Научная статья на тему 'Социально-экологические последствия внутренней миграции населения Кыргызстана'

Социально-экологические последствия внутренней миграции населения Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
805
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / БЕДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Турдиев Т.И.

В статье показаны некоторые социально-экономические и региональные особенности миграционных процессов в Кыргызстане с учетом специфики переходного периода. Рассмотрены характеристики состояния окружающей природной среды регионов, куда направлены внутренние миграционные потоки, обостряющие социально-экологические последствия проживания людей. Выявлены некоторые критические тенденции для интегральной безопасности, являющиеся результатом внутренних миграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экологические последствия внутренней миграции населения Кыргызстана»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 338:504

социально-экологические последствия внутренней миграции населения Кыргызстана

Т. и. ТУрдиЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и финансового права

Е-mail: talaai@mail. ш Филиал российского государственного социального университета в г. ош (Кыргызская республика)

В статье показаны некоторые социально-экономические и региональные особенности миграционных процессов в Кыргызстане с учетом специфики переходного периода. Рассмотрены характеристики состояния окружающей природной среды регионов, куда направлены внутренние миграционные потоки, обостряющие социально-экологические последствия проживания людей. Выявлены некоторые критические тенденции для интегральной безопасности, являющиеся результатом внутренних миграционных процессов.

Ключевые слова: внутренняя миграция населения, эколого-экономическая ситуация, бедность, социально-экологическая безопасность, заболеваемость населения.

Острой проблемой в Кыргызстане выступает бедность населения. Значительный ее уровень является, с одной стороны, следствием начавшихся с 1990-х гг. радикальных экономических реформ и, с другой стороны, свидетельствует об отсутствии адекватных мер социальной и экономической политики или их недостаточной эффективности. Последствием проводимых реформ явилась резкая поляризация общества на бедных и богатых. Более 60 % населения составляют группы бедных и малообеспеченных. По статистическим данным,

32 % населения страны считаются бедными, что в несколько раз выше приемлемого критического уровня бедности (10 %). Социально-экономический кризис не преодолен, и в категорию малообеспеченных могут попасть представители любой социально-профессиональной группы. Занятость не спасает от бедности: в стране 57 % занятого населения живет за чертой бедности.

В настоящее время в Кыргызстане степень поселенческого неравенства, т. е. неравенство доходов населения в городской и сельской местности, значительна, как и уровень межрегионального неравенства. Сокращение производства животноводческой продукции и низкий уровень переработки сельскохозяйственного сырья на селе ведут к тому, что подавляющая часть сельского населения трудоспособного возраста мигрирует в города или за пределы страны в поисках работы. Преобладание в миграционных процессах молодежи в известной мере сокращает количество трудоспособного населения и оказывает влияние на сокращение его доли в будущем.

Уже далеко не дискуссионным является положение о том, что шоковый характер перехода к рынку явился первичной причиной политических, экономических, социальных потрясений в Кыргызстане.

Совокупным последствием этих потрясений являются несбалансированные миграционные движения. Неравномерный уровень социально-экономического развития регионов обусловливает неодинаковую привлекательность регионов для мигрантов. Поэтому внутренняя межобластная миграция идет из аграрных областей в более развитые регионы — г. Бишкек и Чуйскую область, а также в г. Ош, который является второй южной столицей Кыргызстана. Стихийные неуправляемые внутренние миграционные процессы создают целый шлейф социально-экономических проблем: безработицу, нехватку жилья, высокую криминальную обстановку, что в конце концов приводит к общественно-политическим и социально-экономическим конфликтам.

Следует отметить то, что стихийная внутренняя миграция прежде всего обусловлена экономическими причинами и незанятостью населения, хотя на масштабы и характер миграционных потоков внутри страны определенно влияет и дифференциация природно-климатических условий: долинные районы Кыргызстана по природно-климатическим условиям более привлекательны для жизни, чем высокогорные регионы.

Проблема внутренней миграции на данном этапе имеет важное геополитическое значение для Кыргызстана. Дело в том, что многие сельские жители сегодня покидают удаленные приграничные районы республики, и возникает проблема заселения этой территории гражданами соседних перенаселенных государств, которые пользуются освобождающейся землей для ведения земледелия и скотоводства. Традиционно жители отдаленных высокогорных пустынных регионов считались естественными пограничниками в силу характера своей скотоводческой, земледельческой деятельности. В Кыргызстане уже появляются села, подобные деревням центральной части России, где проживают в основном пенсионеры, дети и другие нетрудоспособные лица.

Таким образом, процесс миграции из сельских районов в города оказывает влияние и на национальную безопасность, что требует внесения корректировки в миграционную политику сельско-городского обмена и выработки комплекса мер, направленных на стабилизацию сельского населения и привлечение трудовых ресурсов для возрождения периферийного села.

Хотя тенденция миграции населения из сельской местности в города в Кыргызстане соответс-

твует тенденциям естественного процесса движения людей из аграрных районов в городские индустриальные центры во многих уголках мира, тем не менее внутренняя миграция приводит к значительным негативным последствиям. Во-первых, внутренняя миграция способствует люмпенизации городского населения, так как формируется целый слой населения без денег, без жилья и без работы. Именно эти отчаявшиеся люди, обделенные законными правами на труд, жилище, заработок, и осуществляют захват земель и самозастройку на незаконных участках. Только по официальным данным, за последние 20 лет население Бишкека увеличилось на 45—65 %, а население г. Ош — на 25—40 %. Широкомасштабные самозахваты сельскохозяйственных земель вокруг Бишкека были отмечены в 1989, 1999, 2005 и 2010 гг. Практика самозахватов пришла и в г. Ош. Усиление конкуренции за ограниченные рабочие места в крупных городах и устоявшееся мнение о том, что мигрантам проще, чем местным жителям, получить земельные участки, — все это в совокупности создает почву для конфликтов между местными и приезжими. Неудивительно, что города Бишкек и Ош — это «колыбели» киргизских «цветных революций» 2005 и 2010 гг.

Понятно, что на фоне маргинализации мигрантов и городского населения происходит девальвация интеллектуального, образовательного и культурного уровня города. Перемещение населения в крупные города приводит к увеличению нагрузки на ограниченные ресурсы. Производственная и социальная инфраструктура городов изначально не рассчитана на интеграцию массового притока мигрантов из села. Рост населения городов и пригородных зон создает дополнительную нагрузку на ухудшающуюся городскую транспортную инфраструктуру. Например, пригородные районы Бишкека, где проживает большинство мигрантов, не подсоединены к городской коммунальной системе, им приходится жить без отопления, водопроводной и канализационной системы. Пригородные районы перенаселенных городов в Кыргызстане представляют собой потенциальные возможности для развития преступности, социальной напряженности и распространения инфекционных заболеваний [3].

Нужно обратить внимание на то, что люди, которые осуществляют захват земель и самозастройку на незаконных участках, в основном представляют бедные слои населения. Как правило, самозастройку они осуществляют с нарушением техники

безопасности и без учета инженерно-технических и санитарно-гигиенических требований всего комплекса градостроительных норм и правил. А ведь общеизвестно, что в горах Кыргызстана продолжаются процессы горообразования, поэтому они относятся к числу наиболее сейсмически активных регионов. По данным многолетних наблюдений, здесь размещается зона 8—10-балльных землетрясений, приуроченная к крупным глубинным разломам, по которым до сих пор происходят интенсивные подвижки в толще земной коры. Сейсмически активная зона с возможной силой землетрясений до 9 баллов охватывает фактически всю территорию Кыргызской Республики. Образно говоря, самозахват пригородных земель внутренними маргинальными мигрантами завершается созданием целых жилых районов с потенциально опасной для жизни социально-производственной инфраструктурой, потому что индивидуальное жилищное строительство, которое осуществляется быстрыми темпами путем всенародных ашаров, субботников и воскресников, как правило, идет без учета сейсмических требований.

Наконец, многие мигранты не имеют возможности получать государственные льготы и социальную защиту, потому что отсутствие прописки лишает их возможности пользоваться социальными льготами на медицинские, коммунальные услуги, получать пособия на детей. Правительство не в состоянии выделять достаточно средств, чтобы помочь в решении проблем внутренних мигрантов. Программы адаптации мигрантов к городской среде отсутствуют вовсе. Нет точных данных о количестве внутренних мигрантов, поскольку многие из них нигде не регистрируются. Все это говорит о том, что власти только начинают серьезно обращать внимание на эту проблему. Так, Правительством Кыргызской Республики 13.12.2011 была принята Стратегия развития социальной защиты населения на 2012—2014 гг. Она является первым документом, отражающим комплексное видение государства будущей системы социальной защиты. Стратегией в ближайшие годы предусмотрена практическая реализация мероприятий, предусматривающих открытие центров социального обслуживания, повышение социальных выплат и реализацию государственного социального заказа.

Регионы, являющиеся источниками внутренней миграции, также сталкиваются с рядом острых проблем. Отток населения приводит к сокращению

трудовых ресурсов и ведет к снижение экономической активности регионов. А деградация регионов в свою очередь способствует дальнейшему оттоку активной и трудоспособной части населения из регионов.

Таким образом, внутренняя миграция выступает одним из факторов, угрожающим социально-экономической стабильности страны. В целом бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на его социально-экономическое положение, порождают социальную турбулентность среди населения, что в совокупности и приводит к общественно-политическим потрясениям.

В настоящее время в Киргизии низкие показатели продолжительности жизни населения. Рост заболеваемости и ухудшение качества питания связаны с резким падением уровня жизни значительной части населения. Одним из социально обусловленных факторов, влияющих на заболеваемость населения и на продолжительность жизни, является несбалансированное по качественному и количественному составу питание. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения в 2009 г. составило 1,7 кг против 3,5 кг в 1990 г., молока и молочных продуктов, соответственно, 7,0 и 20,1 литра. Потребление яиц за этот же период сократилось в 2,7 раза, рыбы и рыбопродуктов — в 4 раза. Выросли только показатели потребления хлеба и хлебопродуктов, растительного масла и других жиров. По итогам анализа питания населения, только две трети взрослого населения были классифицированы как имеющие нормальный вес. Наблюдается хроническая энергетическая недостаточность у населения Кыргызстана, причем доля женщин с недостаточным весом постоянно выше доли мужчин. В 2009 г. общий коэффициент смертности составил 6,7 умерших на 1 000 чел. населения. Основную долю в структуре причин смерти занимают умершие от болезней системы кровообращения — 49 % от общего числа; от несчастных случаев, травм и отравлений — 9,7 %; от новообразований — 9,1 %; от болезней органов дыхания — 8,4 %; от инфекционных и паразитарных болезней — 2,6 %.

Не отрицая экономических причин ухудшения социальных показателей, тем не менее, отметим существенное влияние на эти показатели экологических факторов. Например, в Кыргызстане около 40 % населения вынуждено потреблять воду, качество которой не отвечает санитарным нормам.

Таблица 1

охрана атмосферного воздуха в кыргызской Республике в 1990—2007 гг., тыс. т

Показатель 1990 1992 1995 1997 2000 2002 2005 2007

Уловлено (обезврежено) вредных веществ, отходящих от стационарных источников 1 003,8 796,4 379,8 321,6 337,0 414,2 401,3 438,9

Выбросы вредных веществ в атмосферу стационарными источниками 194,0 128,6 55,0 37,5 34,4 32,2 34,5 37,9

Источник: составлено по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики.

На фоне региональных горных экстремальных природно-климатических условий среди факторов ухудшения здоровья и снижения сопротивляемости организма болезням экологические причины занимают приоритетное место. Наиболее опасная угроза здоровью людей исходит от загрязнения атмосферного воздуха. Затем следуют загрязненные водоисточники и почвенный покров. Специфика экологических факторов такова, что они действуют практически незаметно и проявляются лишь в различных формах болезней и ухудшения состояния здоровья, причины которых люди не представляют с очевидной ясностью [1]. По заключению ВОЗ, зависимость показателей здоровья в 50 % случаев определяется качеством питания, в 20 % они связаны с экологической ситуацией. С учетом обострения эколого-экономической ситуации на местах и нерешенностью проблемы бедности основного населения предсказуемо усиление отрицательного влияния всей совокупности экологически неблагоприятных факторов на уровень заболеваемости населения.

С точки зрения социально-экологической безопасности населения тенденции загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы в городах, куда направлены основные потоки внутренних мигрантов, крайне неблагоприятны.

Так, формирование состояния воздушного бассейна в Кыргызстане в последние годы происходило в целом в условиях сокращения выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками (табл. 1).

Главными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия энергетики, строительных материалов, коммунального хозяйства, горнодобывающей и перерабатывающей отраслей, частный сектор, а также автотранспорт. В последние годы в несколько раз возросло количество автомобилей, в основном старых, привезенных из-за рубежа, что привело к кратному увеличению выбросов загрязняющих веществ автотранспортом. По

некоторым данным, более 80 % всех атмосферных выбросов составляют автомобильные выбросы [2]. Из-за невысоких доходов населения в Кыргызстан поступают в основном старые, морально и физически изношенные автомобили, которые эксплуатируются на износ. Так Кыргызстан превратился в большой естественный полигон-свалку для старой изношенной автотехники. Известно, что после десяти лет эксплуатации автотранспорта количество выброса токсичных веществ удваивается.

Происходит быстрое и неуклонное увеличение количества автотранспорта и сейчас. Если на рубеже веков количество автомобилей, автобусов и грузовых автомашин в Кыргызстане составило, по самым осторожным оценкам, около 220—230 тыс. ед., то сейчас количество автотранспорта превышает 300 тыс. ед. Только в 2011 г. в Кыгызскую Республику было ввезено 21 800 легковых автомобилей, в 2010 г. — 9 434 ед. Процент индивидуальных автомобилей, эксплуатирующихся с превышением нормативов токсичности и дымности, по экспертным оценкам, составляет не менее 40 %. В стране «бегают» много автомобилей, выпущенных до 1990 г., имеющих повышенное содержание вредных веществ в выхлопных газах и технически неспособных обеспечивать нормы качества выбросов. В Кыргызстане более четверти автомобилей эксплуатируются с превышением норм токсичности и дымности. В результате работы транспорта в атмосферу ежегодно поступает около 15 тыс. т токсичных загрязняющих веществ. Основными токсическими загрязнителями атмосферы являются свинец и тяжелые углеводороды автомобильного топлива, превышающие допустимые значения в 2—5 раз.

В табл. 2 отражены данные по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками по отдельным городам.

Как видно из табл. 2, наибольшие выбросы приходятся на г. Бишкек: 21,3 % всех выбросов; 70,2 % твердых, 77,2 % сернистого ангидрида и 67,1 % окислов азота. И если учесть то, что по состоянию

Таблица 2

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отдельных городах Кыргызстана в 2009 г., тыс. т

город Всего вредных веществ В том числе

Твердых газообразных и жидких из них:

сернистого ангидрида окислов азота окиси углерода

Бишкек 25,62 16,38 9,24 7,53 1,35 0,34

Кант 2,81 1,39 1,42 0,40 0,18 0,82

Кара-Балта 4,30 3,01 1,29 0,46 0,05 0,40

Каракол 1,27 0,86 0,41 0,17 0,08 0,16

Ош 0,75 0,16 0,59 0,40 0,07 0,12

Всего... 118,15 23,31 94,85 9,75 2,01 3,05

Источник: составлено по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики.

на 2009 г. в г. Бишкеке зарегистрировано около 130 тыс. автомобилей, то очевидным станет вывод о том, что столица страны — самая загрязненная зона. Воздух в г. Бишкеке наиболее загрязнен и потому, что физико-географические и климатические условия города, относительная замкнутость Чуйской долины способствуют возникновению интенсивных приземных и приподнятых инверсий, что в совокупности с выбросами источников загрязнения ведет к формированию высокого потенциала загрязнения атмосферы. В результате среднегодовое содержание почти всех определяемых примесей в целом по городу превышает допустимые нормы. В г. Бишкеке отмечены случаи превышения предельно допустимых концентраций формальдегида в 4 раза.

Одновременно г. Бишкек — самый большой город (833 тыс. чел. — число официально проживаемых), где проживает вместе с пригородами более 1 млн чел., что составляет около 20 % населения страны. Таким образом, в наиболее загрязненной зоне сконцентрировано наибольшее количество жителей, что обостряет социально-экологические проблемы.

Вторая столица страны — г. Ош — также не отстает в загрязненности воздуха. Если в 2000 г. в Ошской области было зарегистрировано 36 тыс. автомобилей, то в 2009г. их стало уже 59 432 ед., прирост за 9 лет составил 39,4 %. На юге из-за относительной бедности населения покупаются самые старые автомобили, что усугубляет социально-экологическое неблагополучие. В целом автомобилизация в Кыргызстане в буквальном смысле ухудшает качество жизни населения с точки зрения загрязненности воздуха.

Если в развитых странах предпринимаются эффективные меры по снижению автомобильных

выбросов путем регулярного введения «стандартов качества» автомобильных выхлопных газов (стандарты Евро-3, 4, 5), то в Кыргызстане государство отстает в применении аналогичных стандартов в основном из-за риска провоцирования социальных протестов среди населения, хотя с 2009 г. введены повышенные таможенные пошлины на привозимые в страну поддержанные автомобили.

Вообще, качество воздуха в больших городах Республики Кыргызстан заметно ухудшилось по отдельным показателям. Концентрация пыли в атмосфере городов превышает нормы в 1,5 — 6 раз. Наиболее загрязнена атмосфера городов Бишкек и Ош [2]. Анализ уровня загрязнения атмосферного воздуха за пятилетний период по городам Кыргызстана показывает тенденцию увеличения концентраций диоксида азота, оксида азота в воздухе г. Бишкека, диоксида азота, оксида азота — в городе Кара-Балта (табл. 3).

На формирование состояния воздушного бассейна негативно влияет и ситуация в коммунальном хозяйстве. В частности, отсутствие в Республике Кыргызстан собственных запасов природного газа вынудило большинство частных домов вернуться к использованию местного угля, имеющего относительно низкую калорийность и высокую зольность. А распространяющаяся практика уплотнения застроек домов приводит к ухудшению вентиляции городских и поселковых территорий. На фоне «автомобилизации» страны за последние годы резко возросло количество пунктов заправки автотранспорта. Стихийное развитие системы АЗС приводит к существенному обострению экологической обстановки в регионах, потому что АЗС, как правило, размещаются в зонах зеленых насаждений, вблизи от жилья, в

Таблица 3

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отдельных городах кыргызской Респубдики, тыс. т

город 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Бишкек 15,3 15,5 15,9 16,4 17,8 21,9 25,62

Кант 3,5 4,5 5,2 5,9 5,96 5,3 2,81

Кара-Балта 3,9 3,7 4,3 4,1 5,07 4,30 4,30

Каракол 1,6 1,4 1,4 1,3 0,94 1,27 1,27

Ош 1,0 0,8 0,8 0,6 0,66 0,75 0,75

Всего... 35,7 36,7 34,5 36,1 37,9 39,7 118,2

Источник: составлено по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики.

водоохранных зонах рек, каналов, водоемов без необходимой защиты грунтовых вод.

Сложной проблемой становится проблема утилизации бытового мусора. По данным Республиканского санитарно-эпидемиологического надзора, в стране имеется 31 полигон бытовых отходов, из которых более половины (55 %) не соответствует санитарным нормам. В силу неудовлетворенности потребностей городов в контейнерах и специализированном автотранспорте резко увеличилось количество неконтролируемых свалок в городах и пригородных зонах. Разрушена система раздельного сбора мусора (пищевых отходов, макулатуры, металлолома, пластмассы).

В настоящее время в Кыргызстане фактически отсутствуют предприятия по переработке твердых бытовых отходов, и в качестве вторичного сырья используется менее 1 % всех образующихся бытовых отходов. Таким образом, проблема утилизации отходов в стране полностью не решена; количество, и разнообразие твердых бытовых отходов стремительно возрастает, в то время как положение с их утилизацией ухудшается.

С каждым годом растут объемы твердых отходов, и за 2009 г. объем вывезенных твердых бытовых отходов составил 2 521,4 тыс. м3 (табл. 4).

Как видно из табл. 4, основными «эмитентами» твердых отходов в стране являются города республиканского значения Бишкек и Ош, доля которых составляет 60 и 8 % соответственно. Суммарная доля этих городов составляет 68 %. Эти эмитенты «задают тон» и в вывозе жидких отходов, и «производят» они около 60 % жидких отходов в Кыргызской Республике. Необходимо отметить, что именно в этих городах вместе с пригородами проживает около 30 % населения страны (в Бишкеке более 1 млн чел., в Оше — 0,5 млн чел.), т. е. концентрация населения наблюдается именно в наиболее загрязненных населенных пунктах.

По данным Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики, проблема утилизации бытового мусора наиболее остро стоит в г. Бишкеке. Существующий в г. Бишкеке городской свалочный полигон является единственным местом для захоронения отходов. Этот полигон размещен всего лишь в 10 км от черты города Бишкека и принимает отходы из столицы и 22-х пригородных новостроек. Срок эксплуатации полигона, действующего с 1972 г., превысил нормативный срок более чем на 11 лет. На сегодняшний день на свалке заскладировано 25,5 млн м3 отходов, хотя проектом предполагалось захоронение всего 3,3 млн м3 твердых бытовых отходов.

Свалка представляет собой очень серьезный источник не только экологической, но и санитарно-эпидемиологической опасности. Она расположена в районе с высоким уровнем стояния грунтовых вод, имеет место фильтрация загрязненных сточных вод от свалки в подземные водные горизонты. Ветровыми потоками мусор разносится по окрестностям, загрязняя почвенный слой и поверхностные водотоки. Также происходят загрязнение и интоксикация атмосферного воздуха продуктами тления, горения, гниения и разложения отходов.

В настоящее время наблюдается интенсивное строительство новых жилищных массивов вокруг городской свалки, что не может не вызвать тревогу. Не исключено загрязнение трансграничной речки Чу; инфильтрация жидких отходов в подземный горизонт может привести к вспышкам инфекционных заболеваний среди населения Кыргызстана, а также соседнего Казахстана.

Очевидно, что требуется коренная реконструкция свалок и переоснащение их в действующие полигоны. А по большому счету нужно строительство мусороперерабатывающего завода. Ведь обычные твердые отходы современного города содержат более 100 наименований токсичных соединений.

Таблица 4

Вывезено бытового мусора (твердых отходов) по регионам Кыргызской

Республики, тыс. м3

Регион 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Баткенская область 162 221 116 118 160 119,1 119,1

Джалал-Абадская область 197 210 230 277 222 326,4 326,4

Иссык-Кульская область 83 60 42 47 54 70,4 70,4

Нарынская область 20 3 10 6 9 12,6 12,6

Ошская область 9 15 14 14 14 90,9 90,9

Таласская область 12 9 6 6 9 17,0 17,0

Чуйская область 30 54 52 95 111 180,5 180,5

г. Бишкек 662 975 853 912 974 1 509,0 1 509,0

г. Ош 67 55 61 52 107 195,5 195,5

Кыргызская Республика 1 241 1 602 1 384 1 527 1 659 2 521,4 2 521,4

Источник: составлено по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики.

Таким образом, при всем многообразии экологических ситуаций на территории Кыргызской Республики объективно приоритетны следующие проблемы. Во-первых, загрязнение атмосферного воздуха химическими веществами в промышленных районах и городах стационарными источниками, автотранспортом и его запыленность в отдельных регионах страны. Во-вторых, химическое и биологическое загрязнение вод твердыми и жидкими отходами в городах, локальных населенных пунктах и промышленных центрах и сохранение практики истощительного использования водных ресурсов в орошаемом земледелии. В-третьих, ухудшение радиационной обстановки в отдельных районах страны на фоне ухудшения технического состояния хвостохранилищ и отвалов, расположенных в сейсмоактивных регионах, селе- и оползнеопасных местах. В-четвертых, усиление опустынивания и деградации земель фактически на всей территории Республики Кыргызстан в условиях глобального потепления климата и отрицательного влияния на климат страны главного регионального очага экологической дестабилизации — обмеления Аральского моря. В совокупности все эти эколого-экономические проблемы обостряются в условиях системного экономического кризиса и социальной турбулентности, а также неимоверно высокого уровня бедности и нищеты населения.

В настоящее время в Республике Кыргызстан наблюдается тесная взаимосвязь проблемы обеспечения экологической безопасности с существующим социально-экономическим кризисом в обществе. Нищета и бедность сельского населе-

ния, экономические трудности городских жителей обусловливают хищническое использование местным населением природных ресурсов. Создаются условия, приводящие к еще большему ухудшению экологической обстановки. Главное социально-демографическое последствие бедности — миграция аграрного населения в основные города страны. Хоть это объективно и приводит к некоторому сокращению масштабов теневой экономики на местах, связанной с нерациональным использованием природного капитала, тем не менее данное обстоятельство усиливает социально-экологические угрозы роста концентрации населения в экологически неблагополучных городских поселениях. Внутренняя миграция помимо социально-экологических последствий порождает и другие критические тенденции, которые угрожают интегральной безопасности государства и общества.

Список литературы

1. Шаяхметова Р. Р. Экологические факторы, влияющие на здоровье людей / Материалы Международной научной конференции «Сорокинские чтения: глобальная социальная турбулентность и Россия». М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. 2011. С. 693—695.

2. Эргешбаев М.Б., Каримов А. К. Экологическая безопасность атмосферного воздуха Ошской области // Вестник ОФ РГСУ. 2011. № 9. С. 167—170.

3. Эргешбаев У. Ж. Миграционные процессы в Кыргызстане и их социально-экономические последствия. Ош, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.