Научная статья на тему 'Социальная справедливость - важнейший принцип социальной политики государства'

Социальная справедливость - важнейший принцип социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3633
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОБЩЕСТВО / НЕРАВЕНСТВО / СТРАТИФИКАЦИЯ / ИЕРАРХИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / SOCIAL JUSTICE / SOCIETY / INEQUALITY / STRATIFICATION / HIERARCHY / REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дыльнова Татьяна Владимировна, Панкратов Илья Андреевич

Критерий социальной справедливости рассматривается как выражение социального расслоения общества и неравенства. Разрабатываются методологические основы построения стратификационной модели современного общества. Предлагается построение социальной политики на основе принципа социальной справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL JUSTICE - THE MOST IMPORTANT PRINCIPLE OF SOCIAL STATE POLICY

Criteria of social justice are considered to be the forms of social stratification in society and its inequality. Methodological basis of a modern society stratification model is developed. Construction of social policy on the basis of a social justice concept is offered.

Текст научной работы на тему «Социальная справедливость - важнейший принцип социальной политики государства»

УДК 316.77

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

© Дыльнова Татьяна Владимировна

доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии, Саратовский государственный социально-экономический университет.

8 8 (845-2) 211-843

Ш

© Панкратов Илья Андреевич

аспирант кафедры экономической социологии, Саратовский государственный социально-экономический университет.

Ш vincel5@mail.ru

К

ФМ

Критерий социальной справедливости рассматривается как выражение социального расслоения общества и неравенства. Разрабатываются методологические основы построения стратификационной модели современного общества. Предлагается построение социальной политики на основе принципа социальной справедливости.

Ключевые слова: социальная справедливость, общество, неравенство, стратификация, иерархия, потребности.

Фа

нормирование рыночной экономики, а также проводимые впоследствии реформы оказали значительное влияние как на экономическую, так и на социальную жизнь России. На протяжении нескольких лет качественно изменилась сама структура общества и социальный статус большинства его членов. Социальная структура и социальный порядок связаны с определёнными качественными показателями, характеризующими степень цивилизованности общества, в том числе критериями справедливости. Любое общество должно обеспечивать достойные условия для жизнедеятельности своих членов, защищать их жизнь, гарантировать основные права, поддерживать нормальный ход хозяйственных процессов, способствовать развитию каждой отдельной личности, стремиться к справедливому распределению благ. Всё это в совокупности и воспринимается как «справедливый социальный порядок». Поэтому современному государству необходимо проводить социальную политику, нацеленную на поддержание и защиту социальной справедливости в обществе.

Для достижения максимальной эффективности проводить такую политику надо целена-

правленно, концентрируясь, прежде всего, на решении наиболее острых проблем. Необходима система оценки, выделяющая наиболее значимые противоречия при сосуществовании отдельных социальных групп и общества в целом.

Представим наше видение решения данных научных задач в контексте современного этапа модернизации российского общества, а также предложим стратификационную систему, отвечающую вышеизложенным требованиям.

Тема социальной справедливости тесно связана с проблемой равенства и неравенства людей в конкретных исторических условиях. Сложно организованное общество, основанное на разделении труда и социальной иерархии, порождает моральные представления, которые санкционируют неравенство людей, вытекающее из различий между ними. Социальные противоречия, отражающие отношения равенства и неравенства, составляют основу социальной концепций справедливости.

Особенное состояние социальной структуры российского общества связано с радикальными изменениями в отношениях собственности, распределения, общественной организации труда, в тенденциях и направлениях социальной

мобильности. Трансформационные процессы привели к возникновению новых социальных общностей, их взаимосвязей, иерархии. Преобразования в 90-х гг. XX в. и в начале XXI в. качественно изменили социально-структурные и другие отношения, крайне обострив и углубив имущественную дифференциацию, поляризацию интересов и политических предпочтений социальных групп. На смену государственной экономике пришла экономика многосекторная, с широким разнообразием форм - государственной, частной, муниципальной, арендной, акционерной, смешанной.

Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, а также всемирный экономический кризис существенно изменили социальную структуру общества [1, с. 93]. Вместе с этим произошло стремительное социальное расслоение, появились категории очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности.

Также в данный период наблюдается резкая дифференциация доходов населения и ломка стратификационных групп. Основные тенденции состоят в углублении социального неравенства (экономического, политического, социального) и маргинализации значительной части населения. Увеличивается разрыв в оплате труда между отраслями хозяйства. Характерной особенностью процессов социального расслоения являются их чрезвычайная быстрота и биполярная направленность. Всё это порождает недовольство значительной части общества и социальную напряжённость, вызванную дефицитом социальной справедливости.

Таким образом, социальная справедливость выступает как категория, с помощью которой характеризуется объективно обусловленная уровнем материальной и духовной зрелости общества мера равенства и неравенства в жизненном положении различных социальных общностей и индивидов. Справедливость, соотнося людей и их поступки, определяет, в чём и как люди непременно должны выступить как равные друг другу, в чём и каким образом - отличаться друг от друга. Справедливость как феномен общественного сознания многогранна и противоречива, многие её аспекты и противоречия не могут быть выражены в однозначной формально-логической оболочке. Её нельзя свести лишь к какой-то юридической формуле, моральной максиме, философской дефиниции, идеологической доктрине или политической декларации. Всегда есть некий «остаток», воспринимаемый лишь интуитивно.

Это «полифоническое» явление, отражающее интересы и потребности множества самых различных индивидов, групп, классов. Неизменным можно считать, пожалуй, одно свойство справедливости: она призвана служить одним из главныхрегуляторов поведения людей в каждой исторической ситуации. Она, наряду с идеальными чертами, несёт в себе реальные, практические, жизненно важные, рельефно проявляющиеся моменты.

Социальная структура современного российского общества характеризуется крайней социальной неустойчивостью как на уровне процессов, происходящих внутри социальных групп и между ними, так и на уровне самосознания личностью своего места в системе социальной иерархии. Эти процессы протекают по двум основным направлениям: с одной стороны, путём «размывания» традиционных социальных групп, с другой - за счёт становления новых видов межгрупповой интеграции по формам собственности, уровню доходов, степени вовлечённости во властные структуры.

В современной России происходит глубокий общественный переворот и преобразование не только социальных основ и регуляторов, которые формируют социальную структуру, но изменяется также сама социальная природа основных компонентов социальной структуры - групп и общностей. Начинается процесс их восстановления как субъектов собственности и власти, а значит, из объекта социальной политики они всё больше превращаются в её субъект.

Это, естественно, сопровождается процессом дифференциации социальных интересов, что выражается в постоянном усложнении социальной стратификации общества. В настоящее время существует немало концепций и мнений по вопросу о сути и путях формирования конкретных моделей социальной стратификации. В качестве обобщающего тезиса можно принять вывод о том, что социальная стратификация представляет собой структурно регулируемое неравенство, в котором люди ранжируются «выше» или «ниже» в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают социальные роли и различные виды деятельности.

При этом нужно учитывать, что в рамках одной и той же стратификационной системы человек может являться членом различных страт и иметь несколько социальных статусов, поскольку часто происходит несовпадение статусов одного и того же индивида. Связано это с тем, что престиж различных социальных позиций в обществе неодинаков, что и создаёт в сознании человека определённую иерархию статусов и социальных групп. Несовпадение статусов объ-

Информационная безопасность регионов. 2012. № 1(10)

ясняет многие противоречия в межгрупповых и внутригрупповых взаимоотношениях.

Государство во многом формирует нормативную шкалу оценивания социальной позиции, занимаемой человеком в обществе, ранжируя различные виды человеческой деятельности и степени их вознаграждения. Несоответствие социального статуса и его оценки государством всегда воспринимается индивидом как несправедливость, что усиливает его стрессовую реакцию и дестабилизирует состояние общества в целом. Поэтому процесс этот должен контролироваться государством и учитываться при постановке задач социальной политики.

При этом разработка социальной политики должна осуществляться на основании актуальных данных о состоянии общества и процессов, в нём происходящих. Необходима универсальная система оценки, состоящая из объективных критериев, по которым можно судить о положении социальных слоёв и отдельных индивидов, а также о процессах их изменения и преобразования. В исследованиях социальной структуры сейчас преобладают многомерные стратификационные модели с использованием таких критериев, как имущественное положение и доход, образование, позиция во властной структуре, социальный статус и престиж, самоин-дентификация, то есть комбинация объективных и субъективных критериев.

Перечень этих благ, на основе которых складывается и воспроизводится неравенство, практически неизменен. В него входят экономические ресурсы (владение землей, предприятиями, рабочей силой и пр.); политические (власть в обществе, на рабочем месте и пр.); социальные (доступ к высокостатусным социальным сетам, социальным связям, ассоциациям и клубам); престижные («хорошая репутация», слава, почёт, уважение, этническая и религиозная составляющая); человеческие ресурсы (человеческий капитал) - мастерство, компетенция, профессионализм, обучение на работе, опыт, уровень образование, знание; культурные ресурсы (культурный капитал) - практика потребления, присущая людям с высоким общественным положением, «хорошие манеры», привилегированный образ жизни.

Однако переходный период характеризуется изменением силы воздействия факторов, влияющих на стратификацию. Наблюдается ослабление государственной власти, порождающее напряжённую борьбу политических партий и группировок. Дестабилизация власти приводит к относительному ослаблению роли политического компонента социальной стратификации. Объём властных и политических полномочий тем не менее оказывает значительное влияние

на формирование социального статуса. Однако главенствующую роль в формировании статуса начинает играть «экономико-политический» фактор, который включает три компонента: владение капиталом, производящим доход; причастность к процессам распределения, перемещения и обмена общественного продукта; уровень личных доходов и потребления.

Комбинация этих показателей целесообразна и зависит от задач исследования. Существуют различные системы координат нового социального пространства, которые «конструируются» между потенциально составляющими средних слоёв. Традиционные же объективные критерии (доход, уровень образования, должность) не всегда дают действительную картину, так как реальные процессы, особенно связанные с получением доходов, сознательно искажаются. Тогда в качестве дополнительного критерия используется самооценка социального и материального положения, социального самочувствия.

Поэтому появляется необходимость изучения социального неравенства на основе выделения реальных слоёв в современном обществе как обладателей определённых реальных благ, выраженных степенью обладания дефицитных ресурсов. При этом наиболее информативным нам видится изучение неравенства на основе реализованных потребностей как показателя социального статуса. Соотношение реализованных и нереализованных потребностей при этом будет отражением степени социальной справедливости, что достаточно важно для формирования социальной политики, целью которой становится стабильное развитие общества, стремление не допустить обострение возникающих социальных противоречий.

В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что потребности человека и степень их реализации являются важнейшими показателями социальной справедливости, а также основой для социальной стратификации. Всё существование человека обусловлено стремлением к удовлетворению собственных потребностей. И чтобы выяснить, какие цели ставит перед собою индивид, необходимо понимать, какие потребности и когда индивид имеет или может иметь.

Из этого следует, что мы, в продолжение работ ряда известных философов, социологов и психологов, намерены во всех массовых действиях видеть, искать соответствующие потребности. Духовное поведение человека также реализует ряд его потребностей. Лучше всего привести слова А. Маслоу о такой вечной потребности, как любовь: «Мы должны понять, что такое любовь, должны научиться воспитывать

её, творить и прогнозировать - иначе мир будет захлёстнут ненавистью и недоверием» [2, с. 9].

Итак, мы имеем некий набор универсальных для конкретного общества потребностей, которые стремится удовлетворить каждый член этого общества. Но из-за существующего неравенства удовлетворение абсолютно всех универсальных потребностей возможно лишь у незначительной части данного социума. У большинства же его членов часть потребностей остаётся неудовлетворённой в связи с ограниченностью ресурсов, имеющихся у каждого из них. Универсальными потребностями мы называем как потребности, необходимые всем членам данного общества для нормальной жизнедеятельности, так и сформированные в конкретных культурно-исторических условиях, которые отражают основные общие ценности и установки отдельных его членов.

Удовлетворённые потребности могут свидетельствовать о возможностях конкретного индивида. Зная, какие потребности ему удалось удовлетворить, а какие - нет, мы можем судить о положении данного человека в конкретном обществе.

Возвращаясь к современным российским условиям, мы поставили цель - построить по принципу иерархии Маслоу систему реализованных потребностей, которая отражает неравное положение индивидов в нашем обществе и показывает их положение в нём. Если у Маслоу потребности располагались в процессе их очередного возникновения, то есть удовлетворение потребностей низшего уровня формировало потребности более высшего, то в нашей модели реализованные потребности отражают в целом статус индивида в общей иерархии членов общества.

Неравнозначное влияние удовлетворённых потребностей на общее положение индивида складывается из культурно-исторических особенностей, а также конкретного состояния общества и существующей в нём системы ценностей. Так, в различных обществах в тот или иной исторический период формируется своя иерархия. На этот процесс влияют стратификационные порядки, причём отнюдь не равномерно.

Исходя из вышеизложенного мы получаем совокупность стратификационных порядков и факторов, их составляющих. Таким образом, мы имеем возможность построить систему, в которой ведётся учёт показателей влияния стратификационных порядков и каждого фактора в отдельности. Именно она отражает существующий принцип формирования неравенства в российском обществе. Значимость факторов, объединённых в стратификационные порядки, отражается их удельным весом,

а их величина будет отражаться реализацией соответствующих потребностей человека и соответственно влиять на его общее положение в общей иерархии. Конкретный фактор будет влиять на общее положение в соответствии со своим удельным весом, поскольку количество универсальных потребностей достаточно велико, но удовлетворение каждой из них не одинаково повышает положение человека в иерархии. Поэтому, интегрировав показатели отдельных факторов, мы получим результирующий итог, который будет свидетельствовать о статусе конкретного индивида или группы. Определив диапазон промежуточных значений, характерных для определённых классов, мы сможем, таким образом, чётко стратифицировать российское общество, построив единую систему для комплексной оценки. При этом мы будем ясно видеть, за счёт чего формируется статусное положение конкретной группы людей, поэтому существующие проблемы данной группы будут так же чётко выделены.

В результате можно констатировать, что неравенство неизменно существует во всех обществах, однако далеко не все его новые формы можно с полным правом отнести в категорию «справедливых». Изменения, происходящие с современным российским обществом на протяжении двух последних десятилетий, порождают массу социальных противоречий и угрожают возникновение серьёзных конфликтов между различными социальными слоями. Поэтому важнейшей задачей социальной политики является забота о том, чтобы эти формы не превышали некие «нормальные» пределы, выход за которые грозит конфликтами и дезинтеграцией общества. Нормой в данном случае будет такая оценка неравенства, при которой создаются условия, когда практически всё экономически активное население имело бы возможность максимально полно реализовать свой потенциал, а остальной части населения был бы обеспечен вполне приемлемый уровень жизни. Такое неравенство создает стимулы для продуктивной конкуренции и эффективного использования ресурсов социально-экономического развития. Существование подобного неравенства возможно лишь при проведении сбалансированной, целенаправленной, последовательной социальной политики, основанной на стремлении оперативно и эффективно решать возникающие социальные противоречия в обществе. Отражение социальной справедливости через многомерную систему реализованных и не реализованных потребностей человека в различных сферах его жизнедеятельности является наиболее актуальной и информативной системой социальной стратификации, которая выделяет проблемные

Информационная безопасность регионов. 2012. № 1(10)

моменты во взаимодействии различных социальных групп. Благодаря этому, сконцентрировав направление социальной политики на минимизацию факторов, вызывающих наибольшее недовольство и проблемы для данной группы, мы сможем добиться достаточной социальной справедливости, чтобы минимизировать социальные конфликты и поддерживать устойчивое развитие общества.

Таким образом, именно социальная справедливость может послужить тем связующим звеном, которое способно объединить различные слои населения, и мощным стабилизатором, препятствующим нарастанию социальных конфликтов. По мнению ряда исследователей, минимальным уровнем стабильности является достижение такого состояния общества, когда большинством его членов признаются общие правила решения проблем. Безусловно, про-

блемы разъединяют людей, но признаётся общий порядок, и установленные большинством «правила игры» считаются справедливыми. Поэтому социальная политика в России должна осуществляться, прежде всего, учитывая принцип социальной справедливости, целью которой становится создание объективной оценки неравенства в обществе, что будет способствовать развитию и процветанию нашего общества. Библиографический список

1. Гришин С. Е. Прогноз развития информационных рисков и угроз [Текст] // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2011. —№ 2(9). - ISBN 1995-5731.

2. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст]. — СПб. : Евразия, 2001 — 478 с. = Maslow A. H. Motivation and Personality — New York : Harper & Row, Publishers, 1970. — ISBN 5-9626-0076-2.

Материалы поступили в редакцию 20.03.2012 г.

УДК 32.001

ЗАЩИТА ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА ВЛАСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Мельникова Татьяна Сергеевна

соискатель кафедры философии и политологии, Саратовский государственный социально-экономический университет.

' t.s.m07@mail.ru

В статье рассматриваются интернет-ресурсы, представляющие угрозу политическому имиджу власти. Из всего многообразия интернет-ресурсов выделяются основные группы информационных угроз, подрывающих политический имидж власти, анализируются способы их нейтрализации и методы противодействия.

Ключевые слова: политический имидж, информационные угрозы, интернет-пространство, коммуникация, информационные ресурсы.

Современная стадия развития информационного общества ставит политических акторов в новую ситуацию. Успех в публичной политике во многом зависит от их положительного имиджа, формируемого посредством не только традиционных коммуникаций, но и в процессе взаимодействия в интернет-пространстве. В свою очередь, положительный имидж, независимо от политических целей, будь

то победа на выборах (любого уровня и масштаба) или же укрепление и поддержание авторитета власти в глазах населения, способствует в целом формированию позитивного общественного настроения. Сегодня, наблюдая за сложившейся ситуацией в ряде арабских стран, можно увидеть как «полярность» общественных настроений влияет и на судьбы отдельных политических сил, и на вектор развития самого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.