Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты инновационного развития государства'

Социально-экономические аспекты инновационного развития государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наклонов Д.Н.

Инновационный сектор мировой экономики, особенно в сфере высоких технологий, становится по своему содержанию глобальным. Разработка высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичных товаров и услуг, выход с ними на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии важнейшей стратегической моделью экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты инновационного развития государства»

по дороге в будущее..

социально-экономические аспекты

инновационного развития государства

Инновационный сектор мировой экономики, особенно

_в сфере высоких технологий, становится по своему содержанию

_глобальным. Разработка высоких технологий, производство на их

основе высокотехнологичных товаров и услуг, выход с ними на мировые

_рынки, расширение международной интеграции в этой области

_стали для большинства промышленноразвитых стран Западной

Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии важнейшей _стратегической моделью экономического роста.

Наклонов Д.Н.

канд. экон. наук, докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Прогресс в инновационных технологиях влечет за собой формирование единого мирового рынка товаров, капитала и труда. Тем не менее, безусловно, положение любого государства в геополитической конкуренции в XXI веке будут определять образование и здоровье населения, развитие науки, возможности информационной среды, развитие ключевых производственно-технологических систем новейшего технологического уклада, способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность. Эффективность инноваций доказана в ходе исторического развития стран. История показала, что в течение последних нескольких столетий наиболее динамично развивались страны Европы, к которым впоследствии присоединились еще несколько стран, в первую очередь, США.

Большое значение при управлении развитием инновационных процессов в целях реструктуризации и повышения конкурентоспособности российской экономики приобретает не только выработка четкой стратегии, ее целенаправленность на формирование прогрессивных технологических укладов, но и способность использовать весь арсенал инструментов

прямого и косвенного государственного регулирования инновационной деятельности. Какую бы экономическую теорию не рассматривать - эволюционный подход, теорию равновесия, нелинейного развития - любая в качестве первопричины называет инновационные процессы или, по крайней мере, тесно увязывает с ними процесс развития. Принятие концепции инновационного пути развития приводит к необходимости технологического измерения социальных процессов, признания определяющего влияния технологического уклада. Связи «инновации - промышленность - хозяйственная система - социальное развитие» подробно рассмотрены в ряде работ [1, 2]. Для выбранного курса это является необходимым условием. Инновациями следует пронизать социально-экономическое развитие. Ведущие экономисты России прогнозируют два основных варианта развития экономики страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Первый вариант - сохранение статус-кво. Страна стабилизируется в качестве сырьевой периферии мирового рынка, где будут господствовать транснациональные корпорации. Наукоемкой промышленности в России практически не будет. В Россию будут инвестировать ровно столько, сколько нужно для поддержания добычи полезных ископаемых. Второй вариант, опирающийся на рекомендации Российской академии наук и предложения российских товаропроизводителей, предполагает быстрый экономический рост на основе структурной перестройки российской экономики с использованием современных технологий. Это может позволить российской экономике выйти на темпы экономического роста не менее 10% в год, роста инвестиций -не менее 20-25% в год. Россия сможет быстро снова выйти на путь самостоятельного современного экономического развития. Реалистичный вариант устойчивого развития ориентирован на перспективное обеспечение социально-экономических задач и достойного уровня жизни. Необходимость технологичес-

инновационная

политика

определяет цели

инновационной

стратегии

и механизмы

поддержки

приоритетных

инновационных

программ

и проектов

инновации

__ет круп

____и инно]

о О Ее

_ выб

тик

ЩШ тик

—--дел:

__мех

общее количество

_зарегистри-

_рованных

_российских

_научных

_организаций,

_выполнявших

_исследования

_и разработки,

_менялось

_в сторону

_снижения

ких структурных преобразований для реализации такого варианта концепции устойчивого развития достаточно серьезно обоснована [3, 4]. Формируется система обучения, инфраструктура по освоению инвестиций, включая иностранные инвестиции. В качестве движущей силы развития принимаются инновации. Цель экономической политики - обеспечение на основе структурной перестройки экономики подъема и достижение устойчивого развития экономики на новом, более высоком уровне. При этом реализация благоприятного сценария экономического развития потребует крупнейших инвестиций в развитие науки нновации. Результатом этого поиска будет рспективных направлений развития твенного научно-производственного цала, в рамках которого должны быть выбраны приоритеты государственной политики в инновационной сфере.

ким образом, важной составной частью госу-ственной социально-экономической поли-ики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Реализацию инновационных приоритетов необходимо осуществлять посредством формирования и выполнения комплексных инновационных программ и проектов, создания и развития инновационной инфраструктуры, стимулирования освоения конкурентоспособных технологий вместе с модернизацией смежных производств. Для этого необходимо решать проблемы создания конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования распространения современных инновационных технологий, защиты внутреннего рынка от конкурирующих зарубежных предприятий и поощрения экспорта отечественной инновационной продукции.

Одновременно необходимо создавать условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие:

- государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследований в сфере инноваций;

- развертывание инновационной инфраструктуры;

- подготовку специалистов, научных и педагогических кадров для инновационной деятельности;

- формирование национальной инновационной концепции, а также системы охраны, защиты и вовлечения результатов интеллектуальной собственности в сфере инноваций в хозяйственный оборот.

В современных российских условиях создать «экономику знаний и технологий» можно только вследствие принятия комплексных мер по развитию науки и использованию научных результатов в промышленном производстве. Иными словами, необходимы взаимоувязанные и согласованные государственные усилия в бюджетной, налоговой и научно-технической политике.

Государственная научно-техническая политика должна рассматриваться как набор государственных мер воздействия и управления на различные научные организации. Для оценки эффективности государственного управления наукой необходимо иметь общее представление о научном потенциале страны. В силу различных причин общее количество зарегистрированных российских научных организаций, выполнявших исследования и разработки, менялось в сторону снижения. Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры. В то же время крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. В России очень долго обсуждаются, но до сих пор толком не введены очевидные меры кос-

крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности

инновации

Я4 7

в России до сих

пор не введены

_очевидные меры

_косвенного

_стимулирования

_инноваций

_через систему

_налогообложения

и списания затрат

венного стимулирования инноваций через систему налогообложения и списания затрат. Так, уже не один год обсуждается необходимость сокращения сроков амортизации оборудования, а также отнесения расходов на исследования и разработки на себестоимость создаваемой продукции.

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно-развитых стран:

1) страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

2) страны, ориентированные нараспростра-нение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

3) страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий.

Литература

1. Вальтух К. Теоремы - невозможности. // Общественные науки и современность. - 1994. - №1.

2. Пал Михельбергер. Техническое развитие -социальная модернизация. / Периодическая политехническая серия. Гуманитарные и социальные науки. Книга 1. - №2. - 1993 (англ.).

3. Агафонов Н.Т., Исляев Р.А. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. -СПб-Центр регионально-политических исследований и проектирования, 1995.

4. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. -М., МАЭП, ИИК «Калита», 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.