Научная статья на тему 'Социально-демографические аспекты развития современного Дагестана'

Социально-демографические аспекты развития современного Дагестана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абидов М. Х., Абдулманапов П. Г., Борисова Л. А., Хаджалова Х. М.

В статье рассмотрены теоретические и методические основы социально-экономической и демографической политики в отдельно взятом российском регионе, дана характеристика демографической ситуации в Республике Дагестан в контексте социально-экономического развития региона, определены направления совершенствования социально-экономической, демографической и миграционной политики в Республике Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-демографические аспекты развития современного Дагестана»

 ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ

СФЕРЫ,ТРУДА И НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ

УДК 314.174 ББК 65.24

Абидов М. Х. - д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ

Абдулманапов П. Г. - к.э.н., старший научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ

Борисова Л. А. - к.э.н., доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ

Хаджалова Х. М. - д.э.н., ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ

Abidov M. H. - Doctor of Economics, professor, leading researcher of the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology Dagestan State University of National Economy

Abdulmanapov P. G. - Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher of the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology Dagestan State University of National Economy

Borisova L. A. - Candidate of Economic Sciences, associate professor, Senior Researcher of the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology Dagestan State University of National Economy

Hadzhalova H. M. - Doctor of Economics, leading researcher of the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology Dagestan State University of National Economy

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДАГЕСТАНА

SOCIO-DEMOGRAPHIC ASPECTS OF MODERN DAGESTAN

В статье рассмотрены теоретические и методические основы социально-экономической и демографической политики в отдельно взятом российском регионе, дана характеристика демографической ситуации в Республике Дагестан в контексте социально-экономического развития региона, определены направления совершенствования социально-экономической, демографической и миграционной политики в Республике Дагестан. Ключевые слова: Республика Дагестан, социально-демографическое развитие, социально-экономическая политика, демографическая политика, трудовая миграция, миграционная политика, качество жизни населения.

The article deals with the theoretical and methodological foundations of the socioeconomic and demographic policy in a particular region of Russia, given the characteristics of the demographic situation in the Republic of Dagestan in the direction of improving the social, but economic, demographic and migration policy context of socio-economic development of the region, determined in Republic of Dagestan

Keywords: Republic of Dagestan, the socio-demographic development, cosocio-economic policy, population policy, labor migration, migrations Zion Policy, the quality of life.

Имея выгодное географическое положение, разнообразные природно-климатические условия, значительные природные богатства, развитую транспортную инфраструктуру, большие резервы рабочей силы, определенную производственную базу, Республика Дагестан формирует реальный потенциал динамического социально-экономического развития, тем самым создавая хорошую основу для инвестирования и развертывания предпринимательской деятельности.

26

Кроме того, Дагестан имеет выгодное для страны геополитическое значение, поскольку расположена на южных рубежах России и является сухопутным, морским и воздушным мостом, связывающим страны Закавказья, Азии и Африки.

В последние годы Республика Дагестан характеризуется устойчивой тенденцией роста основных социально-экономических показателей (см. табл. 1).

Таблица 1.

Динамика основных социально-экономических показателей развития Республики Дагестан, в % к предыдущему году [13]

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

ВРП 108,8 115,2 117,0 112,7 108,9 103,6 108,0 104,6 106,3 -

Объем отгруженной продукции (работ, услуг) 136,3 108,5 133,1 104,1 103,2 91,2 92,3 100,4 154,0 100,7

Продукция сельского 108,3 105,3 105,1 104,0 104,1 103,9 106,2 103,1 105,8 108,2

хозяйства

Инвестиции в основной 141,9 123,5 134,2 130,4 113,8 115,3 107,5 108,5 109,7 110,0

капитал

Объем работ по виду 133,2 129,6 129,3 129,7 115,6 109,5 113,5 110,8 116,8 119,9

деятельности -

строительство

Объем розничной торговли 128,6 121,7 124,6 127,6 110,6 105,0 101,9 105,5 107,3 107,0

Объем платных услуг 135,3 130,7 120,4 116,7 112,2 103,4 110,2 110,0 116,5 112,3

населению

Среднемесячная 108,9 113,6 115,4 133,2 118,4 101,5 98,4 115,0 116,4 106,2

номинальная заработная

плата

Реально располагаемые 121,0 129,8 117,8 116,4 112,4 108,6 105,7 107,5 99,6 103,1

денежные доходы

населения

Численность 50,9 55,5 53,6 46,8 45,8 40,2 34,4 30,9 27,3 26,5

зарегистрированных безработных, тыс. чел.

Экономика Республики Дагестан среди регионов СевероКавказского федерального округа Российской Федерации (СКФО) занимает второе место после Ставропольского края. С учетом того, что на Дагестан приходится 30,96% общей численности населения и 29,21% экономически активного населения СКФО, данные показатели можно было бы расценить как удовлетворительные. Однако такой вывод полностью опровергается положением дел в промышленности. В Республике Дагестан производится всего лишь 9,95% промышленной продукции СКФО, в то время как при примерно одинаковом человеческом потенциале (общей численности экономически активного населения) на Ставропольский край приходится 61% - продукции промышленности СКФО, в том числе: около 62,8% - продукции обрабатываемых отраслей (в Республике Дагестан - лишь 8,9%) [13].

По состоянию на 2015 г. по семи основным социально-экономическим показателям из четырнадцати Республика Дагестан находится в последней десятке среди 85 субъектов Российской Федерации (см. рис. 1).

Конечной целью и важным результатом роста экономики и вообще социально-экономического прогресса является повышение качества жизни населения [15]. Для оценки качества жизни по международным нормам учитываются: среднедушевые денежные доходы населения (это основной показатель оценки качества жизни), занятость, условия труда, действующие социальные гарантии прав личности, общественные условия ее безопасности, показатели здоровья, демографии, экологии, продовольственной обеспеченности и

питательной ценности, домашнего имущества, накоплений, доступности социальных услуг, а также расслоения в обществе, распространения негативных социально-экономических явлений - инфляции, безработицы, бедности, преступности, дискриминации по любым признакам [16].

ВРП на душу населения (2013 г.)

Объем добычи полезных... Объем товаров обрабатывающих. Производство и распределение... Продукция сельского зозяйства ^^^И

Основные фонды в экономике Поступления налогов и сборов в. Инвестиции в основной капитал. Среднедушевые денежные доходы.

Уровень безработицы Общая площадь жилых .. Число собственных легковых .. Среденмесячная номинальная .

Уровень занятости

0 20 40 60 80 100

. 'исунок 1. Место, занимаемое Республикой Дагестан в Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям в 2014

г. [12]

Если оценивать качество жизни по этим международным нормам, качество жизни населения Республики Дагестан находится на предельно низком уровне. Закономерным следствием депрессивного состояния экономики явилось хроническое и длительное отставание социального развития и низкий уровень жизни населения Республики Дагестан. Показатели качества жизни по РФ и регионам СКФО по состоянию на 2014 г. приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели качества жизни по РФ и регионам СКФО по _состоянию на 2014 г. [14]_

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц Среднемесячная номинальная заработная плата Численность населения с доходами ниже ПМ*, % Уровень безработицы, %

тыс. руб. РФ в % к региону, раз тыс. ру6. РФ в % к региону, раз общая зарегистрированная

РФ 27,8 1 32,5 1 11,2 5,2 1,2

СКФО 20,7 1,3 20,9 1,6 7,1 11,2 4,3

РД 23,4 1,2 18,2 1,8 10,1 10,2 2

РИ 14,4 1,9 20,99 1,5 24,9 29,8 14,4

КБР 16,6 1,7 20,3 1,6 18,5 9,5 1,9

КЧР 16,1 1,7 19,8 1,6 19,5 13 1,8

РСО 19,8 1,4 20,3 1,6 12,1 8,6 2,7

ЧР 19,8 1,4 21,5 1,5 14,2 21,5 15,7

СК 21,6 1,3 22,6 1,4 11,6 5,3 1,1

Как видно из таблицы 2, отставание Республики Дагестан от среднероссийских показателей составляет по среднедушевым доходам -1,2 раза, номинальной заработной плате - 1,8 раза. Вместе с тем, уровень зарегистрированной безработицы в Республике Дагестан был выше в 1,7 раза и общей - в 1,96 раз, чем по стране в целом, число безработных составляет 135 тыс. человек, а зарегистрированных - 26,5 тыс. человек.

Следует отметить, что в Республике Дагестан самая низкая номинальная заработная плата среди субъектов СКФО, а безработица выше, чем в Ставропольском крае, Республике Северная Осетия -Алания, и Кабардино-Балкарской Республике [14]. Об отставании и депрессивном состоянии экономики и социальной сферы Республики Дагестан сказано и написано много, но подлинные причины такого состояния все еще до конца не раскрыты. Без раскрытия этих причин сложно строить ясные планы на будущее и четкие стратегические ориентиры преодоления многовекового отставания Республики Дагестан.

Следует отметить, что начиная с конца 1970-х годов, в Советском Союзе начался застойный период, который заметно отразился и на социально-экономическом положении Дагестана. В этот период отчетливо проявились кризисные явления: падение объемов производства, снижение добычи нефти и газа; производства дизельгенераторов, металлорежущих станков, оконного стекла; улова рыбы; производства консервов, виноградного вина.

В результате этих застойных процессов в республике и в стране в целом и ряда других независимых факторов (землетрясение и пр.) несколько замедлились темпы социально-экономического развития республики. Поскольку высокими темпами развивалась экономика СССР, то преодолеть социально-экономическое отставание Дагестана не удалось и при социализме.

В 1991-1998 годы произошло разрушение практически всех отраслей экономики. Охвативший страну системный кризис в республике был интенсивнее, чем в России, что было обусловлено объективными и субъективными причинами. Реформа по методу «шоковой терапии», прекращение оборонных заказов, разрыв хозяйственных связей, обесценивание оборотных средств предприятия, отсутствие инвестиций, ослабление управления, криминальная приватизация - все это явилось «фактором разрушения экономики» [14]. Этот процесс в Дагестане усугубился транспортной блокадой, связанной с чеченскими событиями.

В годы системного кризиса серьезно пострадало и сельское хозяйство. Развалились колхозы и совхозы. С 2000 года началось восстановление экономики республики высокими темпами.

В 2014 году по сравнению с 2000 годом объем ВРП вырос практически в 5 раз, промышленной продукции - в 2,5 раза, сельского хозяйства - в 3,8 раза, розничного товарооборота - в 6,5 раза, платных услуг населению - в 6 раз, инвестиций в основной капитал - в 10,5 раза, денежные доходы населения за этот же период увеличились в 10,2 раз. Однако эти высокие показатели темпов роста экономики нуждаются в глубоком анализе и объективной оценке[16].

Таким образом, можно утверждать, что не только промышленность, но и сельское хозяйство республики в последние годы не развиваются, поскольку темпы роста объемов производства продукции отстают даже от масштабов увеличения численности сельского населения.

Рассматривая вопросы демографического развития Республики Дагестан следует отметить, что Дагестан является самым крупным регионом СКФО по численности населения. Самое высокое значение коэффициента рождаемости в республике имело место в 1960 г. - 40 родившихся в расчете на 1000 населения. В последующем данный показатель устойчиво снижалось до 2000 года, в котором коэффициент рождаемости составил 17,7 промилле [1].

Рост рождаемости возобновился в 2007 г., обусловленный началом реализации дополнительных мер государственной помощи семьям с детьми в стране [10]. Ощутимый прирост коэффициента рождаемости наблюдался в первые два года после введения материнского (семейного) капитала. В дальнейшем его рост оказался незначительным - всего на 0,3 пункта в среднем за четыре года [5].

Наиболее верным показателем уровня рождаемости является суммарный коэффициент рождаемости, динамика которого приведена на рисунке. В таких условиях, как низкая смертность, для простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости должен быть на уровне 2,33. Суммарный коэффициент рождаемости выше 2,4 принято считать высоким, а ниже 2,15 - низким [4].

Данный показатель рождаемости за долгие годы стабильно снижался. В начале 2000-х годов этот показатель немного вырос, что было обусловлено реализацией отложенных в период социально-экономических реформ и финансовых кризисов в стране рождений третьих или четвертых детей женщинами старших возрастов [2]. Такое укрепление динамики рождаемости оказалось недолговечным, и к 2005 году его уровень опустился ниже показателя 2001 г. В 2007-2008 гг. суммарный коэффициент рождаемости в регионе уверенно рос. В 2011 г. рост еще ускорился и к настоящему времени его величина составила 2,03, что значительно выше аналогичного показателя в целом по России (см. рис. 2).

'исунок 2. Динамика суммарного коэффициента рождаемости в Республике Дагестан в 1990-2014 гг. [2]

Рост суммарного коэффициента в последние годы связан прежде всего с началом реализации дополнительных мер помощи семьям с детьми [1].

Ситуация с продолжительностью жизни в Республике Дагестан выглядит существенно лучше по сравнению с Российской Федерацией и с СКФО. Вопросы уменьшения человеческого потенциала из-за преждевременной смертности в настоящее время остаются наиболее актуальными для России. В стране наблюдаются явные позитивные сдвиги в деле роста продолжительности жизни населения с 2008 г. [9] Тем не менее, ситуация в регионе выглядит значительно лучше как при сравнении с общероссийскими показателями, так и по сравнению с СКФО. По данным Росстата, в 2014 г. разрыв в продолжительности жизни для мужчин составляет при сравнении Республики Дагестан и России в целом - 7 лет, Республики Дагестан и Северо-Кавказского федерального округа - 2,7 года, а для женщин, соответственно, 2,48 и 0,85 года (см. рис. 3).

Рисунок 3. Продолжительность жизни населения, 2014 г. [2]

В 2014 г., продолжительность жизни всего населения региона составила около 76 лет.До сих пор сохранился наблюдавшийся до периода начала реализации дополнительных мер демографической политики, существенный разрыв в показателях по мужскому и женскому населению. Подобная ситуация детерминирована высокой смертностью мужского населения из-за смертности от внешних причин - отравлений, травм, убийств, самоубийств, смертности от террористических актов.

Уровень смертности населения в Республике Дагестан имеет долгосрочную тенденцию к снижению. Однако в программах по улучшению ситуации со смертностью необходимо уделять особое внимание вопросам ускоренного снижения мужской смертности, проблемам территориальной дифференциации уровня смертности, а также динамике младенческой смертности [11].

В начальный период социально-экономических реформ - в 1990-х годах - больше всего смертей приходилось на причину болезней сердечнососудистой системы, и чуть меньше на несчастные случаи, отравления и травмы (см. рис. 4). Но смертность от болезней системы кровообращения имела тенденцию к снижению, а от внешних причин - к увеличению[7]. В результате таких разнонаправленных трендов в начале второй половины 1990-х годов на первый план среди причин смертности вышла причина смерти от несчастных случаев, отравлений и травм, и по настоящее время она является самой значимой причиной смертности населения республики в трудоспособном возрасте. Рост показателя смертности от внешних причин продолжался до 2010 г., достигнув отметки 1300 человек умерших, и лишь за последние годы наметилась обратная тенденция.

Что касается показателя смертности от болезней системы кровообращения, то он до настоящего времени продолжает снижаться. В 2009-2010 гг. он сравнялся с показателем смертности от новообразований, а с 2011 г. опустился ниже уровня последней, заняв третье место среди причин смерти в регионе по значимости с величиной 694 человека. Новообразования как причина смерти трудоспособного населения занимает второе место, а ее уровень за последнее время держится в районе 750-800 случаев смерти в год.

'исунок 4. Умершие по основным классам причин смерти в трудоспособном возрасте, все население (человек) [6]

Демографическая политика, проводимая в регионах должна учитывать ряд особенностей региона с позиций территориальной целостности и национальной безопасности государства [8]. Во-первых, должен учитываться особый геополитический статус региона, который является южным приграничьем страны, обеспечивая выход в Закавказье, в Черноморский бассейн и на Ближний Восток. Во-вторых, должен учитываться значительный экономический потенциал региона, в особенности уникальности агроклиматических и рекреационных ресурсов для всей страны. В-третьих, очень важны для страны минеральные ресурсы республики, в особенности потенциальные (нефть шельфа Каспийского моря). В-четвертых, значительный конфликтогенный потенциал региона (наличие латентных и актуализированных конфликтов, проблема разделенных народов), который значительно нарушает естественный ход демографических процессов.

Но также следует учитывать региональную специфику - Дагестан является самой крупной по численности населения регионом Северного Кавказа и неоднородной в демографическом отношении территорией - в его пределах можно выделить несколько типов территорий, различающихся по результативности демографических процессов, для которых цели и меры реализации демографической политики должны различаться.

Список литературы:

1. Абдулманапов П.Г. Социально-демографические вызовы и проблема расширения рынка труда в Республике Дагестан // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2015. - Т. 1. - № 2. - С. 9-18.

2. Абдулманапов П.Г. Влияние дополнительных мер демографической политики на процесс воспроизводства населения в регионе (на примере Республики Дагестан) / П.Г. Абдулманапов // Экономический анализ: теория и практика. -2011. - №35 (242) - С.37-42.

3. Абдулманапов П.Г. Роль миграции в развитии Республики Дагестан / П.Г. Абдулманапов// Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 39. -С. 64-68.

4. Абидов М.Х. Современные подходы к формированию миграционной политики в России // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. -2015. - № 1. - С. 80-83.

5. Абидов М.Х. Демографический аспект в процессе формирования региональных рынков // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2015. - Т. 1. - № 2. - С. 3-8.

6. Абидов М.Х. Миграция населения и миграционная политика в Дагестане / М.Х. Абидов// Народонаселение. - 2008. - №1. - С. 212 - 126.

7. Борисова Л.А. Влияние демографического фактора на формирование трудоизбыточности и трудонедостаточности российских регионов // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические основы оптимизации управления социально-экономическими процессами в современных условиях, Махачкала, ДГТУ, 2014.

8. Борисова Л.А. Трудовая миграция как фактор социально-экономического развития региона // Сборник материалов Первая Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Проблемы и перспективы развития региональных рынков труда в России». - Махачкала, МФ МАДИ. 2012. - с. 112-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Гендерные стереотипы в меняющемся мире. Опыт комплексного социального исследования /Н. М. Римашевская и др.; под ред. Н. М. Римашевской; Рос. акад. наук, Ин-т социал.-экон. проблем народонаселения, Науч. совет по пробл. гендер. отношений. - М.: Наука, 2009.

10. Постановление от 24 апреля 1996 г. № 291-П «О мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края».

11. Распоряжение Правительства РД от 30 декабря 1994 г. «О практическом осуществлении мероприятий, связанных с массовой миграцией мирного населения на территорию РД».

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2015.

13. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / А.Ш. Ахмедуев, А.А. Рабаданова; РАН; Дагестан. Науч. центр; Ин-т соц.-экон. Исследований. - Москва: Экономика, 2013. - 307 с.

14. Хаджалова Х.М. Оценка социально-экономического развития регионов СКФО в аспекте обеспечения высокого уровня качества жизни // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2015. - № 1. - С. 91-103.

15. Хаджалова Х.М. Региональная инвестиционная политика в повышении качества жизни населения // Экономические науки. - 2009. - № 58. - С. 236-240.

16. Хаджалова Х.М. Теоретико-методологические основы исследования качества жизни // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. -№ 1 (35). - С. 435-441.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.