Научная статья на тему 'Социально-экономическая уверенность посредством градостроительной организации в расселении'

Социально-экономическая уверенность посредством градостроительной организации в расселении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССЕЛЕНИЕ / АРХИТЕКТУРНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ / РАЙОННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ / ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нестеренко Дмитрий Александрович

Обобщение типологических особенностей инфраструктуры воинских формирований Псковской области в структуре Федерального округа, причины современного состояния, предложения по оптимизации архитектурно-планировочной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Нестеренко Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая уверенность посредством градостроительной организации в расселении»

ДАНесгеренко

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ ПОСРЕДСТВОМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАССЕЛЕНИИ

Территория с точки зрения градостроительства является основой расселения, жизнедеятельности страны, ее жителей [1, 2]. Из этого следует, что надлежащее изучение территории может базироваться исключительно на объективной информации о ней, обязательно затрагивающей границы изучаемого региона или района [3]. Границы военного округа претерпевали изменения в соответствии с международной обстановкой.

Организация расселения в градостроительном аспекте на территории военного округа как единой комплексной системы, априори должна подразумевать эффективное структурирование размещения войск разных уровней.

Важным элементом установления правил, определяющих порядок развития оборонной инфраструктуры, является зонирование территории, как Северо-западного федерального округа в целом, так и Псковской области, - Субъекта федерации его составляющего. Определяющим фактором в этой системе будет возможность свободного взаимодействия со всеми ее участниками в аспекте архитектурно-градостроительной деятельности, что на современном этапе затруднено «закрытостью» элементов, принадлежащих к силовым ведомствам. Оборонная инфраструктура объединяет всех участников градостроительной системы по средствам единства инженерно - транспортных коммуникаций, и, соответственно, требует строго комплексного подхода.

Граница схемы любого объекта территориального планирования должна быть наделена рядом отличительных признаков (единство системы расселения, единство системы массового отдыха, единство природной сельскохозяйственной зоны, технологических связей в промышленности. Понятно, что очертание границ экономического района северо-запада определялось методично, усилиями специально подготовленных кадров и, соответственно, дополнительных доказательств не требует. Военная наука до сих пор не выработала методику определения границ воинских территориальных формирований, так как такого рода работа непременно оставила бы свой след в соответствующих источниках.

В масштабе Северо-западного федерального округа реализация оборонительной функции будет осуществляться в комплексе с исторически сложившимся народнохозяйственным комплексом Северо-западного экономического района. В качестве

иерархических подструктур в нем представлены градостроительные комплексы разных типов: агрегативный (Санкт-Петербургская агломерация), большие (Новгород, Псков, Вологда) и обычные (Архангельск, Мурманск).

Однозначно можно говорить о том, что потенциал экономических районов Российской Федерации весьма разнообразен. Одинаково оценивать, используя одни и те же параметры социально-экономического состояния больших городов и сельской местности, не представляется возможным. В России это пока еще миры с разными системами ценностей [6]. В нашем случае особенно важным показателем в характеристике территории военного округа будет наличие административно -территориальных единиц, потому что численность районов существенно отличается между собой.

После предварительной оценки территории по природным факторам, планировочным (антропогенным) условиям, входящим в ее комплексную оценку, границы каркаса расселения воинских формирований Псковской области должны совпасть с очертаниями административно-экономических районов [3, 4]. В параметрах всесторонней оценки факторов и предпосылок, будет отражаться вычисленный состав производств, сформированных, исходя из производственно-технологических связей, создающих градоформирующий потенциал в виде промышленных комплексов и узлов [ 5, 2].

Различие условий, определяющих характеристики любой территории, даёт возможность использовать методические приемы, которые позволяют выработать классификацию, удовлетворяющую целям исследования. Такая систематика должна четко отображать отдельные конкретные свойства для данного территориального формирования в аспекте всего имеющегося комплекса его характеристик. Классификация выступает в таких случаях именно тем методическим приемом, который устанавливает количественные градации объекта изучения [7].

Территориальные элементы целесообразно выстроить в виде типологического ряда, принимая во внимание условия функционирования комплекса военной инфраструктуры. На уровне формирования инфраструктуры районов устанавливаются типологические различия (по схеме описания Псковской области). В первую очередь это будет касаться регионов, расположенных непосредственно у государственной границы. Внутренние районы будут иметь менее развитую военную инфраструктуру.

В работе М. Бунина и В. Мухина предлагается формирование военной инфраструктуры сделать адресным и разработать районные коэффициенты [8]. Это позволит сделать расчеты развития более точными, провести классификацию районов по

размерам территорий, людности, плотности населения, числу городских и сельских жителей и т.д.

Такие методические приемы создают предпосылки для более точного использования материальных ресурсов, затрачиваемых на создание инфраструктуры по сравнению с принятым усреднением [9].

Современные методы ведения боевых действий и прогнозы военных специалистов на будущие войны заставляют обратить внимание на роль городов-гарнизонов [10, 11]. Гарнизон представляет собой территориальное образование, состоящее из воинских частей, расположенных постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах.

Из этого следуют актуальные вопросы, непосредственно затрагивающие процессы архитектурно-планировочной организации территории воинских формирований, которые в своей деятельности, естественно, осуществляют координацию военных и социальных аспектов. Итогом такого рода мероприятий должно стать формирование качественно новой (в территориальном и градостроительном аспектах) материальной среды обитания.

Для эффективного решения такой громоздкой комплексной задачи, требующей больших трудовых, творческих и капитальных вложений, необходим профессионально подготовленный кадровый персонал. Квалифицированный специалист, обладающий умениями архитектора-градостроителя, владеющий знаниями об особенностях воинских формирований, понимающий их цели и задачи, рассматривая их, несомненно, во взаимодействии с сельскохозяйственным комплексом.

Генеральными планами военных городков в военпроектах зачастую занимаются неспециалисты [12]. Зависимость эволюции расквартирования от внешнеполитических условий, от развития комплексов вооружения приводит к отсутствию прогнозирования как такового. Причиной тому является изменение факторов влияющих на расквартирование воинских частей. Гражданское градостроительное проектирование в качестве расчетного срока принимается на 20 - 25 лет, тогда когда для МО РФ изменение вооружения происходит максимум за 10 лет - срок, который сопоставим лишь с этапом первой очереди, принятым для проектных решений в схемах и проектах районной планировки [13, 14].

В современном стремительно развивающемся мире необходим точечный расчет и многогранная оценка ситуации, что в итоге позволяет наиболее качественно, планомерно решать поставленные задачи. Мероприятия расселения, районной планировки, генерального планирования для подразделений МО РФ осуществить весьма

затруднительно ввиду объективных причин. В настоящее время в структуре учреждений, организаций и специализированных органов МО, специалистов, ведущих исследования в сфере размещения войск в аспекте градостроительства не обнаруживается.

Подготовленный специалист, способный на современном уровне, наилучшим образом организовать взаимодействие двух основополагающих категорий процветания государства: гражданской и военной. Структурно рассматривающий все процессы, протекающие в них, и объединяя их в цельную систему.

Но современное высокоразвитое индустриальное общество не готовит такие кадры. Эта проблема на теперешнем этапе развития страны мало обсуждаема в принципе, однако не значительные попытки в этом вопросе связаны с очередным реформированием ВС РФ имеют место. Сегодняшний выпускник гражданского архитектурного ВУЗа не имеет представления о задачах дисциплины «Военная архитектура» и тем более никоим образом с ней не связан.

В структуре же ВВУЗов подготовка военных архитекторов непосредственно не осуществляется в принципе. А в свете последних реорганизаций происходит ликвидация монументальных центров военной науки, имеющих отношение к вопросам дисциплины «Военной архитектуры» (Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева, Военный инженерно-технический университет).

Можно с прискорбием констатировать, что основы градостроительства, планировочные структуры, архитектурное содержание планировочной организации административно-территориальных единиц государства и их элементов как составных частей всего комплекса обороны Российской Федерации в достаточной степени не изучаются.

Литература

1. Очерки истории Ленинграда: В 4-х т. Т. 3. - М.: АН, 1956. - 852 с.

2. Средин Г. В., Волкогонов Д. А. Человек в современной войне. -М.: МО, 1982. -254

с.

3. Серых В. Д. Воинские ритуалы. - М.: Воениздат, 1981. - 160 с.

4. Сороченко Л.М., Одинцов В.А. Проблемы современной инфраструктуры тыла // Военная мысль. - 1992. - № 4-5. - С. 37-39.

5. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. - М.: Наука, 1974. -279 с.

6. Нефедова Т.Г. журнал «Отечественные записки» (2006. № 5).

7. Абрамов М. А. Производство и сфера обслуживания размещение, взаимосвязь, комплексное развитие. - М.: Мысль, 1977. - 239 с.

8. Сухих А. Н. Некоторые варианты боевого управления укрепленных районов. // Военная мысль. - 1995. - № 1. - С. 30-38.

9. Зеленский Ю. Н. Архитектурно-планировочная организация мобильных городков военных строителей: Дис... канд. архит. - Л.: ЛИСИ.- 1991.- 184 с.

10. Жувикин А. Архитектура воинских гелиозданий и комплексов (в условиях сухого жаркого климата) // Автореф. дис. канд. архит. / ЛИСИ, - Л., 1987.

11. Мухин В.И. Социально-демографические основы совершенствования организации жилых территорий постоянного населения военных городков // ЛВВИСУ. - Л., 1985. - 230 с.

12. Хрюкин А.Н. Санкт-Петербург и архитектурно-проектный комплекс Минобороны России. // Материалы научно-практической конференции. - Сб. статей. Вып I. / ВИСИ - СПб., 1995.

13. Мухин Г. Красная Звезда. 1983, 07.04

14. Владимиров В.В. , Фомин И. Н. Основы районной планировки: - М.: Стройиздат, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.