Научная статья на тему 'Социально-экономические факторы повышения акцизов на алкогольную и табачную продукции'

Социально-экономические факторы повышения акцизов на алкогольную и табачную продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИЗНЫЕ СТАВКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / РАСЧЕТНАЯ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзиева Н. Р., Борозинец А. В.

В данной статье рассмотрены социально-экономические факторы, причины и следствия повышения акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Проанализирована динамика роста акцизов на данные виды товаров, рассмотрено законодательное регулирование в этой сфере, приведены статистические данные и спрогнозировано дальнейшее повышение акцизов в этих отраслях производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические факторы повышения акцизов на алкогольную и табачную продукции»

2. Александрова А.Л. Управление программами социального обслуживания и социальной помощи / А.Л. Александрова и др.; под ред. А.Л. Александровой. - М.: Институт экономики города, 2007. - 345 с.

3. Антонова Е.А. Бедность - это не только отсутствие еды / Е.А. Антонова // Социальная работа. - 2009. - № 6. - С. 38-39.

4. Бобков В. Российская бедность: измерение и пути преодоления / В. Бобков // Общество и экономика. - 2005. - № 3. - С. 19-37.

5. Буздалов И.Н. О социально -экономической природе бедности / И.Н. Буздалов // Россия и современный мир. - 2005. - № 2. - С. 140-151.

6. Гордон Л.А. Четыре рода бедности в современной России / Л.А. Гордон // Социологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 18-35.

7. Зубаревич Н.В. Бедность вышла за порог / Н.В. Зубаревич // Аргументы недели. - 2009. - № 37 (175). - С. 3.

8. Колдобская М. Богач, бедняк / М. Колдобская // Новое время. - 2006. -№. 29. - С. 7.

9. Львов С.В. «Бедность» и «богатство»: что вкладывают в эти понятия россияне? / С.В. Львов // Вестн. Российской академии наук. - 2007. - Т. 77, № 7. - С. 579-583.

10. Махмутов А.Х. Бедность в современном обществе: методологические подходы // Экономика и управление. - 2008. - № 1. - С. 6-13.

11. Овчарова Л.Н. Особенности бедности в России / Л.Н. Овчарова // Народонаселение. - 2005. - № 4. - С. 32-53.

12. Ржаницына Л.С. Экономические аспекты социальных решений / Л.С. Ржаницына // Народонаселение. - 2005. - № 2. - С. 27-44.

13. Румянцева Е.Е. Стратегия преодоления бедности / Е.Е. Румянцева. -Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001. - С. 101-138.

14. Ярошенко С.С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы) / С.С. Ярошенко // Социологические исследования. - 2006. - № 7. - С. 35-36.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ АКЦИЗОВ НА АЛКОГОЛЬНУЮ И ТАБАЧНУЮ ПРОДУКЦИИ

© Файзиева Н.Р.*, Борозинец А.В.*

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

В данной статье рассмотрены социально-экономические факторы, причины и следствия повышения акцизов на алкогольную и табачную

* Студент факультета Экономики, управления и бизнеса.

* Студент факультета Экономики, управления и бизнеса.

продукцию. Проанализирована динамика роста акцизов на данные виды товаров, рассмотрено законодательное регулирование в этой сфере, приведены статистические данные и спрогнозировано дальнейшее повышение акцизов в этих отраслях производства.

Ключевые слова: акцизные ставки, государственное регулирование, налоговая нагрузка, расчетная стоимость.

С недавних пор современное общество начало активно обсуждать тему изменения законодательства в сфере производства алкогольной и табачной продукции. Эти обсуждения возникли после предложения правительства РФ повысить акцизы на данные виды товаров. Повышение акцизов происходит по двум причинам:

- во-первых, таким образом, государство пытается сократить потребление вредных для здоровья граждан товаров - алкоголя и табака;

- во-вторых, правительство наполняет бюджет.

Активное законотворчество относительно алкогольной продукции идет и в Госдуме. Принят законопроект, позволяющий продавцу алкогольной продукции требовать паспорт у покупателя. Кроме того, правительство ввело уголовную ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним, а на рассмотрении депутатов также находится законопроект, ужесточающий эту ответственность. Госдума также рассматривает ужесточение лицензионных требований для производства и продажи алкоголя, а также законопроект, позволяющий аннулировать торговую лицензию за продажу алкоголя ниже минимальной цены.

Минфин повысил ставку акциза на сигареты на 60 % в 2012 году и далее увеличивать налоговую нагрузку такими же темпами до 2015 года.

Так, акциз на сигареты в 2011 году составлял 360 рублей за тысячу штук плюс 7,5 % расчетной стоимости исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 рублей за тысячу штук. С 1 июля 2012 года - 390 рублей плюс 7,5 % расчетной стоимости, но не менее 510 рублей за тысячу штук. С 2013 года акциз составляет не менее 730 рублей, а с 2014 года - не менее 1040 рублей за тысячу штук.

Акциз на алкоголь крепостью более 9 % с 2011 года повысился с 231 до 254 рублей в 2012 году за литр спирта, а в 2013 году составил 280 рублей. Ставка акциза на пиво крепостью от 0,5 до 8,6 % в наступившем году будет равняться 12 рублям за литр, а затем акциз будет ежегодно увеличиваться на 3 рубля [1].

Госдума приняла поправки в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Этот резонансный документ призван «впервые создать четкий и прозрачный механизм по государственному регулированию отрасли. Закон вводит современные довольно жесткие лицензионные требования.

Законом вводится общефедеральное ограничение продажи спиртных напитков крепостью более 5 % с 23 до 8 часов по местному времени. При этом регионам дается возможность устанавливать дополнительные ограничения. Сокращается число торговых точек, реализующих алкоголь населению. Поправками второго чтения запрет установлен на продажу алкогольной продукции: на остановках городского транспорта (в том числе на станциях метрополитена), на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, на автозаправочных станциях, объектах военного назначения, иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, в нестационарных торговых объектах [2].

Также расширен перечень мест, где нельзя будет употреблять алкогольные напитки - это дворы, подъезды, лестницы, лестничные площадки, лифты жилых домов, детские площадки, зоны отдыха (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами).

Законом вводится запрет рекламы алкоголя на всех видах транспорта. Реклама алкоголя крепостью более 5 % разрешается только в специальных изданиях и торговых залах, специализирующихся на их продаже.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к повышению акцизов на табак и алкоголь, к каким стратегиям будут прибегать в этом случае и к каким последствиям, по мнению опрошенных, приведет эта мера.

К идее повысить акцизы на табачную и алкогольную продукцию россияне относятся неоднозначно: одни одобряют ее (44 %), другие относятся негативно (46 %). Сторонники инициативы - это, прежде всего, высокообразованные (51 %), обеспеченные респонденты (52 %), а также те, кто никогда не употреблял алкоголь и не курил (по 54 %). Против повышения акцизов выступают, в основном, малообразованные (55 %), малообеспеченные россияне (51 %), а также россияне, регулярно употребляющие алкоголь (64 %) и выкуривающие в день пачку сигарет или больше (69 %).

По данным международной конфедерации обществ потребителей (Кон-фОП), увеличение акцизов на сигареты существенно не отразится ни на поступлениях в бюджет РФ, ни на уровне курения в России, стоящей на третьем месте в мире по числу курильщиков.

В совокупности новые нормы регулирования, безусловно, могут привести к определенному положительному результату в части снижения уровня табакокурения и алкоголизма. Однако достаточно очевидно, что качественному улучшению ситуации - кардинальному сокращению уровня потребления табачных изделий, как и в случае с потреблением алкогольной продукции, может способствовать только проведение широкого комплекса мер социально-экономического характера, реализация долгосрочных целевых программ. Речь, в первую очередь, об активной пропаганде здорового образа жизни (и

создании условий для этого необходимых, в том числе, на уровне инфраструктуры), массированная социальная реклама, ориентированная, прежде всего, на молодежь. При этом, естественно, ключевой фактор - общее повышение благосостояния населения. Без достижения высоких темпов роста реальных располагаемых доходов и качественного увеличения уровня жизни вряд ли возможны качественные изменения социально-культурных стереотипов потребления алкогольных напитков и снижение уровня табакокурения.

Анализируя международную статистику, следует отметить, что акцизы на табак в России ниже, чем в странах Евросоюза, Турции, Китае. В частности, для наиболее бедных стран ЕС, таких как Румыния и Болгария, минимальная ставка составляет 1,28 евро (50 рублей) акциза на пачку. В России сегодня казна получает порядка 0,13 евро (пять рублей) с пачки сигарет. Для сравнения, в соседней Украине акцизная ставка на табак составляет порядка 0,24 евро (2,30 гривны).

Ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию в европейских странах, даже в рамках ЕС, варьируются в достаточно широком диапазоне. В среднем они в 2-4 раз выше текущих российских уровней. Так, например, английское казначейство зарабатывает 15 млрд. фунтов в год на акцизах на алкоголь и сигареты. В России в 2012 году табачная продукция принесла в госбюджет 139,5 млрд. руб., а годом ранее - 108,1 млрд. руб. [3].

Также опыт государств Центральной Европы показывает, что стремительное повышение налоговой нагрузки неизбежно приводит к увеличению оборота нелегальной продукции. Такой опыт имеется у Прибалтийских стран и Польши. Рынок Великобритании нелегален на 30 %. А рядом с нелегальными сигаретами продаются и наркотики. С нелегальным рынком очень сложно бороться. Поэтому, возвращаясь к России, мы должны быть очень внимательны к уровню цен в близлежащих странах - Казахстане, Украине и особенно в Китае - протяженность границы с ним около 3,5 тысячи километров. Нелегальная продукция может протекать именно через эту границу.

Размышляя над тем, к чему может привести повышение акцизов на алкоголь и табак, россияне чаще всего приходят к выводу, что эта мера будет иметь негативные последствия: спровоцирует рост потребления некачественной суррогатной продукции и распространение подпольной торговли. В числе наиболее вероятных сценариев также рост самогоноварения и повышение смертности от отравления алкоголем и табаком. Значительно реже наши сограждане ожидают, что инициатива сработает положительно: увеличит объем налоговых поступлений, сократит объем потребления алкоголя и сигарет, снизит доступность этой продукции для несовершеннолетних, поможет уменьшить количество заболеваний, связанные с употреблением спиртных напитков и курением. Негативных последствий от повышения акцизов ожидают, в основном, респонденты, регулярно употребляющие алкогольную и табачную продукцию. Так, они чаще остальных указывают на рост

потребления некачественного алкоголя и сигарет, распространению подпольной торговли, росту смертности. Те же, кто не употребляет алкоголь и не курит, более склонны прогнозировать сокращение заболеваний и снижение доступности алкогольной и табачной продукции для несовершеннолетних.

Таким образом, по итогам вышесказанного можно сделать вывод о необходимости дальнейшего равномерного повышения акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Это повысит стоимость данных продукций и тем самым снизит степень их доступности для населения, особенно для молодежи. Но при этом средства, полученные от такого повышения, необходимо направить на создание бесплатных реабилитационных центров и центров социальной и психологической помощи людям, страдающим от алкогольной и табачной зависимостей, так как именно на них отражается повышение акцизов на данные виды товаров.

Список литературы:

1. Статья статс-секретаря замминистра финансов Сергея Шаталова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.interfax.ru.

2. К чему приведет повышение акцизов на табак и алкоголь [Электронный ресурс] / Опрос «Омнибус ВЦИОМ». - Режим доступа: www.wciom.ru.

3. Ключевой фактор снижения табакокурения - повышение благосостояния населения, а не акцизов: эксперт [Электронный ресурс] / ИА КБв-NUM. - Режим доступа: www.regnum.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.