Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЗАПАДНОЙ АФРИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ НИГЕРИЯ)'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЗАПАДНОЙ АФРИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ НИГЕРИЯ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная политика / внешнеэкономические приоритеты / социальная реструктуризация / структурная перестройка / экономическое планирование / программа NEEDS / Республика Нигерия / state policy / foreign economic priorities / social restructuring / structural adjustment / economic planning / NEEDS program / Republic of Nigeria

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Йайо Мухаммад Рабиу

Природа, стабильность и развитие любой государственно-организованной страны – это явление, зависящее от государственной политики. Это во всех смыслах доказывает первостепенную важность планирования, разработки, реализации и анализа государственной политики с точки зрения эффективности и действенности правительства. Однако существование практики государственной политики не лишено проблем, поскольку ставит фундаментальный вопрос о том, как лучше всего моделировать государственную политику, чтобы создать наиболее эффективное и действенное правительство. Возникает вопрос: «как объединить разнообразные общественные интересы в государственную политику и как справиться с синдромом бумажной непрактичности устоявшейся государственной политики»? Нам представляется важным представление ретроспективного исследования практики государственной политики Республики Нигерия в ее социально-экономических и историко-философских аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Йайо Мухаммад Рабиу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC, HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF PUBLIC POLICY IN WEST AFRICAN COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF NIGERIA)

The nature, stability and development of any state-organized country is a phenomenon that depends on state policy. In every sense, this proves the paramount importance of planning, developing, implementing and analyzing public policy from the point of view of the effectiveness and efficiency of the government. However, the existence of public policy practice is not without problems, as it raises the fundamental question of how best to model public policy in order to create the most effective and efficient government. The question arises: "how to combine diverse public interests into public policy and how to cope with the syndrome of paper impracticality of established public policy"? It seems important to us to present a retrospective study of the practice of public policy of the Republic of Nigeria in its socio-economic, historical and philosophical aspects.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЗАПАДНОЙ АФРИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ НИГЕРИЯ)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЗАПАДНОЙ АФРИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ НИГЕРИЯ)

Йайо Мухаммад Рабиу Ростовский государственный экономический университет,

г. Ростов-на-Дону

Аннотация. Природа, стабильность и развитие любой государственно-организованной страны - это явление, зависящее от государственной политики. Это во всех смыслах доказывает первостепенную важность планирования, разработки, реализации и анализа государственной политики с точки зрения эффективности и действенности правительства. Однако существование практики государственной политики не лишено проблем, поскольку ставит фундаментальный вопрос о том, как лучше всего моделировать государственную политику, чтобы создать наиболее эффективное и действенное правительство.

Возникает вопрос: «как объединить разнообразные общественные интересы в государственную политику и как справиться с синдромом бумажной непрактичности устоявшейся государственной политики»?

Нам представляется важным представление ретроспективного исследования практики государственной политики Республики Нигерия в ее социально-экономических и историко-философских аспектах.

Ключевые слова: государственная политика; внешнеэкономические приоритеты; социальная реструктуризация; структурная перестройка; экономическое планирование; программа NEEDS; Республика Нигерия.

1

Ссылка для цитирования: Йайо Мухаммад Рабиу Социально-экономические и историко-философские аспекты государственной политики стран Западной Африки (на примере Республики Нигерия) [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/158-sotsialno-ekonomicheskie-i-istoriko-filosofskie-aspekty-gosudarstvennoj-politiki-stran-zapadnoj-afriki-na-primere-respubliki-nigeriya.

Как известно, этнорелигиозная и племенная неоднородность порождает нетерпимость, которая создает проблему для объединения различных общественных интересов в государственной политике, и что реализация государственной политики омрачена коррупцией, вызванной сильной индивидуальностью против сильного институционального фактора, и вопрос о признании гражданами этой практики как правильной и не подлежащей отмене.

Здесь, рекомендуется социально-политическая реструктуризация и переориентация всего населения в качестве достойного решения этих вопросов государственной политики.

Республика Нигерия - самая густонаселенная страна Западной Африки с почти 186 миллионами человек. Ее ВВП составляет 405 миллиардов долларов, что делает ее крупнейшей экономикой Африки [1].

С 2000 года ожидаемая продолжительность жизни неуклонно увеличивалась с 46 до 53 лет, а детская смертность снизилась с 187 на 1000 живорождений до 104. Несмотря на эти многообещающие статистические данные, экономический прогресс Нигерии не затронул значительную часть населения. В 2018 году Нигерия обогнала Индию как страна с наибольшим количеством людей, живущих за чертой бедности в размере 1,90 доллара в день [2].

Пропорционально экономика Нигерии возглавляется сектором услуг, который составляет около 30% ее ВВП. Далее следуют сельскохозяйственный сектор (24%), нефтяная промышленность (18%), а затем ее нестабильный производственный сектор (9%). Нефть составляет 55% от общей экспортной выручки страны [2].

2

Ссылка для цитирования: Йайо Мухаммад Рабиу Социально-экономические и историко-философские аспекты государственной политики стран Западной Африки (на примере Республики Нигерия) [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/158-sotsialno-ekonomicheskie-i-istoriko-filosofskie-aspekty-gosudarstvennoj-politiki-stran-zapadnoj-afriki-na-primere-respubliki-nigeriya.

В национальной политике доминирует Всепрогрессивный конгресс (APC), который в 2015 году победил ранее доминирующую Народно-демократическую партию (PDP). Президентство Олусегуна Обасанджо с 1999 по 2007 год стремилось вывести Нигерию на путь стабильного экономического развития после потрясений предыдущих десятилетий. Важным аспектом его второго президентского срока стало внедрение Национальной стратегии расширения экономических возможностей и развития (NEEDS). NEEDS стали ориентиром для Нигерии в ее экономической политике с 2004 по 2007 год и внушили международному сообществу, что государство готово играть положительную роль в экономике. Поскольку такие планы требуют много времени и ресурсов.

Рассмотрим исторический аспект государственной политики Республики Нигерия и национальное экономическое планирование.

Зарождение экономического планирования в Нигерии начинается после Второй мировой войны. Колониальные администраторы стремились сделать экономическую среду более привлекательной для иностранных инвестиций.

Таким образом, в 1946 году правительство разработало Десятилетний план развития для организации бюджетных ассигнований на следующее десятилетие. Суть плана была направлена на расширение экономической инфраструктуры и улучшение образования. Колониальная администрация ожидала, что к концу плана транспортные и коммуникационные услуги заметно улучшатся, увеличивая производство и экспортную жизнеспособность товарных культур колонии. Хотя инфраструктура и образование действительно претерпели некоторые улучшения в ходе Десятилетнего плана развития, он оказался в значительной степени неэффективным для продвижения нигерийской экономики к более продуктивной фазе [3].

3

Ссылка для цитирования: Йайо Мухаммад Рабиу Социально-экономические и историко-философские аспекты государственной политики стран Западной Африки (на примере Республики Нигерия) [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/158-sotsialno-ekonomicheskie-i-istoriko-filosofskie-aspekty-gosudarstvennoj-politiki-stran-zapadnoj-afriki-na-primere-respubliki-nigeriya.

С ростом движения за независимость, возглавляемого харизматичным Ннамди Азикиве, образованный политический класс потребовал создания национального правительства, которое служило бы экономическим интересам нигерийского народа. В 1960 году, когда британцы отказались от своей политической власти над страной, национальное правительство, состоящее из нигерийцев, наконец, получило свой шанс.

Первый национальный план развития Нигерии действовал с 1962 по 1968 год. Цель плана заключалась в том, чтобы вывести страну на этап, на котором она сможет самостоятельно финансировать собственное развитие за счет накопления национальных сбережений. Хотя иностранные эксперты участвовали в разработке Первого национального плана развития, лишь горстка нигерийских администраторов осталась для реализации плана, что привело к отсутствию надлежащей координации в надлежащей реализации желаемых проектов.

По мере продвижения 1960-х годов Нигерия начала испытывать дефицит платежного баланса, истощая столь необходимые средства для развития. Вдобавок ко всему, военный переворот в 1966 году привел к началу Гражданской войны в Нигерии (1967-1970), в результате чего сосредоточение внимания на национальном развитии было остановлено.

Из хаоса гражданской войны появился Второй национальный план развития 1970-1974 годов при режиме Якубу Говона, пришедшего к власти после переворота в 1966 году. Режим Говона стремился играть более агрессивную роль в развитии экономики, чем это было в прошлом. правительства. Второе национальное развитие сформулировало пять целей:

1. единая, сильная и самостоятельная нация;

4

Ссылка для цитирования: Йайо Мухаммад Рабиу Социально-экономические и историко-философские аспекты государственной политики стран Западной Африки (на примере Республики Нигерия) [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/158-sotsialno-ekonomicheskie-i-istoriko-filosofskie-aspekty-gosudarstvenmj-poИtiki-stran-zapadmj-afriki-m-primere-respuЫiki-nigeriya.

2. отличная и динамичная экономика;

3. справедливое и эгалитарное общество;

4. край ярких и полных возможностей;

5. свободное и демократическое общество.

Нигерия с 1975 по 1980 год пережила серию государственных переворотов, в том числе со стороны будущего президента Четвертой республики Олусегуна Обасанджо. Это также был период Третьего плана развития страны. План был направлен на продолжение нигеризации предыдущего плана, а также на экономическую диверсификацию, интенсификацию инвестиций в сельское хозяйство и всеобщее начальное образование.

Однако, несмотря на то, что сельское хозяйство было ключевым компонентом плана, в самый густонаселенный сектор страны в итоге пошло мало средств. Пять процентов всех средств было направлено в аграрный сектор, и менее двенадцати процентов было потрачено на меры социальной защиты. Неудивительно, что в этот период объем сельскохозяйственного производства падал на два процента в год. Таким образом, хотя в Третьем плане развития были отмечены заметные успехи в росте производства и строительства, в целом он не смог достичь своих дальновидных целей.

Через два года после того, как Шеху Шагари был приведен к присяге в качестве избранного президента Второй республики в 1979 году, его правительство приступило к осуществлению Четвертого национального плана развития Нигерии, который станет последней крупной схемой национального планирования Нигерии до Четвертой республики [4].

Кроме того, даже с либерализацией национальной политики, коррупция в Нигерии стала более распространенной во времена Второй республики.

5

Ссылка для цитирования: Йайо Мухаммад Рабиу Социально-экономические и историко-философские аспекты государственной политики стран Западной Африки (на примере Республики Нигерия) [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/158-sotsialno-ekonomicheskie-i-istoriko-filosofskie-aspek^-gosudarstvennoj-politiki-stran-zapadnoj-afriki-na-primere-respubliki-nigeriya.

Многочисленные случаи коррупции имели место в федеральных органах управления, таких как Национальный корпус молодежных служб, Отдел внешних телекоммуникаций Нигерии, Федеральный ипотечный банк, Администрация федеральной столичной территории и Центральный банк Нигерии.

Девальвация найры, отмена субсидий, приватизация и дерегулирование процентных ставок были основными политическими мерами, принятыми в ту эпоху. Результаты оказались не такими замечательными, как было обещано. Наряду с этим резко выросли процентные ставки, что сделало невероятно трудным для бизнеса и частных лиц брать ссуды, производственный сектор рухнул, а сельская бедность и безработица выросли.

После провала структурной перестройки правительство Нигерии вернулось к хотя бы какой-то форме национального экономического планирования с созданием скользящих планов с 1990 по 1998 год. Постоянные планы будут указывать на краткосрочные и среднесрочные бюджетные ассигнования. Перспективный план на 1996 год был создан при военном правительстве Сани Абачи, который заложил основу для Vision 2010. Vision 2010 включал краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование, которое будет начато в течение следующих пятнадцати лет. Однако после смерти Абача в 1998 году энтузиазм по поводу Vision 2010 был утерян [5].

С созданием Четвертой республики и проведением демократических выборов в 1999 году бывший диктатор, а ныне избранный демократическим путем президент Олусегун Обасанджо стремился определить новую эру экономического развития Нигерии. Национальная стратегия расширения

6

Ссылка для цитирования: Йайо Мухаммад Рабиу Социально-экономические и историко-философские аспекты государственной политики стран Западной Африки (на примере Республики Нигерия) [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/158-sotsialno-ekonomicheskie-i-istoriko-filosofskie-aspek^-gosudarstvennoj-politiki-stran-zapadnoj-afriki-na-primere-respubliki-nigeriya.

экономических прав и возможностей и развития (NEEDS (программа «ПОТРЕБНОСТИ»)) стала центральным документом для развития страны.

Ранее проект «ПОТРЕБНОСТИ» был Национальным экономическим направлением (1999-2003). Эта мера объединила радикальную приватизацию и дерегулирование с увеличением расходов на программы социального обеспечения. Тем не менее, реализация этих обещанных реформ шла медленно, даже несмотря на то, что правительство получало новые потоки средств от ликвидации государственных предприятий, роста цен на нефть и возвращения украденного богатства.

С 1980 по 2004 год уровень бедности удвоился с 27% до 54%. Через шесть лет после программы «ПОТРЕБНОСТИ» бедность снова увеличилась до 69% [6].

Самым большим препятствием на пути сокращения бедности была зависимость программы от частного сектора. Поскольку бедняки не могут участвовать во многих рыночных операциях, у частного сектора мало стимулов для того, чтобы помогать бедствующим странам. Вместо этого Угву выступает за более активное государство развития, которое играет более прямую роль в экономических делах, чем то, что предписывается программе.

Нам представляется верным, что экономическая политика, направленная на влияние на объем и структуру инвестиций, может повысить темпы экономического роста и увеличить национальный доход. Кроме того, он также может быть направлен на реализацию других желаемых социальных целей, которых рыночные силы сами по себе - даже в соответствии с либеральной доктриной - не могут достичь.

У Нигерии долгая история планирования развития. Четыре грандиозные программы экономического планирования, запущенные в 1960-х, 1970-х и 19807

Ссылка для цитирования: Йайо Мухаммад Рабиу Социально-экономические и историко-философские аспекты государственной политики стран Западной Африки (на примере Республики Нигерия) [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/158-sotsialno-ekonomicheskie-i-istoriko-filosofskie-aspekty-gosudarstvenrnj-poHtiki-stran-zapadrnj-afriki-m-primere-respuWiki-nigeriya.

х годах, продемонстрировали определенный уровень энтузиазма в отношении развития при поддержке государства. С введением структурной перестройки в 1980-е годы упреждающее и обширное планирование прекратилось. Инициация правительством Обасанджо Национальной стратегии расширения экономических возможностей и развития (NEEDS) вернула широкое государственное планирование на передний план политической экономии Нигерии. Однако программа NEEDS в конечном итоге не смогла принести многие из обещанных выгод, особенно ее центральное обязательство по сокращению бедности. Это произошло из-за нескольких факторов, включая консерватизм программы ПОТРЕБНОСТИ, бесхозяйственность в экономике, коррупцию, отсутствие связи между правительством и гражданским обществом, а также отсутствие голоса бедных при принятии государственных решений.

Хотя в прошлом Нигерия испытывала трудности с экономическим планированием, планирование развития под руководством государства все же следует признать критически важным аспектом национального развития Нигерии. Фактически, государство должно больше заниматься экономикой, чтобы удовлетворять потребности своих людей, особенно самых бедных.

Литература

1. Blum, Jon. "Developing the Developmental State: Nigeria, NEEDS, and National Economic Planning." The Massachusetts Undergraduate Journal of Economics (2019): 3.

2. Добронравин Н. А. Нигерийская модернизация, локализация демократии и перма - нентный кризис федерализма / Николай Добронравин : Препринт М-17/10. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. — 28 с.

8

Ссылка для цитирования: Йайо Мухаммад Рабиу Социально-экономические и историко-философские аспекты государственной политики стран Западной Африки (на примере Республики Нигерия) [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/158-sotsialno-ekonomicheskie-i-istoriko-filosofskie-aspekty-gosudarstvenmj-politiki-stran-zapadnoj-tfriki-m-primere-respubliki-nigeriya.

3. Imobighe Th.A. Conflict in the Niger Delta: A Unique Case or a 'Model' for Future Conflicts in Other Oil-producing Countries // Oil Policy in the Gulf of Guinea / Ed. by R. Traub-Merz, D. Yates. Bonn: Friedrich-Ebert-Stiftung, 2004. P. 101-115.

4. Политика США в Африке на фоне президентских выборов 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.inafran.ru/sites/default/files/page file/urnov - politika ssha.pdf.

5. Азия и Африка: Наследие и современность. XXIX Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 21-23 июня 2017 г.: Материалы конгресса / Отв. ред.: Н. Н. Дьяков, А. С. Матвеев. — СПб.: Изд-во Студия «НППринт», 2017.— Т. 2. — 492 с.

6. Нигерия: ключевые экономические показатели [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cci.by/upload/iblock/2e5/2e5cd4764e1a8e2bd6d7.pdf.

SOCIO-ECONOMIC, HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF PUBLIC POLICY IN WEST AFRICAN COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF NIGERIA)

Yayo Muhammad Rabiu Rostov State University of Economics,

Rostov-on-Don

Annotation. The nature, stability and development of any state-organized country is a phenomenon that depends on state policy. In every sense, this proves the paramount importance of planning, developing, implementing and analyzing public policy from the point of view of the effectiveness and efficiency of the government. However, the existence of public policy practice is not without problems, as it raises the fundamental

9

Ссылка для цитирования: Йайо Мухаммад Рабиу Социально-экономические и историко-философские аспекты государственной политики стран Западной Африки (на примере Республики Нигерия) [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/158-sotsialno-ekonomicheskie-i-istoriko-filosofskie-aspek^-gosudarstvennoj-politiki-stran-zapadnoj-afriki-na-primere-respubliki-nigeriya.

question of how best to model public policy in order to create the most effective and efficient government.

The question arises: "how to combine diverse public interests into public policy and how to cope with the syndrome of paper impracticality of established public policy"?

It seems important to us to present a retrospective study of the practice of public policy of the Republic of Nigeria in its socio-economic, historical and philosophical aspects.

Keywords: state policy; foreign economic priorities; social restructuring; structural adjustment; economic planning; NEEDS program; Republic of Nigeria.

References

1. Blum, Jon. "Developing the Developmental State: Nigeria, NEEDS, and National Economic Planning." The Massachusetts Undergraduate Journal of Economics (2019): 3.

2. Dobronravin N. A. Nigerian modernization, localization of democracy and the permanent crisis of federalism / Nikolay Dobronravin: Preprint M-17/10. - St. Petersburg: Publishing House of the European University in St. Petersburg, 2010. - 28 p.

3. Imobighe Th.A. Conflict in the Niger Delta: A Unique Case or a 'Model' for Future Conflicts in Other Oil-producing Countries // Oil Policy in the Gulf of Guinea / Ed. by R. Traub-Merz, D. Yates. Bonn: Friedrich-Ebert-Stiftung, 2004. - P. 101-115.

4. US policy in Africa against the background of the 2012 presidential elections [Electronic resource]. - Access mode: https://www.inafran.ru/sites/default/files/page_file/urnov_-_politika_ssha.pdf .

10

Ссылка для цитирования: Йайо Мухаммад Рабиу Социально-экономические и историко-философские аспекты государственной политики стран Западной Африки (на примере Республики Нигерия) [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/158-sotsialno-ekonomicheskie-i-istoriko-filosofskie-aspek^-gosudarstvennoj-politiki-stran-zapadnoj-afriki-na-primere-respubliki-nigeriya.

5. Asia and Africa: Heritage and modernity. XXIX International Congress on Source Studies and Historiography of Asian and African Countries, June 21-23, 2017: Materials of the Congress/Ed.: N. N. Dyakov, A. S. Matveev. - St. Petersburg: Publishing House Studio "Npprint", 2017.- Vol. 2. - 492 p.

6. Nigeria: key economic indicators [Electronic resource]. - Access mode: https://www.cci.by/upload/iblock/2e5/2e5cd4764e1a8e2bd6d7.pdf .

11

Ссылка для цитирования: Йайо Мухаммад Рабиу Социально-экономические и историко-философские аспекты государственной политики стран Западной Африки (на примере Республики Нигерия) [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2021. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/158-sotsialno-ekonomicheskie-i-istoriko-filosofskie-aspek^-gosudarstvennoj-politiki-stran-zapadnoj-afriki-na-primere-respubliki-nigeriya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.