Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1612
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / МОБИЛИЗОВАННЫЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирьянова О.В.

В статье проанализированы действующие нормативные правовые акты, закрепляющие основные социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим, в том числе участвующим в специальной военной операции, и членам их семей. Дано понятие социальной защиты и элементов ее механизма. Социальная защита военнослужащих и членов их семей является актуальной проблемой на современном этапе развития Вооруженных сил Российской Федерации, обусловленной проведением военной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кирьянова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROTECTION OF MILITARY PERSONNEL: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

The article analyzes the current regulatory legal acts that enshrine the basic social guarantees provided to military personnel, including those participating in a special military operation, and their families. The concept of social protection and elements of its mechanism is given. The social protection of military personnel and their families is an urgent problem at the current stage of the development of the Armed Forces of the Russian Federation, due to the implementation of military reform.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_57 УДК 342.92

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ SOCIAL PROTECTION OF MILITARY PERSONNEL: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

КИРЬЯНОВА Ольга Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: olgakirianova59@ gmail.com;

Kiryanova Olga Viktorovna,

Candidate of Law Sciences, associate professor Associate professor of Constitutional and Administrative Law FGBOOU WAUGH Baikal State University Irkutsk. 11 Lenin Street, Irkutsk, Russia, 664003. E-mail: olgakirianova59@ gmail.com

Краткая аннотация. В статье проанализированы действующие нормативные правовые акты, закрепляющие основные социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим, в том числе участвующим в специальной военной операции, и членам их семей. Дано понятие социальной защиты и элементов ее механизма. Социальная защита военнослужащих и членов их семей является актуальной проблемой на современном этапе развития Вооруженных сил Российской Федерации, обусловленной проведением военной реформы.

Abstract. The article analyzes the current regulatory legal acts that enshrine the basic social guarantees provided to military personnel, including those participating in a special military operation, and their families. The concept of social protection and elements of its mechanism is given. The social protection of military personnel and their families is an urgent problem at the current stage of the development of the Armed Forces of the Russian Federation, due to the implementation of military reform.

Ключевые слова: вооруженные силы, военная служба, специальная военная операция, военнослужащий, мобилизованный, социальная защита, социальные гарантии.

Keywords: armed forces, military service, special military operation, serviceman, mobilized, social protection, social guarantees.

Для цитирования: Кирьянова О.В. Социальная защита военнослужащих проблемы правового регулирования // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 57-59. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_57.

For citation: Kiryanova O. V. Social protection of military personnel: problems of legal regulation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 57-59. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_57.

Статья поступила в редакцию: 25.06.2023

Вооруженные силы России - сложный социально-правовой институт. Военная служба регулируется как административным правом, так и другими отраслями российского права, определяющими её особенности и отличия от других видов гражданской службы. Формирование высокоэффективной военной службы находится в центре внимания политического руководства страны.

Как закрепляет Конституция Российской Федерации, для реализации социальной защиты военнослужащих, а также прав и социальных гарантий военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей действуют нормативно-правовые акты об их социальном обеспечении, правах и льготах.

Основными федеральными законами являются: от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих», от 7 ноября 2011 г. № ЗОб-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», от 12 февраля 2011 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Во исполнение данных законов приняты и действуют подзаконные акты: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2022 г. № 268 «О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов», Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» и ряд других законов и подзаконных нормативных правовых актов, в том числе изданных под грифом «секретно» и «совершенно секретно».

Обеспечение военной безопасности, а также обороноспособности России невозможно без эффективной разработки и применения новых технологий, а также инновационной составляющей человеческого потенциала военнослужащих. Последнее предполагает создание новой модели социальной защиты военнослужащих, основанной в основном на экономических формах социальных гарантий, новых экономических технологиях обеспечения жильем, повышении престижа военной службы, увеличении денежных надбавок, а также пенсий и пособий военнослужащим.

Несложно заметить, что основной тактической целью военной стратегии общества является совершенствование системы социальной защиты военнослужащих, оптимизация процессов удовлетворения их социально-экономических потребностей.

В настоящее время тема социального обеспечения военнослужащих актуальна как никогда. Государство старается заботиться о своих гражданах, оказывая социальную поддержку населению и предоставляя определенную систему льгот. Большое внимание уделяется тем, кто защищает нашу страну, отдает ей должное. Ограничения, обусловленные особенностями военной службы, некоторых общегражданских прав и свобод, установленные законодательством, компенсируются военнослужащим льготами.

Социальная защита - это законодательно установленная государством система принципов, методов, социальных гарантий и мер, обеспечивающих представление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и активного суще-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 7(223)

ствования личности, различных социальных категорий и групп.

Понятию социальной защиты посвящено уже достаточное количество научных трудов, где «под системой социальной защиты понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых» [4, с. 11; 5, с. 3; 6, с. 10]. Элементами механизма социальной защиты следует считать: юридические обязанности должностных лиц; соответствующие виды ответственности должностных лиц при нарушениях предоставления льгот и компенсаций военнослужащим; условия предоставления военнослужащим и членам их семей необходимых компенсаций и льгот; бюджетные материальные средства; процессуальные права по обжалованию нарушенных прав.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. В частности, система социального обеспечения военнослужащих включает такие виды, как: медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение, материальное обеспечение в связи с временной или постоянной потерей трудоспособности, компенсации членам семьи военнослужащего в связи со смертью кормильца, ежемесячные надбавки за особые условия военной службы, компенсации на проезд к месту отпуска, лечения или учебы, жилищное и пенсионное обеспечение, другие виды обеспечения.

А, например, военнослужащим, принимающим участие в специальной военной операции, предусмотрены обязательные ежемесячные и дополнительные выплаты, выплаты за особые отличия в ходе боевых действий, таких как: за участие в активных наступательных действиях, за уничтожение вооружения, военной техники и живой силы противника. Действующим законодательством закреплены социальные гарантии по установлению права на получение статуса ветерана боевых действий и соответствующих мер социальной поддержки: льготное обеспечение жильем; первоочередное право на приобретение садовых земельных участков; компенсация расходов на оплату жилых помещений (в размере 50%); преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы; обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями; внеконкурсное поступление в высшие учебные заведения (в пределах квоты); профессиональное обучение за счет средств работодателя; использование отпуска в удобное время; внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта; преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительских и спортивно-оздоровительных учреждений.

Отметим, что большое внимание государство уделяет жилищным проблемам бывших и действующих военных, в том числе военной ипотеке. Точное название военной ипотеки - это накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих в России. Ее основы устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». В соответствии с данным законом абсолютно каждый человек военной профессии имеет возможность приобрести свою собственную квартиру или дом с использованием инструментов ипотечного кредитования. Без сомнений подобные условия сделали военную профессию сегодня очень популярной среди молодежи, т.к. они имеют реальную возможность приобрести собственное жилье на очень выгодных условиях.

Существенным положительным сдвигом в оплате воинского труда стал весьма достойный уровень денежного довольствия военнослужащих. Наиболее существенным событием реформы денежного довольствия последних лет было вступление в силу Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В соответствии с упомянутым документом и принятым на его основании постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» существенно увеличились как базовый размер денежного довольствия военнослужащих (т.е. суммарная величина следующих выплат: оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячной надбавки за выслугу лет), так и размер военных пенсий.

В то же время, как показывает судебная практика, чаще всего по указанным направлениям поступают административные иски от военнослужащих. Так, например, решением Верховного Суда РФ от 13 августа 2020 г. № ВКАПИ 20-5 рассмотрено заявление военнослужащего об оспаривании пункта 28 типового положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 897, позволяющего федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, выселять военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), достигших предельного возраста пребывания на военной службе, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, из служебных жилых помещений в случае отсутствия у них других жилых помещений, пригодных для постоянного проживания. Однако судом в удовлетворении заявленных требований военнослужащего было отказано в связи с тем, что типовое положение не создает неопределенности в правовом регулировании соответствующих правоотношений, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в том числе в указанных им аспектах.

Оценка действий и решений органов военного управления, связанных с порядком реализации административным истцом своих жилищных прав, к предмету судебного разбирательства в рамках рассматриваемого административного дела не относится.

Верховным Судом Российской Федерации также проведено изучение судебной практики военных судов по делам, связанным с соблюдением должностными лицами органов военного управления требований законодательства Российской Федерации о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат. Анализ судебной практики показал, что «военные суды в целом правильно применяют законодательство, регламентирующее порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием и предоставления им дополнительных

выплат. Вместе с тем, Верховный Суд РФ указал, что в отдельных случаях военные суды допускают неправильное применение положений законодательства Российской Федерации о денежном довольствии военнослужащих, регулирующих спорные правоотношения, на что посчитал необходимым обратить внимание» [2].

Конституционный Суд Российской Федерации 11 января 2022 г. опубликовал постановление № 1-П, в котором заступился за военнослужащих-контрактников. Гарнизонные военные суды расценили дополнительные выплаты как не относящиеся к довольствию военнослужащих. Военнослужащие просили проверить конституционность п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, которые касаются выплат, не подлежащих возврату при отсутствии недобросовестности со стороны получателя. Довольствие военных и полагающиеся им надбавки напрямую не включены в этот перечень.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении указал, что все перечисленные в законе «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячные надбавки включаются в состав денежного довольствия военнослужащего по контракту. Это материальное обеспечение по своей правовой природе сопоставимо с зарплатой, выплачиваемой работнику как стороне трудового договора.

Соблюдение законодательства при начислении и выплате военнослужащим-контрактникам денежного довольствия обеспечивает соответствующий командир подразделения. Несмотря на то, что военнослужащие могут знакомиться с актами, регулирующими отношения в сфере их материального обеспечения, это не является основанием для возложения на них ответственности за правильность начисления и выплаты денежного довольствия. В силу этого, в случае издания командиром приказа, повлекшего за собой излишние выплаты, сам военнослужащий не должен нести неблагоприятные правовые последствия, связанные с ненадлежащим расходованием средств.

Суд, рассматривая вопрос о взыскании в качестве неосновательного обогащения излишне выплаченных денежных средств, обязан исследовать все обстоятельства дела. «Один лишь факт несообщения военнослужащим непосредственному командиру или вышестоящему должностному лицу об отсутствии правовых оснований (о которых он в действительности может и не знать) для начисления выплат не может расцениваться как свидетельство недобросовестности. Счетной ошибкой не должны признаваться такие действия (бездействие) должностных лиц, ответственных за начисление денежного довольствия военнослужащим, которые - в нарушение закона - приводят к излишним выплатам.

Таким образом, при отсутствии недобросовестности со стороны военнослужащего и выявленной счетной ошибки, оспариваемые нормы не предполагают взыскания указанных денежных средств и Конституции РФ соответствуют. Иное приводило бы к возложению на военнослужащего, в том числе после увольнения, бремени неблагоприятных правовых последствий при отсутствии с его стороны поведения, повлекшего ненадлежащее расходование средств. Это предполагало бы переложение на него ответственности за действия воинских должностных лиц, отвечающих за соблюдение законодательства о материальном обеспечении, и не только противоречило бы принципу справедливости, но и ущемляло права военнослужащих». И, как следствие, дела заявителей подлежат пересмотру [1].

По мнению Р. Ш. Исянова, и с этим следует согласиться, «кадровые военнослужащие в своей массе - высокообразованные, физически здоровые, относительно молодые, трудоспособные люди, и они по праву должны стать элитой общества, а поэтому речь в стратегическом плане может идти не о социальной защите, а о повышении уровня их жизни, поскольку только в этом случае эта специфическая социальная группа перестанет быть ее объектом» [3, с. 91].

Подводя итог, следует отметить, что социальная защищенность военнослужащих имеет ключевое значение для стимулирования добросовестного и эффективного исполнения должностных обязанностей, что напрямую влияет на престиж военной службы и создает условия для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными кадрами. А привлечение в ряды Вооруженных Сил России профессионалов укрепляет обороноспособность государства.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей требует более глубокого изучения с учетом всех особенностей данной категории. В связи с этим возрастает роль специалистов по социальной работе в военной сфере, призванных осуществлять активную реализацию социальной поддержки, льгот и гарантий для военнослужащих и членов их семей, согласно федеральным законам и другим нормативным правовым актам.

Библиогра фия:

1. По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П. Кузьмина и Г.Т. Умарсаидова : Постановление Конституционного Суда РФ от 11 января 2022 г. № 1 -П // СЗ РФ. - 2022. - № 3. - Ст. 586.

2. Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 № 897 : Решение Верховного Суда РФ от 13 августа 2020 г. № ВКАПИ 20-5 // СПС «КонсультантПлюс». - Документ опубликован не был.

3. Исянов Р. Ш. Социальная защита военнослужащих в РФ : дис. ... м-ра эконом. наук : 38.04.04 / Р. Ш. Исянов. - Пенза. - 2016. - 111 с.

4. Кубасова Т.И., Каверзина Л.А., Макарова Г.Н. Арендное жилье в России: предпосылки, проблемы и перспективы развития / Т.И. Кубасова, Л.А. Каверзина, Г.Н. Макарова // Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9. - № 4. - С. 11.

5. Русакова О.И. Состояние и проблемы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8. - № 1. - С. 3.

6. Седых О.Г. Взаимодействие власти и бизнеса в решении жилищных проблем детей-сирот как механизм контроля и сдерживания социального иждивенчества / О.Г. Седых // Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9. - № 2. - С. 10.

References:

1. In the case of checking the constitutionality of paragraph 1 of Article 1102 and subparagraph 3 of Article 1109 of the Civil Code of the Russian Federation in connection with the complaints of citizens A.P. Kuzmin and G.T. Umarsaidov: Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated January 11, 2022 No. 1 -P // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2022. - No. 3. - Article 586.

2. On the refusal to satisfy the application for challenging paragraph 28 of the Model Regulation on the state-Owned Office Housing Stock transferred to the operational management of internal affairs bodies, federal Security Service bodies, bodies for the control of the turnover of narcotic drugs and psychotropic substances, customs authorities of the Russian Federation and internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, approved. Decree of the Government of the Russian Federation No. 897 of 17.12.2002 : Decision of the Supreme Court of the Russian Federation No. VKAPI 20-5 of August 13, 2020 // SPS "ConsultantPlus". - The document was not published.

3. Isyanov R. S. Social protection of military personnel in the Russian Federation : dis. ...Mr. economy. Sciences : 38.04.04 / R. Sh. Isyanov. - Penza. - 2016. - 111 p.

4. Kubasova T.I., Kaverzina L.A., Makarova G.N. Rental housing in Russia: prerequisites, problems and prospects of development / T.I. Kubasova, L.A. Kaverzina, G.N. Makarova // Baikal Research Journal. - 2018. - Vol. 9. - No. 4. - P. 11.

5 Rusakova O.I. The state and problems of compulsory medical insurance in Baikal Research Journal. - 2017. - Vol. 8. - No. 1. - P. 3.

6. Sedykh O.G. Interaction of government and business in solving housing problems of orphans as a mechanism for controlling and containing social dependency / O.G. Sedykh // Baikal Research Journal. - 2018. - Vol. 9. - No. 2. - P. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.