Научная статья на тему 'Социально-демографическая ситуация и ее роль в формировании эффективной экономики'

Социально-демографическая ситуация и ее роль в формировании эффективной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1537
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ORENBURG REGION / EFFECTIVE ECONOMY / REGION / SOCIO-DEMOGRAPHIC SITUATION / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимов И.В., Сунтеев А.Н., Куценко Е.И.

Статья посвящена анализу социально-демографической ситуации Оренбургской области и определению ее роли в формировании эффективной экономики региона. Основываясь на динамике основных социально-демографических показателей, автор обосновывает необходимость более детализированного и всестороннего анализа исследования социально-демографической ситуации. Сделан вывод о том, что становление эффективной экономики региона зависит в большей степени от состояния человеческих ресурсов, при этом особое значение имеют качественные характеристики, выступающие в роли катализаторов для формирования эффективной экономики региона. Основными направлениями проводимой социально-демографической политики должны стать: совершенствование законодательной базы; экономические стимулы; пропаганда Института семьи; активная миграционная политика по возвращению русскоязычного населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-demographic situation and its role in the formation of effective economy (Russia, Orenburg)

The article analyzes the current socio-demographic situation in the Orenburg region and defines its role in formation of the effective economy of the region. Based on the dynamics of the major socio-demographic indices, the author argues for the importance of more detailed and all-encompassing research of the socio-demographic situation. Formation of effective economy in the region largely depends on the situation with human resources, while its qualitative characteristics play the role of catalyst in the process. The major directions of the socio-demographic politics should include: improvement of the legal basis, economic stimuli, propaganda of the institute of family, and the active migration politics aimed at bringing back the Russian-speaking population

Текст научной работы на тему «Социально-демографическая ситуация и ее роль в формировании эффективной экономики»

- высокая степень зависимости основных отраслей от поставок сырья из-за пределов области.

Механизмы реализации инвестиционной стратегии Оренбургской области включает следующие основные составные части:

- повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие основные задачи:

- обеспечить ускоренное развитие приоритетных отраслей, и, прежде всего, животноводства, на основе обновления и модернизации основных средств, роста эффективности использования производственного потенциала, совершенствования механизмов регулирования агропродовольственных рынков;

- повысить финансовую устойчивость сельского хозяйства за счет мер по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей, расширению их доступа к кредитным ресурсам, развитию страхования сельскохозяйственной деятельности;

- усовершенствовать механизмы внутреннего и внешнеэкономического регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, создать стимулы для роста оте-

чественных и иностранных инвестиций в АПК, формировать гармонизированную с международными требованиями систему контроля качества и фитосанитарного контроля.

Таким образом, инвестиционный механизм регионального развития представляет совокупность форм и методов воздействия органов регионального управления на инвестиционную деятельность в регионе, осуществляемых при непосредственном заинтересованном участии населения и других инвесторов, и направленный на определение целей, формирование необходимых организационно-правовых, экономических условий и реализацию стратегии социально-экономического развития территории.

Повысить эффективность функционирования инвестиционного механизма регионального развития возможно с помощью применения:

- системы страхования инвестиций;

- системы предоставления инвесторам налоговых и иных льгот;

- системы государственных гарантий инвесторам.

Комплексное применение данных процедур с учетом региональных особенностей, включение в них широкого круга заинтересованных субъектов экономического развития позволит существенно повысить эффективность использования инвестиционного механизма.

Литература

1. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1982. — 608 с.

2. Сергеев Л.И., Богданов А.Г. Содержание регионального механизма отраслевого развития в системе управления инвестиционными процессами // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 32 (89). — С. 44-53.

3. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. — Калининград: БИЭФ, 2001. — 355 с.

социально-демографическая ситуация и ее роль в формировании эффективной экономики

И.В. Трофимов,

преподаватель кафедры менеджмента Оренбургского государственного университета,

кандидат экономических наук trofimoff.85@gmail.com

А.Н. Сунтеев,

преподаватель кафедры экономики и менеджмента Башкирского государственного университета (г. Уфа),

аспирант Самарского государственного технического университета

SunteevAN@yandex.ru

Е.И. Куценко,

доцент кафедры менеджмента Оренбургского государственного университета,

кандидат экономических наук keios@mail.ru

Статья посвящена анализу социально-демографической ситуации Оренбургской области и определению ее роли в формировании эффективной экономики региона. Основываясь на динамике основных социально-демографических показателей, автор обосновывает необходимость более детализированного и всестороннего анализа исследования социально-демографической ситуации. Сделан вывод о том, что становление эффективной экономики региона зависит в большей степени от состояния человеческих ресурсов, при этом особое значение имеют качественные характеристики, выступающие в роли катализаторов для формирования эффективной экономики региона. Основными направлениями проводимой социально-демографической политики должны стать: совершенствование законодательной базы; экономические стимулы; пропаганда Института семьи; активная миграционная политика по возвращению русскоязычного населения.

Ключевые слова: Оренбургская область, эффективная экономика, регион, социально-демографическая ситуация, человеческие ресурсы

УДК 330.3 ББК 65.05

Экономика, как сложнейший механизм, нуждается в регулировании во всех без исключения областях. Принятие актуальных и обоснованных управленческих решений невозможно без адекватной информации о социальных, демографических, экономических и иных параметрах развития сложившейся ситуации. Невозможно не согласиться с мнением видного отечественного представителя теории управления персоналом и человеческих ресурсов А.Я. Кибанова, который считает, что человеческие ресурсы — понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, исполь-1 46

зования этого ресурса с учетом интересов каждого человека [1]. Солидарен с ним и американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества Э. Тоффлер, по мнению которого, человеческий капитал — важнейший ресурс будущего постиндустриального общества. В постиндустриальной цивилизации будут востребованы люди квалифицированные, компетентные, информированные, обладающие глубокими фундаментальными знаниями [2].

Современные реалии функционирования экономической системы страны требуют от всех ее участников формирования, достижения и удержания конкурентных преимуществ,

направленных на становление эффективной экономики. Как показывает зарубежная практика формирования и становления эффективной экономики, именно человеческие ресурсы становятся наиболее значимым фактором в усиливающейся конкурентной борьбе. По данным Всемирного банка, в развитых странах человеческие ресурсы составляют от 68% до 76% всего национального богатства. При этом стоит подчеркнуть, что возрастающая отдача от их использования возможна только на макроуровне, а не отдельных индивидов, и только при условии долгосрочного систематического и непрерывного воздействия субъекта управления (министерств, ведомств, и т.п.) на процессы формирования, распределения (перераспределения), использования и развития человеческих ресурсов [3]. Неэффективное управление человеческими ресурсами подрывает сам процесс инвестирования в человеческий капитал и, как следствие, основы формирования эффективной экономики региона [4].

Эффективная экономика показывает рост ВВП и улучшение социально-экономического положения населения. Государственная политика развития и модернизации экономики на передовой структурно-технологической основе, по мнению С.Ю. Глазьева, позволит ускорить темпы экономического роста и перейти на инновационный путь развития России [5].

В теории и практике имеется достаточно обоснованная точка зрения, при которой реализация основных направлений эффективной и инновационной экономики во многом зависит от сформированного трудового потенциала человеческих ресурсов. В этой связи статистический анализ социально-демографической ситуации вызывает огромный научный и практический интерес.

Термин «социально-демографическая ситуация» сравнительно редко встречается в научной литературе. Наиболее часто используется выражение социально-экономическая ситуация. На наш взгляд, это не совсем правильно, так как многие аспекты государственного управления формируются как результат демографических изменений происходящих в обществе.

По нашему мнению, социально-демографическая ситуация представляет собой симбиоз «количественно-качественных характеристик» населения, отражающих состояние и результаты эволюции социальных и демографических процессов на определенной территории и в определенный момент времени.

Нельзя не отметить и того обстоятельства, что систематический мониторинг социально-демографической ситуации актуален не только для органов государственного управления, но и для широкого круга представителей крупного, среднего и малого бизнеса. В последние годы многие компании и фирмы доросли до понимания необходимости систематической оценки состояния и результатов развития социально-демографических процессов как залога собственной конкурентоспособности и финансовой устойчивости в настоящем и будущем.

Необходимость всестороннего анализа социально-демографических процессов все отчетливее проявляет себя не только на федеральном, но и на региональном уровне, где в связи с повышением роли и ответственности местного самоуправления стремительно возрастает ценность достоверной статистической информации об особенностях и перспективах развития конкретных общественных процессов.

Социально-демографическая ситуация на протяжении длительного времени находится под влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Они различаются по своей природе, характеру и направлению влияния на развитие социальных и демографических процессов (табл. 1).

В условиях экономической нестабильности, при регулировании и планировании социально-экономического развития комплексное исследование демографических процессов приобретает все большую актуальность. Численность, структура населения, трудовые ресурсы, рождаемость, смертность, миграция играют важную роль в развитии экономики, как региона, так и страны в целом.

По мнению Г.Ф. Балакиной, параметры социально-демографического развития любого государства формируются как результат взаимодействия разнообразных общественных явлений и процессов, протекающих в его отдельных административно-территориальных единицах [6].

Таблица 1

Наиболее значимые факторы, влияющие на социально-демографическую ситуацию

Политические Социально-экономические Природно-эко-номические

• стабильность политической ситуации; • эффективность государственного управления; • военные операции; • национальная политика. • уровень жизни; • уровень безработицы; • уровень инфляции; • инвестиционный рейтинг и инвестиционный климат; • развитие инфраструктуры; • характеристика жилищных условий. • природно-климатические условия; • экологическая ситуация; • эко-эффектив-ность производственной деятельности.

В настоящее время географический анализ социально-демографического развития на региональном уровне сопряжен с целым рядом проблем методологического, организационного и социально-политического характера. Первые связаны с особенностями предмета исследования, вторые определяются трудностями информационного обеспечения научного познания, а третьи обусловлены результатом трансформации социальных и демографических процессов. Успешное решение перечисленных проблем, по нашему мнению, возможно только на основе интеграции различных данных и непрерывного совершенствования методологии количественной оценки демографической обстановки с использованием моделирования и прогнозирования.

С целью комплексной статистической оценки социально-демографической ситуации необходимо проводить сравнительный анализ основных демографических параметров в рассматриваемом регионе с определенным стандартом. Для российских территорий в качестве такого стандарта может выступать ситуация по стране в целом или федеральному округу, в который территория входит. Такой подход позволяет выявить общие и специфические черты демографических процессов, оценить уникальность их на конкретной территории.

Основная количественная характеристика социально-демографической ситуации — показатель численности населения. Оренбургская область по численности населения на 1 января 2014 занимала по этому показателю 7 место в ПФО (1,4% в общей численности населения страны), 6,8% от общей численности населения в ПФО.

Характеризуя социально-демографическую ситуацию в Оренбургской области, нельзя не отметить изменения, происходящие в структуре населения (табл. 2).

Таблица 2

Распределение населения по полу в Оренбургской области

Годы Все население, тыс. чел. в том числе В общей численности населения, % Число женщин на 1000 мужчин

мужчины женщины мужчины женщины

2000 2211,2 1043,0 1168,2 47,2 52,8 1120

2001 2203,6 1037,6 1166,0 47,1 52,9 1124

2002 2179,5 1022,2 1157,3 46,9 53,1 1132

2003 2176,0 1020,1 1155,9 46,9 53,1 1133

2004 2149,9 1005,6 1144,3 46,8 53,2 1138

2005 2122,4 990,5 1131,9 46,7 53,3 1143

2006 2093,5 974,6 1118,9 46,6 53,4 1148

2007 2067,9 961,2 1106,7 46,5 53,5 1151

2008 2055,7 955,2 1100,5 46,5 53,5 1152

2009 2044,3 949,4 1094,9 46,4 53,6 1153

2010 2033,1 945,2 1087,9 46,5 53,5 1151

2011 2031,5 944,5 1087,0 46,5 53,5 1151

2012 2023,7 941,0 1082,7 46,5 53,5 1151

2013 2016,1 937,5 1078,6 46,5 53,5 1150

2014 2008,5 934,2 1074,3 46,5 53,5 1150

□ Женщины ■ Мужчины

О'* ^ с^ ^ ^

Рис. 1. Диаграмма «Соотношение мужчин и женщин в отдельных возрастных группах» на 01.01.2014 г.

Как видно из таблицы 2, изменения в социально-демографической ситуации сказались не только на численности населения, но и на его структуре. Численность населения за анализируемый период уменьшилась среди мужчин на 10,43% (108,8 тыс.) и женщин на 8,03% (93,9 тыс.).

В области сохраняется характерное для всей России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, доля которых в 2014 г. составила 53,5% и 46,5% соответственно (в 2000 г. - 52,8% и 47,2%).

Сохраняется существенный дисбаланс между соотношением численности мужчин и женщин, который наиболее ярко выражен в старших возрастных группах. По итогам 2013 г. в целом в Оренбургской области на 1000 мужчин приходится 1150 женщин (в РФ — 1159; в ПФО — 1171). В возрасте моложе трудоспособного на 1000 мужчин — 943 женщины, трудоспособном — 927, старше трудоспособного — 2487.

Необходимо отметить особенности соотношения мужчин и женщин в отдельных возрастных группах, которые менялись в течение исследуемого периода (Рис. 1).

Как видно из рис.1, в интервале возрастов (0-39 лет) наблюдается преобладание лиц мужского пола. Так в возрасте (0-4 лет) на 1000 лиц мужского пола приходится 971 женщина, а к 39 годам это соотношение снижается до показателя 967 женщин на 1000 мужчин. Преобладание лиц женского пола наблюдается с 40 лет, это объясняется высоким уровнем смертности мужского населения в трудоспособном возрасте, при этом максимальный уровень превышения женщин зафиксирован в возрасте 70 лет и более — 1367 женщин на 1000 мужчин.

За анализируемый период наметились определенные положительные тенденции в возрастной структуре населения. Так, доля лиц моложе трудоспособного возраста уменьшалась на протяжении 2000-2009 гг. (с 22% до 17,4%), но в последнее время наблюдается отчетливая тенденция к увеличению данной возрастной категории населения за период 2010-2014 гг. с 17,4% до 18,7%. Доля лиц в трудоспособном возрасте показала за анализируемый период незначительную динамику, приращение которой составило 0,1% (в 2000 г. — 58,4%; 2014 г. — 58,5%). В анализируемом периоде постоянно увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста (с 19,5% в 2000 г. до 22,8% в 2014 г.) (Рис. 2).

С проблемой демографического старения тесно связана еще одна негативная тенденция — возрастающая демографическая нагрузка на трудоспособное население.

Демографическая нагрузка населения в трудоспособном возрасте в 2013 г. составила 711 человек на 1000 жителей трудоспособного возраста, в том числе 321 человек — нагрузка детьми и подростками (0-15 лет), лицами старше трудоспособного возраста — 390 человек.

60 50 40 30 20 10

-В- ^ ■ ■ ■ ■ »^Н- —ж

ш- т "О у зспо о о о» ного в о со тз в т а -а

стар ше труд осп особ ног во рас та

мо лож е тру дос пос( збно го в озрг ста

^ О- Л О ч1

Рис. 2. Диаграмма «Динамика возрастной структуры населения по основным возрастным группам (в %)»

За исследуемый период произошло снижение нагрузки детьми и подростками (0-15 лет): в 2002 г. приходилось 329 человек (50,7%) на 1000 жителей трудоспособного возраста, а доля лиц старше трудоспособного возраста, напротив имела тенденцию к увеличению с 320 (49,3%) до 54,9%. Все это свидетельствует о «нагрузке» на экономику со стороны непроизводительного населения (рис. 3).

Несмотря на продолжающуюся негативную тенденцию снижения численности населения в Оренбургской области за последние три года наметилась обнадеживающая тенденция за счет роста показателя рождаемости, снижения показателя смертности и, как следствие, увеличение естественного прироста населения (рис. 4)

Остающийся низким уровень рождаемости объясняется воздействием целого ряда социально-экономических факторов: от социально-экономической ситуации в стране до стиля и образа жизни молодежи.

Изменение ценностных ориентаций у молодых людей вызывает увеличение рождаемости в более поздних возрастных категориях. В современных условиях происходит переориентация населения на более позднее рождение детей, что сказывается на среднем возрасте матери при рождении первого ребенка (в 2012 г. — 27,9 лет).

Вместе с изменениями репродуктивного поведения населения, в демографической ситуации отчетливо прослеживаются тенденции в изменении структурных параметров — увеличение вклада в рождаемость более возрастных групп (рис. 5).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

493 30,5

г^г^ Сг^

,а старше трудосг

_) |_| и |_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡3,' 43,!' !14,3

I

лица старше трудоспособного возраста

^0.7 49,5 48,6 47,8 46,6 46,1

55

55

дети и подростки

45,7 45,4

4:5

45

55

45

54,9

45,1

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 20102011 2012 2013

Рис. 3. Диаграмма «Демографическая нагрузка населения трудоспособного возраста, (в %)»

20

14,4

15,7

15,2 15 15,1

умерших

14,3 14,5 14,3 14,1 13 9 14,2 IV»

9,7

10,7

11,2

родившихся

естественный прирост

-0,5 -0,5 -0,4

0,7 0,9 04

-5

Рис. 4. Диаграмма «Показатели рождаемости, смертности, естественного прироста на 1000 человек населения»

Отличительной особенностью Оренбургской области является прирост коэффициента рождаемости среди женщин в возрасте 20-24 лет на 5,5% в 2013 г. в сравнении с 2002 г, в то время как в данной возрастной категории по ПФО и РФ наблюдалось снижение коэффициента рождаемости на 7,49% и 6,6% соответственно.

Полученные статистические данные являются достаточно информативными и подтверждают общую тенденцию — увеличение числа родившихся в более возрастных группах населения, и отражают социально-экономические условия современной жизни, препятствующие рождению детей. Позднее деторождение входит в норму не только в Оренбургской области, но и в целом по Российской Федерации, усложняя и без того незавидную демографическую и экономическую ситуацию.

Сформировавшаяся социально-демографическая ситуация в Российской Федерации и Оренбургской области является сдерживающим фактором для формирования эффективной и инновационной экономики. По мнению американского экономиста Н. Рубини, социально-демографические факторы окажут негативное влияние на темпы прироста ВВП, показатели которого в ближайшие десять лет в РФ не превысят 3-3,5% в год.

В условиях сложной социально-демографической ситуации (снижение общего уровня жизни, реальных доходов населения, темпов естественного прироста и т.д.) основными направлениями государственной политики должны стать не отдельные мероприятия, а целый комплекс, дающий возможность обеспечить качественное воспроизводство населения, которое позволит Российской Федерации осуществить долгосрочное социально-экономическое и инновационное развитие эффективной экономики. Основу комплекса мероприятий должны составить:

• совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей социально-демографические процессы;

• предоставление ипотечных программ на более льготных условиях, для молодых семей имеющих более двух детей;

• активизация миграционной политики, ориентированной на привлечение квалифицированных русскоязычных граждан;

• меры, направленные на пропаганду Института семьи, нравственных устоев, и ценностей.

Таким образом, все планы, программы и показатели социально-экономического развития регионов и отраслей, а также

Приеолжский Федеральный округ

Рис. 5. Диаграмма «Сравнительная характеристика возрастных коэффициентов рождаемости, (в %«)»

выделение финансовых средств на социальную сферу долж- темпы роста численности населения и их компоненты (рождае-ны основываться на демографических показателях, учитывать мость, смертность, половозрастная структура, миграция).

Литература

1. Кибанов А.Я. Управление трудовыми ресурсами: учеб. пособие / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаулова. — М: ИНФРА-М, 2009 — 284 с.

2. Тоффлер Э. Третья волна. — М: «АСТ», 2010. — 795 с.

3. Трофимов И.В. Повышение эффективности управления человеческими ресурсами отрасли строительной индустрии: ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. — М: Государственный университет управления, 2014. — 22 с.

4. Тугускина Г.Н. Человеческий капитал как основа конкурентоспособного государства // Экономика образования. — 2015. — №2 (87). — С. 4-11.

5. Глазьев С.Ю., Фетисов Г.Г. О стратегии устойчивого развития экономики России // Экономист. — 2013. — № 1. — С. 3-35.

6. Балакина Г.Ф. Стратегии развития депрессивного региона / Ред. С. В. Парамонова. — Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2009. — 344 с.

7. Российский статистический ежегодник за 2014 год: Стат.сб. / Федеральная служба государственной статистики. — М., 2015.

8. Лисицин В.И. Региональные особенности медико-демографической ситуации в России (на примере Новгородской области) // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. — 2010. — №59.

9. Курлыкова А.В., Воробьев В.К. Управление развитием персонала организации на основе разработки и реализации кадровой стратегии // Экономика и предпринимательство. — 2014. — №10 (51). — С. 757-760.

10. Устинова К.А. Человеческий капитал в инновационной экономике: монография / К.А. Устинова, Е.С. Губанова, Г.В. Леонидова. — Вологда: Институт социально-экономического развития РАН, 2015 — 195 с.

11. Тугускина Г.Н. Управление развитием региона: инвестиции в человеческий капитал // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — №3. — С. 84-89.

институциональное проектирование управления экономической безопасностью регионального развития

В.В. Чекмарев,

доцент кафедры экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова,

кандидат экономических наук tcheckmar@ksu.edu.ru

В статье обосновываются ответы на такие вопросы как «можно ли управлять экономической безопасностью», в чем смысл «институционального проектирования», «возможно ли промышленное развитие вне социокультурной динамики». Одновременно раскрывается содержание понятия «новая экономика» с позиций политико-экономического подхода и определяется продуктивность диглоссического сочетания институционального и политико-экономического анализа состояний экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность мезоэкономических систем, институциональное проектирование, методология анализа «новой экономики», региональное развитие.

ББК У9(2)-971(2Р)я73 + У9(2)80,3(2Р)я73

Описанию актуальных задач в рамках противоречий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также проблем обеспечения их экономической безопасности посвящено достаточно большое количество публикаций. Отличительной особенностью авторского подхода является развитие идей концептуального характера о необходимости институционального проектирования и опоре в решении задач межрегионального выравнивания на формирование интеллектуального капитала [2; 3; 18].

Институциональное проектирование есть процесс конструирования социально-экономических характеристик региона как мезоэкономической системы. Названный процесс обеспечивает решение целой группы задач, важнейшими из которых являются такие как создание предпосылок формирования «новой экономики», обеспечение экономической безопасности субъектов РФ и страны в целом.

Институциональное проектирование предполагает развитие институтов и инструментов обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Результаты институционального проектирования должны быть оценены показателями расширения социальной базы институциональных соглашений в области регулирования регионального развития, роста интеллектуальных ресурсов, в том числе — интеллектуального капитала.

Институциональное проектирование подразумевает преобразование модели рентоориентированного поведения на

модель инновационного поведения с целью устойчивого развития регионов (субъектов РФ).

Промышленное развитие в новой экономике: перспективы социокультурной динамики.

Понятие «новая экономика», несмотря на его употребление многочисленными авторами публикаций по проблемам экономической теории, до настоящего времени не стало па-радигмальным.

Очевидно, что определение содержания понятия «новой экономики» есть процесс инфиниции. Инфиниция, в отличие от дефиниции, — это попытка определить нечто неопределимое (в силу разных причин, в том числе исторической неразвитости или эволюции). Поэтому множество разных определений быстро сменяют и как бы стирают друг друга, жестом отчаяния указывая на то, что от них ускользает. Однако, в дискурсе анализа тех или иных экономических явлений можно пользоваться таким понятием содержания новой экономики как экономика знаний (конечно же с определенной долей условности) [7; 19; 20].

Продуктивность предлагаемого подхода заключается в возможности политико-экономического анализа тех процессов и явлений, которые можно рассматривать в рамках новой экономики.

Много лет назад А.В. Бузгалин опубликовал небольшую брошюру «Мифы рынка» [6]. Эта работа запомнилась поста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.