Научная статья на тему 'Социальная структура здорового образа жизни населения молодого возраста'

Социальная структура здорового образа жизни населения молодого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
231
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНИМАНИЕ" / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / ВРАЧИ / ПАЦИЕНТЫ / "SOCIAL REPRESENTATIONS AND UNDERSTANDING" / A HEALTHY WAY OF LIFE / STUDENTS / DOCTORS / PATIENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Погодина В. А., Галузо Н. А., Шаропуто В. М., Семёнова В. Н., Федянина Н. С.

Методом анкетного опроса изучены показатели социального развития здорового образа жизни студентов 4 курса ГОУ ВПО НГМУ Росздрава, врачей и пациентов МУЗ г. Новосибирска ГКБ № 19 в возрасте 19-35 лет. Анкета включала вопросы по «социальному представлению и пониманию» здорового образа жизни. Полученные в ходе опроса данные позволили сформулировать вывод о том, что решение проблемы социальной структуры здорового образа жизни связывается с «социальными представлениями и пониманием» здорового образа жизни респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL STRUCTURE OF THE HEALTHY WAY OF LIFE OF THE POPULATION OF YOUNG AGE

Using the questionnaire method the authors studythindicators of social development of a healthy way of life of students of the 4th course of GOU VPO NGMU of Roszdrav, doctors and patients of MUSES of Novosibirsk hospital № 19 agedfrom 19 till 35 years. The questionnaire included guestions on «social representation and understanding» of a healthy way of life. The data obtained during interrogation has allowed to formulate the conclusion that the decision of a problem of social structure of a healthy way of life is connected with «social representations and understanding)) of a healthy way of life by respondents.

Текст научной работы на тему «Социальная структура здорового образа жизни населения молодого возраста»

няемый документ, отображающий основные физиологические, социальные и психологические характеристики здоровья учащихся. Персональный Дневник здоровья заполняется лично учащимся, который вносит в него основные данные о состоянии своего организма и самочувствии, вносит результаты достижений по физическим нагрузкам и работе над собой, способствующей ведению здорового образа жизни в учебное и внеурочное время. Дневник здоровья является элементом организации самопознания учащегося. Дневник здоровья состоит из нескольких разделов: паспортная часть, распорядок дня, организация учебного процесса (расписания и внеклассных мероприятий), организация домашнего режима, выполнение домашних заданий, организация досуга в учреждениях дополнительного образования, данные медицинских осмотров, оценка физического развития; лист прививок; заболеваемость по данным обращаемости; рекомендуемые лечебно-оздоровительные мероприятия, организация режима и рациона питания; физическая подготовка и самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом, закаливание и самоконтроль при закаливании, наличие вредных привычек, результаты по прикладной физической подготовке; успеваемость. Практические навыки по оздоровлению отрабатываются и закрепляются школьниками во время уроков здоровья, занятий в кружках, посещения уроков физкультуры и групп ЛФК, во время посещения специальных тренинговых групп.

Заполнение Дневника здоровья позволяет родителям и учителям вовремя выявлять возникшие отклонения в поведении и образе жизни школьника и своевременно их корригировать. Школьникам паспортизация здоровья и образа жизни позволяет сознательно управлять своими физиологическими функциями для целей гармоничного развития личности, что преобразует Дневник здоровья в перспективную оздоровительную систему.

Следовательно, большинством пятиклассников не соблюдается режим дня, крайне недостаточно и не рационально время пребывания на свежем воздухе, не соблюдаются основы рационального питания, досуг не направлен на формирование и развитие познавательной и культурной сфер жизни, имеет место употребление алкоголя. Все это требует разработки и реализации программ по оздоровлению образа жизни пятиклассников, рассчитанных прежде всего на самого школьника, его семью и окружение. Нами предлагается использовать Дневники здоровья, объективизирующие состояние здоровья и образ жизни.

Литература

1. Ахмерова С.Г., Мустаев Р.З., Малютин И.П. Дневник здоровья учащегося образовательного учреждения. Уфа, Изд-во БИРО, 2003. 32с.

2. БарановА.А. // Российский педиатрический ж, 2005. № 2. С. 4-8.

3. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М.: Фирма Вариант,

2005. 584с.

4. Журавлёв Д. // Народное образование, 2002. №8. С. 99-102.

5. Кучма В. Р., Рапопорт И. К. //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2008. № 1. С. 32-36.

6. Мандриков В.Б., Пономарев А.А. // Вестник Волгоградского ГМУ,

2006. № 3. С. 47-50.

7. Муталов А.Г., и др. Физиология, патология и охрана здоровья детей подросткового возраста. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2005. 252 с.

8. Никитина Е.Б. // Воспитание школьников, 2002. № 6. С. 31-33.

9. Письмо Министерства образования РФ от 21.05.2004г. № 14-51140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную».

10. Седокова М.Л., Матковская Т.В. // Сб.: Формирование нравственного, духовного и физического здоровья детей и подростков. Томск, 2005. С. 321-323.

ADAPTATION TO NEW CONDITIONS OF TRAINING AND WAY OF LIFE OF PUPILS OF THE fFIFTH CLASSES

S.G AHMEROVA., V.V. NIKOLAEVA

«The Bashkir State Medical University ofRoszdrav», Ufa. 450000, Ufa, Lenin's street, 3.

At transition to subject training teenagers are exposed to active influence of new factors of an environment. Studying of a way of life of Pupils of the fifth classes has shown, that the majority of them does not observe a mode of day, there is not extremely enough and not rationally time of stay for fresh air, balanced diet bases are not observed, leisure is not directed to formation and development of informative and cultural spheres of the life. For the control over a state of health and a way of the life of pupils of the 5th class it is offered to use Diaries of health which can be transformed to perspective system of health improvement.

Key words: the organization of health

.УДК 613.7:316.346.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

В.А. ПОГОДИНА, Н.А. ГАЛУЗО, В.М. ШАРОПУТО, В.Н. СЕМЁНОВА,

Н.С. ФЕДЯНИНА, Г.И. КРАШЕНИНИНА, С.В. МИШИНА*

Методом анкетного опроса изучены показатели социального развития здорового образа жизни студентов 4 курса ГОУ ВПО НГМУ Росздрава, врачей и пациентов МУЗ г. Новосибирска ГКБ № 19 в возрасте 19-35 лет. Анкета включала вопросы по «социальному представлению и пониманию» здорового образа жизни. Полученные в ходе опроса данные позволили сформулировать вывод о том, что решение проблемы социальной структуры здорового образа жизни связывается с «социальными представлениями и пониманием» здорового образа жизни респондентов.

Ключевые слова: «социальные представления и понимание», здоровый образ жизни, студенты, врачи, пациенты.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) связан с личностномотивационным воплощением людьми своих возможностей. Насколько успешно закреплены в сознании навыки ЗОЖ в молодом возрасте, зависит здоровье человека в дальнейшем. По литературным данным в современное представление ЗОЖ входят следующие основные составляющие: - оптимальный двигательный режим, - рациональное питание, - закаливание. В 60-70 гг. XX века во Франции социологи С. Московиси, Р. Харе и др. разработали концепцию «социальных представлений», то есть теорию составных частей убеждений и практик [1,2]. В структуре «социальных представлений» выделяют 3 измерения: информация, поле представлений, установка. Информация - сумма знаний об объекте. Поле представлений - содержание. Установка первична - отношение субъекта к объекту представления. С. Моско-виси утверждает, что «социальные представления» побуждают людей формировать привычки или не воспринимать внешний мир. Человек видит окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а «сквозь призму собственных интересов». Правильные «социальные представления» людей о ЗОЖ не являются пониманием и убеждением для мотивации на здоровье [2]. Понимание - способность видеть причинно-следственные связи. «Социальные представления» - структура изменчивая, а понимание - определённо и постоянно [3].

Цель - исследование показателей социального развития ЗОЖ у студентов, врачей и пациентов в возрасте от 19 до 35 лет.

Таблица

Сравнительный анализ значимых элементов показателей социального развития ЗОЖ у студентов, врачей и пациентов в возрасте от 19 до 35 лет

Соци аль- ные пред- став- ле- ния Вопрос Ответ на вопрос Социальные группы

Студенты медицинского вуза Врачи Пациенты

Аб. % Аб. % Аб. %

Какие основные составляющие ЗОЖ? Рациональное питание, утренняя зарядка, закаливание 126 63,0 33 75,0 78 81,2

Ведёте ли Вы ЗОЖ? Да 141 70,5 18 40,9 45 46,9

Соци аль- ное пони ма- ние Занимаетесь ли Вы утренней зарядкой? Да 64 32,0 10 22,7 15 15,6

Закаливаетесь ли Вы? Да 34 17,0 12 27,3 25 15,6

80% пищи от суточного рациона - продукты, какого происхождения? 80% пищи от суточного рациона -продукты животного происхождения 163 81,5 34 77,3 90 93,7

Материал и метод. В социологическом исследовании участвовали студенты 4 курса ГОУ ВПО НГМУ Росздрава 200 чел, врачи и пациенты МУЗ г. Новосибирска ГКБ № 19 соответственно 44 и 96 человек. Из 340 человек было отмечено 218 (64,1%) женщин и 122 (35,9%) мужчин в возрасте от 19 до 35 лет. Сбор информации осуществлялся в 2009 г выборочным методом с помощью анкетирования. В анкете рассматривались значимые вопросы, касающиеся представления и понимания здорового образа жизни различными социальными группами: студентами, врачами и пациентами. Необходимо было из предложенных ответов выбрать один. При проведении данного опроса учитыва-

* ГОУ ВПО НГМУ, 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 52, тел./факс 383-2223204, http://ngmu.ru

лись биоэтические и уголовно-правовые вопросы биомедицинских исследований на человеке на основе: - Хельсинской декларации Всемирной ассоциации от 1975 г. (в пересмотре от 1983 г); - статьи 21 Конституции РФ от 12.12.93 г.; - статьи 43 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. Обработка материалов исследования осуществлялась посредством программы Microsoft Office Excel 2007.

Результаты. Данные анкетного опроса представлены в

табл.

Выводы. При анализе было выявлено, что показателями социального развития здорового образа жизни у студентов, врачей и пациентов в возрасте от 19 до 35 лет являются «социальные представления и понимание» здорового образа жизни, определяющиеся вопросами в табл., которые составляют социальную структуру здорового образа жизни. Наибольшее количество молодого населения по определению указывают на составляющие здорового образа жизни, считают, что ведут его, но не занимаются утренней зарядкой, не закаливаются и не питаются правильно. Большая часть респондентов имеют «социальные представления» о здоровом образе жизни, но не видят его причинно -следственных связей и поэтому не реализуют в своей жизни.

Литература

1. Московиси С. // Психологический журнал. 1995. Т.16, № 1-2 С. 318, С. 3-14.

2. Овруцкий А.В. Социальные представления об агрессии на материалах газеты «Комсомольская правда» о военном конфликте в Чеченской республике: Дис... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998.

3. Спирова Э.М. // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 48-53.

SOCIAL STRUCTURE OF THE HEALTHY WAY OF LIFE OF THE POPULATION OF YOUNG AGE

V.A. POGODIN. N.A. GALUZO. V.M. SHAROPUTO. V.N. SEMYONOVA, N.S. FEDYANNA, G.L. KRASHENININA, S.V. MISHINA

630091, Novosibirsk, Krasny prospectus, 52

Using the questionnaire method the authors study indicators of social development of a healthy way of life of students of the 4 course of GOU VPO NGMU of Roszdrav, doctors and patients of MUSES of Novosibirsk hospital № 19 agedfrom 19 till 35 years. The questionnaire included guestions on «social representation and understanding» of a healthy way of life. The data obtained during interrogation has allowed to formulate the conclusion that the decision of a problem of social structure of a healthy way of life is connected with «social representations and understanding» of a healthy way of life by respondents.

Key words: «social representations and understanding», a healthy way of life, students, doctors, patients

УДК 618.2 - 083: 574 (470.45)

ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ У ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОГО РЕГИОНА

В.Н. ОСАДШАЯ, Л.К. ГАВРИКОВ*

Исследования предусматривали комплексную гигиеническую оценку антропогенного загрязнения окружающей среды, направленные на выявление негативных воздействий в различных районах Волгоградского региона, а также определение информативных, объективных экологически зависимых показателей состояния здоровья беременных женщин. Установлена взаимосвязь между уровнем токсикантов в атмосферном воздухе исследуемых районов и частотой экстрагенитальной и перинатальной патологии у беременных, проживающих на данной территории.

Ключевые слова: антропогенное загрязнение, экстрагенитальная патология, перинатальная патология.

Внимание общественности все чаще привлекает проблема антропогенного загрязнения окружающей среды и её влияние на человека. Это можно объяснить по-разному, но наиболее правдоподобным объяснением, является то, что эта проблема действительно существует и представляет реальную угрозу для жизни человека. Нельзя не принимать во внимание и то, что загрязнение окружающей среды наносит большой ущерб экономике различных государств за счет огромных затрат на лечение полиорган-ной патологии у взрослых и детей, которая напрямую или косвенно связана с влиянием антропогенного загрязнения. Более того, выраженные депопуляционные процессы, происходящие в РФ на протяжении последних 15 лет во многом обусловлены высоким уровнем перинатальных потерь (гибель детей в анте,-интра- и раннем неонатальном периоде развития), которые в большинстве случаев являются результатом генотоксических

влияний патогенных факторов на организм женщины в различные периоды жизни, в т.ч. и во время гестации, что ведет к формированию тяжелой фетоплацентарной недостаточности.

В этом аспекте одним из важных направлений развития перинатальной медицины является определение спектра и особенностей патогенных воздействий факторов окружающей среды на развивающийся плод. Уже получены сведения о значительном вкладе в структуру экологически зависимой патологии геномных мутаций, хромосомных разрывов и перестроек, точковых мутаций [2]. Значительно менее определены сведения о ненаследственных патологических процессах, развивающихся в периовуля-торный, эмбриональный, фетальный периоды под влиянием неблагоприятных экологических факторов [11].

О возникновении перинатальной патологии, связанной с загрязнением окружающей среды, можно предполагать при наличии, во-первых, источника негативных эковоздействий и, во-вторых, токсикантов в экосистеме в токсической концентрации.

Весьма характерно, что к настоящему времени с позиций доказательной медицины установлено, что в качестве индикатора экологического неблагополучия в регионе можно использовать специфические, обусловленные различными патогенными факторами, осложнения течения гестации на ее различных стадиях, а также характерные различные врожденные аномалии развития, формирующиеся у развивающегося плода. Это связано с высокой чувствительностью всех этапов репродуктивного процесса к факторам риска окружающей среды [1]. Причем преимущества контроля окружающей среды по репродуктивным показателям состоят в том, что они доступны, всегда объективны, надежны, измеряются количественно, просты в регистрации, оперативны.

Наибольшую экодиагностическую ценность имеют частота возникновения экстрагенитальной патологии и, как следствие, осложнений беременности (фетоплацентарная недостаточность и гестозы) у женщин, проживающих в регионах с неблагоприятной экологической ситуацией. Кроме того, у таких женщин высок риск возникновения гипогалактии в послеродовом периоде, а их дети имеют высокий уровень младенческой заболеваемости [7].

Особую актуальность проблема антропогенной нагрузки на организм человека приобретает в условиях крупных промышленных регионах, к которым относится г. Волгоград и г. Волжский Волгоградской области, где отмечается многолетняя тенденция загрязнения атмосферного воздуха различными ксенобиотиками.

Цель исследования — изучение вклада загрязнений атмосферного воздуха в формирование экстрагенитальной и перинатальной патологии у беременных женщин, проживающих в различных районах Волгоградского региона.

Материал и метод. Исследования предусматривали комплексную гигиеническую оценку антропогенного загрязнения объектов окружающей среды, направленные на выявление негативных воздействий в различных районах г. Волгограда (южный и северный) и г. Волжском, а также определение информативных, экологически зависимых показателей состояния здоровья беременных женщин. Антропогенное влияние оценивалось по характеру и степени загрязнения атмосферного воздуха. Характер загрязнений предусматривал определение концентраций диоксида азота, фенола, формальдегида, фтористого водорода и сероводорода с учетом их предельно допустимых концентраций (ПДК). Степень загрязнения определялась по значениям объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и комплексного индекса загрязнения атмосферы (КИЗА) (в соответствии с РД 52.04.186-89 Руководство по контролю загрязнения атмосферы). Функциональное состояние беременной в процессе гестации предусматривало оценку уровня гемоглобина в периферической крови, артериального давления и фетаплацентарного статуса.

Для этого использовались итоги экологического мониторинга в регионе (за 2005-2007 гг.) и многофакторный анализ формирования экстрагенитальной и перинатальной патологии у женщин во время гестации. Особенности течения беременности изучались путем ретроспективного анализа индивидуальных карт беременной и родильниц 174 женщин, проживающих в экологически неблагоприятных районах Волгоградского региона. Группы составлены из первобеременных; время проживания в районах наблюдения >2 лет; возраст женщин 18-28 лет; в период беременности и до ее наступления женщины всех трех групп не были профессионально заняты в технологических процессах промышленного производства.

* Волгоградский государственный медицинский университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.