Научная статья на тему 'Социальная справедливость и развитие личности'

Социальная справедливость и развитие личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
836
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС / СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исмаилов Нурмагомед Омарович

В статье исследуется проблема социальной справедливости в свете реализации личностного потенциала отдельного человека. Исследуется процесс осуществления социальной справедливости под углом зрения возможности развития личности. Справедливость рассматриваетсяв свете концепции устойчивогоразвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная справедливость и развитие личности»

40

Известия ДГПУ, №1, 2014

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 101.1: 316

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

THE SOCIAL JUSTICE AND THE PERSONAL DEVELOPMENT

© 2014 Исмаилов Н. О. Армавирская государственная педагогическая академия

© 2014 Ismailov N. O. Armavir State Pedagogical Academy

Резюме. В статье исследуется проблема социальной справедливости в свете реализации личностного потенциала отдельного человека. Исследуется процесс осуществления социальной справедливости под углом зрения возможности развития личности. Справедливость рассматривается в свете концепции устойчивого развития.

Abstarct. The author of the article investigates the problem of social justice in the light of the personal potential of the individual. He studies the implementation of the social justice from the perspective of individual development opportunities. The justice is considered in the light of the concept of the sustainable development.

Rezjume. V stat’e issleduetsja problema social’noj spravedlivosti v svete realizacii lichnostnogo potenciala otdel’nogo cheloveka. Issleduetsja process osushhestvlenija social’noj spravedlivosti pod uglom zrenija vozmozhnosti razvitija lichnosti. Spravedlivost’ rassmatrivaetsja v svete koncepcii ustojchivogo razvitija.

Ключевые слова: справедливость, личность, общественный прогресс, свобода, ответственность, равенство.

Keywords: justice, identity, social progress, freedom, responsibility, equality.

Kljuchevye slova: spravedlivost’, lichnost’, obshhestvennyj progress, svoboda, otvetstvennost’, ravenstvo.

Прежде чем говорить о соотношении социальной справедливости и развития личности, мы обозначим коротко наше понимание справедливости. Справедливость - это, прежде всего, право человека на свободный труд, возможность реализации личностного потенциала. Справедливость - это соответствие между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, между заслугами человека перед обществом и его социальным положением, свободой и ответственностью.

Следует подчеркнуть, что важнейшим критерием социальной справедливости является возможность всестороннего развития личности, возможность реализации личностного потенциала. Справедливы те меры, которые в данных исторических условиях способствуют всесто-

роннему развитию личности, общественному прогрессу.

Говоря о проблеме главного (но не единственного) критерия общественного прогресса, следует отметить следующее: насколько данное общество (в единстве всех сфер общественной жизни - материальной, социальной, политической и духовной) в целом способствует развитию личностных способностей человека, реализации его личностного потенциала, насколько это общество способствует становлению индивида личностью, настолько это общество прогрессивно и одновременно настолько справедливо. То есть главный критерий общественного прогресса, на наш взгляд, это уровень развития личности, всестороннее развитие личности. Таким образом, мы видим, что

Общественные и гуманитарные науки

41

критерий общественного прогресса и критерий социальной справедливости пересекаются и фактически совпадают.

Итак, рассматривая критерий справедливости, мы отметили, что важнейшим критерием справедливости является возможность развития личности, а общественный прогресс связан с уровнем развития личности человека. Общество есть более высокое, качественное образование, чем простая сумма всех индивидов, его составляющих. Но общество в целом не может полноценно развиваться, оно не может быть справедливым, если индивиды не имеют возможности развития своей личности.

Личность, как известно, это не просто индивид, это определённый уровень, до которого в процессе исторического развития поднялась общественная сущность человека. И, согласно предложенному критерию справедливости, процесс личностного развития есть исторический процесс более полной реализации справедливости. Различные общественные отношения, прежде всего, экономические и правовые, тем справедливее, чем больше открывают возможность возвышения уровня развития личности, при этом они позволяют повышать уровень жизни людей, и, следовательно, способствует развитию личности более высокий уровень развития производительных сил общества и производительности труда.

Но при более низком уровне разделения труда в обществе и, соответственно, при более низкой производительности труда индивиды находятся в большей степени в непосредственной зависимости друг от друга, индивид в большей мере сращён с социальной общностью. В таких условиях свободное личностное развитие человека затрудняется, ибо индивид ещё не успевает достичь необходимой для такого развития самостоятельности. Если справедливость имеет место тогда, когда каждый индивид занимается своим делом, имеет своё по заслугам, то это означает, что профессионализм и компетентность в различных видах деятельности приоритетны. Но низкий уровень разделения труда не предполагает высокой производительности труда, и в таких условиях возможности развития личности становятся более ограниченными.

Можно сделать вывод, что социальная справедливость, основанная на свободной деятельности индивида, в своём поступа-

тельном развитии выступает как возможность и условие становления индивида личностью. Именно свобода, свободная творческая деятельность в нашем понимании справедливости - главное условие и основание высокоразвитой личности. В свою очередь, высокоразвитая личность является условием и основанием истинной свободы и её реализации в творческой деятельности. Высшая мера свободы в нашем понимании справедливости -это свобода духа, творчество и созидание. Но такая свобода духа, разумеется, предполагает ответственность за свои деяния, способность контролировать собственные влечения и страсти, способность подчинить их разуму [3].

Если рассматривать этот вопрос в связи с тем типом общества, к которому в последние десятилетия стремится наше современное государство, а именно: рыночное общество, рыночный тип хозяйства и других общественных отношений, то главное условие рыночного общества -это возможность свободной деятельности и свободного распоряжения результатами своего труда, но не «свободные» цены при отсутствии свободного товаропроизводителя. Иначе общество будет иметь шок без терапии. Конечно, не на все виды деятельности должны распространяться рыночные отношения, поскольку есть виды деятельности, где необходимы государственные дотации, но детальное рассмотрение этого момента в задачу данной статьи не входит.

Следует отметить тот факт, что в условиях рыночного хозяйства индивид (личность) сам, собственными усилиями может определять свою жизнедеятельность. При рыночных отношениях по-новому реализуется сущность человека, его личностный потенциал, то есть она реализуется как индивидуальная активность, инициативность, способность к импровизации. С появлением и развитием рыночных отношений в историческом развитии общества можно утверждать, что происходит и развитие человеческой личности как творца собственной и общественной деятельности. В условиях рыночных отношений в обществе справедливость наполняется новым содержанием, то есть человек как субъект деятельности уже не только приспосабливается и адаптируется в окружающем мире, но он кроме всего прочего реализует и развивает свой личностный потенциал.

42

Известия ДГПУ, №1, 2014

Отсюда можно сделать вывод, что те социальные силы, которые не дают перейти к настоящим рыночным отношениям в том обществе, где эта мера исторически необходима, хотят видеть народ не в качестве свободных личностей, а в качестве толпы и безликой массы, поскольку управлять толпой проще, чем личностями.

Некоторые специалисты, рассматривая рыночные отношения, предлагают создание социального государства, основанное на признании человека в качестве основной цели государства, приоритете жизни и достоинства личности в ряду общественных ценностей. В данном случае предлагается создание социального рыночного хозяйства. «В концепции социального рыночного хозяйства предпринята попытка синтезировать гарантированную государством экономическую свободу в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью» [2. С. 53].

Если рассматривать этот вопрос под углом зрения концепции устойчивого развития, с концепцией, которая, безусловно, взаимосвязана с концепцией справедливости, то следует отметить, что человек имеет право преобразовывать окружающий мир для себя и развивать себя, но в целом, адаптируясь и приспосабливаясь к природе, не забывая, что он является частицей природы. То есть и в условиях рыночного хозяйства человек может творить и созидать только в рамках единства с природой, не нарушая в рамках своей деятельности экобаланс природы. Нельзя не отметить тот факт, что очень часто при рыночных отношениях человек не только и не просто развивает свою субъективность, личность, но в целях извлечения большей материальной выгоды, при этом уничтожает природу.

В этой связи стоит отметить, что рыночные отношения, безусловно, имеют, как свои достоинства, с точки зрения концепции устойчивого развития (и концепции справедливости), так и свои недостатки. К примеру, некоторые специалисты считают, что рынок является приспособлением основных принципов жизни к существующей культуре и цивилизации, что в рыночной экономике цены фиксируются с высокой степенью точности, а отказ от свободного рынка ведет к росту непроизводительных расходов. Кроме того рынок через точное опреде-

ление цен и баланса спроса и предложения обладает способностью к самоорганизации [4. С. 220].

По этому поводу отметим, что изложенное не совсем верно, а лишь отчасти. При рыночных отношениях желание и возможность получения большей материальной выгоды может с помощью рекламы создавать (и создает) искусственный и повышенный спрос на некоторые потребительские товары, не являющиеся предметами первой необходимости (которые, в конечном счете, берутся из природы). Очень часто именно реклама и ведет «к росту непроизводительных расходов». То есть мы видим, что с точки зрения концепции устойчивого развития и развития личности в процессе деятельности рыночные отношения имеют безусловные положительные моменты, но при определенных условиях рыночные отношения противоречат принципу справедливости.

Индивид быстрее достигает более высокого уровня личностного развития, когда он имеет возможность свободной деятельности и обмена, имеет возможность распоряжения результатами собственного труда, при относительной самостоятельности и в отношении общества в целом, и в отношении различного рода социальных групп, в которые он входит. Но быть свободным от общества во всех смыслах этого слова он не может.

В данном аспекте рыночные отношения выступают как форма общественных отношений, способствующих реализации личностного потенциала и не противоречат принципам социальной справедливости, поскольку индивид имеет возможность стать личностью, то есть когда он имеет возможность самостоятельного развития, имеет свой способ жизнедеятельности. Рыночные отношения демонстрируют созидательные способности талантливой личности. Достижение индивидом такого уровня свободы в определенном обществе, безусловно, отражает общий уровень развития данного общества.

Одним из главных положений нашей концепции справедливости, как мы уже подчёркивали, является реализация личностного потенциала индивида, и в наибольшей мере личность реализуется в свободном и творческом труде. При этом потребность в реализации своего личностного потенциала свойственна любому

Общественные и гуманитарные науки

43

одарённому от природы человеку, который может полноценно реализовать свои задатки только при определённом социальном строе, при определённых социальных условиях. Но свободная (чрезмерно свободная) и творчески-преобра-зовательная деятельность, помноженная на возможности научно-технического прогресса, порой нарушают экобаланс планеты. Мы считаем, что именно справедливость выступает как мера свободы людей в общественной жизни. Именно справедливость должна определять меру свободы, а не наоборот [3].

Следовательно, необходимо совместить свободную творческую деятельность с научно-техническим прогрессом, требованиями стратегии устойчивого развития общества. А. Д. Урсул полагает, что отказываться от научно-технического творчества и прогресса - значит отказываться от развития человека как личности и видеть в нём лишь материально-биологическое существо, некое животное, нарушающее экосферу планеты. «Поэтому необходимо разрешить противоречие между социально-творческим началом человека и сохранением биосферы, направив научнотехнический прогресс в русло экологических императивов и целей устойчивого развития» [7. С. 74].

Здесь следует подчеркнуть, что те люди, которые в своих воззрениях склонны к капиталистической ориентации, те мыслители, которые представляют, в первую очередь, различные разновидности либерализма, связывают справедливость главным образом со свободой, а не с равенством, и не с различными социальными гарантиями. Справедливость, с их точки зрения, выражается (и воплощается) в свободе выбора, действий, в свободном предпринимательстве. И как бы мы ни относились к данному подходу и к различным течениям либерализма, который уделяет свободе личности первостепенное значение, следует признать, что именно свободное предпринимательство позволяет индивиду развивать свою субъективность, свои личностные качества.

Сторонники либерализма надеются, что более талантливая личность в свободном предпринимательстве должна добиваться справедливого успеха и превосходства над остальными членами общества. Даже сама справедливость не столь ценна, если она не выражает, в первую очередь, свободу личности. По этой причине глав-

ным положением классического либерального общества можно считать положение - «свобода выше справедливости». И по этой же причине можно наблюдать удивительное забвение концепции общего блага, которое можно проследить в истории и теории либерального общества последних столетий [6].

Что касается сторонников различных концепций социальной справедливости, тех, кто видит воплощение справедливости в социальном равенстве, в различных социальных гарантиях и т. п., то к ним сторонники либерализма, а также и те, кто преимущественно связывает справедливость со свободой, всегда относились в идейном плане враждебно. Либерализм, выступая за справедливое равенство, видит последнее в равенстве возможностей.

Индивид значительно расширяет рамки своей свободы, когда приобретает возможность реализации своих потребностей и интересов в процессе собственной деятельности. В этой деятельности в активном процессе реализации интересов происходит самовыражение и самоутверждение личности человека как субъекта общественных отношений и исторического процесса.

Когда в обществе имеется возможность выявления и развития способностей разного рода, возрастают и возвышаются потребности и ценности, уровень жизни индивидов и уровень жизни общества в целом. В этом случае за счёт наиболее одарённых, трудолюбивых, предприимчивых и сильных личностей, за счёт возрастания личного и общественного богатства, за счёт налогов и общественных фондов потребления появляется возможность поднятия планки минимума материальных и духовных благ для наиболее слабых в различном отношении людей. Но это не должно относиться к тем, кто, не работая в меру своих возможностей, надеется пользоваться различными жизненными благами за счет других.

Каждый новый, более высокий способ социальной организации, более высокий тип общественных отношений поднимает рамки возможностей развития личности и реализации справедливости в их поступательном развитии на пути к более полной справедливости. Эти рамки определяются конкретно-историческими социальными условиями. Последние, в свою очередь, определяются уровнем раз-

44

Известия ДГПУ, №1, 2014

вития личности, то есть развитие личности и развитие общества в целом есть сложный взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

Два требования. В качестве дополнения и уточнения к исследуемой проблеме создания необходимых условий для развития личности в свете концепции справедливости, на наш взгляд, следует отдельно отметить главные требования личности к обществу и общества к личности.

Понятие справедливости должно включать в себя два основных требования, являющихся, можно сказать, специфическим проявлением разумного сочетания личных и общественных интересов. Справедливость в современных условиях должна требовать от общества удовлетворения потребностей, учёта особенных интересов, наклонностей и ценностных ориентаций каждой личности, то есть стремлений индивидов к личному благополучию не во вред остальным членам общества. Вместе с тем справедливость должна требовать от каждой личности сознательной борьбы за соблюдение принципов справедливости общества, за общественные интересы, осознания их важной роли для благополучия индивида.

Реализация принципа справедливости в любом обществе зависит не только от достигнутого уровня развития этого общества и от правильной социальноэкономической политики правящих партий и правительства, от того, насколько удачно использует правительство реальные возможности, представляемые достигнутой ступенью развития. Но в ещё большей степени реализация возможной меры справедливости зависит, на наш взгляд, от самого народа любой страны. Поскольку, как мы считаем, правительство в любой стране, в конечном счете, такое, которое заслуживает народ этой страны. В нашем обществе в решении задач осуществления справедливости необходима активная жизненная позиция каждого гражданина. Равнодушие и справедливость, как мы уверены, несовместимы.

К сожалению, в нашем обществе в последние годы стали реже использовать понятие «активная жизненная позиция». Но ещё Платон в своих произведениях уделял самое серьезное внимание этому понятию и явлению. В своём проекте идеального государства он отводил большую роль не только воспитанию граждан, не только

правительству, но и тому, что сейчас принято называть активной жизненной позицией граждан. «Кто не совершает несправедливости - почтенен, но более чем вдвое достоин почёта тот, кто и другим не позволяет её совершать» [5. С. 486].

Следует отметить, что некоторые люди желают справедливости, но не хотят за неё бороться, надеясь на вышестоящие инстанции, надеясь на власть. Но, как правило, в эту самую власть выдвигают своих представителей те социальные силы, которые преследуют свои интересы.

И если по отношению хотя бы одного человека допускается несправедливость, то это несправедливость, допущенная по отношению ко всему обществу, ибо государство существует, чтобы защитить всех членов общества. Можно сказать, что каждый, кто пытается защитить от несправедливости кого-то другого, тем самым может предотвратить и возможную в будущем несправедливость по отношению к себе.

Общество посредством определенных органов (правительство, органы правосудия, средства массовой информации, школа всех уровней и т. д.) должно формировать в каждом человеке чувство справедливости, вызывать у него стремление во всём и везде, в любом случае и при любом результате не только самому поступать справедливо, но и бороться с несправедливостью других. При этом борьба за справедливость должна основываться не только на чувствах, но и на твердых знаниях того, что справедливо и что несправедливо.

Основную роль в формировании у людей стремления бороться за справедливость должна играть социальная практика, практическое участие каждого сознательного гражданина в социальной и политической жизни общества, а также пропаганда знаний того, что без участия отдельного гражданина в реализации справедливости в обществе, при «заговоре равнодушных» осуществление справедливости невозможно.

Самым главным препятствием в такой пропаганде является безнаказанная несправедливость, которая укореняет зло. Г. Д. Бандзеладзе считает, что достоинство воли как одной из главных функций сознания и заключено именно в борьбе за добро и справедливость. Именно добро и его конечная цель - справедливость, являются теми высшими ценностями, которые вме-

Общественные и гуманитарные науки

45

сте с истиной и красотой создают источник и содержание человеческого достоинства. Достоинством обладает тот, кто борется за утверждение в жизни истины, красоты и справедливости [1. С. 51].

Но если в государстве установлена система, когда управленческий аппарат подчиняет строгой регламентации все сферы общества, в том числе и духовную сферу, когда за отдельного человека думают, решают и определяют ему заранее заданные ценностные установки, то стремление к справедливости индивидом остает-

ся лишь благим пожеланием. А сам он (индивид) в результате строго регламентированной деятельности не реализуется как личность и способен превратиться в послушного раба, в своего рода робота. Такое превращение человека в робота является великим злом, как справедливо утверждает Г. Д. Бандзеладзе. Достаточно отнять у человека свободную волю, личностную активность и способность сопротивляться, чтобы отнять у него человеческую природу, превратить его в вещь, в робота, в мыслящее животное [1. С. 52].

Литература

1. Бандзеладзе Г. Д. О понятии человеческого достоинства. Тбилиси: Мецниереба, 1979. 107 с.

2. Бутаев Г. Р. Правовые проблемы формирования социального государства в России и зару-

бежный опыт // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2010. № 2(11). С. 51-56. 3. Исмаилов Н. О. Справедливость как мера свободы // Социология власти. 2009. № 7. С. 136-144. 4. Лосев К. С. Проблемы и перспективы устойчивого развития России // Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций. М.: Ступени, 2002. С. 210-238. 5. Платон. Законы / Государство. Законы. Политика. М. : Мысль, 1998. 798 с. 6. Спиридонова В. И. Концепция «общего блага» в современной западной науке // Духовное измерение современной политики. М. : Наука, 2003. 190 с. 7. Урсул А. Д.

Философско-методологические аспекты концепции устойчивого развития // Введение в теорию устойчивого развития. М. : Ступени, 2002. С. 67-80.

References

1. Bandzeladze G. D. On the notion of human dignity. Tbilisi: Mezniereba, 1979. 107 p. 2. Butaev

G. R. Legal problems of formation of the social state in Russia and foreign experience // Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. Social Sciences and Humanities. Makhachkala: 2010, # 2 (11). С. 51-56. 3. Ismailov N. O. Justice as a measure of freedom || Sociology of power. M., 2009, # 7. P. 136-144. 4. Losev K. S. Challenges and prospects of sustainable development of

Russia // Introduction to the theory of sustainable development: course of lectures. M.: Stupeni, 2002. P. 210 - 238. 5. Plato. The laws / The state. The laws. The politician. M. : Mysl, 1998. 798 p. 6. Spiridonova V. I. The “common good” concept in modern Western science // Spiritual dimension of modern politics. M. : Science, 2003. 190 p. 7. Ursul A. D. Philosophical and methodological aspects of concept of sustainable development / Introduction to the theory of sustainable development. M. : Stupeni, 2002. P. 67-80.

Literatura

1. Bandzeladze G. D. O ponjatii chelovecheskogo dostoinstva. Tbilisi: Mecniereba, 1979. 107 s.

2. Butaev G. R. Pravovye problemy formirovanija social'nogo gosudarstva v Rossii i zarubezhnyj opyt // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshhestvennye i gumanitarnye nauki. 2010. № 2 (11). S. 51-56. 3. Ismailov N. O. Spravedlivost' kak mera svobody // Sociologija vlasti. 2009. №7. S. 136-144. 4. Losev K. S. Problemy i perspektivy ustojchivogo raz-vitija Rossii // Vvedenie v teoriju ustojchivogo razvitija: kurs lekcij. M. : Stupeni, 2002. S. 210-238. 5. Platon. Zakony / Gosudarstvo. Zakony. PolH^. M. : Mysl', 1998. 798 s. 6. Spiridonova V. I. Kon-cepcija «obshhego blaga» v sovremennoj zapadnoj nauke // Duhovnoe izmerenie sovremennoj poli-tiki. M. : Nauka, 2003. 190 s. 7. Ursul A. D. Filosofsko-metodologicheskie aspekty koncepcii ustojchivogo razvitija // Vvedenie v teoriju ustojchivogo razvitija. M. : Stupeni, 2002. S. 67 - 80.

Статья поступила в редакцию 18.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.