Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СИБИРСКО-ТАТАРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В КОНЦЕ XVI - НАЧАЛЕ XVII ВВ'

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СИБИРСКО-ТАТАРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В КОНЦЕ XVI - НАЧАЛЕ XVII ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СИБИРСКО-ТАТАРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В КОНЦЕ XVI - НАЧАЛЕ XVII ВВ»

З.А. Тычинских

Социальная структура сибирско-татарского населения в конце XVI - начале XVII вв.

В ХУ1-ХУ11 вв. татарское население Западной Сибири составляли такие категории, как служилые, ясачные и захребетные татары. Небольшую по составу группу представляли мусульманские духовные лица. В основе данного деления лежали социальные различия, выражавшиеся обычно в отношении указанных групп к государственным повинностям. Между тем, следует заметить, что делению сибирско-татарской общности на эти социальные группы был свойственен, прежде всего, этносословный характер. Он был унаследован от прежней, сложившейся еще в составе Сибирского ханства, стратификации на ясачное «черное» население и феодальную верхушку - «татар», которые в новой исторической ситуации преобразовались в этносословные группы ясачных и служилых татар [Исхаков, 2002, с.7-16; Исхаков, 2004, с.25-28; Тычинских, 2010, с.33-34]. Подобное деление было характерно и традиционно для других татарских государств. Так, С.В.Рождественский отмечал резкое деление население Казанского края после колонизации на «черных» людей и служилое сословие. «Из туземного населения Казанской области в состав служилого класса Московского государства вошли представители господствующей народности - татары; финские же племена, чуваши, мордва и другие, входящие в состав Казанского царства, после его покорения сделались тяглым, ясачным классом» [Цит. по: Степанов, 1964, с.64].

Служилые татары. После завоевания Сибирского ханства Московским государством в конце XVI в. значительная часть оставшейся в живых татарской феодальной верхушки, также как и в других татарских ханствах, перешла на службу новому правительству в качестве служилого сословия «йомышлы». До присоединения Сибири они составляли военно-служилую элиту Сибирского ханства. Среди них С.В.Бахрушин называет князя Енбулата, служившего в Тобольске в 90-е годы XVI в., его сына князя Кутука и внука мурзу Аллагура, мурзу Кайдаула Байсеитова, его сыновей Мамета, Читея и Аиткула Кайдауловых, тарского князца Тынмамета Берделей-мурзина, его сына Кучука Тынмаметова и внука Талайку Кучукова [Бахрушин, 1955, с.164-165]. Среди татарских мурз начала XVII в. известен тюменский служилый татарин «князь Аткачарко Ахманаев» [РИБ, 1875, с. 349], тюменские «юртовские служивые татарове лучшие люди» Девей Иртышов, Буйдак Емачтаев, Тугока Келементеев, Моюмас Азехматов, Казад Енгильдеев, Устемир Канчюрин [Миллер, 1941, с.159] и др.

Звание служилого татарина было наследственным. Так, в 1622 г. по ходатайству тобольских служилых татар царским указом было предписано «на... татарские выбылые места... верстать в нашу службу детей их и братью и племянников новишным окладом» [Бахрушин, 1955, с.165]. В 1629 г. тарские служилые татары добились даже того, что их сыновья и другие родственники были поверстаны сверх оклада. Но, в связи с тем, что было установлено твердое число штатных окладов, молодежь версталась по мере освобождения мест.

В течение всего XVII в. состав татарского служилого сословия пополнялся, иногда и со стороны, благодаря наплыву знатных иноземцев. В тюменской окладной книге 1626-1627 гг. среди служилых татар упоминаются один табынец, один сарт и два бухарца. В Таре в 60-е годы XVIII в. служил «выезжий юртовский служилый татарин Чолбар Кочашов, сын Зайсана» (калмыцкого дворянина), а после него - его сын Иткучук Чолбаров сын Зайсанов [Бахрушин, 1955, с.165]. С середины XVII в. среди тюменских, а затем тобольских служилых татар появляется касимовский мурза Семеней Аганин. Число служилых татар, кроме того, пополняли и представители духовной знати, в том числе высшей, как, например, тарский юртовский татарин сеид Тенелей Берелеев. Как считает Д.М.Исхаков, Тенелей Берелеев есть не кто иной, как сын ходжи Миралия сеид Дин-Али [Исхаков, 1997, с.58]. Иногда в служилые зачислялись и выходцы из Средней Азии, т.н. «бухарцы», которых «привлекала свобода от податей и самая служба, почетная и небезвыгодная» [Венюков, 1874, с.5].

В конце XVI в. из служилых татар были сформированы команды, сосредоточенные в Тобольске, Тюмени и Таре. Позже подобные подразделения появились в Томске, Кузнецке и Красноярске. Сумев привлечь на свою сторону татарскую аристократию, Москва получила в их лице профессионально подготовленный военный контингент, не требующий значительных затрат на обучение и вооружение, который играл важную роль в процессе дальнейшей колонизации Сибири. В XVII в. служилые татары успешно выполняли возложенные на них функции, связанные, прежде всего, с несением конной службы. Татарская военная знать, как отмечал С.В.Бахрушин, «безболезненно

перешла на царскую службу, переменив без резкого перерыва одного господина на другого» [Бахрушин, 1955, с.165]. В конце XVI - начале XVII вв. служилые татары сохраняли свои прежние привилегии, они считались «лучшими людьми», за ними сохранялись их «вотчинные угодьи».

По данным С.В.Бахрушина, число служилых татар в XVII в. составляло в Тобольске около 250 человек, в Тюмени - 75, на Таре - 36 человек [Бахрушин, 1955, с.163].

Аналогичная ситуация наблюдалась и в других покоренных Москвой постзолотоордынских государствах - Казанском, Астраханском ханствах. Татарским феодалам после завоевания Казанского ханства, когда мощь знати была сломлена, также пришлось всецело ориентироваться на политику московского правительства. Те феодалы, которые проявили лояльность по отношению к русскому правительству, были оставлены на своих местах. За это они должны были служить новой власти. Их стали называть мурзами и служилыми татарами [Алишев, 1984, с.53]. За службу они получали земли, денежное и хлебное жалованье, а также некоторые привилегии в торгово-ремесленных занятиях. Общее же число татар в русской армии в XVII в., по данным С.Х.Алишева, составляло около 10 %, а в 1651 г. их было 6,5 % или 9113 человек конных воинов [Алишев, 1984, с 63].

Захребетные татары. Особую категорию среди сибирского населения конца XVI - XVII вв. составляли захребетники или захребетные татары. В сибиреведческой литературе не сложилось единого мнения об этимологии термина «захребетник», в связи с чем даже в современных публикациях встречаются ошибки, связанные с трактовкой данного названия [Союз. Этнографический словарь, 2010, с.201].

Данная категория, наряду со служилыми татарами, была выделена из состава татарского населения Сибири после вхождения в Московское государство. В Русском государстве в XV-XVII вв. под захребетниками понимали феодально-зависимых людей, не имевших своего хозяйства, живших и работавших во дворах крестьян или посадских людей [Толковый словарь русского языка, 1935]. Видимо, по аналогии с русскими феодально-зависимыми людьми, захребетниками стали называть зависимое от прежней феодальной знати Сибирского ханства население. Как считают исследователи, захребетные татары составляли единую этническую общность со служилыми татарами того уезда, к которому относились [Долгих, 1960, с.62].

Как и их сюзерены, служилые татары, захребетники не платили ясак. Служилые татары добились освобождения от ясака как для себя, так и для захребетников еще при правлении Б.Годунова. За это захребетники должны были выполнять некоторые повинности, возложенные на служилых татар. «Коли де им (служилым татарам) лучится быть на службе, и они де дворы их берегли» [Бахрушин, 1955, с.170-171]. По всей видимости, они работали на пашне служилых татар, поскольку те были отвлечены службой от своего хозяйства. Служилые татары переложили на захребетников и подводную повинность, которая до тех пор лежала на них самих. Кроме того, среди тюменских татар существовали еще категория т.н. «гонебных татар», для которых ясак был заменен выполнением ямской гоньбы.

В положение «захребетников» служилых татар попадали и обедневшие сородичи, которые по тем или иным причинам не вошли в разряд служилых. «Служили, государь, - заявляют Тюменского города юртовских служилых татар дети и братья и племянники, - царю Михаилу на Тюмени отцы наши и дядья тебе, государю, всякие службы..., а мы, сироты твои, после отцов своих остались малы, и скитаясь меж юрт. кормимся и по ся места черною работою». Кроме того, в состав захребетников, как считает С.В.Бахрушин, вошла значительная масса чужеродцев, поселившихся в деревнях служилых татар [Бахрушин, 1955, с.170]. Ф.Т.Валеев приводит сведения о том, что в XVII в. среди захребетников сибирских служилых татар встречались поволжские татары, которые работали на пашне у своих хозяев и исполняли подводную повинность [Валеев, 1978, с.154].

Первоначально выделялись отдельные волости захребетных татар. Исследователи социальной организации сибирских татар приходят к выводу, что татарские волости были связаны с традиционными локальными группировками аборигенов [Долгих, 1960, с.59]. Как считает Б.О.Долгих, «тюркоязычное татарское население Тобольского уезда можно разделить на две большие части: на юртовских служилых татар с примыкающими к ним волостями их бывших захребетников, которые занимали южную часть уезда, и остальных татар, вероятно, отатарившихся вогулов и остяков, живших в северной части уезда по соседству с вогулами и остяками» [Долгих, 1960, с.58].

К волостям «захребетников» тобольских служилых татар Б.О.Долгих относит большую часть населения Тобольского уезда. Таковыми являлись волости Ашла (Лаймы), обе Бабасанские, Кречатников, Индерь, Уват и Супра. Как считает исследователь, население этих захребетных волостей представляло собой единую этническую общность со служилыми татарами уезда [Долгих, 1960, с.58].

В начале XVII в. указанные «захребетные» волости были положены в ясак. Уделы, в которых сидели мурзы, после присоединения к России образовали некоторые из волостей Тобольского и соседних уездов. Во главе этих захребетных волостей стояли вассалы хана Кучума. Владения Баба-сан-мурзы образовали Бабасанскую волость. По-видимому, такого же происхождения были и другие волости Тобольского уезда, во главе которых еще в XVII в. стояли мурзы и баи, например, волость Супра, в которой упоминается в 1629 г. мурза Гултаев Табер, в Тарском уезде волости Оялы, Тураш, Тереня, Кирпицкая, Барабинская, - все это бывшие составные части Сибирского ханства.

В конце XVI - XVII вв. служилые татары и их захребетники проживали в Тобольском, Тюменском, Тарском и Томском уездах. Н.А.Томилов приводит сведения о численности служилых и захребетных татар в XVII в. по уездам. По Тобольскому уезду в конце XVI - начале XVII в. он называет следующие цифры: служилых татар здесь было 261 человек, захребетных - 200. На середину XVII в. (1650-1652 гг.) численность служилых составляла 250 человек, захребетных - 200 человек, к концу века (1697-1700 гг.) служилых татар было 263 человека, захребетных - 200 [Томилов, 1981, с.82-83].

Искеро-тобольские татары, центральная подгруппа тобольских татар, сложились в основном из коренных тюрков - потомков древнего тюркоязычного населения этой территории, пришлых ногайцев и среднеазиатских тюрков [Томилов, 1981, с.82-83]. Большинство населения здесь составляли юртовские служилые татары, их родственники и захребетники, которые не платили ясак. Определенная часть их была занята военной службой, а часть - ямской гоньбой по дорогам, ведущим из Тобольска [Томилов, 1981, с.68]. В начале XVII в. число служилых татар Тобольского уезда вместе с семьями составляло 1330 человек. Захребетных тобольских татар было около 200 человек, а вместе с семьями - 1020 человек. Б.О.Долгих, вслед за С.В.Бахрушиным, считал, что тобольские служилые татары - это «прямые потомки господствовавшего татарского ядра Сибирского ханства», которые вместе со своими захребетниками представляли определенное этнографическое единство [Долгих, 1960, с.61].

Общая численность служилых и захребетных татар в начале XVII в. составляла 460 человек, а вместе с семьями их было 2350 человек. Соотношение служилых (вместе с захребетными) к ясачным татарам в начале XVII в. по Тобольскому уезду было примерно 1:2, а служилого населения (вместе с захребетными) к ясачному 2:3. Численность служилых татар и захребетных татар к концу XVII в. почти не изменилась.

Б.О.Долгих показывает расселение тобольских юртовских служилых татар и их захребетников в районе впадения Тобола в Иртыш и вверх по Иртышу до границ Тарского уезда [Долгих, 1960, с.61].

По мнению исследователей, среди тоболо-иртышских татар тюменские татары были одними из наиболее ранних тюркских насельников этих мест. С их именем связано наиболее раннее государственное образование сибирских татар - Тюменское ханство. Относительно обособленными они оставались и в составе Сибирского ханства [Томилов, 1981, с.17]. В начале XVII в. (1627 г.) численность тюменских служилых татар составляла 117 человек, захребетных - 106. Кроме того, некоторое время у тюменских татар существовала категория «гонебных татар». Таковых было 61 человек. В середине столетия (1644 г.) служилых татар было 108 человек, захребетных - 105, в конце века (1699 г.) - служилых 119, захребетных - 105 человек [Томилов, 1981, с.44].

Н.А.Томилов показывает, что тарские служилые татары и их захребетники имели свои собственные селения, которые располагались по Иртышу вверх и вниз от г. Тары. «При нанесении на карту юрт аялынских татар сразу же бросалось в глаза, что между ними и саргатско-утузскими татарами в Прииртышье существовал небольшой территориальный разрыв, т. е. как бы имелось пустое, не занятое татарами место. Эта территория располагалась по Иртышу вверх и вниз от г. Тары. Но именно здесь-то как раз и жили служилые татары и их захребетники» [Томилов, 1981, с. 139]. В XVIII в., когда многие из них оказались в составе ясачных татар, здесь возникает отдельная Подгородная волость. Б.О.Долгих полагает, что тарские служилые татары происходили из волости Аялы [Долгих, 1960, с.49], однако с этим мнением не согласен Н.А.Томилов. Он, опираясь при этом на данные переписной книги г. Тары и Тарского уезда 1698 г., указывает на то, что «тарские служилые татары со своими захребетниками жили в отдельных от аялынцев селениях ясашных». К населенным пунктам служилых и захребетных татар он относит юрты Кыргапские, Туралинские, Аиткуловы, Атацкие, Шиховы, д. Иткучакова, Атацкая, Бабина, Сеитова, Батуганова [Томилов, 1981, с.140].

По подсчетам Н.А.Томилова, в конце XVI в. тарских служилых татар насчитывалось 57, за-хребетных татар - 60, на середину XVII в. (1645-1646 гг.) служилых - 45, захребетников - 45, и, на конец XVII в. (1698 г.) - 57 служилых и 61 захребетный татарин [Томилов, 1981, с.147].

В первой половине XVIII в. (1736 г.) все захребетные татары были переведены в разряд ясачных татар. В последующий период данная группа практически не встречается, а в ряде документов появляются такие категории, как староясачные и новоясачные татары.

Ясачные татары. В конце XVI - XVII вв. основную часть тюркоязычного населения Тоболо-Иртышья составляли ясачники - прежнее «черное» население Сибирского ханства. Д.М.Исхаков предлагает видеть в них более раннее население как тюркского так и тюркизированного угорского происхождения [Исхаков, 2002, с.9-10].

Согласно архивным материалам (1598 г.) при хане Кучуме существовали татарские волости: Курпицкая (Кирпицкая), Турашская, Любарская, Чойская, Куромская (Курома), Барабинская (Бо-роба большая), Ялынская, Каурдатцкая, «Чатская» (Чаты) и «Колмакская» (Колмаки). Прежние волости и улусы бывшего Сибирского ханства вошли в состав новых административно-территориальных единиц - уездов в качестве ясачных волостей.

Ясачное население, как и в предшествующий период, облагалось податями - ясаком. В Сибири ясак взимался в XVII в. в основном пушниной, иногда хлебом, рыбой, изделиями из железа и т.д. Ясачное население приводилось к шерти, т.е. давало присягу в том, что не будет уклоняться от уплаты ясака. В качестве методов принуждения населения к уплате ясака использовалась система аманатства. Общине обычно приходилось платить ясак также за умерших, беглых, увечных.

Ясак назначался отдельно для каждой волости. Размеры ясака определялись обычно количеством соболиных шкурок - от 1-2 до 10 шкурок соболей в год. По мере истребления соболя ясак могли брать и шкурой другого зверя. Ясаком в XVII в. облагались мужчины от 18 до 50 лет. Ясак имел два вида - окладной и неокладной. Окладной ясак взимался с каждого ясачного человека, имя которого заносилось в ясачную книгу. Неокладной ясак был ненормированным, он взимался с кочевников. Постепенно плательщики неокладного ясака также перешли в категорию плательщиков окладного ясака. Для учета ясачного населения правительство проводило переписи. Земли и угодья ясачных татар считались государственными, но предоставляемыми в пользование инородцам за уплату ясака.

По подсчетам Б.О.Долгих, в начале XVII в. среди коренного населения Тобольского уезда было 872 плательщика ясака (м.п.). Общее же число ясачного татарского населения им определяется в 3500 человек. В конце XVII в. число ясачных татар составляло 1243 человека, а всего ясачного населения было 4970 человек [Долгих, 1960, с.59].

Тарский уезд выделялся из других западносибирских уездов наибольшим количеством ясачного татарского населения. Как подчеркивают исследователи, отличительной чертой тарских татар является большее сохранение в их хозяйственной деятельности животноводства, поэтому есть основание полагать, что в период Сибирского ханства и позже эта группа еще вела полуоседлый образ жизни. Кроме того, родоплеменная номенклатура тарской группы (коурдак, тав, карагай, аялы и др.) показывает ее связь с кочевниками Дешти-Кыпчака (особенно этническая близость наблюдается с северо-восточными группами башкир - племенем ай и др.). Если среди ясачного татарского населения были группы иного (угорского, самодийского) происхождения, то к концу XVI - началу XVII вв. они были, по всей видимости, полностью тюркизированы. Б.О.Долгих называет следующие цифры: на начало XVII в. плательщиков ясака в Тарском уезде было 1262 человека, всего же ясачного населения было 5050 человек. К середине XVII в. численность плательщиков ясака составляла 762 человека, а вместе с семьями их было 3050 человек. К концу столетия насчитывается 985 плательщиков ясака. Общая численность ясачного населения волостей Саргач, Коурдак, Аялы, Бараба и «Калмыки» составляла 3940 человек. Следует заметить, что существенное сокращение численности ясачного населения Тарского уезда в середине XVII в., по сравнению с началом столетия, объясняется постоянным оттоком тарских татар к кучумовичам, результатами восстания тарских татар в 1628-1629 гг., постоянными военными стычками с калмыками, а также уходом части населения от обложения ясаком [Долгих, 1960, с. 49; Томилов, 1981, с.148-149].

По приводимым Б.О.Долгих данным, в 8 волостях Тюменского уезда (Кынырский городок, Бачкырская, Терсяцкая, Иленский городок, Шикчинская, Каскаринская, Пышминская и Исетская) в начале XVII в. проживало 293 ясачных татарина, всего же ясачного населения в этот период было 1170 человек. Относительно численности населения Тюменского уезда в середине и конце XVII в. Б.О.Долгих приводит следующие данные: число плательщиков ясака по 9 волостям, включая, кро-

ме вышеназванных, еще и Искинскую, составляло 389 человек, всего же ясачного населения вместе с семьями было 1550 человек [Долгих, 1960, с. 43].

Вопросы, связанные с расселением, численностью и этническим составом различных категорий сибирско-татарского населения в рубежный для сибирско-татарской общности период - конец XVI - начало XVII вв. - требуют дальнейшего пристального изучения. Они могут позволить провести ретроспекцию социальной структуры населения периода Сибирского ханства, а также определить векторы дальнейшего формирования этнической общности сибирских татар в составе Русского государства.

Список источников и литературы

Алишев, 1984 - Алишев С.Х. Социальная эволюция служилых татар во второй половине ХУТ -XVIII вв. // Исследования по истории крестьянства Татарии дооктябрьского периода. Казань, 1984. С.52-69.

Бахрушин, 1955 - Бахрушин С.В. Сибирские служилые татары в XVII в. // С.В.Бахрушин. Научные труды. Т.Ш. Ч.2. М.: изд-во Академии наук СССР. 1955.

Валеев, 1978 - Валеев Ф.Т. Об этнокультурных связях западносибирских татар с другими народами во второй половине XIX - начале XX вв. (По данным одежды тарских, тобольских и тюменских татар) // Этнокультурные явления в Западной Сибири. Сб. научных статей. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1978. С. 150158.

Валеев, 1993 - Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Культура и быт. Казань, 1993.

Долгих, 1960 - Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке // ТИЭ, н.с. Т. 55. М., 1960.

Исхаков, 2002 - Исхаков Д.М. О методологических аспектах исследования проблемы становления си-бирско-татарской общности // Сибирские татары: Сб. статей / под ред. С.В.Сусловой. Казань, 2002. С.7-16.

Исхаков, 2004 - Исхаков Д.М. Введение в этнополитическую историю сибирских татар // Сулейманов-ские чтения - 2004: Материалы VII межрегиональной научно-практической конференции. Тюмень, 2004. С.25-28.

Исхаков, 2006 - Исхаков Д.М. Введение в историю Сибирского ханства. Очерки. Казань, 2006.

Миллер, 1941 - Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.2. М., Л.: изд-во Академии наук СССР, 1941.

Союз. Этнографический словарь , 2010 - Союз. Этнографический словарь / Составители М.Н.Губогло, Ю.Б.Симченко / Ю.Н. Квашнин (новая редакция). М.: ИЭА РАН; Тобольск: ИПОС СО РАН, 2010.

Русская историческая библиотека, 1875 - Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. Т.2. СПб., 1875.

Степанов, 1964 - Степанов Р.Н. К вопросу о служилых и ясачных татарах // Сборник аспирантских работ. Право, история, филология. Казань: изд-во КГУ, 1964. С.52-70.

Томилов, 1981 - Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI -первой четверти XIX вв. Томск, 1981.

Тычинских, 2010 - Тычинских З.А. Служилые татары и их роль в формировании этнической общности сибирских татар (XVII-XIX вв.). Казань, 2010.

Толковый словарь русского языка, 1935 - Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н.Ушакова. Т.1. М., 1935.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.