Научная статья на тему 'Социально-экономическая стабильность региона как условие экономического роста'

Социально-экономическая стабильность региона как условие экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8619
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СТАБИЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ECONOMIC GROWTH / LEVEL OF ECONOMIC DEVELOPMENT / HUMAN CAPITAL / REGIONAL ECONOMY / STABILITY OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубева Лидия Филипповна, Гладышева Алла Викторовна

На современном этапе развития общества проблеме экономического роста придается большое значение. Она выделяется из комплекса проблем развития экономики. Рассмотрению понятия качества экономического роста, которое связывается с улучшением материального благосостояния народа, ростом социальной инфраструктуры, увеличением свободного времени и инвестиций в человеческий капитал, обеспечением полной занятости трудоспособного населения, безопасности условий труда и жизни людей и посвящена данная статья. Темпы экономического роста служат основой социально-экономического развития. Падение темпов экономического роста объясняются многими обстоятельствами, одним из которых является, например, отсутствие обновления действующего производства, которое стареет морально и физически. Оптимальные темпы экономического роста базируются на макроэкономическом равновесии национальной экономики и одновременно выступающем средством его обеспечения. Специфика российского государства требует согласованного развития национальной экономики не только с точки зрения экономики первичной структуры, но и в региональном аспекте. Таким образом, экономический рост входит в число основных целей общества и регионов, т. е. экономика в условиях роста решает социально-экономические проблемы, как на национальном, так и на региональном уровне. Сегодня принятие решений передается на региональный и местный уровни, что способствует усилению региональной автономии. Вместе с тем, нами выделены факторы, сдерживающие экономический рост, определены возможные типы экономического роста, выявлена возможность инновационного типа экономического роста. Действительно, в результате экономических реформ регионы обрели статус реальных субъектов экономики, формирующих собственную социально-экономическую политику развития территории. Равновесный экономический рост экономики региона это идеальный вариант развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC STABILITY OF THE REGION AS CONDITION OF ECONOMIC GROWTH

At the present stage of development of society the great value is attached to a problem of economic growth. It is allocated from a complex of problems of development of economy. This article is devoted to consideration of concept of quality of economic growth which contacts improvement of material well-being of the people, growth of social infrastructure, increase in free time and investments into the human capital, providing a full employment of able-bodied population, safety of working conditions and lives of people. Rates of economic growth form a basis of social and economic development. Falling of rates of economic growth are explained by many circumstances one of which is, for example, lack of updating of operating production which grows old morally and physically. Optimum rates of economic growth are based on macroeconomic balance of national economy and its providing at the same time acting as means. Specifics of the Russian state demand the coordinated development of national economy not only from the point of view of economy of primary structure, but also in regional aspect. Thus, economic growth is among main objectives of society and regions, i.e. the economy in the conditions of growth solves social and economic problems, both at national, and at regional level. Today decision-making is passed to regional and local levels that promote strengthening of a regional autonomy. At the same time we allocated the factors containing economic growth, possible types of economic growth are defined, possibility of innovative type of economic growth is revealed. As a result of economic reforms regions found the status of real subjects of the economy forming own social and economic policy of development of the territory. Equilibrium economic growth of economy of the region is an ideal option of development.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая стабильность региона как условие экономического роста»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Л. Ф. ГОЛУБЕВА, А. В. ГЛАДЫШЕВА

На современном этапе развития общества проблеме экономического роста придается большое значение. Она выделяется из комплекса проблем развития экономики. Рассмотрению понятия качества экономического роста, которое связывается с улучшением материального благосостояния народа, ростом социальной инфраструктуры, увеличением свободного времени и инвестиций в человеческий капитал, обеспечением полной занятости трудоспособного населения, безопасности условий труда и жизни людей и посвящена данная статья.

Темпы экономического роста служат основой социально-экономического развития. Падение темпов экономического роста объясняются многими обстоятельствами, одним из которых является, например, отсутствие обновления действующего производства, которое стареет морально и физически. Оптимальные темпы экономического роста базируются на макроэкономическом равновесии национальной экономики и одновременно выступающем средством его обеспечения. Специфика российского государства требует согласованного развития национальной экономики не только с точки зрения экономики первичной структуры, но и в региональном аспекте.

Таким образом, экономический рост входит в число основных целей общества и регионов, т. е. экономика в условиях роста решает социально-экономические проблемы, как на национальном, так и на региональном уровне. Сегодня принятие решений передается на региональный и местный уровни, что способствует усилению региональной автономии.

Вместе с тем, нами выделены факторы, сдерживающие экономический рост, определены возможные типы экономического роста, выявлена возможность инновационного типа экономического роста. Действительно, в результате экономических реформ регионы обрели статус реальных субъектов экономики, формирующих собственную социально-экономическую политику развития территории. Равновесный экономический рост экономики региона - это идеальный вариант развития.

Ключевые слова: экономический рост, уровень экономического развития, человеческий капитал, региональная экономика, стабильность региона.

Жить в стабильной экономике - мечта той страны, в которой происходит переход к рынку. Однако и во всех тех благополучных странах, где демократия и рыночная экономика существуют давно, константная стабильность практически невозможна. После подъема следует спад, а инфляция и безработица неустанно продолжает угрожать этим государствам. Проблеме экономического роста придают большое значение, выделяя ее из комплекса проблем развития экономики.

Существуют две основные цели экономического роста: повышение благосостояния населения и поддержание национальной безопасности. Вместе с тем, экономический рост может преследовать и другие цели, как, например, индустриализация страны, наращивание военного потенциала, ускоренное развитие в ущерб потреблению. В этой связи на первый план выдвигается понятие качества экономического роста, которое связывается с улучшением материального благосостояния народа, ростом социальной инфра-

структуры, увеличением свободного времени и инвестиций в человеческий капитал, обеспечением полной занятости трудоспособного населения, безопасности условий труда и жизни людей и т. д.

В экономической литературе иногда различают экономический рост как категорию в основном количественную, а также его определяют как качественную сторону экономики. Динамизм экономического развития выражается: в темпах экономического роста, в прогрессивных структурных перестройках, становлении народнохозяйственной пропорциональности. До 70-х гг. ХХ в. под экономическим развитием понималась способность страны наращивать производство более высокими темпами, чем прирост населения. В соответствии с этим количественным отражением процесса развития служит понятие «уровень экономического развития», измеряемый соотношением национального дохода страны к численности ее населения [9].

Таким образом, видно, что темпы экономического роста служат основой социально-эконо-

мического развития: чем выше темпы ежегодного прироста национального дохода страны, и чем более они опережают темпы прироста ее населения, тем быстрее возрастает уровень экономического развития страны и весомее прирост последнего.

Однако критический анализ опыта развивающихся стран в 60-е гг. показал, что многие из них, добившись высоких темпов экономического роста, не смогли их закрепить, поскольку экономический рост не способствовал социальноэкономическому развитию. Поэтому уже в 70-е гг. понятие «экономическое развитие» обогащается качественными признаками: структурой национальной экономики, соотношением добывающих и обрабатывающих отраслей, структурой экспорта, уровнем образования населения страны, состоянием здравоохранения и культуры, структурой потребностей населения и т. д. С дальнейшим углублением экономических исследований развитие рассматривается как многоплановый процесс, существенное воздействие на который оказывают факторы социального и политического порядка. Углубление содержания понятия «экономическое развитие» происходит в последней четверти XX в. под воздействием научно-технической революции и возрастающих под ее влиянием требований к качественным характеристикам рабочей силы. Вложения в «человеческий капитал» признаются объективно необходимыми, способствующими эффективному экономическому росту.

Существует вариант нулевых темпов экономического роста, а также отрицательных темпов. Нулевые темпы развития экономики, как правило, свидетельствуют о стагнации (от лат. - стоячая вода, застой). Однако нулевые темпы не всегда говорят о стагнации. Если в это время общество переходит к прогрессивным формам технического и технологического развития, оно находится на стадии становления нового витка экономического равновесия. В этот период оно не в состоянии осуществлять одновременно экономическую перестройку и наращивать производство. Увеличение темпов можно ожидать в последующий период. В нашей стране наблюдается падение темпов экономического роста, и это объясняется несколькими обстоятельствами: например, ухудшением показателя фондоотдачи, т. е. съема продукции с единицы производственных фондов; отсутствием обновления действующего производства, которое стареет морально и физически и др. В перспективе, когда будет преодолен кризис, может встать вопрос об оптимальных темпах экономического роста, базирующего на макроэкономическом равновесии

национальной экономики и одновременно выступающего средством его обеспечения [4; 5].

По-видимому, каждый этап поступательного движения имеет свой предел темпа роста. Темпы роста никогда не должны претендовать на то, чтобы стать единственным критерием эффективного роста.

Специфика российского государства требует согласованного развития национальной экономики не только с точки зрения экономики первичной структуры, но и в региональном аспекте. Регион, как объект управления, есть организация со своей структурой, культурой и уровнем развития, которая функционирует в федеральной внешней среде, испытывая на себе ее правовое, экономическое и общее регулирующее воздействие, ив то же время решает ряд внутренних проблем, связанных с использованием территориальных ресурсов, решением комплекса социально-экономических задач, а также вопросов самообеспечения и самодостаточности. Региональная экономика составляет часть системы экономической теории, поэтому она имеет такие же предметы и методы изучения, что и экономическая теория, и изучает теоретические основы экономических отношений в рамках конкретного региона [5].

Итак, региональная экономика - это область научных знаний, изучающих региональные особенности социально-экономического развития. Цель функционирования региональной экономики - создание цивилизованных социально-экономических условий жизнедеятельности населения. Критерием эффективности экономики служит рост численности населения: если за определенный период численность населения в данном регионе растет, то его экономика развивается эффективно, и наоборот.

Экономический рост входит в число основных целей общества и регионов. Экономика в условиях роста обладает большой способностью удовлетворять потребности общества и решать социально-экономические проблемы, как на национальном, так и на региональном уровне.

В понятие экономического роста чаще всего вкладывают повышение масштабов регионального производства, что возможно не только за счет роста количества применяемых факторов производства, но и за счет улучшения их качества, что и характеризует интенсивный тип этого роста.

В современной экономической литературе сформировалось два подхода, а соответственно и два механизма воздействия на экономический рост в регионах [3] .

В случае неполного использования регионом имеющихся экономических ресурсов будет приемлем первый подход. Это происходит в результате того, что не загружены в значительной степени мощности промышленных предприятий, высок уровень безработицы, из-за падения производства и снижения денежных доходов у населения снижаются налоговые поступления в бюджет. В данной ситуации перед органами управления стоит задача найти решение этой проблемы.

Теория занятости объясняет экономический механизм решения этой проблемы. Его суть заключается в том, чтобы при помощи инвестиционного мультипликатора «запустить» производство, привлечь туда свободную рабочую силу, увеличить платежеспособность населения и его доходы, а также увеличить валовой региональный продукт (ВРП).

Для второго подхода характерна ситуация, когда в регионе задействованы все производственные мощности, а с развитием регионального хозяйства связывают повышение его конкурентоспособности, структурную перестройку, повышение производительности труда и эффективности производства в результате применения, как организационных инноваций, так и новых технологий. Теория экономического роста объясняет механизм подобного развития. Инвестиции здесь являются источником роста, а «точками роста» -капиталовложения предприятий. Они позволяют запустить экономический рычаг, который еще имеет название механизм акселерации. В условиях рыночных условий и для развивающегося, трансформирующегося типа экономики возможны оба похода, что в первую очередь связано с дифференциацией территорий.

Выделяя «точки роста», руководство даже самого депрессивного региона должно использовать оба механизма обеспечения экономической динамики.

В ХХ в. появилась концепция устойчивого развития общества. Она была сформулирована как переход к развитию, предотвращающему деградацию природной среды. Данная формулировка была зафиксирована в документах конференции ООН 1992 г., проходившей в Рио-де-Жанейро. Затем в докладе «О развитии человеческого потенциала» (1994 г.) ООН внесла расширенную трактовку данной концепции: это развитие, не только порождающее экономический рост, но справедливо распределяющее его результаты, восстанавливающее окружающую среду в большей мере, чем разрушающее ее, увеличивающее возможности людей, а не обедняющее их. Это

развитие, которое отдает приоритет бедным, расширению их возможностей и обеспечению участия их в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Это развитие, в центре которого человек, ориентированное на сохранение природы, направленное на обеспечение занятости, предполагающее реализацию прав женщин [1].

Позже некоторые субъекты РФ взяли на вооружение принципы концепции устойчивого развития для комплексного планирования развития региона.

Изучение концепции устойчивого развития позволяет сделать вывод: «Развитие региона

можно представить себе как комплексный процесс изменений его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящий к их качественным преобразованиям и, в конечном счете - к изменениям условий жизни самого человека» [1].

Выводом из вышесказанного может быть то, что устойчивое развитие региона является антиподом кризисного развития.

Позже в России была разработана собственная национальная программа «Повестка дня для России на XXI век», в которой были сформулированы основные направления деятельности по переходу к модели устойчивого развития [3].

В апреле 1996 г. вышел Указ Президента РФ № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Вслед за этим соответствующее постановление приняло правительство.

Для реализации национальной программы «Повестка дня для России на XXI век», а также для радикального изменения нескоординирован-ной и несвязной экологической политики МБРР одобрил предоставление России кредита в размере 110 млн долл. США [7].

С точки зрения авторов, для того, чтобы регион воспринимался как целостная хозяйственная система необходимо экономическое самообеспечение и саморазвитие. К сожалению ни в нашей стране, ни за рубежом на этой стороне развития не делался акцент ни в региональной политике центральных правительств, ни в стиле работы региональных администраций. Стремление правительства повысить эффективность национальной экономики при этом, входя в противоречие с целью выравнивания уровня жизни в регионах, можно назвать одной из объективных причин.

Для разрешения этого противоречия в середине 80-х гг. в Евросоюзе союзе сформировалось абсолютно новое понимание сущности регионального развития. Суть состоит в перенесении

акцентов с прямого государственного регулирования регионального развития на стимулирование формирования в районах автономного механизма и поощрении частного предпринимательства.

Сегодня региональная политика призвана способствовать выбору оптимального распределения ресурсов региона, повышению его конкурентоспособности и т. д. Принятие решений передается на региональный и местный уровни, что способствует усилению региональной автономии.

Воплощение в жизнь возможности экономического роста находится в прямой зависимости от многих факторов, таких как спрос, улучшение распределения ресурсов, повышения деловой активности населения, развитие инфраструктуры рынка, построение новых институциональных отношений.

Факторами, сдерживающими экономический рост, являются: отток средств на непроизводительные цели (охрана труда, здоровья, окружающей среды); неблагоприятное воздействие массового производства на мотивацию работников; хозяйственные преступления; трудовые конфликты; потеря вследствие безработицы накопленного работниками профессионального опыта и т. д. Существуют также играющие существенную роль социальные, политические, социокультурные факторы.

Перечисленные факторы определяют два возможных типа экономического роста. Первым типом будет преимущественно экстенсивный («рост вширь»), основанный на вовлечении и наращивании всех возможных ресурсов развития. Второй тип - преимущественно интенсивный («рост вглубь»), основанный на повышении производительности труда, отдачи других ресурсов, повышении эффективности их использования преимущественно на базе реконструкции действующих предприятий.

В данном контексте капитал, труд, природные богатства, технологии, экономия на масштабах являются ресурсами традиционного, индустриального развития. Это крупное машинное производство, прежде всего, товаров массового потребления. Особенностью массового производства являются относительно низкие издержки по созданию продукта и относительно значительно более высокие издержки по его тиражированию.

На современном этапе появляется возможность третьего - инновационного типа экономического роста. Он коренным образом отличается от предшествующих, потому что вместо ресурсов массового машинного производства приоритетное значение получают ресурсы постиндустриального развития:

- знания и наука;

- наукоемкие технологии;

- информационные технологии и информация;

- образование, как профессиональное, так и общее.

Инновационный тип экономического роста, основанный на постиндустриальных ресурсах возможно реализовать только на платформе творческого труда населения, мотивированного самореализацией своего индивидуального потенциала. В результате чего определяется роль системы общего и профессионального образования, основной функцией которого становится формирование у людей способности к самообразованию и саморазвитию.

В современной экономике одновременно и целью, и фактором экономического роста выступает человек. Как рабочая сила человек рассматривается с точки зрения краткосрочного участия в процессе производства. Но он несет в себе и долговременный потенциал, обладает «человеческим капиталом», срок функционирования которого совпадает по времени с периодом длинной волны. Люди расширяют свои способности, часто ориентируясь на получение дополнительного дохода от средств, вложенных в образование, а особое значение приобретает «формирование человеческого потенциала, его уровень и качество, профессиональная подготовка, обеспечивающая мобильность и конкурентоспособность трудовых ресурсов» [2]. Такие инвестиции в самих себя называют приобретением человеческого капитала, который имеет тенденцию к накоплению. В форме человеческого капитала каждое накопление несет в себе определенную сумму знаний, отражающих уровень НТП, систему ценностей, определяющих уровень потребностей, выраженных в совокупном спросе.

Таким образом, в плане определения приоритетов на первое место выступает качество местной рабочей силы. Американцы считают, что именно «ценность» рабочей силы, а не географическое положение и развитость транспортной и рыночной инфраструктур, является главным фактором привлечения фирм на данную территорию. Они полагают, что для региональной власти выгодней привлечь не новое предприятие, которое сразу же обеспечит занятость тысячам людей, а несколько небольших исследовательских лабораторий, занимающихся проблемами передовых технологий, которые, в конечном счете, создадут рабочие места, повысят конкурентоспособность и обеспечат стабильность развития территории [3, с. 69].

Экономика любого уровня, и, в частности, региона имеет одну цель - рост уровня благосостояния населения, но она не исключает тех специфических особенностей, которые делают ее присущей только тому или иному уровню государственного устройства и потому модифицируют ее в сугубо специальное явление. Причем эта специфика цели социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований обусловлена той ролью и местом, которые определяют функциональные особенности этих территориально-административных образований в жизнь общества.

В результате экономических реформ регионы обрели статус реальных субъектов экономики, формирующих собственную социально-экономическую политику развития территории. При этом под региональным развитием понимается прогрессивное изменение социально-экономической структуры региона, обеспечивающее экономное использование его ресурсов и максимальное удовлетворение производственных потребностей территории [3, с. 96].

Формулируя собственное понимание «социально-экономической стабильности региона», мы пришли к выводу, что это согласованная работа всех элементов хозяйственной системы региона, приводящая к гармонизации социальноэкономических интересов его субъектов и направленная на качественные преобразования, обеспечивающие поступательный рост благосостояния и условий жизни каждого человека.

Таким образом, сбалансированный (равновесный) экономический рост экономики региона -это тот идеальный вариант развития, когда все элементы хозяйственной системы работают согласованно, обеспечивая поступательный рост благосостояния всех участников производства. Равновесный рост следует рассматривать как тенденцию, которая выдерживается не в каждом конкретном случае, а как нечто среднее, погашающее крайние отклонения. Если эти отклонения носят устойчивый характер, в экономике нарастают конфликтные ситуации - несогласованные действия, хаотичное движение ресурсов, что приводит к снижению экономической эффективности и вследствие этого - к сокращению деловой активности.

Страна вступает в период экономического кризиса, когда ВНП перестает расти и может произойти прямое падение производства. В такие периоды повышенный риск предпринимательской деятельности может гасить импульсы производства. Макроэкономические диспропорции усиливают

риск предпринимательской деятельности, создают ситуацию экономической нестабильности. Нарастание экономической нестабильности углубляет спад производства, вследствие чего растет безработица, связанная с ухудшением уровня жизни и самих безработных, и работающих, ибо избыток предложения рабочей силы становится благоприятным фоном для уменьшения цены труда. Создается и реальная угроза социальных конфликтов, что еще больше снижает стимулы деловой активности. Безработица ухудшает экономическую конъюнктуру, отодвигает горизонты сбалансированного роста. Снижение жизненного уровня населения сокращает потребительский спрос, уровень сбережений, что также способствует свертыванию части производства. Безработица, будучи порождением спада производства, становится тем звеном экономической нестабильности, которое способно этот спад усугубить [8, с. 147].

Безработица становится реактивом, ускоряющим процессы дестабилизации. Поэтому выход на дорогу сбалансированного роста требует специальных мер по сокращению армии безработных.

Для борьбы с безработицей руководство конкретной страны разрабатывает концепцию, в соответствии с которой определяются методы.

Стабильность на рынке труда современные мальтузианцы предлагают поддерживать при помощи государственной политики ограничения рождаемости [9].

Ряд ученых, в числе которых А. Пигу и его последователи, считают, что корень зла заключается в высокой заработной плате.

Для борьбы с безработицей используют кейнсианские программы, которые включают в себя два блока мероприятий. На ослабление безработицы в краткосрочном периоде направлен первый блок. Положительные сдвиги в экономике не ощутимы, а содержанием данного блока являются общественные работы, организация и оплата которых осуществляется государством за счет своего бюджета.

Второй блок включает систему стратегических мер, которые способны оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции, потребительский спрос, что повлечет за собой увеличение товарной массы и занятости населения. В этом блоке существует два рычага: государственный заказ крупным предприятиям и снижение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов. Подобный заказ значительно увеличит поле инвестиционной деятельности поставщикам и смежникам. В результате данных действий задействованной оказывается не одна фирма, получив-

шая государственный заказ, а целая их сеть, поэтому увеличивается спрос на рабочую силу и соответственно снижается безработица. Данное стратегическое мероприятие государства возможно усилить другим эффективным средством, стимулирующим инвестиционный спрос, - удешевлением кредита путем снижения учетной ставки процента. За счет «дешевого кредита» происходит стимуляция предпринимательской деятельности, которая в свою очередь приводит к рассасыванию безработицы.

Успешное применение кейнсианских программ имело распространение во многих странах после Второй мировой войны. Чуть позже наступил период, когда появились естественные объективные трудности для воплощения их в жизнь. Государство является источником финансирования данных программ, а точнее, государственный долг, который беспредельно не может разрастаться до бесконечности, так как увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, а без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции инвестиционный спрос снижается. Появляются новые проблемы в процессе воспроизводства, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Происходит резкое подорожание ресурсов, в результате чего этот приводит к экономическому спаду. Возникает необходимость поиска пути, ведущих к росту предложения.

Необходимые пути были сформулированы экономической школой, которая получила название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы считают что в условиях, когда спад производства и безработица протекают на фоне инфляции, необходимо снять все нагрузки на государственный бюджет. В таких условиях государство вынуждено отказаться от предоставления социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности. Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую рыночную среду. Следующим шагом монетарной программы является реализация идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает его новейшим требованиям. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции на авангардные позиции выдвигаются сильные и адаптивные производители, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую

силу. Проанализировав механизм экономического кризиса, американский идеолог М. Фридмену сделал вывод о том, что государство, вместо того чтобы помогать слабым производителям, должно ускорять процесс высвобождения от устаревшего производства, так как это поможет выйти рынку на путь эффективного роста.

Таким образом, одной из основных задач государства является содействие кризису в быстром выполнении своих позитивных функций по созданию новых хозяйственных пропорций, а также по формированию условий для нового витка сбалансированного роста на более эффективной основе. Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость дешевого кредита, то монетаристы предлагают сделать кредит дорогим и тем самым - малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить. Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается здоровый эффективный рынок - основа для расширения производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу. Эффективный рынок рассасывает безработицу до естественных пределов.

Монетарные программы были с успехом использованы правительствами Р. Рейгана и М. Тэтчер. Сложности этих программ связаны с сознательным углублением спада производства. Страна попадает в тяжелейшие испытания, которые может оправдать только быстрота исцеления. А оно возможно только тогда, когда сложилась тесная взаимосвязь между предприятиями, остро и быстро реагирующими на рыночные сигналы.

Но этого нет и не может быть в условиях России, когда рынок только складывается и не налажена рыночная инфраструктура, связывающая страну в единое целое. Усилия правительства может гасить инертность предприятий, не привыкших работать в рыночной среде. В условиях, когда страна не способна нарастить скорость структурной перестройки, всякие усилия по углублению кризиса оборачиваются гипертрофией спада, который только разрушает страну, не закладывая основ будущего подъема. Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что обостряет социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России,

когда кризис может носить затяжной характер, последовательно использовать монетарную программу невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной.

Важным этапом и, возможно, одним из первых шагов в достижении экономического роста является разработка средне- и долгосрочного прогноза политического и социально-экономического развития страны. Решения, принимаемые в области структурной политики, инвестиционных программ, политики доходов, развития системы образования и др. должны приниматься с учетом состояния сферы занятости и ожидаемых воздействий на нее. Разработка программы поддержания и развития занятости, сдерживания безработицы, минимизации ее структурной составляющей предполагает прогнозирование занятости населения и его отдельных групп в зависимости, как от основных макроэкономических параметров развития, так и от демографических процессов.

Единая трактовка Центром и регионами геополитической, экономической и иной роли каждого региона в Российской Федерации позволит субъектам Федерации укрепить свое положение в территориальной структуре экономики и промышленного производства. Это, в свою очередь, обеспечит финансовые условия для проведения социальноэкономической политики, направленной на расширенное воспроизводства населения, на обеспечение рациональной занятости и минимизацию безработицы.

Литература

1. Гапоненко А. Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М., 1999. С. 15-16.

2. Горбунова О. Н. Направления совершенствования формирования трудовых ресурсов региона // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2006. № 4. С. 245-252.

3. Гутман Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин / под ред. Г. В. Гутмана. М., 2001. С. 59-63.

4. Лоскутова М. В. Антикризисное регулирование макроэкономических систем в России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 3(71).

5. Лоскутова М. В. Современное состояние и направления развития промышленности в российской экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. №. 3.

6. Лоскутова М. В. Целевые ориентиры совершенствования государственной политики экономического роста в условиях глобализации // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2012. №. 10.

7. Сутягин В. Ю., Черкашнев Р. Ю. Прогнозирование цен на рынке жилой недвижимости на тамбовском региональном рынке // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 3. С. 106-113.

8. Черкашнев Р. Ю. Социально-экономическая политика развития региона - реципиента: сущность, особенности разработки и реализации // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3. С. 145-149.

9. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под общ. ред. проф. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М., 2000. С. 450-452.

* * *

SOCIAL AND ECONOMIC STABILITY OF THE REGION AS CONDITION OF ECONOMIC GROWTH

L. F. Golubeva, A. V. Gladysheva

At the present stage of development of society the great value is attached to a problem of economic growth. It is allocated from a complex of problems of development of economy. This article is devoted to consideration of concept of quality of economic growth which contacts improvement of material wellbeing of the people, growth of social infrastructure, increase in free time and investments into the human capital, providing a full employment of able-bodied population, safety of working conditions and lives of people.

Rates of economic growth form a basis of social and economic development. Falling of rates of economic growth are explained by many circumstances one of which is, for example, lack of updating of operating production which grows old morally and physically. Optimum rates of economic growth are based on macroeconomic balance of national economy and its providing at the same time acting as means. Specifics of the Russian state demand the coordinated development of national economy not only from the point of view of economy of primary structure, but also in regional aspect.

Thus, economic growth is among main objectives of society and regions, i.e. the economy in the conditions of growth solves social and economic problems, both at national, and at regional level. Today decision-making is passed to regional and local levels that promote strengthening of a regional autonomy.

At the same time we allocated the factors containing economic growth, possible types of economic growth are defined, possibility of innovative type of economic growth is revealed. As a result of economic reforms regions found the status of real subjects of the economy forming own social and economic policy of development of the territory. Equilibrium economic growth of economy of the region is an ideal option of development.

Key words: economic growth, level of economic development, human capital, regional economy, stability of region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.