Научная статья на тему 'Социально-экономическая и финансовая политика в России 80-х - начала 90-х годов XIX века'

Социально-экономическая и финансовая политика в России 80-х - начала 90-х годов XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8549
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая и финансовая политика в России 80-х - начала 90-х годов XIX века»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 80-х - НАЧАЛА 90-х ГОДОВ XIX ВЕКА

Л.А. МУРАВЬЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии

при Правительстве Российской Федерации

После внезапной гибели от рук народовольцев императора Александра II на престол вступил его второй сын Александр III (1881 - 1894). В советской историографии этот период царствования именовался не иначе как "тринадцать безликих лет", а портрет самого императора рисовался весьма однообразными штрихами: грубиян, бездарность, невежественный пьяница. Его постоянно упрекают в отходе от курса реформ.

Безусловно, император Александр III был далек от идеала просвещенного и демократического правителя, но, тем не менее, он обладал многими достойными и прекрасными качествами как человек и как государственный деятель. Он имел волю и характер, был человеком слова и большой храбрости, которую доказал непосредственным участием в русско-турецкой войне, за что был награжден Георгиевским крестом второй степени и золотой саблей. Ужасы войны навсегда сделали его поборником мира. Во внешней политике Александр III неизменно руководствовался миротворческой идеей, ибо считал, что "силою и войною нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов"1. При нем началось сближение России с Францией, укреплявшее мир на европейском континенте. Новый император был скромен в быту, бережлив, любил правду и наказывал подчиненных за ложь и неискренность.

Императора Александра III часто обвиняют в том, что при нем начался откат реформ. Но это не так. О полном прекращении реформ речь не идет вообще. Реформы продолжались, но изменился их характер и механизм реализации. Если при Александре II реформы носили комплексный характер и охватывали практически все сферы жизни, то при Александре III реформы всеобъемлющими не назовешь. К ошибкам и просчетам государя следовало бы отнести приостановку реформ общественно-политической сферы. Был вве-

1 Император Александр III // Рассказы и черты из жизни русских императоров, императриц и великих людей. СПб., 1901. С. 212.

ден институт земских начальников, которые контролировали выборные органы местного самоуправления, усилились штрафы, аресты и телесные наказания по отношению к крестьянам. Претерпела изменения вы-борно-куриальная система в сторону укрепления и усиления позиций дворян-помещиков. По указу царя создаются церковно-приходские школы, учреждаются промышленные училища и ремесленные школы, но в то же время упраздняется университетская автономия по уставу 1884 года, запрещаются студенческие объединения, усиливается надзор за университетскими и школьными преподавателями, издаются запретительные каталоги книг для публичных библиотек. Серьезные просчеты были допущены в национальной политике.

Вместе с тем в социально-экономической сфере реформы не были остановлены, более того, приобрели больший размах и охват. Был принят ряд протекционистских мер, способствующих развитию промышленности, ознаменовавших начало индустриализации страны, развитие торговли, производства товаров, ранее ввозимых из-за границы. В результате начала процесса огосударствления железных дорог создавалась единая транспортная сеть. К числу достоинств Александра III надо отнести то, что он не был ревнив к чужому уму, славился умением слушать советы знающих и опытных людей. Одна из главных черт государя -умение подбирать знающих дело, компетентных помощников. Так, в области экономики и финансов в разное время активно привлекались такие известные люди, как культурнейший человек, честный и дельный финансист Н.Х. Бунге, инженер и ученый в области механики И.А. Вышнеградский, умный, энергичный, смелый и самостоятельный политик С.Ю. Витте.

РЕФОРМЫ МИНИСТРА ФИНАНСОВ Н.Х. БУНГЕ (1881 - 1887)

После окончания русско-турецкой войны 1877 -1878 годов был почти полностью разрушен созданный с большим упорством и старанием М.Х. Рейтерном

порядок управления финансами в России. Финансы вновь оказались в глубоко расстроенном состоянии. Такое важное государственное ведомство, как министерство финансов, нуждалось не только в образованном и культурном, но и научно мыслящем, имеющем практический опыт управления экономикой и знакомом с международной организацией финансового дела руководителе. Таким подходящим человеком оказался Н.Х. Бунге, ставший министром финансов в мае 1881 года.

Николай Христианович Бунге (1823 - 1895) - дворянин немецкого происхождения, окончил юридический факультет Киевского университета св. Владимира. Занимался преподавательской работой и получил ученую степень доктора наук за диссертацию "Теория кредита". Несколько лет в разные годы был ректором Киевского университета. Экономические взгляды Бунге сформировались под влиянием классической школы А. Смита и претерпели определенную эволюцию в процессе жизни и работы. Если в 50 - 60-х годах он выступал сторонником частной собственности, предпринимательства, конкуренции, то в 80-е годы перешел на позиции умеренного протекционизма, признавая необходимость государственного вмешательства в экономику.

Н.Х. Бунге, зарекомендовавший себя человеком с определенными либеральными взглядами, в 60-е годы вошел в состав плеяды реформаторов и принимал участие в разработке проектов отмены крепостного права в России. Н.Х. Бунге неоднократно заявлял о несостоятельности российской податной системы и необходимости более правильного распределения налогов между плательщиками. Возможность ознакомиться с функционированием государственного механизма бо-.;е близко у него появилась, когда он был назначен товарищем министра (октябрь 1880 год) при влиятельном в административных и придворных кругах министре финансов A.A. Абазе. Этот непродолжительный период дал ему бесценный опыт и возможность конкретно определиться со своими воззрениями на дальнейшее направление работы министерства. Став министром финансов, он имел определенную программу выхода из сложного экономического и финансового положения. Программа Бунге включала в себя такие основополагающие идеи, как поднятие благосостояния народа, изменение податной политики, проведение реформы налогообложения.

Еще в сентябре 1880 года Бунге подал Александру II записку, в которой были подведены итоги финансового развития России за последние пять лет и предлагались меры по улучшению денежного обращения и в целом финансового положения государства. В этой записке автор отмечал устойчивый рост государственных расходов, который привел к бюджетному дефициту в 1 млрд руб.2. Особое беспокойство автора вызывало сельское хозяйство. Малоземелье крестьян обрекало их на полуголодное состояние и нехватку средств для уплаты налогов и выкупных платежей. Положение

2Хадонов Е.Е. Очерки из истории финансово-экономической политики пореформенной России. М., 1997. С. 51.

усугублялось тем, что последние несколько лет были неурожайными в связи с увеличением вредных для посевов насекомых и отсутствием средств борьбы с ними, падежа скота, но вывоз хлеба за границу увеличился в 3,3 раза. Главную причину увеличения хлебного экспорта Бунге видел не в росте производительности труда, а в необходимости получить средства для оплаты банковских займов и увеличения на военные нужды денежной массы, что привело к падению кредитного рубля с 87 коп. в 1876 году до 63 коп. в 1879 году. Отмечая количественный рост предприятий тяжелой промышленности, нефтяных месторождений и угольных копей, будущий министр, тем не менее, констатировал отсутствие прибыли от них в государственной казне, объясняя это злоупотреблениями частных предпринимателей, ввиду неразвитости российской законодательной базы в области организации и функционирования акционерных обществ и компаний, предпринимательской деятельности, возможности обманывать доверие акционеров. Многие предприниматели и акционерные общества явно злоупотребляли полученными от государства ссудами и пособиями. Особенно ярко это проявилось в пору "концессионной горячки" 70-х годов в железнодорожном строительстве.

Став министром финансов, Н.Х. Бунге приступил к осуществлению на практике тех мер, о которых речь шла в упомянутой записке, одной из главных задач для устранения причин, негативно влияющих на российские финансы, министр считал улучшение положения крестьянства, составлявшего к тому времени 90% населения России. Пришлось вернуться к тем проблемам, которые российская печать признала подлежащими неотложному разрешению еще в 70-е годы и в период "диктатуры сердца" М.Т. Лорис-Меликова. Таковым был вопрос о переводе всех крестьян на выкуп. Дело в том, что по реформе 1861 года временнообязанный период крестьян не был ограничен, и такие крестьяне продолжали находиться на оброке. Эти крестьяне составляли 1/7 всех имений или 1 млн 40 тыс. человек. Поскольку в Положении от 19 февраля 1861 года речь шла о пересмотре этого положения через 20 лет, то вполне закономерно, что к этому вопросу обращались и М.Х. Рейтерн, и М.Т. Лорис-Меликов. При рассмотрении вопроса о выкупе немедленно сформировалась и проявила себя реакционная дворянская оппозиция, ставшая на защиту материальных интересов помещиков. Несмотря на происки крепостников, вопрос о выкупах прошел в Государственном совете единогласно, и соответствующий указ вышел 28 декабря 1881 года. Отныне все крестьяне были переведены на выкупные платежи. С этого времени началась целая цепь мероприятий, которые можно назвать реформами Бунге.

Следующим по важности стоял вопрос об облегчении положения тех крестьян, которые уже находились на выкупе, то есть вопрос о понижении выкупных платежей. Правительство предлагало выделить на эту операцию 9 млн руб., разделив их между губерниями. В конечном итоге проект был утвержден с внесенными в него коррективами, предлагалось все выкупные платежи повсеместно понизить на 1 руб. с каждого

надела, а затем сверх того произвести специальное понижение платежей в особо нуждающихся в этом местностях, считая общую сумму понижения выкупных платежей в 12 млн руб.3.

Светлую страницу в истории русских финансов составила налоговая реформа Н.Х. Бунге. Еще будучи товарищем министра, он указывал на то, что "в преобразовании налогов две меры имеют первостепенное значение - отмена подушной подати и соляной налог"4. Тяжесть налоговых платежей была особенно непосильна для крестьян потому, что не соответствовала доходности земли и личным заработкам крестьян на подсобных и отхожих промыслах. Отсюда рост недоимок. Только с 1881 по 1886 год размер недоимок в обшей сумме податей колебался от 20 до 30 млн руб. Надо отметить, что вопрос об отмене подушной подати имел некоторую историю. Первое упоминание этой проблемы можно встретить в финансовом плане выдающегося государственного деятеля первой четверти XIX века М.М. Сперанского, позднее при министре финансов Е.Ф. Канкрине он обсуждался на заседании Государственного совета. Но каждый раз решение этого вопроса откладывалось до лучших времен, так как подушная подать составляла 10% доходной части государственного бюджета и от министерства требовалось найти новый источник недостающей суммы. Последний раз этот вопрос обсуждался в 1870 году земствами, но так и не получил дальнейшего разрешения в правительственных сферах.

Продолжая линию Лорис-Меликова и Абазы, Н.Х. Бунге старался идти навстречу народным нуждам. Он прекрасно понимал несправедливость подушной подати и в отношении правового положения народа. Обеспечить ее уплату нельзя было без сохранения круговой поруки, которая в свою очередь влекла за собой ограничение свободы перемещения крестьян, а следовательно, ограничение их в праве выбора занятий, что сдерживало проникновение капиталистических отношений в деревню и процесс дифференциации крестьянства. Подушная подать давала в казну 41 млн руб.5 Бунге предложил покрыть ежегодные убытки за счет увеличения налога на спирт и повышения налогообложения более обеспеченных крестьян. Государственный совет предложил другой, но также мало удачный способ, а именно: были повышены на 45% подати за землю, надо отметить, что повсеместная (кроме Сибири) отмена подушной подати проходила постепенно, в несколько этапов, и заняла период времени с 1882 по 1886 год.

Отмена подушной подати заменяла сословное налогообложение косвенными налогами по имущественному признаку. Наличие большого количества богатых месторождений соли служило главной предпосылкой упразднения средневекового налога на соль. Отмена соляного налога улучшала положение беднейшего населения и способствовала продуктивности животновод-

3 Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. М., 1993. С. 397.

4Хддонов Е.Е. Указ. соч. С. 56.

5 Корнилов A.A. Указ. соч. С. 398.

ства ввиду улучшения кормового рациона животных. Это также стимулировало развитие рыбной (соление рыбы) и химической промышленности (приготовление из соли химических веществ, необходимых для промышленности), расширяло торговые обороты.

Н.Х. Бунге предложил ввести налоги и впервые привлечь к этому объекты, изъятые ранее из обложения. В 1885 году он ввел дополнительные сборы к промысловому налогу: 3% с доходов обязанных публичной ответственностью акционерных обществ и 5% сбор с доходов от денежных капиталов. Повышение коснулось и ранее установленных налогов - государственного поземельного и налога с городских недвижимых иму-ществ. В первой половине 80-х годов были сделаны попытки к привлечению налогообложения представителей более имущих классов: в 1882 году появился закон о налоге на наследство, а в 1885 году - о налоге на процентные бумаги.

Министр-реформатор постарался внести изменения не только в структуру и размеры налогов, но и в способ взимания податей с населения. Долгое время сбор податей проводился полицией с применением тяжелых и безобразных форм по отношение к крестьянам. Уже способ взимания податей разорял налогоплательщиков, основу благосостояния государства. Бунге как ученый финансист и экономист настоял на введении должности податных инспекторов, которые собирали не только подати, но и сведения о зажиточности и платежеспособности населения с целью дальнейшего урегулирования и разумной организации податной системы.

В качестве наследства от предыдущих лет Н.Х. Бунге досталась еще одна животрепещущая проблема, требующая своего разрешения, - это проблема крестьянского малоземелья. Программа Бунге в этом вопросе включала три важнейших положения: во-первых, учреждение Крестьянского банка для выделения крестьянам дешевого кредита на покупку земли; во-вторых, облегчение казенных земель; в-третьих, урегулирование добровольного переселения излишнего населения.

Крестьянский поземельный банк был создан в 1882 году с выделением ежегодно со стороны правительства по 5 млн руб. Первые три года банк работал четко и ссуды выдавал действительно нуждающимся в земле крестьянам. Но затем правительство, испугавшись недоимок, стало усиленно продавать земли крестьян-дол-жников, и к концу 80-х годов деятельность банка свелась к ограниченным оборотам и покупке земли зажиточными крестьянами. За десять лет существования Крестьянского банка размеры земельных наделов, приобретенных с его помощью, увеличились на 1,2%, то есть на 0,12% в год. За этот же период времени крестьянское землевладение вообще увеличивалось ежегодно на 0,3% при содействии частных кредитных учреждений или вовсе без содействия. Закон 1881 года об аренде казенной земли был несколько пересмотрен в 1884 году и мало чем изменился в благожелательном для крестьян направлении.

Что касается переселения крестьян, которое было в России делом не новым и началось задолго до отмены крепостного права, то и после реформы оно про-

должало осуществляться в самовольной форме. Только 13 июля 1889 года появился наконец закон о переселениях, несколько облегчающий участь крестьян. По новому закону вопрос о переселении решали теперь не два министра, а один министр внутренних дел.

Были предусмотрены и некоторые льготы. На первые три года переселенцы освобождались от податей и воинской повинности, следующие три года подати взимались в половинном размере, для переезда выделялись мизерные подъемные суммы.

Еще в своей записке от 1880 года Н.Х. Бунге наметил меры для поднятия народного хозяйства. По его мнению, промышленное развитие страны отставало из-за отсутствия современного фабрично-заводского законодательства. Заняв пост министра, Бунге становится первым инициатором и разработчиком трудового законодательства в России. С1882 года российское правительство впервые встало на путь защиты интересов фабрично-заводских рабочих, издав несколько законов. Был принят закон, запрещавший труд малолетних на фабриках, а для подростков от 12 до 15 лет устанавливался 8-часовой рабочий день. Ограничивалась работа женщин на фабриках, заводах и мануфактурах. В том же году появился закон об образовании фабричной инспекции с главным фабричным инспектором во главе для надзора за соблюдением фабричного законодательства. 3 июня 1886 года новый закон устанавливал правила найма и увольнения рабочих, условия оплаты труда. В этом же законе устанавливались и карательные меры по отношению к рабочим за проступки перед администрацией, участие в стачках и т.д.

Поскольку в сфере финансовой политики Н.Х. Бунге являлся продолжателем начинаний М.Х. Рейтерна, то, естественно, в своей деятельности он уделял большое внимание укреплению курса рубля и утверждению бюджетного равновесия. Для устранения причин роста государственных расходов Н.Х. Бунге предлагал провести преобразование местных и центральных административных учреждений, рационально организовать штаты служащих, прекратить сметные нарушения, ввести режим экономии в расходах отдельных ведомств. Надо признать откровенно - осуществление этих мер ему давалось плохо.

При Бунге важное значение получили протекционизм в таможенной политике, правовая регламентация ликвидации кредитных учреждений, создание Государственного Дворянского земельного ипотечного банка в 1885 году. Назначение этого банка состояло в поддержании потомственного дворянства как землевладельцев посредством выдачи ссуд наличными деньгами под залог принадлежащих им земель. Размер ссуд не должен был превышать 60% оценки имения на срок от 11 до 67 лет. Процентная ставка за кредит сначала устанавливалась в 5% годовых, а с 1897 года - 3,5%. Для наличия источника ресурсов кредитования Дворянскому банку разрешался выпуск закладных листов, гарантированных правительством.

Н.Х. Бунге пытался добиться улучшения денежной системы путем стабилизации денежного обраще-

6 Министерство финансов 1802 - 1902. Ч. II. Спб., 1902. С. 100.

ния. Существенные недостатки денежной системы он объяснял несовершенством законодательной базы о денежном обращении и падением курса рубля. К середине 80-х годов кредитный рубль стоил 66 коп. в переводе на металлические деньги. Поскольку в правительстве существовали противоположные мнения о причинах колебания курса кредитного рубля, то и способы устранения этого зла также предлагались диаметрально противоположные: сокращение объема выпуска бумажных денег, с одной стороны, повышение таможенного тарифа и приостановление заключения займов - с другой, в таких условиях выработать однозначно правильную линию поведения было очень трудно.

До середины 90-х годов Государственный банк не был эмиссионным учреждением. В его прерогативу входил лишь обмен ветхих и поврежденных кредитных билетов. Но нередко Государственное казначейство специальными указами предписывало Государственному банку выпустить кредитные билеты на определенную сумму. Особенно значительная партия кредитных билетов была выпущена в годы русско-турецкой войны. Сумма выпущенных билетов составила 420 млн руб. на 1 января 1879 года. Деньги использовались для покрытия военных расходов. В начале 80-х годов произвели некоторое сокращение бумажных денег. За 1883-1885 годы было уничтожено кредитных билетов на сумму 87 млн руб.6 Для восстановления нарицательной цены кредитных билетов в 1881 году была восстановлена чеканка серебряного рубля. Бунге был сторонником восстановления металлического денежного обращения. Такой шаг помог проведению будущей денежной реформы. В стране начался процесс накопления золота в кассах Государственного банка за счет средств, получаемых от таможенных сборов.

Но не только накопление золотого запаса и ликвидация дефицита были предварительными условиями денежной реформы. Следовало также привести к равновесию платежный баланс России. Без этого возобновление размена было бы непрочным, так как стране угрожала утечка золота за границу. У России как страны отсталой и аграрной активный торговый баланс сочетался с пассивным платежным балансом. Ежегодные растущие платежи могли покрываться за счет превышения экспорта над импортом. Однако стремление к активному балансу сталкивалось с противоположной тенденцией. Слабое развитие промышленности заставляло Россию импортировать различные виды промышленного оборудования, станки и машины. Устойчивый перевес экспорта над импортом в России сложился только к середине 80-х годов. По большому счету, Бунге прекрасно понимал, что это паллиативы. Для приведения в порядок денежной системы нужны преобразования всей финансовой системы России с основными источниками дохода, повышение эффективности всего народного хозяйства и развитие производительных сил общества.

На протяжении всей своей министерской деятельности Н.Х. Бунге подвергался постоянному давлению со стороны консервативно мыслящих государственных деятелей, так как их экономические взгляды и представления слишком разнились. В результате происков

"партии контрреформ" в январе 1887 года Н.Х. Бунге был уволен с поста министра финансов и назначен на почетную, но менее влиятельную должность председателя Комитета министров. В этом немалую роль сыграли его связи с императорской семьей. Н.Х. Бунге читал лекции двум сыновьям Александра: и старшему Николаю Александровичу, и второму - будущему императору Александру III, а позднее и будущему царю Николаю II. Последнему он адресовал "Загробные заметки", в которых изложил свои политические и экономические взгляды. В записках дан анализ реформаторского процесса, начиная с царствования императора Николая I и включая время правления императора Александра III, а также рецепты борьбы с распространением социалистических идей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТРА ФИНАНСОВ И .А. ВЫШНЕГРАДСКОГО (1887 - 1892)

В 1887 году гуманного и демократически настроенного Н.Х. Бунге на посту министра финансов сменил близкий к консервативным кругам И.А. Вышне-градский, поддерживаемый редактором "Московских ведомостей" М.Н. Катковым и издателем газеты "Гражданин" князем В.П. Мещерским.

Иван Алексеевич Вышнеградский (1831 - 1895) был человеком примечательной судьбы. Родился он в городе Вышнем Волочке Тверской губернии в семье священника, поэтому первоначальное образование получил в Тверской семинарии. С юных лет он отличался редкими дарованиями, настойчивостью в достижении цели, энергией, колоссальной работоспособностью, практической смекалкой. Сан священника явно не привлекал юного семинариста, и по примеру старшего брата он отправился искать счастья в столицу, где успешно сдал вступительные экзамены на физи-ко-математический факультет Главного педагогического института. Окончив институт с серебряной медалью, он сочетает преподавание математики в военных учебных заведениях с научными исследованиями в области аналитической механики под руководством математика М.В. Остроградского. В 1854 году Вышнеградский успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени магистра математических наук по теме "О движении системы материальных точек, определяемой полными дифференциальными уравнениями". Через некоторое время он получил место преподавателя в Михайловской артиллерийской академии, где большое внимание уделяет прикладной механике, изучению артиллерийского дела, в частности технологии производства артиллерийского вооружения и боеприпасов. Преподавательскую работу, чтение популярных лекций, написание научных статей и учебников он сочетает с работой в качестве конструктора и инженера-практика. Для подготовки к профессорскому званию и изучению постановки дела практической механики Вышнеградского на полгода командируют в Германию, Бельгию, Францию и Англию.

7 Дневник государственного секретаря A.A. Половцева. Т. 1. М„ 1966. С. 473.

После стажировки в Европе он продолжает педагогическую профессорскую деятельность в Артиллерийской академии, в Петербургском технологическом институте, где вскоре становится директором, работая по совместительству инженером-механиком Главного артиллерийского управления. Как конструктор и изобретатель на поприще практического машиностроения он внес значительный вклад в модернизацию вооруженных сил России. Много и активно занимается Вышнеградский няу :яо-исследовательской деятельностью. Издает многочисленные труды по механике, становится основоположником теории автоматического регулирования.

По мере расширения его контактов с деловым миром он начинает проявлять все больший интерес к вопросам из сферы экономики, предпринимательства и чистой коммерции. В качестве изобретателя и организатора он принимает активное участие в производстве пороха, строительстве столичного водопровода, прокладке железнодорожных линий. Как предприниматель Вышнеградский обладал незаурядными организаторскими и административными способностями, проявлял виртуозную изобретательность и находчивость. Он умел заметить и выдвинуть способных, толковых и энергичных людей. Достаточно сказать, что креатурой Вышнеградского был C.FO. Витте, будущий выдающийся государственный деятель рубежа XIX и XX веков.

Состояние, нажитое Вышнеградским в результате коммерции, оценивалось от одного до двух миллионов. Но, став богатым предпринимателем, известным ученым, Вышнеградский не избавился от комплекса социальной неполноценности. Он мечтал о государственной карьере и графском титуле для своего единственного сына. Поскольку к середине 80-х годов Н.Х. Бунге не удалось справиться с инфляцией и падением курса рубля, то на место министра финансов по протекции М.Н. Каткова и В.П. Мещерского стали рекомендовать И.А. Вышнеградского. Для начала Александр III назначил его членом Государственного совета. Умные и компетентные выступления ученого-практика по вопросам финансовой политики на заседаниях Госсовета побудили императора поручить Вышне-градскому написание программной записки о способах преодоления финансового кризиса7. В этой записке обозначены самые общие контуры будущей финансовой политики. Главный корень зла финансовых проблем автор видел в наличии бюджетного дефицита, устранить который можно двумя путями: либо сократить государственные расходы, либо увеличить и изыскать новые каналы поступления доходов. Поскольку к сокращению расходов, по мнению автора, нужно относиться продуманно и осторожно, то остается путь второй. Для устранения бюджетного дефицита Вышнеградский предлагал несколько крупных мер: питейную и табачную монополию, внесение изменений в постановку тарифного дела на российских железных дорогах. По подсчетам автора, это даст казне дополнительных 120 млн руб. и создаст бюджетные излишки для покрытия государственной задолженности. Записка не содержала истинных взглядов автора, так как ему приходилось лавировать и подстраиваться под мнение

продвигающих его консервативных кругов. Поэтому из тактических соображений замалчивался вопрос о привлечении иностранных капиталов и урегулировании денежного обращения, так как в этих вопросах Вьпинег-радский придерживался точки зрения не "Московских ведомостей" и "Гражданина", а взглядов и практических шагов Н.Х. Бунге. После немалых колебании и раздумий со стороны Александра III И.А. Вышнеградский все-таки был назначен министром финансов8. Смерть Каткова избавила Вышнеградского от его опеки, влияние Мещерского и Победоносцева также заметно упало.

Новый министр не стал проводить в своем ведомстве глобальных перестановок. Он ужесточил ритм работы. Трудясь сам как одержимый, того же требовал и от подчиненных, проводил совещания по ночам, вникал во все мелочи, самостоятельно делал расчеты, никому не доверяя. Вышнеградский был человеком подготовленным к своей новой миссии. На предыдущих должностях он познакомился с военным хозяйством и военным бюджетом, который в России являлся важной составной частью всего государственного бюджета. Ему хорошо была знакома биржевая и банковская деятельность. Будучи крупным ученым-технологом, он значительно отличался от Н.Х. Бунге - ученого-экономиста. Как глава финансового ведомства Вышнеградский не обладал перспективным видением финансово-экономической политики и широтой охвата народнохозяйственных проблем. Не случайно С.Ю. Витте называл его "деталистом", не обладающим полетом мысли и воображения®. По своему психологическому складу он так и остался частным предпринимателем, узко смотрящим на проблемы с точки зрения сиюминутной выгоды, не обладая широтой государственного подхода. Как писал экономист В.П. Воронцов: " Его уму были мало доступны задачи разрешения государственных вопросов путем продолжительных подготовительных преобразований, результаты коих обнаружатся лишь впоследствии. Как коммерческий деятель он жаждал прямых непосредственных результатов своих мероприятий и не останавливался на вопросе о том, насколько прочны такие результаты'40.

В отличие от Н.Х. Бунге Вышнеградский был равнодушен к вопросам социальной политики. Под давлением представителей крупной фабричной промышленности он начинает пересмотр юного российского фабричного законодательства, принятого в интересах рабочих, а прежде всего детей, подростков и женщин, в сторону умаления их интересов. При помощи циркуляров резко ограничиваются возможности фабричной инспекции, что приводит к ухудшению состава фабричных инспекторов, так как порядочные и совестли-

8 Дневник В.П. Безобразова // Русская старина. 1912. №11. С. 296, 297.

Богданович A.B. Три последних самодержца: Дневник. М,-Л„ 1924. С. 71.

Дневник В.Н. Ламздорфа (1886 - 1890). С. 30; дневник В.Н. Ламздорфа (1891 - 1892). М.-Л., 1934. С. 84. »Витте С.Ю. Воспоминания. М„ 1860. С. 222, 283.

10 Воронцов В.П. Судьба капиталистической России. Экономические очерки России. СПб., 1907. С. 96. u Корнилов A.A. Указ соч. С. 412, 413.

вые люди уходят в отставку. Дальнейшее развитие фабрично-заводского законодательства приостанавливается, фабричная инспекция приобретает полицейский оттенок. Новый министр не замечал остроты аграрного вопроса, нужд землевладельцев. Крестьянскому банку перестали уделять внимание, а помещикам снизили процент, который они платили по ссудам в Дворянский банк.

Как министр финансов Вышнеградский главное внимание сосредоточил на решении двух проблем: добиться сбалансированного бюджета и регулировать денежное обращение. Он резко сократил ассигнования военному и морскому ведомству, дотации Государственного казначейства железным дорогам. Реорганизация железнодорожного дела была одной из самых плодотворных сторон деятельности И.А. Вышнеградского. Постройка новых железных дорог осуществлялась казной и составила 37 тыс. верст, из которых 35 - ширококолейные. Частные железные дороги подверглись невиданному огосударствлению". Частные компании контролировались благодаря владению правительства значительным пакетом их акций. Новые железные дороги связали центральную Россию с окраинами. Важнейшими из них были Среднеазиатская, Пермско-Котласская, Вологодско-Архангельская. Именно в это время возникла идея постройки Транссибирской магистрали. Начались изыскательные работы. Министр путей сообщения К.Н. Посьет командировал технического агента в США для изучения опыта строительства железных дорог большой протяженности, закупки необходимого оборудования. Активное сопротивление этому начинанию оказал ответственный за имперские финансы И.А. Вышнеградский. Он считал эту затею крайне разорительной для казны. Предлагал строить дороги небольшими участками, и в западном, а не восточном направлении, так как боялся конкуренции американских товаров. Когда же решение о строительстве дороги было принято, министр предлагал не объявлять об этом публично, чтобы не вызвать падения курса государственных бумаг.

Продолжался поиск новых источников доходов для достижения бездефицитного бюджета в условиях неосуществимости замысла о винной и табачной монополии. Метод использовали традиционный: усиление налогового пресса и выколачивание недоимок из крестьян. В 1887 - 1888 годах были повышены государственный поземельный налог, налог на городскую недвижимость, торгово-промышленное обложение, гербовый сбор, пошлина с заграничных паспортов. Значительно возросли косвенные налоги - на спички и керосин, акцизы на сахар, табак, спирт, таможенные пошлины. Результат: бездефицитность по обыкновенному бюджету в 1888 году, по общему - в 1889 году, но подрыв платежеспособности податного населения. Для укрепления бюджета приходилось обращаться к займам, в том числе и к внешним, что увеличило долг государства на 1 млрд. руб. Правда, Вышнеградский провел финансовую операцию по конверсии 5% займов в 4%, воспользовавшись благоприятным состоянием денежного рынка в Европе - понижением учетного процента в банках и повышением цен на процен-

тные бумаги. Хотя задолженность увеличилась, более длительная рассрочка займов дала экономию по ежегодным платежам в 22 млн руб., что укрепило государственный кредит России. В конце 80-х годов началось русско-французское сближение, сначала финансовое, затем военное. Во Франции в этот период имелись свободные денежные средства и мощная банковская система. В 1888 году Россия впервые была вынуждена сделать первый крупный заем в Париже. К этому ее во многом подтолкнула близорукая позиция Германии. Немецким банкам запретили принимать русские ценности под залог. Курс российских ценных бумаг на европейских рынках заметно упал. Французские биржевики по дешевке скупили ценные русские бумаги, затем подняли их курс и сильно обогатились. Значительные российские авуары осели в сейфах французских банкиров. России вслед за первым займом пришлось брать второй, третий и четвертый (1889 - 1891 годы).

И.А. Вышнеградский стремился нормализовать денежное обращение и осуществить постепенный переход к золотому монометаллизму. Для воплощения этой идеи необходимо было проведение подготовительных мероприятий, в числе которых одним из главных было увеличение золотого запаса страны на основе активизации торгового баланса. Ограничение импорта и протекционизм при Вышнеградском достигли своего апогея. Таможенные пошлины на руду, уголь, железо, чугун, машины, суда, хлопок, шерсть возрастали ежегодно. Новый таможенный тариф 1891 года был беспрецедентным в Европе по степени покровительства таможенной системе пошлин. При этом, хотя министр и стоял на страже интересов представителей крупной, прежде всего обрабатывающей промышленности центрального района, на первом плане для него оставались соображения фиска. Таможенный доход государства в общей ценности ввезенных товаров рос на протяжении всего десятилетия и составлял: в 1880 -1885 годах - 18%; 1885 - 1891 годах - 27%; после 1891 года - 34%. Вместе с тем новый протекционистский тариф значительно повышал цены на сельскохозяйственные машины, плуги, кровельное железо, гвозди, все более разоряя сельских тружеников, но принося высокие доходы капиталистам, низкая покупательная способность населения приводила к оскудению внутреннего рынка и необходимости поиска новых внешних рынков на востоке.

При Вышнеградском продолжалась политика искусственного форсирования экспорта, основную статью которого продолжал составлять хлеб. Стимулом к вывозу являлись экспортные премии, льготные железнодорожные тарифы, сроки уплаты податей, что заставляло крестьян продавать не только излишки, но и частично необходимый продукт. Экспорт хлеба Россией к концу 80-х годов увеличился более чем вдвое. Это дало возможность сальдо торгового баланса сводить в пользу России, ускорить накопление золотого запаса и повысить курс рубля. Россия стояла на пороге денежной реформы. Но не случайно внешняя торговля хлебом этого периода называется "голодным экспортом". Продажа хлеба осуществлялась без учета конъюнктуры мирового хлебного рынка, влияния мирово-

го аграрного кризиса. Несмотря на рост посевных площадей, валовый рост зерна, повышение производительности труда, Россия торговала себе в убыток, да еще осталась без сколько-нибудь значительных запасов хлеба. Первый же неурожайный 1891 год вверг Россию в катастрофу массового голода, хотя торговый баланс был сведен с активным сальдо в 328 млн руб. Только ценой обнищания и разорения широких народных масс Россия уравновесила свои международные расчеты, добившись систематического превышения экспорта над импортом. Печально знаменитый лозунг Вышнеградского "Недоедим, а вывезем" подкосил жизненные силы трудового народа. Финансовому ведомству пришлось выделить 16 млн руб. для помощи голодающим. Поправить положение Вышнеградский предлагал путем введения подоходного налога для лиц с большим достатком. Но правительство не поддержало это предложение. Ухудшение экономической ситуации и постигший министра апоплексический удар окончательно подорвали авторитет Вышнеградского в правительственных сферах. В августе 1892 года он был заменен С.Ю. Витте.

* * *

Итак, за 80-е годы XIX века Россия в своем экономическом развитии, несомненно, во многом сделала шаг вперед. Это десятилетие было ознаменовано определенными достижениями, а главное, был заложен фундамент будущих успешных и своевременных реформ конца XIX века. Кратковременное правление Александра III было периодом стабильности и упрочения международного положения страны. В этот период времени было основано министерство земледелия, учреждены и преобразованы Крестьянский и Дворянский поземельные банки, развивалась промышленность, расширялась торговля, появлялись новые рынки сбыта, были построены Среднеазиатская и Закаспийская железные дороги, заложена Транссибирская магистраль. К управлению финансово-хозяйственными делами страны в 80-х годах были призваны одаренные и талантливые люди. Либеральный реформатор Н.Х. Бунге экономическое развитие страны мыслил как равномерный и пропорциональный рост всего народнохозяйственного организма. При этом он всегда отводил первостепенное значение вопросам социальной политики. Заслуга Бунге состояла в постановке на повестку дня рабочего вопроса и разработке самого передового для того времени трудового законодательства, а также в отмене подушной подати, этого исторического краеугольного камня российского налогообложения, почти 150 лет тяготевшего над крестьянством России. Ставленник дворянской реакции И.А. Вышнеградский по основным направлениям экономической политики был вынужден продолжать линию своего предшественника: в преобразовании железнодорожного дела, подготовке денежной реформы, конвертировании государственного долга, увеличении косвенных налогов и пр. Подготовительная работа, проделанная Министерством финансов, создала условия для промышленного подъема 90-х годов и будущих финансовых реформ и мероприятий С.Ю. Витте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.