Научная статья на тему 'Социальная справедливость в массовом сознании советского общества'

Социальная справедливость в массовом сознании советского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1780
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО / СОЦИАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / VALUE / SOCIAL EQUALITY / SOCIALISM / SOCIAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васькина Ольга Эдуардовна

Рассматривается феномен справедливости в массовом сознании советского общества, а также исследуется соотнесение понятий социальной справедливости и равенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social justice in mass consciousness of Soviet society

There is considered the justice phenomenon in mass consciousness of Soviet society. Also there is researched the correlation of social justice and equality concepts

Текст научной работы на тему «Социальная справедливость в массовом сознании советского общества»

архаических слоев населенного архетипи-ческими структурами бессознательного. Миф - феномен не только культурный, во многом зависящий от культурного контекста эпохи, но и социальный, психологический, поскольку выступает как средство социальной самоидентификации индивидов и общества. Легитимация (оправдание) существующего общественного порядка - одна из основных функций мифа не только в примитивных обществах, но и в более развитых культурах, где социальные и политические мифы приобретают характер идеологии.

Миф изначально выступает как колоссальный источник массовой энергии, ее сгусток, он способен мобилизовать целые группы людей на определенные действия, будь то религиозный ритуал, революционное движение, выборы президента или осуществление престижной покупки под воздействием рекламы или обаяния лейбла. Истина, которую для себя открывает мифологическое сознание, открывается в форме мифа, поскольку в нем концентрируется определенное миропонимание, аутентичное данной культуре и не нуждающееся в доказательствах. Современное состояние общества свидетельствует, что потребность в мифе осталась.

С точки зрения процесса производства реклама - вещь несущественная, нефункциональная, чисто коннотативная система. Ныне источники энергии столь абстрактны, а процесс труда настолько эмансипирован от жестуальности, живого мускульного усилия, традиционной последовательности ремесленного производства, что становится возможным наводнять рынок массой вещей, мало отличающихся друг от друга как по внешнему виду, так и по выполняемым ими операциям. Поэтому освященный традицией вещный мир сегодня распадается, а современная система вещей ускользает от технологической структурности в сферу вторичных значений. То, что ее структурирует, - сфера коннотативных смыслов вещи, иначе говоря, миф о вещах.

Литература

1. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудоми-но, 1995.

2. Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Нов. лит. обозрение. 1996. № 22.

3. Levitt T. Advertising and its Adversaries. A Speech at the 1971 Meeting of the American Association of Advertising Agencies. The Greenbrier, White Sulphur Springs, West Virginia, May 14, 1971. Published by American Association of Advertising Agencies. N.Y., 1971.

Advertisement communication language as power discourse

There is given the analysis of advertisement implicit functions. The author gives a conclusion that advertisement is an independent discourse that functions in social and cultural environment; it is a myth about things; a system of things organized by power structures and by which a person consumes social relations.

Key words: advertisement, discourse, power, society, myth, thing.

О.Э. ВАСЬКИНА (Кемерово)

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Рассматривается феномен справедливости в массовом сознании советского общества, а также исследуется соотнесение понятий социальной справедливости и равенства.

Ключевые слова: справедливость, ценность, социальное равенство, социализм, социальная справедливость.

В массовом сознании общества принципы социальной справедливости, как правило, не существуют в виде универсальной формулы. Они наполняются экономическим, моральным, политико-правовым содержанием. Через призму социальной справедливости субъекты исторического действия оценивают наличные условия своего бытия, сложившуюся в данном обществе систему межличностных взаимоотношений, свой социальный статус, место в системах организации общественного труда и т.д. Индивид, сформировавшийся в рамках определенной социально-экономической системы, как отмечал Г.В. Плеха-

© Васькина О.Э., 2009

нов, склонен считать данную систему справедливой до тех пор, пока не изменятся обстоятельства или сам человек в результате обретения нового социального опыта, знаний и переосмысления своего положения в обществе. Формирование у широких масс убежденности в том, что сложившаяся система общественных отношений, действующий механизм распределения общественного богатства, мера воздаяния за общественно полезный труд и т. д. являются несправедливыми, своими следствиями имеет рост социальной напряженности, обострение классовых противоречий, разрешение которых зачастую оказывается возможным только в ходе революционных преобразований. В то же время идея социальной справедливости несет в себе ярко выраженный позитивный заряд.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова справедливость трактуется как беспристрастие, как справедливое отношение к кому-нибудь [6: 534]. Как отмечается в Советском энциклопедическом словаре, справедливость - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека [8: 790]. В современном экономическом словаре социальная справедливость - понятие, означающее обеспечение равенства возможностей индивидов участвовать в трудовой деятельности, оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, удовлетворение неотложных потребностей населения с использованием общественных благ, недопущение чрезмерной поляризации в распределении доходов, богатства, рациональное применение позитивных способностей людей.

Важно заметить, что справедливость представляет собой одну из важных составляющих общественного идеала наряду с эффективностью, стабильностью и координацией, но не сводится к ним. Принципы справедливости устанавливают общую схему сотрудничества индивидов и групп, они распределяют основные права и обязанности, свободы и возможности, блага и тяготы совместной жизни. Социальная справедливость представляет собою ценность, т. е. реальный факт общественной и индивидуальной жизни. Ценности - это важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и иде-

алами [3: 521]. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, обществом и собственным внутренним миром. Как ценность социальная справедливость включает в себя гносеологический, нормативный, оценочный и идеальный компоненты. Выступая самой критической точкой пересечения индивидуального и общественного интересов, справедливость всегда соотносится с двумя другими ценностями - свободой и равенством, гармоничное сочетание которых в обществе и представляет собой справедливость.

Ориентация на социальную справедливость являлась одной из доминирующих ценностных ориентаций, присущих советским гражданам. В системе ценностей социальная справедливость имела такую же значимость, как качественное образование, труд, хорошая обстановка в стране и т. д. В советский период социальная справедливость трактовалась зачастую исходя из преобладавшей тогда марксистско-ленинской парадигмы анализа действительности. Акцент делался на изучении выравнивания реальных доходов рабочих и крестьян как отражения процессов стирания социальных различий в социалистическом обществе [5: 323].

Целевая установка, которую декларировал ЦК ВКП(б) (КПСС), состояла в построении коммунизма, т. е. бесклассового общества. В программах партии было записано, что если в первой фазе коммунизма (социализм) социальные различия еще сохранятся, то во второй они исчезнут и в стране установится социальное равенство. В первую очередь, речь шла о преодолении трех видов социальных различий: 1) между городом и деревней, 2) между умственным и физическим трудом и 3) между разными социальными классами (группами), прежде всего - интеллигенцией, рабочим классом и крестьянством. Преодоление этих различий рассматривалось как задача первой фазы коммунизма в СССР -социализма. По замыслу идеологов, социализм должен был базироваться на равенстве всех социальных групп. Достижение социального равенства находилось в центре всей идеологической работы грандиозного аппарата партии, включая содержание прессы, программ кружков и семинаров по проблемам марксистской теории,

обучения в учебных заведениях всех уровней и др. И вся эта система внедряла в сознание масс приоритет социального равенства над неравенством. Понимаемая таким образом социальная однородность была связана с трактовкой социальной справедливости.

В массовом сознании советского общества принцип социального равенства имел две стороны: а) равные для всех возможности проявить в меру своих способностей общественно-трудовую активность и б) равные права на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей соответственно труду и в границах достигнутого обществом уровня общественного производства. Как говорилось в официальных документах: «... социализм ставит всех членов общества в одинаковое отношение к средствам производства и в этом смысле полностью их уравнивает, различая людей не по их богатству, капиталу и т. п., а по самому справедливому на данном этапе развития общества критерию: количеству и качеству общественно полезного труда...» [5: 244].

Коммунистическое равенство, как подчеркивалось в Программе КПСС, означало, что все люди будут иметь одинаковое положение в обществе, отношение к средствам производства, условия труда и распределения, активно участвовать в управлении общественными делами. Утвердятся гармонические отношения между личностью и обществом на основе единства общественных и личных интересов, воплотится в жизнь основной принцип коммунизма «От каждого - по способностям, каждому -по потребностям» (Там же). Поскольку способности, вкусы и потребности различных людей не бывают и не могут быть одинаковыми по количеству и качеству, то и при коммунизме равенство не будет означать нивелирование всех людей. При этом марксистская теория социализма отвергала обоснование будущей структуры нового общества как неизбежно связанной с нивелированными потребностями, унификацией личности и разными формами ограничения сущности человека, «усреднения» человеческих способностей, устремлений, дарований, что приписывают ей и поныне критики марксизма. «Когда социалисты говорят о равенстве, - отвечал на такие “инсинуации” В. И. Ленин, - они понимают под ним всегда общественное

равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей» [5: 245]. Вера в достижимость социального равенства оказалась важнейшей чертой сознания «простого советского человека» [7: 14].

Неприятие неравенства, можно сказать, даже ненависть к нему идеологи КПСС формировали путем внедрения в массовое сознание неадекватных, искажающих реальность представлений о капиталистических странах мира. Партийная пропаганда была весьма успешной, поскольку она подкреплялась закрытостью СССР. Выезд за границу для рядовых граждан был затруднен или даже невозможен. Поэтому жители страны впитывали соответствующие идеологические принципы и идентифицировались с ними. Эта идентификация была вполне естественной, если учесть, что принятие партийных установок в отношении капиталистической системы в СССР рассматривалось как показатель лояльности к партии и Советской власти.

Согласно основной социалистической обществоведческой догме, социальная справедливость понималась как государственная политика более-менее равномерного распределения благ среди всех социальноучетных групп. «Более-менее» в данном случае означает, что одни социальные группы получали больше, а другие - меньше, согласно государственным приоритетам, их роли в процессе социалистического строительства. Социальная справедливость в описанном выше смысле была невозможна без социальной однородности, т. е. без четкого и однозначного определения принадлежности человека к социально-учетной группе. Именно для достижения такой социальной однородности (как необходимого условия социальной справедливости) осуществлялись массовые репрессии в сталинский период истории и выборочные репрессии во времена застоя, в ходе которых из социальной жизни (или из жизни вообще) элиминировались люди, в анкетах которых были пункты, фиксирующие их принадлежность к не совместимым с социалистическим мироустройством социальным группам.

В партийно-правительственных документах советской эпохи особо выделялось экономическое содержание социальной справедливости - социальная справедли-

вость в собственном смысле этого слова. В одном из выступлений М.С. Горбачев так раскрыл содержание этого понятия применительно к социализму: «Социальная справедливость воплощена у нас в реальном народовластии, равном отношении к средствам производства, в таких фундаментальных ценностях, как равное право на труд и его вознаграждение, образование, медицинскую помощь и социальное обеспечение, широкий доступ к достижениям духовной культуры» [1: 199]. В 1987г. на июньском Пленуме ЦК КПСС он еще раз подчеркнул: «Творческий, высокопроизводительный труд, талант, реальный вклад человека в общее дело нужно всемерно поощрять. И напротив, пассивность, бездеятельность, низкая культура труда, антиобщественные проявления должны оцениваться соответствующим образом - социально и экономически. Именно в этом состоит социалистическое содержание социальной справедливости» [2: 129].

Действительно, Советское государство немалого добилось в сфере социальной поддержки населения - системе социальной помощи, социальном страховании рабочих, создании условий для труда и отдыха. Оно создало широкую систему санаториев, домов отдыха, профилакториев, пионерских лагерей, где лечение и отдых частично или полностью оплачивались государством. Кстати, в отличие от многих современных стран, ежегодный оплачиваемый отпуск составлял не менее четырех недель. Обеспеченность поликлиниками, детскими садами, яслями, библиотеками, стадионами, санаториями находилась на уровне развитых западных стран или превосходила его. СССР занимал передовые позиции по продолжительности жизни (70 лет), детская смертность была одной из самых низких в мире.

Но на самом деле советская система, вопреки приведенным фактам, была очень далека от равенства и справедливости. Советский социализм уничтожил прежнее неравенство как порождение частной собственности, и все в равной степени должны были вносить свой вклад в общественное благо. Но ни в теории, ни на практике экономическое вознаграждение не предусматривалось как равное. В действительности средствами производства распоряжалась партийная верхушка. Она присваивала себе непропорционально большую

долю общественного богатства в виде специальных привилегий, специальных магазинов, домов отдыха и т. д. Советский социализм не мог выполнить и более специфического обещания социалистической справедливости, а именно: избавить общество от отчуждения и эксплуатации. Напротив, те формы отчуждения и эксплуатации, которые были реализованы при советском режиме, не идут ни в какое сравнение с тем, что когда-либо имели место в условиях не только капиталистического, но даже и рабовладельческого общества [4: 38].

Резюмируя, можно сказать: в массовом сознании советского общества понятие социальной справедливости сводилось к тому, что власти должны заботиться о населении, обеспечивая его основные потребности - в работе, жилье, прожиточном минимуме, социальном обеспечении, образовании и т. п. Люди в массе своей считали государство обязанным обеспечить всем членам общества на уравнительной основе некоторый разумный минимум жизненных благ. В советском обществе человек привык к тому, что жизнь может только улучшаться, а все социальные блага, которыми он располагает, являются как бы естественной частью окружающей природной среды и не могут исчезнуть из-за его, человека, политических установок и решений. Следовательно, под социальной справедливостью понималось распределение жизненных благ, удовлетворение материальных и духовных потребностей всех членов общества в соответствии с патерналистским принципом опеки «старших» над «младшими», что выражало своего рода незрелость, несостоятельность «советского человека» как массового социального типа.

Литература

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности. Производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 254 с.

2. Горбачев М.С. Собрание сочинений. Октябрь 1986 - февраль 1987. М.: Весь мир, 2008. Т. 5. 624 с.

3. Губман Б.Л. Ценности // Культурология. XX век: словарь. СПб.: Универ. книга, 1997. С. 521.

4. Кашников Б.Н. Исторический дискурс российской справедливости // Вопр. философии. 2004. №2. С. 29 - 41.

5. Научный коммунизм: словарь / под ред. A.M. Румянцева. 4-е изд., доп. M.: Политиздат, 1983. 352 с.

6. Ожегов С.И. Справедливость // Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1991. 915 с.

7. Советский простой человек. Опыгт социального портрета на рубеже 90-х / A.A. Голов [и др.]; отв. ред. Ю.А. Левада. М., 1993. 300 с.

8. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М.: Сов. энцикл., 1980. 1600 с.

Social justice in mass consciousness of Soviet society

There is considered the justice phenomenon in mass consciousness of Soviet society. Also there is researched the correlation of social justice and equality concepts.

Key words: justice, value, social equality, socialism, social justice.

Е.В. ХЛЫЩЕВА (Астрахань)

ФЕНОМЕН ГЛОКАЛИЗАЦИИ В ТРАНСКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Процесс глобализации ведет к созданию единого транскультурного пространства, где сосущестувуют различные явления культуры. Однако формирование такого пространства -процесс длительный, и на современном этапе проявляется в существовании тенденций универсализации и локализации. Это соотношение хорошо раскрывает феномен глокализации, характеризующий всю совокупность изменений процесса глобализации, вызванных региональной спецификой.

Ключевые слова: глокализация, регионализация, транскультурное пространство, локальные культуры, этнокультурное разнообразие.

Глобализация стала ведущим процессом социальной трансформации, который идет под влиянием, прежде всего, информационно-коммуникационных технологий и логично приводит к системным изменениям социума и всей среды его существования. Глобальные процессы никогда не отменяют процессы локальные. Генезис этнокультурных форм, локальных культур в

условиях глобализации означает их коренное преобразование или нивелирование.

Глобализация воздействует не только на экономику, но и на принятые в обществе стандарты качества жизни, характеристики потребительского поведения людей, социальные установки и систему ценностей. В основе обыденного мнения о глобализации, как правило, лежит представление об объединяющейся и интегрирующейся земной цивилизации, охватывающей в своей экспансии все земное и околоземное пространство и преодолевающей в силу этого различного рода границы -культур, государств, социальных и экономических общностей, а также и расстояния в чисто физическом смысле. То есть глобализация - это процесс, в котором географический фактор теряет свою важность или становится незначительным в установлении и поддержании межграничных, широко распространяющихся экономических, политических или социокультурных отношений.

В конце XX - начале XXI в. соотношение процессов глобализации и регионализации стало предметом многочисленных научных дискуссий. Существуют точки зрения, аргументирующие главную мысль: глобализация и регионализация - аспекты одного и того же процесса, развиваясь параллельно, они взаимно влияют друг на друга. Существует и противоположная позиция, согласно которой между этими двумя процессами наблюдаются серьезные противоречия. Есть и третья, компромиссная точка зрения, выраженная известной формулой: «Мыслить глобально, но действовать локально».

В региональных и национальных пределах экономические приоритеты глобализации обнаружили зависимость от геополитики и выделившейся из нее политики регионализма. В этой связи появляется термин «глокализация» [6: 31], характеризующий всю совокупность изменений процесса глобализации, вызванных региональной спецификой. Глокализацию можно рассматривать в качестве специфического регионального сценария глобализации, когда «глобальные и локальные тенденции взаимодополняют и взаимопроникают друг в друга, хотя в конкретных ситуациях могут прийти в столкновение» [2].

© Хлыщева Е.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.