Научная статья на тему 'Социальная среда как фактор формирования креативности личности'

Социальная среда как фактор формирования креативности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MöGLICHES KREATIVNOST / PäDAGOGISCHES MITTEL / KREATIVNYY FüHRER / КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / АКТУАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КРЕАТИВНЫЙ ЛИДЕР / ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ / КРЕАТИВНЫЙ ПЕДАГОГ / KREATIVNOST DER BESCHAFFENHEIT / DRINGENDES KREATIVNOST / SOZIALMITTEL / DIAGNOSE VON KREATIVNOSTI / KREATIVNYY LEHRER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капиренкова Оксана Николаевна

Основная идея статьи это изучение и исследование формирования креативности личности в социальной среде. Акцент ставиться на особых условиях перехода потенциальной креативности личности в актуальную. Ранняя диагностика креативности, выявление ее уровня и создание оптимальных условий будет способствовать эффективности формирования актуальной креативности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капиренкова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sozialmittel als der Faktor des Formteils von kreativnosti der Beschaffenheit

Grundidee des Artikels diese Studie und eine Studie des Formteils von kreativnosti der Beschaffenheit im Sozialmittel. Auf die Sonderbedingungen des Führens des möglichen kreativnosti der Beschaffenheit in das dringende gesetzt zu werden Akzent. Frühe Diagnose von kreativnosti, Entwicklung seines Niveaus und Kreation der optimalen Bedingungen tragen zur Wirksamkeit des Formteils des dringenden kreativnosti der Beschaffenheit bei.

Текст научной работы на тему «Социальная среда как фактор формирования креативности личности»

Секция 7. Психология

7. Bandura A. Social learning theory. - Englewood Cliffs, NJ: Pentice-Hall, - 1977. - 375 p.

8. Chomsky N. Cartesian Linguistics. New York: Harper and Row. 1965. Reprint. Certesian Linguistics. A Chapter in the history of Rationalist Thought Lanham. Maryland: University Press ofAmerica, - 1986.

9. Maslow A. Motivation and personality. - New York: Viking press, - 1971.

10. Miller G. Language and speech. - San Francisco: Freeman, - 1981.

11. Osgood Ch. Psycholinguistics, Cross-Cultural Universals, and Prospects for Mankind. Praeger Publishers, - 1988. ISBN 0-03-059433-2

12. Whorf B. The relation of habitual thought and behavior to language/New-York, - 1956.

Kapirenkova Oxana Nikolaevna, Smolensk Landesuniversität, Anwärter der psychologischen Wissenschaften, der Dozent der Abteilung der allgemeinen Psychologie

E-mail: oks-kap@mail.ru

Sozialmittel als der Faktor des Formteils von kreativnosti der Beschaffenheit

Abstrakt: Grundidee des Artikels diese Studie und eine Studie des Formteils von kreativnosti der Beschaffenheit im Sozialmittel. Auf die Sonderbedingungen des Führens des möglichen kreativnosti der Beschaffenheit in das dringende gesetzt zu werden Akzent. Frühe Diagnose von kreativnosti, Entwicklung seines Niveaus und Kreation der optimalen Bedingungen tragen zur Wirksamkeit des Formteils des dringenden kreativnosti der Beschaffenheit bei.

Keywords: kreativnost der Beschaffenheit, dringendes kreativnost, mögliches kreativnost, Sozialmittel, pädagogisches Mittel, kreativnyy Führer, Diagnose von kreativnosti, kreativnyy Lehrer.

Капиренкова Оксана Николаевна, Смоленский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии E-mail: oks-kap@mail.ru

Социальная среда как фактор формирования креативности личности

Аннотация: Основная идея статьи это изучение и исследование формирования креативности личности в социальной среде. Акцент ставиться на особых условиях перехода потенциальной креативности личности в актуальную. Ранняя диагностика креативности, выявление ее уровня и создание оптимальных условий будет способствовать эффективности формирования актуальной креативности личности.

Ключевые слова: креативность личности, актуальная креативность, потенциальная креативность, социальная среда, образовательная среда, креативный лидер, диагностика креативности, креативный педагог.

Креативность как ключевое качество личности, необходимо формировать с целью развития творческих задатков, способней воспринимать и анализировать, и уметь делать выводы, принимать нестандартные решения в современной действительности. Главной проблемой современного общества, на наш взгляд, была и остается проблема формирования активной творческой личности, в быстро меняющихся условиях существования, а именно поэтапное становление личности в социуме. Психологи и педагоги делают основной акцент на раннее развитие креативности личности: детский сад, школа, при этом остается без

должного внимание становление и дальнейшее формирование креативности в профессиональных образовательных учреждениях. От суда, приоритетной задачей средне профессиональных и высших образовательных учреждений является, не только передача профессионально направленных знаний и навыков, но и создание благоприятных условий, и продуманной системы работы для активного участия каждого студента в организации самообразования, для глубокого и полного раскрытия его личности, и эффективного процесса перехода потенциальной креативности в актуальную. Научить проявлять креативное начало

185

Sectoin 7. Psychology

большое искусство, требующее от преподавателя глубоких знаний, незаурядного педагогического мастерства, любви к своей профессии, понимания студентов, интереса к своему предмету.

Порой проходит не один год, прежде чем выпускник ВУЗа приобретает необходимые знания и навыки, станет настоящим мастером своего дела, а раскрытие его творческого потенциала еще в учебной деятельности, будет способствовать быстрой адаптации к современным условиям профессиональной деятельности. В начале обучения будущих специалистов многие педагоги сталкиваются с рядом проблем: отсутствием устойчивого интереса студентов к предметам, слабым стремлением их к самообразованию, снижением читательской активности, низким уровнем творчества при выполнении самостоятельной работы, с неспособностью организовывать свою внеаудиторную работу. Но не только, проблемы со стороны будущих специалистов являются основными, а и сама позиция пре-подавателий, как показали исследования ряда авторов (A. J. Cropley, J. W. Getzels, P. W. Jackson), по отношению к творческим студентам фактически в основном отрицательна. Когда попросили педагогов описать каких студентов, они предпочитали видеть у себя на занятиях, главным образом студентов с высокоразвитым интеллектом, а не креативностью. Авторы объясняют это тем, что креативные личности часто показывают «превосходство над педагогом» и от них «всегда неизвестно чего можно ожидать», в то время как интеллектуалы всегда оправдывают ожидания педагогов, адекватно выполняя их требования. Поэтому необходимо изменить отношение к самому процессу подачи знаний студентов, преподаватель, прежде всего, должен позволять студентам высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать студента, быть восприимчивым слушателем [5]. Таким образом, создание благоприятного климата для креативных студентов должно привести к изменению социального статуса самого учащегося, с одной стороны, а с другой — изменить «ценностную ориентацию» всех студентов в группе, повысить престиж творческого мышления, что, в свою очередь, должно повлиять на развитие креативности членов всей студенческой группы. Дж. Фостер приводит результаты исследования, проводимого Розенталем и Джакобсоном, суть которого заключалась в следующем: психологи на основании проведенного обследования расположили учащихся по уровню проявившихся у них в тестах интеллектуальных способностей. Затем, отобрав учащихся в случайном порядке

(в число их входили учащиеся с самыми низкими показателями креативности), сообщили педагогам, что они провели «особый вид тестирования», согласно которому перечисленные в списке учащиеся должны показать «выдающиеся успехи» в проявлении способностей через 12 месяцев. Через 8 месяцев эти учащиеся, отмеченные для преподавательского внимания, действительно показали выдающиеся успехи, хотя педагоги только ожидали от них этих успехов. Преподаватели должны уметь видеть креативные проявления учащихся не только во время аудиторных или специальных заданий, но и в любой другой внеаудиторной деятельности. Для этого следует включать студентов в самые разнообразные виды деятельности. Как известно креативность лучше всего раскрываются именно в той деятельности, к которой у учащегося имеются специальные способности. Поощрение проявлений специальных способностей студентов может способствовать формированию у них индивидуального стиля деятельности, характеризующегося самостоятельностью и креативностью [4]. Следующее условие формирование креативности как относиться к педагогу и заключается в воспитании педагогом своей креативности, т. е. педагог сам должен постоянно преодолевать в себе силу инерции, шаблона, формальности в преподавании. Он должен стремиться приравнивать свою работу к труду исследователя, внимание которого направлено на изучение объекта его деятельности, т. е. на учащихся, на поиск наиболее оптимальных и всегда новых путей к развитию креативных потенциалов студентов (организация дискуссий, постановка новых целей, совет, разумное молчание, внушение и т. п.). Таким образом, можно выделить общее для успешности формирования креативности, а именно: обеспечение оптимального базового развития студента, который формирует общие черты творческой личности, творческую личность оптимально формирует творческий преподаватель, исследовательский подход к обучении и воспитании — главное условие формирования творческой личности студента в любом типе учебных заведений, дифференциация и индивидуализация обучения естественно реализует возможность общей и специальной креативности [2].

Уровень базового развития будущего специалиста должен быть зафиксирован в начале первого года его пребывания в учебном заведении. Такой подход позволяет видеть начальный уровень сформированно-сти креативности личности. Студент должен пройти тестирование по параметрам, позволяющим выявить показатели его креативных возможностей. Критерии

186

Секция 7. Психология

по определению уровня креативности позволяют определить уровень подготовки к исследовательской работе студента в начале обучения и перед выпуском из учебного заведения. Так как основными качествами креативности являются такие, как сообразительность, пытливость, наблюдательность, смелость мысли в действии, решительность, инициативность, самоуважение, уверенность и требовательность к себе, коммуникативность, социальная активность, способность к сотрудничеству, то в соответствии с этими качествами можно определиться в отборе критериев сформированное™ креативности на начало обучения в учебном заведении. Студенты на первом курсе про-диагностировав такое свое качество исследователя, как креативность, видят уровень его сформирован-ности, что может дать толчок к дальнейшему развитию креативности, т. е. такая диагностическая работа может быть и развивающей. Это будет способствовать активизации не только творческой деятельности, но и активизировать познавательную деятельность студентов, углублять знания по изучаемым дисциплинам, расширению общего кругозора; содействовать раскрытию, проявлению и непрерывному развитию индивидуальных особенностей юношества; разовьет умение самостоятельно работать; сформирует нравственные качества личности студента, повысит культуру общения (при организации работы коллективного характера), создаст благоприятную обстановку для процесса обучения и воспитания.Сложность работы по развитию креативности заключается в дифференцированном подходе к студентам, учете общей подготовки группы. Так как каждый студент выбирает задание самостоятельно, опираясь на свои индивидуальные способности, преподаватель должен помочь ему в выборе. Задача преподавателя нацелить студента на поиск лучшего «образца» творческой работы. Хотя «образца» творчества и не существует, но ориентация на него позволяет создавать еще более оригинальные и интересные работы. Это избавляет от штампов в работе и приводит к стремлению студентов создавать идеальный образец работы, творчески совершенствуя свои знания, умения, способности, это избавляет преподавателя от проверки безликих, ориентированных на абстрактные цели работ [1]. Рассмотрим другие рекомендации по разработке учебных программ, способствующих развитию креативности. Прежде всего, необходимо расширить круг дисциплин, непосредственно связанных с творчеством. К их числу в первую очередь относятся дисциплины, связанные с изобразительной деятельностью — живописью, лепкой,

художественным конструированием и т. п. Это объясняется тем, что данные виды художественной деятельности не требуют длительного времени на овладение навыками исполнения. Кроме того, сам процесс овладения навыками изобразительной деятельности включает в себя тренировку элементов, необходимых в любом виде творческой деятельности: развивает восприятие и виденье, тренирует зрительно-двигательные навыки, способствует развитию воображения и фантазии, приобщает к непосредственному творчеству. Нами на базе Смоленского гуманитарного университета в течение четырех лет проводилось исследование оптимальных социальных условий перехода потенциальной креативности личности в актуальную.

В эксперименте приняло участие 27 групп (17 студенческих групп психологического факультета и 11 групп экономического факультета), что составило 748 человек (445 студентов психологического факультета и 303 экономического), 530 лиц женского пола, 208 лица мужского пола. Проанализировав теоретические и практические исследования по проблеме креативности личности было решено использовать субтест «Завершение картинок» теста Торренса и социометрический метод, для определения неформального лидера и выявления уровня его креативности. По результатам экспериментального исследования можно сформулировать следующие выводы, в группах психологического факультета 53 % неформальных лидеров имеют уровень креативности личности выше среднего, а у 12 % неформальных лидеров высокий, что дает возможность говорить о наличии у неформальных лидеров креативности в актуальном или потенциальном виде. Студенты экономического факультета показали, следующие результаты 18 % неформальных лидеров имеют высокий уровень креативности личности, 55 % - выше среднего уровень креативности личности и 27 % - средний креативности личности. Таким образом, большинство членов малой социальной группы (в нашем случае студенческая, учебная группа) при выборе неформального (эмоционального) лидера руководствуются не только эмоциональной привлекательностью выбираемого члена группы, но и наличием у данного члена креативности личности, как значимого фактора при выборе, т. е. креативность личности членов группы играет роль в социальной интеграции. Сравнительный анализ полученных данных показал, что 64 % групп экономического факультета и 53 % групп психологического факультета имеют среднеарифметический уровень креативности личности членов микрогрупп, где непосредственно находится

187

Sectoin 7. Psychology

креативный неформальный лидер выше, чем уровень креативности других микрогрупп данной группы, таким обрзом, можно предположить, что уровень креативности личности неформального лидера влияет на уровень креативности личности членов своей малой группы, т. е. являеться «образцом» для формирования креативности и способствует переходу потенциальной креативности в актуальную. 53 % исследуемых групп психологического факультета и 46 % групп экономического факультета имеют социальную интеграцию в норме, т. е. оптимальной, при чем уровень креативности личности неформального лидера в данных группах выше или выше среднего. Математическая обработка осуществлялась с помощью программного пакета Sta-tistica 6.0. с использование корреляционного анализа Спирмена и выборочной статистики (определение достоверных наблюдений, среднего, стандартного отклонения, максимума и минимума). Определялся корреляционный анализ показателей креативности личности и социального статуса студента в студенческой группе между собой. Затем выявлялись переменные, имеющие корреляционные связи на высоком уровне значимости (p > 0,01). Статистическая обработка результатов показала 100 % положительную связь на всей выборки, коэффициент корреляции (r= 0,75) на высоком уровне значимости (p > 0,01), в нашем случае прямопропорциональная связь между креативностью личности и межличностными отношениями, доказывает предположения о связи креативности личности и интегративнами процессами в малой социальной группе, что даст возможность использовать креативного неформального лидера в процессе проявления и формирования креативности личности у других членов группа, т. е. переходу потенциальной креативности личности в актуальную. Если создать условия для максимального проявления процессуальных характеристик творческости (т. е. ее межличностный характер и адресованность другому человеку), то это

даст возможность для использования собственной индивидуальности для выявления и проявления индивидуальности другого человека, что даст возможность, по нашему мнению, для формирования и развития креативности у студентов, которые имеют ее в потенциальной форме. Анализ исследований многих авторов, наши собственные данные позволяют сделать акцент на следующих моментах: креативность является одной из наиболее важных высших психических подсистем упорядочения системы человек-мир. Безусловно, креативность неразрывно связана со всеми остальными психическими функциями человека, с его сознанием, подсознанием, общими установками и диспозициями, личностными структурами, эмоциональной сферой и т. д., но основные функции креативности это максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решений во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. Люди и их социальные системы во все эпохи решали сложные проблемы. Следовательно, они управляли своей креативностью, создавали комплексы необходимых для креативности условий. Однако они делали это на основе далеко не всегда осознаваемой и во всех случаях не полностью осознаваемой саморегуляции. Задача науки состоит в том, чтобы постоянно обогащать пути сознательного воздействия на креативность личности, сознательного управления развитием и формированием креативности. Прежде всего, сюда следует отнести современное воспитание и обучение. В этом отношении необходимо сказать, что до последнего времени задача обучения творческому мышлению, выявлению и формированию креативности оставалась по существу не более чем хорошим пожеланием и реализовалась в очень ограниченной степени, главным образом за счет отдельных чисто эмпирических находок. Но и эти находки, как правило, не поддавались должному обобщению и систематизации, а потому и не внедрялись в учебную деятельность.

Список литературы:

1. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явления подражания. - М., - 1993. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - Санкт-Пб., - 2000.

2. Дружинин В. Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей//Психологический журнал, № 2, - 1991, - с. 94-105.

3. Gelade G. A. Creativity in conflict: The personality of the commercial creative//J. Genetic Psychol. - 1997. V. 158. № 1. - p. 67-78.

4. Hollander E/P., Julian J. W. Studies in leader legitimacy, influence and innovation. Advances in experimental social psychology. - N. Y., - 1970.

5. Haddon F., LyttonH. Teaching approach and divergent thinking abilities//Britich Journ of Eduncational Psychology, - vol.138, - 1968.

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.