Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / антропоэкология / социализации личности / физическая культура / адаптивноразвивающее пространство / competencies / anthropoecology / socialization of personality / physical culture / adaptive and develo ping space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириченко Владимир Владимирович

В статье актуализируется проблема необходимости изучения взаимодействия человека в социальнокультурном окружении, то есть в антропоэкологическом контексте. Акцент делается на необходимости формирования у педагога совокупности компетенций, которые представлены в авторской трактовке как социальноадаптивные. Целью статьи является изучение подходов к формированию социальноадаптивной компетентности педагога. Целостное адаптивноразвивающее и реабилитационное образовательное пространство может быть организовано на основе комплексного использования здоровьеориентированного ресурса воспитательнообразовательной деятельности, включая технологии, средства и методы физического воспитания, обеспечивающего трансформацию образовательной среды в адаптивноразвивающее пространство, реализующееся с помощью межведомственного и сетевого взаимодействия образовательных, социальнооздоровительных и профессиональных организаций в целях совершенствования управленческих, психологопедагогических и профилактических действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириченко Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ADAPTIVE COMPETENCE OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER

The article actualizes the problem of the need to study human interaction in a sociocultural environment, that is, in an anthropoecological context. The emphasis is on the need for a teacher to form a set of competencies, which are presented in the author’s interpretation as socially adaptive. The article actualizes the problem of the need to study human interaction not only with the natural, but also the sociocultural environment, since the world around a person is divided into nature, society and culture, which is understood as second nature, as an artifi cial environment in which a person spends most of his life. The purpose of the article is to study approaches to the formation of healthforming competence of a teacher. An integral adaptivedeveloping and rehabilitative educational space can be organized on the basis of the integrated use of a healthoriented resource of educational and educational activities, including technologies, means and methods of physical education, ensuring the transformation of the edu cational environment into an adaptivedeveloping space, implemented through interdepartmental and network interaction of educational, sociorecreational and professional organizations in order to improve management, psychological, pedagogical and preventive actions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

[Ecosystem approach to the organization of education: historical background and modern trends]. Zhurnal pedagogicheskih issle-dovanij, 2022, no. 3, pp. 14-22. (In Russian).

7. Zjateva L. A., Isakova G. S., Kijutina I. I. Problema vospitanija v sociokul'turnoj srede sovremennogo vuza [The problem of education in the sociocultural environment of a modern university]. Bryansk, 2022, 204 p. (In Russian).

8. Zjateva L. A., Kijutina I. I., Eliseeva E. V., Isakova G. S. Stanovle-nie sistemy grazhdansko-patrioticheskogo vospitanija molodezhi v internet-prostranstve [Formation of a system of civic-patriotic education of youth in the Internet space]. Bryansk, 2020, 218 p. (In Russian).

9. Krasnoperova V. F., Smirnova N. E., Solodova I. L., Kat-kova O. A. Metodicheskie rekomendacii po realizacii modelej obuchenija i vospitanija, napravlennyh na razvitie lichnostnogo samoopredelenija i formirovanie rossijskoj identichnosti obu-chajushhihsja [Methodological recommendations for the implementation of training and education models aimed at developing personal self-determination and the formation of Russian identity of students]. Ed. L. A. Tsarevoy. Moscow, 2023. 102 p. (In Russian).

10. Pokolenie RU - v edinstve sila. Uchebno-metodicheskie materi-aly Internet-festivalja [Generation RU - there is strength in unity. Educational and methodological materials of the Internet Festival]. Bryansk, 2019. 300 p. (In Russian).

11. Ryzhova N. I., Sviridenko T. E., Eroshenko V. I. Tendencii i aktual'nye zadachi jekologicheskogo obrazovanija i prosvesh-henija v uslovijah ugroz sovremennogo sociuma [Trends and

current tasks of environmental education and enlightenment in the context of threats in modern society]. Prepodavatel' XXI vek, 2020, no. 4-1, pp. 36-48. (In Russian).

12. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Utv. Rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2015 g. No. 996-r [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025. Approved by Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospi-tanie-dok.html. (accessed 05. 02.2024). (In Russian).

13. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" po voprosam vospitanija obuchajushhihsja. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 g. No. 304-FZ ["On amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on issues of education of students. Federal Law of July 31, 2020 no. 304-FZ]. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_358792/ (accessed 08.02.2024). (In Russian).

14. O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 30.12.2020 No. 489-FZ ["On Youth Policy in the Russian Federation". Federal Law dated December 30, 2020 no. 489-FZ]. URL: https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (accessed 06.02.2024). (In Russian).

15. Fedorov I. M. Perehod ot obrazovatel'noj sredy k obrazovatel'noj jekosisteme [Transition from educational environment to educational ecosystem]. Molodoj uchenyj, 2019, no. 28 (266), pp. 246-250. (In Russian).

16. Janickij O. N. Rossija kak jekosistema [Russia as an ecosystem]. SOCIS, 2005, no. 7, pp. 84-93. (In Russian).

УДК /UDC 371

DOI 10.54509/22203036_2024_2_126 EDN GIQFYK

Кириченко Владимир Владимирович

кандидат педагогических наук, руководитель структурного подразделения «Бассейн» МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36», г. Кемерово

Kirichenko Vladimir V.

Candidate of Pedagogy Sciences, Head of Structural Division "Swimming Pool" of the Secondary School No. 36, Kemerovo

СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

SOCIO-ADAPTIVE COMPETENCE OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER

Аннотация. В статье актуализируется проблема необходимости изучения взаимодействия человека в социально-культурном окружении, то есть в антропо-экологическом контексте.

Акцент делается на необходимости формирования у педагога совокупности компетенций, которые представлены в авторской трактовке как социально-адаптивные.

Целью статьи является изучение подходов к формированию социально-адаптивной компетентности педагога. Целостное адаптивно-развивающее

и реабилитационное образовательное пространство может быть организовано на основе комплексного использования здоровьеориентированного ресурса воспитательно-образовательной деятельности, включая технологии, средства и методы физического воспитания, обеспечивающего трансформацию образовательной среды в адаптивно-развивающее пространство, реализующееся с помощью межведомственного и сетевого взаимодействия образовательных, социально-оздоровительных и профессиональных организаций в целях совершенствования управлен-

ческих, психолого-педагогических и профилактических действий.

Abstract. The article actualizes the problem of the need to study human interaction in a socio-cultural environment, that is, in an anthropo-ecological context. The emphasis is on the need for a teacher to form a set of competencies, which are presented in the author's interpretation as socially adaptive.

The article actualizes the problem of the need to study human interaction not only with the natural, but also the socio-cultural environment, since the world around a person is divided into nature, society and culture, which is understood as second nature, as an artificial environment in which a person spends most of his life.

The purpose of the article is to study approaches to the formation of health-forming competence of a teacher.

An integral adaptive-developing and rehabilitative educational space can be organized on the basis of the integrated use of a health-oriented resource of educational and educational activities, including technologies, means and methods of physical education, ensuring the transformation of the educational environment into an adaptive-developing space, implemented through interdepartmental and network interaction of educational, socio-recreational and professional organizations in order to improve management, psychological, pedagogical and preventive actions.

Ключевые слова: компетенции, антропоэкология, социализации личности, физическая культура, адаптивно-развивающее пространство.

Keywords: competencies, anthropoecology, socialization of personality, physical culture, adaptive and developing space.

Введение

В соответствии с целью представленной статьи в процессе изучения научно-методической литературы, выявления подходов к формированию исследуемой компетенции учителя было установлено, что реализация социально-адаптивной компетентности педагога как антропоэкологическая проблема обусловлена необходимостью формирования адаптивно-развивающего пространства образовательной организации, направленного на сохранение и укрепление здоровья всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, социализации обучающихся и уменьшения факторов «риска».

Современная, динамично развивающаяся жизнь чуть ли не ежедневно ставит перед индивидуумом массу новых вызовов, задач, условий. В связи с остро напряженным состоянием современного мира, царящей в нем неопределенностью и непредсказуемостью, усилившимся до предела межгосударственным и межблоковым противостоянием в политической, эконо-

мической, ценностной (аксиологической) плоскостях, рушатся десятилетиями создававшиеся связи, прекращается сотрудничество практически во всех сферах взаимодействия, в том числе в науке и образовании. Как следствие, лишь начавшее приобретать контуры мировое образовательное пространство было отброшено назад на неопределенное время [1].

Проблема усугубляется тем, что тенденции последнего времени таковы, что существование человека в первую очередь как биологического вида, обитающего в окружающей его природе, взаимодействующего с ней, зависящего от нее, становится все более проблематичным из-за его отношения к окружающей природе и к себе (как индивиду) в ней.

Методология

Методологической предпосылкой проведенного исследования является изучение социально-адаптивной компетентности педагога, которая рассматривается нами как интегративная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность осуществлять активную деятельность по здоровьеформированию и здоровье-сбережению, направленную на всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в личностно-профессиональных аспектах на основе знаний, умений, опыта.

Анализ педагогической литературы по исследуемой тематике позволил сделать вывод, что в последние годы все больше осознается необходимость изучения взаимодействия человека с природным и социально-культурным окружением. Поскольку окружающий человека мир делится на природу, социум и культуру, которая понимается как вторая природа, как искусственная среда, в которой человек проводит большую часть своей жизни, благополучие человека зависит от воздействия на него комплекса факторов и природной, и социальной среды [2].

Специфика педагогической проблематики антропо-экологии связана с поиском духовно-нравственной сущности человека как биосоциокультурного существа, с определением адекватных стратегий образования, воспитания и в целом его индивидуального развития. Экологизация предполагает создание условий для саморазвития, самосовершенствования человека как носителя и создателя определенной культуры [3].

Педагогическими условиями формирования социально-адаптивной компетенции педагога являются следующие положения:

- одним из компонентов социально-адаптивной компетенции педагога является его умение адаптиро-

вать обучающихся в социальной среде, то есть основной составляющей этого умения становится адаптивная физическая культура;

- формирование социально-адаптивной компетенции педагога должно рассматриваться как целостное адаптивно-развивающее и реабилитационное пространство.

Результаты

Модернизация современного российского образования призвана решить данные вопросы, а для их эффективной реализации современной школе на сегодняшнем этапе ее развития необходимы учителя, которые на высоком уровне обладают целостной системой профессионально необходимых качеств, обширных знаний по преподаваемому предмету, способны продуктивно владеть приемами преподавательской деятельности и умением эффективно разрешать проблемные ситуации, складывающиеся в процессе профессиональной деятельности, то есть быть компетентными в своей области знаний.

Поскольку приобщение к социальным нормам происходит в процессе онтогенеза с помощью образования и воспитания, образование в целях постижения биосоциальной сущности человека призвано показать значимость природы, разъяснять место человека в ней, воспитать восприятие природы как одной из основополагающих ценностей.

Гармоничное взаимодействие природных, социальных и культурных аспектов в развитии личности говорит о необходимости реформирования антропоэколо-гической составляющей социализации личности как системы, которая должна содействовать созданию нового современного эталона жизни, способствующего соблюдению антропологических и экологических принципов сосуществования человека как индивида и общества в целом, базовой основой которой становится отношение индивида к природе и своему здоровью как неотъемлемой части этой природы.

Особое внимание к реформированию системы современного отечественного образования обусловлено тем, что образование как результат является основой для решения целого ряда современных проблем общества, в том числе антропоэкологических, сохранения здоровья и др.

Все реформы образования в конечном счете замыкаются на конкретном субъекте - учителе. Учитель школы является основным исполнителем всех нововведений в практике образования. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач.

Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Он лишь должен работать так, чтобы обучение детей в образовательной организации не наносило ущерба их здоровью [4].

На сегодняшний день как никогда остро стоит вопрос о настоятельной необходимости в формировании у преподавателей общеобразовательных школ комплекса компетенций в области формирования и сохранения здоровья, а именно их умению сознательно регулировать поведение и отношение к своему здоровью, социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Для успешного решения задач, которые ставит перед современным педагогом повседневная жизнь, учитель должен в полной мере обладать тем набором профессиональных компетенций, которые позволят ему решить их на высоком профессиональном уровне.

Положения Федерального государственного образовательного стандарта говорят о том, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей. Идеологию ФГОС характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды [5].

В связи с изменениями в нормативных документах происходит качественное изменение в составе квалификационных требований и характеристик учителей, основой которых становятся профессиональные педагогические компетенции. Происходит радикальное, принципиальное изменение содержания труда учителя.

Поэтому сегодня как никогда остро стоит проблема формирования у педагога обоймы компетенций, среди которых одними из основных, на наш взгляд, будут являться социально-адаптивные, что обусловлено необходимостью:

- социализации в сфере образования, которая идет путем формирования ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодым поколением основных социальных навыков, практических умений в области образования и социальных отношений;

- разрешения негативных социальных проблем, связанных с вредными привычками, употреблением запрещенных препаратов, безнадзорностью и др.;

- обеспечения социальной мобильности,которая заключается в готовности к быстрой смене деятельности;

- сохранения и укрепления здоровья различных контингентов взрослого и подрастающего поколения [6].

Согласно компетентностному подходу, здоровье представляет собой способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию, тем самым выступает не результатом влияния внешних условий и сопротивления им, а проявлением внутренней созидательной активности в процессе жизнедеятельности [7].

Из этого следует, что одной из важнейших компетенций современного педагога должна стать одна из форм социально-адаптивных компетенций - здо-ровьесберегающая компетентность, которая является, по нашему мнению, неотъемлемой составной частью социально-адаптивных функций педагога, обладает достаточно четкими «внешними» границами и реализуется на основе идентификации и коррекции личностно-ориентированных критериев: когнитивного, мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, деятельностного, адаптивно-ресурсного, отражающих суммарно как знания, умения, навыки, так и определенный уровень развития различных личностных способностей, которые в совокупности обеспечивают результаты деятельности.

Многие авторы (Т. С. Бойченко, Н. Н. Полищук, В. В. Лобачева, Е. А. Шатрова и др.) считают, что здо-ровьесберегающая компетентность педагога представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, выступающее совокупностью взаимодействующих и взаимозависимых компонентов ценностно-мотивационного, когнитивного и опе-рационально-деятельностного характера и обеспечивающее охрану жизни и здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса, готовности к здоро-вьесберегающей деятельности на основе знаний, умений, навыков и опыта работы в образовательной среде с использованием современных технологий для достижения высоких результатов [8].

Одной из основных форм развития физических качеств и поддержания двигательной активности во все времена были занятия физическими упражнениями, спорт.

Сегодня физическая культура и спорт вновь становятся социальными феноменами, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства, здорового гражданина и общества в целом. Ценности физической культуры и спорта позволяют осуществлять преобразование личности человека, оказывают влияние не только на его физическую сферу, но и социальную (Л. И. Лубышева). В этой связи особую значимость приобретает деятельность педагога физической культуры по привлечению школьников к систематическим самостоятельным

занятиям физкультурой, тем или иным видом спорта, развитию физических качеств, воспитанию у них культуры здорового образа жизни [9].

Задача, которую должен сегодня решать учитель физической культуры начальных классов (тренер по виду спорта на этапе начального обучения), - научить ребенка максимально осознано осуществлять разнообразную двигательную активность, уметь «слушать» и «слышать» свой организм, в этом, на наш взгляд, состоит основа компетенций современного учителя физкультуры.

От этого во многом зависит отношение индивида к занятиям физической культурой и спортом на протяжении всей жизни - сможет ли он в дальнейшем самостоятельно организовать необходимую ему для поддержания высокой работоспособности двигательную активность. В этом, на наш взгляд, и состоит новый ком-петентностный подход к данному учебному предмету.

Одним из решающих факторов повышения уровня двигательной активности (ДА) подрастающего поколения и, соответственно, его здоровья является рационально организованный двигательный режим жизнедеятельности.

Мы согласны с трактовкой ряда исследователей (М. Ю. Федорова, Е. И. Овчинникова, В. К. Геберт и др.), проанализировавших подходы различных ученых к исследованию понятий «компетенции» и «компетентность» применительно к специфике «физической культуры» как учебному предмету и как науке. С их точки зрения, профессиональные компетенции учителя физической культуры понимаются как особенности, заключающиеся в знании, понимании и действиях, в практической способности к профессиональной деятельности [9].

По мнению авторов, развитие профессиональных компетенций становится основой для формирования профессиональной компетентности педагога физической культуры, которая рассматривается как системная характеристика профессиональной деятельности, включающая необходимые знания (медико-педагогические, психологические, в области физической культуры и спорта и др.), умения применять их для решения учебно-воспитательных, социально-педагогических, организационно-управленческих, научно-исследовательских задач и опыт их использования в изменяющихся условиях обучения и профессиональной деятельности [9, с. 174].

О. И. Туманова (2012) в своих исследованиях дает понятие двигательной компетенции как готовности к телесной демонстрации конструируемой содержательной основы урока по физической культуре, направленной на эффективное решение поставленных

задач под воздействием средств базовых спортивно-педагогических дисциплин. «Двигательная компетенция» должна предусматривать наличие двух обязательных компонентов: теоретических знаний (знания о технике), практических умений исполнения двигательного действия (владение техникой) [9, с. 175].

Повышение эффективности результатов учебно-тренировочного и воспитательного процесса, в том числе в аспекте повышения уровня и интенсивности двигательной нагрузки, возможно на основе интеграции учреждений основного и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на базе общеобразовательной школы [10].

По нашему мнению, оптимизировать учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе по предмету «Физическая культура» возможно только во взаимодействии учреждений общего и дополнительного образования на основе использования материально-технического, организационного, учебно-методического и кадрового потенциала.

Особенность работы учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности заключается в том, что, не заменяя систему построения целостной системы физического воспитания в общеобразовательной школе, они содействуют привлечению дополнительных ресурсов при воздействии на личностный потенциал учеников в контексте профессионального самоопределения и подготовки к дальнейшей жизни.

Основной же его, дополнительного образования, целью является удовлетворение интересов детей и подростков в конкретном виде спорта или физкультурной деятельности; оно осуществляется в условиях повышенной мотивации занимающихся и их большом стремлении достигнуть высоких спортивных результатов.

В большинстве случаев даже после окончания активной фазы занятиями тем или иным видом спорта интерес к тренировочному процессу и потребность в двигательной активности сохраняется на протяжении всей жизни индивида и является основой приверженности к ведению здорового образа жизни и физкультурного самообразования.

Успешное решение задачи организации непрерывной двигательной активности личности на протяжении всей активной жизни возможно только через целенаправленное формирование мотивации ребенка к регулярным занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности.

В связи с этим одним из основных условий перехода личности в систему непрерывного физкультурного образования является формирование устойчивой

и осознанной мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом.

Становится очевидной целесообразность объединения усилий учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и организаций общего образования детей в возможности привлечении школьников к систематическим занятиям физкультурой и спортом, укреплению их здоровья, организации предпрофессиональной ориентации и формированию профессионального самоопределения в педагогической профессии в сфере физической культуры и спорта [11].

В последнее время широкое внедрение получает развитие системы дополнительного образования в общеобразовательной школе. Специфика этой конгломерации состоит в том, что практически внутри общеобразовательного учреждения ребенок получает возможность не только приобщиться к занятиям по интересам, но и познать новый способ обучения - без оценок, но обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по основным учебным предметам [11].

Таким образом, система дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности позволяет многократно расширить образовательное пространство, внутри которого обучающиеся смогут актуализировать свои усилия в реализации двигательной и познавательной активности, реализовать личностные качества и двигательные способности, что за частую не представляется возможным в условиях учебной деятельности в общем образовании.

В условия дополнительного образования ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, позитивно отражается и на учебной деятельности [12].

Обращение исследователей к адаптивной физической культуре как к многогранному социальному объекту, социальному феномену и фактору социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приобретает в сегодняшних условиях особую значимость.

Теоретический анализ и результаты опытно-экспериментальной работы позволяют прийти к выводу, что социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приобретает в сегодняшних условиях особую значимость, в связи с этим неслучайно все больше исследователей и практиков обращают свой взгляд на адаптивную физическую культуру, которая представляет в данном контексте универсальный социальный объект, социальный феномен и универсальный фактор социализации.

В рамках современной парадигмы инклюзивного образования происходит полное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. К ним применяются те же требования и критерии оценки, что и к обычным учащимся. Также активно происходит их включение в социокультурные и спортивно-массовые мероприятия, досуговую деятельность школьных коллективов [13].

За последние годы во всем мире активизировались тенденции гуманизации общественной жизни как следствие глобальных тенденций активного формирования безбарьерной среды, в обществе, в том числе и российском, изменилось отношение к проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Широкое применение в современном обществе находят стратегии инклюзивного образования.

При этом, по мнению Е. В. Александровой [14], возможная дистанцированность обусловливается двумя факторами: субъективными (специфика межличностных взаимоотношений) и объективными (различие в необходимых элементах быта) особенностями. Такая концепция наилучшим образом способствует процессам социальной интеграции и коммуникации. Также в рамках обозначенного подхода максимально устраняется возможность элиминации и дискриминации, при этом, по мнению исследователей в области социальной педагогики, положительный социальный опыт получают и обычные учащиеся.

Д. В. Зайцев [15] отмечает, что дети без отклонений в здоровье, обучавшиеся с раннего возрастного периода совместно с детьми-инвалидами, впоследствии не испытывают на себе трудности, связанные с «психологией расизма», они более толерантны и доброжелательны.

Целостное адаптивно-развивающее и реабилитационное пространство строится на основе закономерностей взаимодействия социума и индивида, представляет открытую, лабильную сферу динамичного сотрудничества всех субъектов воспитательно-образовательного пространства (педагогов, учащихся, родителей) и соответствующей решению этих задач условий среды.

В условиях целостного адаптивно-развивающего и реабилитационного пространства происходит интеграция социальных институтов, что, несомненно, способствует повышению здоровьеформирующей междисциплинарной компетентности субъектов, обладающих когнитивной, оценочной, развивающей, реабилитационной, просветительской, регуляционной и физкультурно-спортивной компетенциями, что позволяет освоить базисный образовательный объект - здоровье.

Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека. Оно в большей мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия. Понятие «образовательная среда образовательного учреждения» в последние десятилетия разрабатывается отечественными и зарубежными учеными и рассматривается авторами с разных позиций [16].

Заключение

Рассмотрев условия формирования социально-адаптивной компетенции педагога, сформулируем общий вывод.

Целостное адаптивно-развивающее и реабилитационное пространство строится на основе закономерностей взаимодействия социума и индивида, свидетельствующих о взаимосвязи и самообусловленности социальных явлений, отражающих диалектическую детерминацию естественного самоуправляемого развития образовательной организации, в которой одновременно учитываются как процессы самоорганизации всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители), так и внешние управляющие воздействия.

Целостное адаптивно-развивающее и реабилитационное образовательное пространство может быть организованно на основе комплексного использования здо-ровьеориентированного потенциала воспитательно-образовательных организаций, включая средства, методы технологии физического воспитания, обеспечивающего трансформацию образовательной среды в адаптивно-развивающее пространство, реализующееся с помощью межведомственного и сетевого взаимодействия образовательных, оздоровительных, физкультурно-спортивных, медицинских и профессиональных организаций в целях совершенствования управленческих, психолого-педагогических и медико-профилактических действий, направленных:

- на поддержание и укрепление здоровья всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, создание устойчивой мотивации к ЗОЖ;

- повышение уровня физической подготовленности, функциональных возможностей, психологической устойчивости обучающихся к неблагоприятным воздействиям окружающей действительности;

- увеличение коммуникативного потенциала и морально-нормативных ценностей социализации личности школьников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание в образовательной организации межличностных отношений между субъектами образования, свободных от психофизического насилия и давления, соответствующих возрастным, онтогенетиче-

ским и функциональным возможностям обучающихся, и наращивании степени их готовности к социально-профессиональному самоопределению [5].

Таким образом, реализация социально-адаптивной компетентности учителя физического воспитания, рассматриваемая в анропоэкологическом контексте, должна базироваться на здоровьеформирующей и здо-ровьесберегающей составляющих компетентности, поскольку основной направленностью деятельности учителя физической культуры общеобразовательной организации (или тренера в учреждении дополнительного образования) является социализация личности, которая в нашем случае понимается как наращивание и реализация адаптивно-развивающего личностного потенциала воспитанников.

Литература

1. Иванова С. В., Иванов О. Б. Трансформация систем образования под влиянием глобальных вызовов современного мира // Россия - Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке : монография / под ред. С. В. Ивановой, Д. Кароли. М., 2021. С. 894-915.

2. Флоря В. И. Педагогическая антропоэкология в системе наук о человеке // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 1. С. 143-148.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=lsu42c78hs745386082 (дата обращения: 21.02.2024).

4. Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике [Электронный ресурс] // Всероссийский съезд «Здоровое поколение - здоровая Россия». URL: https://www.zpzr.ru/healthcare_ education/4179.html (дата обращения: 21.02.2024).

5. Казин Э. М., Красношлыкова О. Г, Кириченко В. В., Авту-шенко Н. В. Реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в начальной и основной школе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 3 (43). С. 147-156.

6. Купцова В. Г, Панкратович Т. М. Креативные технологии обучения в формировании имиджевой компетентности будущего педагога физической культуры // Управление в образовательной сфере. 2012. № 4. С. 127-131.

7. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения : монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 208 с.

8. Шатрова Е. А. Теоретическая модель формирования здоровьесберегающей компетентности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 2 (117). С. 111-116.

9. Федорова М. Ю., Овчинникова Е. И., Геберт В. К. Двигательная компетентность как неотъемлемая часть профессиональной готовности учителя физической культуры // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 13. С. 173-176.

10. Хромин Е. В., Колычев А. В., Радостев Н. Г Интеграция основного и дополнительного физкультурного образования как основа развития массовой физической культуры и детско-юношеского спорта на муниципальном уровне // Теория и практика физической культуры. 2013. № 12. С. 3.

11. Латыпов И. Профильное обучение: вопросы и ответы // Спортивная электронная библиотека. 2007. Вып. 2 (405). URL: http://sportfiction.ru/articles/profilnoe-obuchenie-voprosy-i-otvety (дата обращения: 21.02.2024).

12. Интеграция основного и дополнительного образования в области физической культуры в МБОУ Лицей № 7 г. Сая-ногорска [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ integraciya-osnovnogo-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-oblasti-fizicheskoy-kulturi-v-mbou-licey-g-sayanogorska-1566119.html? ysclid=lswwc4h3mi112321022 (дата обращения: 21.02.2024).

13. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т. В. Андрюхина и др.; под ред. Т. В. Андрюхиной. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 158 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0665-5 (дата обращения: 20.02.2024).

14. Александрова Е. В. Адаптивная физическая культура и спорт как фактор профессионально ориентированной социализации студентов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы : дис... канд. социол. наук. М., 2014. 200 с.

15. Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 26-31.

16. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Семенкова Т. Н. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды // Вестник ТГПУ 2011. № 13 (115). С. 254-260.

References

1. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Transformacija sistem obrazovanija pod vlijaniem global'nyh vyzovov sovremennogo mira [Transformation of education systems under the influence of global challenges of the modern world]. Eds. S. V. Ivanova, D. Karoli. Rossija - Italija: sotrudnichestvo v sfere gumanitarnyh nauk i obrazovanija v XXI veke, 2021, pp. 894-915. (In Russian).

2. Florja V. I. Pedagogicheskaja antropojekologija v sisteme nauk o cheloveke [Pedagogical anthropoecology in the system of human sciences]. Vestnik Moskovskogo gosudartstvennogo univer-siteta kul'tury i iskusstv, 2008, no. 1, pp. 143-148. (In Russian).

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija. Prikaz Minis-terstva prosveshhenija RF ot 31 maja 2021 g. No. 287 [On the approval of the Federal State educational standard of basic general education. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 no. 287]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=lsu42c7 8hs745386082 (accessed 21.02.2024). (In Russian).

4. Rol' pedagoga v zdorov'esberegajushhej pedagogike [The role of the teacher in health-saving pedagogy]. Vserossijskij s#ezd "Zdorovoe pokolenie - zdorovaja Rossija". URL: https://www.zpzr. ru/healthcare_education/4179.html (accessed: 21.02.2024). (In Russian).

5. Kazin Je. M., Krasnoshlykova O. G., Kirichenko V. V., Avtush-enko N. V. Realizacija social'no-adaptivnoj kompetentnosti pedagogov v processe fizkul'turno-ozdorovitel'noji sportivnoj dejatel'nosti v nachal'noj i osnovnoj shkole [Implementation of the socio-adaptive competence of teachers in the process of physical culture, recreation and sports activities in primary and secondary schools]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2021, no. 3 (43), pp. 147-156. (In Russian).

6. Kupcova V. G., Pankratovich T. M. Kreativnye tehnologii obu-chenija v formirovanii imidzhevoj kompetentnosti budushhego pedagoga fizicheskoj kul'tury [Creative learning technologies in the formation of image competence of a future physical education teacher]. Upravlenie v obrazovatel'noj sfere, 2012, no. 4, pp. 127-131. (In Russian).

7. Tret'jakova N. V., Fedorov V. A. Kachestvo zdorov'esberegajushhej dejatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij: teorija i tehnologii obe-spechenija [The quality of health-saving activities of educational organizations: theory and technologies of ensuring]. Ekaterinburg, 2014, 208 p. (In Russian).

8. Shatrova E. A. Teoreticheskaja model' formirovanija zdorov'esberegajushhej kompetentnosti pedagoga [A theoretical model for the formation of a teacher's health-saving competence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2012, no. 2 (117), pp. 111-116. (In Russian).

9. Fedorova M. Ju., Ovchinnikova E. I., Gebert V. K. Dvigatel'naja kompetentnost' kak neot#emlemaja chast' professional'noj gotovnosti uchitelja fizicheskoj kul'tury [Motor competence as an integral part of the professional readiness of a physical education teacher]. Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo univer-siteta, 2014, no. 13, pp. 173-176. (In Russian).

10. Hromin E. V., Kolychev A. V., Radostev N. G. Integracija osnovnogo i dopolnitel'nogo fizkul'turnogo obrazovanija kak osnova razvitija massovoj fizicheskoj kul'tury i detsko-j unosheskogo sporta na municipal'nom urovn [Integration of basic and additional physical education as a basis for the development of mass physical culture and youth sports at the municipal level]. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 2013, no. 12, pp. 3. (In Russian).

11. Latypov I. Profil'noe obuchenie: voprosy i otvety [Specialized training: questions and answers]. Sportivnaja jelektronnaja bib-lioteka, 2007, iss. 2 (405). URL: http://sportfiction.ru/articles/ profilnoe-obuchenie-voprosy-i-otvety (accessed 21.02.2024). (In Russian).

12. Integracija osnovnogo i dopolnitel'nogo obrazovanija v oblasti fizicheskoj kul'tury v MBOU Licej No. 7 g. Sajanogorska [Integration

of basic and additional education in the field of physical culture in MBOU Lyceum No. 7 in Sayanogorsk]. URL: https://infourok.ru/ integraciya- osnovnogo-i-dopolnitelnogo- obrazovaniya-v-oblasti-fizicheskoy-kulturi-v-mbou-licey-g-sayanogorska-1566119.html?ys clid=lswwc4h3mi112321022 (accessed 21.02.2024). (In Russian).

13. Andrjuhina, T. V., Tret'jakova, N. V., Ketrish, E. V., Barakovskih, K. N. Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura v kompleksnoj reabilitacii i social'noj integracii lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja. Uchebnoe posobie [Adaptive physical culture in the complex rehabilitation and social integration of persons with disabilities. Textbook]. Ed. T. V. Andrjuhina. Ekaterinburg, 2019. 158 p. URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0665-5 (accessed 20.02.2024). (In Russian).

14. Aleksandrova E. V. Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura i sport kak faktor professional'no orientirovannoj socializacii studentov-invalidov s narushenijami oporno-dvigatel'noj sistemy. Dis... kand. sociol. nauk. [Adaptive physical culture and sports as a factor of professionally oriented socialization of students with disabilities with disorders of the musculoskeletal system. Ph. D. thesis]. Moscow, 2014. 200 p. (In Russian).

15. Zajcev D. V. Integrirovannoe obrazovanie detej s ogranichennymi vozmozhnostjami [Integrated education for children with disabilities]. Sociologicheskie issledovanija, 2004, no 1, pp. 26-31. (In Russian).

16. Kazin Je. M., Kasatkina N. Je., Semenkova T. N. Psihologo-fiziologicheskie podhody k sozdaniju obrazovatel'noj adap-tivno-razvivajushhej sredy [Psychological and physiological approaches to the creation of an educational adaptive and developmental environment]. Vestnik TGPU, 2011, no. 13 (115), pp. 254-260. (In Russian).

УДК/UDC 378.14

DOI 10.54509/22203036_2024_2_133 EDN FJUBJM

Ш

Наумова Юлия Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и правоведения, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», г. Новосибирск

Цвигун Дарья Сергеевна

студент кафедры психологии, педагогики и правоведения, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», г. Новосибирск

Naumova Yulia A.

Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk

Tsvigun Daria S.

Student of the Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk

ИЗУЧЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ: ГОРЕ И УТРАТА КАК ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ

В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГА

THE STUDY OF CRISIS SITUATIONS: GRIEF AND LOSS AS A SIGNIFICANT ASPECT IN THE WORK OF A MODERN PSYCHOLOGIST

Аннотация. В современной психологической науке и психологической практики. Определяя утрату как безразличные трудные и кризисные жизненные ситуации возвратную потерю или смерть, можно говорить о том, являются значимым объектом научных исследований что она становится поворотным кризисным событием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.