Научная статья на тему 'Социальная сущность аддиктивного поведения молодежи'

Социальная сущность аддиктивного поведения молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2803
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна, Каткова Лилия Владимировна

Авторы раскрывают социальную сущность аддиктивного поведения молодежи. В статье дается классификация поведенческих отклонений. Аддиктивное поведение рассматривается как промежуточная форма между нормальным и девиантным поведением молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная сущность аддиктивного поведения молодежи»

УДК 316.624-053.6

ПРОКАЗИНА Н.В., Социальная сущность КАТКОВА Л.В. аддиктивного поведения

молодежи

Авторы раскрывают социальную сущность аддиктивного поведения молодежи. В статье дается классификация поведенческих отклонений. Аддиктивное поведение рассматривается как промежуточная форма между нормальным и девиантным поведением молодежи.

Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, девиантное поведение, молодежь.

В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной остается проблема аддикции молодежи (аддикция - пагубная склонность к чему-либо1). Между тем без понимания механизма возникновения и протекания этого явления трудно анализировать такие крайние формы девиантного поведения молодежи, как алкоголизм, наркомания и т.д. Ведь аддиктивное поведение является некой промежуточной формой между нормальным и собственно девиантным поведением молодежи. Можно сказать, что аддиктивное поведение - это первая ступень поведенческих отклонений (рисунок 1).

Девиантное поведение исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным или фактически сложившимся нормам

Аддиктивное поведение нарушение адаптации индивида к меняющимся жизненным условиям, что характеризуется сочетанием различных отклонений в поведении: - нарушение общественного порядка; - сквернословие; - устойчивая ложь; - пассивность; - учебная недисциплинированность; - безответственность; - курение; - игровая зависимость; - Интернет-аддикция; - мобильная зависимость и т.д. Девиантное поведение действия человека, не с оответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам): - алкоголизм; - наркомания; - суицид; - проституция и др. Делинквентное поведение действия, противоречащие правовым нормам, угрожающие социальному порядку и благополучию окружающих людей. Проявляются преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание: - насилие по отношению к младшим или сверстникам; -воровство; - хулиганство; - разрушение имущества; - поджоги; - вандализм; - торговля наркотиками и др.

Рисунок 1 - Классификация поведенческих отклонений

Аддиктивное поведение характерно для молодежи с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующейся к быстрой смене жизненных обстоя-

№ 2 2010 г.

тельств, стремящейся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Суть аддиктив-ного поведения заключается в стремлении уйти от реальности, достичь психологического комфорта посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности2.

Аддиктивное поведение является следствием нарушения адаптации молодежи к меняющимся жизненным условиям. Социальная адаптация представляет объективно необходимый процесс вхождения индивида (группы) в новую социальную среду и ее освоения, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются условия не только для осуществления личностью ее потребностей и жизненных целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей среды. В противном случае можно говорить об односторонней, а значит, неполной адаптации. По существу, это состояние дезадаптации, которое в дальнейшем способствует формированию ад-диктивного поведения3. Для самозащиты молодежь с аддиктивным типом поведения использует механизм, называемый «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям4. В итоге нарушаются межличностные отношения, молодой человек отчуждается от общества. Алкоголь, наркотики, азартные игры, полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей для человека и многое другое - все это говорит о том, что у молодого человека аддиктивная форма поведения, т. е. он уже имеет склонность к девиантному поведению, и усиление черт характера данного индивида может повлечь за собой такие крайние формы девиантного поведения, как наркомания, проституция, алкоголизм, преступность, суицид.

Аддиктивное поведение формируется постепенно. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического диском-

форта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, т.е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю, имеющая склонность к крайним формам девиантного поведения.

Аддиктивное поведение многими понимается упрощенно как прием вещества или другое аддиктивное действие. Однако реализации, раздумья, фантазии на аддиктивную тему занимают большое количество времени и энергии. Такое существование двух стилей жизни в одном человеке приводит к изменениям установок, мотиваций и систем ценностей. Аддиктивное поведение меняет внутрисемейные отношения с близкими людьми. Теряется семейная поддержка, взаимное участие. Пассивность аддикта проявляется прежде всего в семье, в которой он эмоционально изолирует себя. Внешне молодой человек остается таким же, но «внутри» него живет уже другая аддиктивная личность со своей аддиктивной логикой, ад-диктивными эмоциями, аддиктивной системой ценностей, аддиктивной психологической защитой. Такой человек в своих высказываниях ограничивается общими положениями типа: «Я делаю как все. Такова жизнь. Когда-нибудь все будет по-другому». В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение молодого человека. Он отчуждается от общества, затрудняются контакты с людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне, нарастает одиночество. Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает стимулировать себя поверхностным общением, находиться в кругу большого числа людей. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным контактам такой молодой человек не способен, даже если окружающие и стремятся к этому. Главное для него - те предметы и действия, которые являются для него средствами аддикции.

Основным мотивом молодежи, склонной к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их внутреннего состояния, которое рассматривается как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому молодому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-то делать, чем-то заниматься, соблюдать принятые в семье или в обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у молодежи с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер: в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят удовлетворение и вырывают из мира эмоциональной бесчувственности, аддикт может проявлять недюжинную активность для достижения цели.

Можно выделить следующие особенности молодежи с аддиктивными формами поведения:

1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.

2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.

3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

4. Стремление говорить неправду.

5. Стремление обвинять других, зная, что они не виновны.

6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений.

7. Стереотипность, повторяемость поведения.

8. Зависимость.

9. Тревожность.

По мнению Э. Берна, у человека существует шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по контакту, голод по физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод или голод по структурированию времени и голод по инцидентам. В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных типов голода обостряется. Молодой человек не находит удовлетворения чувства голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворенность реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), неординарности поступков, заполненности времени событиями5. Вместе с тем объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствие жизнелюбия со стороны близких и окружающих формируют у аддиктивных личностей скрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что не способны «жить как люди». Однако такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, молодежь переходит сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях - условиях конфронтации молодежи с семьей или коллективом. Чувство превосходства стоит на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие, и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддикта.

Учитывая тот факт, что давление на таких людей со стороны социума оказывается достаточно интенсивным, аддиктивной молодежи приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих». Вследствие этого аддикт научается формально исполнять

№ 2 2010 г.

те социальные роли, которые ему навязываются обществом (примерного сына, учтивого собеседника, добропорядочного коллеги). Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождаются манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой молодой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело. Мотивом поведения «закоренелого холостяка» в случае преобладания аддиктивных форм поведения может быть страх ответственности за возможную супругу и детей и зависимости от них.

Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекает из структуры аддиктивной личности молодежи, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

Таким образом, основным в поведении аддиктивной молодежи является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.

1 Отклоняющееся поведение молодежи [Текст]: крат. слов.-справ. / [Авт.-сост.: Б.А. Ермолаев и др.]; Владимир, гос. пед. ун-т / Под общ. ред. В.А. Попова, С.А. Завражина. Владимир: Изд-во ВГПУ, 1994. 141 с.

2 Бахарев В.В. Типология и социальная диагностика девиантного поведения молодежи [Текст] / В.В. Бахарев, Н.А. Данакин / Институт муниципальных проблем, НИИ синергетики. Белгород: Изд-во В.Г. Шухова, 2009. 580 с.

3 Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи [Текст] / Н.А. Свиридов // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 90-95.

4 Максимова, Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению [Текст] / Н.Ю. Максимова // Психологический журнал. 1996. № 3. С. 149-152.

5 Берн, Э. Секс в человеческой любви [Текст] / Э. Берн. М.,1990. 132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.