Научная статья на тему 'Социально-адаптационные процессы мигрантов в Швеции'

Социально-адаптационные процессы мигрантов в Швеции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
499
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-адаптационные процессы мигрантов в Швеции»

И, наконец, из различных видов самостоятельных работ наибольший интерес вызывают задания по составлению планов-схем местности, по изготовлению разнообразных наглядных пособий для детей, а также работа по составлению маршрутов возможных прогулок-походов для детей дошкольного возраста, когда студент самостоятельно разрабатывает конкретный маршрут похода от определенного дошкольного учреждения города к зонам отдыха. Данное задание позволяет студентам лучше узнать свой город, потренироваться в составлении схематичных планов местности с использованием различных условных обозначений и, что самое важное, использовать эти маршруты для организации простейших прогулок - походов с детьми в ходе летней практики.

Таким образом, подготовка студентов к организации туристической деятельности развивает интерес к изучаемому разделу дисциплины, их познавательную активность, формирует творческое отношение к учебному материалу и навыки учебноисследовательской работы. Семинарские занятия развивают у студентов множество различных предметных, общеучебных, интеллектуальных и коммуникативных умений. Все это позволяет им легче и полнее усваивать данный раздел учебной дисциплины. Бинарные занятия позволяют не только улучшить качество усвоения учебного материала, но и расширить кругозор студентов, укрепить межпредметные связи, сформировать высокий уровень системности знаний.

А.С. Погодина

Социально-адаптационные процессы мигрантов в Швеции

В последнее время наблюдается многочисленные факты обострения социальных конфликтов, причинами которых стала динамически развивающаяся миграция в страны Европы. К особо острым следует отнести межэтнические конфликты, способные повлиять на социально-экономическую стабильность в Европе.

Шведское королевство воспринимается многими потенциальными иммигрантами как страна особого интереса. В настоящее время из 9 млн жителей страны - 890 000 человек являются иммигрантами. Среди мигрантов, родившихся вне страны, самое большое количество составляют иммигранты из Дании, Ирака, Финляндии, Норвегии и Польши. Иммиграция из новых стран, присоединившихся к Европейскому Союзу в мае 2004 г. продолжала расти в 2005 г., и среди 5 261 иммигранта из этих десяти стран 3 420 были польскими гражданами. Основными причинами иммиграции в Швецию из нескандинавских стран являются семейные (54 %), связанные с работой (13 %), учебой (9 %) и гуманитарные причины (9 %).

288

Гражданам из не Скандинавских стран необходимо иметь вид на жительство, для того чтобы проживать в Швеции. Большинство таких разрешений в 2004 году было выдано на основании семейных причин, таких как воссоединение, свадьба, или усыновление. Самой многочисленной группой граждан, иммигрировавших в Швецию в 2004 г. и рожденных не в Скандинавских странах, являются лица, рожденные в Ираке, которые требовали разрешения на жительство основанного на семейных причинах, гуманитарных и необходимости в защите.

Проблемы, связанные с иммиграцией в Швеции, являются широким политическим вопросом. Влияние иммиграции на экономикополитическое развитие страны имеет двойственный характер. Иммигранты оказываются занятыми главным образом в сферах, которые являются малопривлекательными для местного населения. Они тратят свои деньги внутри страны, что должно способствовать повышению уровня потребления и тем самым стимулируют создание новых рабочих мест: значительное число приезжих создает проблему их «социальной адаптации», а для ее решения необходимо расширение различных сфер услуг для них, что создаст новые вакансии для местных. Приток большого числа иностранцев побуждает профсоюзы противодействовать возможному понижению оплаты труда и добиваться законодательного закрепления различных протекционистских мер по отношению к местным рабочим. Считается, что в развитых странах резкое снижение уровня заработной платы вследствие притока иммигрантов не гарантировано и мало ощущается непосредственное влияние иммиграции на уровень доходов местного населения. Приток иностранцев также помогает сохранить предприятия внутри страны, не позволяя вывести их за рубеж, что опять же способствует и занятости местных жителей. Таким образом, приток иммигрантов способствует и росту производства и увеличению занятости населения, что делает «страх перед иностранцами» необоснованным.

В Швеции этот «страх» все-таки существует, в силу традиционного негативного отношения к чужакам. Это также связано с боязнью злоупотребления выгодами от шведской модели социального обеспечения, которая сейчас переживает не лучшие времена.

Объективно, иммиграция Швеции нужна, так как дефицит рабочей силы, связанный со старением населения и неблагоприятной демографической обстановкой, можно ликвидировать лишь за счет иностранных рабочих. Нехватка рабочей силы будет сказываться на системе социального обеспечения страны: необходимо обеспечивать большую долю пожилого населения, а снабжать сотрудниками учреждения социальной сферы становится все труднее. Поэтому шведское правительство приняло решение проблемы нехватки ра-

289

бочей силы с помощью увеличения притока иммигрантов, однако в то же время, в связи с традиционным для Швеции неприятием чужаков, как в обществе, так и зачастую в государственных органах, в силу приходят законы, тем или иным образом ограничивающие или осложняющие иммиграцию в Швецию. Хроническая безработица среди определенных этнических групп становится все более распространенной тенденцией не только в Швеции, но и во многих странах Европы.

Однако открытым вопросом является также то, как, потенциальные работники из стран-кандидатов на вступление в Европейский союз могут получить доступ на рынок рабочей силы Швеции на тех же условиях, что и граждане Европейского союза и Европейской экономической зоны. В Швеции всерьез обеспокоены тем, что приезжие будут злоупотреблять шведской системой социального обеспечения и попытаются найти различные способы и модели, чтобы можно было это оценить и предотвратить.

В 2008 г. рост экономики Швеции составил 2,7 %. Причинами роста называют повышение потребительских расходов, повышение доходов, низкие процентные ставки, высокий уровень занятости, а также высокие корпоративные инвестиции. По данным на 2008 г. безработица в Швеции составляла 5,5 %. Самый высокий уровень безработицы наблюдается среди трудоспособного населения в возрасте от 16-24 лет - 14,3 %, особенно среди мужского населения -15,9 %; безработица шведских граждан 25-54 лет составляла 5,2 %. У граждан родившихся заграницей самый высокий процент безработицы был у населения в возрасте 16-24 лет - 21,7 %, в возрасте 25-54 лет она составила - 11,3 %, 55-64 лет - 5, %. Занятость иностранного населения составила 63,9 %, в то время как трудоспособное население составляет 71,9 % от общего числа иностранцев. Занятость рожденных внутри государства была выше - 80,8 %, при общей доле трудоспособного населения в 84,8 %. Отметим, что тенденция большей дискриминации иностранных граждан женского пола, чем иностранных граждан мужского пола отсутствует.

В основном проблема безработицы среди иммигрантов связана не с полом, а с уровнем образования, это касается прежде всего населения, не получившего общего среднего образования. Шведский парламент, а в частности комитет по дискриминации предлагает решить эту проблему путем введения «позитивного особого отношения» при приеме на работу. То есть, предоставить иммигрантам преимущество, если он/она обладает такими же или чуть худшими характеристиками при наборе сотрудников. Возможно это и поможет решить проблему изоляции лиц иностранного происхождения, однако введение этой меры является острым политическим

290

вопросом, который вызвал разногласия даже внутри самого комитета.

Среди событий, вызвавших волны иммиграции беженцев в Швецию можно назвать: война во Вьетнаме, с конца 60-х гг. в Швецию бежали уклонисты из США, военный переворот в Греции 1967 г., ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году и гонения на евреев в Польше в том же году. В 70-х гг. приезжали беженцы индийского происхождения из Уганды, а также беженцы из разных частей Латинской Америки (после переворота в Чили 1973 г., репрессий и гражданской войны в Эль Сальвадоре). В 80-е годы большая часть беженцев прибывала из Азии и Африки. Этому способствовали такие события, как гражданская война в Ливане, Ирано-Иракская война. Войны на Африканском полуострове всегда способствовали притоку беженцев. В начале 90-х гг. войны в Югославии вызывали огромный приток беженцев. К последним событиям, вызвавшим волны иммиграции беженцев, можно отнести Косовский конфликт, войну в Афганистане 2001 г. и войну в Ираке 2003 г., а также все те же конфликты и войны в Африке.

Массовая иммиграция изменила лицо страны. За два десятка лет этнически однородное шведское общество превратилось в общество полиэтническое и много культурное. С первого дня после получения вида на жительство переселенец пользуется в Швеции теми же социальными и экономическими правами, что и граждане страны. Кроме того, иммигранты, прожившие в стране не менее трёх лет, имеют право участвовать в выборах и быть избранными в региональные и местные органы власти.

Предоставляя иммигрантам возможность бесплатного обучения шведскому языку, государство гарантирует их детям право на изучение родного языка в шведской школе. Шведское радио и телевидение транслирует специальные программы для наиболее крупных групп переселенцев; на государственные же субсидии иммигранты издают собственные газеты и журналы.

Положение иммигрантов в обществе в Швеции, как и во многих других европейских странах противоречивое. Например, не смотря на то, что большинство правонарушений в Швеции, совершается людьми, родившимися в Швеции, лица, имеющие одного или обоих родителей, родившихся не в Швеции, подвергается риску на 1,6 выше попасть под подозрение в совершении правонарушения, чем лица, родившиеся в Швеции и имеющие родителей, которые также родились в Шведском королевстве.

Сегодня, наиболее сложная задача состоит в том, чтобы найти разумное равновесие между законными интересами государств и мигрантов. Ее решение будет в значительной степени зависеть от того, послужат ли меры, предусмотренные в Амстердамском договоре, лишь закреплению ограничительных тенденций 1990-х гг. или же но-

291

вое тысячелетие ознаменуется подлинным улучшением положения в области защиты беженцев.

Н. В. Поздеева

Всемирное культурное наследие Петербургского региона

Изучение и сохранение объектов Всемирного наследия - важная область в сфере охраны и использования историко-культурного наследия. Преимущества объектов, включенных в список Всемирного культурного наследия, отражены в Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия (далее Конвенция). Конвенция является наиболее эффективным инструментом мирового масштаба по охране природных и культурных объектов.

Статус объекта Всемирного наследия способствует получению целого ряда преимуществ как в сохранении культурных памятников и в природоохранном контексте, так и в плане всесторонней поддержки развития территорий и объектов, включенных в Список Всемирного наследия. Основные преимущества можно свести к следующему краткому перечню:

Повышение престижа территорий, объектов и управляющих ими учреждений.

Популяризация включенных в Список объектов.

Приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов Всемирного наследия.

Развитие туристского использования объектов (включение в культурно-познавательный, образовательный, экологический туризм и т. п.).

Дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальных объектов и ансамблей.

Организация мониторинга и контроля за состоянием сохранности культурных и природных объектов.

Очевидно, что международное сообщество и в дальнейшем будет оказывать первоочередную помощь и всестороннюю поддержку тем объектам, которые были определены им как наиболее значимые для охраны природного и сохранения историко-культурного наследия. Именно такие объекты в результате тщательного отбора включены в Список Всемирного наследия. Международное сообщество предпринимает различные усилия для поддержания объектов Всемирного наследия.

В начале 1989 г. Россия ратифицировала Конвенцию о сохранении Всемирного культурного и природного наследия. 16 июня 1989 г. Совет Министров СССР вынес Постановление № 484 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств советской стороны,

292

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.