Научная статья на тему 'Социальная стратификация в виртуальных социальных сообществах'

Социальная стратификация в виртуальных социальных сообществах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1592
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колодин Дмитрий Владимирович

В статье идет речь о социальном ранжировании в виртуальных социальных сообществах в Интернет-пространстве. Вопрос социального ранжирования достаточно изучен в рамках традиционной реальности такими учеными, как М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс, К. Маркс и др. Изучение стратификации в виртуальном пространстве ограничивается небольшим количеством работ, которые будут рассмотрены в данной статье. Так же в представленной работе предлагается модель стратификации в социальных сообществах виртуальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная стратификация в виртуальных социальных сообществах»

УДК 316.443

Колодин Дмитрий Владимирович - аспирант ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]

Д.В. Колодин D.V. Kolodin

Социальная стратификация в виртуальных социальных сообществах

В статье идет речь о социальном ранжировании в виртуальных социальных сообществах в Интернет-пространстве. Вопрос социального ранжирования достаточно изучен в рамках традиционной реальности такими учеными, как М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс, К. Маркс и др. Изучение стратификации в виртуальном пространстве ограничивается небольшим количеством работ, которые будут рассмотрены в данной статье. Так же в представленной работе предлагается модель стратификации в социальных сообществах виртуальной реальности.

Social stratification in virtual social networks

The development of social stratification in social network in virtual reality is the theme of this article. The theme of social stratification has been deeply enough within the traditional reality such scientists as M. Weber, P. Sorokin, A. Giddens, K. Marx and others. Exploring of social stratification of virtual reality is limited to the few works, which will be discussed in this article.

Ключевые слова: социальная стратификация, Интернет, социальные

сети.

Keywords: social stratification, Internet, social networks.

Известно, что социальное ранжирование происходит в человеческих сообществах любых типов [1]. В социологии социальной стратификацией называют иерархическую организацию социальных классов, каст и слоев на основе социально-экономических, политических и идеологических критериев. Энтони Гиденс определил социальное расслоение как существование структурированного неравенства между группами в обществе с точки зрения их доступа к материальным или символическим благам.

Стратификация определяется двумя основными подходами к ее изучению - функциональным и конфликтологическим. Функциональный подход рассматривает стратификацию как необходимое расслоение, которое обеспечивает набором определенных функций весь спектр вертикально выстроенных слоев. Каждая единица в социальной структуре выполняет

определенную функцию, и на этом взаимодействии строится вертикаль социальной структуры. Второй подход, конфликтологический, опирается на теорию борьбы между различными группами, занимающими разные ступени в иерархической лестнице общественного организма.

Конфликтолог К. Маркс, например, делил общество на буржуазию, правящий капиталистический класс и пролетариат (угнетаемый буржуазией класс рабочих), а критерием расслоения К. Маркс считал уровень доходов и владение собственностью на средства производства. Таким образом, К. Маркс при помощи этих критериев делил общество на два класса. Интеллигенция и другие социальные группы рассматривались им как промежуточные слои между основными классами. М. Вебер утверждал, что в основе такого неравенства лежит не только материальная составляющая, а еще неравенство статусов. Он считал, что принадлежность к статусным группам и политическим кругам, которые отличаются по влиянию и престижности, может обеспечить преимущественное положение в обществе тем индивидам, которые в них состоят. Статусные группы различаются в осуществлении видов деятельности, образом жизни, принципами потребления благ, что и определяет, в конечном счете, их престиж. Питирим Сорокин определяет экономический (неравенство, выраженное в различии доходов разных социальных групп, существовании богатых и бедных) и политический (факт принадлежности к политической власти, правящим органам, интеграция с системой политических рангов - авторитет, престиж, почести, занятия и профессия) критерии стратификации.

В отличии от ушедшего индустриального общества постиндустриальное или, как его еще называют, информационное общество, интегрирует в себя все больше людей. Усиливающаяся однородность мирового сообщества компенсируется неоднородностью виртуального пространства. Сложность заключается в том, что виртуальная реальность по своей философии однородна, и люди, оказавшиеся в ней, попадают под распределение однородных статусов, подобно тому, как информационное устройство, через которое человек входит в виртуальность, получает адрес Интернет-протокола на программно-техническом уровне. В то время как Д. Белл утверждал, что перерастание в постиндустриальное общество влечет за собой увеличение числа служащих в связи с тем, что они производят необходимый и неотъемлемый ресурс постиндустриальной эпохи - услуги [2], приверженцы Тэйлора утверждают, что происходит снижение квалификации руководителей среднего уровня и потеря ими контроля над работой персонала. Высококвалифицированные менеджеры, которые были так важны для системы Тэйлора в прошлом, теперь утратили свою необходимость. Виртуальная реальность заполняет традиционную, в том числе а, может даже в первую очередь, заводы и предприятия. Машины могут совершать всю работу за человека, требуя на себя меньшие затраты, работая при этом более эффективно. Отпадает необходимость платить нескольким работникам за ту работу, которую может выполнить одна

укомплектованная машина с большей эффективностью (исключая тем самым «человеческий фактор»).

«Белые воротнички» становятся ненужными в капиталистическом обществе в среде производства. Они также отстают в информационном обществе, в виртуальной реальности. Без стабильной высокооплачиваемой работы эти люди не в состоянии отслеживать новинки информационной продукции и следовать тенденциям развития информационного общества, что дезинтегрирует и десоциализирует этих индивидов из информационного общества.

В то время как служащие теряют свое место в обществе, информационно грамотные и образованные люди находят себе более выгодное применение, чем раньше. Инновации и пропускаемость информационного канала становятся двумя важнейшими проблемами в странах, интегрирующих себя в информационное мировое сообщество. Таким образом, люди, понимающие тонкую материю производства виртуального пространства, могут получить высокооплачиваемую и ценную работу в современных корпорациях.

Как сказано выше, знание искусственных языков Интернета наделяет пользователей высоким статусом. С помощью такого знания можно осуществлять контроль над другими пользователями, перехватывать их потоки информации, производить действия для извлечения конфиденциальной информации или для приведения программного или даже аппаратного обеспечения информационных устройств в состояние нестабильности. Складывается норма постоянной зависимости пользователей от специалистов, грамотных в сфере информационных технологий.

Исследованиями стратификации, связанной с умением преобразовывать виртуальное пространство, а также владением и умением польоваться современными цифровыми приборами связи, занимаются такие ученые, как А.В. Коротков [2], В. Л. Цвик, Pille Pruulmann-Vengerfeldt, Tarmo Kalvet Kalkun, M. - Kalvet, T. [6], Lievrouw, L. Цифровая стратификация (digital stratification) у этих ученых сводится к наличию у индивида цифровых устройств последнего поколения и широкополосного доступа в сеть Интернет, а также умению человека пользоваться этими приборами и информацией в виртуальной реальности. В частности, в своей работе «Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества» А.В. Коротков пишет, что общество постиндустриальной эпохи, как и индустриальное, неоднородно и продолжает ранжировать индивидов по вертикальной оси, разделять на бедных и богатых. Но если раньше центральными критериями неравенства были «Богатство», «Образование», «Власть» и «Престиж», то сегодня мы можем говорить еще о информационном аспекте, о том, что теперь статус человека определяют не классические Веберовские критерии, а возможность или отсутствие возможности и необходимой компетенции для пользования Интернетом.

В работе А.В. Короткова отчетливо прослеживается мысль, что грань между стратами сегодня можно наблюдать между теми, кто владеет

техническими возможностями и необходимым интеллектуальным потенциалом для пользования сетью Интернет и, соответственно, теми, кто их не имеет. Эти критерии вытекают из классических критериев социального ранжирования, таких как богатство и образование. Такие научные изыскания, по мнению автора, могут завести современную социологическую науку в тупик, поскольку социальная стратификация в сети Интернет имеет качественно другие измерения и критерии, описание исследования которых автор приведет ниже.

Пилле Пруульманн-Венгерфельдт и Тармо Калвет в совместной работе о цифровом неравенстве в Эстонии сводят неравенство между людьми к способности и мотивации использовать различную информацию и Интернет-коммуникационные технологии, уровень владения и опять же (как и у А.В. Короткова) умение использовать цифровые технологии для повышения качества повседневной жизни индивида. Эстонские ученые, в этой связи, выделяют три критерия цифрового неравенства:

1) структурные навыки (способность понимать онлайн-контент);

2) инструментальные навыки (умение использовать Интернет-технологии);

3) стратегические навыки (способность понимать актуальность технологии).

Автор данной работы считает что вышеописанное является следствием такого критерия неравенства, по Б. Барберу, как образование. Все эти теории информационного неравенства основываются на социальном ранжировании в традиционной реальности и, по мнению автора статьи, не имеют ничего общего со стратификацей в виртуальной реальности.

Несмотря на горизонтально-ориентированную систему межличностных отношений, которую детерминирует философия виртуальных социальных сетей (такую систему называют точка - точка, реег-1ю-реег), имеет место социальное ранжирование по вертикальной оси.

Фундаментальным принципом стратификации в Интернет-пространстве является следующее: правила пользования любым сетевым ресурсом (от почтового ящика до канала связи) определяет владелец этого ресурса. В данной стратификационной системе присутствует количественная характеристика, такая как количество публикаций. Этой характеристикой определяется индивидуальная стратификация в виртуальных социальных сетях. Для общей характеристики социальных слоев количественная характеристика не была выявлена.

Каждая страта определяет права пользователя на чтение, запись изменение, дополнение или удаление информации. Качественной характеристикой в такой системе стратификации является совокупность таких прав. Самым низким статусом обладает тот, кто имеет возможность лишь чтения информации. Это означает, что индивид может только ознакомиться с контентом публикации, без возможности как-либо изменить этот контент. Полномочие записи означает возможность субъекта публиковать информацию. Дополнение информации означает возможность

комментирования публикации, то есть воможность вносить свою информацию без изменения существующей. Возможность изменения информации означает полномочие субъекта изменять тело публикации. Возможность удаления, соотетственно, означает полномочие субъекта удалять публикацию.

Гость в такой системе стратификации имеет самый низкий социальный статус. Его права строго ограничены, и нарушить правила поведения он не может технически. Когда Гость регистрируется на каком-либо ресурсе, он должен согласится с правилами поведения в данной виртуальной локации. Стоит отметить, что не всегда социальные нормы формируются участниками коммуникативного процесса. Зачастую социальные нормы поведения навязываются организаторами сообщества в качестве инструмента упорядочивания характера и качества взаимодействия в рамках детерминированных социальных моделей. При этом, установленные владельцами ресурса социальные нормы являются обязательными, определяющими характер социальных отношений, или устанавливают границы девиации для данного сообщества. В определенном смысле, для индивида это сформированная другими акторами среда, принуждающая пользователя к взаимодействиям определенного характера.

После регистрации Гость становится Пользователем и его статус становится на ступень выше. Статус пользователя позволяет индивиду не только читать и дополнять публикации. Пользователь имеет право публиковать свои посты. Индивид не только может просматривать содержимое форума, переходить на закрытые от Гостей страницы, но также и оставлять свои сообщения, писать письма модераторам, публиковать информацию о себе или изменять ее и пользоваться остальным функционалом ресурса. Нередко стратификационная ячейка пользователя делится на несколько подъячеек по специфическим для данного ресурса критериям, таким как: срок пребывания пользователя на сайте; количество написанных сообщений; компетенция индивида в конкретных темах или адекватность поведения для конкретного ресурса.

Следующую ступень в социальной иерархии электронных общностей делят Субмодераторы и Модераторы. Модератор - ответственное лицо, назначаемое администратором или на основании голосования (тайного или открытого), основной задачей которого является слежение за тем, чтобы информация, публикуемая в модерируемой группе, находящейся в ведомстве указанного лица, соответствовала правилам поведения ресурса и тематике группы. Обычно Модератор имеет право полного контроля над содержанием телеконференции. В круг его обязанностей также входят выполнение ряда действий в случае нарушения пользователями установленного порядка, вовлечение максимально большого количества участников сообщества в обсуждение. Обычно от Модератора требуются специальные коммуникативные навыки психологического, социального и когнитивного характера для того, чтобы участники ветки прогрессировали в своих обсуждениях от тривиального характера дискурса к углубленному анализу

проблемы. Иными словами, Модератор - индивид, отвечающий за социальный порядок в сообществе, в целом, или в конкретной группе, в частности, задачи которого заключаются в поддержании и развитии интереса участников конференции к обсуждаемой теме, а также изыскании решений возникающих технических, программных или организационных проблем функционирования сообщества. Субмодератор - это человек, отвечающий за порядок на своем форуме или форумах сервера, стремящийся развить интерес к своей теме и, возможно, но не обязательно, являющийся экспертом в области вопросов, обсуждаемых в данной ветке форума. Субмодератор отличается от Модератора по уровню ответственности: например, если сеть имеет разветвленную, децентрализованную структуру, Модераторам часто необходим заместитель, чтобы осуществлять контроль. Модерирование осуществляется на абсолютном большинстве сайтов сетевого взаимодействия. Степень контроля варьируется в широких пределах: от жесткого диктата за высказываниями и изоляцией нарушителей до весьма либерального. Неурегулированность социальных норм и субъективность, на которых зачастую базируется решение Модератора, нередко приводят к межличностным и межстратовым конфликтам. Между пользователями сети часто возникают обсуждения поведения того или иного Модератора, и для этих обсуждений создаются специальные форумы или ветки форумов.

Администраторы сетевых ресурсов находятся на следующей ступени социальной лестницы, обладают наибольшей базой информационно-технической грамотности и в отличие от остальных участников сообщества имеют возможность использовать свои умения для производства или преобразования информационной виртуальной среды. Администраторы в регулярном режиме: осуществляют мониторинг социальных взаимодействий участников конференций; принимают решения о том, какие конференции будут доступны на данном информационном ресурсе; контролируют и редактируют режимы доступа для всех типов социальных групп (гости, пользователи, модераторы) к тем или иным ресурсам; регулируют соответствие Модераторов их функциональным обязанностям и пр. Знаменательно то, что информационно-грамотный индивид может оказаться на любой ступени иерархии, что демонстрирует следующий тезис: зачастую Администратор некоторого ресурса, оказываясь на постороннем ресурсе, замечает какие-либо ошибки или недоработки действующей администрации сайта, но не может выйти даже за пределы страты Гостя. Это говорит о специфичности расслоения локальных электронных сообществ. Администратор практически всегда назначается хозяином домена или является хозяином домена. Разжаловать Администратора может администратор, обладающий большими правами либо равный по полномочиям, которые настраиваются им (Администратором) на сервере.

Следующую ступень представляет владелец доменной1 зоны или арендодатель домена. Прежде всего, доменная зона - это виртуальная среда, в области которой существует тот или иной Интернет-ресурс. Любой доменной зоной владеет физическое или юридическое лицо, которое фактически осуществляет продажу конкретного виртуального пространства под какой-либо ресурс. Место, отведенное под ресурс, называется доменом и представляет из себя физическое и программное пространство для информационного ресурса и своего рода виртуальный адрес для доступа к сайту через http .

Наивысшую ступень иерархической лестницы в информационном пространстве занимает Интернет-провайдер, который фактически определяет, может ли пользователь обращаться к тому или иному Интернет-ресурсу или же вообще определяет возможность индивида пользоваться Интернетом. Провайдер не только разрешает пользователю обращаться к конкретному ресурсу, он также определяет скорость обращения, что немаловажно в эру информационной скорости. Любой домен, информационный ресурс станут недоступными, если Провайдер, поставляющий магистрали и Интернет-каналы, перекроет информационный поток. Так же ни один Администратор не сможет производить и преобразовывать виртуальный ландшафт своего сайта, когда у него будет отсутствовать доступ к сети Интернет.

Интернет -провайдер {распределяет Интернет -канал между нижестоящими слоями)

Владелецдоменной зоны {выносит решение о выдаче пространства под информационный

Администратор

{имеет возможность чтения, дополнения, изменения, записи, удаления

Ыи^ЛПКДЗ! I M M \

1 Домен (от фр. Domaine - «область») - область пространства иерархических имен глобальной сети Интернет, которая обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизованно администрируется.

2 HTTP (англ. HyperText Transfer Protocol - «протокол передачи гипертекста») -протокол передачи гипертекста, который используется в Интернете для получения информации с Web - сайтов.

Рис. 1. Схема модели стратификации в социальных сообществах виртуальной реальности

Пользователи и Гости снабжают вышестоящие организационные единицы характерным для виртуальной онлайновой среды ресурсом. Этот ресурс специфичен для каждого из стратификационной модели. Для Модератора статус ветки или конференции определяется количеством пользователей, участвующих в ней. Результатом работы Администратора и Владельца домена является количество Пользователей или Гостей на информационном ресурсе и измеряется в «Кликах» (количествах переходов Интернет-портала, созвучно с нажатием на кнопку указательного устройства). Для Интернет-провайдера ресурсообразующими являются все участники Интернет-пространства, от их количества и степени обеспеченности их сетью зависит экономическая благополучность того или иного Провайдера и определяется его степень влияния.

Принуждение к стратификации в таком виде осуществляется программно-техническим путем. Информационная инфраструктура создается таким образом, чтобы человек не преодолевал делегированных ему полномочий в данном сообществе. Ситуация не должна меняться пока каким-то образом он не получит статус выше чем тот, которым он обладает на данный момент.

Социальная мобильность в данной системе стратификации возможна и совершается по большей части при переходе из страты Гостя в страту Пользователя. Для этого субъект должен пройти процесс идентификации и регистрации. В дальнейшем социальные переходы индивида резко ограничены, так как каждый переход дилегирует властные полномочия в конкретной ветке или целой сети. Более детальным исследованием социальной мобильности автор не занимался, поскольку в данной области это сложный и многогранный предмет, который необходимо производить в рамках отдельной работы.

Данная статья рассматривает модели, основные подходы к изучению социального ранжирования социальных сообществ в виртуальном пространстве и предлагает научной общественности новую модель социальной стратификации таких сообществ. Модель не претендует на статус полной и завершенной. Процесс социальной стратификации и неравенства в социальных сетях межличностного общения в Интернете необходимо продолжать изучать, а также дополнять и кооректировать настоящую модель.

Литература и источники:

1. Гидденс, Э. Социология : учебник (реферированное издание) / пер. с англ. и научн. реферирован. Е. В. Грунт. - Челябинск, 1991. - 276 с.

2. Иванов, Д. В. Критическая теория и виртуализация общества / Д. В. Иванов // Социологические исследования. - 1999. - № 1. - С. 32 - 40.

3. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе /Д. Белл. - М. : Прогресс, 1986. - С. 330 -342.

4. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы : учеб. пособие для студентов вузов / В. Л. Иноземцев. - М. : Логос, 2000. - 304 с.

5. Building The European Information Society For Us All. First Reflections of the High Level Groupof Experts. Interim Report [Electronic resource]. - Brussels, 1996. - 120 p. -.- Access mode: http://aei.pitt.edu/37619/1/A3583.pdf (дата обращения 9.09.2013).

6. Kalkun, M. - Kalvet, T. (2002b): Estonia's Digital Divide and Ways of Bridging It (in: Baltic IT&TR Review, No 3 (26) [Electronic resource]. -.- Accessmode: http://www.ebaltics.com/00705085, (дата обращения 17 июля 2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.