Научная статья на тему 'Социальная технологизация образовательного процесса'

Социальная технологизация образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
46
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / SOCIAL SYSTEMS / COORDINATION OF INTERESTS / INSTITUTIONALIZATION / SOCIAL BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караваева Юлия Викторовна

Образовательные технологии рассматриваются как социальные, направленные на согласование интересов участников образовательного процесса. Выделяются уровни согласования интересов в образовательной организации. Обосновывается важность учета процесса институционализации для согласования интересов в образовательных системах. Описываются социально-психологический, социально-педагогический и организационный этапы институционализации. Отмечается важность осознания сущности образовательных технологий с позиции протекающих процессов институционализации в коллективах образовательных организаций.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караваева Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Social technologization of educational process

Educational technologies are considered as social ones, aimed at coordination of interests of educational process participants. The levels of interests' coordination in the educational organization are discussed. The author justifies the importance of considering of the institutionalization process for coordination of interests in educational systems. The socio-psychological, socio-pedagogical and organizational stages of institutionalization are described. The author believes it is essential to consider the nature of educational technologies in the context of current institutionalization processes in the communities of educational organizations.

Текст научной работы на тему «Социальная технологизация образовательного процесса»

УДК 37.Q1

Караваева Юлия Викторовна

Karavaeva Yulia Viktorovna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и теологии

Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

PhD in Education Science, Assistant Professor, Philosophy, Social Science and Theology Department, Lipetsk State Pedagogical University

SOCIAL TECHNOLOGIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация:

Образовательные технологии рассматриваются как социальные, направленные на согласование интересов участников образовательного процесса. Выделяются уровни согласования интересов в образовательной организации. Обосновывается важность учета процесса институционали-зации для согласования интересов в образовательных системах. Описываются социально-психологический, социально-педагогический и организационный этапы институционализации. Отмечается важность осознания сущности образовательных технологий с позиции протекающих процессов институционализации в коллективах образовательных организаций.

Ключевые слова:

образовательный процесс, образовательная технология, социальные системы, согласование интересов, институционализация, социальное поведение.

Summary:

Educational technologies are considered as social ones, aimed at coordination of interests of educational process participants. The levels of interests' coordination in the educational organization are discussed. The author justifies the importance of considering of the institutionali-zation process for coordination of interests in educational systems. The socio-psychological, socio-peda-gogical and organizational stages of institutionalization are described. The author believes it is essential to consider the nature of educational technologies in the context of current institutionalization processes in the communities of educational organizations.

Keywords:

educational process, educational technology, social systems, coordination of interests, institutionalization, social behaviour.

Образовательный процесс, рассмотренный с позиций деятельностного подхода, не может не быть технологичным [1, с. 7]. Образовательные технологии - это особый класс социальных технологий, создающих «определенную совокупность условий для развития людей в процессе их обучения» [2, с. 305]. Их можно рассматривать как технологии, направленные на согласование особых интересов отдельных социальных образований [3, с. 15-16, 216].

Организация согласованного взаимодействия множества различных участников образовательного процесса имеет системообразующее значение для образовательной системы, что отмечается педагогами: «Взаимоотношения - главная подводная часть айсберга общения людей, скрытая часть совмещения потребностей, интересов, эмоций, мотивов» [4, с. 24]. Преподаватель рассматривается как профессионал, который «начинает не с сообщения (введения) научной информации, а выявления интересов и субъективного опыта студентов. Опираясь на них, он формирует содержание обучения (научное знание), которое должно быть принято будущим специалистом как личностно значимое для него» [5, с. 226-227].

В таких образовательных технологиях, как «педагогика сотрудничества», культуровоспи-тывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Занкова), определение интересов учащихся выступает элементом их концептуальных основ. В социологии отмечается, что согласование интересов является основной целью социальных технологий. «В процессе взаимодействия намерения и активность его участников разнонаправлены, что подразумевает возникновение различных напряжений, связанных с их рассогласованностью» [6, с. 189]. При этом необходимо «сообразовывать свои устремления с интересами других, а также культурными требованиями» [7, с. 150]. Таким образом, для раскрытия содержания социальных (в том числе образовательных) технологий важно определить сущность согласования интересов.

Согласование интересов участников образовательного процесса возможно через «систему значений» [8] и «совпадение смыслов» [9, с. 130]. Таким образом, «соответствие знакового контекста интерпретативных схем определяет условие и границы возможной коммуникации, т. е. способности партнеров адекватно понимать друг друга» [10, с. 95].

На рисунке 1 представлены четыре уровня согласования интересов, встречающиеся в практике образовательных организаций. Наименее изученным и наиболее отражающим специфику образовательных технологий является третий уровень - согласование интересов субъектов взаимодействия с целями образовательной системы.

Управление Организационная система (образовательная организация) 4 уровень Согласование целей организационной системы Управленческая технология

Социология (методологические основы) Педагогика (содержательные основы) 3 уровень Согласование интересов субъектов взаимодействия с целями социальной системы Социальная технология Образовательная технология

Социальная система (образовательная система)

Малая группа (субъекты образовательных отношений) 2 уровень Согласование интересов субъектов взаимодействия

Психология Личность 1 уровень ! „ Согласование профессио- Психологи- ческа я тех- нальных и личностных ин- нология теоесов

Научная сфера Предметная область Уровни согласования Вид технологии

Рисунок 1 - Уровни согласования интересов в образовательной системе

В системном анализе этот уровень рассматривается как одна из основных особенностей социальных систем, предполагающая, что в ходе проявления активности система, а также ее подсистемы и отдельные активные элементы могут «иметь свои, не обязательно совпадающие с другими, интересы, потребности, желания (или нежелания) выполнять определенную работу» [11, с. 45]. Решая проблему согласования интересов между личностями в процессе коммуникации, необходимо предварительно продумать коммуникативные знаки и знаковые системы с позиции ожидаемой интерпретации собеседника. На втором уровне согласования интересов (см. рис. 1) это выступит важнейшим фактором коммуникативной рациональности. Однако на третьем уровне «согласования интересов субъектов взаимодействия с целями социальной системы» для организации согласованного поведения людей и обеспечения состояния равновесия в социальной общности необходимо обратиться к процессу институционализации, который представляет собой «процесс поиска компромиссов и достижения согласия между различными социальными группами» [12] посредством «закрепления общественных отношений в нормах права и (или) морали» [13].

Можно сказать, что согласование интересов второго уровня, требующее организации адекватных коммуникативных знаковых систем, видоизменяется в согласование интересов третьего уровня, связанное с процессом институционализации, когда используемые знаковые системы соединяются с нормами и ценностями и приобретают особое значение [14, с. 152]. При этом исследователи обращаются к изучению силы нормативной культуры в социальной системе, зависящей от «степени интернализации нормативной системы (восприятия норм как интегрированной части личности или как навязанных внешними структурами)» [15, с. 186].

Основываясь на представлениях П. Бергера и Т. Лукмана о процессе институционализации, можно выделить следующие этапы ее проявления [16]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Социально-психологический этап: определение интересов с учетом социальных различий и особенностей, связанных с направлением социального взаимодействия; определение общественных потребностей и условий для их удовлетворения; формирование общих целей; определение социокультурных элементов (ценностей, норм, идеалов); интернализация социокультурных элементов (переход во внутренний мир личности: формирование потребностей личности, ценностных ориентаций, ожиданий).

2. Социально-педагогический этап: хабитулизация процедур поведения (опредмечивание, повторение действий); появление процедур (шаблонов) поведения; оценка поведения; разра-

ботка и внедрение правил поведения (алгоритмов действий); формирование стандартизированных обычаев и привычек (культурных символов, кодексов поведения, идеологий); формирование общественного мнения.

3. Организационный этап: формирование системы социальных статусов и ролей; создание системы социального контроля (санкций, стимулов); организация взаимодействия между социальными институтами; осуществление совместных действий по удовлетворению потребностей.

Вышеописанные этапы институционализации выступают основой любой образовательной технологии, так как они отражают процесс согласования интересов участников образовательных процессов на личностном, социальном и организационном уровнях. При разработке образовательных технологий важно акцентировать внимание на согласовании интересов участников образовательного процесса не только как условии и средстве достижения целей образования, но и как процессе и результате образовательной деятельности. Важно учитывать этапы институционализации при проектировании целевых, содержательных, процессуальных, методических основ образовательных технологий. Таким образом, в современных условиях интеграции педагогических, психологических, управленческих и социологических знаний возможно и важно обогатить понимание образовательных технологий введением в их описание институционального аспекта поведения участников образовательного процесса.

Ссылки:

1. Каширин В.П. Философские вопросы технологии. Томск, 1988. 286 с.

2. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий : учеб. пособие. Киев, 2004. 608 с.

3. Социальные технологии: Толковый словарь / отв. ред. В.Н. Иванов. М. ; Белгород, 1995. 309 с.

4. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1997. 174 с.

5. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999. 354 с.

6. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004. 480 с.

7. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996. 591 с.

8. Там же.

9. Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации / под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса. М., 2012. 464 с.

10. Там же. С. 195.

11. Шмарион Ю.В., Караваева Ю.В. Системный анализ и синтез образовательных систем с заданными свойствами. Липецк, 2013. 177 с.

12. Институционализация и ее этапы [Электронный ресурс]. URL: www.yoursociolog.ru/ysocs-815-1.html (дата обращения: 21.12.2016).

13. Институционализация [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/1181 (дата обращения: 21.12.2016).

14. Ерасов Б.С. Указ. соч. С. 152.

15. Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. А.В. Тихонов. М., 2015. 480 с.

16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Электронный ресурс]. М., 1995. 323 с. URL: http://evolkov.net/soc.psychol/Berger.P.Luckmann.T/ (дата обращения: 21.12.2016).