СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧИТЕЛЬСТВА МОРДОВСКОГО КРАЯ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
О. В. КОШИНА, аспирант
Из большого круга социально-экономических характеристик мы представляем в статье половозрастной состав, социальное происхождение и материальную обеспеченность учительства мордовского края во второй половине XIX — начале XX в.
В первой половине XIX в. учителем начальной школы в мордовском крае, как и в целом по России, был преимущественно мужчина. Женское образование было неразвито, и роль женщины в общественном сознании не соотносилась с публичной деятельностью. В 1870-е гг. в школу приходит учительница, являясь скорее исключением, чем правилом. В следующем десятилетии женщины уже составляют заметную часть учительского персонала (табл. 1) [2].
Таблица 1
Губерния Кол-во мужчин, % Кол-во женщин, %
Нижегородская 73 27
Симбирская 77 23
Пензенская 85 15
Тамбовская 89 11
На рубеже веков обучение переходит в руки женщин, что показывает табл. 2 [3].
Таблица 2
Уезд J % женщин
1894 г. 1911 г. -г^ 1914 г.
Саранский
■
Иисарский Краснослободский На ров чате кий
48,8 60,0 60,5
27,4 58,0 70,5
26,6 68,0 74,0
30,2 65,0 66,0
Следует заметить, что процент женщин в учительских коллективах город-
ских школ был намного выше, чем в сельских (табл. 3) [1 ].
Таблица 3
Уезд
% женщин
в селе в городе
Инсарский 39 80
Краснослободский 44 75
Ардатовский 38 50
Темниковский 50 50
Большое число учительниц в городах может быть объяснено большей лояльностью к женскому образованию городского населения, а также гораздо меньшей загруженностью городских женщин в хозяйстве.
Количество женщин-учителей в разных типах школ тоже было неодинаковым. В училищах ведомства Св. Синода их процент был ниже, чем в светских (табл. 4) [1 ].
Таблица 4
% женщин в 1 -классных <ь
Уезд училищах в 1894 г.
общественных Св. Синода
Лукояновскии Инсарский Краен ос л ободск и й
Наровчатский
/
Баранский Алатырский Спасский Темниковский
44 39 44 46 54 38 48 50
26 18
6 39 17 9 3
Наибольший процент учительниц (47) в мордовском крае во второй половине XIX в. составляли девушки 20 лет и моложе. Среди мужчин 47 % составляли молодые люди в возрасте 20 — 25 лет. Такая молодость учитель-
© О. В. Кошина, 1999
ского персонала того времени обусловлена несколькими факторами. Во-первых, средняя продолжительность жизни была гораздо меньше современной, поэтому в возрасте 30 — 50 лет мужчин в школах насчитывалось всего 12 %, а женщин — 5 %. Учитель старше 50 лет был большой редкостью, а женщин-учительниц в таком возрасте не встречалось совсем [2 ]. Во-вторых, мужчины, как правило, не задерживались в школе — они стремились к более высокооплачиваемым должностям. При наличии хорошего образования такая возможность им рано или поздно предоставлялась. Женщины же, выходя замуж, оставляли службу. Замужней женщине того времени редко удавалось реализовать себя на общественном поприще.
Интересно отметить, что средний возраст учителей церковно-приходских школ (ЦПШ) ниже, чем в земских и министерских. Среди учителей ЦПШ большинство составляли выпускники духовных семинарий и училищ, которые занимали места сельских учителей временно, до получения прихода. Низкое вознаграждение учителей в ЦПШ по сравнению с другими школами также заставляло их покидать службы. В результате заведующие школами из-за отсутствия кандидатов позволяли замещать учительские места едва грамотными, например окончившими курс в сельских начальных школах.
Контингент учителей-мужчин в мордовском крае во второй половине XIX в. формировался в основном из трех сословий: священнослужителей (62 %), крестьян (19 %), мещан (11 %). Остальные 8 % составляли личные и потомственные дворяне, почетные граждане и купцы, нижние воинские чины. В женском учительском персонале была несколько иная картина сословного происхождения. Как и у мужчин, достаточно большой процент среди них составляли выходцы из священнослужителей (44 %); но всего 8 % учительниц было из крестьян. Это объяснялось слабым развитием образования среди женского населения, особенно сельского, а также большой хозяй-
ственной нагрузкой на сельскую женщину. Большую часть учителеи (20 %) составляли женщины — выходцы из личных дворян [2 ]. Для девушек этого сословия педагогическая деятельность была единственным средством достижения самостоятельности.
В 1860-е гг. учителей обеспечивали, как правило, родители учеников (часто натурой) или сельское общество. Плата за учительский труд была крайне малой и нерегулярной. В 1870-е гг. начинается медленный рост размера вознаграждения. Он колеблется по разным регионам России от 96 до 170 руб. в год [5]. Этого было недостаточно для нормальной жизни, чем и объясняется большая текучесть кадров. Дольше всех на учительской должности задерживались крестьяне, так как они кормились в основном за счет собственного хозяйства, а учительство давало им зимний заработок.
В 1880 г. годовое жалование учителя составляло 191 руб. В этот расчет не входят законоучители, так как они в среднем получали 37,5 руб. Это был дополнительный источник их дохода, так как они получали жалование церковнослужителя. Нами подсчитана годовая заработная плата учителя средней квалификации (без учета жалования законоучителей) в некоторых уездах мордовского края [2] (в рублях): Алатырский — 284 Краснослободский — 198 Ардатовский — 193 Наровчатский — 193 Саранский — 192 Спасский — 190 Инсарский — 189 Лукояновский — 130 Темниковский — 102. Таким образом, в большинстве уездов мордовского края жалование учителя незначительно отличалось от среднего по России. Некоторая разница в размере заработной платы в уездах объясняется разным подходом к школьному делу уездных земств, сельских обществ и городских властей.
В начале XX в. специальная министерская комиссия определила сумму годовых затрат учителя начальной
школы. Она составила 448 руб. Но чиновники не приняли во внимание расходы на одежду, обувь, лечение, самообразование. По данным земской управы Симбирской губернии за 1902/03 учебный год, большинство учителей Алатырского и Ардатовского уездов не получали даже этой минимальной суммы. Сами учителя считали, что их заработная плата должна быть не менее 600 руб. на одинокого и 1 200 руб. на семейного [4].
Жалование учителей было неодинаковым в разных типах школ. На первом месте по уровню обеспечения стояли министерские школы. Так, 44 % учителей в названных школах Алатырского уезда получали 300 — 350 руб. в год, 57 % учителей Ардатовского уезда — 350 — 400 руб. На втором месте по оплате труда стояли земские
школы: 80 % их учителей в Алатыр-ском уезде и 72 % учителей в Арда-товском. уезде получали от 200 до 300 руб. в год. Церковно-приходские школы были наименее обеспечены материально. По нашим расчетам, заработную плату в 100 — 150 руб. получали 37 % учителей Алатырского уезда и 54 % — в Ардатовском. Различался также размер содержания учителей городских и сельских школ.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что социальные, половозрастные характеристики, а также материальная обеспеченность учительства разных типов школ на территории Республики Мордовия в обозначенный исторический период являлись значительным фактором, определяющим уровень развития народного образования в крае.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Начальное народное образование в России / Под ред. Г. Фальборка, В. Чарнолусского. СПб., 1900. Т. 1.
2. Статистический временник Российской империи. СПб., 1884. Сер. 3, вып. 1.
3. Статистический обзор начального образо-
Поступила 10.03.99.
вания в Пензенской губернии за 1913/14 у/г Пенза, 1915.
4. Терсптьев А. А. Российская школа: становление, развитие, перспективы: Социально-философские проблемы. Н. Новгород, 1997 123 с.
-Н-+++-Н-+-Н-+ 11 М II М шли
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ДВОРЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В. В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ
Н. Ю. ПЕРСИДСКАЯ, аспирант
Вопрос о месте человека в обществе неизменно связывался и связывается с отношением к его образованию. XVIII век не является исключением. Петровская государственность, пронизанная духом учения, государство, царь которого писал: „Аз еемь в чину учимых и учащих меня требую", особенно остро поставили на повестку дня вопросы просвещения и образования. И прежде всего это относится к дворянскому сословию как социальной
базе укрепляющегося абсолютистского государства. Тем более, что ко второй половине XVIII века успехи в строительстве этого государства стали очевидными и все более начала ощущаться потребность в повышении уровня образования, общей культуры дворянства.
Так каково же дворянское образование в том виде, в каком оно предстает со страниц воспоминаний?
В общих чертах система обучения выглядела так. Первоначальной грамо-
© Н. Ю. Персидская, 1999