Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТНИКОВ СУРГУТСКОЙ НЕФТЕРАЗВЕДОЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В КОНЦЕ 1950-Х ГОДОВ'

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТНИКОВ СУРГУТСКОЙ НЕФТЕРАЗВЕДОЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В КОНЦЕ 1950-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТНИКОВ СУРГУТСКОЙ НЕФТЕРАЗВЕДОЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В КОНЦЕ 1950-Х ГОДОВ»

В.В. Рашевский, Сургутский государственный университет ХМАО - Югры

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТНИКОВ СУРГУТСКОЙ НЕФТЕРАЗВЕДОЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В КОНЦЕ 1950-х ГОДОВ

13 сентября в Сургуте высадился десант геологов-первопроходцев под руководством Ф.К. Сал-манова. Четыре десятка смельчаков бросили вызов неизвестности, покинули обжитые места в Кемеровской области и устремились на Север разведывать кладовые черного золота.

Прибывшим геологам с самого первого дня пришлось преодолевать всевозможные трудности: отсутствие элементарных жилищно-бытовых условий, суровый климат, невыносимый гнус, плохое материально-техническое и продовольственное снабжение. Большую помощь и поддержку на этапе становления новой экспедиции оказывали райком партии, местный колхоз и рыбокомбинат. Все пришлось начинать с нуля.

Первоначально все прибывшие устроились на постой в небольшом здании речного вокзала, а через три дня расселились в домах у местных жителей. Был заключен договор аренды на зиму этого здания под контору экспедиции. При содействии секретаря райкома партии В.Г. Бахмата для нужд экспедиции освободили часть складских помещений пристани [1]. Самой первой проблемой, вставшей перед экспедицией, было отсутствие большого числа кадров в штате, что создавало трудности при создании в сжатые сроки базы экспедиции.

С первых дней прибытия геологов были даны объявления о наборе в нефтеразведку рабочих всех профилей. На работу приняли более пятидесяти местных жителей, в основном, не имеющих специальности. Большинство из них были калмыками. Местный райкомбинат выполнял необходимые заказы по столярным работам. При помощи секретаря Сургутского райкома ВЛКСМ В. Салмина из принятых рабочих создали несколько плотничьих бригад, в задачи которых входила подготовка площадки под строительство поселка геологоразведчиков на Черном мысу.

Правление местного колхоза выделило несколько лошадей. Гужевой транспорт был основным в первые годы обустройства экспедиции. С помощью лошадей добирались до отдаленных участков, доставляли и перевозили грузы [2].

Конец 1957 и начало 1958 гг. первопроходцы использовали для обустройства и налаживания своего быта. В докладе Ф.К. Салманова

председателю райплана тов. Пагилеву говорится, что сургутская разведка была организована приказом по тресту «Запсибнефтегеология» с 1 ноября 1957 г. Кроме перебазировки, никакого плана работ на 1957 г. в районе Сургута не было. Работы выполнялись по обустройству Сургутской площади на договорных началах для Колпашевской конторы разведочного бурения. Согласно договору необходимо было освоить 400 тыс. руб., фактически работ было выполнено на 488 тыс. руб. Из них более половины потрачено на строительство жилых и производственных зданий [3].

Согласно смете на организацию сургутской нефтеразведки, планировалось возвести жилые дома, контору с радиостанцией, магазин, красный уголок, продуктовый и материальный склады, склад для цемента и горюче-смазочных материалов, электростанцию, котельную, навес для оборудования, столовую и причал [4].

В первую очередь была возведена электростанция, установлена пилорама. В это время начали прибывать молодые специалисты, в числе которых были Е.А. Тепляков, О. Перегудов, А. Шашкин [5]. К концу 1957 г. были окончательно построены электростанция, механическая мастерская и ремонтно-комплектовочная базы. К лету 1958 г. завершилось строительство еще нескольких жилых домов, магазина, гаража, небольшого клуба, конторы экспедиции и складов [6].

В феврале 1958 г. были созданы два участка глубокого бурения - Локосовский и Пимский. По инициативе Ф.К. Салманова было предложено объединить участки в одну крупную организацию. После одобрения предложения секретарем обкома партии по промышленности А.К. Протозановым и начальником геологоуправления Ю.П. Номикосовым была создана Сургутская нефтеразведка [7].

С началом навигации 1958 г. геологи ожидали поставок оборудования и буровых станков. Это дало возможность вести колонковое бурение профиля по руслу реки Оби скважинами глубиной пятьсот метров. Опорное бурение носило чисто познавательный характер. Скважины, пробуренные в Ларьяке, Покуре, дали лишь общее представление о геологическом разрезе пород.

В.В. Рашевский. Социально-бытовые проблемы работников сургутской нефтеразведочной экспедиции в конце 1950-х годов

Шло планомерное геологическое изучение местности, которое готовило почву для будущих открытий [8].

Однако здесь были свои сложности. Помимо острой нехватки квалифицированных специалистов, текучести кадров, остро встала проблема сроков доставки грузов со всем необходимым оборудованием и материалом для геологоразведочной экспедиции.

По приглашению А.Т. Горского и Ф.К. Сал-манова состав экспедиции пополнили В.П. Лагутин и семь буровиков. Позже с Куйбышева прибыли тридцать человек разных профессии: монтажники, помощники бурильщиков, дизелисты, слесари и кочегары. Также вливались в коллектив рабочие из Азербайджана, Грозного и других республик и регионов огромной страны [9]. В то же время не все выдерживали условий, с которыми приходилось мириться на Севере, и уезжали обратно. Можно выделить следующие причины, по которым работники увольнялись: по собственному желанию (в основном из-за отсутствия жилищно-бытовых условий, более половины всех увольнений); по сокращению штатов подсобных работников, ввиду перевода в другие экспедиции и управления; за нарушение трудовой дисциплины и систематические прогулы, а также по окончании трудового договора [10].

Развитие геологоразведочных работ в Среднем Приобье сдерживала слабая материальная база и межведомственные барьеры. Геологическое управление после настоятельных неоднократных просьб Ф.К. Салманова о высылке материалов отправило груз только спустя 48 дней после открытия навигации [11]. Завоз грузов проходил медленно, лишь в июне они начали поступать в экспедицию. Были случаи, когда баржи с оборудованием простаивали по несколько дней из-за того, что суда с грузами передвигались лишь в пределах границ определенного района. Так, в Александрово, Омской области, баржи простаивали четверо суток. Омское пароходство могло доставить груз лишь до Верхне-вартовска, так как дальше начиналась граница Тюменской области, где перевозки осуществляло местное пароходство. Это требовало дополнительных затрат сил, времени и средств. Необходимо было переместить весь груз на другие баржи и доставить его до места назначения.

В экспедиции наблюдалась острая нехватка инструментов и запасных частей. Отсутствие нормального снабжения приводило к тому, что обычный кислород для газосварки приходилось возить 1 500 км из Томска или Новосибирска. Ф.К. Салманов в своих мемуарах так описывает сложившуюся ситуацию: «Скудные запасы основной базы

сразу передавали остро нуждающимся. Каждую трубу или мешок с реагентами делили с боем, безжалостно «раскулачивая» сам Сургут» [12].

В целях оперативного и комплексного снабжения экспедиции всем необходимым оборудованием, руководство Сургутской нефтеразведки стремилось добиться перевода из Новосибирского геологического треста в подчинение Тюменского. Такое решение удалось получить лишь в 1959 г. До этого времени Новосибирское геологоуправление несвоевременно проводило завоз основных расходных материалов, в которых остро нуждались буровые партии экспедиции: талевый канат, цемент, кондуктор, обсадные трубы, бурильные трубы, грязевые шланги, прочий инструмент и материалы, без которых невозможно было проводить буровые работы.

При передаче Сургутской экспедиции из системы Новосибирского ТГУ в систему Тюменского ТГУ, Новосибирское ТГУ не обеспечило передачу и завоз многих остродефицитных материалов: буровые трубы и замки к ним, техническая колонна. Не было завезено достаточного количества талевого каната, в результате чего Н-Мысовская буровая была остановлена, а на грани остановки находились Сургутская и Пим-ская буровые. Во всех партиях экспедиции ощущался недостаток горюче-смазочных материалов. Сроки доставки тоже не выдерживали никакой критики. Бурильные трубы, предназначенные для Юганского участка, были завезены в Сургут в самом конце навигации, в связи с чем караван с трубами не смог пробиться в Юган [13]. До момента передачи под тюменское ведомство все материалы завозились, в основном, из Новосибирска, за исключением того, что можно было взять в большом количестве на месте базирования геологоразведочной экспедиции - в Сургуте [14].

Еще одной проблемой в сургутской нефтеразведке было малое количество рабочей техники. Какие-либо грунтовые дороги в районе работ отсутствовали. Единственным видом транспорта в летнее время служил водный путь мелкосидящими катерами, а в зимнее - санный путь лошадьми и оленями [15]. Как вспоминал сам Ф.К. Салманов, единственным транспортом был гужевой. О вертолетах, самолетах и тягачах даже не мечтали [16].

Имел место случай, когда на буровую, которая находилась более ста км от Сургута, срочно потребовался талевый канат. Доставить полуторатонный груз не было никакой возможности. Геологи, проявив смекалку, нашли выход из положения. Решили тянуть канат волоком, сняв его с барабана. В колхозе на Белом Яру были арендованы лошади. В обозе, через равное расстояние, были расставлены сани, на которых трос

волоком тянулся по льду реки. Ответственным за доставку назначили Е.А. Теплякова. Прошло два дня ожидания, пока он не передал по рации: «Задание выполнено, лошади целы, люди загорели, один раз даже искупались». За аренду лошадей платили по рублю за километр. На них ездили на буровые за керном на десятки километров. Дороги с хорошим твердым покрытием в то время попросту отсутствовали [17].

Для решения проблем с доставкой и транспортировкой грузов внутри экспедиции ее начальник, Ф.К. Салманов, неоднократно ставил вопрос перед геологическим управлением о необходимости выделения воздушного судна. С просьбой о содействии в передаче для экспедиции самолета он обратился и к секретарю Тюменского обкома. В ноябре 1959 г. в Сургуте приземлился первый Ан-2, который по указанию Ю.Г. Эрвье был выделен в распоряжение экспедиции, что в некоторой степени облегчило жизнь геологам [18].

Таким образом, первые годы становления Сургутской нефтеразведочной экспедиции, которые выпали на конец 1950-х гг., были весьма сложными. Наряду с объективными проблемами начального этапа формирования, такими, как необжитая местность, отсутствие хорошо налаженной инфраструктуры, нехватка квалифицированных кадров, были и проблемы, которые по большей части касались проблемы «местничества». Местные организации и ведомства создавали трудности для реализации поставленных геологами целей и задач. Руководство отодвигало на второй план потребности геологов в оборудовании, четком исполнении сроков доставки грузов. Несмотря на трудности, геологоразведчики выполняли определенные руководством объемы работ, приближаясь к открытию первых месторождений нефти, которые последовали в начале 1960-х гг.

Примечания

1. Салманов Ф. К. Я - политик. М., 2006. С. 5 9-60.

2. Салманов Ф. К. Жизнь как открытие. М., 2003. С. 123, 132-133.

3. Сургутский городской архив (СГА). Ф. 90. Оп. 1. Д. 16. Л. 31.

4. СГА. Ф. 90. Оп. 1. Д. 11. Л. 4-5.

5. Салманов Ф. К. Я - политик ... С. 61.

6. Салманов Ф. К. Жизнь как открытие ... С. 139-140.

7. Салманов Ф. К. Я - политик ... С. 63.

8. Воспоминания В.Н. Иванова, 1934 г.р.

9. Салманов Ф. К. Жизнь как открытие ... С. 146.

10. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. П-107. Оп. 1. Д. 2003. Л. 160.

11. ГАСПИТО. Ф. П-124. Оп. 1. Д. 4045. Л. 52.

12. Салманов Ф. К. Жизнь как открытие. С. 144-145, 148, 158.

13. ГАСПИТО. Ф. П-124. Оп. 1. Д. 4199. Л. 2-3.

14. СГА. Ф. 90. Оп. 1. Д. 11. Л. 7.

15. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. Р-1903. Оп. 1 Д. 73а.

16. Салманов Ф. К. Жизнь как открытие . С. 149.

17. Сайфуллин Р. Евграф Тепляков: полвека в геологии [Электронный ресурс]. URL: http://www. t-i.ru/article/14394.

18. Салманов Ф. К. Я - политик . С. 66, 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.