Научная статья на тему 'Социальная значимость игры'

Социальная значимость игры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4583
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / GAME / СОЦИАЛЬНАЯ ИГРА / SOCIAL GAME / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРЫ / SOCIAL POTENTIAL OF A GAME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кадушина Виктория Александровна

Рассматривается социальный потенциал игры в таких сферах существования, которые обеспечивали бы высокую эффективность социального управления и вместе с тем гармоничное физическое и духовное развитие личности. Указываются социальное значение игры, роль общества в использовании игры как средства целенаправленного социального воздействия на личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject under consideration is the social potential of the game in such spheres of existence that could provide high efficiency of the social management along with the harmonious physical and intellectual development of a person. The social meaning of the game and the society's role in using the game as means of the purposeful influence on a person are pointed out.

Текст научной работы на тему «Социальная значимость игры»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

УДК 316

В.А. Кадушина СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИГРЫ

Рассматривается социальный потенциал игры в таких сферах существования, которые обеспечивали бы высокую эффективность социального управления и вместе с тем гармоничное физическое и духовное развитие личности. Указываются социальное значение игры, роль общества в использовании игры как средства целенаправленного социального воздействия на личность.

Игра, социальная игра, социальный потенциал игры.

V.A. Kadushina SOCIAL SIGNIFICANCE OF A GAME

The subject under consideration is the social potential of the game in such spheres of existence that could provide high efficiency of the social management along with the harmonious physical and intellectual development of a person. The social meaning of the game and the society's role in using the game as means of the purposeful influence on a person are pointed out.

Game, social game, social potential of a game.

Интерес к игре как особому виду деятельности растет по мере того, как растет потребность в нахождении таких сфер существования, которые обеспечивали бы высокую эффективность социального управления и вместе с тем гармоничность физического и духовного развития личности. Функции игры в обществе и отношение к ней служат показателем культурного и общественного развития, социальных, политических, идеологических ориен-таций. Главное свое внимание социология сосредоточивает на связях между игровым поведением и той или иной общественной системой. В историческом плане игра оказалась одним из тех необходимых мостиков, который соединял поколения, помогал человеку накапливать и передавать жизненный опыт. Сложность того, что принято называть игрой, нагляднее всего обнаруживается при знакомстве с различными теориями, объясняющими происхождение и значение игры. Учеными выдвинуто множество точек зрения, но все они могут быть сгруп-

пированы вокруг основных. Одни утверждают извечность, неизменность игры, ее первичность по отношению к труду. Другие, наоборот, считают, что именно труд рождает игру, определяет ее содержание и развитие. Возникнув в труде, игра к труду же и готовит. И хотя она отличается от труда, она все же отражает его основные признаки. Это, прежде всего реальная, осознанная деятельность, вызывающая сходные психические и эмоциональные реакции. Поэтому в жизни ребенка игра предшествует труду. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой? способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Взаимосвязь труда и игры имеет функциональную основу. Функции игры создают необходимые предпосылки для успешной реализации трудовой деятельности, обладая педагогическим, тренирующим эффектом. Хотя правильным будет положение о том, что функции игры тесно связывают ее не только с трудом, но и с социальной деятельностью человека. Игра выступает как средство и метод подготовки и адаптации, как к трудовой, так и к общественно-политической деятельности. Игра - это многогранное и во многом еще до конца не познанное явление, относящееся к сфере интеллектуальной, духовной жизни человека; это сознательная деятельность, направленная на достижение поставленных социальных целей.

Среди исследований, выполненных в области игры, можно отметить работы таких ученых, как Т.А. Апинян, Т. Веблен, М. Вебер, Ф. Стампф, Ф. Козенс, Д. Мид, Й. Хейзинга, Д. Робертс и Б. Саттон-Смит, Д. Эльконин, А.В. Луначарский, В.И. Устиненко и др.

Разрабатывая систему основных характеристик игры, Й. Хейзинга [1] придает важное значение проявляющимся в ней напряжению, случайности, неопределенности, соревновательному аспекту. Он полагает, что именно напряжение управляет развитием игры, составляет ее «этическую ценность», создает условия для проверки мужества, упорства, доблести, честности и духовных сил играющего. Этим Й. Хейзинга раскрывает свое представление о социальном потенциале и педагогической направленности игры. Особую социальную и педагогическую значимость в игре Й. Хейзинга придает ее правилам, соблюдение которых связано для него с уважением этических норм в повседневной жизни. Воспитание привычки к нарушениям правил игры, по его мнению, прямо ведет к пренебрежению нормами социальной жизни.

Обращаясь к социальным последствиям игры, Й. Хейзинга формулирует одно из своих центральных положений о том, что игра способствует формированию социальных групп. Эту особенность он рассматривает как одну из важнейших социальных функций игры.

Можно рассматривать игру как поведение, в основе которого биологически унаследованный стимул, или склонность. Игра свободна, доставляет удовольствие, отличается от других форм поведения, трансцендентальна. Цели игры, как правило, неутилитарны, исключение составляют специфические виды деятельности - такие, как игра актера, профессионального спортсмена, которая имеет «скрытые» цели.

Игра принадлежит к сфере «человеческих коммуникаций», она способна оказывать социальное и психологическое воздействие на личность. В ракурсе культурной и социальной антропологии игра связывается с проблемами социологии: игра как отражение социальных ценностей и отношений, игра и социальный контроль, социально-психологические проблемы, лингвистика, коммуникации, знание, символизм, взаимоотношения, игра и религия, политика, искусство, право, творчество, агрессия, дидактическая и социализирующая ценность игры. Игра может быть рассмотрена для решения вопросов социального контроля, как институционализированные каналы выражения и преодоления внутри - и межобщинных конфликтов и враждебности. Игра предстает как «безопасный клапан» для гармоничных социальных отношений, как «индекс» социального и психологического напряжения.

Содержание и распространение игр можно связывать с характеристиками социальных групп, возрастом, полом, здоровьем, умственным развитием, социальным статусом участвующих. Межкультурным, внутрикультурным и индивидуальным различиям в игровой деятельности придается важное значение при объяснении ее социальной природы.

Анализ игр приводит к заключению, что их следует рассматривать как упражнения, направленные на приобретение мастерства. В частности, стратегические игры являются характеристикой социальной системы и способствуют ее совершенствованию. Эти игры требуют подчинения играющих по аналогии со сложными социальными системами. В основе вовлечения человека в игровую деятельность лежит конфликт внутреннего мира личности, который может быть преодолен в игре, когда достигаются определенные цели, часто недоступные за ее пределами. Каждая игра рассматривается как микросоциальная структура [2, с.33-34]. Она привлекает человека, находящегося в состоянии психологического конфликта, возможностью систематизации эмоциональных и когнитивных аспектов конфликта, отсутствующей в других областях деятельности. В этом плане игра заглушает конфликт и может использоваться как средство управления им.

Социальное значение игры выражается и в том, что она представляет собой важный символический комментарий на социальные мероприятия и процессы. Игра обладает потенциалом «драматизировать» реальность и представляет в убедительной форме ценности коллектива, не только дает информацию о жизни общества, его основных организационных принципах и конфликтах, но и помогает личности понять ее собственное место в структуре существующего социального порядка и управления. «Социальная игра» несет в себе ценности, которые поддерживают функционирование политической системы, поэтому информация о содержании игр и игровых ролях создает предпосылки для прогнозирования и управления социальными процессами. В связи с этим мы можем отметить, что структури-зованные групповые виды деятельности человека, без учета их направленности, могут рассматриваться как игры.

Мы выделяем роль общества в использовании игры как средства целенаправленного социального воздействия на личность. Такая точка зрения отражает стремление социологии подчинить игровую деятельность человека задачам социального контроля. Мы стоим на позиции, которая понимает управляющий процесс, посредством которого люди приобретают знания, качества и положение, как делающий их более или менее способными членами общества, и убеждены, что при целенаправленном воздействии игра позволяет тренировать конкретные социальные способности человека. Являясь моделями реальных форм социального соревнования, игры подготавливают людей к познанию и участию в нем, помогают в достижении поставленных целей, воспитывают лидерство и обеспечивают процесс социализации личности. Важным элементом социализации являются выполняемые личностью роли. Процесс обучения роли равнозначен социализации. Изучение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, тренеров, сверстников и др.) в различных социальных системах: семье, школе, общине, нации, каждая из которых характеризуется своей системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.

Обращая внимание на социальное значение программ по физическому воспитанию, необходимо отметить, что они создают необходимые условия для социализации: здесь существуют агенты, модели поведения и социальное взаимодействие. Играющий является членом команды и субкультуры и не может избежать влияния принятых здесь норм.

Можно выделить несколько этапов социализации, среди которых: склонность к выполнению той или иной роли; влияние социальных ситуаций; формирование расположенности к изучению роли, что, в свою очередь, мотивирует личность к «репетиции роли» и ее изучению.

В социализации существенное значение приобретают структура и функции институционализированных социальных систем, которые создают условия для их изучения. Социализация рассматривается как функция сложного взаимодействия между индивидами, познающими роль, ролевыми моделями и санкциями, существующими в семье, среде сверстников, школе и общине.

В этом контексте можно рассматривать социализацию как процесс передачи основных знаний об обществе, позволяющих индивиду сознательно применять свои умения в различных ситуациях, в результате чего он становится потенциально продуктивным членом социальной системы. Социализация выступает как непрерывный процесс, который характеризуется изменчивостью и проявляется в отдельных ситуациях в качестве десоциализации и ресоциализации. Здесь происходит адаптация личности к социальным ситуациям и развитие «социальной индивидуальности».

Например, социализация в спорте связана с изучением и приспособлением личности к специфическим ценностям, социальным структурам, предписаниям, к выполнению определенных ролей в спорте. Социализация через спорт предусматривает познание, адаптацию личности к сложной системе ценностей, норм, предписаний, существующих в окружающей социально-политической среде [3, с.252].

Во всех определениях категории «социализация» акцент делается на факторы и процессы, посредством которых личность учится быть членом общества, принимать приемлемые в нем ценности, отношения и формы поведения. Личность учится жить по правилам группы, сохраняя некоторые формы поведения, которые могут не соответствовать общепринятым, но с которыми примиряются как с приемлемыми отклонениями от нормы. В этом плане игра может рассматриваться как форма развития, в той мере, в какой игроки обнаруживают в ней «свое иное» и получают возможность закрепления этого нового своего состояния. Резко повышаются инициативность и естественная способность к творчеству участников системы, так как игровая обстановка неизбежно их стимулирует (состязательность и т. д.). Происходит самовысвобождение от отживших свое старых стандартов и шаблонов поведения, ибо игра состоит в интенсивном поиске новых вариантов взаимодействий и стратегий системы. Возрастает ответственность за свое поведение, так как участники игры начинают в значительно большей степени понимать, что поток событий творится ими самими, а не только наблюдается в своих «объективных» закономерностях. Легко заметить, что перечисленные свойства диалектически дополняют друг друга. Игровая свобода оборачивается повышением ответственности за собственные предложения, идеи, оценки, решения и действия. Таким образом, такая социализация направлена на развитие творческого потенциала личности, способствует развитию тех ее качеств, способностей и умений, которые могут быть успешно использованы в интересах развития экономики и социального управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга; пер. с нидерл. и сост. Д.В. Сильвестрова; 2-е изд., испр. М.: Айрис-пресс, 2003. 496 с.

2. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т. А. Апинян. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 400 с.

3. Супиков В.Н. Спорт как объект социального управления / В.Н. Супиков. Смоленск, 2004. 286 с.

Кадушина Виктория Александровна -

Kadushina Viktorya Aleksandrovna

старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт» Саратовского государственного социально-экономического университета

Статья поступила в редакцию 15.06.09, принята к опубликованию 23.09.09

Senior Lecturer of the Department of «Physical training»

of Saratov State Socio-Economic University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.