Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты развития зоны Байкало-Амурской магистрали'

Социально-экономические аспекты развития зоны Байкало-Амурской магистрали Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПОТЕНЦИАЛ / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белозёров В. Л.

Исследуются аспекты развития Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и восстановления экономического потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Economic Aspects of Baikal-Amur Mainline Region Development

This article deals with the research of development aspects of Baikal-Amur mainline and restoration of economic capabilities of Eastern Siberia and Far East.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты развития зоны Байкало-Амурской магистрали»

140

Социально-экономические проблемы

^ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 625.1: 332.1

В. Л. Белозёров

Петербургский государственный университет путей сообщения

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗОНЫ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ

Исследуются аспекты развития Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и восстановления экономического потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока.

экономический рост, потенциал, мультипликативный эффект, программа развития.

Введение

Поступательное развитие России, ее экономический рост, реализация социальных программ связаны с гармоничным развитием всех ее регионов. Исключительно важным является восстановление экономического потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока, по центральной части которых проходит БАМ.

В зоне БАМ, как и во всей Восточной Сибири, после распада Советского Союза наступил «мертвый сезон». Под воздействием рыночных регуляторов при полной апатии и бессилии государства в короткие сроки были ликвидированы, остановлены, законсервированы практически все перспективные инвестиционные проекты, а также почти половина действовавших на Востоке горнодобывающих и перерабатывающих производств. Как следствие, упали объемы перевозок грузов на Транссибе, а БАМ оказалась попросту не востребована. В результате произошел отток населения, возникли массовые социальные проблемы, последствия которых сказываются до сих пор. Под угрозой оказалась инфраструктура жизнеобеспечения поселков и крупных городов региона.

Стратегическая программа развития БАМ

Сегодня для восстановления потенциала Восточной Сибири необходимо усилить роль государственного регулирования. При этом результатом должен быть совокупный, интегральный социально-экономический эффект. Достичь его можно, опираясь на уже возведенный грандиозный проект XX века -Байкало-Амурскую магистраль. Сегодня БАМ - это реальная возможность развития богатого природными ресурсами и малоосвоенного края. Именно здесь достигается мультипликативный эффект: в социальной сфере - новые рабочие места, занятость, социальные программы регионов и т. д.; в производственной сфере - обеспечение экономического роста и развитие смежных производств, новых технологий, внедрение достижений НТП; это и дополнительные налоговые поступления, которые могут быть вполне сопоставимы с затратами и т. д.

Сегодня надо ставить вопрос об опережающем развитии БАМ как основы развития регионов и реализации крупных инвестиционных проектов. С точки зрения транспортной логистики развитие БАМ в

2012/2

Proceedings of Petersburg Transport University

Социально-экономические проблемы

141

совокупности с усилением Транссиба позволит укрепить главное транспортное преимущество - транзитный потенциал России. Бурное развитие экономики Китая, его амбициозные проекты возрождения Великого шелкового пути общеизвестны. Озвучены заявления - за двое суток из Пекина в Лондон по железной дороге, минуя Россию. Путь через Турцию с завершением строительства в 2013 г. тоннеля под проливом Босфор обещает сделать амбициозные проекты Китая реальностью [1].

Реализация программы развития зоны БАМ потребует вовлечения значительной части ресурсов: и финансовых, и материальных, и трудовых. Невозможно наращивать объемы перевозок грузов и пассажиров, не вкладывая средства. Расчеты, проведенные специалистами ОАО РЖД совместно с Институтом экономики и развития транспорта, показывают, что для осуществления прогнозируемых размеров перевозок потребуется 360 млрд рублей, а возможно и больше. Важно, чтобы государство - федеральные и региональные бюджеты - приняли участие в этом проекте и оказали необходимую поддержку.

Серьезные проблемы наверняка коснутся сферы использования и вовлечения трудовых ресурсов. Конечно, следует опираться на отечественный рынок труда. Но при этом необходимо решить целый блок сопутствующих социальных вопросов обеспечения жильем, комфортных условий работы, достойной зарплаты, а также пенсионного обеспечения и переселения по завершении трудовой деятельности. Все эти вопросы надо будет решать, но это реально и выполнимо.

Для того чтобы решить задачу привлечения трудовых ресурсов и закрепления кадров, необходимо поднять статус человека труда, обозначить его роль в развитии Сибири и Дальнего Востока, важно возродить на БАМ трудовые традиции, которыми богаты российские железные дороги, Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей, привлечь студенческие стройотряды, обеспечить общественное идеологическое сопровождение проекта в средствах массовой информации.

Заключение

Таким образом, БАМ необходимо развивать, причем опережающими темпами, рассматривая ее как основу комплексного развития регионов и реализации крупных инвестиционных проектов. При этом требуется усиление государственного регулирования с целью получения совокупного (интегрального, социально-экономического) эффекта. Важно обеспечить государственную поддержку развития инфраструктуры БАМ. Общегосударственная поддержка должна быть подкреплена программой с отдельной строкой в бюджете.

Необходимо законодательно закрепить общегосударственную задачу освоения восточной территории в целом, определив для нее специальный режим хозяйствования и прежде всего природопользования. Очевидно, федерального закона «Об особых экономических зонах Байкало-Амурской магистрали» [2] будет недостаточно. Вопрос надо ставить шире и зону БАМ обозначить в качестве приоритетной, подлежащей первоочередному освоению. На наш взгляд, для решения важнейших проблем Восточной Сибири и Дальнего Востока должны быть сформированы правительственные комиссии из числа представителей министерств и ведомств и исполнительных органов власти соответствующих субъектов РФ, в частности такая комиссия должна быть создана и по освоению зоны БАМ.

Представляется исключительно важным обеспечить научное сопровождение проекта «Стратегическая программа развития БАМ» - гласное, прозрачное, понятное и, самое главное, адресное и целевое использование запрашиваемых у государства средств; направить усилия научного сообщества на формирование общественного мнения о важности и необходимости развития зоны Байкало-Амурской магистрали.

Общество должно видеть, что БАМ нужна для социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, России в целом, укрепления восточных рубежей страны.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

142

Социально-экономические проблемы

Библиографический список

1. Тоннель под проливом Босфор / Железные ект федер. закона : принят Гос. Думой 22 сент.

дороги мира. - 2010. - № 6. 1999 г. во втором чтении. - М., 1999.

2. Об особых экономических зонах БайкалоАмурской железнодорожной магистрали : про-

УДК 519.2

П. В. Герасименко

Петербургский государственный университет путей сообщения

МЕТОДИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ РИСКА ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Предлагается метод прогнозирования риска предприятия при инвестировании на основе производственной функции Кобба - Дугласа.

выборка, плотность, вероятность, регрессия, риск, интегралы.

Введение

Ряд предприятий, оснащённых современной техникой и вооруженных новыми технологиями производства, направляют инвестиции на расширение собственных производственных мощностей и привлечение дополнительной рабочей силы. При этом предполагается, что рост объёма производства будет происходить, по крайней мере, пропорционально выделяемым инвестициям.

В этой ситуации возникает задача оптимального распределения выделяемых средств на увеличение трудовых ресурсов и материально-технической базы без большого риска снижения пропорциональности роста объёма производства.

Очевидно, что распределение инвестиций между трудом и капиталом можно осуществить с помощью математической модели в виде производственной функции, построенной на основе статистических данных показателей объёма производства и ресурсов (капитала и труда), выраженных в денежной форме.

В качестве производственной функции в работе принята функция Кобба - Дугласа:

n = a • ка • lр • е,

где n - объём производимой продукции; к -стоимость материально-технической базы; l - оплата труда работников предприятия; а, а, в - параметры (коэффициенты) функции регрессии; е - величина, определяющая случайный характер объёма производства, который зависит от множества факторов (не только от труда и капитала).

Производственная функция Кобба - Дугласа по оцениваемым параметрам относится к нелинейным регрессиям. Однако она считается внутренне линейной и легко приводится путем логарифмирования к линейному виду, а именно:

ln n = ln a + а • ln к + в • ln l + ln e.

Обозначив N = ln n, A = ln a, K = ln к, L = = ln l, s = ln e, приходим к линейной функции регрессии:

N = F + а • K + р- L + s = N + s,

2012/2

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.