Научная статья на тему 'Социально-демографический портрет суицидентов среди молодежи Санкт-Петербурга'

Социально-демографический портрет суицидентов среди молодежи Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
831
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / САМОУБИЙСТВО / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНАЯ ПОПЫТКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамкова Светлана Владимировна

Представлены результаты исследования суицидальных попыток среди молодежи Санкт-Петербурга в период с 2007 по 2010 гг., позволившие сформировать социально-демографический портрет суицидентов. Выявлены особенности суицидальных попыток среди женщин и мужчин в возрасте от 15 до 29 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-демографический портрет суицидентов среди молодежи Санкт-Петербурга»

УДК 316.624 87

ББК 60.54

С.В. Шамкова

социально-демографический портрет суицидентов среди молодежи санкт-петербурга

Представлены результаты исследования суицидальных попыток среди молодежи Санкт-Петербурга в период с 2007 по 2010 гг., позволившие сформировать социальнодемографический портрет суицидентов. Выявлены особенности суицидальных попыток среди женщин и мужчин в возрасте от 15 до 29 лет.

Ключевые слова:

молодежь, самоубийство, социально-демографический портрет, суицид, суицидальная попытка.

Актуальность социологических исследований явлений суицида в молодежной среде и разработки научных рекомендаций, в том числе по их социальной профилактике, вызвана тем, что в последние десятилетия наблюдается тенденция роста суицидов во многих странах мира, в том числе и в России. Согласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения, самоубийства к 2020 г. выйдут на второе место в мире среди других причин смерти [3, с. 5].

Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского представлены статистические данные по количеству суицидов в России за последние 20 лет. Так, с 1990 по 2010 гг., 800 тысяч россиян самостоятельно ушли из жизни. В соответствии с указанными данными, Россия занимает второе место по частоте суицидов [5]. В 2010 г. на 100 тыс. населения приходилось 23,5 случая суицида, в мире данный показатель составляет 14 случаев [1]. При этом, по критериям Всемирной организации здравоохранения, уровень свыше 20 суицидов на 100 тыс. населения считается высоким.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат), в Санкт-Петербурге в среднем совершается 12 суицидов на 100 тыс. населения: в 2007 г. -13,2 человека на 100 тыс. населения, в 2008 - 12,0, в 2009 - 12,1, в 2010 - 10,8 человек. Распределение умерших по причине суицида по полу следующее: на 100 тысяч населения за 2007 г. погибло 21,6 мужчин, за 2009 - 12,1; среди женщин за те же годы соответственно 6,4 и 6,0. Из приведенных статистических данных очевидно, что добровольно уходят из жизни в три раза больше мужчин, чем женщин [4].

По мнению Я.И. Гилинского, современная Россия представляет собой «идеаль-

ную совокупность всех девиантогенных факторов (состояние аномии, резкая социальная дифференциация и поляризация, экономический кризис, социальная дезорганизация и т.п.)» [2, с. 77]. Такие условия, характеризующиеся динамичностью процессов, обуславливают необходимость и высокую степень значимости исследований в области девиантологии, в частности, молодежной суицидологии. Кроме того, структура самоубийств является одним из важнейших индикаторов экономического, социального политического и нравственного состояния общества [2, с. 153].

При исследовании самоубийств среди молодежи, а также выделении социальных характеристик феномена, необходимо отметить наличие целого ряда трудностей. К ним относится отсутствие организации сбора объективной статистической информации о завершенных самоубийствах, тем более, отсутствие данных о суицидальных попытках, что в большей степени связано с закрытостью этих сведений в медицинских, правоохранительных и других учреждениях. Доступная информация официальных источников является крайне скудной, более того, публикуется со значительным временным отставанием.

Учитывая происходящее «омоложение» девиаций в России в целом, следует также говорить о тенденции увеличения количества совершаемых попыток самоубийства среди лиц молодого возраста. Суицидальная смертность в рассматриваемой социально-демографической группе входит в «тройку» причин смерти. В начале века, по данным ЮНИСЕФ, уровень подростковых суицидов составил 22 самоубийства на 100 тысяч населения. В 2009 г. в России зарегистрировано 1379 законченных суицидов среди юношей и 369 - среди девушек в возрасте от 15 до 19 лет. При этом следует учитывать, что каждый седьмой суицид у юношей и пятый у девушек

Общество

Terra Humana

остается латентным, то есть незарегистрированным [6, с. 3].

Одним из вероятных методов исследования, помимо анализа статистических данных, является получение информации непосредственно от суицидентов, совершивших незаконченную попытку. Однако, массовое изучение, прежде всего, посредством опроса, анкетирования, интервьюирования затруднено и даже часто невозможно по причине деликатности тематики и изначальной психологической ранимости респондентов. Это относится и к их ближайшему окружению, то есть к родственникам и близким, пережившим попытку, или тем более завершенный суицид близкого человека.

Наблюдение как один из основных социологических методов исследования в данном случае невозможно по понятным причинам. Целесообразно лишь наблюдение постсуицидального поведения в случае обращения за помощью, нахождения в стационаре или посещения амбулаторной службы. Однако подобные суицидологические службы находятся лишь в крупных городах, что приводит к невозможности наблюдения во многих регионах страны.

Исходя из вышеизложенного, следует говорить о том, что чаще всего анализ документов становится одним из основных методов изучения суицидов. При этом используются как официальные документы (имеющиеся статистические данные, медицинские карты, истории болезни), так и неофициальные документы (дневники, письма, предсмертные записки). В настоящее время основными официальными доступными источниками для анализа самоубийств могут стать Российские статистические ежегодники, демографические данные, опубликованные территориальными органами Федеральной службы государственной статистики, где содержится информация о количестве завершенных самоубийств и половозрастной состав суи-цидентов.

С целью формирования социально-демографического портрета суицидентов, проведено исследование суицидальных попыток среди молодежи на базе подростковых отделений городской психиатрической больницы № 3 им. И.И. Скворцова-Степанова г. Санкт-Петербурга.

Мужское и женское отделения были образованы в пятидесятые годы и являются уникальными по своей специализации в Северо-Западном регионе. Пациенты в возрасте от 15 до 30 лет поступают в меди-

цинское учреждение после совершения суицидальной попытки как по собственному желанию, так и направлению различных учреждений (медицинских, в том числе токсикологического центра, образовательных, социальных учреждений - детского дома, интерната и т.д.), а также по просьбе родственников, знакомых, соседей.

В 2007 г. на указанной базе проведено пилотажное исследование, в результате которого были проанализированы 50 попыток самоубийства среди представителей обоих полов молодого возраста, находящихся в отделениях после незавершенного суицида (35 покушений совершено девушками и 15 молодыми людьми). Исследование позволило уточнить некоторые социальные характеристики. Так, коррекция потребовалась в отношении возрастных и семейных параметров, а также причин и способов самоубийства.

В ходе пилотажного исследования определился набор критериев, позволивший в дальнейшем сформировать искомый социально-демографический портрет суи-цидентов. В соответствии со спецификой базы исследования, одной из критериальных характеристик, безусловно, является возраст. Целесообразным представилось разграничение респондентов на следующие группы:

15-16 лет,

17-18 лет,

18-23 года,

23-29 лет.

В зависимости от уровня образования исследуемые делились на обучающихся в школе, средне-специальном или высшем учебном заведении. Кроме того, необходимым представляется выделение нескольких групп, отличных по семейному положению: суициденты из полных и неполных (отцовских или материнских) семей.

Важнейшим группировочным признаком для исследования является причина суицида (неурядицы в семейных отношениях и интимно-личностные проблемы). Также подверглись анализу преобладающие способы попыток самоубийств, такие как применение смеси лекарственных средств, нанесение порезов вен и пр. Дифференциация суицидентов по пристрастию к вредным привычкам весьма дополнила их социально-демографический портрет.

В ходе опроса специалистов, работающих в отделениях с суицидентами, было выявлено наличие определенной группы лиц, поступающих периодически после повторной попытки покушения. Поэтому

в исследовании выявлялось количество попыток суицида.

В результате проведенного анализа 172 случаев суицидальных попыток среди женщин в возрасте от 15 до 29 лет, совершенных за период с 2007 по 2010 гг., был сформирован социально-демографический портрет суицидентки. Согласно полученным данным, до 16 лет попытки совершили 20,4% суициденток, 37,6% - в возрасте 17-18 лет и 42% - старше 18 лет. Доля обучающихся в школе составляет 20,8%, в учреждениях системы СПО - 16,6%, в ВУЗах - 11,1%, воспитанников учреждений социальной защиты (детские дома, школы-интернаты) - 5,7%, трудоустроенных - 12,7%, не учатся и не работают 33,1% суициденток. Причем отношение к учебе оценивалось как равнодушное или крайне негативное. Так, попытки самоубийства преобладают среди лиц, не имеющих высшего образования, что подтверждает мнение Я.И. Гилинского о том, что среди самоубийц преобладают лица с невысоким уровнем образования [2, с. 175].

При изучении семейной среды суици-денток выявилось значительное количество «разрушенных» семей. Весьма значительная доля суициденток из неполных материнских семей (57,3%), 9,6% - воспитывались в семьях с отчимом. Как правило, неблагополучие семей не ограничивалось неполнотой состава, но и сопровождалось злостным употреблением алкоголя, насилием, тяжелыми материально-бытовыми условиями.

Исследование позволило выявить наличие вредных привычек у исследуемых, хотя 29,8% суициденток отрицали наличие таковых. При этом, 56% имеет несколько пристрастий, как правило курение и алкоголь, 9,6% являются наркозависимыми. Нередко попытки самоубийства совершались в состоянии алкогольного опьянения.

Немаловажным параметром является причина суицида. Ведущими у девушек представлены две причины: проблемы в семье (54,4%) и конфликты в отношениях с любимым (45,6%). В большинстве случаев самоубийство совершалось первый раз (64,4%), а для 35,6% попытка стала повторной. Для второй группы суицидальное поведение представляется способом реагирования на трудную жизненную ситуацию. После совершения первой попытки девушка не научается решать свои проблемы, при возникновении новой трудности возможно повторение суицидальной попытки. Это говорит, в свою очередь, и

о недостаточной эффективности оказываемой помощи суицидентам после незавершенного самоубийства и превенции вторичных суицидов.

Самоубийство, как правило, осуществлялось посредством приема лекарственных препаратов (чаще всего из группы успокоительных) - 60,8% девушек, 31,2% нанесли самопорезы вен. В этом прослеживается наличие демонстративности в поведении, что и отличает исследуемых от мужчин-суицидентов, впрочем, как и от людей пожилого возраста, совершающих покушения на собственную жизнь. Считается, что человек, истинно желающий убить себя, выбирает более радикальный способ самоубийства - повешение, прыжок с высоты и т.д.

В период с 2007 по 2010 гг. проведен анализ 89 суицидальных попыток среди мужчин в возрасте от 15 до 29 лет. Исследование показало, что попытки суицидентов «старше», 46% мужских попыток совершаются в возрасте от 18 до 23 лет. В большинстве случаев попытки совершаются, как у суициденток, впервые (71,6%). 19,8% обучаются в учреждениях системы СПО, не учатся и не работают 37,5% суициден-тов. В неполных семьях воспитывались 52,4% исследуемых. Сочетанные вредные привычки (курение и алкоголь) наблюдались у половины обследуемых. Наркотическая зависимость была отмечена у 12,6% суицидентов.

Анализируя причины совершения попытки, доминирующей является конфликт в семье, среди прочих причин следует выделить наличие долгов, участие в азартных играх и трудности проживания в общежитии. Практически половина суи-цидентов в качестве способа самоубийства выбрала порезы вен (46,4%%), остальные обследуемые - повешение, прыжок с высоты, утопление. Как видим, структура способов ухода из жизни у юношей и девушек различная.

Анализируя результаты представленного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Значительная доля незавершенных суицидов у женщин совершается в более юном возрасте, чем у мужчин. Наиболее суицидоопасным для женщин является возраст от 15 до 18 лет, для мужчин - старше 17 лет.

2. Женские и мужские суицидальные попытки преобладают среди лиц, не имеющих высшего образования (обучающихся в школе, средних профессиональных заведениях). Особо следует выделить зна-

Общество

Terra Humana

чительную долю покушений среди тех, кто не учится и не работает.

3. Более половины суицидентов обоих полов из неполных семей.

4. Неурядицы в семье и конфликты в отношениях с любимым являются исчерпывающими суицидогенными причинами для женщин, причины мужского суицида представлены более широким списком.

5. Значительная доля попыток самоубийства среди мужчин совершается в состоянии наркотического и алкогольного опьянений.

6. Посредством приема смеси лекарственных препаратов пытаются покончить с собой более половины суициден-ток. Приоритетным способом суицида у мужчин является нанесение самопорезов. В структуре других причин отмечаются

Список литературы:

редко применяемые женщинами способы - повешение и утопление.

7. Независимо от гендерного признака сохраняется высокий процент повторных покушений.

Таким образом, исследование показало, что каждая суицидальная попытка представляет собой комбинацию определенных социальных характеристик (пол, возраст, образование, социальное и семейное положение, сфера занятости, причина суицида, наличие попыток в анамнезе и т.д.). Исследуя данные комбинации можно вскрыть определенные тенденции суицидального поведения, выявить «группы суицидального риска» среди молодежи Санкт-Петербурга, что, в свою очередь, позволит разработать эффективные меры профилактики самоубийств.

[1] В России будет модернизирована суицидологическая помощь населению // Известия. - 2012, 3 марта. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/503730

[2] Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.

[3] Клинические павловские чтения: Сборник работ. Выпуск пятый. «Кризисные состояния. Суицидальное поведение» / Под общей ред. А.В. Курпатова. - СПб.: Человек, 2002. - 64 с.

[4] Основные показатели демографических процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/public/DocLib2/2010

[5] Россия вышла на второе место по самоубийствам [Электронный ресурс] // Новые известия. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.newizv.ru/lenta/2011-10-10/152724-rossija-vyshla-na-vtoroe-mesto-v-mire-po-samoubijstvam.html

[6] Смертность российских подростков от самоубийств / Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) - М., 2011. -131 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.