Научная статья на тему 'Социальная стратегия организации: понятие и проектирование'

Социальная стратегия организации: понятие и проектирование Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2262
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьева К.С., Соколова Е.Л.

Рассматривается понятие социальной стратегии организации и социального проектирования. Также описываются пути и способы достижения целей при проектировании социальной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная стратегия организации: понятие и проектирование»

Секция

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 669.713.7

К. С. Григорьева Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Рассматривается понятие социальной стратегии организации и социального проектирования. Также описываются пути и способы достижения целей при проектировании социальной стратегии.

Определение и выбор стратегии организации - это сложная и ответственная задача, стоящая перед любым предприятием. Роль стратегии для развития организации очень велика: имея собственную стратегию, организация обретает стержень и уверенность в будущем. В самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование, которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели.

В понимании современных специалистов управления, деятельность организации должна представлять комплекс согласованных решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия предприятия с акционерами и другими лицами, заинтересованными в его деятельности. Другими словами, у предприятия должна быть сформирована внутренняя социальная стратегия по отношению к обществу и персоналу предприятия.

Развернутое понимание социальной стратегии дает А. Н. Петров, который считает, что ее компонентами должны быть:

1. Базовая социальная стратегия, суть которой заключается в реализации комплексного развития социальной сферы организации и состоит из следующих блоков:

а) совершенствование социальной производственной структуры персонала:

- анализ социально-производственной структуры работников предприятия;

- выработка основных направлений действий в области социальной деятельности с учетом целей и планируемых результатов других функциональных стратегий;

- определение конкретных задач работы с группами сотрудников: женщины, молодежь, рабочие, служащие и т. д.;

б) улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работающих (в разработке данного раздела базовой концепции большое влияние имеет специфика производства, которая определяет условия труда, наличие профессионального травматизма и профессиональных заболеваний);

в) улучшение жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и их семей (определяются основные цели и средства по созданию и совершенствованию социальной инфраструктуры предприятия).

2. Социальные программы - для решения наиболее приоритетных задач социального развития предприятия.

3. Социальная защищенность, или «социальный пакет», используемый в практике ряда российских и зарубежных компаний и выполняющий функцию социального стабилизатора в отношении социальных угроз внешней среды [2].

Естественно, для формирования социальной стратегии организации, нужно иметь представление о том, как она будет выглядеть. Для принятия правильного решения при формировании социальной стратегии, следует обдумать несколько вариантов, одному из которых в последствии будет отдано предпочтение. Другими словами спроектировать проект социальной стратегии. В. А. Луков дает следующие понятие, социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего [3]. Создатель социального проекта должен ставить перед собой реальные цели и иметь в своем распоряжении необходимые ресурсы для реализации проекта. Социальное проектирование может не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

Пути и способы достижения целей и решения задач, наиболее актуальных в контексте данного социального проекта, называются методами. В практике социального проектирования чаще всего используются следующие методов:

- метод составления матрицы идей,

- метод «вживания в роль»,

- метод аналогии,

- метод ассоциации,

- методика мозгового штурма [4].

В каждой из перечисленных методик есть свои преимущества и ограничения, и выбор одной из них

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

зависит непосредственно от руководителя и от ситуации, в которой она будет применяться.

Сегодня социальная стратегия играет роль своеобразного фильтра, через который при подготовке пропускаются все остальные решения, носящие стратегический характер, и который в зависимости от избранного варианта социальной стратегии существенно влияет на конечный результат принятия решений [1].

У каждого предприятия имеются свои цели, и достижение этих целей не будет возможным без персонала предприятия. Следовательно, социальная стратегия -это важнейшая часть любой организации, без которой не возможна жизнедеятельность предприятия и правильно спроектированная социальная стратегия будет являться средством на пути к достижению успеха.

Библиографические ссылки

1. Айвазян С. А., Балкинд О. Я., Баснина Т. Д. и др. / под ред. Г. Б. Клейнера // Стратегии бизнеса : аналитический справочник, 2005. 312 с.

2. Захаров Н. Л., Кузнецов А. Л. Управление социальным развитием организации. М. : 2006. 191 с.

3. Луков В. А. Социальное проектирование : учеб. пособие. 7-е изд. М. : Изд-во МГУ : Флинта, 2007. 240 с.

4. Ставицкая Е. И. Социальное прогнозирование и проектирование : учеб.-метод. пособие. Пенза : ПГПУ, 2010. 67 с.

© Григорьева К. С., 2014

УДК 336.74; 336.748.12

А. С. Лапин Научный руководитель - П. С. Зеленский Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Представлены основные направления использования банками проектного подхода при работе с заемщиками для финансирования инвестиционных проектов, а также при реализации собственных внутренних проектов.

Коммерческие компании пришли к пониманию эффективности проектного подхода гораздо раньше государственных структур. Организации банковского сектора в большинстве своем активно используют технологии и инструменты управления проектами. Практически во всех крупных банках внедрены корпоративные стандарты, функционируют проектные офисы. Прежде всего, это обусловлено высоким уровнем конкуренции в банковском секторе. Внедрение технологий управления проектами, успешная реализация проектов в сжатые сроки и с оптимальными бюджетами являются составляющими элементами победы в конкурентной борьбе.

На сегодня многие финансово-кредитные учреждения ограничивают применение проектного подхода исключительно внутренними проектами: разработка новых банковских продуктов, внедрение информационных систем, расширение сети филиалов. Чем крупнее проект, чем больше в него вложено средств, тем более тяжелыми будут последствия неудач в реализации. В большинстве случаев, принимая решение о предоставлении заемщику кредита для инвестиций в крупный проект, банковские организации ориентируются прежде всего на финансовую обоснованность проекта, сроки его окупаемости, оставляя без должного внимания стадию непосредственной реализации проекта. Именно эта фаза часто становится камнем преткновения во многих больших и перспективных проектах. Отсутствие профессионального руководителя, слаженной команды, эффективной системы проектного управления приводит к тому, что перспективные бизнес-планы оказываются неосуществленными:

увеличиваются сроки и бюджеты проекта, а результаты остаются далекими от ожиданий.

Банковские организации редко могут самостоятельно оценить систему управления проектами потенциального заемщика, так как это требует специальных компетенций. Решением такой задачи служит привлечение профессиональной компании, которая даст экспертное заключение о зрелости и качестве проектного управления у заемщика. В крупных банках уже распространено обращение к независимым специализированным организациям для проведения экспертизы инвестиционной заявки. На данный момент экспертиза ограничивается аудитом финансовых аспектов и технических деталей бизнес-планов, не распространяясь на оценку способности заемщика успешно реализовать проект. Между тем, проведение подобной экспертизы позволит финансовому учреждению получить дополнительные гарантии того, что проект будет реализован профессионально, с применением передовых технологий и методов управления проектами [2].

Профессиональные услуги проектного управления могут потребоваться банковской организации не только на этапе принятия решения об участии в инвестиционном проекте. Успешно стартовавший крупный проект спустя некоторое время может зайти в тупик: исполнители сдвигают сроки, бюджет начинает расти. Причинами таких отклонений чаще всего являются ошибки, допущенные при планировании, управлении рисками, сроками и поставками. Когда проект попадает в кризис, необходимо вносить корректировки в принципы его управления, определить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.