Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЖЕНЩИН, КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЖЕНЩИН, КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1041
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зливко А.П., Будницкая А.Е.

В статье рассматривается социальная защита женщин в Российской Федерации с экономической и правовой точки зрения, а также механизм реализации данного направления деятельности государства. Проводится анализ законодательства Российской Федерации в исследуемой области. Анализируются существующие формы финансового обеспечения данной категории населения, и предлагается усовершенствование существующего финансового механизма социальной защиты женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЖЕНЩИН, КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340

А.П. Зливко, А.Е. Будницкая

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЖЕНЩИН, КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается социальная защита женщин в Российской Федерации с экономической и правовой точки зрения, а также механизм реализации данного направления деятельности государства. Проводится анализ законодательства Российской Федерации в исследуемой области. Анализируются существующие формы финансового обеспечения данной категории населения, и предлагается усовершенствование существующего финансового механизма социальной защиты женщин.

Ключевые слова: социальная защита, социальное страхование, социальное обеспечение, социальная помощь, Трудовой Кодекс Российской Федерации, государственная поддержка, финансовый механизм.

На различных этапах развития общества, выделяют категории населения, которые, в силу не зависящих от них причин, неспособны собственными усилиями обеспечить себе источники средств существования или самостоятельно выйти из трудной жизненной ситуации. К таким категориям относятся: дети, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию; осиротевшие дети или оставшиеся без попечения родителей; выпускники детских домов, дети с асоциальным поведением, беспризорные, несовершеннолетние родители; малообеспеченные граждане и семьи; одинокие старые и пожилые люди; семьи, в которых проживают—инвалиды; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом; люди, пострадавшие от конфликтов и жестокого отношения в семье; безработные граждане; лица без определенного места жительства; люди, временно либо постоянно потерявшие способность трудиться по состоянию здоровья, функциональным расстройствам т.д. Для помощи, таким категориям населения в современных и развитых государствах, в том числе и в Российской Федерации реализуется социальная поддержка и защита населения.

В литературе и правовых источниках, определение социальной защиты трактуется как система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий; мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных0 условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп. В России право ограждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано российским законодательством. В Конституции Российской Федерации, Россия определяется как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В нем «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб».

На развитие системы социальной защиты населения влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические, факторы, связанные с социальной работой как с профессиональным видом деятельности, и др. Финансирование социальной защиты осуществляется за счет федерального, региональных и местных бюджетов, а также специально создаваемых негосударственных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательно медицинского страхования) [17,с 34-37].

Развитие нормативно-правовой базы социальной защиты населения в Российской Федерации воплощается в положениях Конституции Российской Федерации и Федеральных законах:

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования»;

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной социальной помощи»;

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

© Зливко А.П., Будницкая А.Е., 2016.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации»;

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях»;

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-Ф3 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека. Основные категории системы социальной защиты:

- социальное страхование;

- социальное обеспечение;

- социальная помощь.

В текущий период времени в России основной формой реализации стратегии социальной защиты населения является социальное страхование.

С экономической точки зрения, эта системы выглядит как процесс перераспределения национального дохода на макроуровне. Таким образом, система социальной защиты в Российской Федерации построена на формировании доходов от тех, кто не подвергся влиянию социальных рисков и перераспределении доходов лиц, находящихся в условиях социального риска. Кроме того, система социальной защиты формирует меры по предотвращению наступления социальных рисков, компенсации или минимизации последствий наступления социальных рисков, что так же способствует нормальному воспроизводству рабочей силы и достижению экономического равновесия в государстве. Вместе с тем, экономическое содержание социальных рисков все же приводит к противоречиям между работником и работодателем, работодателем и государством, работником и государством, работником подвергшимся рискам и работникам не подвергшихся рискам и другими субъектами правоотношений [21, с. 5-9]. Социальная защита позволяет достичь равновесия между этими противоречиями. Для того чтобы снять противоречия, включается механизм распределения и перераспределения внутреннего национального продукта и создаются страховые фонды. Одна из основных функций страховых фондов поддержание нормального воспроизводства рабочей силы, которая находится под угрозой социальных рисков.

В настоящее время социальная защита женщин достаточно развита и эффективно работает. В Российской Федерации правовая основа социальной защиты женщин в сфере труда представлена Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015), который регулирует трудовые правоотношения в отношении женщин и работодателя. В соответствии с ч. 2 ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Часть 2 ст. 3 ТК РФ запрещает ◦дискриминацию женщин в сфере трудовых отношений. В соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК РФ не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Гарантированное0 Конституцией равноправие женщин с мужчинами в сфере трудовых отношений обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами прав в приеме на работу, в труде, вознаграждении за труд и продвижении по работе.о С учетом особенностей женского организма и в целях создания условий для обеспеченияо фактического равноправия женщин с мужчинами трудовое законодательство предусматривает специальные правила охраны труда женщин, льготы и дополнительные гарантии их трудовых прав.

Часть 1 ст. 253 ТК РФ ограничивает применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на оподземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Часть 2 ст. 253 ТК РФ запрещает применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно одопустимые для них нормы. В соответствии с ч. 3 ст. 253 ТК РФ перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством

Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162. Запрещение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда не является их дискриминацией, т.к. вызвано заботой государства о женщинах, нуждающихся в повышенной по сравнению с мужчинами социальной и правовой защите.

Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105. Трудовое законодательство предоставляет льготы беременным женщинам и женщинам, имеющим детей.

Часть 1 ст. 254 ТК РФ предусматривает, что беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя (ч. 2 ст. 254 ТК РФ). При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы (ч. 3 ст. 254 ТК РФ). Согласно ч. 4 ст. 254 ТК РФ женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет. В соответствии с ч. 1 ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Согласно ч. 1 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком (ч. 2 ст. 256 ТК РФ). По заявлению женщины или лиц, указанных в ч. 2 ст. 256 ТК РФ, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ч. 3 ст. 256 ТК РФ). Согласно ч. 4 ст. 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком согласно ч. 5 ст. 256 ТК РФ засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости) [19 с. 9].

Работникам, усыновившим детей, предоставляются отпуска согласно ст. 257 ТК РФ. Согласно ч. 1 ст. 258 ТК РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый.

Если работающая женщина имеет двух и более детей в возрасте до 1,5 лет, продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа через каждые три часа (ч. 2 ст. 258 ТК РФ). Согласно ч. 3 ст. 258 ТК РФ по заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Согласно ч. 4 ст. 258 ТК РФ перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка. В соответствии с ч. 1 ст. 259 ТК РФ запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Согласно ч. 2 ст. 259 ТК РФ направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины,

имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Согласно ст. 260 ТК РФ перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя. В соответствии с ч. 1 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. Согласно ч. 2 ст. 261 ТК РФ в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, представлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

В соответствии с ч. 3 ст. 261 ТК РФ допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Трудовой кодекс РФ предоставляет дополнительные гарантии при расторжении индивидуального трудового договора с беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери [21]. Согласно ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. 1, 5 - 8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Статья 251 ТК РФ запрещает увольнение беременных женщин и работников, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до шести лет, по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации предприятия.

Часть 4 ст. 261 ТК РФ запрещает расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. 1, 5 - 8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ). Таким образом, ТК РФ разрешает увольнение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери, в случае ликвидации предприятия либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, а также за нарушения трудовой дисциплины.

Социальная защита женщин занимает значительное место в деятельности государства. Рассмотрим ниже систему социальной защиты женщин с экономической точки зрения. Повышение уровня финансового обеспечения в виде социальной защиты женщин в период беременности, родов и послеродовом периоде приводит к необходимости перераспределения доходов населения. Кроме того, степень перераспределения доходов населения зависит от выбранной формы социальной защиты женщин в рассматриваемые периоды.

Женщины, находящиеся в периодах беременности, родов или послеродовом периоде, на мой взгляд, находятся в периоде потребления (рис. 1). Женщины в рассматриваемые периоды жизни выбывают из трудовой деятельности, в большинстве случаев теряют в доходе (по причине низкого уровня пособий по материнству).

Рис. 1. Периоды жизненного цикла женщины, со стороны экономики

Женщина, в анализируемый период потребления, получает государственную социальную защиту в виде выплаты пособий по материнству: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в 2016 году сумма остается неизменной и составляет 543 руб. 67 коп; единовременное пособие по беременности и родам - 515 рублей, единовременное пособие при рождении ребенка - 14 497,80 коп, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет - минимальный размер составляет 2 718,34 коп. (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация периодов накопления и потребления для женщин

Принято выделять две формы социальной защиты женщин: добровольная и государственная. В свою очередь, формы подразделяются на виды социальной защиты (рис. 3)

Формы и виды социальной защиты женщин

т

Добровольная

Частный вид социальной защиты (перераспределение доходов одной и той же женщины во времени (сберегательные вклады, страхование и т.д.)).

Коллективный вид социальной защиты (создается в рамках определенного коллектива, который формирует собственный денежный фонд).

Государственная

Компенсационный вид социальной защиты (вид, который компенсирует временную утрату трудового дохода; обеспечивается распределение доходов и социальных рисков во времени).

Перспективный вид социальной защиты (вид, основанный на перераспределении доходов между поколениями).

Минимально-гарантированный вид социальной защиты.

Рис. 3. Формы и виды социальной защиты женщин в периоды беременности, родов и послеродовом периоде

По моему мнению, государственная социальная защита оказывает незначительное влияние на частные сбережения граждан: средства, изымаемые в виде взносов на социальную защиту, в результате перераспределения денежных средств. Не учитываются женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП и не работающие женщины, обучающиеся по очной форме. Финансовая, налоговая и денежно-кредитная политика являются для тех, кто их получает не просто дополнительным доходом, а доходом, необходимым для поддержания минимально нормального уровня потребления и компенсирующим действие социальных рисков.

Поскольку минимальный размер ежемесячного пособия по материнству небольшой, в 2016 году (на январь) он составляет 2 718,34 коп., то, на мой взгляд, женщине необходимо в период трудовой активности сберечь как можно больше денежных средств, чтобы быть материально обеспеченной в периодах беременности, родов и послеродовом периоде. Женщине необходимо стремится выровнять объемы потребления во времени, чтоб получить определенный средний доход в долгосрочной перспективе. Накопить женщина может путем вложений в банки или участвуя в программах, предлагаемых страховыми компаниями. Решить данную проблему, как один из вариантов решения данного вопроса, поможет введение государством налога на бездетность, что, несомненно, приведет к привлечению дополнительных финансовых средств и к увеличению уровня рождаемости в нашей стране, тем самым улучшится демографическая и экономическая ситуация в государстве.

Существующий финансовый механизм социальной защиты женщин, находящихся в периодах беременности, родов и послеродовом периоде, неэффективен: недостаточный размер пособий по материнству, неудовлетворительное осуществление программ «Родовой сертификат», «Материнский капитал» и т.д. Государству необходимо создать финансовый механизм, который бы обеспечивал достойную жизнь женщинам России, а также формировал эффективную систему социальной поддержки и защиты населения страны.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015);

3.Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования»;

4.Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной социальной помощи»;

5.Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

6.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

7.Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации»;

8.Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

9.Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях»;

10. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

11.Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

12.Александрова В.П. Научно--организационные основы анализа социально-экономического потенциала семей, имеющих в своем составе лиц старше трудоспособного возраста // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. - 2004. - N 1. - С. 21-39.;

13.Бабаева, Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы) / Л.В. Бабаева // Социологические исследования. - 2007. - №7. - С.51-59;

14.Бабаева, Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы) / Л.В. Бабаева // Социологические исследования. - 2007. - №7. - С.51-59.

15.Баскакова, М.Е. О пенсиях для мужчин и женщин. Социальные аспекты пенсионной реформы / М.Е. Баскакова, В.Н. Баскаков. - М.: Московский философский фонд, 2008. - 200 с.;

16.Добриян Е.И. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика / Е.И. Добриян, В.И. Самаруха, М.Г. Жигас. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. - 192 с.;

17.Климатова, Г.Н. Женская занятость и рынок труда / Г.Н. Климатова // Семья в России. - 2004. - №3. -С.34-37;

18.Котилко В. Развитие сферы обслуживания для малообеспеченных // Человек и труд. - 2003. - N 12. - С.

26-28.;

19.Сосна Б. И., Ивлиев Г. П., Аворник Г. К. Трудовое право России: Справочное пособие. М., 2005. С. 9.;

20.Трудовое право: Учебник / Н. А. Бриллиантова, И. Я. Киселев и др.; Под ред. О. В. Смирнова. М., 2007. С.

383.;

21.Шабанов В.А. Система социальной защиты в действии // Социальная работа. - 2008. - N 1. - С. 5-9.

ЗЛИВКО АЛЛА ПАВЛОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени Ф.Ф. Ушакова, Россия.

БУДНИЦКАЯ АНАСТАСИЯ ЕВГЕНЬЕВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.