Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОЦЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / FULL DEVELOPMENT / PERSONALITY / MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвина Г.А., Кульчицкий В.Е., Литвина Е.В., Тютюнникова А.А.

В наше время личность и процесс ее полноценного развития выдвигаются на первый план. Средствами физической культуры и спорта личность человека развивается в единстве с культурой общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвина Г.А., Кульчицкий В.Е., Литвина Е.В., Тютюнникова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SIGNIFICANCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

In our time, the individual and the process of its full development come to the fore. By means of physical culture and sports, the personality of a person develops in unity with the culture of society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УДК 378.1

ЛитвинаГ.А., к.пед.н.

доцент

кафедра физической культуры Кульчицкий В.Е., к. пед.н.

доцент

кафедра физической культуры ГБОУВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» Литвина Е.В. преподаватель СПКУ Тютюнникова А. А.

учитель физической культуры МБОУ СОШ №21 Россия, г. Ставрополь СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

СПОРТА

Аннотация: В наше время личность и процесс ее полноценного развития выдвигаются на первый план. Средствами физической культуры и спорта личность человека развивается в единстве с культурой общества.

Ключевые слова: полноценное развитие, личность, средства физической культуры

Litvina G.A.

Kulchytskyi V.E.

Litvina E. V.

Tyutyunnikova A.A.

SEI IN Stavropol State pedagogical Institute, Russia, Stavropol SOCIAL SIGNIFICANCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Annotation: In our time, the individual and the process of its full development come to the fore. By means of physical culture and sports, the personality of a person develops in unity with the culture of society.

Keywords: full development, personality, means of physical culture

В наше время личность и процесс ее полноценного развития выдвигаются на первый план. Обусловливает такую тенденцию назревшая в комплексном становлении индивидуальных характеристик людей потребность, которая если и может быть реализована, то в условиях использования потенциала различных видов деятельности. На фоне выдвигаемых сегодня умозаключений относительно необходимости активизации интеллектуальных и физических ресурсов в жизни населения нашей страны возрастает роль физической культуры и спорта как социально значимых средств повышения личной эффективности. Наблюдается рост

граждан, сознательно меняющих нерациональную стратегию жизнедеятельности на такую, которая отвечает принципам правильной системы взглядов на жизнь.

Средствами физической культуры и спорта личность человека развивается в единстве с культурой общества. Повсеместное применение форм и методов организации своей деятельности в направлении физического воспитания и развития позволяет людям достигать больших высот в процессе самопознания, в ходе выстраивания межличностных отношений, на уровне творческой и умственной самореализации. Таким образом, физическая культура и спорт играют важную роль в формировании образованности человека, в раскрытии его личностного потенциала, адаптации в действующим социальным условиям жизни [2, с. 115].

На сегодняшний день работа по развитию у населения нашей страны физических способностей наряду с другими значимыми направлениями учебно-воспитательного воздействия является достаточно важной. Ценность такой работы состоит прежде всего в том, что физическое совершенствование является незаменимой составляющей общего процесса воспитания личности. Посредством физического образования закрепляются необходимые для эффективной реализации себя людьми культурные представления и предписания, активно формируются ключевые для становления личности качества.

Роль физической культуры очень велика в развитии волевых качеств людей. Занятия, способствующие формированию навыков физической подготовки, одновременно развивают и волевую сферу. Особенно значимо такое заключение в контексте повышенной болезненности современного человека, которая непосредственно сказывается и на формировании его волевого поведения. Подверженность людей внешним и внутренним фактором сегодня как бы усугубляется, превращая их в ослабленных, быстро утомляемых и безвольных. Занятия физической культурой и спортом позволяют не только поправить здоровье населения, но и дисциплинировать его поведение, развить выносливость в условиях напряженных ситуаций, сформировать способность к быстрому реагированию, повышенной концентрации и решительному отношению к ситуациям выбора.

Дисциплинированность человека состоит в тесной связи с другими личностными качествами. Спектр волевых качеств наиболее приближен по своему потенциалу к сознательной дисциплине и является важной совокупностью характеристик, без которых люди не смогут регулировать свою деятельность так, как того предполагают социальные поведенческие нормы.

Развитие волевых качеств является основой формирования сознательной саморегуляции личности. Этот процесс жизненно важен для каждого человека и всегда претендовал на особое отношение со стороны педагогов и психологов. Обосновано такое внимание прежде всего сложностью содержания воли, а в связи с этим и становления волевой сферы

личности. Воля способна оказывать воздействие на ход поведения, что является социально значимым аспектом реализации человеком своего личностного потенциала в условиях современной жизни [4, с. 98].

Процессы самовоспитания и саморазвития человека происходят в тесной связи с применением средств физической культуры и спорта.

Среди учебных дисциплин физическая культура и спорт являются одними из немногих, кроме развития физических качеств способных оказывать также большое воспитательное значение. Физические нагрузки способствуют активной выработке таких черт характера, как лидерство, целеустремленность, инициативность, организованность, самодисциплина и коммуникативность. Благодаря двигательной активности человек обретает уверенность в себе и силу воли, стремление к саморазвитию и социализации. Нынешнее образование реализует общественный запрос на комплексное развитие личности людей. В комплексе у современного человека хотят наблюдать именно наличие тех качеств, которые были указаны нами выше.

Современное общество предъявляет повышенные требования к личности человека, и система образования в условиях такой тенденциозности стремиться воспитать в ребенке такую личность, которая будет реализовывать эти требования в результате постоянной мотивации к активной самостоятельной работе. Саморазвитие, по мнению современных педагогов, должно помочь учащемуся умножить собственные силы и достигнуть наибольшей социальной отдачи [3, с. 202].

Физическая культура и спорт имеют действительно важное значение в жизни каждого человека и оказывают помощь в области не только физического развития, но и в сферах эмоционально-волевого и мотивационного плана. Двигательная активность вырабатывает в человеке умение владеть собой, контролировать свое тело, подавлять апатию и слабость. Активная физическая позиция способствует улучшению эмоционального фона людей, общее самочувствие которых в ходе выполнения физических упражнений улучшается, а моральное состояние и настроение приходит в норму. Физическая подготовка позволяет справляться с различным спектром проблемных ситуаций, выдерживать стрессовые условия и достигать поставленной цели вопреки возникающим трудностям. Воля в процессе физического развития становится крепче, стремление к покорению новых вершин усиливается, а мотивация к осуществлению познавательной деятельности укрепляется, поскольку физические нагрузки оказывают благотворное воздействие на функционирование психофизиологических механизмов. Люди ощущают в себе силы и возможности, которые позволяют преодолевать любые препятствия физического и интеллектуального характера, и все это благодаря правильному образу жизни, обусловленному систематическими физическими нагрузками [1, с. 59].

Таким образом, физическая культура и спорт решают одну из самых значимых проблем современного образования - играют существенную роль в

воспитании и развитии личности современных людей. С точки зрения своей социальной значимости данные виды деятельности считаются достаточно эффективными в процессе приобщения человека к существующим общественным представлениям и предписаниям. В приоритете в наше время оказывается та личность, которая активно реализует деятельность по саморазвитию и самовоспитанию. Физическая культура и спорт в условиях такого запроса выступают значимыми средствами повышения личной эффективности населения нашей страны.

Использованные источники:

1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.

2. Кукшин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. и доп. - М.: ИКЦ «Март», Ростов - н/Д: Издательский центр «Март», 2004. - 157 с.

3. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / С.Д. Неверкович. - М.: Академия, 2010. - 329 с.

4. Филимонова С.И. Физическая культура и спорт - пространство, формирующее самореализацию личности / С.И. Филимонова. - М.: Изд-во Теория и практика физич. культуры, 2004. - 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.