Научная статья на тему 'Социальная толерантность: обзор западной англоязычной литературы'

Социальная толерантность: обзор западной англоязычной литературы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
370
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЛИБЕРАЛИЗМ / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / ТЕМПОРАЛЬНОЕ И СТРУКТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЯ / РАЗРАБОТАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ / TOLERANCE / LIBERALISM / NEOLIBERALISM / TEMPORAL AND STRUCTURAL DIMENSIONS / PROBLEM DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Медушевский Николай Андреевич, Гордеева Мария Александровна

Статья посвящена исследованию западной историографии социальной толерантности. Анализ охватывает работы, опубликованные в Европе и США, начиная с 1960 г. В рамках статьи историография социальной толерантности дифференцируется по темпоральному и проблемному принципам, что позволяет структурировать широкое многообразие тематически близких работ. Целью презентируемого исследования является ознакомление читателя с основными трендами исследования толерантности в западной историографии, а также представление отдельных, наиболее знаковых работ, отражающих данную проблематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TOLERANCE: REVIEW OF THE WESTERN ENGLISH-LANGUAGE LITERATURE

The article is devoted to the study of the western historiography of social tolerance. The analysis carried out covers works published in Europe and US since 1960s. Within the framework of the article, the historiography of social tolerance is differentiated according to the temporal and problematic principles, which allows structuring a wide variety of thematically related works. The aim of present study is to acquaint a reader with the main trends in tolerance study in western historiography, as well as to present most significant works reflecting this topic.

Текст научной работы на тему «Социальная толерантность: обзор западной англоязычной литературы»

Историография

УДК 32.019.51

МЕДУШЕВСКИЙ Николай Андреевич — кандидат политических наук, доцент кафедры культуры мира и демократии Российского государственного гуманитарного университета (115446, Россия, г. Москва, Коломенский пр., 21; Lucky5659@yandex.ru)

ГОРДЕЕВА Мария Александровна — кандидат исторических наук, доцент кафедры культуры мира и демократии Российского государственного гуманитарного университета (115446, Россия, г. Москва, Коломенский пр., 21)

социальная толерантность: обзор западной англоязычной литературы

Аннотация. Статья посвящена исследованию западной историографии социальной толерантности. Анализ охватывает работы, опубликованные в Европе и США, начиная с 1960 г. В рамках статьи историография социальной толерантности дифференцируется по темпоральному и проблемному принципам, что позволяет структурировать широкое многообразие тематически близких работ. Целью презентируе-мого исследования является ознакомление читателя с основными трендами исследования толерантности в западной историографии, а также представление отдельных наиболее знаковых работ, отражающих данную проблематику.

Ключевые слова: толерантность, либерализм, неолиберализм, темпоральное и структурное измерения, разработанность проблемы.

Толерантность как объект изучения

Толерантность является одним из ключевых элементов классической либеральной идеологии, сформировавшейся в западноевропейской и американской политической традиции в конце XVIII - начале XIX в. Хотя основы толерантного мировоззрения можно усмотреть еще в античной традиции, представленной такими авторами, как Аристотель, Цицерон и др. [Куприянова 2010], концептуализация понятия происходит после Великой французской революции под влиянием работ Г. Гроция, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и ряда других авторов [Медушевский 2014], утвердивших примат концепции естественных прав человека, а также принципы свободы и равенства. При этом социальная и политическая актуализация принципов толерантности происходит еще позже - примерно с середины XX в., что связано с эффектом от победы во Второй мировой войне (дискредитация принципов фашизма) и постепенным преодолением в европейских государствах и США различных социальных и политических барьеров и цензов, включая имущественный, этнический, расовый, гендерный и т.д. Именно в этот период в западной литературе начинает постепенно развиваться и исследовательская проблематика социальной толерантности.

Современная западная литература и ее градация

На сегодняшний день западная литература по социальной толерантности представлена десятками тысяч работ, которые, тем не менее, никогда не подвергались системному обобщению. Следует заметить, что подобное обобщение сегодня крайне востребовано, т.к. значение толерантности как идеологизированного принципа и как социальной нормы растет, но при этом данное понятие все чаще включается в популистский политический дискурс, что приводит к его искажению.

Анализ электронных баз данных библиотеки конгресса США и ряда крупных национальных и университетских библиотек стран ЕС демонстрирует, что такая систематизация возможна, и при этом она должна иметь два измерения - темпоральное и структурное.

Темпоральное измерение представлено изменением числа публикаций и изме-

2 017 ' 0 8

ВлАсть

167

нением их проблематики в разные периоды - начальный (1950-1980-е гг.), промежуточный (1980-1996 гг.) и современный (после 1996 г.).

Структурное измерение предполагает разделение всего многообразия работ на четыре макрокатегории, в т.ч. изучающие толерантность как мировоззрение и форму интерпретации социальных отношений; рассматривающие определенные аспекты толерантного поведения; направленные на обучение толерантности; посвященные либеральной идеологии, в которых толерантность или отдельные толерантные практики рассматриваются как элемент идеологической системы.

Изучение толерантности как мировоззрения

Первая группа исследований, изучающих толерантность как мировоззрение, наиболее фундаментальна, но не является многочисленной. Исследования данной направленности эволюционируют от более узкой проблематики к более широкой. В данном ключе показательны ранние работы Я. Каца и П. Кантипало [Katz 1961; Khantipalo 1964].

В более поздний период (1970-1980-е гг.) число профильных работ увеличивается, и они приобретают более выраженную политическую направленность. Здесь показательны работы авторов из США, в т.ч. М. Корбет, М. Манели [Corbett 1982; Maneli 1984], а также коллективная монография Салливана, Пьерсона и Маркуса [Sullivan, Piereson, Marcus 1982], которые обращаются к исследованию толерантности как одного из аспектов действующей в США политической системы. Аналогичные исследования на данном этапе имеют место и в Европе. Основной рост числа работ по проблематике толерантности, представляющих ее в мировоззренческом контексте, происходит начиная с середины 1990-х гг., что в первую очередь связано с международной актуализацией данной проблематики в связи с принятием Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО в 1995 г. Здесь показательна приуроченная к данному событию публикация «Living together with our differences» [Living together... 1995].

После 1995 г. число западных публикаций, характеризующих толерантность как мировоззрение и форму интерпретации социальных отношений, постепенно возрастает, однако наиболее знаковые из них приходятся на начало нулевых годов. В качестве комплексных следует указать работу «Democracy and Religion: Free Exercise and Diverse Visions», монографию Фетуллаха Гюлена «Toward a Global Civilization of Love & Tolerance», монографию Альберт Элис «Road to Tolerance: the Philosophy of Rational Emotive Behavior Therapy», работу Кристин Д. Джонсон «Theology, Political Theory, and Pluralism: beyond Tolerance and Difference» [Democracy.. 2004; Gulen 2004; Ellis 2004; Johnson 2007]. Помимо этого, следует упомянуть более раннюю регионально ориентированную коллективную монографию «Religious Right: the Assault on Tolerance & Pluralism in America» и публикацию, посвященную проблемам прав человека в Восточной Европе «Religious Discrimination in Western Europe» [Cantor 1994; Religious. 2001]. Данные работы демонстрируют многообразие территориальных и проблемных аспектов исследования.

Из зарубежных работ последних лет следует отметить работу Д.А. Карсона «Интолерантность толерантности» [Carson 2012], в которой автор характеризует место толерантности в современном мире и анализирует путь, который привел общество к современному пониманию толерантности. Данная работа является одной из наиболее комплексных. Автор рассматривает историю этого мощного социального и культурного сдвига и анализирует его последствия для культуры сегодня, особенно влияние на демократию, дискуссии о добре и зле и христианскую догматику. Используя реальные примеры, Карсон утверждает, что «допущение» является не только социально опасным и изнурительным, но и ведет к подлинной нетерпимости всех, кто борется за свои убеждения.

За последние 5 лет в Европе и США было опубликовано несколько десятков концептуальных мировоззренческих исследований в области толерантности. Однако, что показательно, большинство новых исследований тяготеют к двум достаточно узким проблемным блокам: 1) соотношению толерантного и инто-лерантного (принцип паритета прав) и 2) комплексу тем, таких как миграция, ислам, терроризм, постколониализм и мультикультурализм.

Первый блок представлен, например, работами С.Л. Джозефа, К. Седмака, Ф. Ломонако, монографией под редакцией Б. Кресс [Joseph 2017; Sedmak 2015; Lomonaco 2013; Totalitarian. 2013] и др.

Второй блок представлен публикациями А. Фиала, П.Т. Араба, Д. Херберта и В.М. Доунса [Fiala 2017; Arab 2017; Herbert 2013; Downs 2012] и др.

Отдельно следует отметить, что новейший этап политико-философского анализа толерантности представлен в работах словенского философа С. Жижека, который неоднократно обращается к проблематике толерантности, которую он рассматривает с позиции потенциального конфликта [Жижек 2010], и здесь фило -софские основания анализа толерантности у С. Жижека восходят к К. Марксу, Ж. Лакану и И. Канту [Ковтун 2015].

Изучение аспектов и практик толерантности

Вторая группа исследований толерантности представлена работами, изучающими определенные аспекты толерантного поведения. На Западе существует глубокая и многообразная библиография по данным «узким» проблемам. Например, еще в 1980-е гг. издавались работы по знаковым современным проблемам. В их числе «Homosexuality, Intolerance, and Christianity» [Homosexuality.. 1981], «Foundations of Religious Tolerance» [Newman 1982], «Black and White in School: Trust, Tension, or Tolerance?» [Schofield 1982] и «Non-Muslim Minorities in an Islamic State» [Chaudhry 1995].

Современные публикации западных авторов уместно сгруппировать по нескольким наиболее актуальным проблемам. В их числе миграция, меньшинства, антисемитизм и расизм, сексуальные меньшинства и гендерная принадлежность, этнические меньшинства и интеграционные процессы. Так же важно, что у западных авторов часто встречается комплексный исследовательский подход, позволяющий им объединять разные проблематики в контексте реализации принципов толерантности.

Миграционная проблематика в западной историографии проблемы толерантности последних лет является наиболее обширной, и в большинстве случаев она представлена работами, посвященными исламской миграции в ЕС: «Migration in the Mediterranean: Socio-Economic Perspectives» [Migration. 2016], «History of Migration in Europe: Perspectives from Economics, Politics and Sociology» [History.. 2015]. В числе авторов следует отметить М. Амбросини и А. МакМаона [Ambrosini 2013; McMahon 2017] и др. Еще более широко представлена категория коллективных монографий, что обусловлено существующей в ЕС и США практикой выдачи грантов по данной тематике. Здесь, например, показательна работа под редакцией М. Купишжевского [International. 2013].

Религиозная проблематика, равно как и этническая, в аспекте изучения толерантности в западной литературе представлена меньшим числом работ, что, на наш взгляд, обусловлено наложением миграционной, религиозной и этнической проблематик. В числе наиболее актуальных современных работ по религиозной проблематике следует отметить монографии «Issue of Religious Harmony in Europe, South Asia and the Middle East» [Issue. 2015], «Religion in a Liberal State» [Religion. 2013], «Refugee Crisis and Religion: Secularism, Security and Hospitality in Question» [Refugee. 2016], а также работу П. Крюйнигер [Kruiniger 2015].

Этническая проблематика более вариативна. Она охватывает различные меньшинства, представленные в Европе, в т.ч. афганцев - работа Р. Гершжака «Beyond Bullets: A Photo Journal of Afghanistan» [Gerszak 2011], арабов - работы С. Хавы [Hawa 2017] и М. Муашера [Muasher 2014], цыган - монографии под редакцией А. Пуски [Eastern... 2012] и Р. Анхель [Anghel 2013] и даже китайцев - «Chinese Migration to Europe: Prato, Italy and beyond» [Chinese. 2015]. При этом есть и отдельные немногочисленные комплексные работы по этнической проблематике, например монография З. Булутжила [Bulutgil 2016].

Проблематика антисемитизма и расизма для западной историографии является классической, и поэтому ежегодно публикуется большое число профильных работ и проходят ежегодные конференции. В контексте нашего исследования в качестве показательных следует упомянуть монографии К. Сиан [Sian, Law, Sayyid 2013], а также статьи Л. Рансмана [Rensmann 2017] и А. Глишжинска-Грабиас [Gliszczynska-Grabias 2017].

Проблематика сексуальной и гендерной толерантности формирует еще один аспект реализации современных западных исследований в области толерантности. В определенном смысле его можно обозначить как ультралиберальный. В данном ключе наиболее показательны работы Р. Андреасена [Andreassen 2015], Л. Нихагена [Nyhagen 2016] и Дж. Босвела [Boswell 2015].

Проблематика интеграции на европейском пространстве в аспекте толерантности также находит свое отражение в работах западных авторов последних лет. При этом показательно, что речь в данных публикациях редко идет о межнациональной интеграции в рамках ЕС, хотя такие работы существуют [AdlerNissen 2014]. Авторы чаще обращаются к частным интеграционным проблемам, например интеграции мигрантов и мусульман [European. 2014] или интеграции отдельных территорий [New Balkans. 2015].

Следует пояснить, что возможно также выделение и иных групп работ, преимущественно социальной направленности, например, посвященных толерантности в отношении к инвалидам, детям, пожилым людям, однако в большинстве случаев речь в них идет об описании инклюзивных практик, что выходит за рамки данного обзора.

Толерантность и обучение

С описанием инклюзивных практик граничит и широкая категория работ по толерантности психолого-педагогической направленности. Данные работы посвящены вопросам школьного и вузовского образования, проблемам развития у взрослых и детей определенных коммуникативных и социальных качеств. Публикации данной направленности активно начали издаваться в Европе и США в 1980-х гг. В качестве показательных современных публикаций здесь можно привести работы М. Катарчи и М. Фиоруччи [Intercultural... 2015], а также работу Р.Ф. Готье [Gauthier 2014], в которой автор рассматривает толерантность через призму школьного образования.

Толерантность в исследованиях либеральной идеологии

Четвертая и последняя группа исследований в области толерантности, которую мы выделяем, связана с общим контекстом исследований современной либеральной идеологии, частью которой является культура толерантности. В значительной степени исследования данной группы обобщают исследования других выделенных нами групп и привносят в общий контекст рассмотрения выраженный идеологический смысл. Среди классических работ по либерализму следует, конечно же, отметить работы А. Токвиля, И. Берлина, М. Пеннингтона и др., однако историография работ по либерализму нового и новейшего времени уже хорошо описана, например в

работе З. Дроздовича [Drozdowicz 2013], поэтому мы акцентируем внимание на ряде западных работ последних нескольких лет, ориентированных на анализ либеральных практик, включающих примеры толерантного и интолерантного поведения. В их числе следует назвать работы С. Мау [Mau 2015], Л. Бонфреши, Д. Гозовинкель [Anti-liberal. 2015], У. Коркута [Korkut 2012], В. Клептон [Clapton 2014], И. Петерса и М. Татема [Democratic. 2016], Р. Юнга [Young 2016] и Г. Милитейо [Militello 2015]. Данная многообразная категория работ, содержащая как национальные, так и общие идеологические акценты, активно пополняется за счет разнонаправленных политологических исследований, представленных в форме диссертаций, например диссертации А. Херел и С. Рапп [Harell 2008; Rapp 2013]. При этом большая часть исследований последних лет в области толерантности, реализуемых на Западе, все же имеет прикладной характер и связана с частными толерантными практиками, например работы Дж. Блааува, К. Браун, Т. Клоуз и Р. Хаскел [Blaauw 2012; Brown 2008; Clouse 2007; Haskell 2008].

Вывод

Подводя итог представленного краткого обзора западной литературы по социальной толерантности, следует резюмировать, что культура толерантности в различных ее проявлениях является объектом изучения зарубежных ученых на протяжении длительного времени. Истоки изучения следует искать в работах крупных философов Античности, Средневековья, Нового и, прежде всего, Новейшего времени. При этом как социальный феномен толерантность начали рассматривать только во второй половине ХХ в., а системное ее изучение началось только с конца 1980-х гг. На сегодняшний день система исследований социальной толерантности крайне развита и продолжает расширятся за счет включения новых актуальных проблематик и трендов, преимущественно частного характера. При этом толерантность в западных работах нередко получает идеологизированный смысл, становясь инструментом защиты или, наоборот, дискредитации либеральных и особенно неолиберальных ценностей. Именно идеологизация толерантности и ее включенность в либеральную систему ценностей в конечном итоге создают основу для системного анализа толерантных практик и дают возможность говорить о единой историографии данного понятия в западной исследовательской традиции.

Список литературы

Жижек С. 2010. О насилии. М.: Европа. 184 с.

Ковтун С.П. 2015. Толерантность в контексте политики и культуры: размышления над идеями С. Жижека. — Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. № 6. С. 140-148.

Куприянова Е.А. 2010. Проблема религиозной толерантности в античной Греции. - Вестник МГТУ. № 2. С. 412-415.

Медушевский Н.А. 2014. Основы толерантности и правовой культуры. М.: ЛЕНАНД. 408 с.

Adler-Nissen R. 2014. Opting out of the European Union: Diplomacy, Sovereignty and European Integration. Cambridge: Cambridge University Press. 266 р.

Ambrosini M. 2013. Irregular Migration and Invisible Welfare. University of Milan, Italy. Basingstoke, Hampshire; New York, NY: Palgrave Macmillan. 256 р.

Andreassen R. 2015. Human Exhibitions: Race, Gender and Sexuality in Ethnic Displays. Farnham, England; Burlington, VT: Ashgate Publishing Limited. 226 р.

Anghel R.G. 2013. Romanians in Western Europe: Migration, Status Dilemmas, and Transnational Connections. Lanham, Maryland: Lexington Books. 186 р.

Anti-liberal Europe: a Neglected Story ofEuropeanization (ed. by D. Gosewinkel). 2015. N.Y.: Berghahn Books. 210 р.

Arab P. 2017. T. Amplifying Islam in the European Soundscape: Religious Pluralism and Secularism in the Netherlands. N.Y.: Bloomsbury Academic. 197 p.

Blaauw J. 2012. Attitudes towards Homosexuality: A study on contextual explanations of general and specific homonegativity among Dutch secondary school students. MS Thesis, Sociology: Radboud University Nijmegen, Netherlands. 117 p.

Boswell J. 2015. Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality: Gay People in Western Europe from the Beginning of the Christian Era to the Fourteenth Century. Chicago; London: The University of Chicago Press. 456 p.

Brown C. 2008. Racism in the Gay Community and Homophobia in the Black Community: Negotiating the Gay Black Male Experience. MS Thesis, Sociology: Virginia Polytechnic Institute and State University. 77 p.

Bulutgil H.Z. 2016. Roots of Ethnic Cleansing in Europe. N.Y.: Cambridge University Press. 214 p.

Cantor D. 1994. Religious Right: the Assault on Tolerance and Pluralism in America. New York, NY: Anti-Defamation League. 193 p.

Carson D. A. 2012. The Intolerance of Tolerance. Cambridge: William B. Eerdmans Publishing Company. 196 p.

Chaudhry M. Sh. 1995. Non-Muslim Minorities in an Islamic State. Lahore: Impact Publications International. 68 p.

Chinese Migration to Europe: Prato, Italy and Beyond (ed. by L. Baldassar). 2015. N.Y.: Palgrave Macmillan. 349 p.

Clapton W. 2014. Risk and Hierarchy in International Society: Liberal Interventionism in the Post-Cold War Era. N.Y.: Palgrave Macmillan. 200 p.

Clouse S.T. 2007. Development and Validation of the Perceived Parental Social Support Scale-Lesbian, Gay (PPSS-LG). PhD. Dissertation, University of Missouri-Columbia. 167 p.

Corbett M. 1982. Political Tolerance in America: Freedom and Equality in Public Attitudes. New York, N.Y.: Longman. 231 p.

Democracy and Religion: Free Exercise and Diverse Visions (ed. by D. Odell-Scott). 2004. Kent, Ohio: Kent State University Press. 384 p.

Democratic Transformations in Europe: Challenges and Opportunities (ed. by Y.Peters, M. Tatham). 2016. London; N.Y.: Routledge, Taylor & Francis Group. 341 p.

Downs W.M. 2012. Political Extremism in Democracies: Combating Intolerance. N.Y.: Palgrave Macmillan. 238 p.

Drozdowicz Z. 2013. Essays on European Liberalism: History and Ideology. Berlin: Lit. 169 p.

Eastern European Roma in the EU: Mobility, Discrimination, Solutions (ed. by A. Pusca). 2012. N.Y.: International Debate Education Association. 248 p.

Ellis A. 2004. Road to Tolerance: the Philosophy of Rational Emotive Behavior Therapy. Amherst, N.Y.: Prometheus Books. 271 p.

European States and Their Muslim Citizens: the Impact of Institutions on Perceptions and Boundaries (ed. by J.R. Bowen, Ch. Bertossi). 2014. Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press. 285 p.

Fiala A. 2017. Secular Cosmopolitanism, Hospitality, and Religious Pluralism. N.Y.: Routledge. 210 p.

Gauthier R.F. 2014. Ce que l'école devrait enseigner. Pour une révolution de la politique scolaire en France. Éditions Dunod. 144 p.

Gerszak R. 2011. Beyond Bullets: A Photo Journal of Afghanistan. Toronto, Canada: Annick Press. 128 p.

Gliszczynska-Grabias A. 2017. The European Union, Antisemitism, and the Politics of Denial by R. Amy Elman. - Antisemitism Studies. Vol. 1. № 1. P. 216-222.

Gulen F.M. 2004. Toward a Global Civilization of Love & Tolerance. Somerset, N.J.: Light, Inc. 269 p.

172

ВЛАСТЬ

2017'08

Harell A. 2008. The Micro-story of Multiculturalism: Diverse Social Networks and the Socialization of Tolerance. Unpublished manuscript, Department of Political Science McGill University, Montreal. 238 p. URL: https://www.researchgate.net/ publication/30002166_The_micro-story_of_multiculturalism_diverse_social_ networks_and_the_socialization_of_tolerance (accessed 10.05.2017).

Haskell R. 2008. A «Gentle Violence»? Former student's experiences of homophobia and transphobia in British Columbia high schools. Master's Dissertation, School of Criminology, Simon Frazer University, British Columbia. 120 p.

Hawa S. 2017. Erasure of Arab Political Identity, Colonialism and Violence. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. 184 p.

Herbert D. 2013. Creating Community Cohesion: Religion, Media and Multiculturalism. Houndmills, Basingstoke, Hampshire; NY: Palgrave Macmillan. 277 p.

History of Migration in Europe: Perspectives from Economics, Politics and Sociology (ed. by F. Fauri). 2015. N.Y.: Routledge. 282 p.

Homosexuality, Intolerance, and Christianity: a critical examination of John Boswell's work. 1981. N.Y.: Scholarship Committee, Gay Academic Union. 22 p.

Issue of Religious Harmony in Europe, South Asia and the Middle East (ed. by Naveed Ahmad Tahir). 2015. Karachi: Area Study Centre for Europe, University of Karachi. Islamabad: Hanns Seidel Foundation. 114 p.

Intercultural Education in the European Context: Theories, Experiences, Challenges (ed. by M. Catarci, M. Fiorucci). 2015. Farnham, Surrey; Burlington, VT: Ashgate. 268 p.

International Migration and the Future of Populations and Labour Force Resources in Europe (ed. by M. Kupiszewski). 2013. Dordrecht: Springer. 350 p.

Johnson K.D. 2007. Theology, Political Theory, and Pluralism: Beyond Tolerance and Difference. Cambridge, UK; N.Y.: Cambridge University Press. 276 p.

Joseph C.L. 2017. Radical Humanism and Generous Tolerance. Lanham, MD: Hamilton Books. 112 p.

Katz J. 1961. Exclusiveness and Tolerance: Studies in Jewish-Gentile Relations in Medieval and Modern Times. N.Y.: Behrman House. 200 p.

Khantipalo P. 1964. Tolerance; a Study from Buddhist Sources. London: Rider. 191 p.

Korkut U. 2012. Liberalization Challenges in Hungary: Elitism, Progressivism, and Populism. N.Y.: Palgrave Macmillan. 243 p.

Kruiniger P. 2015. Islamic Divorces in Europe: Bridging the Gap between European and Islamic Legal Orders. Hague, Netherlands: Eleven International Publishing. 477 p.

Living together with our differences: 1995, year of the United Nations for tolerance: collection of experiences of the NGOs which maintain official relations with UNESCO.1995. Paris: NGO/UNESCO Standing Committee. 40 p.

Lomonaco F. 2013. Tolerance: Stages in Modernity from Holland to Italy. N.Y.: Peter Lang. 250 p.

Maneli M. 1984. Freedom and Tolerance. N.Y.: Octagon Books. 571 p.

Mau S. 2015. Inequality, Marketization and the Majority Class: Why Did the European Middle Classes Accept Neo-liberalism? Hampshire: Palgrave Macmillan. 123 p.

McMahon A. 2017. Role of the State in Migration Control: the Legitimacy Gap and Moves towards a Regional Model. Leiden; Boston: Brill Nijhoff. 310 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Migration in the Mediterranean: Socio-Economic Perspectives (ed. by E. Ambrosetti, D. Strangio, C. Wihtol de Wenden). 2016. London; N.Y., NY: Routledge. 249 p.

Militello G. 2015. Prospettiva liberalsocialista: uno sguardo sul futuro della sinistra. Roma: Ediesse. 202 p.

Muasher M. 2014. Second Arab Awakening: and the Battle for Pluralism. New Haven: Yale University Press. 210 p.

New Balkans and Europe: Peace Development Integration: Reconciliation, Tolerance and Human Security in the Balkans: proceedings of the 10th ECPD International

2 017' 0 8

ВлАсть

173

Conference, Belgrade, October 24-25, 2014 (ed. by N.P. Ostojic, J. Bradley). 2015. Belgrade: European Center for Peace and Development, University for Peace est. by the UN. 310 р.

Newman J. 1982. Foundations of Religious Tolerance. Toronto; Buffalo: University of Toronto Press. 184 р.

Nyhagen L. 2016. Religion, Gender and Citizenship: Women of Faith, Gender Equality and Feminism. N.Y.: Palgrave Macmillan. 271 р.

Rapp C. 2013. Tolerance in Switzerland andEurope.EmpiricalAnalyses on the Existence and Causes in Comparative Perspective. PhD in Political Science (Dr. rer. soc.). University of Bern, Switzerland. 130 р.

Refugee Crisis and Religion: Secularism, Security and Hospitality in Question (ed. by L. Mavelli, E. Wilson). 2016. London; NY: Rowman & Littlefield International. 316 р.

Religious Discrimination in Western Europe: hearing before the Subcommittee on International Operations and Human Rights of the Committee on International Relations, House of Representatives, One Hundred Seventh Congress, first session, July 11, 2001. Washington: U.S. G.P.O. 2001. 87 р.

Religion in a Liberal State (ed. by G. D'Costa, M. Evans, T. Modood, Ju. Rivers). 2013. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. 252 р.

Rensmann L. 2017. Guilt, Resentment, and Post-Holocaust Democracy: The Frankfurt School's Analysis of "Secondary Antisemitism" in the Group Experiment and Beyond. - Antisemitism Studies. Vol. 1. No. 1. Р. 4-37.

Schofield J.W. 1982. Black and White in School: Trust, Tension, or Tolerance? N.Y.: Praeger. 255 р.

Sedmak C. 2015. Toleranz: vom Wert der Vielfalt. Darmstadt: WBG, Wissenschaftliche Buchgesellschaft. 268 р.

Sian K., Law I., Sayyid S. 2013. Racism, Governance, and Public Policy: Beyond Human Rights. N.Y.: Routledge, Taylor & Francis Group. 155 р.

Sullivan J.L., Piereson J., Marcus G.E. 1982. Political Tolerance and American Democracy. Chicago: University of Chicago Press. 278 р.

Totalitarian Political Discourse?: Tolerance and Intolerance in Eastern and East Central European Countries: Diachronic and Synchronic Aspects (ed. by B. Kress). 2013. Frankfurt am Main; N.Y.: Peter Lang. 200 р.

Young R. 2016. Postcolonialism: an Historical Introduction. Malden, MA: John Wiley & Sons, Inc. 500 р.

MEDUSHEVSKIY Nikolai Andreevich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Peace Culture and Democracy, Russian State University for the Humanities (21 Kolomensky Рass, Moscow, Russia, 115446; Lucky5659@ yandex.ru)

GORDEEvA Mariya Aleksandrovna, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of Peace Culture and Democracy, Russian State University for the Humanities (21 Kolomensky Рass, Moscow, Russia, 115446)

SOCIAL TOLERANCE: REVIEW OF THE WESTERN ENGLISH-LANGUAGE LITERATURE

Abstract. The article is devoted to the study of the western historiography of social tolerance. The analysis carried out covers works published in Europe and US since 1960s. Within the framework of the article, the historiography of social tolerance is differentiated according to the temporal and problematic principles, which allows structuring a wide variety of thematically related works. The aim of present study is to acquaint a reader with the main trends in tolerance study in western historiography, as well as to present most significant works reflecting this topic.

Keywords: tolerance, liberalism, neoliberalism, temporal and structural dimensions, problem development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.