ний в структуру кластера должно явиться залогом успешной реализации инновационной политики на уровнях как государства, так и отдельного хозяйствующего субъекта. Кластерная форма организации инновационной деятельности доказала свою эффективность на примере развитых стран Западной Европы, и именно поэтому внедрение данной формы управление инновациями должно принести положительные результаты в среднесрочной перспективе. Особая роль при создании кластера в здравоохранении отводится государству, так как в настоящий момент в России фактически отсутствует законодательно закрепленный механизм создания и функционирования кластеров в медицине. Решение этой задачи должно стать первоочередной мерой, ориентирующей отечественную медицину на инновационный путь развития.
Библиографический список
1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489
2. Беляков В.К., Ливень Д.В., Антонов Д.П. О проблемах инновационной политики в отечественном здравоохранении и необходимости создания кластеров медицинских инноваций // Менеджмент в здравоохранении. 2008. № 3. С. 4-11.
3. Андреева И.Л., Абрамова И.Ю. К вопросу организации центров современных медицинских технологий в субъектах Федерации // Вестник новых медицинских технологий. 2008. № 4. С. 217-219.
4. Монастырный Е.А. Инновационный кластер // Инновации. 2006. № 2. С. 38-43.
5. Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт Северо-Запад. 2003. № 43.
O.N. Potapova
Social-Demographic Predictors
and Basic Directions
of the Conception of Peoplesaving
The social-demographic situation in Russia demands creation of a united state system of peoplesaving. Basic requirements for and directions of the formation of the peoplesaving social policy are grounded.
Key words and word-combinations: the conception of peoplesaving, social policy, life quality of population, demographic situation.
Социально-демографическая ситуация в России требует создания единой государственной системы на-родосбережения. Обоснованы основные требования и направления к формированию социальной политики на-родосбережения.
Ключевые слова и словосочетания: концепция народосбережения, социальная политика, качество жизни населения, демографическая ситуация.
УДК 314.15 ББК 60.74
О.Н. Потапова
СОЦИАЛЬНО-
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
ПРЕДИКТОРЫ
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КОНЦЕПЦИИ
НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ
I I а фоне неуклонного роста населения в мире в России наблюдается его стабильное сокращение: если в 1990 г. оно составляло 147 млн человек, то к 2010 г. - уменьшилось до 141,2 млн человек. По предварительным
136 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
прогнозам численность населения России к 2016 г. составит 130 млн человек. Подтверждение этих негативных тенденций можно найти, обратившись к официальным цифрам Госкомстата [1].
Депопуляция и снижение качества жизни населения страны проявляются в различных формах.
По причине резкого снижения рождаемости - с 28,387 млн до 22,718 млн человек - уменьшилась численность детей и подростков. В настоящее время она составляет 19% от общего количества граждан. Активно развивающиеся правительственные программы по созданию материнского капитала, улучшению здравоохранения и охране материнства и детства стали реализовываться слишком поздно и не могут компенсировать «демографической ямы», которая проявилась только сейчас, когда дети 1990-х годов рождения достигли трудоспособного возраста.
Показатели смертности населения достаточно тревожны. Общий коэффициент смертности составляет 15 на 1000 человек. Младенческая смертность составляет 8,8 на 1000 родившихся живыми; материнская смертность - 45 случаев на 100 тысяч детей, родившихся живыми. Эти показатели в два раза превышают подобные в развитых странах. Отмечается высокая смертность среди мужчин трудоспособного возраста: она возросла на 42% по сравнению с 1990 г. Общее сокращение количества трудоспособных граждан неизбежно сказы вает-ся на развитии экономики и социальной сферы страны.
Основной причиной смертности являются болезни кровообращения - ежемесячно в России от них умирают 97 тысяч человек; смерть вследствие онкологических заболеваний составляет 13,8%, а от внешних причин - 11,9%. Смертность от болезней кровообращения составляет в России 829 случаев на 100 тысяч человек, в Европе - 214, в США - 315. Смертность от онкологических заболеваний в России 204 на 100 тысяч человек, что на 30% выше зарубежных стран. Смертность от внешних причин в России составила 166 случаев на 100 тысяч человек, что в 4,6 раза превышает европейские показатели (36,3 случая на 100 тысяч населения).
Показательна структура смертности населения. В младенческой смертности самыми высокими оказались показатели перинатальной патологии, врожденные аномалии, что указывает на недостаточную эффективность перинатальной службы и неблагоприятное влияние внешних факторов окружающей среды, а во многих случаях - беспорядочный образ жизни молодых родителей. Смертность в результате случайного отравления алкоголем составила 13,7 на 100 000 населения. Из них смертность среди трудоспособного сельского населения составила 40 на 100 000 человек, городского - 26,2. В структуре смертности от употребления алкоголя отмечается высокий показатель у мужчин трудоспособного возраста, проживающих на селе - 62,2 на 100 000 человек. В результате не контролируемого в достаточной степени употребления алкоголя водителями Россия занимает ведущие позиции в мире по аварийности на дорогах. Смертность населения в результате ДТП по причине нетрезвых водителей составляет 27,4 на 100 000 населения. При этом чаще всего страдают дети: в 2009 г. в результате ДТП пострадали 23 850 детей, из них 1116 погибли. В результате длительного психологического стрессирования населения, развивающегося вследствие социально-экономических трансформаций, в России отмечается рост смертности в резуль-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 137
тате самоубийств, составляющей в настоящее время 28 случаев на 100 000 населения, что в два - три раза превышает тот же показатель за рубежом.
Наряду с высокой смертностью в России сокращается средняя продолжительность жизни населения. Ожидаемая продолжительность жизни населения составляет 66,6 лет (у мужчин - 58 лет), что на 6-7 лет меньше, чем в европейских странах. Основной причиной снижения ожидаемой продолжительности жизни населения считается резкое ухудшение качества жизни и уменьшение доли расходов на здравоохранение.
Растет заболеваемость населения, что связано с малой эффективностью профилактики, несовершенством методов диагностики, недостаточной выявляемо-стью заболеваний, отсутствием или ограничением внедрения инновационных методов лечения и новейших медицинских технологий для широких слоев населения. На профилактических осмотрах выявлено около 250 млн случаев заболеваемости (в 1990 г. - 158,3 млн), что составляет 42 на 100 000 населения. Возросло количество заболеваний, приводящих к смерти: сердечно-сосудистых - в два раза, онкологических - на 60%, осложнений беременности и родов - в два раза, болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к инвалидизации - в два раза.
В настоящее время в России отмечается рост инвалидности среди населения. Ежегодно в стране становятся инвалидами 700 тыс. человек; всего же в стране проживает 12 млн инвалидов, из них - 523 тыс. детей Инвалидность среди лиц трудоспособного возраста в общем числе впервые признанных инвалидами составляет около 40%. В структуре детской инвалидности по заболеваниям, являющимся ее причиной, преобладают психические расстройства, болезни нервной системы, врожденные аномалии и пороки развития, нарушение обмена веществ. Все это опять-таки свидетельствует о низком уровне развития современной российской медицины, отстающей от зарубежной по всем параметрам.
Сокращение численности населения может привести к нарушению стабильности во внутренней и внешней политике страны, так как огромная территория, богатая природными ресурсами, находящаяся в состоянии депопуляции, привлекательна для соседних стран, с переизбытком населения. На этом фоне серьезные опасения внушают миграционные процессы.
Сегодня в России, по официальным данным, находится до 1,5 млн иностранных лиц и лиц без гражданства, но эти данные существенно занижены, поскольку только по договорам в стране работают около 2 млн мигрантов, что заметно осложняет ситуацию на рынке труда в период кризиса и безработицы. О масштабах незаконной миграции можно только догадываться, полагаясь на мнения экспертов.
Статус беженцев в стране получили около 2 млн человек. Все они нуждаются в жилищном обустройстве и работе. Общая численность мигрантов, временно покинувших места постоянного проживания в связи с последствиями вооруженных конфликтов на Северном Кавказе составила 402 тыс. человек. В современных условиях все это усугубляет социальную напряженность и приводит к возникновению межнациональных конфликтов.
Настораживает ситуация с эмиграцией российской молодежи в страны даль-
138 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
него зарубежья. Чаще всего уезжают высококвалифицированные специалисты, лучший человеческий и трудовой потенциал страны. Ежегодно навсегда покидают Россию более 300 тыс. молодых трудоспособных людей, получивших образование в нашей стране, но не нашедших достойного применения собственных знаний и сил. Проблема выезда интеллектуально значимой молодежи представляет национальную угрозу для России и имеет негативные последствия для развития современной отечественной экономики, науки и культуры.
Депопуляция страны, качественные изменения состава населения Российской Федерации и снижение качества его жизни ставят под вопрос возможность сохранения российского народа и Российского государства в пространстве мировой цивилизации. Меры, предпринимаемые государством, оказываются недостаточными: различные концепции, приоритетные национальные проекты, законы и подзаконные акты [2-7] оказываются малоэффективными, так как сформированы по ведомственному принципу и направлены лишь на определенные сферы жизнедеятельности общества либо на отдельные слои населения. Высокая степень разрозненности и отсутствие учета взаимосвязи между различными социальными институтами и сферами социально-экономической жизни общества тормозят и даже полностью блокируют возможность эффективного решения демографических проблем. Именно поэтому необходимо создать единую целостную концепцию народосбережения, охватывающую все население в целом и учитывающую процессы, протекающие во всех сферах жизнедеятельности.
Народосбережение - это государственная система мер рационального и бережного управления человеческими ресурсами страны, основанная на улучшении качества жизни, с целью обеспечения здоровой и полноценной жизнедеятельности и активного долголетия всех слоев населения. Политика народос-бережения подразумевает комплекс мероприятий по сохранению того населения, которое проживает в настоящее время в России, включая представителей всех социальных слоев, независимо от степени их значимости в трудовой и экономической жизни общества и выполняемой социальной роли. Достигнуть этого можно путем улучшения качества жизни населения, предусмотренного авторской концепцией народосбережения [8; 9]. Цель предлагаемой концепции народосбережения - разработка практических рекомендаций по улучшению качества жизни населения, его сохранению и воспроизводству.
Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач: формирование национальной базы данных по демографической ситуации, оперативный сбор и распространение статистической информации по народонаселению, что способствовало бы перспективному планированию и прогнозированию демографических показателей и, соответственно, принятию адекватных решений в социально-экономической сфере;
создание национального фонда для финансирования программ по решению демографических проблем и подобных проектов;
проведение комплексных социологических исследований различных социальных групп с целью выявления причин сокращения населения и ухудшения качества его жизни, а также поиск методов и стратегий сохранения и преумножения народонаселения страны;
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 139
разработка и создание эффективной федерально-регионально-муниципальной системы управления качеством жизни населения и регулированием демографических процессов.
Обеспечение качества жизни населения является одной из главных проблем современного общества. Концепция народосбережения подразумевает осуществление мероприятий по ряду ключевых направлений.
Пристального внимания в настоящее время требуют вопросы повышения приоритета института семьи и брака, материнства и детства, стимулирования рождаемости.
Приоритет ценности семьи должен стать востребованным в молодежной среде. Предполагается сформировать государственный фонд для материальной поддержки молодоженов, поощрения всех вступающих в брак молодых людей и создания социально-экономических предпосылок для создания семьи. В ориентировании молодежи на создание и укрепление института семьи свою лепту должны внести средства массовой информации и религиозные конфессии. Формированию адекватных установок на сохранение и укрепление семьи с целью перехода от малодетного к средне- и многодетному типу семьи могло бы способствовать укрепление межпоколенческих связей и возрождение позитивных семейных и генеалогических традиций среди населения.
Безусловно, следует особое внимание обратить на сохранение репродуктивного здоровья подрастающего поколения. Для этого требуется реализовывать специальные молодежные программы популяризации здорового образа жизни, планирования семьи и предотвращения абортов, профилактики ВИЧ-инфекций и инфекций, передающихся половым путем.
Необходимо усовершенствовать систему родовспоможения путем повсеместного внедрения обязательного дородового скрининга беременных, эффективных методов реанимации и выхаживания ослабленных и недоношенных детей. Важнейшей проблемой является обеспечение бесплатным диетическим питанием детей с врожденными заболеваниями обмена веществ (фенилкетонаури-ей, муковисцедозом, ферментопатией). Этот вопрос можно решить лишь путем ввода в эксплуатацию предприятий по производству детского питания, в том числе и диетического.
Целесообразно также увеличить размеры материнского капитала и усовершенствовать процесс его выплаты. По нашему мнению, «материнские» выплаты должны коснуться и родителей, усыновивших детей.
В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения необходимо развивать стратегии по улучшению качества системы здравоохранения. Внедрение инноваций в здравоохранение могло бы существенно снизить заболеваемость, инвалидность и смертность населения.
С целью предупреждения алкоголизма, наркомании, лудомании, проституции и бродяжничества среди молодежи своевременным является внедрение стратегий и программ по возрождению профессиональных династий и народных дружин, созданию привлекательных условий для службы в армии, развитию национальных традиций и обрядов; по социальному и психологическому контролю за распространением молодежных субкультур, призывающих к суициду, насилию и агрессии.
140 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Ухудшение экологии и аварийность на особо опасных объектах диктуют необходимость разработки мероприятий по охране и улучшению окружающей среды, предотвращению техногенных катастроф, созданию организаций радиационного контроля с целью повышения качества жизни населения и профилактики болезней. Предотвращение и локализованная ликвидация вооруженных конфликтов, террористических актов, чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера совместными комплексными действиями МЧС, ФСБ, МВД России смогли бы обеспечить безопасность всех слоев населения страны. Особое значение имеет проблема организации всеобщей системы оповещения с помощью мобильной сотовой связи при угрозе для жизни населения и разработки эффективной системы по борьбе с терроризмом и стихийными бедствиями. Важно также организовать обеспечение доступа населения к ежедневному мониторингу по состоянию окружающей среды, по инвалидизации и гибели населения при ДТП.
Многим людям можно было бы сохранить жизнь при своевременной транспортировке в медицинские учреждения. Именно поэтому необходимо рациональное формирование разветвленной сети скорой медицинской помощи и расположение медицинских учреждений и пунктов переливания крови вдоль автомобильных трасс. Кроме того, органы государственного управления должны быть заинтересованы в обеспечении населения безопасными качественными продуктами питания и лекарственными средствами.
Наибольшего внимания требуют самые уязвимые слои населения: инвалиды, малоимущие и пожилые люди. Внедрение социальных стратегий, направленных на создание безбарьерной среды обитания для инвалидов, повышение эффективности социальной адаптации инвалидов и малоимущих слоев населения могут способствовать реализации их творческого и трудового потенциала, внесению посильного вклада в развитие экономики страны. Это поможет также формированию общественного уровня толерантности в отношении инвалидов, пожилых и престарелых людей, подкрепленного международными, государственными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами, деятельностью общественных организаций, религиозных конфессий и средств массовой информации.
С целью дополнительного финансирования федеральных и региональных целевых социальных программ необходимо всемерно содействовать привлечению внебюджетных источников общественных, благотворительных и спонсорских организаций. В этот процесс должны включиться различного вида волонтерские движения и общественные организации, способные сыграть заметную роль в заботе о детских домах и интернатах для детей, инвалидов и престарелых людей.
Особое значение имеет воспитание культуры здоровья среди населения, в связи с чем наиболее важным является повсеместное внедрение здоровьесбере-гающих технологий на производстве, введение в обязательный курс всех образовательных учреждений учебной программы по дисциплинам «Здоровье и здоровый образ жизни», «Основы медицинских знаний», «Основы планирования семьи» для создания мотивации у населения к ведению здорового образа жизни и соблюдению профилактических санитарно-гигиенических мероприятий. Во всех вузах страны наиболее рациональным должны стать поощрение и пропаганда здорового и безопасного донорства.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 141
Разработка и внедрение мероприятий, предусмотренных предложенной концепции народосбережения, могли бы в значительной степени стабилизировать социально-демографическую ситуацию в стране.
Библиографический список
1. Население России / Госкомстат РФ. URL: http://www.gks.ru/bgd/reg/b08_11
2. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.zdravo2020/concept
3. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года. URL: http://www.akdi.ru/econom/program/demogr.htm
4. Национальный проект «Здоровье». URL: http://zdorovie.perm.ru
5. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: закон РФ от 28 июня 1991 г. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «ЖонсультантПлюс».
6. Приказ ФФОМС от 21 сент. 2001 г. № 52 // Рос. газ. 2001. 25 сент.
7. Концепция Президентской программы «Здоровье работающего населения России на 20042015 годы». URL: http://www.council.gov.ru/baical/koncept.htm
8. Потапова О.Н. Народосбережение в современной России: социальная адаптация детей-инвалидов (региональный аспект): в 2 ч. / под ред. З.М. Дыльновой. Саратов, 2009. Ч. 2.
9. Потапова О.Н. Народосбережение в современной России: социальная адаптация детей-инвалидов (региональный аспект): в 2 ч. / под ред. Н.Н. Седовой. Саратов, 2010. Ч. 1.
E.V. Kargapolova Cultural Capital of the Astrakhan Region Population (Based on a Specific Sociological Research)
On the basis of specific regional sociological research and statistical information, the problems of Astrakhan region cultural capital accumulation are analyzed. The regional level of cultural and mass activity of the population is studied.
Key words and word-combinations: cultural capital, cultural potential, cultural and mass activity, mass culture institutions.
На основе результатов регионального социологического исследования и статистической информации в статье анализируются проблемы накопления культурного капитала Астраханской области. Рассматривается региональный уровень культур-
Ключевые слова и словосочетания: культурный капитал, культурный потенциал, культурно-массовая активность, учреждения массовой культуры!.
УДК 316.7+316.334.52 ББК 60.56+60.59
Е.В. Каргаполова
КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ НАСЕЛЕНИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)*
^Астраханская область обладает значительным культурно-историческим капиталом. На территории региона человек проживал с
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 10-03-00696а «Перспективы социокультурного развития Астраханской области»).
142 2011 • ВЕСТНИК ПАГС