Научная статья на тему 'Социальная жизнь москвичей: уровень интенсивности, факторы динамики, зоны спада'

Социальная жизнь москвичей: уровень интенсивности, факторы динамики, зоны спада Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дубин Борис

The paper based on empirical materials of the May 1997 representative survey of VCIOM (sampling 1,532 metropolitan residents), raises the problem of differentiation of the standard and mode of life in the capital by a complex of characteristics of everyday existence density of social links of the population; frequency of Muscovites' movements through the city and the country; business activity and material wealth of.their relative, friendly and age-mate environments; intensity of work and the degree of satisfaction with labour remuneration; the structure of leisure, types of rest, intensity of mass-communicative contacts (watching TV, buying books, reading); various value standards of success and well-being; emotional background of everyday life; accepted forms of self-excitation and, on the contrary, "relaxation" of emotional tensions (music, smoking, drinking, etc.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Life of Muscovites: The Level of Intensity, Dynamic Factors, Zones of Decline

The paper based on empirical materials of the May 1997 representative survey of VCIOM (sampling 1,532 metropolitan residents), raises the problem of differentiation of the standard and mode of life in the capital by a complex of characteristics of everyday existence density of social links of the population; frequency of Muscovites' movements through the city and the country; business activity and material wealth of.their relative, friendly and age-mate environments; intensity of work and the degree of satisfaction with labour remuneration; the structure of leisure, types of rest, intensity of mass-communicative contacts (watching TV, buying books, reading); various value standards of success and well-being; emotional background of everyday life; accepted forms of self-excitation and, on the contrary, "relaxation" of emotional tensions (music, smoking, drinking, etc.).

Текст научной работы на тему «Социальная жизнь москвичей: уровень интенсивности, факторы динамики, зоны спада»

рыночных преобразований, поднявшегося с местного на федеральный уровень власти, притом подчеркнуто беспартийного. Вполне вероятно, что состязание за президентский пост на следующих выборах будет происходить не между лидерами окончательно дискредитировавших себя политических партий, а между профессионалами, поддерживаемыми различными банковскими и предпринимательскими кругами, с хорошими шансами на победу какого-нибудь специалиста в области экономики или менеджмента, сегодня еще не достигшего общенародной известности. В подкрепление этому можно сослаться на данные опросов, позволяющие сделать относительные сравнения репутаций политиков и ученых и специалистов в плане доверия к ним. Политикам доверяют 10% респондентов, относятся нейтрально 30% и с недоверием — больше 50%. Что же касается специалистов, то их рейтинг доверия превышает даже рейтинг церкви (института, облеченного наибольшим доверием населения). Доверяют специалистам 70% опрашиваемых, и лишь один из шести говорит о недоверии. Разумеется, эти выкладки не надо воспринимать буквально, как прогноз того, что в силу авторитетности корпорации ученых или духовных лиц на посту президента обязательно окажется эксперт или священнослужитель. Однако, во всякой сказке есть свой намек и урок добрым молодцам.

Борис ДУБИН

Социальная жизнь москвичей: уровень интенсивности, факторы динамики, зоны спада

В мае 1997 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел репрезентативный опрос жителей Москвы по широкому кругу вопросов, относящихся к их будням, быту, жизненным стандартам и культурным ориентациям. В выборку вошли 1532 человека, представившие население столицы по основным социально-демографическим характеристикам. 61% опрошенных — коренные москвичи, еще 27% живут в столице свыше 15 лет.

Данная статья посвящена таким проблемам, как интенсивность и успешность социальной жизни москвичей С их точки зрения, интегральная оценка их уровня и стиля повседневного существования. В эту сферу входят самооценки напряженности труда; удовлетворенность доходами и жилищными условиями; "открытый", богатый различными связями, высокий по своим стандартам, насыщенный взаимодействиями строй жизни, включая разветвленный репертуар досуговых занятий, активность социальных коммуникаций — например, перемещений по городу (в том числе регулярных поездок в его функциональный и символический центр), плотность деловых, родственных и дружеских контактов, интенсивность передвижений по стране и за рубеж, частота чтения и книгопокупки — и, напротив, показатели социальной изоляции, спада деятельности, нарастающей эмоциональной подавленности, чувства депривации (подверженность настроениям тоски, стрессовые состояния, частота заболеваний и пр.). В общем смысле эти явления относятся для социолога к диагностике крупномасштабного социального перелома, который всегда сопровождается резкими, глубокими, часто болезненными сдвигами во всей системе межличностных и межгрупповых коммуникаций — взрывным ростом социальной мобильности, интенсификацией контактов, уплотнением социального и культурного времени для более активных групп и, наоборот, признаками "свертывания" социального пространства и времени, все большей "разреженности" коммуникативных

связей, симптомами ослабления и даже паралича деятельности у других слоев, теряющих свое устойчивое место, привычную самооценку или ведущие позиции.

При этом цель статьи — не просто показать влияние того или иного "атомарного" (демографического, экономического) фактора, а попытаться, пусть на ограниченном материале и хотя бы для первого раза, наметить более сложные, многопараметрические связи между показателями, очертить комплексные структуры ("гештальты") установок и стандартов, форм жизнедеятельности и кругов общения, образов жизни, которые, насколько можно судить по материалам настоящего исследования, начали складываться в российском обществе, а точнее среди столичного населения за три—четыре последних года. Учет расслоения сегодняшнего общества по такого рода многомерным, синтетическим характеристикам образа и стиля жизни — как важная проблема теоретической социологии, так и практическая потребность социологической эмпирии, включая зондажи общественного мнения и маркетинговые исследования. Существенна и ее связь с социальной антропологией, структурой и доминантными параметрами личности советского и постсоветского человека.

Уровень жизни: аспирации и достижения. В обобщающих и аналитических материалах ВЦИОМ не раз отмечалось, что ведущим показателем дифференциации жизненных установок, социальных достижений и самооценок российского населения сегодня выступает возраст. При этом под возрастными признаками, метками поколенческой принадлежности фактически объединяются несколько разных факторов: полученный в ходе социализации социальный и символический капитал (от запаса энергии, жизненных связей и взглядов до уровня образования и достатка); соотносительная оценка своей социальной роли (статуса) в прошлом, места в настоящем и прогноза на будущее; круг родственного, дружеского, делового общения, на который индивид может опереться в своих действиях, мыслях и чувствах, который он учитывает в собственных планах, с которым себя внутренне и на деле соотносит. Из табл.1 видно, насколько по-разному различные возрастные группы оценивают перемены последнего времени в уровне обеспеченности себя и своей семьи.

Таблица 1

Как изменилось Ваше материальное положение по сравнению с тем, как Ваша семья жила пять лет назад? (В % к группам по возрасту.)

Варианты ответов Воз заст

16-24 года 25-39 лет 40-54 года 55 лет и старше

Улучшилось 33 30 19 8

Не изменилось 32 25 21 18

Ухудшилось 32 39 58 71

Затрудняюсь с ответом 3 6 2 3

Понятно, что надежда на будущее у молодежи выше, чем у представителей других возрастных групп. Так, улучшить свои жилищные условия в ближайшие три года (плохое жилье — вторая по значимости проблема, осложняющая существование 20—30-летних жителей столицы) предполагают 48% самых молодых респондентов, 14% — москвичей из поколения их "отцов" и 6% — "дедов". Но еще показательней другое: более молодые респонденты (а рубеж здесь, как и по большинству иных мнений и оценок, примерно 40 лет, группа 40-летних, можно сказать, поколение "отцов") теперь уже имеют возможность опираться не только на свои планы или проекции в будущее, но и на вполне реальные сегодняшние достижения. Например, на уровень доходов — показатель своей социальной востребован-

Получили ли сейчас такие люди, как Вы, возможность увеличить свои доходы, заработки? _____________(В % к группам по возрасту.)___________

Варианты ответов Возраст

16-24 года 25-39 лет 40-54 года 55 лет и старше

Да 62 49 35 14

Нет 27 42 60 74

ности и вознаграждения их профессиональной деятельности, деловой активности, труда со стороны общества, его высокостатусных и авторитетных групп (см. табл.2).

Те, кто улучшил свое материальное положение и стал больше зарабатывать, активно реализуют появившиеся у них возможности. 28% самых молодых респондентов за последние два—три года стали, по их словам, больше покупать дорогих вещей (среди их, по возрасту, "родителей" подобная группа в 4 раза меньше — 7%), 49% регулярно пользуются услугами пунктов обмена валюты. Москвичи в возрасте до 40 лет значительно чаще, нежели представители других возрастных групп, приобретали за последний год цветные телевизоры, видеомагнитофоны, музыкальные центры, стиральные машины, микроволновые печи, компьютеры, автомобили и т.п. Понятно, что именно молодежь в подавляющем большинстве поддерживает продолжение рыночных реформ (69% — "за" и 7% — "против" при 55 и 14%, соответственно, в среднем по выборке) и куда позитивней либо просто терпимей относится к таким новым явлениям, демонстративным образцам "западной", "потребительской" цивилизации, как реклама, роскошные магазины, здания банков и офисов, ночные клубы и т.п.

Молодежь с большей симпатией, нежели их "отцы" и "деды", относится к нынешним богатым. При 35% тех, кто по-прежнему видит в разбогатевших россиянах "грабителей", 26% московской молодежи все-таки согласны с тем, что богатые "приносят пользу стране и народу" (среди "отцов" соотношение негативных и позитивных оценок богатых людей выглядит как 61 к 12, а у "дедов" — как 72 к 7). И если сами себя к богатым относят лишь 2% молодых москвичей, то почти у 1/2 (45%) в ближайшем московском окружении есть богатые люди, тогда как среди их "отцов" — у 30%, а у "дедов" — лишь у 12% Подобный показатель (уровень, стандарты и запросы повседневной среды общения индивида) социологически крайне важен. Остановимся на этом подробнее.

Круг общения и частота социальных контактов. Сравнительная обеспеченность ближайшего окружения москвичей, если опять-таки сравнивать группы опрошенных по возрасту, отражена в табл. 3.

Таблица 3

Есть ли среди Ваших друзей, знакомых, родных те, кто завел собственное дело, бизнес? (В % к группам по

возрасту.)

Варианты ответов Возраст

16-24 года 25-39 лет 40-54 года 55 лет и старше

Нет 42 38 52 73

Один— три человека 40 41 32 14

До десяти человек 9 11 6 1

Итак, практически 1/2 людей из ближайшего окружения москвичей до 40 лет — люди обеспеченные, имеют свое дело. При этом частота общения со знакомыми, дру-

Респонденты раз в неделю и чаще контактируют со своим ближайшим окружением (в % к группам по возрасту)

Способ контакта Возраст

16-24 года 25-39 лет 40-54 года 55 лет и старше

Звонят 88 76 76 69

Заходят в гости 52 32 23 13

зьями, родственниками в Москве у молодых респондентов заметно более высока, чем у более старших и пожилых. А это, надо полагать, поддерживает и укрепляет ориентации на авторитетные фигуры в своем окружении, позитивную идентификацию с ними, их установками и оценками, подтягивание до "значимых других" и их опережение (включая как кооперацию, так и конкуренцию). Сравним долю респондентов разного возраста, наиболее часто — по меньшей мере, раз в неделю — контактирующих со своим ближайшим кругом (табл. 4).

В целом интенсивность социальной жизни у более молодых москвичей (до 40 лет, но прежде всего — до 25 лет), коммуникативная открытость и насыщенность их повседневной жизни намного выше, чем у остальных возрастных групп; примечательно, что и на недостаток свободного времени чаще других ссылаются именно молодые москвичи: для столичных жителей в возрасте до 40 лет недостаток времени входит в первую пятерку тех проблем, которые осложняют жизнь. Молодым москвичам свойственна более высокая активность в работе (и работе хорошо оплачиваемой, отсюда резкий разрыв между оценками своих доходов у самых молодых респондентов и всех остальных групп), она же характеризует частоту их общения с близкими и друзьями, контакты со средствами массовой коммуникации и т.д.* Соответствующие данные сведены в табл. 5.

Доход и досуг. Показатели успеха, социальной востребованности сами, в свою очередь, коррелируют с более высокой мобильностью, частотой передвижений, плотностью социальных связей и контактов: активность в принципе ведет к достижению, а достижение чаще всего вновь стимулирует активность и т.д. Покажу это на серии данных о разных видах активности москвичей (табл. 6).

Иными словами, преимущества более молодых москвичей состоят, на мой взгляд, не просто в энергии, присущей их возрасту, и даже не только в умении заработать, способности "крутиться" и т.п. (хотя и то, и другое, понятно, крайне значимо и важно на общем депрессивном фоне). Дело здесь в ориентации на иные, более высокие стандарты интересного, хорошего, достойного (в том числе модного), в другом, более открытом и активном образе жизни. Поэтому показатели молодости и роста доходов, чувства своей социальной уместности и коммуникативной насыщенности свободного времени (желания и умения наполнить его социальным смыслом) оказываются тесно связанными между собой и определяют качественно иной (открытый, динамичный) стиль существования, взаимоотношений, другие требования к социальным партнерам, иные критерии их значимости и того интереса, который они представляют друг для друга. Это видно

* Это не относится к частоте посещения религиозных служб: 59% столичной молодежи вовсе не бывают на них (среди самых старших — 44%), посещают с требуемой церковью частотой (не реже раза в месяц) — 4% (среди самых старших — 15%).

Таблица 5

Какие изменения произошли в жизни респондентов за ________________последние два—три года?*___________________

Возраст

Варианты ответов 16-24 года 25-39 лет 40-54 года 55 лет и старше

Респонденты стали больше... слушать музыку 4,0 1,55 0,71 0,44

работать 3,9 3,7 2,0 0,7

разговаривать по телефону 3,6 1,9 1,1 0,92

зарабатывать 2,9 0,9 0,44 0,13

ездить по Москве** 2,5 0,86 0,5 0,14

читать книги, журналы 1,6 0,42 0,55 0,26

ходить в гости 1,57 0,33 0,08 0,03

смотреть телевизор 1,25 1,15 1,56 1,84

* Показатели интенсивности рассчитаны как отношение группы увеличивших соответствующую активность к группе уменьшивших ее, приведены лишь данные, отчетливо дифференцированные по возрасту (ранжировано по первому столбцу).

**Москвичи в возрасте до 40 лет, хорошо зарабатывающие, более мобильные, коммуникативно-открытые, контактные, чаще других групп пользуются при этом личным автомобилем, городским и маршрутным такси либо услугами "леваков", а также метро — видом транспорта для протяженных маршрутов, до известной степени сохраняющим регулярность движения даже сегодня. Дело не просто в "лишних деньгах" у молодых и обеспеченных, а в крайне важной для них гарантии планируемости времени поездок, в чувстве распоряжения собственной жизнью по своей воле, в возможности так или иначе согласовывать распорядок деловых и личных встреч (хронический дефицит времени, типичный признак повседневного существования в мегаполисе — проблема именно этой группы столичныхжителей, воспринимаемая другими, со стороны, как излишняя спешка молодежи или московская суета). Использование автобуса, троллейбуса, трамвая — транспорта, более близко подходящего к дому и предназначенного для поездок на более короткие расстояния (до торгового центра, сберкассы, химчистки, ярмарки, рынка) — связано сейчас в Москве с большой и в принципе не поддающейся расчету потерей времени. Кто чаще и дальше ездит, тщательней рассчитывает время. Речь здесь, как и всегда, не об отдельной поездке или конкретном транспортном средстве, а обо всем образе жизни, о связанных с ним смысловых и поведенческих стандартах.

на совокупности данных о привычных способах респондентов проводить досуг (табл. 7).

При этом домашними делами и работой на даче чаще занимаются женщины (в возрасте "бабушек" и "матерей"), а мужчины склонны "просто отдохнуть, отоспаться" (особенно в возрасте "отцов", у них выше и показатели внутренней напряженности, потребности в разрядке — частота курения и выпивки, об этом скажем ниже).

По 17 из 21 позиции анкетного списка, включавшего культурные институции, узлы социальных коммуникаций, формы коллективного времяпрепровождения (от театра, концерта и музея до ресторана, парка и бассейна, сауны), лидирует молодежь, которая посещает эти точки регулярного пересечения (и согласования) социальных маршрутов городского жителя заметно чаще всех других возрастных групп. Особенно велик этот разрыв активности в посещении библиотек, дискотек, ночных клубов, баров, закусочных "Макдональдс". Соответственно, много чаще молодежь, по ее самохарактеристикам, делает утреннюю зарядку, занимается оздоровительным бегом, шейпингом и вообще спортом, учится работать на компьютере (в целом 40% молодых москвичей в той или иной степени умеют на них работать, среди поколения их "отцов" — 20%; соответственно 9 и 4% пользуются Интернетом), занимаются иностранными языками (38% столичных жителей в возрасте до 24 лет, так или иначе, владеют иностранным языком, среди их "отцов" — 16%).

Показательно, что в группе более обеспеченных и динамичных респондентов на первый план выдвигаются уже иные символы успеха. Скажем, это не просто квартира и даже не только ее размеры, но и символически-на-

Таблица 6

Какова связь между заработками и активностью респондентов за последние два—три года? (В % к числу опрошенных по группам, которые увеличили либо уменьшили за последние два—три года свои доходы.)

Параметры активности респондента Доходы

стали больше остались на прежнем уровне стали меньше

Работают больше 72 40 29

столько же 19 49 22

меньше 6 8 42

Ездят по Москве больше 46 22 12

столько же 32 41 24

меньше 21 34 59

Разговаривают по телефону больше 37 27 25

столько же 46 52 46

меньше 15 17 25

Ходят в гости больше 21 11 6

столько же 42 38 23

меньше 35 46 66

Посещают своих знакомых, др\ раз в неделю и чаще 'зей, родных 35 30 20

раз— два в месяц 41 32 34

несколько раз в год и реже 21 29 41

Завели собственное дело, биз^ нет ес Ваши дру. 38 !ЬЯ, знокомьп 54 родные 59

есть один — три человека 43 32 24

есть до десяти человек 13 6 3

Бывают в центре Москвы (кро/ч часто е поездок по 33 делам, по р 18 1боте) 11

время от времени 30 31 27

редко 34 37 43

практически никогда 3 14 19

груженный, близкий к центру район проживания, не только автомобиль, а машина престижной марки (особенно для мужчин), не просто отдых, а его качество, комфортность, а потому — поездка за границу и т.п. Приведем некоторые данные по этому кругу показателей (табл. 8).

Как видим, простое наличие автомобиля, дачи, модной и красивой одежды, дорогой бытовой аппаратуры в квартире сегодня уже не относятся к главным, самым броским и привлекательным символам обеспеченной жизни в столице. Характерно, что их значимость почти не колеблется в зависимости от обеспеченности респондента. Чуть более среднего они важны лишь для тех, чьи доходы за последнее время упали, а если брать возрастной аспект — для поколения "отцов", но еще чаще — "матерей".

Социальная изоляция, психологические напряжения, эмоциональный фон. Распределение показателей имеющихся и нарастающих повседневных напряжений среди москвичей приведены в табл. 9.

Таблица 7

Как Вы, Ваша семья обычно проводите свободное время?* (В % к числу опрошенных по группам, которые увеличили или, соответственно, уменьшили за

последние два—три года свои доходы.)

Доходы

Варианты ответов стали больше остались на прежнем уровне стали меньше

Занимаемся домашними делами 58 62 73

Ездим на дачу 38 34 30

Просто отдыхаем, отсыпаемся 36 35 27

Гуляем в городе, парке 26 25 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ходим в гости, принимаем гостей 24 22 19

Ходим в кино, в театры, на выставки 15 5 4

Ездим на рыбалку, в лес 10 9 6

Подрабатываем * Ранжировано по левому столбц 9 6 10

Больше болеть и чаще тосковать стали, по их словам, женщины, причем более пожилого возраста, тогда как курить и выпивать — мужчины (и особенно, как видим, из поколения "отцов"). Дело и здесь не просто в "физическом" состоянии здоровья, нормативно соответствующего паспортному возрасту, сколько в разнящихся стандартах жизненной ориентации и критериях самооценки у различных групп, в плотности их социальных связей и интенсивности коммуникаций (а, соответственно, и в нормативно, со стороны группы значимых "других", ближайшего окружения и т.д. санкционированных типах "выхода", "разгрузки" и сублимации, "перевода" своих напряжений и стрессов. Для одних — это прогулка или музыка, для других — выпивка или болезнь). Показатели социального неуспеха и коммуникативной изоляции, эмоциональной подавленности и уязвимости для болезней также коррелируют между собой, складываются в определенный образ жизни, который поддерживается определенными ценностно-нормативными стандартами, но и сам, в свою очередь,

Таблица 8

Если бы Вы оценивали материальное благополучие той или иной семьи, на что бы Вы обратили внимание прежде всего?* (В % к числу опрошенных по группам, которые увеличили или соответственно уменьшили за

последние два—три года свои доходы.)

Доходы

Варианты ответов стали больше остались на прежнем уровне стали меньше

Марка автомобиля 55 44 40

Возможность отдыхать за границей 54 54 44

Размеры квартиры 45 40 39

Район или дом, где живут 25 24 20

Тип школы, где учатся дети 24 19 17

Дорогая бытовая техника в квартире 17 14 16

Наличие автомобиля 12 13 15

Красивая, модная одежда 11 11 18

Дача, участок * Ранжировано по левому столбц') 10 10 14

Таблица 9

' Какие показатели повседневных напряжений характерны для последних двух—трех лет? (В % к числу оп-

рошенных по возрастным группам.)

Варианты ответов Возраст

16-24 года 25-39 лет 40-54 года 55 лет и старше

Респонденты стали больше... испытывать грусть, тоску 2,10 2,60 6,06 9,55

курить 1,75 1,18 2,26 0,76

болеть 0,63 1,05 3,10 11,30

выпивать 0,47 0,44 0,56 0,16

Таблица 10

Какова связь между показателями социального неуспеха, коммуникативной изоляции и показателями эмоциональной подавленности респондентов? (В % к числу опрошенных в группе по типу настроений.)

Параметры активности респондента Стали чаще испытывать грусть, тоску Настроение сохранилось на прежнем уровне Стали реже испытывать грусть, тоску

Ездят по Москве больше 19 25 31

столько же 24 36 19

меньше 49 35 46

Разговаривают по телефону больше 26 30 35

столько же 46 53 35

меньше 24 15 26

Болеют больше 59 25 23

столько же 28 57 30

меньше 10 14 40

ХОДЯТ 8 ГОСТИ больше 8 12 23

столько же 22 41 31

меньше 64 46 42

Слушают музыку больше 23 24 46

столько же 38 54 21

меньше 29 18 28

Покупают книги больше 8 12 21

столько же 15 38 24

меньше 59 40 50

Зарабатывают больше 14 25 38

столько же 23 30 23

меньше 50 34 30

Завели собственное дело, бизь нет ес Ваши дру: 61 1ЬЯ, ЗНОКОМЫ1 47 Ьродные 43

есть один— три человека 26 34 40

есть до десяти человек 4 6 11

Таблица 11

Как изменилось Ваше материальное положение по сравнению с тем, как Ваша семья жила пять лет назад? (В % к числу опрошенных по группам по частоте чтения журналов и книг.)

усиливает их, укрепляя ставку индивидов и групп на дальнейшее понижение уровня жизни, настроения и т.д.

Активность социальная и масскоммуникативная. Как

уже упоминалось, повышенная деловая активность, социальный успех, плотность контактов с близкими, частота передвижений по городу и т.д. связаны, по самоотчетам москвичей, и с большей интенсивностью чтения ими журналов и книг*. Дифференциация оценок своей социальной жизни и коммуникативного обихода в группах с различной читательской активностью показана в табл. 11.

Вместе с тем увеличение времени и частота просмотра телевизора скорее коррелирует, напротив, с понижением деловой активности и ее успешности, сужением репертуара досуговых занятий, спадом интенсивности передвижений и контактов с близкими и т.п., более характерными, как говорилось, для пожилых москвичей. Не случайно и рост интереса к телевизору, а на его экране — к

* Как показывают материалы опроса, речь при этом для подавляющего большинства респондентов идет об иллюстрированных журналах массового обращения (двух основных для современного общества типов — связанных с телевидением и адресованных женщинам) и о книгах, опять-таки, массовых жанров — "мужских" боевиках и "женских" романах о любви. Подробнее о чтении и телесмотрении среди москвичей см. в настоящем номере ИБМ в статве Н.Зоркой, а в более общем теоретическом плане — в посвященном массовым литературам специальном выпуске журнала "Новое литературное обозрение" (1996. № 22).

Как Вы, Ваша семья обычно проводите свободное время?* (В % к числу опрошенных по группам по активности просмотра телевизора.)

Варианты ответов Стали смотреть телевизор больше Смотрят столько же Стали смотреть телевизор меньше

Занимаемся домашними делами 71 68 59

Просто отдыхаем, отсыпаемся 35 31 27

Гуляем в городе, парке 20 22 28

Ходим в гости, принимаем гостей 18 21 25

Ходим в кино, театр, на выставки 6 6 10

За последние два — три года... Работают больше 34 39 47

столько же 26 29 23

меньше 26 19 20

Зарабатывают больше 18 22 24

столько же 24 26 28

меньше 44 39 35

Болеют больше 46 34 38

столько же 33 48 35

меньше 14 12 18

* Ранжировано по левому столбцу.

политическим новостям (у мужчин), сериалам и старым советским фильмам (у женщин) характерен для более старших возрастных групп. Сильно усредняя и огрубляя данные, можно, кажется, метафорически приравнять чтение к своеобразному катализатору всех других типов социальной и коммуникативной активности, а телесмотрение — как бы к их ингибитору. Это, разумеется, лишь самая общая тенденция; некоторые материалы в пользу такого уподобления приведены в табл. 12.

Наталия ЗОРКАЯ

Коммуникативная активность москвичей: чтение книг, газет, журналов

Культурный горизонт. В основе статьи лежат данные опроса москвичей, проведенного в мае 1997 г. (опрошены 1532 респондента, представляющие взрослое население Москвы).

Доля высокообразованных жителей среди москвичей в сравнении с общероссийским уровнем примерно в 2,5 раза выше (34 и 14%). Отметим, что новые жители Москвы, переехавшие на постоянное место жительства за последние 10—12 лет, т.е. после снятия некоторых ограничений на прописку, более образованны по сравнению с теми, которые переехали в Москву 15 лет тому назад и более.

За последние пять лет среди москвичей выросла доля людей, владеющих иностранными языками. Приведем сравнение с данными по Москве, полученными в ходе общероссийского опроса в 1992 г. (в % к числу опрошенных):

Варианты ответов Стали читать больше Читают столько же Стали читать меньше

Улучшилось 31 21 16

Осталось прежним 20 28 20

Ухудшилось 47 49 59

За последние два— три года... Ездят по Москве больше 34 22 19

столько же 23 36 25

меньше 38 36 51

Разговаривают по телефону больше 39 27 26

столько же 36 55 44

меньше 22 14 26

Ходят в гости больше 24 11 7 '

столько же 28 41 22

меньше 45 44 67

Покупают книги больше 28 10 4

столько же 24 39 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

меньше 37 38 72

Завели собственное дело, биз> нет ес Ваши дру 46 | 8 со I 9, родные 59

есть один — три человека 37 31 26

есть до десяти человек 8 8 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.