Научная статья на тему 'Социальная структура региона и ее компонентный состав'

Социальная структура региона и ее компонентный состав Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2174
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гришкова Н.С.

В статье рассматривается компонентный состав социальной инфраструктуры региона, сущность данного понятия и его влияние на повышение качества жизни населения региона. Улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, благоустройство территорий являются приоритетными направлениями преобразований социальной инфраструктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная структура региона и ее компонентный состав»

важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Программа «Мои документы», в первую очередь, стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей его жизни.

В рамках проекта разработан целостный для всех субъектов РФ бренд, который отражает существующие возможности и особенности новой фирмы системы предоставления государственных и муниципальных услуг в программе "Мои документы".

Одной из положительных сторон системы «Мои документы» является запоминающийся элемент нового фирменного стиля всех центров и офисов государственных и муниципальных услуг, а именно, сочетание теплых оттенков таких цветов как тёмно-коричневый, красный и бежевый, что является одинаково ярким и четким на всех фонах, как на светлом, так и на темном.

Имеется в программе и проблема, а именно восприятие государственных организаций, которая не располагает к себе за счет непонятности, характерной для государственных учреждений».

На мой взгляд, для решения этой проблемы нужно изучить подходы к брендированию офисов государственных услуг, таких стран, как Бразилия, Канада, Австралия, у которых система организована по принципу «одного окна». Так же нужно более детально рассмотреть массовые розничные сервисные организации в части улучшения потребительского опыта.

Технология современного брендинга опирается на маркетинг, социологию, психологию и менеджмент. Специалисты предсказывают, что в будущем брендинг будет также ближе и к точным наукам - математике и физике - для более предсказуемых результатов. Сегодня же брендинг в РФ, к сожалению, катастрофически далек даже от наук гуманитарных. Этому направлению нужна хорошая научная база, что признают и профессиональные сообщества.

Необходимо улучшить стиль работы, стандарты московских центров, в такой степени, чтобы работники МФЦ на самом деле представляли лицо московского чиновничества в самом лучшем понимании слова».

Список использованной литературы:

1. Авдеев К.Л., - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2013г.

2.Голубкова Е.П. Маркетинговые взаимоотношения. - М., 2014г.

3.Романова М. CRM - Маркетинг в России - 2013 г.

© Б.А.Гаджиева, 2015

УДК 316.3:332.1, ББК 60.55

Н.С. Гришкова

Проректор по финансам и инвестициям Майкопский государственный технологический университет

г. Майкоп, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РЕГИОНА И ЕЕ КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ

Аннотация

В статье рассматривается компонентный состав социальной инфраструктуры региона, сущность данного понятия и его влияние на повышение качества жизни населения региона. Улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации

отходов производства и потребления, благоустройство территорий являются приоритетными направлениями преобразований социальной инфраструктуры

Ключевые слова

Регион, социальная инфраструктура, факторы эффективности, классификация, индикаторы развития,

приоритеты

Инфраструктура региона является мощным фактором повышения эффективности производства и жизненного уровня населения. Термин «инфраструктура», часто используемый в научной литературе, имеет множество определений. В настоящее время отсутствует общепризнанный подход к классификации инфраструктуры в связи с ее многоаспектностью и многофакторностью. Актуализация выявления специфических подходов к определению признаков классификации определяется необходимостью изучения свойств и особенностей ее развития в современных условиях. Следовательно, данный вопрос является важным объектом для изучения.

Розенштейн-Родан П. [1] определил инфраструктуру как комплекс условий, способствующих благоприятному развитию частного предпринимательства по удовлетворению потребностей населения, и выделил два основных ее вида: производственный и социальный. Прежде чем исследовать классификацию объектов инфраструктуры, необходимо определить сущность данного понятия. Проанализировал множество трактовок понятия «инфраструктура», Н.А. Иванова предлагает под инфраструктурой понимать «совокупность отраслей хозяйства, признанных создавать и обеспечивать организационно-экономические, социальные и юридические условия для нормального функционирования экономики и обеспечения качественной жизнедеятельности людей» [2]. Сложность инфраструктуры как объекта исследования предопределяет наличие большого количества мнений и взглядов на ее функциональное и структурное содержание.

Наибольшее распространение получила отраслевая классификация инфраструктуры по ее функциональному признаку, в соответствии с которой выделены производственная, социальная, финансовая, информационная, административная и другие виды инфраструктуры. Впервые работы, посвященные исследованию социальной инфраструктуры, появились в 70-х годах прошлого века. В современной научной литературе отсутствует единое определение понятия «социальная инфраструктура», нет однозначного мнения относительно сущности и ее роли в жизни общества [3].

Так, Н.И. Наймарк понимает под социальной инфраструктурой «...одну из важнейших функциональных подсистем производственного комплекса предприятия, включающую в свой состав комплекс размещаемых на его территории структурных подразделений производственной и непроизводственной сфер, связанных с удовлетворением разнообразных духовных и материальных потребностей человека» [4].

По мнению А.Ю. Петрова [5] социальная инфраструктура представляет, прежде всего, систему отношений между людьми по поводу рационального использования ресурсов, которые выделяются обществом для удовлетворения социальных потребностей населения, формирования дееспособности личности, повышения эффективности национального производства и перехода общества на путь строительства постиндустриальной экономики.

С.П. Федулов [6] считает, что существует два основных концептуальных подхода в понимании социальной инфраструктуры - «отраслевой» и «деятельностный». При «отраслевом» подходе социальная инфраструктура рассматривается как совокупность отраслей, включающих предприятия, организации, учреждения и другие элементы хозяйственной системы, обеспечивающие условия нормальной жизнедеятельности населения. При «деятельностном» подходе социальная инфраструктура определяется системой элементов, формирующих необходимые условия для полноценного существования и гармонического развития личности.

А.Ю. Шарипов [7] определяет социальную инфраструктуру как совокупность отраслей, подотраслей народного хозяйства и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного воспроизводства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. Отраслевой подход является наиболее распространенным подходом к рассмотрению сущности инфраструктуры. В соответствии с ведомственной (отраслевой) принадлежностью выделяют: здравоохранение, образование, социальная защита населения, физическая культура и спорт, объекты транспортной инфраструктуры,

объекты информации и связи, жилые здания, объекты сферы услуг и потребительского рынка. При этом социальная инфраструктура региона рассматривается как совокупность материально-вещественных элементов, обусловливающих условия для жизнедеятельности населения региона.

А.И. Кочерга и А.А. Мазараки [8] разделили социальную инфраструктуру на две основные составляющие: социально-духовную и социально-бытовую. Социально-духовная инфраструктура это такие звенья, как: просвещение, здравоохранение, культура и искусство, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, информация, инфраструктура общественно-политической деятельности и т. п. Социально-бытовая инфраструктура это: общественное питание, торговля, пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения социальной инфраструктуры. Компонентный состав социальной инфраструктуры чаще всего подразделяется либо на два целевых блока (социально-бытовая и социально-культурная), либо на три. Если социально-бытовая инфраструктура направлена на создание условий для удовлетворения потребностей человека в надлежащих условиях жизни, то социально-культурная обеспечивает духовное, индивидуальное развитие индивида, его физическое развитие.

В составе социально-бытовой инфраструктуры выделяют следующие компоненты: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля и общественное питание, организации здравоохранения, пассажирский транспорт и т.д. Социально-культурная инфраструктура охватывает здравоохранение, рекреационный комплекс, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, культовые сооружения и т.д.

При классификации социальной инфраструктуры на три функционально-целевых блока выделяют: -общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации);

-физическая культура и здоровье населения (здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, охрана окружающей среды);

-жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения.

Таким образом, речь идет о совокупности отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Это, прежде всего, экологическая среда, информатизация общества, жилье и его строительство, объекты социально-культурного назначения, сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации системы здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, розничная торговля и общественное питание, спортивно-оздоровительные учреждения, пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.

В предложенной автором классификации социальной инфраструктуры выделены: производственная, административная и социальная инфраструктура, которая представлена социально-культурной, социально-бытовой, социально-информационной, социально-экологической, и социально-финансовой компонентами. В отличие от существующих классификаций, в которых, в большинстве случаях, выделены только социально-культурная и социально-бытовая компоненты, считаем, что сегодня информационная, экологическая и финансовая составляющие предоставляемых населению услуг имеют первостепенное значение, поскольку определяют основные резервы экономического роста и развития региона.

Проанализировав термин «социальная инфраструктура», можно сформулировать определение: социальная инфраструктура - это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих удовлетворению личных и общественных потребностей человека, обусловливающих условия его жизни и деятельности, систему, при которой реализуются основные материальные и духовные потребности населения в качественной жизни и развитии человеческого капитала. Социальная инфраструктура может быть представлена как совокупность материальных и вещественных элементов, определяющих условия жизнедеятельности населения, его социальную, демографическую и другие особенности.

Социальная инфраструктура, представленная совокупностью отраслей и предприятий различных форм собственности, образует сложную, многоуровневую, иерархическую мегасистему, включающую элементы различной развитости, масштабности и функционального назначения. Сущность социальной инфраструктуры заключается в способе удовлетворения потребностей населения в социальных услугах, которые определяют социальную инфраструктуру как явление. Следовательно, критерий «удовлетворение потребностей населения в услугах» выступает обобщающим элементом социальной инфраструктуры.

Образование, здравоохранение, доступное жилье и повышенное внимание сельскому хозяйству -именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны.

Функционирование объектов социальной инфраструктуры направлено на улучшение качества жизни населения, всестороннее развитие человеческого потенциала путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей. Прежде всего, это решение жилищных проблем, улучшение экологических условий жизни и труда, повышение профессионального уровня работников, гарантия социальной защищенности всех групп населения, удовлетворение потребностей в товарах и услугах при повышении платежеспособности населения.

Степень развития социальной инфраструктуры является показателем особенностей конкретного хозяйства и важный фактор размещения промышленности. Если до недавнего времени социальная инфраструктура выполняла второстепенную роль по сравнению с базовыми отраслями материального производства, то сегодня социальная инфраструктура превратилась в наукоемкую сферу экономики, а ряд ее составляющих - инфраструктура торговли и общественного питания, информационная инфраструктура по уровню технической оснащенности превышают уровень в обрабатывающей промышленности.

Образовательно-духовная составляющая социальной инфраструктуры влияет на развитие национальной экономики, обеспечивает ее конкурентоспособность. Развитие социальной инфраструктуры обусловливает изменения ее вспомогательных подсистем. Сегодня, по мнения ряда ученых, социальная инфраструктура включает 16 интегрированных отраслей и более 50 подотраслей. Критерием классификации отраслей социальной инфраструктуры выступает функциональное назначение реализуемых услуг в целях реализации общественных и личных потребностей.

Уровень развития социальной инфраструктуры региона определяется индикаторами, представленными в таблице.

Таблица

Индикаторы уровня развития социальной инфраструктуры [9]

Проблема социальной инфраструктуры Индикаторы развития социальной инфраструктуры

Улучшение демографической ситуации -темп роста населения в регионе; -ожидаемая продолжительность жизни в регионе; -смертность в регионе

Решение проблем жилищной сферы -общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя; -доля жилья, нуждающегося в капитальном ремонте; -введение в действие жилых домов для граждан, проживающих в регионе; -средняя рыночная цена 1 кв. метра жилья в регионе

Развитие инфраструктуры -удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, электроплитами; -уровень газификации региона.

Рост благосостояния населения - средняя заработная плата в регионе; - реальные располагаемые доходы домашних хозяйств в регионе на одного члена домохозяйства; - уровень официальной безработицы в регионе.

Развитие здравоохранения и состояние здоровья - мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в регионе; -численность больничных коек на 10000 человек населения

Развитие сферы образования - обеспеченность детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования; -число учреждений высшего профессионального образования

Вовлечение населения в общественную деятельность - число приемных дней. Часов органов исполнительной власти региона для населения; - возможность высказать свое мнение по важным вопросам; - активность голосования в регионе.

Объекты социальной инфраструктуры формируют функциональные блоки: дошкольные образовательные учреждения, учреждения начального школьного образования, наука, здравоохранение, спорт, туризм и прочее. Как сложная система социальная инфраструктура многофункциональна. Группировка элементов социальной инфраструктуры возможна в соответствии с уровнями организации общества. Выделяется социальная инфраструктура страны, региона, города, района, предприятия.

Развитие социальной инфраструктуры взаимосвязано с повышением комфортности в городах, поселениях, прежде всего, за счет эффективного градостроительства, результативного реформирования жилищно-коммунального хозяйства, создания условий для мотивированного рационального расселения населения. В качестве приоритетных направлений в качестве преобразований социальной инфраструктуры являются: улучшение состояния окружающей среды; повышение экологических стандартов; создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления; благоустройство территорий. Существующее состояние и современные условия развития социальной инфраструктуры актуализируют модернизацию материально-технической базы социальных отраслей, включая оптимизацию размещения, эффективное использование действующих и вновь построенных инфраструктурных объектов. Внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья, а также усиление мотиваций различных категорий населения на ведение здорового образа жизни (включая массовые занятия физической культурой и спортом, использование рекреационно-оздоровительных услуг), несомненно, потребуют расширения спектра соответствующих услуг и увеличения количества объектов социальной инфраструктуры.

Таким образом, социальная инфраструктура является структурным элементом хозяйственного комплекса страны, региона, муниципального образования. Ее структура может классифицироваться по множеству признаков, как в функциональном, так и территориальном смыслах. Специфическая черта современной социальной инфраструктуры заключается в ее территориальной локализации. Именно данное свойство определяет влияние уровня развития инфраструктуры на качество жизни местного населения. Это обстоятельство вызывает необходимость решения ряда важных задач по развитию отдельных компонентов социальной инфраструктуры.

Для развития социальной инфраструктуры региона в современных условиях необходимы усилия не только государства, но и частного бизнеса, а так же, непосредственно, и самого населения. В связи с этим, приобретает важнейшее значение такой инструмент развития, как государственно-частное партнерство (ГЧП), являющееся эффективным методом регулирования социальной инфраструктуры региона. Список использованной литературы:

1. Rosenstein - Rodan P.N. Notes on the Theory of the Big Push. - Center for International Studies, Massachusetts Institute of Technology, 1957. - 32 p.

2. Иванова Н.А. Теоретические аспекты понятия инфраструктуры региона// Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение, №4 (32), 2012, с.30-36.

3. Кочетов А.Н., Харитонов Д.А. Современный взгляд на роль инфраструктуры в социальном развитии общества. - М., Наука, 2004. - 196 с.

4. Рекомендации по разработке раздела «Социальная инфраструктура» в схемах и проектах районной планировки. М., 1989, .158 с., С.5.

5. Петров А.Ю. Природа и экономическое значение социальной инфраструктуры в системе общественно-национального производства. - Н. Новгород: ВГИПА, 2002. - 147 с.

6. Федулов С.П. Социальная инфраструктура современного российского города // Социологические исследования. 2000. №4. С. 122-125.

7. Шарипов А.Ю. Социальная инфраструктура в концепции ускорения. - Новосибирск: НГУ, 1990. - 112 с.

8. Кочерга А.И., Мазараки А.А. Народнохозяйственный комплекс и социальные проблемы. - М.: Мысль, 1981. - 271 с.

9. Смирнова О.А. Социальная инфраструктура региона: сущность, проблемы и перспективы развития //Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2014.-№2 (38). -С. 87-91.

© Н. С. Гришкова, 2015

УДК: 658 «312» (470)

Е. А. Гроздева, К.э.н. Академия строительства и архитектуры ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В. И. Вернадского» г. Симферополь, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация

В статье автором выделены основные направления развития регионального менеджмента в России, дано определение категории «регион», выделены критерии оценки категории, дана характеристика современных моделей регионального менеджмента, приведены задачи современного менеджмента и характеристика объектов регионального менеджмента.

Ключевые слова

Региональный менеджмент, регион, социально-экономическое развитие, региональная экономика.

Введение. В последние годы проблематика устойчивого развития регионов активно обсуждается на всех уровнях общественно-экономической жизни. Актуальность рассмотрения проблемы разграничения понятий и определений региональной экономики, выяснение сущностного содержания экономических категорий региональной политики обусловливаются возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий.

Исследование последних публикаций. Весомый вклад в развитие региональной экономики внесли представители американской школы - У. Изард, Г. Зипф, В. Бери. Европейская школа представлена работами В. Кристаллера, Й. фон Тюнена, А. Лёша, Г. Александерсона, А. Вебера.

Проблемам территориального экономического устройства государства уделяли внимание видные русские ученые М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, К. И. Арсеньев, Д. И. Менделеев, Н. Г. Чернышевский.

В советский период первые исследования в области региональной экономики и регионального менеджмента начались в 50-е годы двадцатого века. Среди ученых этого периода следует отметить Р. Шнипера, А. Г. Аганбегяна, Е. Б. Алаева, Н. Н. Некрасова, В. Ф. Павленко.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является обобщение подходов к современным концепциям регионального менеджмента.

Результаты исследования. По мнению М.В. Жук, на современном этапе развития экономики для решения вопросов региональной политики необходимы:

- учет местных ресурсов и специфики при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;

- опора на экономическое состояние и уровень развития муниципальных образований и регионов;

- страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная организация управления и принятие решений местными органами власти и управления [4, с.45].

Отечественная экономическая наука с 70-х годов 20 века основное внимание уделяла изучению теории и разработке практических рекомендаций, касающихся регионального воспроизводства и управления ресурсами. Вместе с тем, многие вопросы интенсификации использования потенциала развития региональных образований, разработки жизнеспособных моделей эффективного использования местных ресурсов остаются недостаточно изученными и дискуссионными в науке и злободневными - в практической деятельности, отмечает Л.Л. Ковальская [5, с.8].

К числу основных проблем современных регионов можно отнести следующие (рис.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.