Научная статья на тему 'Социальная защита геронтологической категории населения в обстоятельствах семейного геронтологического эбьюзинга'

Социальная защита геронтологической категории населения в обстоятельствах семейного геронтологического эбьюзинга Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
372
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пучков Павел Васильевич

Статья посвящена новому аспекту в социологии насилия социологии жестокого обращения по отношению к лицам пожилого возраста (геронтологический эбьюзинг) в различных его манифестациях. Автор статьи предлагает модель по вмешательству в различных ситуациях геронтологического эбьюзинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пучков Павел Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to one of the new aspects in the sociology of violence sociology of elderly abusing (gerontology abusing) in its different manifestations. The author of the paper offers a theoretical framework for intervention of elder abusing.

Текст научной работы на тему «Социальная защита геронтологической категории населения в обстоятельствах семейного геронтологического эбьюзинга»

П.В. Пучков

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ СЕМЕЙНОГО ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЭБЬЮЗИНГА

Статья посвящена новому аспекту в социологии насилия -социологии жестокого обращения по отношению к лицам пожилого возраста (геронтологический эбьюзинг) в различных его манифестациях.

Автор статьи предлагает модель по вмешательству в различных ситуациях геронтологического эбьюзинга.

P.V. Puchkov SOCIAL PROTECTION OF GERONTOLOGY CATEGORY OF POPULATION UNDER CIRCUMSTANCES OF ELDERLY ABUSING

This article is devoted to one of the new aspects in the sociology of violence - sociology of elderly abusing (gerontology abusing) in its different manifestations. The author of the paper offers a theoretical framework for intervention of elder abusing.

Современные перемены в российском обществе все отчетливее показывают изменение в общественных взаимоотношениях традиционных норм уважения в отношении пожилых людей, проявляемое в различных формах, включая и самую негативную ее форму - жестокое обращение с данной категорией населения (геронтологический эбьюзинг - elderly abusing).

Рассматривая данное понятие, отметим, что в зарубежной англоязычной социологической и психологической литературе используется несколько терминов, характеризующих жестокое обращение по отношению к геронтологической категории населения.

Основными терминами, обозначающими дурное обращение с лицами пожилого возраста, злоупотребление уязвимым положением, оскорбление и унижение, являются собирательные англоязычные термины «abuse» (плохое или жестокое обращение; злоупотребление; нападение, избиение; ругань, оскорбление, совращение) [1, с.5] и «neglect» (пренебрежение, игнорирование, забывание, леность, отсутствие заботы, запущенность, заброшенность) [2, с.479]. Разработанность категориального аппарата по проблеме насилия в отношении геронтологической группы населения в английском языке свидетельствует о большом внимании к данной проблеме за рубежом. При этом некоторые исследователи видят в отсутствии соответствующей терминологии проблему для изучения явления данного вида насилия в России [3, с.27].

Такой вид насилия обусловлен, по мнению ряда ученых, политическими и экономическими переменами, имеющими место в нашей стране. Бедность, безработица, экономическая нестабильность, немотивированное агрессивное поведение некоторых представителей молодежи порождает насильственные действия, способствующие повышению риска для самой уязвимой, зависимой и беспомощной категории населения -стариков.

Геронтологический эбьюзинг во внутрисемейных отношениях также нарушает целый ряд прав человека на равную защиту перед законом и защиту от дискриминации по признаку пола, право не подвергаться жестокому обращению, право на жизнь и

физическую неприкосновенность, право на наивысшие стандарты физического и психологического здоровья.

Геронтологический эбьюзинг во внутрисемейных отношениях является одной из самых скрытых форм домашнего насилия, что приводит к трудностям в оценке масштаба проблемы, поскольку ввиду родственных связей жертва отказывается предпринимать правовые меры по отношению к эбьюзеру (лицо, поведение которого может быть рассмотрено как источник физических или душевных страданий) и старается уберечь его от наказания. Этим частично и объясняется тот факт, что подобные внутрисемейные отношения долгое время находились вне поля зрения социальных работников.

Все это требует серьезнейшего и незамедлительного изучения данного явления, поскольку ставит перед обществом множество морально-этических, правовых, социальных, психологических проблем.

Однако важность данной проблематики во многих зарубежных странах хорошо осознается государством и обществом в целом. Об этом свидетельствует наличие системы государственных социальных служб, защищающих права пожилого человека, и многочисленных благотворительных организаций, оказывающих помощь данной категории лиц в семейных условиях.

В нашей же стране вопросы, связанные с жестоким обращением с лицами пожилого возраста, до настоящего времени находятся еще на ранней стадии общественного признания и изучения. Есть достаточные основания полагать, что распространенность этого явления значительна, а подавляющее большинство случаев проявления этого социального зла не выявлены.

Данную проблему мы пытались осветить в монографии, в которой внимание автора статьи было в основном сконцентрировано на определении сущности и степени этой формы насилия как в домашних условиях (domestic elderly abuse), так и в условиях проживания пожилых людей в медицинских и социально-медицинских лечебных учреждениях (institutional elderly abuse) [4].

Проведенные нами исследования, а также богатый опыт западных стран, особенно США, убедительно свидетельствует о том факте, что существует в силу замкнутости семейных отношений скрываемость фактов насилия по нравственно-этическим соображениям, и как следствие, отсутствует детально разработанная статистика, что затрудняет определение реальной распространенности геронтологического эбьюзинга.

Несмотря на эти проблемы, существует прямая возможность незамедлительного вмешательства во все увеличивающееся число случаев эбьюзинговых ситуаций, что требует создания теоретической модели социальной защиты, базирующейся на уже имеющихся знаниях. Такая модель могла бы в определенной степени обеспечить всестороннюю структуру превентивных мер, направленных на предотвращение, а возможно, и на искоренение различных проявлений геронтологического эбьюзинга.

При создании такой модели ученым, работающим в этой области, необходимо опираться на все имеющиеся исследования и разработки, выполненные как в нашей стране, так и за рубежом. Однако анализ как отечественной, так и западной социологической геронтологической литературы показал, что во многих исследованиях отсутствует единый подход к изучаемому явлению. Это прежде всего, выражается в недостаточно научно обоснованном терминологическом аппарате, слабой разработке теоретической базы, объясняющей данный феномен, отсутствии общепринятых дефиниций ключевых понятий геронтологического эбьюзинга, недостаточной репрезентации эмпирического материала. Все эти и другие причины создают препятствия и трудности при выработке единой стратегии предотвращения и искоренения геронтологического эбьюзинга.

В различных странах для борьбы с геронтологическим эбьюзингом разработаны разнообразные меры, включая программы информирования общественности, принятие нового законодательства, решения судебных органов и корректировочные и

профилактические программы. Аналогичные меры, хотя и не в столь широких масштабах, осуществляются и в некоторых государствах бывшего Советского Союза, например в Киргизии.

В целом меры по борьбе с геронтологическим эбьюзингом разрабатываются в целях расширения информированности и понимания этого негативного социального явления, поощрения уважения и признания достоинства пожилых людей и на этой основе защиты их прав. Конкретные меры включают регулирование практики ухода, повышение эффективности выявления случаев геронтологического эбьюзинга, улучшение планирования ухода и лечения. Такие меры также направлены на стимулирование сотрудничества между компетентными учреждениями и поощрение научных исследований в этой области.

Принципы, на которые ссылаются при разработке практических мероприятий, включают, в зависимости от конкретных условий, этические соображения, права человека и ценности свободы, самостоятельности, справедливости, уважения частной жизни, уважения между людьми и признания достоинства. Правовые и судебные системы, социальные стратегии и политика в области развития человеческого потенциала, а также профессиональные и сервисные службы - все эти элементы социума активно подключаются к проведению практических мероприятий. Помимо семей и отдельных активистов, в борьбе против геронтологического эбьюзинга все более активно участвуют общины и структуры поддержки, действующие по месту жительства и на неофициальном уровне.

В США, где насилие в семье продолжает оставаться распространенной и серьезной проблемой, для предотвращения насилия используются охранные ордера. Гражданско-правовой охранный ордер - правовой документ, предназначенный для защиты от жестокого обращения и предоставления жертвам насилия в семье соответствующих форм правовой помощи. Они выдаются судьями после судебного разбирательства, проводимого в соответствии со специальными положениями гражданского кодекса штата, направленными против насилия в семье, по требованию жертв жестокого обращения, их юристов или их представителей. Охранные ордера предоставляют жертвам насилия в семье широкий спектр правовой защиты, прежде всего виновник жестокого обращения должен прекратить преследование, угрозы, физическое насилие.

В польском Уголовном кодексе появилась специальная статья, предусматривающая наказание за насилие (физическое или психологическое), в виде заключения на три года без права уменьшения срока. Например, полицейское управление Польши ввело в качестве эксперимента новую систему работы с делами, связанными с домашним насилием. После первого обращения (жалоба может поступить как от жертвы, так и от соседей или работников социальных служб) полицейские приходят на место происшествия и заполняют специальную форму, так называемую «голубую карту», где указывают, кто совершил акт насилия, кто является пострадавшим лицом, тип насилия, первый ли это случай, а также другую информацию. После заполнения формы и введения информации в компьютерный банк данных семью в течение трех последующих дней посещают социальный работник и полицейский. В полиции имеются данные, что в 80 процентах случаев, когда была заполнена «голубая карта», насилие не повторялось. Совершивший насилие понимает, что хотя его не привлекли к ответственности после первого случая, это будет сделано после второй жалобы. Система «голубых карт» позволяет привлечь к ответственности виновного в совершении повторного правонарушения независимо от того, подавало ли пострадавшее лицо иск. Представители Департамента считают, что это является результатом воздействия психологического фактора - нарушители правопорядка стали задумываться о последствиях своего поведения.

Приведенный опыт Польши показывает, что многие страны проблему домашнего насилия выводят на государственный уровень. В странах, где нет охранных ордеров,

создаются законы, которые не только защищают жертву после того, как над ней было совершено насилие, но и пытаются предотвратить насилие в семье.

Так, в Австрии изменения общего Кодекса гражданского законодательства позволяют жертве получить временный судебный запрет. В Македонии разработан проект закона предоставления мер судебной защиты.

Правительства всех провинций и территорий Канады уделяют много внимания проблеме запрещения насилия в отношении лиц пожилого возраста, делая основной упор на превентивные меры. Используются возможности системы образования, предпринимаются меры по обеспечению безопасности пожилых, развиваются службы для переживших геронтологический эбьюзинг, повышаются требования к правозащитной системе. При этом налицо стремление учитывать потребности групп населения со специальными нуждами: пожилых женщин и мужчин-инвалидов, аборигенов,

представителей национальных меньшинств.

В провинции Альберта в 1998 г. был принят Акт защиты от насилия в семье, который берет под защиту всех членов семьи, включая и пожилых людей.

Существуют также программы индивидуального консультирования для обидчиков. В Виннипеге с 1990 г. действует Суд по семейному насилию, созданный под давлением общественности для внимательного и справедливого разбирательства случаев насилия в отношениях между супругами, по отношению к престарелым. Создание этого специального суда обеспечивает такой же строгий подход к случаям насилия в семье, как и к другим проявлениям насилия против личности. Работа Суда по семейному насилию признана успешной во многом благодаря подбору специально подготовленных судей и прокуроров, осведомленных о проблемах насилия.

В соответствии с Актом о жертвах домашнего насилия в провинции Саскечеван в 1995 г. введены в действие ордера, дающие право немедленного вмешательства в любое время суток со стороны специально обученных мировых судей. Эти ордера могут предоставить жертвам эксклюзивное право владения общим жилищем, оберегают жертв домашнего насилия от любых контактов с обидчиком и предписывают служащим полиции наблюдение за данным домом. Наряду с этим ордера могут обеспечивать дополнительные средства, такие, как денежная компенсация жертве (например, оплата услуг по переезду, услуг дантиста, юриста и т.п.). Специальный ордер на вход в жилище позволяет официальным лицам контролировать ситуацию и, если требуется, эвакуировать жертву (в том случае, если она не может действовать самостоятельно), особенно если пострадавшие - пожилые люди или люди с ограниченными возможностями. Нарушение любой части указанного Акта является уголовным преступлением. Каждый офицер полиции в провинции прошел специальное обучение по проблемам домашнего насилия и по применению нового законодательства.

С 1988 г. в провинции Онтарио, в частности, в крупнейшем городе провинции -Торонто - действует Система немедленного реагирования на проявления домашнего насилия (Domestic Violence Emergency Response System (DVERS)). Учредителями этой системы стали Канадская Служба безопасности (ADT), службы поддержки жертв и полиция г. Торонто. ADT бесплатно предоставляет жертвам насилия портативную сигнальную аппаратуру и обеспечивает круглосуточную ее работу. Член семьи, которому угрожает опасность, может с помощью этой аппаратуры подать сигнал, который немедленно передается в полицию как звонок особой важности.

Развиваемая ADT с 1991 г. в качестве местной услуги, система DVERS стала первой программой такого рода в Северной Америке. Торонто явился 26-м городом в Канаде, пользующимся этой системой, которая внедрена также в 130 городах США.

В Канаде приобрели известность 5 исследовательских центров (в Ванкувере, Виннипеге, Лондоне, провинции Онтарио, Монреале, в г. Фредериктон провинции Нью-Брансвик) по проблемам семейного насилия. Они созданы в 1993 г. и финансируются Исследовательским советом по социальным и гуманитарным наукам Канады и

федеральным департаментом здравоохранения и социального обеспечения, а также получают средства от местных объединений граждан. Эти центры стремятся обеспечить устойчивое сотрудничество между учеными, преподавателями, практиками, политиками и всеми заинтересованными организациями.

В деятельности, направленной на предотвращение и искоренение насилия, принимают участие средства массовой информации, в том числе Канадская ассоциация радиовещания, а также профсоюзы.

Большой оригинальностью отличаются инициативы местных сообществ (community): создаются театрализованные и музыкальные постановки; выпускаются футболки с надписями и символикой против насилия (дизайн некоторых создан теми, кто его пережил); работают группы образования для мужчин, которые используют традиции коренных народов, буддистов, гандистов, экологистов и т. п.

Достижения Канады могут быть учтены не только при составлении и реализации проектов неправительственных организаций, но и при подготовке и внедрении правительственных программ как на местном, так и на общенациональном уровнях.

Изучение международного и отечественного опыта, деятельности различных институтов и структур, выполняющих функции по предотвращению и преодолению геронтологического эбьюзинга, представляет набор основных мероприятий, которые необходимо учитывать при разработке единой модели защиты прав пожилого человека при выявлении актов насилия, направленных к рассматриваемой категории населения. К ним следует отнести: а) создание четкой правовой базы; б) ресурсное обеспечение;

в) ориентационную работу, направленную на социальную активность в семье и обществе;

г) просветительско-образовательную деятельность; г) совершенствование функций социальных государственных структур и институтов; д) скоординированную деятельность государственных и общественных учреждений по социальной защите пожилой категории населения страны; е) разработку чрезвычайных и систематических видов оказания помощи; ж) разработку комплексной профилактики по борьбе с геронтологическим эбьюзингом, как в семейных условиях, так и в обществе в целом; з) рациональное ведение кадровой политики; д) профессиональную, опирающуюся на мировой опыт, подготовку специалистов по работе с данной категорией населения, подверженной геронтологическому эбьюзингу.

Одна из составляющих данной модели, представленной в данной статье, по нашему мнению, является наиболее релевантной для ситуаций, в которых лица пожилого возраста могут подвергнуться различным типам геронтологического эбьюзинга со стороны эбьюзеров. Такая ситуация может возникнуть в том случае, когда стресс, возникший у эбьюзера в результате определенных ситуационных и (или) структурных факторов, может с большей вероятностью обусловить для него выполнение эбьюзинговых актов, направленных на уязвимого индивида. Среди таких структурных факторов выделяются: физические проблемы, проблемы, связанные с ухудшением здоровья, затрудненный контакт в силу особенностей личности, ранее приобретенный опыт социализации насилия, социально-экономические факторы.

В структурный фактор входит и та нежелательная нагрузка, обуза, которая ложится на плечи лиц, обеспечивающих уход и заботу за пожилыми (overburdened caregiver). Эта обремененность включает в себя широкий диапазон физических, психологических, социальных и финансовых проблем, особенно усугубляющихся во время обслуживания пожилых лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями, отягощенных хроническими болезнями.

Литература по геронтологии зафиксировала два типа обслуживающего персонала, обремененного нежелательной дополнительной нагрузкой, одновременно испытывающего чрезмерное напряженное состояние. Одни переживают внешнюю стрессовую ситуацию, связанную с ежедневным материально-техническим обеспечением (оbjective burden).

Вторые испытывают чувство беспокойства, вины как перед самим пожилым человеком, так и перед окружающими (subjective burden).

Поэтому, на наш взгляд, сама модель стратегии вмешательства должна исходить из природы взаимоотношений между эбьюзером и эбьюзируемым лицом в пожилом возрасте. При этом здесь необходимо учитывать следующее.

Многие ученые считают, что лицо, осуществляющее уход за пожилым человеком, может стать виновником эбьюзированной ситуации в четырех случаях.

Первый случай, когда у лица, предоставляющего уход, практически отсутствуют умения и навыки выполнять принятую на себя в данных обстоятельствах роль, что, в свою очередь, - это второй случай, - может являться основной причиной неспособности обеспечить адекватный уход. Третий случай связан с враждебными и агрессивными импульсами, исходящими от лица, предоставляющего уход, в силу тех или других причин. Четвертый случай может быть связан с неудовлетворительными условиями проживания, неадекватным применением лекарств, недостаточно разработанными стандартами в социальной работе, окружающей обстановкой, которая может быть опасна для пожилых, социальным поведением, являющимся причиной страха, и неадекватными социальными контактами. Отсюда и разработка необходимых мер в предотвращении геронтологического эбьюзинга.

Первый шаг таких действий должен предполагать временную изоляцию эбьюзера от эбьюзируемого пожилого лица в самых крайних неотложных случаях с институализацией последнего, когда не имеется других средств для обеспечения уменьшения стрессовой ситуации. Изоляция жертвы от эбьюзера имеет несколько преимуществ, среди которых можно назвать следующие: а) срочная (незамедлительная) защита жертвы от дальнейших посягательств со стороны эбьюзера; б) предоставление специальным службам возможности оказания необходимой помощи эбьюзированным лицам с оценкой и детальной разработкой ряда мер по предотвращению, а, возможно, искоренению отдельного случая или случаев геронтологического эбьюзинга. Такая поддержка может предоставить жертвам геронтологического эбьюзинга психологическую, медицинскую, финансовую, социальную помощь; в) разрядка интенсивно-эмоциональных взаимоотношений между эбьюзируемым и жертвой за счет временного прекращения контактных отношений; г) профессиональное наблюдение и корректировка действий всех заинтересованных служб за дальнейшими взаимодействиями между жертвой и эбьюзером; д) разработка образовательных программ как для эбьюзеров, так и для эбьюзируемых лиц.

Защита пожилых людей от жестокого, несправедливого отношения к ним нуждается не только в медицинском, психологическом, социальном обеспечении, но также и юридическом.

В этом случае нужно обратиться к Рекомендациям № R (85)4 Комитета Совета Европы по жестокости в семье, в частности к параграфам 11, 13, 17, касающимся юридических мер, и Рекомендациям № R (87)21 «Содействие жертвам и предотвращение жестокости». Эти рекомендации прямо относятся к изучаемой теме. «Желательно правительствам стран, входящим в Совет Европы, принять следующие меры по отношению к пострадавшим пожилым людям: а) безотлагательная помощь в случае необходимости; б) оказание медицинской, психологической, социальной и материальной помощи; в) совет, как предотвратить вероятное в будущем жестокое отношение; г) информирование о правах жертв геронтологического эбьюзинга; д) помощь и содействие во время судебного процесса; е) содействие в получении компенсации за причиненный ущерб от нарушителя; обеспечение выплат от страховых компаний или других агентств; помощь в получении компенсации от государства» [5, с.21].

Учитывая вышестоящие предложения, нам следует предпринять следующие шаги, направленные на эффективную защиту лиц пожилого возраста от геронтологического эбьюзинга. Таким шагом будет являться разработка статьи в гражданском

законодательстве, обязывающей социальных работников, работников медицинской службы, а также всех других лиц, имеющих непосредственный контакт с лицами пожилого возраста, незамедлительно сообщать о всех фактах проявления геронтологического эбьюзинга.

При этом заявления, поданные медицинским персоналом по поводу обнаруженных фактах жестокого обращения с лицами пожилого возраста, правоохранительными органами должны рассматриваться как наиболее ценные, поскольку первая задокументированность последствий жестокого обращения должна учитываться при определении степени наказания и ответственности лиц, совершивших тот или иной вид насилия. Данные сообщения могут быть сделаны в устной или письменной формах, лично или посредством различных вспомогательных средств (по телефону, факсом, электронной почте и т.д.). Допускается также и анонимность заявителя. Хотя последнее может затруднить процесс расследования.

На социального работника отдела социального обеспечения в основном возлагаются подготовительная работа и контрольная функция. Им после получения сообщения о фактах геронтологического эбьюзинга начинается сбор необходимой информации, которая должна включать: а) имя, адрес и возраст эбьюзируемого лица; б) имя, адрес и возраст эбьюзера; в) выявление природы возникновения любых травм, полученных в результате жестокого обращения, психологического состояния эбьюзируемого лица или описание типа геронтологического эбьюзинга, под воздействием которого оказалось лицо пожилого возраста; г) любая другая дополнительная информация, имеющая непосредственное отношение к фактам геронтологического эбьюзинга.

Эти документы совместно с заключением медицинского работника подаются в специально организованный для этих целей отдел по борьбе с жестоким обращением при УВД области, города, района или какого-либо населенного пункта в месте проживания эбьюзируемого лица, где специальной комиссией проверяются данные факты. В течение последующих пяти дней ответственным работникам данного отдела необходимо уведомить представителей отдела социального обеспечения о мерах, предпринятых в ходе расследования по тому или иному факту геронтологического эбьюзинга.

В процессе изучения, исследования и подтверждения полученных данных проводится опрос лиц, подвергшихся геронтологическому эбьюзингу, а также всех, кто имел на момент совершения акта или актов насилия, какую-либо информацию. Показания других участников-очевидцев случая или случаев геронтологического эбьюзинга - родственников, медицинских работников, соседей, знакомых эбьюзируемого лица - могут обеспечить социального работника ценными данными, позволяющими установить достоверность фактов, указанных в заявлении. Особую значимость могут иметь сведения, полученные от самого эбьюзируемого лица, с которым следует проводить беседу только социальному работнику, работающему в течение определенного времени в близком с ним контакте, так как в этом случае эбьюзируемый мог бы в откровенной обстановке предоставить все сведения, касающиеся проявлений геронтологического эбьюзинга. В том случае, если социальный работник заключает, что факты, изложенные в заявлении, не соответствуют действительности или существует слишком мало информации для того, чтобы утверждать, что факт насилия действительно имел место, то данный случай определяется как неподтвержденный, и данное дело может быть закрыто за отсутствием улик. Однако при этом все же необходимо принять во внимание, что данный факт должен быть под постоянным контролем в течение определенного времени для того, чтоб проследить дальнейшую динамику взаимоотношений между эбьюзером и эбьюзируемым.

В случае подтверждения ранее полученной информации о проявлении жестокого обращения к лицам пожилого возраста ответственные сотрудники департамента социального обслуживания могут сделать как устное, так и письменное заявление в отдел по борьбе с жестоким обращением, специально организованный для решения этих

вопросов. Дальнейшее расследование должно быть проведено в соответствии с существующим на данный момент Уголовным и Гражданским кодексами РФ с момента поступления сообщения. Так, например, социальные службы и правоохранительные органы, ответственные за расследование полученных данных, должны изучить и проверить информацию в самый кратчайший срок в случае проявления физического геронтологического эбьюзинга.

Возраст эбьюзируемого лица и степень опасности для него являются приоритетными факторами в процессе проведения расследования, исходя из общего контекста ситуации. Оценка риска должна производиться с участием следующих основных условий: общее состояние здоровья до совершения эбьюзинга и после его; динамика взаимоотношений жертвы с эбьюзером; его отношение к совершенному инциденту; оценка уровня физических, умственных и психологических способностей, необходимых для противостояния эбьюзеру. Социальному работнику необходимо в ходе проведения расследования определить степень угрозы потенциального вреда для пожилого человека, характер предыдущих случаев геронтологического эбьюзинга, если они имели место. Отметить, если ли склонности у эбьюзера к применению наркотических и других средств, вызывающих агрессивные действия, что может служить, в свою очередь, существенным показателем высокой степени риска всплеска насилия для данной категории населения.

Проведение опроса социальным работником является одной из самых сложных задач в ходе расследования. Социальный работник не только должен хорошо владеть техникой проведения интервью, но должен обладать рядом качеств: к беседе должен быть подготовлен заранее, интервью вести в спокойном тоне, учитывая, что перед ним могут оказаться люди различного жизненного опыта, уровня знаний, образования, при получении информации следует избегать прямых и открытых вопросов.

В том случае, если дело передается в судебные инстанции, то, с согласия пострадавшего от геронтологического эбьюзинга, он может быть временно изолирован в целях его безопасности. А сам эбьюзер должен быть подвергнут санкциям судебных органов, если на это есть основания, согласно закону «О мерах социально-правовой защиты лиц пожилого возраста от геронтологического эбьюзинга», который предстоит принять на самом высшем уровне законодательной власти.

Данный закон призван предоставить максимальную защиту лицам пожилого возраста от геронтологического эбьюзинга в рамках действующего законодательства Российской Федерации. После его принятия необходимо ввести меры по обеспечению выполнения указанных в законе норм соответствующими государственными органами при содействии социальных партнеров - неправительственных и общественных организаций, а также и граждан. Кроме того, настоящий закон должен, кроме регулирования отношений в области социально-правовой защиты пострадавших от геронтологического эбьюзинга, определить профилактические мероприятия по предупреждению проявлений актов насилия. Главной целью принятия закона должно быть создание социально-правовой системы охраны жизни пожилого человека, его здоровья, предоставление пострадавшему защиты от проявлений насилия, основанной на соблюдении международных стандартов в области прав человека.

Данный закон также должен учитывать определенные моменты, используемые в международной юридической практике. Так, например, в Норвегии Уголовный кодекс (Ай № 10 от 22 мая 1902 г., модифицированный в 1988 г.) определил действия полиции в случае жестокого обращения, имеющей право начать расследование без согласия пострадавшего или свидетелей. Согласия жертвы не требуется для начала государственного преследования в следующих случаях: а) когда уголовное преступление приводит к чьей-либо смерти; б) когда преступление совершено против бывшего или настоящего супруга/супруги или сожителя; в) когда преступление совершено против родственников по прямой восходящей или нисходящей линии; д) когда судебное

преследование необходимо в общественных интересах. А в Италии Уголовный кодекс, как и в Норвегии, Дании, содержит ряд статей, определяющих наказание от шести месяцев до пяти лет в случаях, когда старого человека, нуждающегося в уходе, оставляют без помощи [5, с.25].

Итак, нами были предложены некоторые меры, направленные на предотвращение, а возможно, и на искоренение актов геронтологического эбьюзинга. Однако для формирования обоснованной социальной политики и разработки корректировочных и профилактических стратегий и программ необходимо расширить соответствующую научную базу. Предстоит также решить и методологические проблемы: сформулировать достоверные, обоснованные и емкие определения геронтологического эбьюзинга; выявить этиологию и последствия геронтологического эбьюзинга в различных условиях; провести целенаправленные качественные аналитические исследования, нацеленные на выявление причинных аспектов геронтологического эбьюзинга, документально зафиксировать данные о распространенности фактов геронтологического эбьюзинга.

Расширение представлений о характере и масштабах явления геронтологического эбьюзинга может способствовать повышению информированности общественности, эффективному распознаванию и регистрации случаев геронтологического эбьюзинга и принятию своевременных и надлежащих мер реагирования. Конкретные организации, тесно связанные с проблемами положения пожилых людей, могут улучшить свою работу, благодаря организации специализированной подготовки, посвященной проблемам динамики проявления геронтологического эбьюзинга, его диагностики,

корректировочным мерам, лечению и направлению нуждающихся в соответствующие учреждения.

Такая модель социальной защиты от геронтологического эбьюзинга должна включать как вопросы разграничения функций между управленческими уровнями, создание делового оптимального вертикального и горизонтального взаимодействия между субъектами управления, так и создание вполне конкретной программы предотвращения и преодоления этого вида насилия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Lougman Dictionary of Contemporary English: Lougman Addison Wesley Group LTD, 1978. 490 p.

2. Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь / В.К. Мюллер. М.: Рус. яз., 2002. 880

с.

3. Walker L. Psychology and Domestic Violence around the World / L. Walker // American psychologist: APA, 1999, January. P. 27-37.

4. Пучков П. В. Социологическая интерпретация геронтологического эбьюзинга / П.В. Пучков. Саратов: СГТУ, 2005. 200 с.

5. Краснова О.В. Жестокое отношение к пожилым людям (Реферативный обзор исследования «Violence against elderly people») / О.В. Краснова // Психология зрелости и старения. 1998. № 2. С. 19-28.

Пучков Павел Васильевич -

докторант кафедры «Социология»

Саратовского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.