Научная статья на тему 'Социально-экономическая политика формирования регионального хозяйства (на примере Вологодской области)'

Социально-экономическая политика формирования регионального хозяйства (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
248
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Буданов Г. А.

В дореформенный период основным звеном организации производства была отрасль. За обеспечение народного хозяйства определенными видами продукции ответственность несло то или иное отраслевое министерство. Каждый регион добивался размещения на своей территории строительства новых крупных промышленных объектов, так как это предвещало и развитие социальной инфраструктуры, смежных отраслей промышленности и прочее. Переход к рыночным отношениям в первую очередь затронул отношения собственности. В регионе, кроме государственной и кооперативной собственности появились и стали развиваться частная собственность, собственность домашних хозяйств, собственность компаний других регионов России. Находясь на одной территории, пытаясь удовлетворить свои интересы, владельцы различных видов собственности взаимодействуют между собой, в результате чего начинает появляться региональное хозяйство, которое становится материальной основой экономических преобразований в регионе. Однако в настоящее время пока что ни в одном регионе не сформировалось региональное хозяйство, способное удовлетворять потребности населения, экономических агентов необходимыми товарами и услугами, в экономической литературе не сложилось единое понимание этой категории. В статье ставится задача рассмотреть понятие «региональное хозяйство» и на примере Вологодской области выделить основные направления в деятельности региональной власти по его формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая политика формирования регионального хозяйства (на примере Вологодской области)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере Вологодской области)

Г.А. БУДАНОВ,

кандидат исторических наук, доцент Вологодский государственный технический университет

В дореформенный период основным звеном организации производства была отрасль. За обеспечение народного хозяйства определенными видами продукции ответственность несло то или иное отраслевое министерство. Каждый регион добивался размещения на своей территории строительства новых крупных промышленных объектов, так как это предвещало и развитие социальной инфраструктуры, смежных отраслей промышленности и пр.

Переход к рыночным отношениям в первую очередь затронул отношения собственности. В регионе, кроме государственной и кооперативной собственности появились и стали развиваться частная собственность, собственность домашних хозяйств, собственность компаний других регионов России. Находясь на одной территории, пытаясь удовлетворить свои интересы, владельцы различных видов собственности взаимодействуют между собой, в результате чего начинает появляться региональное хозяйство, которое становится материальной основой экономических преобразований в регионе. Однако в настоящее время ни в одном регионе не сформировалось региональное хозяйство, способное удовлетворять потребности населения, экономических агентов необходимыми товарами и услугами, в экономической литературе не сложилось единого понимания этой категории.

В статье ставится задача рассмотреть понятие «региональное хозяйство» и на примере Вологодской области выделить основные направления в деятельности региональной власти по его формированию.

Региональное хозяйство управляется совместно как федеральной, так и региональной властью, так как оно занимает промежуточное положение между федеральным и местным уровнями управления. Однако региональное хозяйство обеспечивает полный цикл воспроизводства трудовых ресурсов, включая инженерные и научные кадры. Поэтому

региональное хозяйство, как самостоятельный экономический агент, может выступать проводником общероссийских интересов с учетом специфики региона, а также являться выразителем и носителем региональных интересов.

Региональное хозяйство — это экономическая система, которая начала формироваться в новых экономических условиях. Возможность его формирования как самостоятельного субъекта экономики появилась только с переходом на рыночные отношения. Однако представители государственной власти в своей практической деятельности не используют этого понятия. Так, например, в приказе Минэкономразвития России от 17 июня 2002 г. № 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации», а также в разработанной региональным Правительством «Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2010 года» отсутствует такая экономическая категория, как «региональное хозяйство». Не сложилось единого понимания этой категории и в экономической литературе.

А.Л. Гапоненко и Ю. С. Дульщиков считают, что региональное хозяйство — это региональная собственность, которая еще только формируется и нуждается в разграничении полномочий по ее управлению со стороны федеральной и региональной власти [4, с. 221—223]. За основу региональной собственности берется собственность, принадлежащая муниципальным образованиям. Главная задача региональной собственности — удовлетворение потребностей населения в различных товарах и услугах. По мнению этих ученых, эффективное управление региональной собственностью предполагает формирование корпоративной собственности, сокращение неэффективных расходов, прозрачность отношений собственности.

И.Н. Шапкин, А. О. Блинов, Я. М. Кестер под этим термином понимают «конституционно закрепленный территориально-хозяйственный комплекс, включающий в себя взаимосвязанную совокупность организаций и домашних хозяйств, а также соответствующую им инфраструктуру, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности» [7, с. 26—27]. Согласно мнению этих ученых, к региональному хозяйству относятся все объекты собственности, принадлежащие юридическим или физическим лицам и расположенные на территории региона.

Мы считаем, что нужно разграничить такие экономические понятия, как «региональная собственность», «региональное имущество» и «региональное хозяйство». Все эти категории имеют определенное смысловое единство, связанное с тем, что они являются объектами региональной науки и практики управления, но все они имеют и существенные различия, поскольку выражают суть разных экономических явлений, имеющих свою специфику, границы и формы проявления.

Понятие «региональная собственность» фиксирует те материальные и духовные объекты, которые принадлежат субъектам Федерации на праве государственной собственности и позволяют последним присваивать или отчуждать результаты реализации этих объектов собственности. Региональная собственность является важнейшим средством регулирования экономических отношений в регионе. Экономические отношения собственности — это отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу извлечения из нее неких благ или по-лезностей путем распоряжения или пользования ими. Экономическое содержание собственности заключается в диалектическом взаимодействии ее составляющих, которые отражают отношения «присвоение — отчуждение».

Субъектами региональной собственности выступают исполнительные и законодательные органы региональной власти, наделенные правомочиями собственника. Являясь собственником, региональная власть исполняет две функции: собственника имущества и управляющего субъекта. Управление региональной собственностью осуществляется преимущественно административными методами (установление арендной платы, отчислений от прибыли предприятий и т. д.). Основным методом регулирования сферы обслуживания является бюджетное финансирование. Методом регулирования предприятий федеральной собственности является

создание института представительства в совете директоров предприятий.

Понятие «региональное имущество» характеризует находящееся на территории региона движимое и недвижимое имущество различных форм собственности, но локализованное границами территориально-административного образования. От эффективности управления и распоряжения региональным имуществом и земельными ресурсами в значительной степени зависят объемы поступлений в бюджет субъекта РФ, уровень и качество жизни постоянного населения региона.

В понятии «региональное хозяйство» сконцентрированы объекты собственности регионального имущества, которые непосредственно участвуют в воспроизводстве социально-экономической жизни региона и определяют его специализацию, природный и экономический потенциал, а также уровень и качество развития территориальной организации общества.

Территория регионального хозяйства в правовом отношении является субъектом Федерации. Региональное хозяйство является комплексным хозяйством, т. е. имеет в наличии многие отрасли и производства, определенным образом связанные между собой. На сегодняшний день региональное хозяйство еще не обладает гармоничной структурой, так как оно уже ранее было узко специализировано. В результате сохраняются традиции отраслевого управления предприятиями, что не способствует развитию экономики территории, не оказывает положительного влияния на уровень жизни постоянного населения. Примером отраслевого управления может служить развитие лесной промышленности.

Предприятия лесной промышленности используют природные ресурсы, расположенные на территории сельской местности региона, то есть основой развития отрасли является эксплуатация региональной, муниципальной собственности. Можно предположить, что развитие лесной промышленности приведет к повышению благосостояния жителей региона. Однако это не так. Возьмем для примера Белозерский район Вологодской области, где лесная промышленность развита относительно хорошо, значительная часть ее продукция идет на экспорт (ОАО «Белозерский ЛПХ») и является главным источником в формировании доходной части бюджета муниципалитета. Рассмотрим данные статистики по основным параметрам социально-экономического развития Белозерского района (см. таблицу).

Основные социально-экономические индикаторы Белозерского района

Индикатор Год

1992 1995 2000 2005

Численность населения, всего, тыс. чел. 24,5 23,7 22,3 20,4

Численность населения в городе, тыс. чел. 12,2 12,0 11,6 10,6

Численность населения на селе, тыс. чел. 12,3 11,7 10,7 9,8

Численность занятых, чел. 10 692 8 887 7 679 7 391

Численность ищущих работу, чел. 319 697 356 317

Среднемесячная зарплата по области, руб. 6 200 562 2 562 8 818

Средняя зарплата по району, руб. 5 400 413 1 861 6 021

Источники: на основании данных [1, с. 133, 149, 193; 3, с. 33, 38].

Данные статистики свидетельствуют о том, что конечным результатом развития лесной промышленности (наряду с другими факторами) в Белозерском районе становится сокращение численности жителей муниципалитета, практически не меняется численность безработных. Темпы прироста заработной платы в районе значительно ниже темпов прироста заработной платы в среднем по области.

Таким образом, увеличение использования местного сырья, природного богатства, т. е. региональной собственности, управляемой тремя уровнями власти, не повысило уровня и качества жизни постоянных жителей в Белозерском районе. Лесная промышленность не стала «точкой роста» на определенной территории области и по нашему мнению, связано это с тем, что в регионе имеются региональная собственность, региональное имущество, но нет гармоничного регионального хозяйства.

В дореформенный период региональное хозяйство было узко специализировано. В результате особенностью нынешнего регионального хозяйства Вологодской области является моноструктурность экономики. Этот изъян типичен для многих субъектов Федерации, но особенно для северных регионов, изначально развивавшихся как некие сырьевые придатки Центральной России. В Вологодской области, например, более 60 % в объеме производства приходится на долю ОАО «Северсталь». Гигант черной металлургии также обеспечивает региону 80 % объема дохода. Правительство области стремится трансформировать структуру экономики области, ускорить диверсификацию экономики, создать гармоничное региональное хозяйство.

Формирование и развитие регионального хозяйства является одной из важнейших задач региональной власти, так как только гармонично развитое региональное хозяйство способно обеспечить необходимые условия для реализации интересов территориальной организации общества и появления региональной среды. Региональная

среда возникает только тогда, когда на конкретной территории появляется тот, для кого она становится средой обитания. Это означает, что обжитая территория — обязательное условие региональной среды. Если политические деятели не учитывают особенностей региональной среды, то это приводит к тому, что они оценивают регион с позиций его «вклада в экономику страны», а не с позиции качества жизни населения региона. Здесь еще раз подчеркнем, что для нас понятие «регион» — это, прежде всего, среда обитания человека, поэтому главная задача региональной социально-экономической политики — обеспечить достойный уровень и качество жизни населения региона. Согласно логике изложения именно понятие «региональная среда» дает возможность использовать полученные знания в процессе формирования и реализации региональной социально-экономической политики.

Хотя региональная политика на уровне области является усеченной по сравнению с региональной политикой федеральной власти и подчиненной по отношению к ней, в Вологодской области представителями региональной власти разработана своя модель формирования гармоничного регионального хозяйства. Основу этой модели составляет проектный менеджмент, т. е. поддержка не отдельных отраслей и сфер народного хозяйства, а поддержка конкретных социально-экономических проектов. Оказывая помощь конкретным проектам, региональная власть пытается соединить в одно целое (кластеры) бизнес, отрасли, территории. Главным инструментом создания регионального хозяйства служит пространственное планирование: кластерный подход, «коридоры развития», межгородское агломерирование. Главной задачей при создании гармоничного регионального хозяйства является преодоление моноструктурности экономики области и повышение конкурентоспособности основных секторов экономики.

Формирование и развитие гармоничного регионального хозяйства возможно в том случае,

если в региональном сообществе существует доверие. Доверие существует в двух формах: доверие к государству и доверие ограниченного круга лиц, хорошо знающих друг друга [2, с. 99—103].

Доверие формирует мотивационный механизм общественных организаций, а также оказывает влияние на отношение граждан к государству, региональной власти. Доверие облегчает создание экономических связей. Например, между партнерами по бизнесу оно позволяет экономить силы и средства, связанные с контролем за выполнением контрактов. Для некоторых видов бизнеса доверие просто необходимо.

В начале 1990-х гг. в Вологодской области были начаты поиски механизмов по созданию доверия в региональном сообществе, в результате чего в регионе была создана трехсторонняя комиссия по регулированию трудовых отношений между работниками и работодателями. На заседаниях комиссии ежегодно решается вопрос о содержании коллективных договоров между работодателем и рабочими, определяются меры по обеспечению безопасных условий труда на рабочих местах и другие вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека. Позднее подобные трехсторонние комиссии образованы и в районах области. Кроме того, в регионе повсеместно проводится работа по заключению двусторонних договоров (работодатели, профсоюзы).

Укреплению доверия между властью и жителями региона способствует и привлечение представителей населения к составлению концепции развития территории (района) на долгосрочную перспективу. Так, в 1998 г. администрации Череповецкого и Вытегорского районов первыми в регионе создали общественный экономический совет из представителей различных слоев населения, который принимал участие в составлении, а затем и реализации концепции социально-экономического развития соответствующего муниципального образования [5, с. 52—69].

Усилению доверия служит организованный в 1999 г. Вологодский клуб делового общения, который объединяет представителей деловой и административной элиты Вологды. В июле 2003 г. Правительством Вологодской области, администрацией города Вологды и Клубом делового общения была создана рабочая группа для разработки стратегического развития Вологды на долгосрочную перспективу. Методика разработки проекта предусматривала, что учет интересов власти и бизнеса в ходе разработки проекта приведет к усилению доверия между его

составителями. После того как проект был разработан, его вынесли на рассмотрение городской общественности [6, с. 203—217].

Цели создания доверия в обществе служит механизм, созданный администраций г. Череповца при разработке стратегии развития города до 2012 г. По инициативе городской администрации создан совет города по стратегическому планированию, куда вошло 150 наиболее активных горожан. Совет города сформирован по принципу пропорционального участия представителей органов власти, бизнеса и общественности [6, с. 178—202].

Приведенные примеры показывают, что региональной властью накоплен некоторый опыт регулирования социально-экономических процессов с учетом мнения различных сегментов регионального общества. Однако степень привлечения населения, общества к разработке стратегии развития региона недостаточна.

К процессу формирования стратегических документов не привлекаются законодательные органы власти. Но только принятый закон, утвердивший стратегические документы, может превратить стратегию, политику в явления, обязательные для исполнения всеми членами регионального сообщества. Закон может превратить доверие в постоянную величину, которая со временем будет только укрепляться и увеличиваться.

К процессу формирования стратегии развития не привлекаются политические партии. Политическая партия — это общественная организация, целью которой является борьба за государственную власть. Теоретически допускается возможность того, что в результате выборной кампании в регионе к власти может придти оппозиционная партия, которая решит изменить стратегию развития сообщества, выбрать альтернативный вариант развития, достигающий других конечных целей.

Когда в региональном сообществе существует доверие, то можно формировать гармоничное, комплексное региональное хозяйство. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть производственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность. Относительная самостоятельность развития экономики региона приводит к тому, что в сознании региональной элиты начинает формироваться новая идеология управления, суть которой — обеспечение саморазвития регионального хозяйства.

Под саморазвитием региона понимается настройка его экономики на достижение устойчивого состояния самосовершенствования, т. е. саморегулирования при практическом отсутствии внешнего воздействия. Цель регионального саморазвития — создать в регионе конкурентную среду, побуждающую производителей производить качественные товары, а продавцов — продавать их по доступным ценам, формируемым свободным рынком.

Самоуправление есть внутреннее управление объектом, системой со стороны субъекта управления, входящего в эту систему и составляющего ее часть. Что же касается регионального самоуправления на уровне субъектов Федерации, то его можно называть таковым со значительной долей условности, поскольку региональное управление есть часть государственного управления, функции и полномочия его разделены с государственными федеральными органами.

Саморазвитие региона - это понятие, охватывающее экономическое использование всех ресурсов региона, включая природные, материальные, трудовые, финансовые, информационные. Саморазвитие региона, по нашему мнению, включает в себя также обмен ресурсами и продуктами экономической деятельности внутри и вне региона. Курс на саморазвитие открывает путь к повышению социального статуса региона, преумножению его научно-интеллектуального, образовательного и духовного потенциалов. Создание регионального хозяйства — это политика, направленная на создание необходимых факторов и методов, способствующих повышению конкурентоспособности региона, созданию новых, нетрадиционных факторов производства. Примером конкуренции между регионами за нетрадиционные факторы производства может служить программа «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Эта программа состоит из социального, образовательного, экономического, почтового, культурного, развлекательного и туристического разделов.

Старинный русский городок Великий Устюг зарабатывает деньги на эксплуатации образа Деда Мороза. Идея создания программы принадлежит московскому мэру Ю. Лужкову. Фантастическую, на первый взгляд, идею поддержали областные власти. Администрация Вологодской области, власти Великого Устюга, а также мэрия Москвы стали учредителями программы. Активное участие в финансировании проекта принимают нефтяные, газовые и химические компании (ЛУКОЙЛ, ОАО «Азот», ОАО «Межрегионгаз»). Например, на средс-

тва «Межрегионгаза»—дочерней компании «Газпрома» — построена одна из местных гостиниц.

Первые результаты стали видны уже после трех лет реализации программы:

резко возросло число туристов (с 2 тыс. в 1999 г. до 32 тыс. в 2001 г.) и туристических компаний. Туристическая отрасль в районе по своей значимости вышла на второе место после лесной;

в районе построены новые гостиницы и гостевые дома, развивается придорожная инфраструктура;

резко снизилась преступность в городе; уменьшилось число безработных; возник спрос на изделия народных промыслов; увеличилась прибыль предприятий торговли и общественного питания;

появились новые виды продукции Вологодской области под специально разработанные торговые марки.

Как показывают результаты исследования, в период трансформации экономической системы в Вологодской области началось формирование гармоничного регионального хозяйства, которое должно решить появившиеся новые социально-экономические проблемы, учесть открывшиеся новые возможности в мировом и национальном сообществе.

Гармоничное региональное хозяйство — это основной фактор саморазвития региона, одна из важнейших целей долгосрочной социально-экономической политики на уровне субъекта Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Муниципальные образования Вологодской области. 1991-2000. - Вологда, 2001. - 425 с.

2. Олейник А Н. Институциональная экономика. — М.: ИНФРА-М. 2002. - 416 с.

3. Районы и города Вологодской области. 1998 -2005. - Вологда. 2006. - 215 с.

4. Региональная экономика и управление: учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко и Ю. С. Дульщикова. - М.: РАГС, 2006. - 616 с.

5. Резервы экономического роста / Коллектив авторов под научным руководством М. Ф. Сычева. -Вологда, ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2005. - 107 с.

6. Стратегия экономического роста - 2015. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2005. - 224 с.

7. Управление региональным хозяйством: учебное пособие / И. Н. Шапкин, О. А. Блинов, Я. М. Кестер. - М.: КНОРУС, 2005. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.