требованиями времени. Однако, до сих пор встает вопрос, что послужило основанием для его возникновения. В целом, Имамат был государством, в котором реформы осуществлялись, в соответствии с определенной социальной стратегией. Конечно, в первую очередь мы должны учитывать тот факт, что имам Шамиль, как и его предшественники - Гази-Мухаммад и Гамзат-бек, объединив усилия с наибами, старался улучшить жизнь простого горского народа, «О равенстве всех правоверных перед Аллахом» мечтали има-

DOI: https://d0i.0rg/i0.244il/26.58-.38.36-20iQ-i00i6

© Гасанова Айнар Мугачировна, ©Тилакаева Хасбат Омаровна © РОО « Ассоциация педагогов Республики Дагестан

Creative Commons «Attribution» 4.0 International License 11

мы. Одной из форм достижения этой цели стала политика последовательного низведения с пьедесталов высшей феодальной знати. Руководители восставших горцев, зная, что сильного противника можно одолеть, лишь объединив усилия всего общества, попытались разорвать союз русского царизма и местных феодалов, и перетянуть последних на свою сторону.

В частности, духовный наставник имамов Магомед Ярагский старался убедить Аслан-Хана Кюринского, вести управление своими подданными более мягкими мерами, избегая деспотии и всемерной поддержки произвола колониальных войск. Еще в 1825 г., предвидя последующие события, М. Ярагский говорил хану: «Не советую тебе, хан, дружить с царскими властями. Чем больше они имеют врагов, тем нужнее им будет твоя дружба, и они наградят тебя почестями и богатствами, тогда как, покорив Дагестан, они не будут иметь в тебе нужды, и ты потеряешь свою власть, влияние и может быть и ханство» [1, с. 183].

Одной из первых попыток привести государство к социальному равноправию стал поход первого имама Гази-Мухаммада против аварских ханов. Несмотря на неудачу, постигшую его в Аварии, имам вновь собирает своих воинов и вторгается на территорию шамхальства Тарковского. В результате этого похода были лишены жизни более 30 влиятельных беков.

Учитывая то, что в рассматриваемый период Аварское ханство было, самым могущественным, руководители имамата не могли оставить его без внимания. Учитывая то, что аварские ханы не просто угнетали собственное население, периодически они подчиняли своей власти пограничные аварские союзы сельских обществ, принуждая их к выплате дани. Победоносный поход второго имама Гамзат-бека привел к ликвидации Аварского ханства и убийству почти всех членов ханского дома [1, с. 186]. Его политику продолжил и имам Шамиль. Он понимал, что процесс включения Дагестана в состав России не приведет к изменению положения простого народа, и потому вел активную борьбу против порядков, принесенных сюда армиями русских солдат. Имам Шамиль, отняв у беков все права, уничтожив ханский род, постепенно устанавливал равенство. Именно он приказал сбросить с высокой скалы в пучину Койсу последнего потомка аварских ханов Булача. Таким образом, была свергнута их власть, ликвидировано их право налагать повинности на население, была полностью уничтожена в некоторых местностях зависимость уздений от феодалов. Шамиль продолжил социальную политику своих предшественников в рамках Имамата, используя возможности государства. Он писал наибам: «Прежде всего, уничтожайте ханскую власть и дворянские звания, держите беков в таком же черном теле, в каком держал их я. После того делайте, что хотите, горцы во всем будут вам послушны» [3, с. 34].

Примечательно, но в отношении еще одной категории феодалов, так называемым чанка-бекам (детям от брака феодала с женщиной другого сословия) имам Шамиль повел себя весьма неоднозначно. Понимая, что чанка-бек рожденный от брака простолюдинки с наследным ханом или беком может заявить о своих правах на отеческий трон, он уничтожал их с такой же яростью. В то же время детей чанки и простой женщины не трогали, приравнивая по статусу к свободным узденям [2, с. 207]. Такие чанки спокойно проживали в Имамате и не испытывали никаких притеснений. Общая

численность освобожденных от феодальной зависимости крестьян в Имамате и за его пределами в 30-40-е гг. XIX века составило 130 тыс. человек (220 аулов) [1, с. 190].

Другим направлением социальной политики имама Шамиля стало освобождение рабов. Хотя Коран и признает институт рабства, но призывает к более человечному отношению к ним, Шамиль считал необходимым выбрать лучшее из положений шариата, исполнение которого приводит человека в рай, - освобождение от рабской зависимости. Еще М. Ярагский говорил о том, что мусульманин не может быть рабом кого бы то ни было. Имам Шамиль пошел еще дальше, он вообще отменил рабство. Бывшие рабы не только освобождались от своего позорного состояния, но и наделялись той землей, которой пользовались при своих хозяевах. Если рабы раньше просто работали на земле, то теперь они становились собственниками земли, что повышало их социально-экономический статус.

Для претворения в жизнь своей политики в 40-х годах XIX века Шамиль окончательно ликвидирует остатки феодальные владений на своей территории: в 1842 г. - Га-зикумухское ханство, в 1843 г. - Тарковское шамхальство и Мехтулинское ханство, в 1848 г. - владения в Самурской долине. Таким образом, Шамиль добился того, что из социальной лестницы дагестанского общество на вверенной ему территории исчезли ханы, беки, чанки-беки.

Большое внимание в деятельности Имамата придавалось законодательству, правотворчеству, укреплению правопорядка. Создавались нормативные акты к дополнению шариата. Шамилем было издано 14 низамов по различным отраслям права: государственному, уголовному, гражданскому, уголовно-процессуальному, семейному, финансовому и т.д. Низамы представляли из себя, по словам Шамиля, «собрание различных правительственных мер, касающихся безопасности прав, благосостояния народонаселения и усиления средств к сопротивлению внешним врагам»[5, с.12].

Правовые нововведения имама Шамиля в первую очередь значительно повлияли на положение человека как личности в Имамате. Во-первых, он значительно уровнял в правовом отношении привилегированные слои крестьян-горцев. Во-вторых, в ходе освободительной борьбы он старался переложить все экономические тяготы на плечи более состоятельных членов горского общества, взимая налог в зависимости от состояния, беднейшим слоям оказывал помощь из фонда Байтул-мал. В-третьих, при издании низамов Шамиль, в полной мере учитывая волю и чаяния народа, стремился улучшить жизнь горцев.

В соответствии с этими соображениями он издает и низам «О наследстве». До образования Имамата, в этом вопросе была путаница из-за социального неравенства наследников и практиковавшегося среди горцев многоженства. Тим указом законодатель уровнял права на наследство абсолютно всех детей мужского пола. Те, кто получал наследство, должны были обеспечивать детей женского пола до совершеннолетия, затем выдать их замуж. Завещания, составленные в противоречии с этими положениями, признавались не действительными [2, с. 211].

Большой интерес представляют для нас меры, принятые Шамилем относительно урегулирования положения мусульманской женщины и особенно его заботы о вдовах. В течение длительных боев количество мужского населения в шамилевском государстве стало уменьшаться. Осиротевшие дети и вдовы стали материально страдать. Пони-

мая их положение, имам Шамиль старался принимать меры для облегчения участи вдов. Применяя положения шариата, имам установил дополнительный порядок бракосочетания. Имам приказал наибам через некоторый период времени собирать в селениях в особые помещения всех вдов и вообще женщин, оставшихся без мужей, там они были обязаны называть имена тех мужчин, за которых желали бы выйти замуж. Некоторые по женской стыдливости отказывались назвать имена своих будущих супругов, но воля главнокомандующего была непреклонна и они все же указывали желанного. Названный мужчина, холостой или женатый, обязан был жениться на той, которая его выбрала. Многим мужчинам не очень нравилась эта принудительная женитьба, но Шамиль старательно увещевал их и всячески удерживал от протестов.

Одной из положительных мер принятых имамом Шамилем в своем государстве следует считать урегулирование дел о кровной мести. Многолетние кровные распри были одной из причин мешавших объединению горцев, поэтому имам старался прекратить их и примирить враждующие стороны. Он издал распоряжение, которым запрещал кровомщение. Если кровник совершал убийство, то Шамиль жестоко наказывал его, вплоть до конфискации имущества. Имам приложил много усилий, чтобы все столкновения кончались примирением обеих сторон.

Наряду с вышеперечисленным особый интерес представляют мероприятия Шамиля по борьбе со шпионажем, изменой, нарушением общественного порядка внутри стран. За измену и шпионаж он применял суровое наказание - смертную казнь. С нарушителей государственного распорядка взыскивались штрафы деньгами или натурой; за вторичную вину взыскивался штраф в двойном размере. Все доходы поступали в общественную казну Байтул-мал [4, с. 108, 109].

Наименее исследованным остается вопрос об экономическом положении Имамата. В трудовой деятельности государства Шамиля главенствующее место занимали земледелие, скотоводство, народные промыслы и отходничество. В Имамате не было ни одного аула, жители которого не занимались земледелием. Сеяли пшеницу, ячмень, могар, просо, лен, кукурузу. Горцы тщательно обрабатывали пахотные и садовые участки. Многие сады орошались посредством водопроводов из ближайших речек. Значительное место занимало террасное земледелие. Террасы эти обрабатываются весьма тщательно; по бокам они усажены фруктовыми деревьями и виноградными лозами, а в середине засевают кукурузу, которая у них заменяет другие хлебные растения. Собирание плодов являлось большим подспорьем для населения. Леса давали не только плоды, но и материал для хозяйственных нужд, строительства военно-оборонительных объектов.

В намного лучшем экономическом положении находились чеченцы. В нагорной части Чечни, особенно западнее реки Шаро-Аргун, как и в соседнем Дагестане, было развито террасное земледелие, которое, по свидетельству очевидцев, явилось спасением для населения в период наступления царских войск. Что же касается равнинной и предгорной Чечни, то современники характеризовали этот район «богатым и щедро наделенным всеми дарами природы». И не случайно ряд исследователей воспринимали Чечню чуть ли не кормилицей Имамата. У селения Гехи 1832 г. И. Нодерстам видел кукурузное поле, на котором «кукуруза была такой величины, что при проходе нашего

отряда часть конницы въехала в оную, и всадника не видать было» [5, с. 57]. В огородах чеченцы выращивали арбузы, дыни, тыкву, лук, огурцы, чеснок, черемшу.

Другим основным занятий населения Имамата являлось животноводство. Только в Салатавском обществе в начале 30-х г. XIX века насчитывалось более 300 тысяч овец и коз, было значительное количество крупнорогатого скота. Имам не оставлял ни один вид экономической деятельности без внимания. В частности ему принадлежит предложение, чтобы шерсть овец не выщипывали, а состригали ножницами [6, с. 219]. Тягловой силой в земледелии служили быки. Лошадей использовали для верховой езды и перевозки продуктов. В Имамате было развито бурочное производство, оно получило наибольшее развитие в Анди, куда приезжали купцы для покупки больших партий бурок, чтобы реализовать на Северном Кавказе, в Закавказье и Ираке. Традиционным видом трудовой деятельности для части населения являлось отходничество.

Население Имамата также занималось пчеловодством, а в отдельных местах и рыболовством. В частности, имам Шамиль запретил убивать пчел при извлечении меда из ульев. То к чему призывал Шамиль, было новшеством на Кавказе и в России. Первые опыты по внедрению рамочной системы пчеловодства стали применяться в Дагестане в конце XIX - начале XX века. Таким образом, на 50 лет раньше инициатором этой огромной важности новшества в пчеловодстве стал Шамиль.

Развивались в имамате и другие ремесла. Так, обработкой кожи занимались жители селений Корода, Салта и др; камня - согратлинцы, телетнинцы, металлообработкой занимались и жители селений Чиркей, Аргвани, Согратль, Карата, Гидатля. Ювелиры Имамата производили высокохудожественные изделия из меди, серебра и золота. Необыкновенной красотой отличались изделия из аула Согратль. Особую заботу имама вызывала также добыча соли. Добыча ее в имамате была положена близ селений Инхело и Конхидатль. Соледобытчиков этих сел Шамиль освободил от военной повинности, обязав доставлять к нему в Ведено ежегодно 5000 кайло соли [6, с. 186, 187, 189, 190, 193].

Учитывая то, что руководителю горцев пришлось не только вести суровую войну, он старательно развивал предприятия связанные с оборонной и военной способностью своей армии. В Имамате впервые построили предприятия по производству пушек, огнестрельного и холодного оружия и пороха [6, с. 181-183]. В Ведено, Унцукуле, Могохе, Гунибе и др. селах были организованы мастерские по изготовлению пороха. Необходимая для изготовления пороха сера в Имамате добывалась в окрестностях сел. Чирка-та, Шубут, Могох и других местах.

Специфика естественно-географического и общественного труда (равнина - горы) не затрагивала основ натурального хозяйства, превращала торгово-экономические связи в жизненно необходимые условия для населения горного Дагестана. Под покровительством Шамиля в Имамате, хотя и медленными темпами развивалась торговля, постепенно занимая все более значительное место[7, с.91,92]. Шамиль в одно время даже издал указ о принятии 40-копеечной грузинской монеты. В результате в Имамате так же, как в любом другом государстве, появилось фальшивомонетничество. Шамиль считал это тяжким преступлением и требовал от своих наибов любыми путями прекратить деятельность фальшивомонетчиков; поскольку фальшивая монета стала настолько распространенной, что люди «даже выучились узнавать ее по звуку» [2, с.56]. В це-

лом, государство Шамиля поддерживала торговые связи с Грузией, Азербайджаном, армянскими купцами и народами Северного Кавказа. О заботе Шамиля о развитии торговли в Имамате свидетельствует следующее письмо. В марте 1852 г. согратлинско-му джамаату он писал: «Когда зорко рассмотрел и глубоко обдумал, мы не нашли для торговли лучшего места, чем ваше селение. Оно является местом, куда сходятся дороги различных мест. Пусть с вашей стороны не будет препятствия в этом. Что касается неприятностей, то их устранит наиб, алимы, мухтасибы»[5, с.62]. В Имамате Шамиль учредил также специальный низам по обеспечению взаимных обязательств между сторонами.

В целях развития торговли, Шамиль уделял большое внимание обеспечению безопасности на дорогах государства и спокойному продвижению торговых людей со своим товаром. В преобразовательной деятельности Шамиля определенное место занимало и формирование в Имамате почтовой связи. С этой целью в 1842 г. Шамилем была образована так называемая «летучая почта», при помощи которой к имаму поступали все известия о происходящем в его владениях.

Решая вопросы по внедрению в общественную жизнь норм шариата, имам Шамиль приложил большие усилия к параллельному распространению среди народа суфийского учения о тарике накшубандия. В результате под его эгидой на путях шариата и тариката во едино объединились группы, поддерживавшие различных дагестанских шейхов и алимов [1, с. 119]. Шариат провозглашал равенство всех людей перед Аллахом, признавал противоестественной эксплуатацию человека человеком, чем облагораживал борьбу горцев за свое социальное освобождение. Все вопросы решались по основам шариатского права. Шамиля окружали такие ученые-арабисты как: Джамалуд-дин Казикумухский, Магомед Ярагский, Мухаммед-Тахир Карахскийи т.д.

Государственная казна - Байтул-мал формировалась не только за счет подати, собиравшиеся ханами и беками, которую имам отобрал в государственную казну, на общее дело борьбы за независимость. Она также пополнялась за счет сбора с движимого имущества, подати с горных пастбищ, пятой части военной добычи, имущества казненных изменников и различных денежных и натуральных взносов. Определенную долю Байтул-мал составили платежи с арендованных государственных земель. Дело в том, что из четырех форм земельной собственности: общинной (джамаат), индивидуально-крестьянской (мюльк), мечетской (вакуф) и ханско-бекской (феодальной) существовавших в доимаматскую эпоху на территории края, после реформ на территориях, подвластных Шамилю, две последние формы собственности на землю исчезли, а вместо них появилась земля «Байтул-мал», то есть государственная. Также в Байтул-мал превращали земли предателей, беглых мюридов, умерших, не имеющих наследников. Значительная часть земель казны сдавались в аренду нуждающимся аулам и отдельным лицам за плату, размер которой определялся в каждом конкретном случае [2, с. 201-202]. За счет Байтул-мал содержалась верхушка шамилевского государства и военно-административный аппарат Имамата. Низамы закрепили систему, принципы организации и деятельности, компетенцию государственных органов, правовое положение должностных лиц.

Важную роль в Имамате играли назначаемые имамом наибы, которые решали основные вопросов государственной жизни на территории наибства. Было создано 50

наибств и в разное время, назначено более 250 наибов. Наиб являлся главнокомандующим войсками, расположенным на данной территории. Он отвечал за безопасность этой территории, самостоятельно решал вопросы о встрече с неприятелем. Наибы непосредственно подчинялись мудирам. Они были учреждены Шамилем для облегчения его связей с наибствами. Ближайшими помощниками наибов были дибиры. Помощниками наибов в военное время были назначаемые им пятисотенные, сотенные, десятские. Гражданское судопроизводство на местах осуществлялось дибирами, муллами, кадиями, муфтиями. Муфтий осуществлял свою деятельность на территории наибства. Мулы и кадии разбирали дела в селах. В Имамате существовал также институт мухта-сибов, которые осуществляли тайный контроль за деятельностью выше названных должностных лиц (кроме имама). Они сообщали имаму о результатах своих наблюдений для принятия надлежащих мер.

Не менее развитой была и система суда и наказаний. В основном за проступки устанавливались штрафы. Они налагались за воровство, уклонение от воинской повинности, получение взятки, умышленное прикосновение к женщине, нанесение телесных повреждений в драке и т.д. Положительным моментом в Имамате было также издание имамом низамов направленных против частых разводов, которые происходили по легкомыслию мужчин; на защиту прав и интересов женщин и детей. С ведением шариата и прекращением пьянства число разводов уменьшилось. При разводе согласно низа-мам, муж должен был не только оставить разведенной жене калым, но и вернуть, то, что она принесла из родительского дома. По словам Шамиля: «Он добился того, чтобы горцы серьезно относились к браку» [7, с. 103].

Важную роль в деле управления играл изданный в 1841 г. высший совет Диван-хана, который собирался ежедневно кроме пятницы. В совет ходили заслуженные люди, пользующиеся доверием Шамиля в количестве 32 человек. Председательствовал сам Шамиль. Для обсуждения наиболее крупных чрезвычайной важности вопросов созывались съезды наибов и алимов. В составе Государственного совета были созданы отделы налоговый, военный, общественного порядка, надзора за соблюдением шариата, науки и ученых по делам христиан и веротерпимости. Шамиль подверг коренной ломке судопроизводство по адатам и по так называемому «ханскому праву» и создал новую и единую для всего Имамата судебную систему. Судебный процесс был основан на трех главных принципах: личное участие сторон, гласность и неразрывность. Процесс велся устно, на него приглашались свидетели (шахиды). Для установления истины было достаточно свидетельства двух шахидов. Шахид, уличенный в лжесвидетельстве, наказывался как за уголовное преступление [6, с. 170, 171]. Не довольные решениями судов могли жаловаться выше в Диван-хану, которая выполняла функции апелляционной судебной инстанции. Недовольные ее решениями могли обращаться к Шамилю, который выносил окончательное решение. Шамилю горцы могли подавать жалобы на всех высших имаматских должностных лиц - мудиров, наибов, кадиев и т.д. Создание в этнолингвистически пестром имамате единой системы судоустройства и судопроизводства с одинаковыми общими положениями - бесспорная заслуга имама Шамиля [6, с.

172].

Антиколониальная борьба горцев в 20-50-е гг. XIX в. проходившая под религиозно-политическим флагом мюридизма, не могла не отразиться на системе образова-

ния и воспитания подрастающего поколения. Шамиль прекрасно понимал, что будущее Дагестана зависит от молодежи, старался в ходе войны свести к минимуму жертвы, чтобы напрасно не погибали молодые люди. Шамиль старался установить связи с известными учеными всего Дагестана. Примером могут служить его письма лезгинским ученым Хаджи Алискеру Цехюльскому, Алимухаммаду и Хаджи Насруле Капирскому [2, с. 371]. Ученые Имамата пользовались большим авторитетом и уважением. Об этом свидетельствует тот факт, что Шамиль обменял ученых на двух русских пленных офицеров. Между тем, он мог потребовать возврата своего сына из Петербурга или получить большой выкуп за пленных офицеров. Шамиль сказал окружающим его, что «умом любит ученых, а потому не хочет, оставив ученых в плену, получить взамен двух русских начальников ни сына, ни богатства» [10, с. 106, 107]. Этот факт свидетельствует о том, что Шамиль делал все во благо своего народа.

В государстве Имамат образование и наука занимали первостепенное место. И в ходе освободительной борьбы государство старалось всячески поддержать образование. Сам Шамиль старался постичь все передовые науки того времени. Он владел арабским, кумыкским, чеченским, азербайджанским языками. Уже с шести лет наизусть знал суры Корана. Шамилю было интересно научно-религиозное учение от Адама, Авраама, Моисея, Иисуса и до Мухаммада [9, с. 7]. Шамиль считал, что ученые - это «Наследники пророка и его маяки, которые освещают путь народам». Имам любил проводить по различным вопросам диспуты и встречи с учеными [12, с. 83.]. Шамиль старался помочь и малолетним мухадисирам. Об этом свидетельствует письма от 14 января 1854г. кадию аула Ансалта Хадису относительно даргинских детей .... ученому Мухта-сибу Муртаза-Али о приеме ученика 8 июля 185 2г. [5, с. 423].

По личной инициативе Шамиля в Диван-хане был создан специальный отдел, ведавший науками и учебными заведениями. Крупные ученые были освобождены от всяких налогов и повинностей. Шамиль всегда окружал себя учеными, он был одним из образованнейших людей своего времени. Сохранились также экземпляры географических карт Дагестана и Чечни, составленные по прямому указанию Шамиля [6, с. 16]. Впервые была предпринята попытка вести всеобщее образование. Система образования в Имамате имела три ступени: начальную, среднюю и высшую.

В каждом ауле была начальная школа (мактаб) при мечети, где могли обучаться мальчики и девочки. Занятия продолжались с утра до заката солнца, с небольшими переменами для приема пищи. Занятия не проводились в разгар сельскохозяйственных работ, а также во время поста Рамадан (Ураза) и Навруз-Байрама. В школах Имамата занятия не проводились, когда аулы оказывались в зоне длительных боев [6, с. 202, 204].

Желающие продолжить учебу ходили в школы повышенного типа (медресе), которые открывались при мечетях. Большой популярностью пользовались медресе в аулах Согратль, Ведено, Аракана, Гимры. Чох, Хунзах, Карада, Балахана, Аргвани и т. д. Наибольшую известность имело Согратлинское медресе во главе с разносторонне развитым Абдурахманом-хаджи, который получил высшее образование в Египте. В Со-гратль приезжали из разных мест жаждущие знаний мутаалимы, подвергая себя риску сурового наказания со стороны колониальных властей, чтобы приобщиться к наукам. В согратлинском медресе учительский состав отличался высоким научным уровнем, пе-

дагогическим талантом и воспитательным мастерством. В учебном процессе использовались универсальные, сложные учебники, книги, пособия, а также труды выдающихся ученых Востока, такие как: «Новые астрономические таблицы и введения к ним» Улуг-бека, «Хуласа-ал-Хисаб» (экстракт математики) Баха-ад-Дина ал-Атим и др. [6, с. 203]. В медресе не было определенного срока обучения.

В целом, деятельность школ контролировалась государством. В каждом наибстве был ответственный за организацию мактабов и медресе. Вопросами образования занимался Государственный совет Имамата, интересовались ими Шамиль и его наибы. Обучение в школах было бесплатным. Изучению арабского языка уделялось первостепенное внимание, так как успехи в освоении многих дисциплин во многом зависел именно от этого факта [2, с. 355]. Арабский язык был признан официальным языком в государстве Имамат. Следует считать уникальным, то, что в труднейшие годы войны в Имамате получил развитие культ знаний. Это редчайший факт в мировой истории. Многие ученые и их семьи были освобождены от налогов и повинностей, а также от военной службы. И все это впервые истории Дагестана.

Подводя итог, отметим, что как образованный руководитель Шамиль живо реагировал на все новшества, стремился внедрить все полезное. Для улучшения внутреннего состояния государства он последовательно осуществлял целый ряд мероприятий, в частности:

1. Подавлял сопротивления феодалов;

2. Укреплял собственности государства (казны), крестьян-узденей, развал сельского хозяйства, ремесел, торговли, организация производства;

3. Оказывал материальную помощь нуждающимся, решал вопросы связанных с имущественными, семейными отношениями, взиманием налогов и т. д.

4. Организовывал охрану вышеуказанной собственности;

5. Регулировал общественных отношения, в соответствии с нормами шариата, обеспечивал прав и свобод подданных;

6. Пропагандировал ислам, идеи газавата-джихада [7, с. 89, 90].

Что касается внешней политики, то тут наблюдалось единственное основное направление - оборона территории Дагестана и Чечни от завоеваний со стороны царских войск и борьба со всеми, кто выступал на стороне этих войск.

За годы своего правления Шамиль показал себя не только как крупный полководец, но и дальновидный, гибкий, решительный политик, дипломат и реформатор. В целом, Имамат во главе с имамом был особым многонациональным государством, в котором Шамиль проводил справедливую национальную политику [8, с. 7]. Вся реформаторская деятельность Шамиля была процессом глубоко историческим, направленным на великую цель: дать народам Северного Кавказа свою государственность и свободу.

Список литературы:

1. Рамазанов Х.Х. Государство и право Имамата. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003.

2. Дадаев Ю.У. Государство Шамиля. Махачкала, 2006.

3. Дадаев Ю.У. По тропам шамилевских сражений. Махачкала, 19974. Магомедов Р. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1991.

5. Народно-освободительная борьба Дагестана и Чечни под руководством Имама Шамиля. Сб. док. М., 2005.

6. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала, 1996.

7. Халилов A.M. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.

8. Набиева У.Н., Рамазанов Х.Х. Государство Имамат. 1828-1859. Махачкала, 1997.

9. Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан (исторические сведения о Дагестане) / Пер. и примечания Али Гасанова (Алкадари). Махачкала: Юпитер, 1994.

10. Мухаммед-Тахир ал-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых Шамилевских битвах. Махачкала, 1990. Ч.1.

11. Бланч Л . Сабли Рая. Махачкала,1991.

12. Даниялов Г-А.Д. Имам Шамиль. Махачкала,199б.

Благодарности: Статья выполнена в рамках проекта РФФИ № 17-31-01087

Научный руководитель: д.и.н., профессор, заведующий отделом древней и средневековой истории Дагестана, Институт истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН Магомедов Назим Абдурахманович

Статья поступила: 21.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.