Научная статья на тему 'Социально-демографический портретгражданских служащих Ростовской области'

Социально-демографический портретгражданских служащих Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧИНОВНИКОВ / БЮРОКРАТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЧИНОВНИКОВ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕСТИЖ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ / УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ЧИНОВНИКОВ / ВНУТРЕННЕЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ ЧИНОВНИКОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Овчаренко Роман Константинович

В статье приведены результаты пилотного социологического исследования, проведенного автором в аппарате Администрации Ростовской области, анализ которых позволяет показать специфические черты, присущие социально-демографическому портрету гражданских служащих Ростовской области – так называемых «аппаратных» работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-demographic portrait of civil servants of the Rostov region

There are results of a pilot sociological survey taken by the author at the machinery of Rostov region administration. Its analysis let us show the particular features which belong to a socio-demographic portrait of civil servants of Rostov region so-called "hardware" employees.

Текст научной работы на тему «Социально-демографический портретгражданских служащих Ростовской области»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.3:35.08

Овчаренко Р.К., к.соц.н.

Социально-демографический портрет гражданских служащих Ростовской области

В статье приведены результаты пилотного социологического исследования, проведенного автором в аппарате Администрации Ростовской области, анализ которых позволяет показать специфические черты, присущие социальнодемографическому портрету гражданских служащих Ростовской области - так называемых «аппаратных» работников.

Ключевые слова и словосочетания: самоидентификация чиновников; бюрократия; социально-профессиональная ориентация чиновников; регламентация деятельности; престиж гражданской службы; условия жизни чиновников; внутреннее воспроизводство социального слоя чиновников.

Выявлению специфики социально-демографического портрета государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы субъекта РФ в высшем исполнительном органе государственной власти Ростовской области было посвящено наше исследование, проведенное в январе-марте 2009 года в аппарате Администрации Ростовской области

Было опрошено 100 государственных гражданских служащих Ростовской области, замещающих должности государственной гражданской службы в аппарате Администрации области. Выборочная совокупность по полу, возрасту, категории замещаемой должности, стажу гражданской службы полностью соответствует генеральной.

Прежде всего, нас интересовала социальная самоидентификация чиновников. Согласно полученным данным было установлено, что 66% опрошенных причисляет себя к социальной группе служащих, 11% - к управленцам и лишь 8%-к чиновникам.

Более того, 34% опрошенных отметили, что чувствуют себя по призванию людьми творческой профессии, 24%-обычними руководителями или специалистами, 15% - исследователями. Чиновниками по призванию оказалось лишь 19% респондентов.

Интересен тот факт, что среди гражданских служащих области нет однозначной позиции и по вопросу отождествления себя со средним классом. Так 18% однозначно считают себя представителями среднего класса, 36% ответили «скорее да, чем нет» (вместе 54%); ответили на этот вопрос «скорее

нет, чем да» 33%, однозначно не считают себя представителями среднего класса 5% (вместе 38%), затруднились с ответом 8% чиновников.

Таким образом, перевес в сторону тех, кто все-таки относит себя к среднему классу, не велик.

Полученные нами результаты в основном соответствуют выводам, сделанным отечественными учеными в отношении чиновников России в целом, и согласно которым, вопреки общественному мнению, сами госслужащие отвергают идею о собственной самости, существовании особого социального слоя бюрократов, объединенного общими интересами и особым образом жизни. [1, с.9]

Следует отметить, что ситуация в части отнесения гражданскими служащими аппарата Администрации области себя к той или иной социальной группе практически не изменились за последние 12 лет, прошедших с момента проведения аналогичного исследования в аппарате областной администрации (март-апрель 1997 года). Так, Г.П.Зинченко отмечает, что полученный результат относительно социальной самоидентификации приводит к выводу о низкой степени корпоративности местных чиновников, неустойчивости этого слоя людей.[2, с.9]

Отметим, что чиновники аппарата Администрации Ростовской области весьма квалифицированно подходят к пониманию термина «бюрократ», в качестве которых их зачастую идентифицирует население.

Так на вопрос «будет ли Вам обидно, если кто-то назовет Вас бюрократом?» 48% респондентов дали ответ «смотря при каких обстоятельствах», 13% - «совсем не обидно», 11% - «а почему мне должно быть обидно». Осмелимся предположить, что в их сознании нет смешения, отождествления понятий «бюрократия» и «бюрократизм», в связи с чем и обида не возникает.

Эти подходы прямо противоположны восприятию термина «бюрократия» населением. Как отмечает Бызов Л.Г. государственные служащие, в сущности, те же бюрократы, чиновники в сфере управления, вызывают в общественном мнении позитивные ассоциации, нежели понятие «чиновничество». Подобные оценочные реакции органично вписываются в традиционное восприятие российским массовым сознанием института государства, которое воспринимается большинством россиян как сверхценность, высшая инстанция в реализации не столько частных, сколько общественных интересов, а власть, чиновничий аппарат, бюрократия, как сосредоточение всего негативного, что существует в обществе.[3, с. 9]

Данные нашего опроса свидетельствуют о том, что социальнопрофессиональная ориентация региональных чиновников на работу в органах власти достаточно сильна. На вопрос «Рассматриваете ли Вы свою работу в аппарате Администрации Ростовской области в качестве залога успешного перехода в негосударственные структуры?» 43% респондентов ответили отрицательно, 26% дали ответ «скорее нет, чем да».

В то же время, если сравнить результаты нашего опроса с данными социологического исследования, проведенного в аппарате Администрации об-

ласти в 1997 году, то можно констатировать, что ситуация за эти годы несколько изменилась, причем не в пользу привлекательности гражданской службы области.

Так, на похожий вопрос «Хотели бы вы сменить место работы?» в 1997 году «да» ответили лишь 2% респондентов, «скорее да, чем нет» - 5,1%, а 78% не желали ухода из областной администрации.

Эти данные показывают, что в 2009 году количество чиновников, готовых оставить службу, значительно возросло, профессиональная ориентация гражданских служащих области на работу в региональных властных структурах несколько ослабла.

Думается, что причиной этого является не столько ослабление кадровой политики в органах власти Ростовской области за период с 1997 по 2009 годы, а в большей степени значительное улучшение социально - экономический ситуации в регионе в целом, даже несмотря на кризисные явления в экономике, характерные для 2009 года.

С другой стороны, это может объясняться притоком на гражданскую службу специалистов новой генерации, в большей мере обладающих предпринимательским типом мышления, ориентированных на самореализацию и успех, имеющих большие запросы и ожидания от трудовой деятельности по сравнению со «старой гвардией», готовых для достижения своих жизненных ориентиров, при необходимости, оставить службу и способных найти себя бизнес-структурах.

Думается, в такой ситуации органам государственной власти необходимо уделять особое внимание и придавать большее значение проблемам повышения привлекательность государственной гражданской службы области, усилению ее конкурентоспособности среди других престижных видов профессиональной деятельности, что существенно осложняется в условиях ограниченности бюджетных средств, которые допустимо и возможно выделять на эти цели.

Как отмечает Бойков В.Э, если раньше подавляющее большинство опрошенных работников государственного аппарата беспокоили политическая ангажированность кадровой работы, отсутствие правовой базы служебной деятельности, перманентные изменения структур органов государственной власти и связанная с этим неопределенность перспектив работы, неясность служебных функций, недостаточная социальная защищенность, то теперь эти тревоги в основном во многом ушли в прошлое.[4, с.9]

50% опрошенных нами гражданских служащих аппарата Администрации области отметили, что их должностные обязанности четко определены должностным регламентом и лишь 23 % указали на то, что несмотря на наличие должностного регламента им часто приходится выполнять несвойственные функции; 65% респондентов отметили, что основным фактором, влияющим на устойчивость положения чиновника в аппарате Администрации Ростовской области, является высокий уровень профессионализма (в 1997 году на первое место среди таких факторов аппаратчики поставили лояльность к

руководству); 41% опрошенных указали на то, что именно стабильность определяет высокий уровень престижа госслужбы Ростовской области.

Однако, по сравнению с 1997 годом, и здесь еще не все так «гладко»: так, в указанном году 90% (на 40% больше, чем в 2009 г.) респондентов ответили, что их должностные обязанности четко определены, хотя 33,3% и дали ответ, что, несмотря на наличие должностного регламента им часто приходится выполнять несвойственные функции, а 60% ответили, что, соблюдая регламент, проблему не решить.

Социально-демографический портрет гражданских служащих Администрации Ростовской области в определенной мере также можно охарактеризовать следующими показателями, полученными в ходе опроса: 34% респондентов считают уровень своего денежного содержания приемлемым «на сегодняшний день», в то же время 44% заявили, что у гражданского служащего в аппарате Администрации области уровень денежного содержания должен быть выше; 42% полностью удовлетворены перечнем и возможностью реализации предоставленных им социальных гарантий; 36% удовлетворены возможностями карьерного роста в аппарате Администрации области; 33% отметили, что в их работе есть моменты, которые позволяют считать себя само-реализованными, а для 32% самореализация - это ощущение того, что работая в аппарате Администрации области они приносят пользу людям.

По результатам опроса отметим, что в сознании государственных служащих весьма крепко чувство особой значимости их работы в сложившейся системе общественных отношений.

Так, 32% региональных чиновников полагает, что гражданские служащие обладают наибольшей степенью значимости в регионе, 37% отмечают, что в целом они удовлетворены занимаемым ими положением в обществе, хотя возможно наибольшую степень значимости в области имеют другие социальные группы.

В то же время по данным исследования 1997 года 52,2% считали себя влиятельной силой в регионе, а удовлетворенных положением, которое они занимают в обществе, было 72% - на 35% больше, чем в 2009 году.

На вопрос «Насколько по Вашему мнению высок престиж гражданской службы Ростовской области в обществе по сравнению с другими видами профессиональной деятельности?» в 2009 году 66% отметили, что он высок, хотя есть и более престижные виды работ.

Вызывают интерес также образ и условия жизни региональных чиновников. Здесь отметим, что большинство гражданских служащих Ростовской области проживает в приватизированной квартире - 34%, 27 % имеют собственное жилье, столько же (27%) живут в доме (квартире) родителей, 6% арендуют квартиру или комнату, лишь 5% из них имеют собственный дом, а 1% - проживают в муниципальной квартире.

На вопрос «Каковы Ваши семейные условия проживания?» 40,6% ответили, что живут вместе с детьми, 17,9% - живем вдвоем с мужем (женой),

16,8% - живем вместе с родителями, 14,8% - живу один (одна), 9,9% - мы, наши дети и родители живем вместе.

Наш опрос показал, что работникам администрации достаточно часто приходится жертвовать интересами семьи во имя служебного долга. В то же время, если провести сравнение с ответами, данными на аналогичный вопрос работниками областной администрации в 1997 году, то можно заметить, что количество ответов о том, что делать это приходится достаточно часто, сократилось на 8,5%. По другим возможным вариантам ответа на этот вопрос ситуация за эти годы практически не изменилась (табл.1).

Таблица 1

Приходится ли Вам жертвовать интересами семьи ради служебного долга?

Ответы 1997 г. 2009 г.

(%)[2, с.9] (%)

Да, мне приходится это делать достаточно часто 33,8 25,49

Да, такие случаи иногда бывают 43,4 44,12

Да, такое бывает, но очень редко 12,5 19,6

Потребность в этом не возникает 7,4 7,8

Нет 2,9 2,9

На наш взгляд, важно также проследить возможные тенденции по изменению установки чиновников на внутреннее воспроизводство своего социального слоя с 1997 г. по 2009 г. Как показали результаты исследования, в 2009 г. как и в 1997 г., она оказалась невелика (см. табл. 2).

Таблица 2

Кем бы вы хотели видеть своего ребенка?

Ответы 1997г. 2009 г.

(%)[2, с.9] (%)

Юристом 15,2 8

Человеком творческой профессии 23,5 18,2

Экономистом 12,9 7

Врачом 12,7 12,12

Руководящим работником 7,6 14,1

Предпринимателем 5,3 7

Ученым 3 1

Чиновником 2,3 5

Затрудняюсь ответить 13,6 15,2

Другое 4,5 12,1

Таким образом, как видно из таблицы, количество опрошенных гражданских служащих аппарата Администрации Ростовской области, которые хотели бы видеть своего ребенка чиновником, по сравнению с 1997 годом выросло в 2 раза, но в общей массе такие ответы составляют лишь 5%.

В заключение отметим, что данное пилотное исследование послужило основной для проведения последующих социологических исследований государственной гражданской службы Ростовской области, результаты которых также будут нами представлены на обсуждение.

Литература

1. Анурин В.Ф., Садулина А.М. Бюрократия: взгляды «извне» и «изнутри»// Социс. 2010 № 2.

2. Зинченко Г.П. Как изменить работу чиновников: опыт консультирования. Ростов н/Д.: ООО «РостИздат». 2000.

3. Бызов Л.Г. Бюрократия при В.Путине - субъект развития или его тормоз?// Социс. 2006. N 3.

4. Бойков В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне //Социс.2003.№ 3

УДК 323.3

Черкесов Р.А., докторант

Модернизационный потенциал российской политической элиты

Рассматривается модернизационный потенциал современной российской политической элиты, её специфика, а также возможность применения понятийного аппарата теории элит в российском политическом и социальном контексте.

Ключевые слова: элита, модернизация, квазиэлита, бюрократия, автократизм, легитимация, номенклатура, политический режим.

Тезис о том, что современная политическая элита является едва ли не единственным агентом модернизации в стране, новое издание знаменитой формулы «государство у нас,единственный европеец» - весьма популярный элемент самоидентичности самой российской политической элиты, неоднократно повторяемый политтехнологами и идеологами нынешнего режима. Такое убеждение служит для легитимации ограничений политической и гражданской активности других групп российского общества, сосредоточения всей полноты власти и ресурсов в руках достаточно узкой группы. Но насколько реален модернизационный потенциал российской элиты?

В силу некоторой информационной закрытости властной элиты России, отсутствия ярко выраженного стремления к диалогу с теми, кто находится за пределами группы «своих», полноценное социологическое исследование этой группы крайне затруднено, что отмечали все социологи, пытавшиеся заниматься этой проблемой. Тем не менее, существует, по крайней мере, три довольно масштабных исследования российской элиты. Первое - это работа О. Крыштановской «Анатомия российской элиты» [1]. Работа построена исключительно на внешних источниках, которые можно было отыскать. Социологи практически не входили в контакт с самими представителями элиты с целью получения первичной информации. два других исследования - проведенные социологами Левада-Центра (Ю. Левада, Л. Гудков, Б. Дубин) и фонда «Либеральная миссия» (М.Н. Афанасьев) - представляли собой имение попытку войти в контакт с самой элитой, понять эту группу изнутри - путем опросов, интервьюирования. Мы начнем с исследования социологов Левада-Центра, поскольку оно было проведено раньше, его результаты были опубликованы в 2007 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.