Научная статья на тему 'Социально-экономическая сущность механизма программно-целевого бюджетирования в РФ'

Социально-экономическая сущность механизма программно-целевого бюджетирования в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / STATE PROGRAMS / ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ / PROGRAM-BASED BUDGET / BUDGET SYSTEM / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаков Анатолий Владимирович

В данной статье автором рассматривается механизм реализации государственных программ, его предназначение и социально-экономическая сущность. В тексте статьи автор обращается к предпосылкам, экономической природе данного механизма, затрагивает некоторые экономико-правовые аспекты применения программно-целевого принципа управления бюджетными ресурсами, описывает текущие инструменты программного бюджета. По результатам настоящего исследования автором сформулированы краткие выводы по данному механизму, выделены его преимущества и особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая сущность механизма программно-целевого бюджетирования в РФ»

Для РФ предпринимательские риски обычно варьируются от пары до нескольких десятков процентов [2, с. 104].

Список литературы /References

1. Балакина Л.Х., Строкова Е.А. Управленческие решения в регулировании объемов производства. // В мире науки и инноваций: сборник статей международной научно -практической конференции. Уфа: ООО «Аэтерна», 2017. С. 37-39.

2. Кострова Ю.Б., Мартынушкин А.Б. Ресурсы продовольственного рынка Рязанской области и управление рисками в производстве продуктов питания. // Вестник РГАТУ им. П.А. Костычева, 2015. № 1. С. 98-104.

SOCIAL-ECONOMIC SIGNIFICANCE OF THE PROGRAM-BASED BUDGETING MECHANISM IN THE RUSSIAN FEDERATION Isakov A.V. (Russian Federation) Email: Isakov331@scientifictext.ru

Isakov Anatoly Vladimirovich - Master Student, GRADUATE SCHOOL OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, URAL FEDERAL UNIVERSITY, YEKATERINBURG

Abstract: the article contains investigation about program-based budget mechanism, its peculiarities and social-economic significance. The investigation combines preconditions and economic nature of the program mechanism. The author also describes legal aspects of the program-based budgeting and instruments of the mechanism used in the present state budget system, its variety and directions. As a result, the author makes appropriate conclusions about the mechanism investigated relied on his own experience. Keywords: state programs, program-based budget, budget system.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РФ Исаков А.В. (Российская Федерация)

Исаков Анатолий Владимирович - магистрант, Высшая школа экономики и менеджмента, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в данной статье автором рассматривается механизм реализации государственных программ, его предназначение и социально-экономическая сущность. В тексте статьи автор обращается к предпосылкам, экономической природе данного механизма, затрагивает некоторые экономико-правовые аспекты применения программно-целевого принципа управления бюджетными ресурсами, описывает текущие инструменты программного бюджета. По результатам настоящего исследования автором сформулированы краткие выводы по данному механизму, выделены его преимущества и особенности.

Ключевые слова: государственные программы, программный бюджет, программно-целевое бюджетирование.

В связи с текущей непрерывной оптимизацией экономической системы Российской Федерации, произошли структурные изменения в ее финансовой составляющей. Речь идет о формировании и исполнении федерального бюджета государства, а конкретно, о новом

принципе управления государственными финансами - программно-целевом бюджетировании. Актуальность данного исследования связана с текущим вопросом об эффективности и достаточности финансирования отраслей национальной экономики, являющимся наиболее «острым» в текущем кризисном положении. Именно госпрограммы являются ключевым инструментом для решения данного вопроса.

Данный метод был заимствован у западных развитых государств, и в России используется сравнительно недавно. Предпосылкой формирования исследуемого принципа являлась повышение требований к качеству исполнения государственных функций в 90-х годах 20 века. Данный вопрос, начиная с 1995 г., частично стали решать Федеральные целевые программы. В результате успешного применения указанных инструментов, Правительством Российской Федерации в 2005 году было утверждено программное бюджетирование, переход к которому был осуществлен в 2014 году. В результате развития финансовой системы целевые программы получили название «госпрограммы РФ». Примечателен тот факт, что на момент 2010 года бюджет Российской Федерации лишь на 10% имел программный характер, в то время как на момент 2017 года - на 70% [3]. Данный факт позволяет говорить о непрерывном совершенствовании данного принципа и, соответственно, об успешности использования.

Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности [3, с. 14]. Ключевым аспектом использования госпрограмм является направленность на результат; в документе об утверждении каждой программы четко сформулированы цель, задачи, результаты, инструменты и, что главное, исполнительные органы государственной власти, отвечающие за исполнение. Программы имеют долгосрочную перспективу. Таким образом, контроль эффективности достижения социально-экономического эффекта осуществляется четко и конкретно. Необходимо отметить, что госпрограммы утверждаются исполнительными органами как на федеральном, так и на региональном уровне. Региональные программы разрабатываются на основе особенностей регионального развития [2]. В настоящий момент, по состоянию на 2017 год, в России реализуются 44 госпрограммы, которые разделены на 5 социально-экономических блоков по направлениям:

1. «Новое качество жизни»

В данный блок включены такие ключевые программы, как развитие здравоохранения, занятости населения, образования, доступная среда и т.д. Составляющие данного направления содержат социальный характер.

2. «Инновационное развитие и модернизация экономики»

Блок содержит программы по финансированию разного рода отраслей промышленности, таких как атомного производства, энергетики, науки, космоса и экономики в целом.

3. «Эффективное государство»

Основной вектор - повышение эффективности управления государственным имуществом и финансами. Особой задачей станет развитие и повышение устойчивости функционирования финансовых и страховых рынков. Предметом особого внимания будет являться создание условий для формирования в России международного финансового центра.

4. «Сбалансированное региональное развитие»

В рамках данного направления будет обеспечено сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации, ориентированное на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

5. «Обеспечение национальной безопасности»

В рамках реализации направления по обеспечению национальной безопасности будет обеспечено поддержание высокого уровня государственной безопасности и обороноспособности страны. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе экономического и социального развития военной организации государства [2].

Таким образом, программно-целевой принцип бюджетирования является основной и неотъемлемой составляющей не только бюджетной системы РФ, но и всей системы управления национальной экономикой в целом. Инструменты программного бюджета позволяют ставить конкретные цели государственной политики и достигать четких результатов, по отраслям и по политическим задачам, выстраивать стратегическое планирование и оптимизировать расходы. Как и любая реформа, система госпрограмм требует дальнейшего усовершенствования, а именно в плане информационного обеспечения. В целом, программы реализуются вполне эффективно и в установленные сроки, что в дальнейшей перспективе может поспособствовать эффективному развитию национальной экономики Российской Федерации.

Список литературы /References

1. Афанасьев М.П. Программный бюджет: учеб. пособие / М.П. Афанасьев. Москва: ИНФРА-М, 2013. 381 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 588 от 02.08.2010 г. «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

3. Совершенствование бюджетной системы с применением программно-целевого принципа: монография / Г.М. Кулаченко, И.В. Крупин. Екатеринбург: Монография, 2014. 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.