Научная статья на тему 'Социальная защита как основной фактор развития социальной политики'

Социальная защита как основной фактор развития социальной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
534
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL POLICY / SOCIAL PROTECTION / WELFARE OF STATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Еремеев Руслан Владимирович

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социальной защиты, которая выступает в качестве главного фактора социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Еремеев Руслан Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROTECTION AS A MAJOR FACTOR IN DEVELOPMENT OF SOCIAL POLICY

The article focuses on the acute issue of social protection which is a major factor in social policy nowadays.

Текст научной работы на тему «Социальная защита как основной фактор развития социальной политики»

УДК 316.334.3

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

SOCIAL PROTECTION AS A MAJOR FACTOR IN DEVELOPMENT

OF SOCIAL POLICY

Р. В. Еремеев R. V. Eremeev

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социальной защиты, которая выступает в качестве главного фактора социальной политики.

Abstract. The article focuses on the acute issue of social protection which is a major factor in social policy nowadays.

Ключевые слова: социальная политика, социальная защита, социальное государство.

Keywords: social policy, social protection, welfare of state.

Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях на характер политического процесса, перспективы, поведение и позиции субъектов политической системы во многом влияет контроль социальных факторов, которые фактически задействованы в социальной политике и через которые выражается отношение различных социальных малых и больших групп. По сути, социальная политика является существенным фактором, который находится в динамическом движении и будет основой для продолжительных циклов политического развития.

Возрастающая роль человеческого капитала в создании оптимального качества российской экономики прямо связана с необходимостью развития новых знаний и способностей личности в расширенном процессе репродукции общественно значимых качеств человека. Тем не менее, рыночная экономика не способна создать нужную модель или ситуацию для решения данной задачи. В связи с этим основным фактором развития человеческих способностей и обеспечения репродукции человеческого капитала выступает социальная защита.

Указанное выше положение предопределяет необходимость исследования социальной защиты не только как экономической категории, но и как практики формирования социальной политики как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. В контексте изучения данной проблемы нельзя не учитывать тот факт, что на волне регионализации перераспределение полномочий от федерального центра к субъектам федерации позволило самостоятельно решать многие социальные вопросы на уровне краев, областей, автономных республик.

Материал и методика исследований. Был осуществлен теоретический анализ современных отечественных источников. Исследование опиралось на выявление концептуальных положений и научных подходов к изучению социальной политики.

Использовались общенаучные и специальные методы научного исследования, методы сбора, обработки и анализа информации.

Результаты исследований и их обсуждение. В настоящее время для снижения социальной напряженности государство использует социальную защиту как современный инструмент, который необходим в процессе перераспределения доходов в пользу малоимущих граждан страны. Социальная сфера при этом выступает единственной отраслью, где исполнительная власть оказывает поддержку слабым, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию людям, помогает обеспечивать реабилитацию граждан, признанных инвалидами по здоровью, и активно заинтересовано в сотрудничестве с различными общественными объединениями социальной направленности. На протяжении последнего десятилетия научные исследования отечественных ученых в этой области заявляют о безликости и неточности самого определения социальной защиты. Так, Т. К. Миронова в своем исследовании говорит о двадцати пяти ученых, которые пытаются охватить термин «социальная защита» с новых сторон, не учитывая ее сущности [3]. Круг существующих мнений крайне велик - начиная с Н. П. Черноморченко, дополняющей это понятие мерами по охране природы [5, 6], и заканчивая В. Е. Шарковым, включающим в это понятие защиту собственных неимущественных прав граждан [6, 35].

Президент РФ В. В. Путин обозначил основные направления социальноэкономического развития страны до 2020 года, одним из которых является создание оптимальных условий жизни для всего населения страны. Д. А. Медведев, находясь в должности Первого заместителя Председателя Правительства РФ, отметил необходимость разрушения основ правового нигилизма, определения новых стандартов бытия. Современная экономика требует создания соответствующей современной политики социального развития. Основными ее объектами будут не конкретные отрасли социальной сферы, а любой гражданин и любая отдельная семья. Вокруг них должны быть сформированы такие системы, как здравоохранение, образование и система социальной поддержки, а также созданы оптимальные условия для самореализации людей [2].

В настоящее время можно смело рассматривать нормативно-правовую базу, которая является опорой для долгосрочного прогноза социально-экономического развития России до 2030 года. Для разработки такого прогноза необходимо использовать следующие документы: Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года; Концепцию демографической политики РФ на период до 2025 года; Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ; основные указы Президента РФ, начиная с мая 2012 года, а также другие документы долгосрочного характера.

Как отмечается, долгосрочный прогноз будет формировать единую площадку для построения на долгий срок стратегических направлений, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов на среднесрочную перспективу [8].

Активизация новых факторов экономического роста, таких как развитие человеческого потенциала, проведение эффективной политики социального развития, широкое распространение инноваций, а также ускоренное высокотехнологическое производство, позволит достичь поставленных перед государством задач.

Главным ориентиром социальной политики является действенная поддержка людей, в силу жизненных причин оказавшихся в тяжелой ситуации, с целью предоставить им возможность самостоятельно и ответственно сформировать стабильную, благополучную социальную позицию для своей семьи и окружающих.

Главным катализатором для социальной политики будет экономическая политика, которая станет ее важным дополнением, а также необходимым условием их взаимного усиления. Основная роль социальной политики - стойко реагировать на изменения в обществе и давать возможность социальным институтам развиваться в соответствии с требованиями и потребностями различных социальных групп населения. Обратим внимание на то, что главными особенностями социальной политики современного государства являются обеспеченность экономических отношений свободной конкуренцией и социальное равновесие в обществе. Они выступают в качестве основы эффективного управления государством и принципов партнерства в социальной сфере.

Социальная политика современного государства должна быть ориентирована как на результативную поддержку населения определенной территории, в силу жизненных обстоятельств оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на организацию условий для того, чтобы каждый индивид смог самостоятельно создавать устойчивое, успешное социальное положение для себя и своей семьи.

Основная задача изложена предельно ясно, она заключается в том, чтобы индивид (человек) находился в центре социальной политики современного государства. Поэтому необходимо определить точку, с которой начнется отсчет, понять, что на данном этапе времени не устраивает общество в социальной сфере и как грамотно построить социальную защиту населения. Нужно выявить и определить модель социальной политики, отвечающую запросам будущего.

При определении значимости исследуемого явления на ум приходят слова доктора философских наук, профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ В. Д. Граждана, который отметил, что «в настоящее время социальнополитической теорией, которая взята на вооружение нашим обществом, является теория революционных преобразований и реформирования старых государственноадминистративных отношений. Согласно этой теории, преобразования должны затронуть все сферы строящегося социального государства. Социология, если она не хочет и дальше стоять в стороне от тех задач, которые решает наше общество, должна активно включиться в процесс конструктивного осмысления всего, что уже было сделано и что еще необходимо сделать для достижения более полной демократии» [1, 9].

Большинство ученых видят причину отсутствия понимания содержательной характеристики социальной защиты, ее роли и места в государственных органах по социальной защите населения в несформированном сознании населения, а также в отсутствии стратегии социальной политики России на федеральном уровне. До тех пор, пока социальная политика просто подменяется лишь одним понятием «социальная защита», она всегда будет считаться составной частью социального обеспечения. Вопрос не в том, что законов вообще нет, а в том, что есть большое количество всевозможных нормативных документов о социальной защите различных слоев населения - инвалидов, граждан, подвергшихся радиации или работающих с химическим и иным оружием, - но в узком законодательном действии.

Общество и система социальной защиты находятся в тесной взаимосвязи между собой. При этом необходимо различать виды общества. Так, можно выделить региональное общество, которое будет включать в себя сообщество людей и их отношения на определенной территории. Каждое общество имеет функцию защиты, что будет в дальнейшем определяться как основное свойство системы. Это защита не только от внешних влияний, но и от внутренних противоречий, несогласованности действий, неустойчивости и движения к саморазрушению.

Особенная черта общества заключается в большом количестве его компонентов, имеющих свои собственные черты и иерархические связи.

В нашем понимании социальный субъект - это индивид или социальная общность, отличающаяся активным познанием, деятельностью, определенным сознанием и волей, а также целеустремленностью. При этом социальная общность будет выступать как относительно самостоятельный субъект социального действия, который имеет свою внутреннюю структуру и занимает определенную позицию в самом обществе.

Через социальные институты и социальные процессы, которые выступают в качестве форм взаимодействия субъектов социальной защиты, в современном обществе осуществляется влияние субъектов друг на друга, характерной чертой которого является большое количество субъектов и объектов, различных связей и отношений, ресурсов и системности взаимодействия.

Взаимодействие различных социальных групп подразумевает под собой формирование социальной структуры. На наш взгляд, социальная структура общества - это система, включающая в себя динамику и эволюцию социальных процессов, основной задачей которых является воспроизводство социальных общностей, деятельность которых происходит в процессе формирования конкретных взаимосвязей и взаимоотношений, и социальных институтов.

Однако отметим, что в процессах между социальными субъектами возникают конкретные контакты и связи, но они не всегда носят согласованный и гармоничный характер. Иногда появляются различные противоречия, дисфункции и взаимоотношения начинают переходить на антагонистический этап. На этом этапе у субъектов возникают новые ориентации и устремления в оценке своего положения. Государство, как и общество, должно предоставить надежную защиту интересов различных слоев общества при возникновении глубоких жизненных противоречий.

Существует множество толкований понятия «социальная защита». На наш взгляд, удачным определением будет следующее: социальная защита - это целостная система законодательно закрепленных социальных гарантий и механизмов их реализации, которые обеспечивают каждому члену общества достойный уровень жизни и реализацию своих основных социальных и гражданских прав, ограждают от деградации в экономической, социальной и физической жизни по причине неожиданного и резкого ухудшения обстановки, страха перед потерей здоровья и жизни и невозможностью реализовать свой труд и гражданский долг перед обществом.

«Социальная защита - это целостная система законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни, таким как безработица, инфляция и бедность» [7, 14].

По мнению Н. С. Слепцова, социальная защита - это политика государства по формированию социально-экономических условий и сохранению гарантий человеку, независимо от того, где он живет, от его национальности, пола, возраста и других человеческих особенностей [4, 107].

Таким образом, определение социальной защиты можно рассмотреть с двух сторон. В первом случае, социальная защита - это система государственной социальной помощи социально-уязвимым слоям и группам населения. Во втором случае - это социальная поддержка государством всех прав и свобод личности и гражданина во всех сферах жизнедеятельности общества.

Система социальной защиты - это свободное объединение членов общества, между которыми формируется определенная связь, которая направлена на поддержание социального статуса, полной жизнедеятельности и адаптацию личности в обществе.

Специфическими особенностями системы социальной защиты, которые выделяются из характеристик системного подхода, являются:

1) необычная целостность;

2) сложная иерархия (федеральный, региональный, муниципальный уровни);

3) социально-экономическая и политическая публичность (происходит информационный, технологический и экономический обмен);

4) самоуправляемость (деление на несколько уровней);

5) индивидуализация и независимость;

6) новаторство на всех уровнях функционирования;

7) неразрывность с общемировыми стандартами социальной защиты;

8) объективность в формировании внутренней и внешней оценки.

Основными субъектами социальной защиты являются: государство, профессиональные союзы, ассоциации работодателей, общественные объединения, а также наиболее активные и образованные личности.

Главная роль отводится государству как одному из важных субъектов социальной защиты. Оно регламентирует законодательно деятельность иных субъектов социальной защиты. Также оно имеет огромный ресурсный потенциал для оказания различного рода социальных услуг определенному обществу. С развитием рыночных отношений особое внимание стало уделяться таким субъектам социальной защиты, как профсоюзы, ассоциации работодателей, общественные организации и т. д. Они предлагают всякие подходы и пути социальной защиты и содействуют формированию конкуренции на рынке социальных услуг.

Основными объектами социальной защиты являются:

1) население страны (подразумевается обеспечение безопасности жизни населения, реализация его потребительских интересов, здоровый образ жизни нации и создание обстановки для развития духовной культуры);

2) отдельные группы и страты населения (интеллигенция, военные, учителя и преподаватели, врачи и деятели культуры и др.);

3) социально-уязвимые группы населения (многодетные семьи, инвалиды, безработные пенсионеры, женщины).

С уверенностью можно говорить об определенной зависимости качества системы социальной защиты от конкретных характерных особенностей общества, где она находит свое дальнейшее развитие как его неотъемлемая часть.

Поэтому социальная защита населения как социальный институт имеет большое значение в жизни человечества, поскольку является частью социума на всех этапах его существования и развития. На любой стадии эволюции человеческого общества всегда имеется в наличии часть населения, которая не может обеспечить самостоятельно свои витальные потребности, не говоря уже о потребностях более высокого уровня.

Социальная защита - это особенный вид управленческой деятельности, который опирается на такие принципы и методы социального управления, которые дают возможность осуществления гарантированных Конституцией прав и свобод для всех граждан современного государства.

Использование этих принципов и методов, с одной стороны, предотвращает наступление рискованной ситуации, а с другой стороны, смягчает ее непредсказуемые последствия.

Центральный принцип социальной защиты как особого вида управленческой деятельности - всеобщность, когда социальная защита дает гарантии всем тем, кто оказывается в рискованных ситуациях с неблагоприятным концом.

Система управления социальной защитой населения является совокупностью элементов, и ее целенаправленное развитие требует рационального соотношения и упорядоченности образующих ее элементов и их взаимосвязей.

К числу главных элементов структурных звеньев системы управления социальной защитой населения относятся специализированные органы управления социальным обеспечением, страхованием, обслуживанием и социальной помощью. Взаимодействуя с органами власти и управления других систем управления, они образуют единое целое, развитие которого определяется внешними факторами и, прежде всего, социальной политикой государства.

Социальная защита как социальный институт - это определенная совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы в международном контексте. Это установленные законодательством категории граждан, которые являются нетрудоспособными, не имеют работу, а также по иным причинам не имеют достаточных финансов для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи.

При наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий в системе социальной защиты гражданам представляется конкретная помощь, носящая характер компенсации в денежной и натуральной форме. Кроме прочего, эта система реализовывает меры для профилактики подобных неблагоприятных событий.

Резюме. Социальная защита является одним из важных показателей социальной политики современного государства, которая должна отражать принципы гуманизма и социальной справедливости. Использование этих принципов позволит признать ценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и добре.

Подводя итоги, можно отметить, что социальная защита в основном направлена в своих действиях на все общество, но в реальных условиях не будет одинакового отношения к различным социальным группам. Гражданам, которые являются здоровыми и

трудоспособными, социальная защита должна обеспечивать одинаковые возможности включения их в трудовые отношения, предоставлять им экономическую и коммерческую свободу на рынке. А нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям (детям, учащимся, многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам и др.) социальная защита обязана гарантировать определенные законом привилегии и преимущества, социальное содействие и уменьшение налогов. Все эти меры направлены на обеспечение жизненного минимума социальным субъектам, лишенным возможности реализовать свой трудовой потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Граждан, В. Д. Социология управления / В. Д. Граждан. - М. : КноРус, 2008. - 512 с.

2. Медведев, Д. А. Стенограмма выступления на 5-м экономическом форуме в г. Красноярске 15 февраля 2007 г.

3. Миронова, Т. К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» / Т. К. Миронова // Трудовое право. - 2008. - № 3. - С. 25-29.

4. Слепцов, Н. С. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике / Н. С. Слепцов. Т. Г. Богатырева, Е. В. Пономаренко. - М. : РАГС, 2003. - 292 с.

5. Черноморченко, Н. П. Право социального обеспечения : учебно-методическое пособие / Н. П. Чер-номорченко. - Саратов : Юриспруденция, 2000. - 334 с.

6. Шарков, В. Е. Права человека в России : декларации, нормы и жизнь / В. Е. Шарков // Государство и право. - 2000. - № 4. - С. 34-35.

7. Экономика : учебное пособие / под. ред. В. Л. Клюни, Н. С. Тихоновича. - Мн. : БГУ, 2007. - 150 с.

8. http://smao.ru/ru/tp/analytics/article_5991.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.