Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ'

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / РЕПЕТИТОРСТВО И ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА В ОБРАЗОВАНИИ / РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЛАН МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ ДО 2035 Г

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кортелева Анна Валентиновна, Симоненко Ольга Анатольевна

Китай обладает обширной и многоуровневой системой образования, которое сохраняет свою традиционную ценность для общества. Политическое руководство страны не ставит задачи переориентировать население, но стремится связать реформы образования с планами модернизации. В статье приводится краткое изложение планов реформирования системы образования, утвержденных в КНР в 2018-2022 гг. Реализация этих планов имеет важное государственное значение и осуществляется на всех уровнях управления. Эта информация может быть полезна для организаций, занимающихся международным сотрудничеством с Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL SIGNIFICANCE OF EDUCATION REFORM IN MODERN CHINA

China has an extensive and multi-level education system that retains its traditional value to society. The political leadership of the state does not set the task of reorienting the population, but seeks to link education reforms with modernization plans. The article provides a summary of the plans for reforming the education system approved in the PRC in 2018-2022. The implementation of these plans is of great importance and is carried out at all levels of government. This information may be useful for organizations involved in international cooperation with China.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ»

УДК 37.014.53

DOI 10.23672/SAE.2023.91.30.013

Кортелева Анна Валентиновна

кандидат социологических наук, доцент Высшей школы международных исследований и дипломатии, Тихоокеанский

государственный университет 003788@pnu.edu.ru

Симоненко Ольга Анатольевна

кандидат политических наук, доцент,

доцент Высшей школы международных исследований и дипломатии, Тихоокеанский

государственный университет 001873@pnu.edu.ru

Anna V. Korteleva

Candidate of Sociological Science, Associate Professor of Higher School of International Relations, Pacific National University 003788@pnu.edu.ru

Olga A. Simonenko

Candidate of Political Science, Associate Professor of Higher School of International Relations, Pacific National University 001873@pnu.edu.ru

Социальная значимость

реформирования института образования в современном китае

The social significance

of education reform in modern china

Аннотация. Китай обладает обширной и многоуровневой системой образования, которое сохраняет свою традиционную ценность для общества. Политическое руководство страны не ставит задачи переориентировать население, но стремится связать реформы образования с планами модернизации. В статье приводится краткое изложение планов реформирования системы образования, утвержденных в КНР в 2018-2022 гг. Реализация этих планов имеет важное государственное значение и осуществляется на всех уровнях управления. Эта информация может быть полезна для организаций, занимающихся международным сотрудничеством с Китаем.

Ключевые слова: ценности образования, идеологический фактор, репетиторство и частная инициатива в образовании, реформы в системе образования, План модернизации образования Китая до 2035 г.

Annotation. China has an extensive and multi-level education system that retains its traditional value to society. The political leadership of the state does not set the task of reorienting the population, but seeks to link education reforms with modernization plans. The article provides a summary of the plans for reforming the education system approved in the PRC in 2018-2022. The implementation of these plans is of great importance and is carried out at all levels of government. This information may be useful for organizations involved in international cooperation with China.

Keywords: values of education, ideological factor, tutoring and private initiative in education, reforms in the education system, China's education modernization 2035.

Образование является одним из важнейших социальных институтов современного общества, выполняя функцию социализации личности. В большинстве государств мира дети погружены в образовательную среду не менее 180 дней в течение каждого календарного года, причем, время занятий не ограничивается часами, проведенными в школе, но предполагает выполнение дополнительных заданий дома и использование услуг репетитора. Для большой части населения профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовка становятся постоянными процессами на протяжении всей жизни. Помимо профессиональных навыков, образование оказывает влияние на формирование

и трансформацию представлений о мире, что особенно ярко проявляется при освоении социально-гуманитарных дисциплин. Структура учебной программы зависит от корректного взгляда на исторические события, от актуализации какой-либо проблемы в социально-политическом пространстве, а также, от сложившегося характера взаимоотношений государства, задающего рамки образовательной политики, и общества.

В процессе обучения и воспитания индивид приобретает способность адаптироваться к функционированию социального организма, осваивает социальные роли, учится различать социально одобряемые и порицаемые формы поведения,

осваивает механизмы контроля за девиациями в поведении окружающих. В условиях длительного, даже непрерывного образования, современный человек является актором социальных изменений.

Образование как ценность или образование как средство достижения целей? Каким бы ни был приоритет, социальный институт образования сохраняет свою значимость в разные исторические периоды.

Для Китая высокая значимость образования тра-диционна. Высоко конкурентная и строгая, но, в силу этого, очень эффективная практика отбора должностных лиц через систему экзаменов, существовала, постоянно развиваясь, на протяжении многих династий с 603 до 1905 г. В системе было три уровня экзаменов - окружной, провинциальный и государственный. Главной задачей для испытуемых, пребывавших в условиях изоляции, было написание текстов-сочинений, имеющих политическую значимость, демонстрируя при этом знакомство с классическими произведениями, а также, хорошую каллиграфию и стиль письма. Главным экзаменатором на последнем уровне, фактически, был император, а победители назначались на высокие официальные должности.

Таким образом, отбор наиболее подготовленных кандидатов можно было бы назвать справедливым, если бы не то обстоятельство, что никаких официальных учреждений - школ, которые осуществляли бы массовую подготовку к экзаменам, не существовало, а первичный отбор происходил уже на стадии семейного решения: учителя были доступны только богатым семьям.

Для более широких слоев населения, подготовка к экзаменам представляла собой систему самообучения; глубоко мотивированные выходцы из бедных семей, выросшие, благодаря успехам на экзаменах до министерских постов, стали популярными персонажами китайского фольклора.

Почти все семьи, независимо от их социально-экономического статуса, традиционно возлагают большие надежды на будущее своих детей. Но акцент в этих надеждах делается не на процессе познания или непосредственной актуальности учебной программы, развитии внутренней мотивации и неподдельного интереса к предмету, а на результатах экзаменов. В таком случае, для молодого человека (теперь, в отличие от императорского Китая, и для девушки тоже) главный смысл обучения - умение справиться с проблемами на экзаменах, получить сертификат как единственный путь социальной мобильности.

Установки на чтение и заучивание наизусть как синонимы получения образования, выбор полит-корректности в ущерб научной объективности, представление о необходимости упорного труда и преодоления препятствий как о более ценных качествах, чем врожденные способности - такие составляющие модели ценности образования выглядят менее понятными в глазах международных наблюдателей, но также являются частью

культурного контекста системы образования в Китае [1, р. 84-85].

Реформаторы системы образования в КНР могут быть уверены во внимании общества к своим инициативам, но его поддержка усилий, направленных на переориентацию акцентов на собственно предмет обучения, может быть неоднозначной. Образование бессмысленно без научного базиса, а наука без передачи своих знаний нежизнеспособна. Оба института, в значительной степени, зависят от отношения властей к ним, вопросы финансирования и администрирования научной и образовательной деятельности не могут быть решены без государственного участия.

В КНР система образования исторически тесно связана с политической системой, строительство социализма оставило здесь заметный след. Китай в значительной степени следовал опыту СССР, что привело к введению государственной системы образования с доминированием экстенсивных черт. Приоритетное значение имела ориентация на всеобщую грамотность, так как необходимо было обеспечить растущую экономику массовыми кадрами, что в целом было реализовано.

Однако уже в конце 1950-х гг. и далее, с началом культурной революции политика в сфере образования лишилась сколько-нибудь научной основы и находилась под сильнейшим воздействием одиозных кампаний.

В новейшей истории КНР процесс реформирования института образования, как правило, сопряжен с инициативами политического руководства. Старт политики открытости после смерти Мао Цзэдуна привел к постепенному восстановлению возможностей получения и применения образования. В 1986 г. китайское правительство приняло закон об обязательном девятилетнем образовании. Сегодня, по оценке Министерства образования, более 99 % детей школьного возраста получают всеобщее девятилетнее базовое образование [2].

Школьное образование в КНР вполне конкурентоспособно. Так, Международная программа ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), оценивающая функциональную грамотность 15-летних школьников в разных странах мира и их умение применять знания на практике, в 2018 г. подтвердила лидерство китайских школьников во всех аспектах (читательская грамотность - 555 баллов, математическая грамотность - 591, естественнонаучная грамотность -590) [3].

С другой стороны, китайские ученики проводят в школе намного больше времени, чем их сверстники из западных стран, имея около четырех недель каникул зимой и семь недель летом, а также, выходные и традиционные праздники. Школа регулярно начинается в 7:30 и продолжается до 16:00 с полуторачасовым или двухчасовым перерывом на обед [4]. По субботам во многих школах проходят обязательные утренние занятия по естествознанию и математике. Многие

ученики посещают и дополнительные внешкольные занятия. Времени для досуга у них не остается, неудивительно, что подростки и молодые люди испытывают серьезные проблемы в общении.

Китайцы одержимы рейтингами и достижениями; во многом это связано с концепцией «сохранения лица», требуется учиться ради своей страны, своей семьи и гордости родителей. Преуспевающий школьник награждается призами и поощрениями, но в случае неудачи остаётся без опоры и поддержки. В результате, они демонстрируют хорошие теоретические знания, но в применении заученных заданий уступают западным сверстникам. Будучи успешными в воспроизводстве и копировании, создание нового продукта ими воспринимают как непреодолимое препятствие.

Таким образом, традиции и современность системы образования переплетается с проблемами развития науки и технологий.

В июне 2022 г. 11,93 млн студентов сдавали национальный вступительный экзамен в высшие учебные заведения [5]; на рынок труда ежегодно выходит не менее 8 млн. специалистов с высшим образованием, не менее миллиона человек сдают экзамен для поступления на государственные должности в условиях сокращения числа вакансий. Так, в 2018 г. конкурс составил примерно 39 человек на место, а в 2019 г. - уже 85 [6, с. 580].

Таким образом, даже в условиях изменения социально-демографических показателей (снижение рождаемости, сокращение численности детской и молодежной когорт), конкуренция на рынке труда не ослабевает, образование остается средством построения карьеры.

Политическое руководство государства связывает реформирование образования с планами модернизации страны. В сентябре 2018 г. Председатель КНР Си Цзиньпин на Национальной конференции по образованию отметил, что внимание Китая должно сместиться с «потенциала» на «качество» и что модернизация образования должна поддерживать модернизацию Китая [7].

В 2019 г. Государственный совет Китая опубликовал два важных плана по продолжению реформ и развитию образовательного сектора Китая, опираясь на ряд предыдущих реформ с момента открытия Китая в 1978 г. Эти документы - План модернизации образования Китая до 2035 г. [8] и План реализации ускоренной модернизации образования (2018-2022) [9] были ориентированы на существенную модернизацию системы образования Китая к 2035 г., когда страна должна осуществить социалистическую модернизацию и стать центром образования. Они ставят цели создания современной образовательной системы обучения на протяжении всей жизни с всеобщим качественным дошкольным образованием, сбалансированным обязательным образованием, а также, усиленным профессиональным образованием и более конкурентоспособным высшим образованием. Образование для людей с ограниченными возможностями также должно быть

улучшено, чтобы система образования лучше служила всему обществу.

В качестве главных целей и ценностей в Плане на 2035 г. сформулированы следующие:

1) добродетель;

2) общее развитие;

3) ориентация на людей;

4) обучение на протяжении всей жизни;

5) индивидуальное обучение;

6) интеграция знаний и практики;

7) комплексное развитие;

8) сотрудничество и обмен.

Для достижения этих целей, в Плане на период до 2035 г. определено несколько задач, и что характерно, идеологические аспекты представлены в первую очередь:

1. Продвижение мысли Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху во всех секторах образования и всеми образовательными ресурсами.

2. Достижение качественного образования мирового уровня с китайской спецификой, в том числе, за счет большего внимания вопросам нравственности, воспитания патриотизма; а также, повышение внимания к практическому образованию, физическому и творческому воспитанию, инновационным формам обучения; создание механизмов оценки и мониторинга качества.

3. Содействие высокому качеству образования на всех уровнях и равному доступу к базовому государственному образованию, особенно в сельских районах; расширение доступа к дошкольным учреждениям, в том числе, к частным детским садам.

4. Обеспечение всеобщего доступа к базовым государственным образовательным услугам, включая поддержку материально нуждающимся обучаемым; совершенствование экзаменационной системы.

5. Создание гибкой системы непрерывного образования, а также переход между потоками образования; создание национальной рамки квалификаций; создание национальной системы кредитных банков; расширение предложения общественных образовательных ресурсов; повышение уровня образования пожилых людей.

6. Создание ряда колледжей и университетов мирового уровня (включая национальные базы научно-технических инноваций); создание инновационных альянсов с глубокими связями с промышленностью.

7. Улучшение системы подготовки и найма учителей; повышение статуса учителей и решение проблемы их нехватки в регионах.

8. Использование современных технологий для обучения талантов; расширение ресурсов цифрового образования.

9. Создание новой модели открытия образования внешнему миру - повышение уровня международных обменов и сотрудничества

10. Совершенствование систем государственного управления и надзора за образованием; расширение участия общественности в управлении школой [10].

В период между съездами Коммунистической партии Китая, во время которых, как правило, провозглашаются наиболее значимые политические установки, в КНР произошло существенное изменение подходов к онлайн-образованию и репетиторству. Китай обычно относился исследователями к странам, где распространенность репетиторства очень велика (более 70 % школьников прибегают к их услугам) [11], при этом государство практикует регулирование и контроль посредством лицензирования и сертификации услуг, а также ограничения круга лиц, имеющих право заниматься репетиторством.

Принятые в 2021 г. новые директивные документы Министерства образования КНР, создали серьезные проблемы для рынка дополнительных образовательных услуг. Сначала китайские образовательные платформы (New Oriental Education & Technology, Gaotu Techedu и TAL Education) были подвергнуты критике и оштрафованы за предоставление неполных и недостоверных сведений о своих услугах и качестве подготовки своих тьюторов. Затем, последовали запреты на размещение рекламы, проведение занятий по выходным дням, на каникулах, в вечернее время, в стенах школы, школьными учителями со своими учениками во внеучебное время и т.д. [12].

Неакадемическим репетиторским учреждениям было предложено снизить единовременную плату за курс, не нанимать учителей из начальных и средних школ. Достижения, полученные учащимися в неакадемических учебных заведениях, не могут быть использованы для зачисления в школы. Местные власти должны проводить комплексные проверки неакадемических учреждений.

В результате, по сообщению министерства, количество стационарных учебных заведений для учащихся начальных и средних школ сократилось с 124000 до, примерно, 5000, а онлайн - с 263 до 34 [13]. Сократилось и число частных учебных заведений, например, в провинциях Сычуань и Хэнань, - практически в два раза. Закон о частном образовании возводит барьер между

Литература:

1. Strong Performers and Successful Reformers in Education, Lessons from PISA for the United States. OECD Publishing. 2011. 258 р.

государственным и частным секторами. Частные школы могут продолжать существовать, но с более жесткими ограничениями на получение прибыли. Иностранным организациям запрещено владеть долями собственности, учебные программы частных школ теперь должны быть тесно связаны с государственными, а иностранные учебники запрещены. Решение об отправке детей богатых клиентов на учебу за границу теперь все чаще воспринимается как непатриотичное [14].

Как утверждается, указанные изменения совершаются в интересах школьников, страдающих от нервных срывов и отсутствия свободного времени, и их родителей, на которых дополнительное образование налагает непосильные финансовые обязательства, косвенно препятствуя росту рождаемости в стране и усугубляя социальное неравенство. Другое дело, что такие меры автоматически не улучшают положения в образовании. Известно, что на запреты, предписания и проверки предприниматели реагируют уходом в тень и даже увеличением платы за обучение, учитывая, что теперь репетиторство - это пространство для риска. В условиях сохранения ориентира на получение сертификатов и баллов на экзамене и укоренённости этого приоритета в национальной культуре, законодательные запреты не могут гарантированно соблюдаться, даже при склонности населения к конформизму.

ХХ съезд КПК, прошедший в октябре 2022 г., принял отчет, в котором предлагается реализовать стратегию «омоложения страны с помощью науки, образования и поддержки талантов в целях модернизации». В отчетах прошлых партийных съездов наука и техника располагались в разделе об экономическом развитии, образование -в социальном, а таланты - в партийном строительстве. Теперь руководство партии объединяет эти тезисы в одной стратегии, утверждая, что в таком качестве они лучше отвечают построению инновационной страны. Партийная просветительская политика продолжает настаивать на воспитании высоконравственных строителей социализма [15].

Против таких высоких целей в современном Китае не прослеживается никаких возражений даже при наличии социологически значимых инструментов для диагностики возможных альтернативных мнений. Однако представляется принципиально важным подчеркнуть, что, даже разделяя коллективные установки, каждый гражданин для себя и своих детей ориентируется на достижение индивидуального успеха, желает встроиться в грандиозные планы, декларируемые партией и правительством, рассчитывает на подлинную реализацию принципа социальной справедливости в образовании.

Literature:

1. Strong Performers and Successful Reformers in Education, Lessons from PISA for the United States. OECD Publishing. 2011. 258 р.

2. Education in China // China Education Center. URL : https://www.chinaeducenter.com/en/cedu.php (date of the application 24.03.2023).

3. Programme for International Student Assessment (PISA) // OESD. URL : https://www.oecd.org/pisa/ test (date of the application 13.03.2023).

4. DeGennaro Т. Education in China: The Good, The Bad & The Big Opportunities / Т. DeGennaro // Dragon Social. URL : https://www.dragonsocial.net/ blog/education-china/#overview (date of the application 13.03.2023).

5. Education in China. Ibid.

6. Адамс О.Ю. Экзаменационная система в КНР / О.Ю. Адамс // Современное китайское государство. Т. 1: Основные институты государственной власти и управления. М. : РАН, 2022. С. 578-620.

7. Председатель Си Цзиньпин посещает Национальную конференцию по образованию и произносит важную речь // Государственный Совет КНР. URL : www.gov.cn/xinwen/2018-09/10/con tent_5320835.htm (дата обращения 24.03.2023).

8. План модернизации образования Китая до 2035 г. // Государственный Совет КНР. URL : www.gov.cn/xinwen/2018-09/10/content_5320835. htm (дата обращения 24.03.2023).

9. План реализации ускоренной модернизации образования (2018-2022) // Государственный Совет КНР. URL : www.gov.cn/zhengce/2019-02/23/ content_5367988.htm (дата обращения 24.03.2023).

10. Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет издали План модернизации образования Китая до 2035 года // Государственный Совет КНР. URL : http://www. gov.cn/zhengce/2019-02/23/content_5367987.htm (дата обращения 24.03.2023).

11. Bray M. Shadow education: private supplementary tutoring and its implications for policy makers in Asia / M. Bray, C. Lycins // Asian Development Bank. URL : https://www.adb.org/sites/default/files/publica-tion/29777/shadow-education.pdf (date of the application 17.03.2023).

12. КНР ужесточит правила для EdTech-плат-форм. Обвал акций составил около 10 % // РБК. URL : https://quote.rbc.ru/news/article/ 60cb74d49a 794788355c1c0c (дата обращения 24.03.2023).

13. Zou Shuo. Guideline targets non-academic tutoring centers / Zou Shuo // China Daily. URL : https:// www.chinadaily.com.cn/a/202212/29/WS63ad443ba 31057c47eba 6d72.html (date of the application 26.03.23).

14. Chang Che. After online tutoring, why is China cracking down on private schools? / Chang Che // The China Project. URL : https://thechinaproject. com/2021/09/09/after-online-tutoring-why-is-china-cracking-down-on-private-schools (date of the application 26.03.23).

2. Education in China // China Education Center. URL : https://www.chinaeducenter.com/en/cedu.php (date of the application 24.03.2023).

3. Programme for International Student Assessment (PISA) // OESD. URL : https://www.oecd.org/pisa/ test (date of the application 13.03.2023).

4. DeGennaro T. Education in China: The Good, The Bad & The Big Opportunities / T DeGennaro // Dragon Social. URL : https://www.dragonsocial.net/ blog/education-china/#overview (date of the application 13.03.2023).

5. Education in China. Ibid.

6. Adams O.Yu. Examination system in China / O.Yu. Adams // Modern Chinese state. Vol. 1: The main institutions of state power and management. M. : RAS, 2022. P. 578-620.

7. President Xi Jinping Attends National Education Conference and Delivers Important Speech // The State Council. URL : www.gov.cn/xinwen/2018-09/10/content_5320835.htm (date of the application 24.03.2023).

8. The CCPC and State Council Publishes 'China's Education Modernisation 2035 Plan' // The State Council. URL : www.gov.cn/xinwen/2018-09/10/con-tent_5320835.htm (date of the application 24.03.2023).

9. Implementation Plan for Speeding up Education Modernisation (2018-2022) // The State Council. URL : www.gov.cn/zhengce/2019-02/23/content_53 67988.htm (date of the application 24.03.2023).

10. The CCPC and State Council publishes Implementation Plan for Speeding up Education Modernisation (2018-2022) // The State Council. URL : http://www.gov.cn/zhengce/2019-02/23/content_5 367987.htm (date of the application 24.03.2023).

11. Bray M. Shadow education: private supplementary tutoring and its implications for policy makers in Asia / M. Bray, C. Lycins // Asian Development Bank. URL : https://www.adb.org/sites/default/files/publica-tion/29777/shadow-education.pdf (date of the application 17.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. China will tighten the rules for EdTech platforms. The collapse of shares amounted to about 10 % // RBC. URL : https://quote.rbc.ru/news/article/60cb 74d49a794788355c1c0c (date of the application 24.03.2023).

13. Zou Shuo. Guideline targets non-academic tutoring centers / Zou Shuo // China Daily. URL : https:// www.chinadaily.com.cn/a/202212/29/WS63ad443ba 31057c47eba 6d72.html (date of the application 26.03.23).

14. Chang Che. After online tutoring, why is China cracking down on private schools? / Chang Che // The China Project. URL : https://thechinaproject. com/2021/09/09/after-online-tutoring-why-is-china-cracking-down-on-private-schools (date of the application 26.03.23).

15. Решение ЦК КПК о добросовестном изучении, пропаганде и претворении в жизнь духа ХХ съезда КПК // Информационное бюро Министерства образования. URL : https://mp.weixin.qq.eom/s DEaim 58FwpEw4biEQaN-4Q (дата обращения 12.03.23).

15. Decision of the CPC Central Committee on conscientious study, propaganda and implementation of the spirit of the 20th CPC Congress // Information Bureau of the Ministry of Education. URL : https:// mp.weixin.qq.com/s/DEaim58FwpEw4biEQaN-4Q (date of the application 03.12.23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.