Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты развития доступного туризма'

Социально-экономические аспекты развития доступного туризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1129
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ДОСТУПНЫЙ ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TOURISM / ACCESSIBLE TOURISM / RECREATION / DEVELOPMENT TENDENCIES / SWOT-ANALYSIS / INTERNATIONAL STANDARDS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ионицкая К. А.

Туризм рассмотрен как социальный феномен. Определена значимость доступного туризма. Перечислены социальные и экономические аспекты развития доступного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic aspects of accessible tourism development

Tourism is considered as a social phenomenon. Importance of accessible tourism is identified. Socio-economic aspects of accessible tourism development are listed.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты развития доступного туризма»

туристнкл

конные кареты, которые были широко распространены во второй четверти XIX в. - дилижансы, фаэтоны, линейки, а также многоместный общественный транспорт - омнибусы на 15-20 мест. Это сразу даст возможность туристам погрузиться в историю, историческое прошлое. Возможно использование и наших современных автобусов, но они должны иметь какие-то отличительные особенности в облике или внутри салона, отвечающие историческому времени маршрута.

Важным моментом в организации маршрута является использование рус-

ской кухни, которая была популярна в губернский период, когда происходило внедрение французских и английских блюд и напитков в традиционную русскую кухню.

Можно предусмотреть организацию бала, обязательного мероприятия, которое происходило повсеместно, особенно в XIX в.

Представляется, что внимание к деталям, к реконструкции исторического времени должно украсить проектируемый экску рсионный маршрут и привлечь к себе потенциальных потребителей.

К. А. ИОНИЦКАЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДОСТУПНОГО ТУРИЗМА

УДК 338.48:316

Туризм рассмотрен как социальный феномен. Определена значимость доступного туризма. Перечислены социальные и экономические аспекты развития доступного туризма. Ключевые слова', туризм, доступный туризм, рекреация, тенденции развития, ЭЛЮТ-анализ, международные стандарты, подготовка кадров.

Tourism is consi deed as a sod al phenomenon. Importance of accessible tourism isidentified. Socio-economic aspects of accessible tourism de/el opment arelisted.

Keywords: tourism, accessible tourism, recreation, devei opment tendencies, ЭЛОТ-analysis, international standards, professional training.

Туризм в последние время стал своего рода социальным феноменом, мобилизующим миллионы людей по всему миру, способствующим нс только экономическому развитию, но и улучшению понимания, общения и толерантности между людьми различных национальностей. Именно поэтому так важна доступность туристской инфраструктуры для любого члена современного общества вне зави-

симости от его физических, социальных или экономических возможностей.

Одним из показателей зрелости демократического общества является экономическая и социальная вовлеченность людей с ограниченными возможностями. Так, с середины XX века в Европе происходит концептуальный и методологический сдвиг в отношении гарантий прав людей с ограниченными возможностями.

ВЕСТНИКРШТ'з* 2ои

Первым шагом на этом пути стало решение о снятии архитектурных барьеров, принятом на Между народном конгрессе инженеров и дизайнеров, проходившем в 1963 году в Швейцарии. Там впервые прозвучал термин «досту пность».

Затем последовало большое количество конгрессов, исследований, общественных заявлений на эту тему, среди которых можно выделить следующие наиболее значимые.

• Декларация ООН о правах инвалидов 1975 года, в которой говорится о тоу1, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

• 1981 год — объявленный ООН как международный год инвалидов, привлекший внимание общественности к этой гру ппе людей.

• Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая в 1982 году Генеральной Ассамблеей ООН и тающая своей целью содействовать эффективным мерам по предотвращению инвалидности, восстановлению трудоспособности и достижению «равенства» и «полного участия» инвалидов в общественной жизни и развитии. Среди рекомендаций впервые был озвучен принцип «ДОСТУ ПНОСТЬ для всех». Впоследствии было опубликовано руководство «Designing with Саге» с инженерно-архитектурными предписанияуш.

• В 1986 году ЕС провело исследование, а в 1987 году на Европейской конференции министров транспорта обсуждались проблемы досту пности общественных зданий и, как следствие, были приняты различные программы, в частности программа HELIOS по адаптации и социальной интеграции инвалидов.

• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

• Барселонская декларация 1995 года, в настоящий момент подписанная 362 городами, 10-я статья которой гласит: «муниципальные власти в размере своих полномочий адаптируют общественные места а также снимут коушу никацион-ные барьеры для их полноценного использования людьми с ограниченными возможностями».

• В докладе 2000 года Европейской комиссии «К Европе без барьеров для людей с ограниченными возможностями» говорилось о тоу1, что «барьеры, существующие в окружающей среде, являются большей помехой к участию в жизни общества, чем функциональные ограничения. Устранение барьеров через законодательство, обеспечение проживания, универсальный дизайн и другие средства определяются как ключевые для уравнивания возуюжностей для людей с ограниченными возможностями».

• Конвенция ООН о правах инвалидов 2007 года - как следствие работы учрежденного ООН в 2001 году Специального комитета для рассмотрения предложений относительно всеобъемлющей и единой международной конвенции о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов.

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Принятие Конвенции стало историческим шагом в направлении содействия обеспечению прав инвалидов России на международном договорном уровне. Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении

ТУРИСТИКА

инвалидов. Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов. Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа, наравне с другими, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Несмотря на существующую правовую основу, доступность среды для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации находится на низком уровне. Как показывают результаты социологических исследований, наиболее критически доступность социальной инфраструктуры в стране оценивают респонденты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: почти

60 % из них приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом; 57-58 % - при посещении учреждений культу ры и государственных учреждений; 48 % - при совершении по-ку пок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению - отмечают трудность или полну ю невозможность посещения спортивных соору жений и мест отдыха. Государственная программа «Досту пная среда на 2011-2015 годы», разработанная в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному собранию, призвана решить эти вопросы.

В связи с актуальностью проблемы предлагаем оценить возможности развития рынка досту пных туристских услуг с помощью 8\¥ОТ-анализа, но для начала разберемся в определении «доступного туризма». Под досту пным ту ризмом понимается гарантия использования туристских возможностей людьми с физи-

ческими, психическими или сенсорными ограничениями возможностей, при этом к этой категории лиц относятся:

• лица, имеющие постоянные ограничения физических, сенсорных, психических или нескольких одновременно возможностей;

• лица, имеющие временные ограничения физических, сенсорных, психических или нескольких одновременно возможностей (также относятся и беременные женщины);

• лица, имеющие ограничения в силу возраста (дети, люди пожилого возраста).

Количество людей во всем мире, которых непосредственно затрагивает развитие доступного туризма, очень велико, и эта цифра постоянно растет под влиянием демографических процессов (старение населения), повышения уровня медицинской помощи, в связи с высокой аварийностью на дорогах, военными конфликтами и терроризмом. Только в Европе людей, нуждающихся в доступности инфрастру ктуры туризма, насчитывается 127 млн человек, а во всем мире - около 500 млн (по данным на 2008 год). В результате проведения медико-социальной экспертизы в 2009 году в Российской Федерации признано инвалидами 3 541 349 граждан.

Этот огромный потребительский по-тенциат - 500 млн человек в мире, имеющих инвалидность, к которому, согласно статистике, нужно прибавить в среднем одного сопровождающего на двух путешествующих людей с ограниченными возможностями — и является основным экономическим стиму лом развития досту пного ту ризма. Сюда же следует добавить и другие экономические составляющие:

• решение проблемы сезонности туристских дестинаций: по данным Евро-

ВЕСТНИКРМЛТ'з* 2011

стата, 51 % лиц с ограниченными возможностями не работают, соответственно могут выезжать на отдых в течение всего года.

а многим из них по медицинским показаниям рекомендуется путешествовать в нежаркое время года;

• приведение туристской инфраструктуры в соответствие с принципом доступности повышает качество оказываемых услуг и, как следствие, повышает ее конкурентоспособность, а также поощряет повторные посещения туристской де-стинации, стиму лиру ет рекламу по принципу сарафанного радио, которая, несмотря на развитие рекламных технологий, до сих пор остается наиболее действенной;

• улучшение качества жизни местного населения туристской дестинации, постоянно пользующейся улучшенной инфраструктурой (транспорт, общественные места, культурные центры и др.).

□ Из положительных социальных аспектов развития доступного ту ризма можно выделить следующие:

• гармоничное развитие туризма с равными услугами для всех, без образований туристских «гетто», позволяет менять существующие у большинства людей стереотипы и предубеждения в отношении людей с ограниченными возможностями, помогает их интеграции в общественную жизнь;

• развитие досту пного туризма создает положительный имидж туристской дестинации и в целом госу дарству, так как именно бережное отношение к ближним и к окру жающей среде в настоящий момент является отличительной и наиболее привлекательной характеристикой региона. страны:

• устранение социальной напряженности в виду удовлетворения нужд 10%

населения (средней по миру доли лиц с ограниченными возможностями).

□ Слабые стороны развития доступного туризма тоже достаточно очевидны:

♦ доступный туризм является весьма дорогостоящим в виду высокой стоимости приведения и поддержания туристской инфраструктуры в соответствии с существующими стандартами, вследствие чего досту пными являются только отели высших категорий. Нельзя упускать из виду и оплату сопровождающего;

♦ сложность оценки потенциала рынка, так как статистические данные о численности людей с ограниченными возможностями не учитывают их стремлений к пу тешествиям;

♦ культурные барьеры, возникающие у неподготовленного персонала при работе с людьми с ограниченными возможностями. Вообще подготовка кадров в данном туристском продукте требует особой тщательности, но лишь небольшая часть учебных заведений подготавливает соответствуйтощий персонал;

♦ точно так же немаловажной является проблема приведения туристской инфраструктуры в соответствие с реальными потребностями людей с ограниченными возможностями;

♦ реклама, традиционно приукрашивающая реалии, в данном случае может сыграть плохую шутку. Именно поэтому в данной области туризма больше полагаются на проверенную информацию, передаваемую из уст в уста.

К сожалению, в настоящий момент экономический потенциал развития доступного туризма сильно недооценен, а повсеместно бытует мнение о высокой затратности приведения инфраструктуры туризма и туристских услуг в соответ-

ТУРИСТМКА

ствие с нуждами людей с ограниченными возможностями.

Даже при положительном отношении к развитию такого рода туризма туристские дестинации часто ограничиваются снятием архитектурных барьеров, при этом забывают про другие составляющие, например доступность информации (вебсайты, информационные офисы и т. д.). В этой связи очень важна универсальность обозначений досту пности по всем видам ограничений возуюжностей, использование новейших технологий в предоставлении достоверной информации, строгий контроль за соответствием стандартам.

Учитывая в данном случае жизненно важну ю роль доступности всей цепочки предоставляемых услуг (транспорт, размещение, питание, информационные службы, культурно-природные туристские объекты и т.д.). будущее развитие доступного туризма видится основанным на принципах частно-государственного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.