Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЮЖНОРОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ С РАЗНЫМ АДМИНИСТРАТИВНЫМ СТАТУСОМ'

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЮЖНОРОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ С РАЗНЫМ АДМИНИСТРАТИВНЫМ СТАТУСОМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНЫ ЮГА РОССИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бинеева Наталья Камильевна

Цель исследования: определить влияние социальной справедливости на характер межэтнических отношений в условиях реализации национальной политики, направленной на интеграцию поликультурного российского общества, в регионах с разным административнополитическим устройством (республики, области, края). Методология исследования представлена теорией конструктивизма как методологической рамкой анализа представлений населения регионов Юга России о ценностных основаниях социальной справедливости в этнически маркируемых взаимодействиях, оценок приоритетных направлений национальной политики, а также смысловых и ценностных оснований интеграции российского социума. Эмпирическим объектом исследования выступало население регионов Юга России, которые были дифференцированы по административнополитическому устройству: Ростовская область, Краснодарский край, Республика Крым, Карачаево-Черкесская Республика. Предметное поле исследования включало коллективные представления о социальной справедливости и ожидания населения в сфере регулирования межэтнических отношений и реализации национальной политики с позиции принципа справедливости. Результаты исследования. Установлено, что понимание справедливости в отношении этнических групп населением регионов Юга России с разным административным статусом имеет некоторые различия, характерные для сферы публичного взаимодействия. В частности, в национальных республиках понимание справедливости в этнически маркированных взаимодействиях связано с представительством во власти и с недопущением насилия и политических репрессий по национальному признаку, в регионах со статусом области/края - с проявлением уважения в отношении этнических групп, а также с сохранением и развитием этнических культур. В качестве приоритетных задач в рамках реализации национальной политики в регионах выделены задачи по обеспечению равноправия всех людей, поддержке национальных языков, согласованию интересов всех социальных групп и предупреждению конфликтов. Идейные основания интегрированности российского общества как системы социальных взаимодействий, объединенных целью, ценностями и разделяемыми представлениями о средствах обмена и справедливости, носят противоречивый характер. Население регионов Юга России, независимо от административного статуса региона проживания, ориентируется в равной степени на две противоположные позиции, отражающие, с одной стороны, приоритет личного социального и экономического благополучия, а с другой - общественного интереса, актуализированного через идею возрождения страны как великой державы. Перспективы исследования. Результаты исследования могут быть использованы для реализации практик государственной национальной политики с учетом особенностей восприятия и установок в сфере повседневного и публичного взаимодействия жителей в регионах с различным административным статусом. Дальнейшая исследовательская работа по данной теме связана с анализом причин дифференцированности позиций и оценок населения в исследуемых регионах в зависимости от социально-демографического и исторического статуса этнических групп, проживающих в регионах Юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бинеева Наталья Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL JUSTICE IN THE SYSTEM OF INTERETHNIC RELATIONS IN SOUTH RUSSIAN REGIONS WITH DIFFERENT ADMINISTRATIVE STATUS

Objective of the study is to determine the influence of social justice on the nature of interethnic relations in the context of the implementation of national policies aimed at integrating a multicultural Russian society in regions with different administrative and political systems (republics, oblasts, territories). The methodological basis of the research is presented by the theory of constructivism as a methodological framework for analyzing the ideas of the population of the regions of the South of Russia about the value foundations of social justice in ethnically marked interactions, assessments of the priority directions of national policy, as well as the semantic and value foundations of the integration of Russian society. The empirical object of the study was the population of the regions of the South of Russia, which were differentiated according to the administrative and political structure: Rostov Region, Krasnodar Territory, Republic of Crimea, Karachay-Cherkess Republic. The subject field of the study included collective ideas about social justice and the expectations of the population in the sphere of regulating interethnic relations and implementing national policy from the standpoint of the principle of justice. Research results. It is established that the under-standing of justice in relation to ethnic groups by the population of the regions of the South of Russia with different administrative status has some differences peculiar for the sphere of public interaction. In particular, in national republics, the understanding of justice in ethnically marked interactions is associated with representation in power and with the prevention of violence and political repression on a national basis, in regions with the status of a region/province - with respect for ethnic groups, as well as with the preservation and development of ethnic cultures. As priorities within the framework of the implementation of national policy in the regions, the tasks of ensuring equality of all people, supporting national languages, coordinating the interests of all social groups and preventing conflicts are highlighted. The ideological foundations of the integration of Russian society as a system of social interactions united by a common goal, common values and shared ideas about the means of exchange and justice are contradictory. The population of the regions of the South of Russia, regardless of the administrative status of the region of residence, is guided equally by two opposite positions, reflecting, on the one hand, the priority of personal social and economic well-being, and on the other, public interest, actualized through the idea of the revival of the country as a great power. Prospects of the study. The results of the study can be used to implement the practices of state national policy, taking into account the peculiarities of perception and attitudes in the sphere of everyday and public interaction of residents in regions with different administrative status. Further research work on this topic is related to the analysis of the reasons for the differentiation of positions and assessments of the population in the studied regions, depending on the socio-demographic and historical status of ethnic groups living in the regions of the South of Russia.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЮЖНОРОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ С РАЗНЫМ АДМИНИСТРАТИВНЫМ СТАТУСОМ»

УДК 316.454.5

DOI 10.18522/2227-8656.2021.6.8

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

В СИСТЕМЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЮЖНОРОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ С РАЗНЫМ АДМИНИСТРАТИВНЫМ СТАТУСОМ1

© 2021 г. Н. К. Бинеева*

* Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Тип статьи в журнале - научная

SOCIAL JUSTICE IN THE SYSTEM OF INTERETHNIC

RELATIONS IN SOUTH RUSSIAN

REGIONS WITH DIFFERENT ADMINISTRATIVE STATUS

© 2021 N. K. Bineeva*

* Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Цель исследования: определить влияние социальной справедливости на характер межэтнических отношений в условиях реализации национальной политики, направленной на интеграцию поликультурного российского общества, в регионах с разным административно-политическим устройством (республики, области, края).

Методология исследования представлена теорией конструктивизма как методологической рамкой анализа представлений населения регионов Юга России о ценностных основаниях социальной справедливости в этнически маркируемых взаимодействиях, оценок приоритетных направлений национальной полити-

Objective of the study is to determine the influence of social justice on the nature of interethnic relations in the context of the implementation of national policies aimed at integrating a multicultural Russian society in regions with different administrative and political systems (republics, ob-lasts, territories).

The methodological basis of the research is presented by the theory of constructivism as a methodological framework for analyzing the ideas of the population of the regions of the South of Russia about the value foundations of social justice in ethnically marked interactions, assessments of the priority directions of national policy, as well as the

1 Статья подготовлена в рамках выполнения программы фундаментальных и прикладных научных исследований по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020-2022 гг. по проекту «Социальная справедливость в обеспечении гармонизации межэтнических отношений и укреплении общероссийской идентичности населения на Юге России» (государственное задание Минобрнауки, внутренний номер ГЗ0110/21-04-РГ).

ки, а также смысловых и ценностных оснований интеграции российского социума. Эмпирическим объектом исследования выступало население регионов Юга России, которые были дифференцированы по административно-политическому устройству: Ростовская область, Краснодарский край, Республика Крым, Карачаево-Черкесская Республика. Предметное поле исследования включало коллективные представления о социальной справедливости и ожидания населения в сфере регулирования межэтнических отношений и реализации национальной политики с позиции принципа справедливости.

Результаты исследования. Установлено, что понимание справедливости в отношении этнических групп населением регионов Юга России с разным административным статусом имеет некоторые различия, характерные для сферы публичного взаимодействия. В частности, в национальных республиках понимание справедливости в этнически маркированных взаимодействиях связано с представительством во власти и с недопущением насилия и политических репрессий по национальному признаку, в регионах со статусом области/края - с проявлением уважения в отношении этнических групп, а также с сохранением и развитием этнических культур. В качестве приоритетных задач в рамках реализации национальной политики в регионах выделены задачи по обеспечению равноправия всех людей, поддержке национальных языков, согласованию интересов всех социальных групп и предупреждению конфликтов. Идейные основания интегрированности российского общества как системы социальных взаимодействий, объединенных целью, ценностями и разделяемыми представлениями о средствах обмена и справедливости, носят противоречивый характер. Население регионов Юга России, независимо от административного статуса региона проживания, ориентируется в равной степени на две противоположные позиции, отражающие, с одной стороны, приоритет личного социального и экономического благополучия, а с другой - общественного интереса, актуализированного через идею возрождения страны как великой державы.

semantic and value foundations of the integration of Russian society. The empirical object of the study was the population of the regions of the South of Russia, which were differentiated according to the administrative and political structure: Rostov Region, Krasnodar Territory, Republic of Crimea, Karachay-Cherkess Republic. The subject field of the study included collective ideas about social justice and the expectations of the population in the sphere of regulating interethnic relations and implementing national policy from the standpoint of the principle of justice.

Research results. It is established that the understanding of justice in relation to ethnic groups by the population of the regions of the South of Russia with different administrative status has some differences peculiar for the sphere of public interaction. In particular, in national republics, the understanding of justice in ethnically marked interactions is associated with representation in power and with the prevention of violence and political repression on a national basis, in regions with the status of a region/province - with respect for ethnic groups, as well as with the preservation and development of ethnic cultures. As priorities within the framework of the implementation of national policy in the regions, the tasks of ensuring equality of all people, supporting national languages, coordinating the interests of all social groups and preventing conflicts are highlighted. The ideological foundations of the integration of Russian society as a system of social interactions united by a common goal, common values and shared ideas about the means of exchange and justice are contradictory. The population of the regions of the South of Russia, regardless of the administrative status of the region of residence, is guided equally by two opposite positions, reflecting, on the one hand, the priority of personal social and economic well-being, and on the other, public interest, actualized through the idea of the revival of the country as a great power.

Перспективы исследования. Результаты исследования могут быть использованы для реализации практик государственной национальной политики с учетом особенностей восприятия и установок в сфере повседневного и публичного взаимодействия жителей в регионах с различным административным статусом. Дальнейшая исследовательская работа по данной теме связана с анализом причин диффе-ренцированности позиций и оценок населения в исследуемых регионах в зависимости от социально-демографического и исторического статуса этнических групп, проживающих в регионах Юга России.

Prospects of the study. The results of the study can be used to implement the practices of state national policy, taking into account the peculiarities of perception and attitudes in the sphere of everyday and public interaction of residents in regions with different administrative status. Further research work on this topic is related to the analysis of the reasons for the differentiation of positions and assessments of the population in the studied regions, depending on the socio-demographic and historical status of ethnic groups living in the regions of the South of Russia.

Ключевые слова: социальная справедливость; этнические группы; межэтнические отношения; социальная интеграция; регионы Юга России; национальная политика

Keywords: social justice; ethnic groups; inter-ethnic relations; social integration; regions of the South of Russia; national policy

Введение

Социальная справедливость как ценностное основание регламентации социальных взаимодействий актуальна для современного российского общества. Это фиксируют и социологические опросы, и регулярное использование этой категории в публичном дискурсе, который на протяжении более 10 лет фиксирует запрос на социальную справедливость: социальная справедливость остается главной идей (для 45 % респондентов), которая, по мнению россиян, в большей степени выражает их представления о желаемом будущем (Российское общество и вызовы времени, 2017).

Исследовательский интерес к социальной справедливости в системе этнически маркированных взаимодействий обусловлен широтой социальной проблемы. Во-первых, большим социально-экономическим разрывом между регионами, между центром и периферией. В условиях социальной дифференциации и материального расслоения проявляется запрос на справедливость, социальное равенство, актуализируются патерналистские настроения людей. Распространенность идей справедливости, равенства коррелирует с типом поселения: если в административном центре субъекта Федерации сторонников обеспечения полного равенства - 32 %, то в сельских регионах - в 2 раза больше - 58 % (Два-

дцать пять лет новой России: Ростовская область, 2018). Во-вторых, социокультурными различиями и культурным зонированием, которые проявляются в разных установках на реализацию демократических преобразований (коллективное право народа или ориентация на гражданские права личности). В-третьих, важностью реализации национальной политики, направленной на формирование общероссийской идентичности в условиях поликультурного общества для укрепления гражданской нации как осознаваемой общности и как объединяющего стимула, снимающего социальные исключения и депривацию в поле межэтнического взаимодействия.

Цель данной статьи - определить влияние социальной справедливости на характер межэтнических отношений в условиях реализации национальной политики, направленной на интеграцию поликультурного российского общества, в регионах с разным административно -политическим устройством (республики, области, края).

Для достижения цели были решены задачи, направленные на изучение представлений населения регионов Юга России о ценностных основаниях социальной справедливости в этнически маркируемых взаимодействиях, оценку приоритетных направлениях национальной политики, а также на выделение смысловых и ценностных оснований интеграции российского социума. Эмпирическим объектом исследования выступало население регионов Юга России, которые были дифференцированы по административно-политическому устройству: Ростовская область, Краснодарский край, Республика Крым, Карачаево-Черкесская Республика. Предметное поле исследования включало коллективные представления о социальной справедливости и ожидания населения в сфере регулирования межэтнических отношений и реализации национальной политики с позиции принципа справедливости.

Изучению проблемы социальной справедливости в последние годы посвящены многочисленные исследования, которые представляют собой результаты аналитического обзора социологических теорий и научных публикаций по проблематике социальной справедливости (Гофман, 2017; Попова, 2016; Епихина, 2018), поиска методологических оснований исследования социальной справедливости (Волков, 2021; Брикет, 2021), результаты эмпирических исследований коллективных представлений и образов социальной справедливости, проведенных в различных регионах РФ (Попова, 2018; Труфанов, 2021). Проблематика межэтнических отношений в регионах с различным административным статусом разрабатывалась в рамках отечественных исследований под руководством Л. М. Дробижевой, направленных на анализ проявления этнично-

сти в институциональных и повседневных взаимодействиях людей, их установках и ориентациях, в том числе в контексте социального неравенства и социальной дифференцированности этнических групп и регионов их проживания (Дробижева, 2013; Щербина, 2021; Степанов, 2021). Межэтнические отношения в контексте социальной справедливости в различных регионах анализируются сквозь призму найденных форм организации жизни, созданных для утверждения справедливости (Денисова, 2020), влияния представлений о социальной справедливости на характер ожиданий и ограничений при формировании общегражданской идентичности представителей этнических общностей в регионах Юга России (Чернобровкина, 2020; Бинеева, 2020).

Методы

В качестве эмпирических данных в статье использованы результаты прикладного социологического исследования, проведенного в 2021 г. в рамках проекта «Социальная справедливость в обеспечении гармонизации межэтнических отношений и укреплении общероссийской идентичности населения на Юге России»1. Анализ построен на эмпирических данных, собранных методом анкетного опроса в 4 субъектах Юга России. Объем выборки составил (N=2213), в том числе в Республике Калмыкии - 17,6 % от общего объема выборки, КЧР - 18 %, Ростовской области - 21,3 %, Краснодарском крае - 21,5 %2.

География исследования представлена регионами, в которых русские представляют собой численное большинство (Ростовская область, Краснодарский край), и регионами, в которых представители других этносов являются титульными (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия). Выборка исследования - стратифицированная, с выделением квот внутри этнических групп по ключевым параметрам: местность проживания (городская, сельская), пол и возраст (начиная с 18 лет). Доверительная вероятность - 90 %; доверительный интервал -

1 Статья подготовлена в рамках выполнения программы фундаментальных и прикладных научных исследований по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020-2022 гг. по проекту «Социальная справедливость в обеспечении гармонизации межэтнических отношений и укреплении общероссийской идентичности населения на Юге России» (государственное задание Минобрнауки, внутренний номер ГЗ0101/21-04-РГ).

2 Точки опроса: Краснодарский край - г. Абинск, с. Вперед, ст. Холмская, г. Апшеронск, пгт Ахтыр-

ский, Лазаревское, г. Сочи, Агуй-Шапсуг, аул Большой Кичмай, аул Кичмай, Армавир, Краснодар. Ростов-

ская область: Зимовниковский район, г. Сальск, сл. Большая Мартыновка. КЧР: г. Черкесск, г. Карачаевск,

аул Псыж, аул Адыг-Хабль. Республика Калмыкия: г. Элиста, Ики-Бурульский район (пос. Хомутников,

пос. Приманыч), Яшкульский район (пос. Яшкуль, пос. Чилгир), Приютенский район (с. Приютное, с. Уль-дючины, с. Воробьевка), Яшалтинский район (с. Яшалта, с. Веселое, с. Красный Партизан), Целинный район

(пос. Бага-Чонос, с. Вознесеновка, пос. Освата). Даты выездных экспедиционных работ: 5 июля 2021 г. -

8 октября 2021 г.

7 %. Статистическая обработка и анализ эмпирической информации проводились с применением программы SPSS, версия 26.0.

Исследование было проведено в городах и сельских районах в соответствии с расчётными показателями: 41,9 % относятся к городскому населению и 58,1 % - к сельскому, что соответствует статистическим показателям распределения населения в выбранных регионах. В исследовании приняли участие 48,4 % мужчин и 51,6 % женщин.

Представления населения о социальной справедливости: ценностные основания и практики проявления в повседневной жизни

Анализ представлений населения о ценностных основаниях социальной справедливости в этнически маркируемых взаимодействиях показал устойчивую ориентацию на ценности эгалитарного и нормативного порядка, так как более 90 % респондентов к признакам справедливого общества отнесли «торжество закона и порядка, равенство всех перед законом», а также «создание равных условий для развития каждого». Идеи меритократического принципа регуляции обменных процессов («доходы получают в зависимости от трудового вклада и накопленного социального, культурного и символического капитала») имеют значительное преимущество по сравнению с идеями распределения коллективного блага без учета индивидуальных затрат и способностей (78,4 против 28,3 % соответственно). Линейные распределения ответов респондентов по всему массиву свидетельствуют о доминирующих признаках справедливого общества (равные условия и торжество закона) (рис. 1).

Равенство доходов независимо от вклада, способностей Доходы получают в зависимости от вклада

Оказывается поддержка

социально незащищенным

Торжествует закон и порядок

Созданы равные условия для развития каждого Отсутствует разделение на богатых и бедных

0 20 40 60 80 100

Рис. 1. Представления населения регионов Юга России о ценностных основания справедливого общества (КЧР, РК, Краснодарский край, РО), %

В то же время население регионов Юга России в повседневной жизни регулярно сталкивается с ситуациями и проблемами, которые интерпретирует в качестве несправедливых. Дифференциация сфер, воспринимаемых как несправедливые, позволила сделать вывод о превалировании в национальных республиках проблем социально-экономического характера, которые связаны с низким уровнем оплаты труда (79 % в национальных республиках против 50 % в Краснодарском крае и Ростовской области), низкими пенсиями (63 % в национальных республиках против 40 % в Краснодарском крае и Ростовской области), высокими тарифами и невысоким качеством обслуживания в системе ЖКХ (62 % в национальных республиках против 48 % в Краснодарском крае и Ростовской области), задержками с выплатой зарплаты (14 % в республиках против 8 % в Краснодарском крае и Ростовской области), недоступностью цен на жилье (45 % в республиках против 24 % в Краснодарском крае и Ростовской области) (рис. 2).

В отличие от национальных республик в Ростовской области и Краснодарском крае в 2 раза больше неудовлетворенных сферой взаимодействия с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, невозможностью достичь целей без теневой поддержки. Этнические группы, проживающие в Ростовской области и Краснодарском крае, в 4 раза чаще сталкиваются с невозможностью решить социальные вопросы (трудоустройство, жилье) в силу этно-конфессиональных отличий от большинства, проживающего в регионе. Практически каждый пятый чувствует себя чужаком при решении социальных проблем. В данных регионах в 2 раза острее воспринимается ситуация с мигрантами.

Оценки характера политического участия, влияния на принятие решений муниципального уровня, возможности трудоустроиться на желаемую работу по месту проживания, высокие расходы на дополнительное образование детей и низкое качество страховой медицины не имеют существенных различий в субъектах разного административного статуса. Данные ситуации являются несправедливыми для каждого второго (в случае с влиянием на принятие решений и трудоустройством) и каждого третьего респондента (в случае с образованием и медицинским обслуживанием) в исследуемых регионах.

Невозможность устроиться на хорошую работу по месту проживания

Бюрократизация: трудности в решении вопросов в органах исполнительной власти

Бесправие при столкновении с правоохранительными органами

Рост цен на товары и услуги

Невозможность достичь своих целей, если нет теневой поддержки

Нельзя решить вопросы жилья/трудоустройства, так как ты чужак

Недоступные цены на жилье

Ситуация в ЖКХ: высокие тарифы и невысокое обслуживание

Большое количество мигрантов

Задержки выплат зарплат

Нельзя оказать влияние на управленческие решения в местах проживания

Большие расходы на дополнительное образование детей

Невысокое качество страховой медицины

Низкие пенсии Низкий уровень оплаты труда

РК, КЧР РО, Кр.кр.

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 2. Проблемы повседневности, воспринимаемые населением регионов разного административного

статуса как несправедливые, %

Восприятие несправедливости населением в тех или иных жизненных ситуациях определяется в первую очередь экономической сферой в национальных республиках и сферой взаимодействия с органами власти

в Ростовской области и Краснодарском крае. Важность повышения уровня и качества жизни населения, не только улучшения работы органов исполнительной власти, силовых структур, но и изменения характера взаимоотношений с населением регионов характерна для всех субъектов Юга России.

Более 70 % респондентов из национальных республик (КЧР, РК) и 58 % респондентов, проживающих в Ростовской области и Краснодарском крае, считают, что соблюдение принципа справедливости в экономической сфере будет способствовать укреплению общегражданского единства в российском обществе. Каждый второй респондент во всех исследуемых субъектах считает, что реализации цели общегражданского единства будет способствовать соблюдение принципа справедливости в правовой сфере, а именно принципа равенства всех перед законом (рис. 3).

В признании значимости и уважении в отношении народов

В сфере предоставления льгот, преференций этническим группам

Равенства всех перед законом независимо от национальности

В поддержке и развитии нацкультур и языков всех народов России

В распределении политических ресурсов между этногруппами

В экономической сфере жизни

РК, КЧР РО, Кр.кр.

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 3. Представления о сферах применения принципа справедливости как условия укрепления гражданского единства

российского общества, %

Понимание справедливости в отношении этнических групп в условиях этнически маркированного взаимодействия в национальных республиках связано со сферами политического и публичного взаимодействия и определяется виктимным статусом и исторической памятью титульных

народов. Структура ожиданий справедливости включает «возможность равного представительства в органах власти всех народов и свободного выражения и защиты своих политических убеждений» (59,4 %), «недопущение политического насилия, политических репрессий по национальному признаку» (60 %) и «проявление уважения в адрес всех этнических групп независимо от их численности и статуса» (50 %) (рис. 4).

Проявление уважения в адрес всех этнических групп

Регулярное финансирование и развитие социальной и культурной

инфраструктуры этногрупп

Возможность сохранять и развивать культуру, язык каждого народа

Возможность иметь собственную государственность

Возможность автономно

народов

развиваться

Недопущение политического насилия по национальному признаку

Возможность равного представительства в органах власти всех народов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КР, КЧР РО, КР.кр

10 20 30 40 50 60 70

0

Рис. 4. Представления населения регионов с разным административным статусом о справедливости в отношении этнических групп, %

В оценках населения Ростовской области и Краснодарского края ведущие позиции занимают ожидания, связанные с воспроизводством этнокультурных универсалий и практиками государственной финансовой поддержки и развития культурной инфраструктуры этнических групп. Социальная справедливость в данных субъектах Федерации определяется «возможностью сохранять и развивать культуру, язык, иметь собственные школы, общественные организации» (56 %), «недопущением политического насилия, политических репрессий по национальному признаку» (53,3 %).

Приоритетные направления национальной политики в оценках населения регионов с разным административным статусом

В сфере межэтнических отношений реализация принципа справедливости означает обеспечение и признание равенства гражданских прав этнических общностей как представителей многонационального российского народа. Этот вектор национальной политики предполагает, во-первых, конструирование российской нации, т. е. увеличение количества людей, которые считают себя гражданами России; во-вторых, минимизацию этнических конфликтов; в-третьих, обеспечение межэтнического согласия, что способствует солидаризации российского общества.

В целом исследование зафиксировало удовлетворенность реализуемой национальной политикой на уровне 30-40 % независимо от административного статуса региона проживания респондентов. Более 40 % респондентов в Ростовской области и Республики Калмыкия отметили, что межэтнические отношения управляются справедливо. В Краснодарском крае и Карачаево-Черкесской Республике количество считающих управление межэтническими отношениями справедливыми ниже и составляет 35 и 31 % соответственно. Однако в данных регионах порядка 45 % респондентов придерживаются мнения о неизбежности ущемления прав этнических групп, независимо от стиля и характера управления со стороны органов власти (рис. 5).

РО 43,2 18,8 36,9 1,

Кр.край 35 12,7 44,9 7,1

Калмыкия

КЧР 31,9 17,7

0 20 40 60 80 100 120

Справедливо

Несправедливо

При любом управлении этнические группы будут испытывать ущемление прав

Затрудняюсь ответить

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Как можно оценить управление межэтническими отношениями в Вашем регионе?» в зависимости от административного статуса региона, %

Реализацию национальной политики респонденты связывают с деятельностью государства, и оценка роли государства в регулировании межэтнических отношений в категории «справедливо» варьируется от 32 до 50 % в зависимости от региона проживания респондентов. В Ростовской области каждый второй считает деятельность государства в этой сфере справедливой (50 %), в Республике Калмыкии - 42 %, в Краснодарском крае и КЧР - каждый третий респондент (по 32 % соответственно).

На уровне регионов население в Ростовской области и Краснодарском крае от федерального центра ожидает справедливого решения инфраструктурных проблем региона (создание водоснабжения региона, обеспечение электроэнергией и газопроводом), а также обеспечения равных с другими регионами России условий функционирования бюджетной сферы (медицина, образование) и уровня зарплаты занятых в бюджетной сфере. Позиционирование особых преференций казачества провоцирует оценку такой политики как несправедливой у этнических общин регионов и вызывает критику у русского большинства. При этом сохраняется восприятие положения русской части населения как ущемленного, что объясняется сохранением стереотипов 90-х гг., недостаточной консолидированностью сельских общин в поддержании собственных этнокультурных форм организации жизни, недостаточной информированностью населения о правоприменении по отношению к правонарушителям.

В контексте взаимодействия национальных республик с федеральным центром с позиций справедливости рассматривается участие в выдвижении кандидатов на пост главы республики и контроле выборов в республиканские органы законодательной власти. Имитационные практики, имеющие место во время выборов, приводят к отчуждению населения от власти и управления, поэтому население не рассматривает себя ответственным за неэффективность управленческих практик, но саму ситуацию интерпретирует как несправедливость со стороны федеральных органов власти. Политическая элита в национальных республиках выступает за сохранение межэтнического паритета как основы для сохранения мира и стабильности в республике, в то время как население (и особенно молодежь) воспринимает паритет как несправедливость, которая выталкивает значительную часть молодежи и перспективных специалистов различных национальностей за пределы республики. Болевыми точками, переводящими социальную напряженность в межэтническую, выступают вопросы исторической памяти, связанные с той или иной формой депривации по этническому признаку, а также оценка состояния этнической культуры (национальный язык, национальное образование, элементы национальной культуры) как депривированного (рис. 6).

Ростовская область 50,2 26,1 23,8

■ Да

■ Нет

■ Затрудняюсь ответить

32,7 2 >3,2 44, 1

0 20 40 60 80 100 120

Краснодарским край

Калмыкия

31,7

20,3

47,9

42,1

29

29

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Справедливо ли государство регулирует межэтнические отношения в регионах?» в зависимости от административного статуса региона, %

В качестве доминирующих задач государственной национальной политики респонденты выделяют «обеспечение равноправия граждан и реализацию их конституционных прав независимо от национальности», «поддержку языков народов РФ», «улучшение системы государственного управления в сфере национальной политики», «согласование интересов разных этнических групп и предупреждение социальной напряженности» (рис. 7).

Отличия в оценках респондентов наиболее ярко выражены в отношении ситуации адаптации мигрантов: в Ростовской области и Краснодарском крае эта задача актуальна для 27 %, в то время как в национальных республиках - для 16,5 % респондентов. Второе различие касается отношения к деятельности институтов гражданского общества - НКО. Их деятельность считают необходимой для укрепления общероссийской идентичности и межнационального согласия 21 % опрошенных в национальных республиках (каждый пятый респондент), в Ростовской области и Краснодарском крае - 10 % (каждый десятый).

Согласовывать интересы разных этнических групп

Привлекать НКО для укрепления общероссийской идентичности и межнационального согласия

Улучшать систему государственного управления в сфере национальной политики

Обеспечиватьть адаптацию мигрантов и способствовать их интеграции

Поддерживать языки народов Российской Федерации

Поддерживать русский язык

Поддерживать этнокультурное

образование и формировать

общегражданскую идентичность в учебных заведениях

Обеспечивать равноправие граждан независимо от их национальности

РК, КЧР РО, Кр.кр.

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос о задачах, решение которых необходимо в рамках реализации государственной национальной политики в регионе их проживания, %

В качестве смысловых оснований интеграции российского общества респонденты выделяют, с одной стороны, социальное и экономическое благополучие и права человека, а с другой - единение всех народов ради общей цели возрождения страны как великой державы. Такое соотношение представлений об идейных основаниях свидетельствует о противоречивом характере общественного сознания, объединяющем ценности индивидуализма и коллективности, либеральных и социалистических идей, ценности эгалитаризма и этатизма (рис. 8).

Наличие внешней угрозы, внешнего врага

Социальное и экономическое благополучие всех людей, равные стартовые условия

Широкая автономия регионов в рамках Российской Федерации

Индивидуальная свобода, приоритет интересов личности

Особая историческая миссия русского народа

Объединение народов для решения глобальных проблем

Укрепление принципов демократического и правового государства

Единение всех народов для возрождения страны как великой державы

22,1

10,8 11,6

П,5 12,4

8,6 10,3

6,9

18,9

29 28,2

6,4

44

48,5

РК, КЧР РО, Кр.кр.

10 20 30 40 50 60

4

2

0

Рис. 8. Распределение ответов респондентов на вопрос об идейных основаниях единения людей в регионе их проживания, %

Заключение

Понимание справедливости в отношении этнических групп населением регионов Юга России с разным административным статусом связано с представительством во власти (в национальных республиках), недопущением насилия и политических репрессий по национальному признаку, с проявлением уважения в отношении этнических групп, а также с сохранением и развитием этнических культур (в регионах со статусом области/края). Воспроизводство этнокультурных универсалий рассматривается через развитие этнокультурной инфраструктуры, проведение этнолингвистических исследований, расширение полиграфической базы для национальных языков. В качестве приоритетных задач в рамках реализации национальной политики в регионах выделены задачи по обеспечению равноправия всех людей, поддержке национальных

языков, согласованию интересов всех социальных групп и предупреждению конфликтов. Идейные основания интегрированности российского общества как системы социальных взаимодействий, объединенных целью, ценностями и разделяемыми представлениями о средствах обмена и справедливости, носят противоречивый характер. Население регионов Юга России, независимо от административного статуса региона проживания, ориентируется в равной степени на две противоположные позиции, отражающие, с одной стороны, приоритет личного социального и экономического благополучия, а с другой - общественного интереса, актуализированного через идею возрождения страны как великой державы.

Литература

Бинеева Н. К., Войтенко В. П. Социальная справедливость в системе межэтнических отношений в оценках экспертного сообщества Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 6. С. 138-147.

Брикет Д. Н. Типы справедливости в договорных отношениях // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 1. С. 172-184.

Волков Ю.Г. Социальная справедливость как социетальная ценностьв контексте гармонизации гармонизации межэтнических отношений в южнороссийском регионе. // Гуманитарий Юга России. 2021. Т.10, № 1. С. 13-29.

Воробьев С. М., Авдеев Е. А. Представления молодёжи о межнациональных отношениях в поликультурной среде регионов России // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 1. С. 106-119.

Гофман А. Б. Справедливость как социологическая идея: от классики к современности // Личность. Культура. Общество.

2017. Т. XIX, вып. 1-2, № 93-94. С. 65-79. Режим доступа: Ьйрв:// mgimo.ru/upload/ МоскМе^ойтап.рёГ.

Двадцать пять лет новой России: Ростовская область / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования,

2018. 174 с.

Денисова Г. С., Чернобровкина Н. И. Экспертная оценка этнополитической ситуации в Калмыкии: интерпретация в контек-

References

Bineeva, N. K., Vojtenko, V. P. (2020). Social justice in the system of interethnic relations in the assessments of the expert community of the Rostov region. Gumanitariy Yuga Rossii, 9, 6, 138-147. (In Russian).

Briket, D. N. (2021). Types of justice in contractual relations. Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika, 9, 1, 172-184. (In Russian).

Vorob'ev, S. M., Avdeev, E. A. (2020). Young people's ideas about interethnic relations in the multicultural environment of Russian regions. Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika, 8, 1, 106-119. (In Russian).

Gofman, A. B. (2017). Justice as a sociological idea: from classics to modernity. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo, XIX, 1-2, 93-94, 65-79. Available at: https:// mgimo.ru/upload/ iblock/4e1/gofman.pdf. (In Russian).

Twenty-five years of new Russia: Rostov region. (2018). Yu.G. Volkov (Resp. Ed.). Rostov-on-Don: Fond nauki i obrazovaniya Publ. (In Russian).

Denisova, G. S., Chernobrovkina, N. I. (2020). Expert assessment of the ethnopolitical situation in Kalmykia: interpretation in the context of the theory of justice. Gumanitariy Yuga Rossii, 9, 6, 158-170. (In Russian).

Drobizheva, L. M. (2013). Ethnicity in the socio-political space of the Russian Federation. 20 years of experience. M.: Novyj hrono-graf Publ. (In Russian).

сте теории справедливости // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 6. С. 158-170.

Дробижева Л. М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013. 336 с.

Епихина Е. Б., Зотов А. А., Попова И.П., Сапов В. В., Черныш М. Ф. Социальная справедливость в русской общественной мысли / отв. ред. Ю.Б. Епихина. М.: Ин-т социологии РАН, 2018. С. 49-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Озова Ф. А. Историческая тематика в научном, учебном и общественном дискурсе Карачаево-Черкесии // Историческая и этнокультурная тематика в учебном, научном и общественно-политическом дискурсе Северного Кавказа / под ред. В. А. Тишкова; сост. Б. А. Синанов, В. В. Тишков. М.: ИЭА РАН, 2021. С. 226-253.

Попова И. П. Массовые опросы по проблеме социальной справедливости (1990-2000-е гг.) // Социальная справедливость в русской общественной мысли / Ю. Б. Епихина [и др.]; отв. ред. Ю. Б. Епихина. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018. С. 196-199.

Попова И. П. Социальная справедливость в научных дискуссиях 1990-2010 гг. // Мир России. 2016. Т. 25, № 3. С. 56-75.

Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / М.К. Горшков [и др.]; под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М.: Весь мир, 2017.

Синанов Б.А. Русское население Северного Кавказа как объект научных исследований в новейшей историографии // Историческая и этнокультурная тематика в учебном, научном и общественно-политическом дискурсе Северного Кавказа / под ред. В.А. Тишкова; сост. Б.А. Синанов, В.В. Тишков. М.: ИЭА РАН, 2021. С. 90-110.

Степанов В. В. Черкесы в переписи и общественно-политическом дискурсе // Историческая и этнокультурная тематика в учебном, научном и общественно-политическом дискурсе Северного Кавказа / под ред. В. А. Тишкова; сост. Б. А. Синанов, В. В. Тишков. М.: ИЭА РАН, 2021. С. 276-301.

Труфанов А. Ю., Самсонов А. И. Смысловое содержание понятия «справедливость» в современном российском социуме // Анализ

Epihina, E. B., Zotov, A. A., Popova, I. P., Sapov, V. V., Chernysh, M. F. (2018). Social justice in Russian public thought. Yu.B. Epihina (Resp. Ed.). Moscow: In-t sociologii RAN Publ., 49-60. (In Russian).

Ozova, F. A. (2021). Historical topics in the scientific, educational and public discourse of Karachay-Cherkessia. Historical and ethno-cultural topics in the educational, scientific and socio-political discourse of the North Caucasus. V.A. Tishkov (Ed.); comp. B.A. Sinanov, V.V. Tishkov. Moscow: IEA RAN Publ., 226253. (In Russian).

Popova, I. P. (2018). Mass surveys on the problem of social justice (1990-2000s). Social justice in Russian public thought. Yu. B. Epihina (Resp. Ed.). 2nd ed. Moscow: Yurajt Publ., 196-199. (In Russian).

Popova, I. P. (2016). Social justice in scientific discussions 1990-2010. Mir Rossii, 25, 3, 56-75. (In Russian).

Russian society and challenges of the time. (2017). Book Five. M.K. Gorshkov, V.V. Petukhov (Eds.). Moscow: Ves' mir Publ. (In Russian).

Sinanov, B.A. (2021). The Russian population of the North Caucasus as an object of scientific research in Modern Historiography. Historical and ethno-cultural topics in the educational, scientific and socio-political discourse of the North Caucasus. V.A. Tishkov (Ed.); comp. B.A. Sinanov, V.V. Tishkov. Moscow: IEA RAN Publ., 90-110. (In Russian).

Stepanov, V.V. (2021). Circassians in the Census and socio-political discourse. Historical and ethno-cultural topics in the educational, scientific and socio-political discourse of the North Caucasus. V.A. Tishkov (Ed.); comp. B.A. Sinanov, V.V. Tishkov. Moscow: IEA RAN Publ., 276-301. (In Russian).

Trufanov, A. Yu., Samsonov, A. I. (2021). The semantic content of the concept of "justice" in modern Russian society. Historical and ethno-cultural topics in the educational, scientific and socio-political discourse of the North Caucasus. Resp. ed. S. V. Ustinkin, A. Yu. Trufanov. Moscow; N. Novgorod; Rostov-on-Don: FNISC RAN Publ. Available at: // https:// www.fnisc.ru/publ.html?id=9906. (In Russian).

миграционных процессов и их социальная Chernobrovkina, N.I. (2020). Expert as-

составляющая в субъектах Российской Феде- sessment of social justice in the context of in-

рации : сб. ст. / отв. ред. С. В. Устинкин, tegration of ethnic communities of the Krasno-

A. Ю. Труфанов. М.; Н. Новгород; Ростов dar Territory. Vestnik YURGTU (NPI), 6, 136-н/Д.: ФНИСЦ РАН, 2021. 68 с. Режим досту- 143. (In Russian).

па: // https://www.fnisc.ru/publ.html?id=9906. Shcherbina, E.A., Kubanova, L.V. (2021).

Чернобровкина Н. И. Экспертная Discourse of historical and ethno-cultural prob-

оценка социальной справедливости в кон- lems in the Karachay-Cherkess Republic. His-

тексте интеграции этнических общностей torical and ethno-cultural topics in the educa-

Краснодарского края // Вестник ЮРГТУ tional, scientific and socio-political discourse

(НПИ). 2020. № 6. С. 136-143. of the North Caucasus. V.A. Tishkov (Ed.);

Щербина Е. А., Кубанова Л. В. Дискурс comp. B.A. Sinanov, V.V. Tishkov. Moscow:

исторических и этнокультурных проблем в IEA RAN Publ., 253-301. (In Russian). Карачаево-Черкесской Республике // Историческая и этнокультурная тематика в учебном, научном и общественно-политическом дискурсе Северного Кавказа / под ред.

B. А. Тишкова; сост. Б. А. Синанов, В. В. Тишков. М.: ИЭА РАН, 2021. С. 253-301.

Для цитирования: Бинеева Н. К. Социальная справедливость в системе межэтнических отношений в южнороссийских регионах с разным административным статусом. // Гуманитарий Юга России. 2021.6 (52). С. 104-121.

БО! 10.18522/2227-8656.2021.6.8

История статьи:

Поступила в редакцию - 01.09.2021 г. Получена в доработанном виде -20.10.2021 г. Одобрена - 02.11.2021 г.

Сведения об авторе

Бинеева Наталья Камильевна

Кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: urfranrostov@gmail.com

Information about author

Natalia Kamilevna Bineeva

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University

160 Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344006, e-mail: urfranrostov@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.